Научная статья на тему 'Стратегии переживания внутреннего конфликта у студенток в период первичного профессионального самоопределения'

Стратегии переживания внутреннего конфликта у студенток в период первичного профессионального самоопределения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
113
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЙ КОНФЛИКТ / ЖИЗНЕННЫЙ СМЫСЛ / СМЫСЛООБРАЗОВАНИЕ / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА / ПРОФЕСССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / КОММУНИКАТИВНАЯ УСТАНОВКА / THE INTERNAL CONFLICT / VITAL SENSE / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / COMMUNICATIVE INSTALLATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Глущенко Яна Олеговна

В статье представлен краткий анализ проблемы жизненных смыслов в контексте профессионального самоопределения личности. Приведены результаты исследования, целью которого было выявление определенных психологических различий в системе жизненных смыслов студенток разных специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategy of experience of the internal conflict at students in primary professional self-determination

In article the short analysis of a problem of vital senses in a context of professional self-determination of the person is presented. Results of the research were the revealing of certain psychological distinctions in system of vital senses of students of different specialities.

Текст научной работы на тему «Стратегии переживания внутреннего конфликта у студенток в период первичного профессионального самоопределения»

Глущенко Я.О.

Стратегии переживания внутреннего конфликта у студенток в период первичного профессионального самоопределения

В статье представлен краткий анализ проблемы жизненных смыслов в контексте профессионального самоопределения личности. Приведены результаты исследования, целью которого было выявление определенных психологических различий в системе жизненных смыслов студенток разных специальностей.

Ключевые слова: внутренний конфликт, жизненный смысл, смыслообразование, ценностно-смысловая сфера, професссиональное самоопределение, коммуникативная установка.

Актуальность исследования стратегий внутреннего конфликта обусловлена, в первую очередь пониманием того, что современное профессиональное образование должно не только формировать высокопрофессиональных специалистов, но и создавать все условия для успешной самореализации, личностного роста и развития студентов [10].

В связи с этим особенно интересны отечественные психологические подходы к смысловой сфере учащегося как основе личностного и духовного становления человека, которые представлены в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, И.В. Абакумовой, А.Г. Асмолова, Б.С. Братуся, Ф.Е. Василюка, В.Е. Клочко, Д.А. Леонтьева, В.И. Слободчикова, Л.И. Фельдштейна [по 2].

Как отмечает И.В. Абакумова, в последнее десятилетие в связи с изменением научных приоритетов в отечественной психологии теория смысла и смыслообра-зования становится основной базовой общепсихологической теорией, методологической основой для прикладных отраслей психологии, которая разрабатывается в соответствии с достижениями мировой науки, появилась интерпретация общепсихологической теории смысла и смыслообразования в контексте учебного процесса, которая позволяет восполнить дефицит психологических и педагогических исследований в одной из наиболее приоритетных областей психологической науки и предлагает психологу и педагогу теоретическое и практическое обеспечение психолого-дидактического механизма выведения учебного процесса на смысловой уровень, преодолев традиционно существующее отчуждение знаний от личности. В рамках концепции смысла и смыслообразования И.В. Абакумова подчеркивает необходимость рассмотрения всех современных понятий и категорий психологии и педагогики под углом зрения их смыслового «наполнения» [1].

Таким образом, проблема изучения ценностно-смысловой сферы в настоящее время приобретает комплексный характер и представляет собой важную область исследований [6].

Учитывая также, что во многих теоретических подходах психологические конфликты, их характер и содержание становятся основой объяснительных моделей личности [5], особенно ценным становится анализ переживания внутренних

конфликтов, показывающих актуальные смысложизненные ориентации и ценности [14].

Современные исследования внутреннего конфликта в рамках теорий смысла и смыслообразования подчеркивают существование смысложизненых стратегий, связаных со смысловыми барьерами, рассматриваемыми в качестве внутренних противоречий ценностно-смысловой сферы личности [15].

Так, в современной общепсихологической теории ценностно-смысловые барьеры рассматриваются в работах И.В. Абакумовой, В.И. Бакулина, С.Ю. Головина, Д.А. Леонтьева, А.Н. Суховой, Н.Р. Салиховой [по 3].

Кузнецова Л.Б. отмечает, что, несмотря на многочисленные теоретические и практические исследования, внутреннего конфликта в студенческом возрасте (А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, А.А. Вербицкий, Е.Ф. Зеер, К.С. Косткж, О.В. Кузьменкова, Л.Б. Кузнецова, Л.М. Митина, А.В. Петровский и др.), рассмотрение данной проблемы с точки зрения стратегий переживания внутренних противоречий, с учетом тендерных особенностей, недостаточно представлено в работах современных исследователей [7].

Таким образом, приоритет всестороннего развития будущих специалистов, в том числе с точки зрения их личностного развития и психологического благополучия, а также недостаток теоретических и, особенно, практических исследований стратегий переживания внутреннего конфликта в период начального самоопределения у девушек, побудил нас к более подробному исследованию данной темы.

Цель исследования - выявление стратегий переживания внутреннего конфликта в период первичного профессионального самоопределения у девушек.

Предмет исследования - стратегии переживания внутреннего конфликта.

Объектом исследования явилось переживание внутреннего конфликта в период первичного самоопределения у девушек.

Гипотеза исследования: девушки разных специальностей используют разные стратегии переживания внутреннего конфликта

Методы исследования. 1. Теоретический анализ научных источников по данной проблеме. 2. Эмпирические методы (метод анкетирования и тестирования, эксперимента). 3. Статистические методы.

В исследовании были использованы методики: 1) Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах (УСЦД) Е.Б. Фанталовой [13, с. 8]; 2) методика диагностики коммуникативной установки в общении В.В. Бойко [12, с. 679]; 3) методика предельных смыслов Д.А. Леонтьева [8, с. 6]; 4) разработанная анкета-опросник, направленная на выявление особенностей переживания внутреннего конфликта. В процессе экспериментального исследования, в котором приняли участие 90 девушек - студенток первого курса Новороссийского техникум парикмахерского искусства, эстетики и права, Новороссийского социально-педагогического колледжа, Новороссийского медицинского колледжа, были выделены две крайних стратегии переживания внутреннего конфликта как смыслового барьера, который связан с дисбалансом ценности и доступности общепризнанных

ценностей. Оказалось, что у представительниц специальности «Парикмахерское искусство» высокая оценка разрушительности для личности переживания внутреннего конфликта по разработанной нами анкете положительно связана с ценностью уверенности в себе (наиболее часто встречающийся внутренний конфликт у представительниц данной специальности). Таким образом, чем выше оценивается ущерб от переживания внутреннего конфликта, как для их собственной личности, так и для личности других людей, тем больше значимость для испытуемых уверенности в себе. У представительниц специальности «Иностранный язык - учитель английского языка начальной и основной общеобразовательной школы» осознанность переживания внутреннего конфликта отрицательной взаимосвязана с доступностью активной, деятельной жизнью. А значит, чем меньше осознание происходящего в данный момент конфликта и больше отрицание переживания внутреннего конфликта, тем доступнее активная, деятельная жизнь. Следовательно, можно говорить, что в процессе ценностного переживания внутреннего конфликта нами были обнаружены две стратегии переживания внутреннего конфликта у студенток разных специальностей. Первая стратегия присуща девушкам - студенткам, обучающимся по специальности «Парикмахерское искусство» и условно она была названа стратегией «переоценки» разрушительности внутреннего конфликта. По нашему мнению, основана она на чрезмерном восприятии ситуации внутреннего конфликта как деструктивной и проявляется в высокой значимости освобождения от внутренних противоречий при осознании недоступности ее разрешения. Подобная стратегия проявляется в убеждении испытуемых данной группы в том, что внутренний конфликт неразрывно связан с переживанием разрушительных для личности эмоций, что он неизбежно ведет к ее краху. В таком представлении не берутся во внимание позитивные стороны конфликта, стимулирующее влияние внутренних противоречий на развитие личности человека, систему его ценностей и жизненных смыслов. А это, скорее всего, говорит о наличии негативного отношения данной группы студенток к процессам, подрывающем согласованность их ценностно-смысловой системы. Что и повышает ценность для них уверенности в себе как свободы от внутренних сомнений и противоречий. На наш взгляд, подобное отношение к наличию конфликта, т.е. рассогласования между значимостью и доступностью ценности, может быть охарактеризована с точки зрения понятий барьерности-реализуемости, представленных в теории типов смыслообразо-вания Н.Р. Салиховой как барьерный тип смыслообразования. Вторая стратегия переживания внутреннего конфликта была выявлена у девушек, обучающихся по специальности «Иностранный язык - учитель английского языка начальной и основной общеобразовательной школы» и состоит в отрицании самого наличия внутреннего конфликта. Условно данная стратегия была обозначена как стратегия «недооценки» важности внутриличностного конфликта для развития личности. Основывается данная стратегия на отрицании переживания внутреннего конфликта. Подобное отрицание по нашим данным повышает доступность для данной группы испытуемых активной, деятельной жизни. Таким образом, данные студентки

благодаря отрицанию внутренних противоречий получают возможность вести разнообразную, активную, деятельную жизнь. Согласно вышеописанной теории Н.Р. Салиховой такое отношение к внутреннему конфликту может быть охарактеризовано как свободный тип смыслообразования [11].

Корреляционный анализ с помощью коэффициента корреляции г-Спирмена показал взаимосвязь между ценностью и доступностью общечеловеческих ценностей (методика УСЦД Е.Б. Фанталовой) и выраженностью индексов смысловых категорий, которые согласно теории предельных смыслов Д.А. Леонтьева, составляющих разные аспекты мировоззрения личности показал, что ценность уверенности в себе в первой группе испытуемых девушек - студенток, обучающихся по специальности «Парикмахерское искусство» отрицательно связана с индексом децентрации, как тенденции соотносить свои помыслы и действия с интересами других людей. В свою очередь, во второй группе студенток, получающих специальность «Иностранный язык - учитель английского языка начальной и основной общеобразовательной школы» была обнаружена обратная корреляция между доступностью активной, деятельной жизни и индексом негативности, отражающем тенденцию использовать защитные формы поведения, проявляющиеся в ограничении всякой активности, кроме действий, обусловленных необходимостью уйти от каких-то других действий или переживаний.

Рассматривая особенности коммуникативной установки студенток второй группы мы обнаружили прямую взаимосвязь между степенью доступности материально-обеспеченной жизни, которая как показывают данное исследование у этой группы испытуемых низка и значима, что вызывает внутренний конфликт в данной жизненной сфере и уровнем обоснованного негативизма и негативного личного опыта в общении с окружающими (методика «Диагностики коммуникативной установки» В.В. Бойко). Отметим также, что подобное отсутствие негативных коммуникативных установок по отношению к окружающим, равноценно уступчивому, терпимому отношению к обществу в целом. Следовательно, говоря о смыслах, лежащих в основе преувеличенной ценности уверенности в себе связанной с типом их стратегии преодоления внутреннего конфликта, можно говорить о тенденции к эгоцентризму смысловой сферы. Отметим также, что ценность уверенности в себе связана прямой корреляционной связью с такой негативной коммуникативной установкой как брюзжание - склонностью делать необоснованные обобщения негативных фактов в области взаимоотношений с партнерами и в наблюдении за социальной действительностью. Таким образом, стратегия «переоценки» при переживании внутреннего конфликта студенток-парикмахеров, которая проявляется в высокой значимости освобождения от внутренних противоречий при осознании его недоступности связана с особенностями мировоззрения студенток основанном на поиске истоков смыслов преимущественно в своих интересах и потребностях, а также с наличием негативной установки по отношению к окружающим и социуму в целом. Что подтверждает мнение Д.А. Леонтьева о том, что «для людей с низким индексом такого типа не существует чужих проблем и интересов, иного

отношения к жизни, чем их собственное... их Я выступает абсолютным смысловым центром мира» [8, с. 10]. Несмотря на это, они не склонны открыто высказывать негативные оценки и переживания по поводу большинства окружающих и имеют позитивный опыт общения с окружающими, т.е. с близким окружением, партнерами по совместной деятельности. Им также не свойственны ярко выраженные защитные формы поведения, проявляющихся в ограничении всякой активности, кроме действий, обусловленных необходимостью уйти от каких-то других действий или переживаний и наличие цели в будущем, которые придают жизни студенток осмысленность, направленность и временную перспективу. Несмотря на это, на наш взгляд, ограниченность смысловой сферы интересами их собственной личности как раз таки и не дает испытуемым, как описывают этот процесс многие исследователи: «возможности выйти за пределы себя и найти смысл за областью своего Я» [по 16], так как их жизненные цели замкнуты на их собственных интересах и потребностях. Поэтому перестройка ценностно-смысловой системы и рассматривается ими как крах всей системы смыслов, так как для них трудно помыслить о возможности существования других ценностно-смысловых систем, с другими смыслами и иерархиями ценностей, а тем более возможности позитивной перестройки их собственной ценностно-смысловой системы.

Возвращаясь ко второй группе студенток (специальность «Иностранный язык -учитель английского языка начальной и основной общеобразовательной школы») и рассмотрению смыслов, лежащих в основе свойственной испытуемым данной группы высокой доступности активной жизни обусловленной особенностями, присущей им стратегии переживания внутреннего конфликта, мы определили, что малая степень выраженности данных смыслов отражает тенденцию вышеупомянутых студенток не использовать защитные формы поведения, проявляющиеся в ограничении всякой активности, кроме действий, обусловленных необходимостью уйти от каких-то других действий или переживаний. Таким образом, стратегия «недооценки» внутреннего конфликта связана с доступностью, т.е. реализацией деятельности и активности жизни, которая связаны с отсутствием смыслов, побуждающих формирование защитных форм поведения, проявляющиеся в ограничении всякой активности, кроме действий, обусловленных необходимостью уйти от каких-то других действий или переживаний. Следовательно, данная мировоззренческая установка, побуждает к активной деятельности и возможно проявляется в низкой степени негативизма по отношению к окружающим и, как мы считаем, к обществу даже в тех случаях, когда он является обоснованным.

Таким образом, обе группы студенток с разными стратегиями преодоления ценностного конфликта имеют ряд сходств и различий в своих коммуникативных и мировоззренческих установках.

Литература

1. Абакумова И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе

(психолого-дидактический подход). - Ростов-н/Д: Изд-во РГУ, 2003. - 480 с.

2. Бакулин А.В. Педагогические особенности преодоления ценностно-смысловых барьеров в учебном процессе: дис. ... канд. пед. наук. - Ростов-н/Д, 2009. - 155 с.

3. Барвенко О.Г. Психологические барьеры в обучении иностранному языку взрослых: дис. ... канд. пед. наук. - Ростов-н/Д, 2004. - 162 с.

4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности - М.: Апрель-Пресс, 1995. -320 с.

5. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб: Питер, 2000. - 533 с.

6. Крылова А.В. Особенности смысловых центраций монозиготных близнецов: дис.... канд. психол. наук. - Ростов-н/Д, 2008. - 195 с.

7. Кузнецова Л.Б. Особенности проявления внутриличностных противоречий в процессе профессионального становления студентов вуза: дис. ... канд. психол. наук. - Белгород, 2005. - 185 с.

8. Леонтьев Д.А. Методика предельных смыслов (МПС): методическое руководство. - М.: Смысл, 1999. - 36 с.

9. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования Анализ и интерпретация данных: учебное пособие. - СПб.: Речь, 2004. - 392 с.

10. Рекомендации о развитии студенческого самоуправления высших и средних специальных учебных заведений письмо министерства образования РФ от 02.10.2002 № 15-52-468/15-01-21.

11. Салихова Н.Р. Барьерность-реализуемость смысла личностных ценностей как преодоления неопределенности в построении образа мира // Сборник материалов всероссийской конференции «Человек в условиях неопределенности». - Новосибирск, 2006. - 59 с.

12. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум. 7-е изд. - Ростов-н/Д: Феникс, 2006. - 704 с.

13. Фанталова Е.Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. - Самара: Издательский дом БАХРАХ-М, 2001. - 48 с.

14. Шепель В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям. - М.: Народное образование, 2002. - 576 с.

15. Ященко Е. Ф. Ценностно-смысловая концепция самоактуализации. - М.: Фолиум, 2006. - 454 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.