Научная статья на тему 'Ценностно-смысловое содержание курса «Обществознание»'

Ценностно-смысловое содержание курса «Обществознание» Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
общероссийские традиционные ценности / учебники обществознания / гражданская идентичность / патриотизм / политическое сознание / политический символ / политическое воспитание / all-Russian traditional values / social studies textbooks / the civic identity / patriotism / political consciousness / a political symbol / political education

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ермоленко Галина Алексеевна, Кожевников Сергей Борисович

Статья посвящена обоснованию необходимости формирования в России концепции развития гражданской идентичности, анализу педагогических методик повышения эффективности формирования политического сознания школьников средствами образования. От анализа содержания понятия политический символ авторы переходят к формулированию приоритетных направлений анализа учебной литературы по обществознанию и приводят результаты экспертизы содержания учебников обществознания АО «Просвещение».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Ермоленко Галина Алексеевна, Кожевников Сергей Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The value-semantic content of the “Social studies” course

The article deals with the substantiation of the need for forming the concept of the development of the civic identity in Russia, the analysis of pedagogical methods for improving the effectiveness of forming the political consciousness of schoolchildren by means of education. From the analysis of the content of the concept of a political symbol, the authors pass over to formulating the priority areas for the analysis of educational literature on social studies and present the results of the examination of the content of textbooks on social studies published by the «Enlightenment» publishing house.

Текст научной работы на тему «Ценностно-смысловое содержание курса «Обществознание»»

► СОЦИАЛЬНАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

УДК 37 DOI: 10.31862/2218-8711-2023-4-29-36

ББК 74

ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

THE VALUE-SEMANTIC CONTENT OF THE "SOCIAL STUDIES" COURSE

Ермоленко Галина Алексеевна

Профессор кафедры философии, Московский педагогический государственный университет, доктор философских наук E-mail: konzepters@yandex.ru

Ermolenko Galina A.

Professor at the Department of Philosophy, Moscow Pedagogical State University, ScD in Philosophy

E-mail: konzepters@yandex.ru

Кожевников Сергей Борисович

Профессор кафедры философии и социальных наук, Московский городской педагогический университет; профессор Департамента гуманитарных наук, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, доктор философских наук E-mail: konzepter@yandex.ru

Kozhevnikov Sergey B.

Professor at the Department of Philosophy and Social Sciences, Moscow City University; Professor at the Department of Humanities, Financial University under the Government of the Russian Federation, ScD in Philosophy

E-mail: konzepter@yandex.ru

Аннотация. Статья посвящена обоснованию необходимости формирования в России концепции развития гражданской идентичности, анализу педагогических методик повышения эффективности формирования политического сознания школьников средствами образования. От анализа содержания понятия политический символ авторы переходят к формулированию приоритетных направлений анализа учебной литературы по обще-ствознанию и приводят результаты экспер-

Abstract. The article deals with the substantiation of the need for forming the concept of the development of the civic identity in Russia, the analysis of pedagogical methods for improving the effectiveness of forming the political consciousness of schoolchildren by means of education. From the analysis of the content of the concept of a political symbol, the authors pass over to formulating the priority areas for the analysis of educational literature on social studies and present the results of the

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Ермоленко Г. А., Кожевников С. Б., 2023

тизы содержания учебников обществознания АО «Просвещение».

examination of the content of textbooks on social studies published by the «Enlightenment» publishing house.

Ключевые слова: общероссийские традиционные ценности, учебники обществознания, гражданская идентичность, патриотизм, политическое сознание, политический символ, политическое воспитание.

Keywords: all-Russian traditional values, social studies textbooks, the civic identity, patriotism, political consciousness, a political symbol, political education.

Для цитирования: Ермоленко Г. А., Кожевников С.Б. Ценностно-смысловое содержание курса «Обществознание» // Проблемы современного образования. 2023. № 4. С. 29-36. DOI: 10.31862/2218-8711-2023-4-29-36.

Cite as: Ermolenko G. A., Kozhevnikov S. B. The value-semantic content of the "Social studies" course. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2023, No. 4, pp. 29-36. DOI: 10.31862/2218-8711-2023-4-29-36.

Знаково-символическая структура языка социально-гуманитарных наук оказывает значительное влияние на развитие гражданской идентичности и формирование политического сознания. Эту мысль образно-метафорически иллюстрирует К. Д. Ушинский, сравнивая язык народа с меловой горой, которая состоит из крошечных раковин, образующих «коралловые острова, в которых каждая точка стоила целой жизни микроскопическому животному» [1, с. 611]. Так и образование, как ключевой социальный институт российского общества, продолжает нести социальную ответственность, выполнять роль хранителя ценностей, традиций и идеалов.

Особая роль в реализации этой просветительской миссии принадлежит методикам преподавания гуманитарных дисциплин в целом и обществознанию в особенности как комплексной междисциплинарной площадке, на которой «встречаются» основы всех социально-гуманитарных наук. В историко-философском плане этот вопрос рассматривался нами ранее [2-4]. Вместе с тем важно отметить и прикладной аспект: обществознание приобретает статус медиатора, регулятора процессов освоения политических компетенций, развития политических чувств и навыков коллективного решения вопросов публичного значения.

С целью выявления в учебной литературе по обществознанию принципов, понятий и методических подходов, формирующих политическую культуру, авторами был предпринят анализ содержания учебников обществознания АО Издательство «Просвещение». Значение ценности изложения идей патриотической направленности подчеркивает и указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Анализ содержания учебной литературы проводился по десяти критериям оценки:

1) отражение в содержании учебника идей патриотизма, служения Отечеству и ответственности за его судьбу;

2) направленность содержания учебника на формирование гражданственности, гражданской идентичности обучающихся;

3) направленность содержания учебника на формирование у обучающихся уважения к Российской Федерации, государственным символам и государственным праздникам Российской Федерации, органам государственной власти и местного самоуправления, гражданам Российской Федерации;

4) ориентация содержания учебника на формирование у обучающихся понимания необходимости соблюдения Конституции, признания суверенитета, территориальной целостности Российской Федерации, неприкосновенности ее территории, нерушимости государственных границ;

5) отражение в содержании учебника понимания важности и необходимости защиты семьи, материнства, отцовства и детства, защиты института брака как союза мужчины и женщины;

6) направленность содержания учебника на сохранение исторической памяти, преемственность в развитии Российского государства, исторически сложившееся государственно е единство, защита исторической правды;

7) отражение в содержании учебника уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества;

8) ориентация содержания учебника на защиту достоинства граждан и уважение человека труда, отражение в содержании учебника идей гуманизма, милосердия, справедливости, коллективизма, взаимопомощи и взаимоуважения;

9) отражение в содержании учебника вклада российских деятелей науки, культуры, а также выдающихся изобретателей и инженеров России в развитие мировой духовной культуры;

10) отражение в содержании учебника материалов, направленных на формирование у обучающихся бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации.

Анализ содержания учебников по обществознанию позволил выявить основные направления и средства патриотического воспитания, сопоставить содержание учебных материалов, предложенных авторами линейки учебников обществознания АО Издательство «Просвещение». Изучение учебной литературы показало, что понятие «патриотизм» определяется посредством обращения к таким нравственным чувствами и ценностям, как преданность народу, коллективизм, уважение к традициям и ответственность. Понятие «патриотизм» раскрывается в следующих смысловых аспектах и коннотативных значениях:

• как чувство преданности своему народу и стремление своими действиями служить его интересам, готовность подчинить свои частные потребности интересам страны;

• чувство гордости за свою страну;

• уважение к исторической памяти и традициям России;

• ответственное отношение и любовь к Родине;

• сознание необходимости защиты Отечества, активного участия в борьбе с международными террористическими организациями.

Между тем в ряде учебников обществознания идеи ответственности за судьбу Отечества в содержании учебника не представлены или раскрыты частично, а закрепление в сознании школьников патриотических ценностей зачастую носит эпизодический, фрагментарный характер, отсутствует целенаправленное продвижение патриотических ценностей, не проработан прикладной аспект патриотического воспитания, обеспечивающий переход от слов к делу - служению Отечеству, верность и последовательность государственному курсу, национальной стратегии развития, активное участие в решении современным проблем государства.

Вместе с тем содержание традиционных духовных ценностей не раскрыто в полной мере: отсутствуют определения, классификации ценностей как структурных элементов мировоззрения. В учебниках обществознания не представлена единая концепция патриотического воспитания, которая бы реализовывалась в курсе об-ществознания в целом и красной нитью переходила от одной темы к другой. На наш взгляд, важно, чтобы от примеров, вызывающих отдельные патриотические чувства, учебный материал переходил к формированию основательных знаний и гражданских компетенций, направленных развитие ответственности и готовности служить Отечеству, учиться и трудиться на благо своей страны.

Исследование показало, что патриотическая тематика в учебниках обществознания активно представлена в учебниках для 6-го и 7-го классов, но в 8-м, 9-м, 10-м и 11-м классах требуется усилить воспитательный акцент формирования гражданской идентичности для активного деятельного включения старших школьников в социальные связи и отношения. Важно, на наш взгляд, разработать комплекс практически ориентированных учебных материалов (приложений, рабочих тетрадей, хрестоматий и пособий) для формирования гражданской идентичности в рамках изучения обществознания.

Особое внимание при проведении анализа содержания учебников по общест-вознанию было уделено выявлению коннотативного содержания понятий «гражданин» и «гражданство». В учебнике обществознания (9-й класс) (авторы Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, А. И. Матвеев и другие) понятие «гражданин» представлено в рамках вопроса «Государство» [5, с. 10]: «Гражданами нашей страны можно стать через вступление в гражданство на общих основаниях, для этого выполняется ряд условий: достижение возраста 18 лет, дееспособность, хорошее владение русским языком, наличие законных источников дохода, проживание на территории нашей страны в течение 5 лет, соблюдение законодательства Российской Федерации» [5, с. 16]. Определение понятия «гражданство» дано в соответствии с федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» в учебнике обществозна-ния для 7-го класса (авторы К. В. Сорвин, Н. В. Ростовцева, О. Д. Фёдоров): «Понятие гражданство выражает совокупность взаимных прав и обязанностей, установленных между отдельным лицом (гражданином) с одной стороны и Российской Федерацией с другой» [6, с. 83].

Вместе с тем содержание понятия «гражданственность» в учебниках обществознания, во-первых, отождествляется с понятием «патриотизм» (нуждается в более строгой дистинкции), во-вторых, сопровождается оценочными высказываниями, не способствующими уточнению смысла и, в-третьих, употребляется в совершенно разных контекстах (от характеристики нравственного чувства и правовой грамотности до религиозной толерантности и склонности к сотрудничеству). В учебниках понятие «гражданственность» зачастую необоснованно отождествляется с «гражданской идентичностью» и приобретает следующие коннотативные значениях:

• качество гражданина российского общества, несущего ответственность за судьбу страны в целом;

• достойного гражданина российского общества;

• ответственность за судьбу страны в целом и судьбу «малой родины»;

• готовность к диалогу и сотрудничеству с людьми разных убеждений, национальных культур;

• принадлежность к постоянному населению определенного государства и подчинение его законам с наделенными правами и обязанностями;

• знания о власти, правовой организации общества, государственной символике, общественно-политических событиях;

• знания о важности выполнения обязанностей перед государством, регулировании в обществе через мораль и право деятельности и поведения способствуют формированию ответственности не только за свою судьбу, но и за судьбу страны.

Неопределенность в формулировке понятий сказывается и на выборе средств оценки результатов формирования гражданской идентичности в обществе, данной в учебниках обществознания АО Издательство «Просвещение». Ими стали такие разноплановые маркеры, как:

• уровень активности гражданского общества и степень соотнесения себя с культурным и историческим наследием России;

• степень знакомства с культурой и историей России;

• значимость Российской Федерации как государства в общественных процессах;

• степень осведомленности обучающихся о вопросах от территориальных границ и суверенитете до содержания государственных документов и значения политических символов;

• уровень правовой грамотности: от знаний о признаках правонарушений до видов юридической ответственности.

Недостаточно обоснованными и в большинстве учебников обществознания размытыми становятся как теоретический фокус рассмотрения проблемы, так и спектр инструментов формирования гражданской идентичности. Тематически рассмотрение вопросов, направленных на формирование политического сознания, зачастую начинается со знакомства с историческими и социологическими данными и переходит в политико-правовую плоскость изучения - к таким темам, как государственное устройство, признаки и формы Российской Федерации как государства, проблемам

государственной власти, политической деятельности, внутренней и внешней политики, политического режима, политических партий, межгосударственных отношений.

Вместе с тем принципиальное значение, на наш взгляд, имеет приведение в соответствие состоянию современного социально-гуманитарного знания определений понятий «гражданственность» и «гражданская идентичность». Важно указать, что понятия гражданственность и гражданская идентичность не тождественны, отличаются по объему и содержанию. Гражданственность входит в число традиционных российских духовно-нравственных ценностей, образует нравственный ориентир, формирующий мировоззрение граждан, является основой гражданской идентичности - самосознания.

Однако вызывает сожаление, что учебники обществознания практически не содержат обоснованной критики деструктивной идеологии и антиобщественных стереотипов поведения: консюмеризма, чайлдфри, а также различных форм радикализма и экстремизма. Важно указать на риски, которые влечет за собой распространение деструктивной идеологии. Учебники обществознания фрагментарно и косвенно затрагивают тему гражданской идентичности, обращаются к гражданской самобытности только как к источнику иллюстраций и примеров.

Вместе с тем было бы полезно для развития правовой культуры и гражданского сознания продемонстрировать нравственные истоки российского законодательства, социальную природу Конституции РФ, духовно-нравственные корни политической культуры России. Необходимо показать, что российские традиционные ценности - духовные скрепы общества. Они имеют глубокие исторические корни, передаются и сохраняются от поколения к поколению и на протяжении всей истории России укрепляют духовно-нравственное единство граждан. Поэтому на подрастающее поколение ложится не просто большая ответственность и почетная обязанность сохранить и передать традиционные российские ценности последующим поколениям.

В учебниках обществознания важно обращаться к понятию «политический символ», показывать как теоретические основы политического сознания, так и практическое значение символов в политической культуре России, роль политических символов в интеграции, консолидации и стабилизации российского общества, обеспечении единства народов Российской Федерации. К сожалению, зачастую в учебниках обществозна-ния фрагментарно освещаются отдельные знаковые политические события и праздники, что методически не обосновано.

Однако зачастую не разъясняется значение государственных праздников для сохранения и развития политической культуры Российской Федерации, не проводится сравнение праздников федерального, регионального и местного значения; праздников религиозных, политических, профессиональных.

Поводя итоги, отметим, что традиционные российские духовно-нравственные ценности представлены не в полной мере в учебниках обществознания. Максимальный дефицит во всех трех линейках учебников выявлен в отношении критерия 7 «Отражение в содержании учебника уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества» (рис. 1, 2). В учебниках обществознания отсутствует единая концепция патриотического воспитания, которая бы реализовывалась в курсе обществознания в целом

и красной нитью переходила от одной темы к другой. Помимо примеров, вызывающих отдельные патриотические чувства, учебный материал, на наш взгляд, должен формировать основательные знания и гражданские компетенции, направленные на развитие социальной ответственности и готовности служить Отечеству, учиться и трудиться на благо своей страны.

ю

.llh.

Классы

6

8

10

11

класс класс класс класс класс класс Рис. 1. Сравнение степени отражения критериев в учебниках обществознания по классам

1 23456789 10

Рис. 2. Сравнение уровня отражения критериев оценки в учебниках обществознания

Список литературы

1. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Педагогическая антропология // Ушинский К. Д. Собр. соч: в 8 т. Т. 1. М.-Л.: Изд-во акад. пед. наук РСФСР, 1950. 777 с.

2. Ермоленко Г. А., Кожевников С.Б. Когерентная концепция истины и метафоризация языка философии // Проблемы современного образования. 2018. № 2. С. 9-18. URL: http://pmedu.ru/images/2018-2/1.pdf (дата обращения: 03.02.2023).

3. Ермоленко Г.А. Методология философского познания: проблемы и перспективы. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2004. 119 с.

4. Ермоленко Г. А., Кожевников С. Б. Арт-практики массовой культуры: функционализм, минимализм, сетевые коммуникации // Вестн. Московского гос. ун-та культуры и искусств. 2014. № 5 (61). С. 93-98.

5. Обществознание. 9 класс: Учебник / Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, А. И. Матвеев и др. М.: Просвещение, 2019. 224 с.

6. Обществознание. 7 класс: Учебник / К. В. Сорвин, Н. В. Ростовцева, О. Д. Фёдоров. М.: Дрофа: Просвещение, 2021. 208 с.

References

1. Ushinskiy K. D. Chelovek kak predmet vospitaniya. Pedagogicheskaya antropologiya. In: Ushinskiy K. D. Collected works. In 8 vols. Vol. 1. Moscow-Leningrad: Izd-vo akad. ped. nauk RSFSR, 1950. 777 p.

2. Ermolenko G. A., Kozhevnikov S. B. Kogerentnaya kontseptsiya istiny i metaforizatsiya yazyka filosofii. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2018, No. 2, pp. 9-18. Available at: http://pmedu.ru/images/2018-2/1.pdf (accessed: 03.02.2023).

3. Ermolenko G. A. Metodologiya filosofskogo poznaniya: problemy i perspektivy. Krasnodar: Kubanskiy gos. un-t, 2004. 119 p.

4. Ermolenko G. A., Kozhevnikov S. B. Art-praktiki massovoy kultury: funktsionalizm, mi-nimalizm, setevye kommunikatsii. Vestn. Moskovskogo gos. un-ta kultury i iskusstv. 2014, No. 5 (61), pp. 93-98.

5. Bogolyubov L. N., Lazebnikova A. Yu., Matveev A. I. et al. Obshchestvoznanie. 9 klass. Textbook. Moscow: Prosveshchenie, 2019. 224 p.

6. Sorvin K. V., Rostovtseva N. V., Fedorov O. D. Obshchestvoznanie. 7 klass. Textbook. Moscow: Drofa: Prosveshchenie, 2021. 208 p.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2023, № 4

Статья поступила в редакцию 13.02.2023 The article was received on 13.02.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.