Научная статья на тему 'ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА СТУДЕНТОВ'

ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
163
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТЬ / СМЫСЛ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кузьменко Н.С., Абросимова Е.А.

Социальные и экономические изменения конца XX века привели к определённому размытию общественно значимых ориентиров поведения. Это, в свою очередь, негативно повлияло на формирование ценностно-смысловых ориентаций у молодых людей и, соответственно, на качество их жизни. Целью настоящего исследования является изучение ценностно-смысловой сферы у студентов. В исследовании применялись теоретические, эмпирические и статистические методы. В результате исследования были выявлены наиболее актуальные ценности у студентов; ценности, в которых присутствуют внутренние конфликты и внутренние вакуумы; показано субъективное отношение к этим ценностям; также были исследованы смысложизненные ориентации испытуемых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE-SEMANTIC SPHERE OF STUDENTS

Social and economic changes at the end of the XX century led to a certain blurring of socially significant guidelines of behavior. This, in turn, had a negative impact on the formation of value-semantic orientations among young people and, accordingly, on their quality of life. The purpose of this research is to study the value-semantic sphere of the students. The study used theoretical, empirical and statistical methods. As a result of the study, the most relevant values of students were identified; values in which there are internal conflicts and internal vacuums. The subjective attitude to these values was shown; the meaning-life orientations of the subjects were also investigated.

Текст научной работы на тему «ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА СТУДЕНТОВ»

Ценностно-смысловая сфера студентов Value-semantic sphere of students

Кузьменко Н. С.

Магистрант 3 курса Институт образования и практической психологии Челябинский государственный университет

РФ, г. Челябинск e-mail: natali541@yandex.ru

Kuzmenko N.S.

The 3rd year student of magistracy Institute of Educacion and Practical Psychology Chelyabinsk State Univesity, Russia, Chelyabinsk e-mail: natali541@yandex.ru

Абросимова Е.А.

Кандидат психологических наук

Доцент кафедры специальной и клинической психологии Челябинский государственный университет,

РФ, г. Челябинск e-mail: ek_abrosimova@mail.ru

Abrosimova E.A.

Candidate of psychological sciences Associate Professor Department of Special and Clinical Psychology Chelyabinsk State Univesity Russia, Chelyabinsk e-mail: ek_abrosimova@mail.ru

Аннотация.

Социальные и экономические изменения конца XX века привели к определённому размытию общественно значимых ориентиров поведения. Это, в свою очередь, негативно повлияло на формирование ценностно-смысловых ориентаций у молодых людей и, соответственно, на качество их жизни. Целью настоящего исследования является изучение ценностно-смысловой сферы у студентов. В исследовании применялись теоретические, эмпирические и статистические методы. В результате исследования были выявлены наиболее актуальные ценности у студентов; ценности, в которых присутствуют внутренние конфликты и внутренние вакуумы; показано субъективное отношение к этим ценностям; также были исследованы смысложизненные ориентации испытуемых.

Annotation.

Social and economic changes at the end of the XX century led to a certain blurring of socially significant guidelines of behavior. This, in turn, had a negative impact on the formation of value-semantic orientations among young people and, accordingly, on their quality of life. The purpose of this research is to study the value-semantic sphere of the students. The study used theoretical, empirical and statistical methods. As a result of the study, the most relevant values of students were identified; values in which there are internal conflicts and internal vacuums. The subjective attitude to these values was shown; the meaning-life orientations of the subjects were also investigated.

Ключевые слова: ценность, смысл, ценностные ориентации, личностный смысл, ценностно-смысловая

сфера.

Key words: value, meaning, value orientations, personal meaning, value-semantic sphere.

Социальные и экономические изменения, начавшиеся в середине 80-х годов прошлого века, а также, последовавшее за этим наступление так называемой информационной эры, привели к определённому размытию общественно значимых ориентиров поведения. Это прямым образом повлияло на формирование и

направленность ценностно-смысловых ориентаций, уровень образования людей и структуру внутрисемейных отношений [3].

В связи с этим всё больше исследователей обращают внимание на изучение вопросов ценностно-смысловой сферы личности, так как понимая закономерности её формирования и того, что происходит в этой сфере на настоящий момент времени, мы будем иметь возможность разработать соответствующие коррекционные мероприятия для изменения ситуации.

Особую категорию, представляющую интерес для изучения ценностно-смысловой сферы, составляют люди юношеского возраста (по разным источникам в среднем от 15 до 21 года), так как именно в этом возрасте происходит основное становление этой сферы. Поднимаются вопросы не только профессионального, но и личностного самоопределения. Перед молодыми людьми встают несколько важных задач: принятия на себя ответственности за свою жизнь, построение своего мировоззрения, определение целей своей деятельности, жизненных планов и перспектив [6, с. 83].

Различными авторами по-разному определяется соотношение личностных ценностей и смыслов. В. Франкл не разделяет понятие «ценности» и «личностный смысл» [7].

Б. С. Братусь видит в личностных ценностях «осознанные и принятые человеком общие смыслы его жизни» [2, с. 89-90].

А. Абульханова-Славская и А.В. Брушлинский приписывают смысловым концептам особую роль в создании системы ценностных ориентаций. Ориентируясь на собственные смыслы, личность решает задачи необходимости включения в систему определенных ценностей, подтверждения или снижения значимости какой-либо ценности для личности, необходимости придерживаться каких-либо ценностей или не придерживаться, если они потеряли свою актуальность [1, с. 232].

Для того, чтобы смысл был воспринят личностью и включен в формирование системы личностных ценностей, он должен быть осознан и опознан как личностно значимый [по 1].

Из рассмотренного выше можно сделать предположение, что системы личностных ценностей и смыслов имеют взаимное влияние друг на друга.

Леонтьев Д.А. подтверждает такую взаимосвязь, утверждая, что личностные ценности не только содержательно передают важные для личности смыслы, но еще и сами являются источником для порождения новых значимых смыслов для личности [5].

Чтобы ценность стала частью личной системы ценностей она должна вызвать эмоциональный отклик у личности. Только такое эмоциональное проживание ценности, по мнению Дильтея, и есть единственная возможная форма существования ценностей в индивидуальном смысловом поле человека [4].

Помимо того, важны именно поступки и действия человека в соответствии с ценностью, порой даже в ущерб себе. Только тогда эта ценность становится регулятором поведения человека.

Таким образом, ценности и смыслы взаимосвязаны во внутреннем мире личности, и эта совокупность называется ценностно-смысловой сферой.

Целью данного исследования является изучение ценностно-смысловой сферы студентов: определение количества внутренних конфликтов и внутренних вакуумов в разных жизненных сферах, определение степени эмоциональной включенности в каждую из этих сфер, а также оценка осмысленности жизни.

В исследовании были использованы теоретические, эмпирические и статистические методы.

Методики исследования:

5. Опросник Е.Б. Фанталовой «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» (УСЦД).

6. Опросник Е.Б. Фанталовой «Семь состояний».

7. Опросник Дж. Крамбо и Л. Махолик «Смысложизненные ориентации» (СЖО) в адаптации Д. А. Леонтьева.

Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет». Участие в исследовании приняли первокурсники очной формы обучения Института образования и практической психологии. По тендерному признаку состав выборки является однородным — девушки в возрасте от 17 до 19 лет.

Результаты исследования:

На всей совокупности выборки для каждого студента по методике «УСЦД» Е.Б. Фанталовой были определены внутренние конфликты (состояние внутреннего напряжения и разлада с самим собой, когда ценность значительно превышает её доступность) и внутренние вакуумы (когда человек ощущает внутреннюю пустоту, интересы отсутствуют, а доступность значительно превышает ценность).

В результате были выявлены основные внутренние противоречия студентов, их содержание и степень выраженности. Результаты сводного анализа представлены на рисунке 1.

Ш **

123 456 7 8 9 10 11 12

■ ценно ■ дос гупно

Условные обозначения: 7. Наличие хороших и верных друзей;

1. Активная, деятельная жизнь; Уверенность в себе;

2. Здоровье (физическое н психическое); 9. Познание;

3. Интересная ра-оота: 10.Свобода как независимость б поступках и

4. Красота природы н искусства: действиях;

5. Любовь (духовная и физическая близость) 11. Счастливая семенная жизнь;

6. Материально-обеспеченная жизнь 12. Творчество.

Рисунок 1. Средние показатели суммы выборов «Ценного» и «Доступного»

Проанализировав результаты исследования, можно сделать вывод, что наиболее ценными и актуальными являются для студентов сферы здоровья (физическая и психическая составляющие), материально -обеспеченной жизни и отсутствия в ней материальных затруднений, любви как возможности духовной и физической близости, а также счастливая семейная жизнь. В этих сферах «ценность» достоверно выше её «доступности», а значит в них присутствует внутренний конфликт. При этом сфера здоровья представляется студентам наименее доступной, труднодостижимой. Возможно, это связано со сложившейся эпидемиологической обстановкой в стране, которая повлияла на жизнь и здоровье всех граждан.

В данной группе студентов наибольшие показатели внутреннего вакуума (отсутствие интереса) выявлены в таких сферах, как активная, деятельная жизнь, красота природы и искусства, познание как возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, а также интеллектуальное развитие, возможность творческой деятельности.

Удовлетворенность ценностей отмечается в таких сферах, как интересная работа, наличие хороших и верных друзей, уверенность в себе, свобода от внутренних противоречий и сомнений, свобода как независимость в поступках и действиях.

На основе полученных данных о выявленных внутренних конфликтах и вакуумах у студентов, в дополнение к результатам, была применена методика «Семь состояний», которая выявила доминирование эмоционально-положительного субъективного (ЭПС) или эмоционально-отрицательного состояний (ЭОС). Важными показателями также являются внутренние конфликты (ВК) и внутренние вакуумы (ВВ). Как видно из рисунка 2, в целом студенты оценивают свое состояние субъективно как эмоционально-положительное по всем

параметрам методики. Общее состояние также оценивается как положительное.

5 4.5 4,2 4,7

зл 3,3

3 22

2 1 0

Общее состояние ВК БВ

РЭОС "ЭПС

Условные обозначения рля рисунка 2:

ВК - ощущение внутренней напряженности, разлада с сапны собой ВВ - ощущение внутренней пустоты, отсутствие интереса к чему-либо ЭОС - субъективное эмоционально-отрицательное состояние ЭПС - субъективное эмоционально- поло:-пттельное состояние

Рисунок 2. Средние значения субъективного эмоционального состояния на выборке студентов по методике

«Семь состояний»

Анализируя результаты методики «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева, можно заметить некоторое снижение показателей по отдельным шкалам (рис. 3).

Рисунок 3. Средние значения на выборке студентов показателей СЖО методики Д.А. Леонтьева

Так, по шкале «процесс жизни, или интерес и эмоциональная насыщенность жизни» отмечаются более низкие показатели, что свидетельствует о недовольстве своей настоящей жизнью, при этом смысл могут придавать воспоминания о прошлых событиях и устремление в будущее. «Локус контроля - жизнь, или управляемость жизни» также немного снижены, что говорит о тенденции воспринимать жизнь как фатальность, так, будто человек не способен сознательно её контролировать, свободы выбора не существует и загадывать что-

либо на будущее не имеет никакого смысла. Следовательно, итоговый показатель осмысленности жизни также имеет более низкие значения согласно данным методики.

Таким образом, результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. Сферы, наиболее значимые для студентов: здоровья, материально-обеспеченной жизни, любви и счастливой семейной жизни. Но так как эти сферы не доступны в достаточной мере, они вызывает внутренний конфликт у испытуемых

2. Внутренние вакуумы или ощущение внутренней пустоты присутствуют у студентов в следующих сферах: активная, деятельная жизнь, красота природы и искусства, познание и творчество.

3. В общем студенты настроены довольно оптимистично и имеют положительное эмоциональное отношение к отсутствию доступности некоторых ценностей (ВК) или отсутствию интереса к ним (ВВ). Общее состояние на момент исследования испытуемые также оценивают, как положительное.

4. Анализ смысложизненных ориентаций испытуемых показал, что у них снижена удовлетворённость своей настоящей жизнью, присутствует некоторая убеждённость в том, что жизнь не подвластна контролю и свобода выбора минимальна, и снижен уровень общей осмысленности жизни.

Учитывая специфику изучаемой профессии, работу в системе человек-человек, студентам требуется дополнительная направленность и воспитательная работа по формированию смысложизненных ориентаций, на основе комплекса психолого-педагогических условий, которые способствуют созданию на факультете среды творческой деятельности, комфортного психологического состояния для саморазвития студентов. Также будут полезны мероприятия в виде тренингов, которые помогут студентам почувствовать значимость уже имеющихся у них ресурсов.

Список используемой литературы:

1. Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В. Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна: К 100-летию со дня рождения — М.: Наука, 1989. — С.248.

2. Братусь Б.С. Аномалии личности — М.: Мысль, 1988. — С.301.

3. Верейкина, Л.В., Морогин В.Г. Общественная и субъективная система ценностей // Вестник ТГПУ. 2006. — Вып. 2. — №53. — С.67-68.

4. Дильтей В. Описательная психология — СПб.: Алетейя, 1996. — С.160.

5. Леонтьев Д.А. От социальных ценностей к личностным: социология и феноменология ценностной регуляции деятельности // Вестник Московского университета, Психология. 1996. — Сер. 14. — №4. — С.35-44.

6. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики: учеб. пособие для студ. психол. фак. Вузов — М.: Академия, 2002. — С.272.

7. Франкл В. Основы логотерапии. Психотерапия и религия — СПб.: Речь, 2000. — С.286.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.