Научная статья на тему 'Ценностно-смысловой компонент в структуре профессиональной подготовки будущего учителя: сравнительный анализ нормативных документов'

Ценностно-смысловой компонент в структуре профессиональной подготовки будущего учителя: сравнительный анализ нормативных документов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
376
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЦЕННОСТНО -СМЫСЛОВЫЕ УСТАНОВКИ / PROFESSIONAL STANDARD / THE EDUCATIONAL STANDARD OF HIGHER EDUCATION / PROFESSIONAL ACTIVITY / VALUE-SEMANTIC POSITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ромашина Екатерина Юрьевна

В статье проведен сравнительный анализ профессионального стандарта «Педагог», ФГОС ВПО по направлению подготовки «Педагогическое образование», Ключевых ориентиров для разработки и реализации образовательных программ в предметной области «Образование» (проект «Tuning Russia»). Выявлено общее и особенное в подходах к рассмотрению ценностно-смыслового компонента профессиональной подготовки учителя в данных документах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ромашина Екатерина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE-SEMANTIC COMPONENT IN THE VOCATIONAL TRAINING OF FUTURE TEACHERS: COMPARATIVE ANALYSIS REGULATORY DOCUMENTS

The article provides a comparative analysis of the professional standard ”Teacher ”, State Educational Standard in direction ”Teacher Education ” and Reference points for design and delivery of degree programmes in «Education». Revealed general and particular approaches to the consideration of value-semantic component of the teacher professional training in the documents.

Текст научной работы на тему «Ценностно-смысловой компонент в структуре профессиональной подготовки будущего учителя: сравнительный анализ нормативных документов»

УДК 378.147 Е.Ю. Ромашина

ТГПУ им. Л.Н. Толстого (г. Тула, Россия) (4872) 35-78-13, e-mail: orlov@tspu.tula.ru

ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ КОМПОНЕНТ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НОРМАТИВНЫХ

ДОКУМЕНТОВ

В статье проведен сравнительный анализ профессионального стандарта «Педагог», ФГОС ВПО по направлению подготовки «Педагогическое образование», Ключевых ориентиров для разработки и реализации образовательных программ в предметной области «Образование» (проект «Tuning Russia»). Выявлено общее и особенное в подходах к рассмотрению ценностно-смыслового компонента профессиональной подготовки учителя в данных документах.

Ключевые слова: профессиональный стандарт, образовательный стандарт высшего профессионального образования, профессиональная деятельность, ценностно-смысловые установки.

Еще в начале XX века достижения философии и психологии привели педагогов к новому пониманию структуры личности: рухнули барьеры между интеллектуальной и другими ее сферами. Наука не живет вне воли, а чувства и эмоции не сводятся к «смутным симпатиям и антипатиям», - писал об этом М.М. Рубинштейн. Наука - объективна, образование - субъективно, они должны быть автономны, но не изолированы: «необходимо пройти между Сциллой холодного безучастного знания и Харибдой морального порабощения знания посторонним задачам...» Цель образования - в интересах развития личности органично свести воедино ум, волю и эмоции человека [3, с. 20].

Сегодня переход к компетентностной парадигме общего и профессионального образования сделал особенно актуальной эту сверхзадачу любой образовательной деятельности - взаимную трансляцию духовных, культурных, мировоззренческих ценностей из социума в сферу образования и из образовательной сферы - в социум. Компетентностный подход сместил акценты в целях и содержании образования не только от «знаю» к «умею», но и в плоскости ценностей, свойств и качеств личности, предполагая выработку таких интегративных личностных характеристик, которые позволяют человеку успешно решать типичные задачи, а также жизненные и профессиональные проблемы с использованием знаний, опыта, ценностных ориентаций и склонностей.

Все сказанное во многом уже является «общим местом» - никто не оспаривает важности и актуальности формирования ценностно-

смыслового компонента в общей структуре профессиональной деятельности и профессиональной подготовки, в том числе будущего учителя. Но, тем не менее, далеко не очевидны ответы на следующие вопросы: какое место занимает аксиологический компонент в структуре основных функций педагога; каким образом должны быть заданы цели формирования этого компонента в документах, определяющих цели, содержание и характер профессиональной подготовки будущего учителя.

Под этим углом зрения рассмотрим три документа: профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»; ФГОС ВПО по направлению подготовки «Педагогическое образование» и Ключевые ориентиры для разработки и реализации образовательных программ в предметной области «Образование» (проект «Tuning Russia»). Тексты этих документов представляют собой разные «ипостаси» рассматриваемой проблемы: требования работодателя к осуществлению педагогом его профессиональной деятельности; требования государства к результатам профессиональной подготовки будущего педагога в вузе; рекомендации международного профессионального сообщества к структуре и результативности педагогического образования. Сравнительный анализ данных документов позволил выяснить следующее.

В профессиональном стандарте «Педагог» ценностно-смысловые аспекты деятельности учителя внесены в структуру трудовых функций, обозначены как «другие характеристики» и заданы в следующей формулировке: «соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики» [2]. Их важность или особая значимость не акцентируется авторами стандарта, но данные «характеристики» присутствуют и дословно повторяются во всех трех разделах трудовых функций педагога: обучение, воспитательная деятельность и развивающая деятельность.

Помимо этого в Стандарте, на наш взгляд, некоторые ценностные ориентиры обозначены в перечне необходимых умений: в сфере воспитательной деятельности педагога - «общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их»; а также умений развивающей деятельности - «владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья» [2].

Поиск соответственных компетенций в ФГОС ВПО по направлению подготовки «Педагогическое образование» привел нас только к ОК-13: «готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности» [4]. Подчеркнем впрочем, что «готов использовать правовые документы» далеко не то же самое, что «соблюдать правовые

нормы», и эта компетенция весьма условно может быть отнесена к сфере аксиологии.

Кроме того, выделим те компетенции, которые хотя и не корреспондируют с положениями профессионального стандарта, но явно относятся к ценностно-смысловой сфере: «осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности» (ОПК-1) и «способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности» (ОПК-4) [4]. Отметим, что в структуре основной образовательной программы Стандарт помещает ОПК-1 и ОПК-4 во все учебные циклы (ГСЭ, ЕН и профессиональный), ОК-13 - только в цикл ГСЭ. А вот в ряду «знать - уметь - владеть» аксиологический компонент результатов освоения программы представлен следующим образом: «знать ценностные основы профессиональной деятельности в сфере образования». Что совсем не предполагает положительного отношения к данной деятельности.

В рамках международного образовательного и исследовательского проекта «Tuning Russia» в список общих компетенций (general competences), необходимых для любого современного специалиста с высшим образованием, участниками проекта были включены следующие позиции: «способность действовать в соответствии с принципами социальной ответственности и гражданского сознания» и «способность действовать в соответствии с этическими нормами» [6]. При разработке программы предметной области «Образование» эти общие компетенции трансформировались в следующие предметные (subject competences), на языке ФГОС ВПО - общепрофессиональные - «способен понимать высокую социальную значимость профессии и соблюдать принципы профессиональной этики» и «способен применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные нормативно-правовые документы» [1].

Подчеркнем, что при опросе работодателей и выпускников компетенция «способен действовать в соответствии с этическими нормами» заняла верхнюю позицию в рейтинге, как наиболее значимая для профессиональной деятельности педагога. В соответствии с этим при разработке мета-профайла - «ядра» предметной области, модели структуры и сочетаний ее важнейших компетенций - участниками проекта данная компетенция была определена в качестве центральной, системообразующей (табл.1).

Итак, сопоставим:

Таблица 1

_Сравнительная таблица нормативных документов_

Профессиональный _ФГОС ВПО_ Ключевые ориентиры

Стандарт «Педагог»

«Педагогическое образование»

Tuning Russia

знание нормативных

документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи; соблюдение правовых ... норм

готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности

способен применять в

профессиональной деятельности основные международные и отечественные нормативно-правовые _документы_

осознает социальную значимость своей будущей профессии

способен понимать высокую социальную значимость профессии

обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности

способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности

соблюдение . нравственных и этических норм, требований профессиональной этики

способен . соблюдать принципы профессиональной

этики

общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и _принимая их_

владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния

психического и физического здоровья

Отдадим должное Профессиональному стандарту - при всей неоднозначности его положений, позиции, касающиеся аксиологического компонента профессиональной деятельности педагога, в нем явно полнее и конструктивнее. Образовательный стандарт вовсе не содержит упоминаний об этической позиции педагога. Итоговый документ проекта «Tuning Russia» страдает излишней абстрактностью (это, впрочем, объясняется тем, что он касается всей сферы «Образование» - от дошкольного до послевузовского). Отметим, что все-таки ближе друг к другу Профессиональный стандарт и рекомендации международного педагогического сообщества.

Все три документа «пересекаются» только на позиции соблюдения педагогом правовых основ профессиональной деятельности. Конечно, Закон является одной из базовых ценностей педагогической, равно как и любой другой человеческой деятельности, но это, безусловно, самая очевидная и легко контролируемая позиция.

Интересно проанализировать положение об особой социальной значимости профессии педагога. В списке европейских экспертов (Tuning Europe 2008) аналогичная позиция отнесена к общим компетенциям и представлена в следующей редакции: «Способность нести социальную ответственность и проявлять гражданскую позицию (Ability to act with social responsibility and civic awareness)». А среди профессиональных компетенций предметной области «Образование» значится способность педагога к продвижению ценностей гражданственности и демократии. В аналогичном списке, составленном в Латинской Америке (Tuning LA 2007), данная компетенция сформулирована как «social responsibility and commitment to citizenship» - фактически идентично европейскому пониманию, хотя и чуть более категорично - «приверженность гражданской позиции». А вот представители Африканских стран настаивают на том, что как раз компетенция социальной ответственности является ключевой в профессиональной деятельности педагога - именно учитель играет ведущую роль в трансляции основ государственной политики и социально одобряемых ценностей [6]. На этом фоне отечественная формулировка «осознает социальную значимость профессии» представляется достаточно «размытой», поскольку никак не определяет, в чем, собственно говоря, эта социальная значимость заключается. Мы ни в коем случае не призываем к политизации профессиональной педагогической деятельности, но все же некоторая недосказанность налицо.

Нельзя не отметить, что Профессиональный стандарт, являясь нормативным документом, тем не менее, предлагает некие конкретные позиции, касающиеся ценностно-смысловых установок педагога: «понимает и принимает» детей и готов оказать «помощь любому ребенку вне зависимости от его ... возможностей, особенностей, состояния...»

Сложно оценить сегодня, как это повлияет на реальный процесс управлении персоналом и разработку работодателями должностных инструкций, но в любом случае внимание разработчиков стандарта к проблемам аксиологии считаем позитивным явлением.

Определить место ценностно-смыслового компонента в профессиональной деятельности и в структуре профессиональной подготовки учителя - только первый шаг. Гораздо сложнее сформировать его в образовательном процессе и достоверно диагностировать его динамику. Пока это не произойдет все положения, зафиксированные в нормативной сфере, можно считать скорее декларативными, нежели реализованными.

Литература

1. Ключевые ориентиры для разработки и реализации образовательных программ в предметной области «Образование» / под ред. И. Дюкарева, Е. Караваевой, Е. Ковтун. Бильбао: Университет Деусто, 2013. 80 с.

2. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: официальный сайт компании. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 155553/?frame=l (дата обращения: 03.01.2014).

3. Рубинштейн М.М. Современное образование и нравственность // Вестник воспитания. 1917. № 1. С. 20-39.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Педагогическое образование» [Электронный ресурс] // Российское образование: федеральный портал / ФГАУ ГНИИ ИТТ "Информика". URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data7d 11/prm46-1 .pdf (дата обращения: 03.01.2014).

5. Standards and Guidelines for Quality Assurance in the European Higher Education Area [Электронный ресурс] // ENQA: [сайт]. URL: http://enqa.eu/bologna overview.lasso (дата обращения: 10.09.2013).

6. TUNING Educational Structures [Электронный ресурс] // TUNING: [сайт]. URL: http://www.unideusto. org/tuningeu (дата обращения: 03.01.2014).

E. U. Romashina

VALUE-SEMANTIC COMPONENT IN THE VOCATIONAL TRAINING OF FUTURE TEACHERS: COMPARATIVE ANALYSIS REGULATORY DOCUMENTS

ryMaHurapHbie BeflOMOCTM Trny mm. fl. H. ToncToro

№ 1(9), ^eBpanb 2014 r.

The article provides a comparative analysis of the professional standard "Teacher", State Educational Standard in direction "Teacher Education" and Reference points for design and delivery of degree programmes in «Education». Revealed general and particular approaches to the consideration of value-semantic component of the teacher professional training in the documents.

Keywords: the professional standard, the educational standard of higher education, professional activity, value-semantic position.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.