Научная статья на тему 'Психодиагностические возможности методики М-ЦД (модификация методики «УСЦД» Е. Б. Фанталовой) при исследовании внутриличностного конфликта'

Психодиагностические возможности методики М-ЦД (модификация методики «УСЦД» Е. Б. Фанталовой) при исследовании внутриличностного конфликта Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1994
726
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Красильников Игорь Александрович

В статье даётся общая характеристика методики Е.Б. Фанталовой «Уровень соотношения ценности-доступности» (УСЦД), а также обоснование необходимости её модификации. Указаны результаты психометрической валидизации модифицированной методики (М-ЦД). Рассматривается, каким образом можно расширить возможности применения модифицированной методики в различных жизненных сферах при исследовании внутреннего конфликта личности. Обозначены некоторые проблемные аспекты исследовательской деятельности психолога с использованием предложенной методики (М-ЦД).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Красильников Игорь Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychodiagnostic Potential of Methods M-VA (E.B. Fantalovas modification of methods «LRVA») in the Investigation of Intrapersonal Conflict

The article gives general description of E.B. Fantalovas methods «Level of the Ratio of Value-Access» (LRVA) and basing the necessity of its modification. The results of psychometric validation of modified methods (M-VA) are indicated. It is examined in what way the potential of use of modified methods (system) in different vital spheres in the research of intrapersonal conflict might be expanded. The article denotes some problem aspects of psychologists research work with the use of given methods (M-VA).

Текст научной работы на тему «Психодиагностические возможности методики М-ЦД (модификация методики «УСЦД» Е. Б. Фанталовой) при исследовании внутриличностного конфликта»

ЇЇЛ Красты-trnoB. ncn^namocrmecme Bo3Mowocm Meomn М-ЦД

Одной из насущных задач современной русской философской и психологической мысли является осознание своего единства со всем более чем тысячелетним древом отечественной культуры, развитие тех непреходящих ценностей, что были созданы нашим народом за многие века своего непрестанного культурного созидания.

Примечания

1 Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль Х-ХУ11 веков. М., 1990.

2 История философии: Запад-Россия-Восток. Кн. 1. Философия древности и средневековья. М., 1995.

Аверинцев С.С. Язычество // Философская энциклопедия. М., 1970. Т.5. С.611.

4 Попович М.В. Мировоззрение древних славян. Киев, 1985.

б

ГромовМ.Н., Козлов Н.С.Указ. соч.

Очерки по истории русской психологии / Под ред.

М.В. Соколова. М., 1951.

і

Там же. Там же.

Вагнер Г.К. Искусство мыслить в камне. М., 1990.

10 Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб. пособие. М., 2002.

5

УДК 159.923 (075.8)

ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ МЕТОДИКИ М-ЦД (МОДИФИКАЦИЯ МЕТОДИКИ «УСЦД» Е.Б.ФАНТАЛОВОЙ) ПРИ ИССЛЕДОВАНИИ ВНУТРИЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА

И.А. Красильников

Саратовский государственный университет, кафедра психологии E-mail: igorkrasilnikov@mail.ru

В статье даётся общая характеристика методики Е.Б. Фантало-вой «Уровень соотношения ценности-доступности» (УСЦД), а также обоснование необходимости её модификации. Указаны результаты психометрической валидизации модифицированной методики (М-ЦД). Рассматривается, каким образом можно расширить возможности применения модифицированной методики в различных жизненных сферах при исследовании внутреннего конфликта личности. Обозначены некоторые проблемные аспекты исследовательской деятельности психолога с использованием предложенной методики (М-ЦД).

Psychodiagnostic Potential of Methods M-VA (E.B. Fantalova’s modification of methods «LRVA») in the Investigation of Intrapersonal Conflict

I.A. Krasilnikov

The article gives general description of E.B. Fantalova's methods «Level of the Ratio of Value-Access» (LRVA) and basing the necessity of its modification. The results of psychometric validation of modified methods (M-VA) are indicated. It is examined in what way the potential of use of modified methods (system) in different vital spheres in the research of intrapersonal conflict might be expanded. The article denotes some problem aspects of psychologist's research work with the use of given methods (M-VA).

Общая характеристика методики «Уровень соотношения ценности-доступности» (УСЦД ) Е.Б. Фанталовой

Существует методическая трудность в диагностике целостного, ценностно-экзистенциального отношения к себе как результату самооценки личностью своих желаний и своих возможностей. Эту трудность преодолевает разработанная Е.Б. Фанталовой методика «Уровень соотношения ценности и доступности» для диагностики на духовноличностном уровне внутреннего конфликта в различных жизненных сферах1.

По сравнению с другими психодиагностическими методами обследования личности указанная методика привлекла наше внимание своим мощным объяснительным потенциалом и большими эвристическими возможностями.

В основу замысла данной методики легла идея о том, что одной из главных детерминант мотивационно-личностной сферы является подвижное, меняющееся в процессе

© H.A. Красильников, 2007

жизнедеятельности соотношение между осознанием ведущих жизненных ценностей, личностных смыслов, целей, и всем, что непосредственно доступно и связано с осуществлением конкретных достижимых целей, лежащих в зоне «легкой досягаемости». Применительно к конкретной жизненной сфере внутренний конфликт как рабочее определение Е.Б. Фанталова операционализиро-вала через введение метрического показателя, как разности между количеством (при попарном сравнении двенадцати ценностей) преобладающих выборов по критерию «ценности, значимости, привлекательности» и количеством преобладающих выборов по критерию «доступность, более легкая достижимость». В инструкции к методике «УСЦД» предлагается испытуемому попарно сравнивать между собой 12 из предложенных ценностей, отобранных из методики Рокича «Ценностные ориентации». Такая техника проведения обследования позволяет получить достоверные данные, так как не дает испытуемому возможности проявить социальную желательность.

Побудительная сила различных мотивов в возникновении интрапсихологических конфликтов в конкретных жизненных сферах будет во многом зависеть от степени взаимосвязи «ценность - доступность». Для любой жизненно важной сферы автор выделила несколько типичных вариантов такой взаимосвязи:

а) Ц и Д полностью совпадает;

б) Ц и Д в значительной степени совпадают;

в) Ц и Д в значительной степени расходятся.

Основной психометрический показатель -разность между показателями «Ценность» и «Доступность» - отражает уровень рассогласования, дезинтеграцию в ценностно-мотива-ционой сфере личности и характеризует ее внутренний конфликт как блокаду ведущих потребностей, с одной стороны, и самореализацию, личностную идентичность - с другой. Результаты, полученные Е.Б. Фанталовой по указанной методике, показали, что состояние внутреннего конфликта - это состояние «разрыва» в системе «потребность - ценность» и собственными возможностями, личностными ресурсами. Эмоциональная не-

удовлетворенность как глубина внутреннего конфликта по данной методике определяется достаточно точными качественными и количественными индексами.

Для конкретной жизненной сферы показатель расхождения «Ц-Д» (ценность - доступность) имеет двухмерную характеристику в зависимости от того, какой параметр выше

- Ц или Д: если Ц > Д, то это означает затянувшийся до настоящего времени внутренний конфликт; если Д > Ц, то имеется, напротив, внутренний вакуум, опустошенность, снижение мотивации. При разработке методики Е.Б. Фанталова опиралась на гипотезу о различном рассогласовании в мотивационноличностной сфере у больных гипертонической болезнью по сравнению со здоровыми лицами. По данным Е.Б. Фанталовой, имеется корреляционная связь внутреннего конфликта личности с эмоциональной напряжен-ностью2.

Обоснование необходимости модификации методики «УСЦД»

Необходимость в модификации методики «УСЦД» возникла в процессе практики психологического (психотерапевтического) краткосрочного консультирования людей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и конкретно вызвана следующей причиной. При работе с клиентом, находящимся в пред-, пост- и кризисном состоянии, требуется ургентная (неотложная) помощь. Для решения вопроса о степени активного вмешательства в личностную сферу человека, выбора мишени воздействия психологу необходимо иметь экспресс-методики, позволяющие за короткое время получить информацию о содержательной стороне внутриличностного конфликта и об уровне его тяжести (адаптационного потенциала). Оперативное «снятие» психологической информации становится особенно актуальным при групповом (массовом) обследовании в профилактических целях. Данную задачу трудно решать, используя методику Е.Б. Фанталовой, так как она обладает двумя существенными недостатками: значительная затрата времени диагностирования и эмоциональные усилия самого испытуемого. Из этого следует, что имеется ряд объективных факторов, побудивших нас модифицировать методику «УСЦД».

В процессе практической адаптации методики «УСЦД» нами была разработана ее модификация («М-ЦД»), необходимость создания которой продиктована потребностью в обеспечении методической простоты и удобства использования. Перечислим некоторые наиболее важные преимущества методики «М-ЦД», по сравнению с методикой «УСЦД»:

а) значительное сокращение времени тестирования: в среднем оно составляет по методике «М-ЦД» 5 мин, а обработка данных

- 3 мин, в то время как по методике «У СЦД» тестирование в среднем составляет 20 мин, а обработка данных - 10 мин. В связи с этим мы не согласны с мнением Е.Б. Фанталовой, что «УСЦД» можно отнести к экспресс-методикам, даже в компьютерной версии;

б) облегченность интеллектуальной и эмоциональной нагрузки при тестировании. Это позволяет наиболее полно реализовать профессионально-этический принцип «не навреди», который становится особенно актуальным при работе с испытуемыми, находящимися в состоянии психической напряженности;

в) методика «М-ЦД» лишена недостатка, который имеется в методике «УСЦД», когда перед испытуемым стоит задача выбора только одной из двух равноценных предлагаемых ценностей. В методике «М-ЦД» допускается выбирать одновременно две равнозначимых ценности из предложенных 12;

г) в процессе тестирования субъект воспринимает одновременно 12 предложенных ценностей, что позволяет ему осуществлять системно ценностный выбор, латентно учитывая многозначные детерминирующие связи между предлагаемыми ценностями.

Психометрические показатели модифицированной методики «М-ЦД»

Данные показатели методики определялись с учётом требований статистической стандартизации, принятых в психологии.

Статистическая стандартизация проводилась на выборке 192 чел., студенты различных факультетов СГУ, 18-25 лет, служа-щие3. В наших расчетах эмпирический закон распределения ОВК достоверно не отличается от нормального закона распределения: X2 эмп = 13,8 (р > 0,05). Параметры распределения показателя ОВК: М = 20,6; £ = 6,5.

По данным наших расчетов, ретестовая надежность методики «М-ЦД» с интервалом 1,5 месяца для показателя ОВК составила г = 0,7 (р < 0,01).

Определялась валидность метрического критерия высокого уровня конфликтности ценностей путем сопоставления данных, полученных по методикам «М-ЦД» и «УСЦД». Коэффициент корреляции составил ф = 0,7 (р < 0,01).

Критериальная валидизация проводилась путем сопоставления ценностей с высоким уровнем конфликтности выявленных по методике «М-ЦД» и данных субъективно подтверждаемых индивидом ценностей как проблемных. По результатам расчёта частота субъективно подтверждаемых ценностей с высоким уровнем конфликтности достоверно превышает частоту субъективно неподтверждённых индивидом конфликтных ценностей: х2 эмп = 31,0 (р < 0,01), что говорит о валидности методики «М-ЦД».

Методология ценностного подхода методики «М-ЦД» при тестировании была сохранена, как и в методике «УСЦД». Поэтому конструктная валидность не исследовалась.

Модифицированный вариант методики Е.Б. Фанталовой «М-ЦД» показал высокую валидность в исследовании конфликтности ценностной сферы личности. Он обладает прогностической ценностью при изучении широкого круга явлений, относящихся к адаптационному потенциалу личности. Полученные данные позволяют утверждать, что уровень «общей конфликтности» ценностной сферы личности в сочетании с «запасом уверенности в себе» являются валидными и системными показателями при оценке адаптационного потенциала личности.

Теоретически обосновано и экспериментально подтверждено положение о конфликтности ценностной сферы личности как системном факторе адаптационного потенциала. Изучено и проанализировано влияние конфликтности ценностной сферы личности на ее адаптационный потенциал. Установлено, что существует критический порог конфликтности ценностной сферы, при превышении которого наблюдается качественное изменение (снижение) адаптационного потенциала личности; конфликтность ценности «уверенность в себе» является универсаль-

Психология

71

ным показателем высокой конфликтности ценностной сферы и низкого адаптационного потенциала личности. На основании этого разработаны статистические нормы уровней внутриличностного конфликта.

Исследования на основе методики «М-ЦД» позволили нам предложить классификацию типов личности (уверенные в себе, явно неуверенные в себе и латентно неуверенные в себе). Полученная классификация типов личностей позволяет оценить уровень адаптационного потенциала.

Классификация типов личности с опорой на методику «М-ЦД» может быть использована в профилактических целях для прогнозирования и предупреждения дезадаптации личности (в профотборе при приёме в военные организации). Использование методики может быть также полезно в психологопсихотерапевтической консультативной помощи лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации или имеющим опыт психологической травматизации4.

В семейном консультировании методику М-ЦД можно использовать в качестве диагностики супружеской совместимости (или желающих вступить в законный брак). Для этого необходимо несколько видоизменить процедуру обследования: вначале ранжируется ряд ценностей мужчиной, а затем женщиной, а нормы берутся из указанной методики. Кроме того, дополнительной информацией служит сопоставление конфликтных ценностей у обоих супругов.

Список 12 ценностей, которые отобрала Е.Б. Фанталова из методики Рокича, отражает ценностные ориентиры взрослых людей. Поэтому методики УСЦД и М-ЦД применяют при диагностике внутриличностных конфликтов этой части испытуемых. Набор ценностей можно подбирать самостоятельно в зависимости от того, конфликт в каких жизненных сферах интересует психолога. Так, для подростков желательно заменить некоторые ценности согласно их возрастному развитию. Изменение списка ценностей также возможно, когда необходимо изучить специфические личностные качества, важные для той или иной профессиональной деятельности (ПВК).

Особенностью процедуры психодиагностики является то, что психолог перед тестированием не должен прямо информировать испытуемого о том, что будут исследоваться внутренние конфликты его личности, так как это повысит уровень тревожного состояния и мотивацию социальной желательности как форму защитного поведения. Можно, например сказать о том, что мы хотим посмотреть ваш взгляд на мир. Но в любом случае психолог руководствуется в работе конечно же этическими принципами.

Анализ результатов исследования конфликтности ценностной сферы личности выявил ряд дополнительных проблемных вопросов:

- существует ли связь между выделенными типами личностей и их способностью к перестройке ценностно-смысловой сферы? Наличие этой способности является важным условием высокого адаптационного потенциала. В процессе жизнедеятельности личностям с более высоким адаптационным потенциалом удаётся ли быстрее перестраивать ценностно-смысловую сферу;

- в дальнейшем представляет интерес провести лонгитюдное исследование, чтобы отследить динамику связей конфликтности ценностной сферы с различными типами психологических защит. Это позволит более обстоятельно анализировать эффективность совладающих форм поведения.

Психотерапевтами и психологами зарубежной психоаналитической и экзистенциальной школы на основе феноменологического анализа был отмечен и неоднократно указывался в соответствующей литературе тот факт, что утрата уверенности в себе, является существенным показателем личностно-эмоциональной дезадаптации. Исследование, проведенное на основании модифицированной методики М-ЦД, позволило нам подтвердить данное положение. Особенно информативным явился введённый ранее показатель «запас уверенности в себе», позволяющий диагностировать степень повреждения эмоциональной сферы личности.

На своём жизненном пути каждый человек встречается как с внешними, так и с внутренними преградами, которые могут значительно блокировать его ведущую дея-

тельность по достижению тех или иных ценностей. От того, насколько личности удается преодолевать эти препятствия, зависит ее вера в себя и в свои силы.

Неуверенность в себе, как характеристика самоотношения имеет ярко выраженный амбивалентный характер, глубоко затрагивает эмоциональную сферу и представляет для личности особую проблему. Ее субъективная недостижимость воспринимается в качестве внутреннего труднопреодолимого препятствия. Трудность совладания личности с неуверенностью в себе может повлечь за собой вторичную психологическую дезадаптацию, когда источник угрозы по оценке са -мой личности локализуется внутри неё: происходит интериоризация угрозы-препятствия. Поэтому возникает сложный аспект проблемы внутриличностной адаптации: каким образом возможно совладание личности с собственной неуверенностью в себе.

Феномен экзистенциально-тревожной неуверенности в себе связан, очевидно, с повреждениями в эмоционально-волевой сфере личности и является следствием остаточной психологической травматизации. Для углублённого научного анализа требуются

дальнейшие исследования с опорой на феноменологический анализ личности.

Перед практической психологией стоит важная задача: найти способы и методы воздействия на личность, которые повысили бы ее адаптационный потенциал, позволяя личности вернуть веру в себя и в свои силы, полноценно реализовать себя в обществе. Эффективность имеющихся методов во многом зависит от того, на какие методологические позиций они опираются. Понимание же механизмов функционирования повреждённой эмоционально-волевой сферы личности позволит в психотерапии специфично выбрать мишень воздействия, что невозможно без предварительной психодиагностики.

Примечания

1 Фанталова Е.Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. Самара:, 2001.

2 Фанталова Е.Б. Об одном методическом подходе к исследованию мотивации и внутренних // Психол. журн. 1992. Т.13, №1. С.107-117.

3 Красильников И.А. Изучение влияния конфликтности ценностной сферы личности на адаптационный потенциал. Дис. ... канд. психол. наук. Саратов, 2005.

4 Красильников И.А. Внутриличностный конфликт и психологическая адаптация. Саратов, 2006.

Пспхология

73

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.