Научная статья на тему 'СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ БУДУЩИХ ДЕФЕКТОЛОГОВ'

СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ БУДУЩИХ ДЕФЕКТОЛОГОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
338
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ВНУТРЕННИЙ КОНФЛИКТ / ВНУТРЕННИЙ ВАКУУМ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / БУДУЩИЕ ДЕФЕКТОЛОГИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сорокоумова Светлана Николаевна, Ларикова Эльвира Николаевна

Введение. В связи с мировой тенденцией, направленной на формирование толерантности к людям-инвалидам и с возросшим спросом в обществе на специалистов дефектологического профиля, изучение личностных особенностей будущих дефектологов приобретает особую социальную значимость для современного российского общества. Изучение смысложизненных ориентаций будущих педагогов-дефектологов обусловлено в первую очередь тем, что личность специального педагога, его социально ориентированные ценности и смыслы оказывают непосредственное влияние на коррекционно-педагогическую деятельность с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Материалы и методы. Исследование смысложизненных ориентаций студентов, будущих дефектологов, было выполнено при помощи ряда диагностических методик: методика «Соотношения ценности и доступности» (Е.Б. Фанталова), методика «Свободный выбор ценностей» (Е.Б. Фанталова), методика «Личностный дифференциал» и методика «Смысложизненные ориентации» (Д.А. Леонтьев). Результаты исследования. На основании полученных диагностических данных в трех группах испытуемых - студентов дефектологического образования по направлениям учебной подготовки: логопедия, олигофренопедагогика и специальная психология - были выявлены некоторые особенности их смысложизненных ориентаций: внутренний конфликт (ВК) и внутренний вакуум (ВВ) в ценностно-смысловой сфере. ВК наиболее частотно встречается у будущих педагогов-дефектологов в таких жизненных сферах, как «счастливая семейная жизнь», «материально обеспеченная жизнь», «здоровье» и «любовь». ВВ обнаруживает себя в сферах «красоты природы и искусства», «творчества» и «активной, деятельной жизни» студентов. По результатам методики «Свободный выбор ценностей» нами была выстроена иерархия ценностных ориентаций будущих дефектологов. Анализируя результаты методики «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева, мы наблюдаем распределение осмысленности у будущих дефектологов таким образом, что средние и высокие значения параметров осмысленности для них наиболее частотны. В результате анализа диагностических результатов методики «Личностный дифференциал» мы отметили высокий уровень самооценки и самоуважения будущих дефектологов, определили их личностную направленность в общении и изучили развитие волевых сторон личности. Обсуждение и заключения. Нами изучены и проанализированы смысложизненные ориентации студентов, будущих дефектологов, особенность их смысловой направленности на альтруизм через призму гуманного отношения к людям. Определили зону ближайшего развития и зону застоя смысложизненных ориентаций будущих педагогов-дефектологов. Данные исследования могут быть использованы при планировании и разработке программ вузовской подготовки специалистов дефектологического профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сорокоумова Светлана Николаевна, Ларикова Эльвира Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIFE-MEANING ORIENTATIONS IN THE PERSONALITY STRUCTURE OF FUTURE DEFECTOLOGISTS

Introduction. In connection with the global trend aimed at the formation of tolerance to people with disabilities and with the increased demand in society for specialists of the defectological profile, the study of the personal characteristics of future defectologists is gaining special social significance for modern Russian society. The study of the meaning-life orientations of future teachers-defectologists is primarily due to the fact that the personality of a special teacher, his socially-oriented values and meanings have a direct impact on correctional and pedagogical activities with people with limited health opportunities. Materials and Methods. The study of the meaning-of-life orientations of students, future defectologists, was carried out using a number of diagnostic methods: the method of "Value and accessibility ratio" (Fantalova E. B.), the method of "Free choice of values" (Fantalova E. B.), the method of "Personal differential" and the method of "Meaning-of-life orientations" (Leontiev D.A.). Results. Based on the obtained diagnostic data, some features of their life-meaning orientations were identified in three groups of subjects-students of defectological education in the areas of training: speech therapy, oligophrenopedagogy and special psychology. Thus, students, future defectologists, revealed an internal conflict (VC) and an internal vacuum (BB) in the value-semantic. VC is most often found in future teachers-defectologists in such life spheres as" happy family life"," financially secure life"," health "and"love". BB finds itself in the areas of "the beauty of nature and art", "creativity" and" active, active life " of students. Based on the results of the "Free choice of values" methodology, we built a hierarchy of value orientations, future defectologists. Analyzing the results of the methodology "Meaning-life orientations" by D. A. Leontiev, we observe the distribution of meaningfulness in future defectologists in such a way that the average and high values of the meaningfulness parameters are most frequent for them. As a result of the analysis of the diagnostic results of the "Personal Differential" technique, we noted a high level of self-esteem and self-esteem of future defectologists, determined their personal orientation in communication and studied the development of the strong-willed sides of the personality. Discussion and Conclusions. We have studied and analyzed the meaning-life orientations of students, future speech pathologists, the peculiarity of their semantic orientation to altruism through the prism of a humane attitude to people. The zone of the nearest development and the zone of stagnation of the meaning-life orientations of future teachers-defectologists were determined. These studies can be used in the planning and development of programs for university training of specialists in the defectological profile.

Текст научной работы на тему «СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ БУДУЩИХ ДЕФЕКТОЛОГОВ»

Статья/Аг11с1е

УДК 159.9+37.032

Б01: 10.26795/2307-1281 -2022-10-9

СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ БУДУЩИХ ДЕФЕКТОЛОГОВ

С. Н. Сорокоумова1'2'3, Э. Н. Ларикова4'5

1 Российский государственный социальный университет, Москва, Российская Федерация 2Новосибирский военного ордена Жукова институт им. генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии РФ, Новосибирск, Российская Федерация 3Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний,

Рязань, Российская Федерация 4Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация

5МАОУ СШ №6

АННОТАЦИЯ

Введение. В связи с мировой тенденцией, направленной на формирование толерантности к людям-инвалидам и с возросшим спросом в обществе на специалистов дефектологического профиля, изучение личностных особенностей будущих дефектологов приобретает особую социальную значимость для современного российского общества. Изучение смысложизненных ориентаций будущих педагогов-дефектологов обусловлено в первую очередь тем, что личность специального педагога, его социально ориентированные ценности и смыслы оказывают непосредственное влияние на коррекционно-педагогическую деятельность с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Материалы и методы. Исследование смысложизненных ориентаций студентов, будущих дефектологов, было выполнено при помощи ряда диагностических методик: методика «Соотношения ценности и доступности» (Е.Б. Фанталова), методика «Свободный выбор ценностей» (Е.Б. Фанталова), методика «Личностный дифференциал» и методика «Смысложизненные ориентации» (Д.А. Леонтьев).

Результаты исследования. На основании полученных диагностических данных в трех группах испытуемых - студентов дефектологического образования по направлениям учебной подготовки: логопедия, олигофренопедагогика и специальная психология - были выявлены некоторые особенности их смысложизненных ориентаций: внутренний конфликт (ВК) и внутренний вакуум (ВВ) в ценностно-смысловой сфере. ВК наиболее частотно встречается у будущих педагогов-дефектологов в таких жизненных сферах, как «счастливая семейная жизнь», «материально обеспеченная жизнь», «здоровье» и «любовь». ВВ обнаруживает себя в сферах «красоты природы и искусства», «творчества» и «активной, деятельной жизни» студентов. По результатам методики «Свободный выбор ценностей» нами была выстроена иерархия ценностных ориентаций будущих дефектологов. Анализируя результаты методики «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева, мы наблюдаем распределение осмысленности у будущих дефектологов таким образом, что средние и высокие значения параметров осмысленности для них наиболее частотны. В результате анализа диагностических результатов методики «Личностный дифференциал» мы отметили

высокий уровень самооценки и самоуважения будущих дефектологов, определили их личностную направленность в общении и изучили развитие волевых сторон личности. Обсуждение и заключения. Нами изучены и проанализированы смысложизненные ориентации студентов, будущих дефектологов, особенность их смысловой направленности на альтруизм через призму гуманного отношения к людям. Определили зону ближайшего развития и зону застоя смысложизненных ориентаций будущих педагогов-дефектологов. Данные исследования могут быть использованы при планировании и разработке программ вузовской подготовки специалистов дефектологического профиля.

Ключевые слова: смысложизненные ориентации, внутренний конфликт, внутренний вакуум, эмоциональное выгорание, будущие дефектологи.

Благодарности: выражаем благодарность рецензентам.

Для цитирования: Сорокоумова С.Н., Ларикова Э.Н. Смысложизненные ориентации в структуре личности будущих дефектологов // Вестник Мининского университета. 2022. Т. 10, №1. С.9.

LIFE-MEANING ORIENTATIONS IN THE PERSONALITY STRUCTURE OF FUTURE

DEFECTOLOGISTS

S. N. Sorokoumova1'2'3, E. N. Lavrikova4'5

1Russian State Social University, Moscow, Russian Federation 2Novosibirsk Military Order of Zhukov Institute named after General of the Army I.K. Yakovlev of the Russian National Guard Troops, Novosibirsk, Russian Federation 3Academy of Law and Management of the Federal Penitentiary Service, Ryazan, Russian Federation 4 Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod,

Russian Federation 5 MAOUSecondary School No. 6.

ABSTRACT

Introduction. In connection with the global trend aimed at the formation of tolerance to people with disabilities and with the increased demand in society for specialists of the defectological profile, the study of the personal characteristics of future defectologists is gaining special social significance for modern Russian society. The study of the meaning-life orientations of future teachers-defectologists is primarily due to the fact that the personality of a special teacher, his socially-oriented values and meanings have a direct impact on correctional and pedagogical activities with people with limited health opportunities.

Materials and Methods. The study of the meaning-of-life orientations of students, future defectologists, was carried out using a number of diagnostic methods: the method of "Value and accessibility ratio" (Fantalova E. B.), the method of "Free choice of values" (Fantalova E. B.), the method of "Personal differential" and the method of "Meaning-of-life orientations" (Leontiev D.A.).

Results. Based on the obtained diagnostic data, some features of their life-meaning orientations were identified in three groups of subjects-students of defectological education in the areas of training: speech therapy, oligophrenopedagogy and special psychology.

Thus, students, future defectologists, revealed an internal conflict (VC) and an internal vacuum (BB) in the value-semantic. VC is most often found in future teachers-defectologists in such life spheres as" happy family life"," financially secure life"," health "and"love". BB finds itself in the areas of "the beauty of nature and art", "creativity" and" active, active life " of students. Based on the results of the "Free choice of values" methodology, we built a hierarchy of value orientations, future defectologists. Analyzing the results of the methodology "Meaning-life orientations" by D. A. Leontiev, we observe the distribution of meaningfulness in future defectologists in such a way that the average and high values of the meaningfulness parameters are most frequent for them. As a result of the analysis of the diagnostic results of the "Personal Differential" technique, we noted a high level of self-esteem and self-esteem of future defectologists, determined their personal orientation in communication and studied the development of the strong-willed sides of the personality.

Discussion and Conclusions. We have studied and analyzed the meaning-life orientations of students, future speech pathologists, the peculiarity of their semantic orientation to altruism through the prism of a humane attitude to people. The zone of the nearest development and the zone of stagnation of the meaning-life orientations of future teachers-defectologists were determined. These studies can be used in the planning and development of programs for university training of specialists in the defectological profile.

Keywords: meaning-life orientations, internal conflict, internal vacuum, emotional burnout, future defectologists.

Acknowledgements: we express our gratitude to the reviewers.

For citation: Sorokoumova S.N., Lavrikova E.N. Life-meaning orientations in the personality structure of future defectologists // Vestnik of Minin University. 2022. Vol. 10, no. 1. Р.9.

Введение

В современном обществе в условиях, когда возможности перинатальной медицины все более расширяются и процент выхаживания тяжелых новорожденных увеличивается, растет количество детей с ограниченными возможностями здоровья. В таких условиях резко возрастает и спрос на специалистов дефектологического профиля сперва в дошкольном детстве, а затем и в общеобразовательных школах.

Современное российское законодательство в настоящее время уделяет большое внимание детям с особыми образовательными потребностями и активно формирует уровень толерантности к ним в обществе, соответствуя при этом общепризнанным международным стандартам. В России сейчас создаются новые государственные реабилитационные учреждения для детей-инвалидов, детские сады и школы все более ориентированы на инклюзивное образование, создаются ресурсные центры с целью оказания помощи детям с ОВЗ и их родителям, в настоящее время также появляется очень большое количество

негосударственных детских центров, оказывающих услуги по реабилитации и абилитации детей с нарушениями в развитии.

Профессия специального педагога в настоящее время имеет высокую социальную значимость и изучение личностных характеристик дефектолога становится одной из актуальных социальных проблем современного российского общества.

Актуальность изучения проблемы смысложизненных ориентаций у студентов, будущих дефектологов, обусловлена прежде всего тем, что личность специального педагога, его социально ориентированные ценности и смыслы оказывают непосредственное влияние на коррекционно-педагогическую деятельность с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Внутренний мир дефектолога раскрывает его личностную уникальность. На глубинном уровне психологической реальности могут возникнуть некоторое особенности ценностно-смысловой сферы в виде внутреннего конфликта как соотношения наивысшей ценности в какой-либо сфере деятельности человека с невозможностью реализовать данную ценность и экзистенциального вакуума как соотношения чрезмерной доступности чего-либо в жизни человека с небольшой его личностной ценностью [21]. Также если в структуре личности специалиста дефектологического профиля существуют внутренние противоречивые мотивационно-смысловые установки, например, «хочу спасать мир, но только за хорошие деньги», то может сильно затормозиться вплоть до полной его остановки и не принести ожидаемого положительного эффекта.

Таким образом, от специального педагога для осуществления эффективной реабилитации и абилитации инвалидов требуются не только глубокие знания в области специальной педагогики и психологии, но и психологическая готовность дефектолога, которая основывается на личностной способности и готовности к взаимодействию с детьми, имеющими отклонения в физическом и психическом развитии [13].

Профессионально-личностные качества учителя-дефектолога основываются на совокупности его ценностно-смысловых ориентаций, и на первый план здесь выходят ценности духовные: способность к сопереживанию, сочувствию, сопричастию к судьбе другого человека, желание помогать людям. В профессии дефектолога, когда карьерные ориентации человека нацелены на альтруизм, заботу о других и помощь ближнему, существует большой риск эмоционального выгорания, так как профессиональная деятельность специалиста требует высокой самоотдачи и повышенных психоэмоциональных затрат. Тогда исследование смысложизненных ориентаций будущих дефектологов имеет особую практическую значимость и позволяет нам, более подробно изучив ценностное ядро студентов и его смысловую направленность, своевременно корригировать некоторые особенности ценностно-смысловой сферы, формировать позитивные смысложизненные ориентации будущих дефектологов и тем самым снизить риск эмоционального выгорания в будущем.

Обзор литературы

Анализ научной литературы по проблеме осмысленности человеческой жизни показывает, что данная тематика долгое время находится в центре внимания как отечественных психологов (Л.С Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн,

A.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, В.П. Зинченко, Ф.Е. Василюк, В.К. Вилюнас, A.B. Запорожец,

B.А. Петровский, В.В. Столин, Д.А. Леонтьев, В.Ф. Петренко, К.В. Субботский,

Е.Ю. Артемьева, Е.И. Головаха, В.Е. Каган и др.), так и представителей западной гуманистической психологии (Ж.-П. Сартр, М. Мерло-Понти, Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, К. Роджерс, В. Франки, И. Ялом и др.) [1, 3, 10, 11, 14, 15, 16, 22, 27, 28, 32, 33, 34].

Изучением развития смысложизненных ориентаций студентов, освещая разные стороны данного процесса, в нашей стране занимались такие исследователи, как Н.Л. Карлова, В.Т. Лисовский, В.Э. Чудновский и др. [19] Так, например, в результате проведенного исследования О.А. Андриенко выявила, что «для студентов в целом наиболее важными являются счастливая семейная жизнь, любовь, материальная обеспеченность, здоровье и наличие хороших и верных друзей; менее значимыми - творчество, счастье других, активная деятельная жизнь» [2].

Итак, смысложизненные ориентации человека - это динамическая система его ценностных представлений об окружающем мире, которая формируется в течение жизни, имеет свою структуру. Задатки смысложизненных ориентаций появляются в подростковом возрасте. По мнению Ю.Ю. Косыревой, для юношеского возраста наиболее значимы смысложизненные ориентации, связанные с семейной и профессиональной сферами [12].

Некоторые современные исследователи делали попытки изучить соотношение смысложизненных ориентаций человека с другими личностными компонентами. Так, авторы Я.В. Сайко и Н.И. Гуслякова изучали взаимосвязь уровня самооценки и степени выраженности смысложизненных ориентаций личности студентов и пришли к выводам, что смысложизненные ориентации и самооценка личности взаимодействуют и взаимообусловливают развитие друг друга [20].

В.А. Бордовский, исследуя смысложизненные ориентации и эмоциональный интеллект социальных работников, ссылается на то, что смысложизненные ориентации тесно взаимосвязаны с компонентами эмоционального интеллекта, а именно, наибольшее число положительных связей выделено между способностью к самомотивации в эмоциональном интеллекте и факторами смысложизненных ориентаций [6].

Процесс формирования смысложизненных ориентаций у будущих учителей-дефектологов обуславливается особенностями их профессионального обучения и взаимодействия с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ).

Л.А. Воденникова в своих научных трудах характеризует профессиональное обучение педагогов-дефектологов как комплексный взаимодополняющий процесс, основанный на системно-деятельностном, культурологически-средовом и аксиологическом подходах [8].

В процессе профессионального обучения в вузе у будущих педагогов-дефектологов происходит формирование профессионально-ценностных ориентаций, которые отражают личностные ориентиры будущих специалистов в области специального образования, определяют их мотивы, цели, задачи и представления о будущей профессиональной деятельности с учетом специфики коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями в развитии [4].

В условиях личностно ориентированного образования у будущих дефектологов могут быть сформированы профессиональные ценности, профессиональное мировоззрение. Ценности профессиональной деятельности будущих дефектологов образуют систему их профессионально-ценностных ориентаций на признание ценности человеческой личности, на гармоничное развитие личности с ОВЗ, на профессиональное сотрудничество, творчество и самосовершенствование [7].

Система ценностей и смыслов будущего дефектолога выполняет особую роль в формировании стрессоустойчивости и адаптации в профессиональной деятельности,

определяющую его ориентацию и отношение к себе, к сотрудникам и руководителям, выбранной профессии, к своим служебным обязанностям [29].

Недавние исследования особенностей мотивационно-личностного компонента профессионального самоопределения будущих магистров специального (дефектологического) образования [24] показали, что будущие магистры с уважением относятся к избранной профессии, осознают как ее социальную значимость, так и личностный смысл и высоко оценивают свою эмоционально-личностную готовность к профессиональной деятельности.

Проблему исследования смысложизненных, карьерных ориентаций и синдрома эмоционального выгорания у представителей социономических (помогающих) профессий изучили Е.Ю. Чернякевич, Э.В. Погодина и др. Авторами в результате исследования выявлена взаимосвязь показателей эмоционального выгорания и смысложизненных ориентаций, обнаружены также высокие баллы по шкалам смысложизненных ориентаций у специалистов данных профессий и установлено, что специалисты, ориентированные в карьере на служение в большей степени подвержены эмоциональному выгоранию [23].

Многие исследователи характеризуют профессиональное выгорание как состояние физического, эмоционального и умственного истощения. Проявляется данное состояние в профессиях социальной сферы. Профессиональное выгорание включает в себя три составляющие: эмоциональное истощение, редукцию и деперсонализацию профессиональных достижений [9, 17, 18, 26, 30]. В.В. Бойко определяет эмоциональное выгорание как механизм психологической защиты, формирующийся в ответ на воздействие психотравмирующего фактора, в результате чего полностью или частично пропадают эмоции специалиста, а его смысложизненные ориентации при этом меняются [5].

Итак, проблема изучения смысложизненных ориентаций специалистов помогающих профессий в целом и дефектологов в частности актуальная и по сей день. Смысложизненные ориентации будущего дефектолога, которые формируются в референтной для него группе (семья, друзья, студенческая группа в вузе), тесно связаны с его самооценкой, эмоциональным интеллектом и напрямую влияют на предрасположенность будущего специалиста к эмоциональному (профессиональному) выгоранию.

Исследуя смысложизненные ориентации будущих дефектологов, мы придерживаемся подхода, выявляющего смысловую природу ценностей [10,16]. Согласно данному подходу, в индивидуальном сознании ценностные объекты и особое отношение к ним реализуются в виде личностных смыслов.

Е.Б. Фанталова связывает ценности и смыслы с уровнями психологической реальности: «индивид», «личность», «душа». Нам в данной работе наиболее интересны два последних уровня, так как уровень «личность» раскрывает понятие «социально ориентированные ценности и смыслы», а уровень «душа» ориентирован на раскрытие внутреннего мира человека, в основе которого лежит интериоризованная система ценностей и связанных с этим эмоциональных переживаний» [21, с.16].

Профессиональная деятельность специального педагога включает в себя различные виды социально-педагогической, реабилитационной, консультативно-диагностической, психотерапевтической, коррекционной деятельности, с целью содействия человеку с ограниченными возможностями жизнедеятельности в его социальной адаптации и интеграции средствами специального (коррекционного) образования [25]. Профессия дефектолога личностная, где личность учителя-дефектолога, его смыслы и ценности оказывают опосредованное влияние как на саму профессиональную деятельность

специалиста, так и на личность ребенка с ОВЗ. В связи с этим проблема изучения смысложизненных ориентаций студентов, будущих дефектологов, особо значима.

Материалы и методы

Для исследования смысложизненных ориентаций студентам факультета педагогики и психологии НГПУ им. К. Минина (направление подготовки «Специальное (дефектологическое) образование») было предложено выполнить ряд диагностических методик: методика «Соотношения ценности и доступности» (Е.Б. Фанталова), методика «Свободный выбор ценностей» (Е.Б. Фанталова), методика «Личностный дифференциал» и методика «Смысложизненные ориентации» (Д.А. Леонтьев).

Данные методики позволили нам изучить внутренний мир студентов, то есть уровень психологической реальности «душа» (по Е.Б. Фанталовой), посредством методик «Соотношение ценности и доступности» и теста «Смысложизненных ориентаций», а также уровень самосознания личности, где раскрываются социально ориентированные ценности и смыслы, при помощи методик «Свободный выбор ценностей» и «Личностный дифференциал».

В рамках проведения эмпирического исследования нами было выдвинуто предположение о том, что у студентов, будущих дефектологов, в ценностно-смысловой сфере преобладают смысложизненные ориентации духовно-нравственной и альтруистической направленности. В результате этого предметом нашего исследования явились особенности ценностно-смысловой сферы личности студентов, будущих дефектологов, через призму мотивационно-личностных отношений к людям, к различным областям жизнедеятельности человека и самим себе. В исследовании приняли участие студенты (девушки) третьего курса факультета педагогики и психологии НГПУ им. К. Минина, обучающиеся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» на очной форме обучения, в возрасте 19-20 лет в количестве 59 человек, из них «Логопедия» - 17 человек, «Олигофренопедагогика» - 21 человек, «Специальная психология» - 21 человек.

Для того чтобы провести диагностику студентов, будущих дефектологов, на выявление особенностей ценностно-смысловой сферы в виде внутреннего конфликта и экзистенциального вакуума, мы использовали методику «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» (Е.Б. Фанталова). Основной психометрической характеристикой методики является показатель «ценность-доступность» («ц-д»), отражающий степень рассогласования в мотивационно-личностной сфере. Последняя, в свою очередь, свидетельствует о степени неудовлетворенности текущей жизненной ситуацией, внутренней конфликтности, блокаде основных потребностей, с одной стороны, а также об уровне самореализации, внутренней идентичности, интегрированности, гармонии, с другой стороны. Глубина «внутреннего конфликта» и «внутреннего вакуума» всегда будет иметь в предлагаемой методике точные качественные и количественные показатели.

Следующим направлением нашего исследования стало наиболее подробное исследование «ценностного ядра» личности студентов для наиболее полной картины их ценностно-смысловой сферы. Данную задачу мы решали с помощью методики «Свободный выбор ценностей» (Е.Б. Фанталова), которая дает информацию о функционирующей в мотивационно-личностной сфере системе наиболее значимых, влияющих на поведение и

деятельность и частично взаимосвязанных между собой ценностей. Данная методика представлена списком ценностей, который можно условно поделить на следующие рубрики: «Ценности как отношения к жизненным проявлениям и объектам», «Ценности как характерологические и личностные качества», «Ценности как материальные и житейские блага», «Ценности как интересы к чему-либо».

Для изучения смысложизненных ориентаций студентов, будущих дефектологов, мы использовали опросник смысложизненных ориентаций (СЖО), (Дж. Крамбо, Л. Махолик, адаптация Д.А. Леонтьева). Цель данной методики - изучение смысложизненных ориентаций личности, составляющих основу образа Я. Методика СЖО включает 20 описаний действий, переживаний или состояний, которые оцениваются по семибалльной шкале в зависимости от того, насколько они характерны для испытуемого. Интерпретация строится на основании показателя общей осмысленности жизни (ОЖ), а также пяти субшкал, отражающих три конкретные смысложизненные ориентации и два аспекта локуса контроля: «цели в жизни», «процесс жизни», «результативность жизни», «локус контроля - Я» и «локус контроля - жизнь».

Для получения более полной информации о субъективных аспектах отношений будущих дефектологов к себе или к другим людям мы использовали методику «Личностный дифференциал» (вариант, адаптированный в НИИ им. В.М. Бехтерева). В методике представлены личностные черты в количестве 21 , которые оцениваются по семибалльной шкале в зависимости от того, насколько они характерны для испытуемого. Полученные результаты отражают субъективные, эмоционально-смысловые представления будущего дефектолога о самом себе и других людях. При интерпретации оцениваются три фактора отношений: фактор самооценки, фактор интроверсии/экстраверсии и фактор, характеризующий волевые качества.

Результаты исследования

Для того чтобы подтвердить или опровергнуть рабочую гипотезу о том, что у студентов, будущих дефектологов, в ценностно-смысловой сфере преобладают смысложизненные ориентации духовно-нравственной и альтруистической направленности, нужно изучить и проанализировать результаты всех трех групп испытуемых.

По результатам методики «Соотношения ценности и доступности» (Е.Б. Фанталова) можно отметить, что во всех трех группах испытуемых присутствует внутренний конфликт в сферах: «здоровье» - 14 студентов (24%) , «любовь» - 15 студентов (25%), «материально обеспеченная жизнь» - 20 студентов (34%), «уверенность в себе» - 12 студентов (21%) и «счастливая семейная жизнь» - 22 студента (37%).

Анализируя результаты той же методики «Соотношения ценности и доступности», следует обратить внимание на показатели внутреннего вакуума, который характеризуется наивысшей доступностью по отношению к ценности чего-либо. У студентов, будущих дефектологов, мы можем наблюдать внутренний вакуум в сферах: «красота природы и искусства» - 24 студента (41%), «творчество» - 14 студентов (24%) и «активная, деятельная жизнь» - 15 студентов (25%).

По результатам методики «Свободный выбор ценностей» мы можем наблюдать осознанное самоотношение студентов к общечеловеческим ценностям. Под самоотношением мы будем понимать некое образование, включающее в себя как общее социокультурное чувство за или против, так и самоинтерес и ожидаемое отношение от других. Будущие

дефектологи по-разному проявляют самоотношение к общечеловеческим ценностям, но наиболее частотными становятся выборы в пользу ценностей, направленных на взаимоотношения с другими людьми. Таким образом, опираясь на полученные данные, можно наиболее частотные выборы выстроить в иерархию ценностных ориентаций будущих дефектологов. Тогда «доброта», которую выбрали 35 студентов (59%), занимает самую высокую позицию, «искренность» выбрали 32 студента (54%), на третьем месте располагается «честность» - 29 студентов (49%), «любовь (как чувство мужчины к женщине или женщины к мужчине)» занимает четвертую позицию - 28 студентов (47%), «целеустремленность» - 26 студентов (44%), «уважение к людям» - 24 студента (41%), «чувство юмора» - 23 студента (39%), «любовь к человеку, к ближнему» - 20 студентов (34%), «порядочность» - 15 студентов (25%), «любовь к детям» - 13 студентов (22%), на последнем месте нашей иерархии располагаются ценностные ориентации «жизнерадостность» и «деньги», которые выбрали 12 студентов (20%).

Анализируя результаты методики «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева, мы наблюдаем распределение осмысленности у будущих дефектологов таким образом, что средние и высокие значения параметров осмысленности для них наиболее частотны. Показатель «Общая осмысленность» имеет следующие значения: высокие значения -21 студент (35%), средние значения - 31 студент (52%), низкие значения - 7 студентов (12%). Показатель «цели в жизни», которые наполняют ее смыслом и помогают студенту определить свою жизненную ориентацию: высокие значения - 21 человек (35%), средние значения - 31 человек (52%) и низкие значения - 7 человек (12%). Показатель «процесс жизни» определяет удовлетворение эмоциональной насыщенностью и полнотой смысла в настоящем времени - у будущих дефектологов мы видим следующие значения: высокие -13 человек (22%), средние - 36 человек (61%) и низкие значения - 9 человек (15%). «Результативность жизни» как оценка пройденного отрезка жизни, удовлетворенность самореализацией и продуктивностью своей жизнедеятельности у будущих дефектологов имеет такие значения: высокие - у 21 студента (35%), средние - у 35 студентов (59%) и низкие значения получились у 3 студентов (5%).

«Локус-контроль Я» характеризует представление будущих дефектологов о себе как о личности, которая способна построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле, и здесь у студентов преобладают средние и высокие значения: высокие - 20 человек (34%), средние показатели - 35 человек (59%) и низкие - 4 человека (7%). «Локус-контроль Жизнь» отражает убежденность будущих дефектологов в том, что жизнь подвластна сознательному контролю, у студентов данный показатель определяется следующими значениями: высокие - у 17 человек (29%), средние - у 37 человек (63%) и низкие - у 5 человек (8%).

Анализируя самоотношения как отношения к самому себе испытуемых посредством методики «Личностный дифференциал», можно отметить, что высокие значения фактора оценки у будущих дефектологов свидетельствуют об уровне их самоуважения, то есть испытуемые принимают себя как личность, склонную осознавать себя носителем позитивных, социально желательных характеристик, в определенном смысле удовлетворены собой, и «фактор оценки» у будущих дефектологов имеет следующие значения: высокие -у 13 человек (22%), средние - у 41 человека (70%) и низкие значения- у 5 человек (8%).

Личностная направленность в общении будущих дефектологов свидетельствует об экстравертированности либо интровертированности испытуемых. Высокие значения указывают на высокую активность, общительность, импульсивность студентов в нашем

исследовании - это 43 человека (73%) Низкие значения определяют интровертированность будущих дефектологов, характеризуют их определенную пассивность, спокойные эмоциональные реакции, эти качества мы отмечаем у 16 студентов (27%).

По результатам анализа значений «фактора силы» у будущих дефектологов, свидетельствующих о развитии их волевых сторон личности, мы наблюдаем преобладание низких значений, что свидетельствует о недостаточном самоконтроле, неспособности держаться принятой линии поведения, зависимости от внешних обстоятельств и оценок. «Фактор силы (волевые качества)»: высокие значения отсутствуют, средние значения зарегистрированы у 20 студентов (34%) и низкие значения - у 39 человек (66%).

Обсуждение и заключения

Подводя итог исследования общих характеристик смысложизненных ориентаций студентов, будущих дефектологов, можно сказать, что они в большей мере направлены на альтруизм через призму гуманного отношения к людям. И тогда ценность «доброта» проявляется в смысложизненной ориентации студентов дарить добро окружающим. Такие ценности, как «искренность», «честность», «порядочность», демонстрируют нам смыслы будущих дефектологов, направленные на выражение их истинных мыслей и отношений, соблюдая при этом все социокультурные нормы поведения. В «целеустремленности», на наш взгляд, отражается смысл достижения поставленных целей, будущих дефектологов. В «чувстве юмора» мы прослеживаем смысл радоваться жизни и не унывать. Ценность «любви как чувства между мужчиной и женщиной» демонстрирует нам важность для будущих дефектологов данных взаимоотношений, и здесь можно увидеть смысл создания собственной семьи. В таких ценностях же, как «уважение к людям», «любовь к ближнему», «любовь к детям», заключается, на наш взгляд, ключевой смысл профессиональной ориентации будущих дефектологов, направленный на ценность другого человека, ценность любви как наивысшего смысла, вокруг которого сконцентрированы все остальные смысложизненные ориентации будущих дефектологов.

Следует отметить также некоторые особенности в ценностно-смысловой сфере будущих дефектологов, проявившиеся в виде внутреннего конфликта (ВК) и внутреннего вакуума (ВВ). Внутренний конфликт отражает в себе соотношение наивысшей ценности для личности чего-либо и сложной доступности этого так же, как соотношение «Я идеального» (что ценно, важно, чего хочется) и «Я реального» (что есть в реальности, доступно). [30] Внутренний конфликт, имея небольшую разницу между ценностью и доступностью, создает «зону ближайшего развития» личности. Таким образом, «здоровье», «любовь», «материально обеспеченную жизнь», «уверенность в себе» и «счастливую семейную жизнь» можно считать своеобразными зонами потенциального личностного роста. Если ВК можно рассматривать как зону ближайшего развития, как смысложизненные ориентации, стремящиеся к реализации, то ВВ - это, наоборот, зона застоя или зона обесценивания, зона, в которой нет ценностно-смыслового ориентира. Таким образом, можно предположить, что студенты, будущие дефектологи, обесценивают в данный период своей жизни красоту природы и искусства, творчество и активную жизнь.

Несмотря на высокие показатели ценности такого качества личности для будущих дефектологов, как целеустремленность, мы наблюдаем, что целеустремленные ориентации студентов развиты слабо, так как значения, определяющие волевые качества будущих дефектологов, низкие. Будущие дефектологи, имея высокие значения по шкалам изучения

смысложизненных ориентаций (по Леонтьеву), демонстрируют хорошую осмысленность жизни, воспринимают сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Практически все студенты удовлетворены собственной самореализацией и имеют хорошую самооценку. Будущие дефектологи в результатах исследования отражают свою готовность самостоятельно строить собственную жизнь, опираясь на свои представления о смысле жизни. Они чаще направлены в своих проявлениях вовне, на окружающих, экстравертированы, но могут также фокусироваться больше на своем внутреннем мире.

Итак, проведенное нами исследование имеет свою особую ценность при личностно ориентированном подходе в обучении будущих педагогов-дефектологов во время планирования их учебной деятельности факультативного характера, направленного на самопознание и саморазвитие будущих дефектологов, а также при необходимости детального изучения профиля личности будущего дефектолога, так как это повышает возможность более качественно осуществлять профессиональную подготовку таких специалистов.

Список использованных источников

1. Абакумова И.В. Личностный смысл как педагогический фактор и его использование в учебном процессе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ростов н/Д, 1989. 22 с.

2. Андриенко О.А. Ценностные основания построения процесса воспитания // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. №1(26). С. 192-195. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37146795 (дата обращения: 26.09.2021).

3. Бассин Ф.В. К развитию проблемы значения и смысла // Вопросы психологии. 1973. №6. С. 22.

4. Боброва А.А. Профессионально-ценностные ориентации как фактор становления личности будущего педагога в области специального (дефектологического) образования // Детство, открытое миру: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Омск, 2020. С. 262-266. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42683062 (дата обращения: 26.09.2021).

5. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб: Сударыня, 1999. 29 с.

6. Бордовский В.А. Смысложизненные ориентации и эмоциональный интеллект в структуре личности социального работника // Вестник АГУ. Серия 3: педагогика и психология. 2012. №4(109). С. 129-133. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18809381 (дата обращения: 26.09.2021).

7. Боровик Ю.Н., Морозов А.В. Формирование профессионально значимых качеств личности у будущих дефектологов в процессе профессиональной подготовки в вузе // Весенние психолого-педагогические чтения: материалы II Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 90-летию со дня рождения почетного профессора АГУ А.В. Буровой / составители: И.А. Еремицкая, О.А. Халифаева. Астрахань, 2018. С. 163-166.

8. Воденникова Л.А. Теоретико-методологическая основа формирования профессиональных ценностных ориентаций будущих педагогов-дефектологов // Специальное образование. 2014. №2(34). С. 83-90. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21809830 (дата обращения: 26.09.2021).

9. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб: Питер, 2005. 336 с.

10. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 томах. T. I. М.: Педагогика, 1982. 487 с.

11. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 томах. T. 2. М.: Педагогика, 1984. 502 с.

12. Косырева Ю.Ю. Ценностные и смысложизненные ориентации современной молодежи // Вестник научных конференций. 2019. №8-2(48). С. 30-32. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41124393 (дата обращения: 26.09.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Ларикова Э.Н., Сорокоумова С.Н. Подготовка дефектологов для современного образования // Шуйская сессия студентов, аспирантов, педагогов, молодых ученых: материалы XIII Международной научной конференции. Шуя, 2020. С. 170-172.

14. Леонтьев А.А. Значение и смысл // Мир психологии. 2001. №2. С. 13-20.

15. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Мысль, 1965. 572 с.

16. Леонтьев Д.А. Динамика смысловых процессов // Психологический журнал. 1997. №6. С. 13-27.

17. Орел В.Е. Синдром психического выгорания личности. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. 330 с.

18. Рукавишников А.А. Опросник психического выгорания для учителей. Руководство. Ярославль, 2001. 14 с.

19. Сараева Е.В., Маракулина А.С. Коррекция и фасилитация смысложизненных ориентаций студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 32. С. 238242. URL: http://e-koncept.ru/2016/56749.htm (дата обращения: 26.09.2021).

20. Сайко Я.В., Гуслякова Н.И. Исследование взаимосвязи между смысложизненными ориентациями и самооценкой личности студентов // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2013. №10. С. 208-216. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-vzaimosvyazi-mezhdu-smyslozhiznennymi-orientatsiyami-i-samootsenkoy-lichnosti-studentov (дата обращения: 26.09.2021).

21. Сорокоумова С.Н., Ларикова Э.Н. Практико-ориентированный подход в профессиональной подготовке студентов дефектологического образования // Современной дошкольное и начальное образование: проблемы и тенденции развития: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции: в 2 частях. Часть 2. Нижний Новгород, 2020. С. 250-253. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42830100 (дата обращения: 26.09.2021).

22. Хайдеггер М. Бытие и время / пер. с нем. В.В. Бибихина. Харьков: Фолио, 2003. 503 с.

23. Чернякевич Е.Ю., Погодина Э.В. Исследование эмоционального выгорания в связи со смысложизненными и карьерными ориентациями у представителей социономических профессий // Вестник университета. 2020. №1. С. 195-202. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42574035 (дата обращения: 26.09.2021).

24. Шаповалова О.Е. Мотивационно-личностные аспекты профессионального самоопределения будущих магистров специального (дефектологического) образования // Учебные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2021. №4(194). С. 525-530. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45794796 (дата обращения: 26.09.2021).

25. Шкляр Н.В., Карынбаева О.В. Профессия педагога-дефектолога и ее социальная значимость // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Социологические науки. 2016. Т. 11, №3. С. 201-206.

26. Burish M. In search of theory: some ruminations on the nature and etiology of burnout // Shaufeli W.B., Maslach Cr., Marek T. (eds) Professional burnout: Recent developments in the theory and research. Washington: Abingdon: Taylor & Francis, 1993. Pp. 75-93.

27. Bulko N. V. Features of life-meaning orientations among convicts sentenced for different types of crimes // Международный пенитенциарный журнал. 2021. Т. 3, №1. С. 35-39.

28. Irvin D. Yalom Existential Psychotherapy. Basic Books, 1980. Pp. 8-10.

29. Likhodeeva L.N., Tolegenova Zh.E. Stress resistance as a professionally significant quality of the personality of a defectologist teacher // Sciences of Europe. 2020. No. 59-2(59). Pp. 69-72.

30. Professional burnout: recent developments in theory and research / Edited by W. B. Schaufeli, C. Maslach, T. Marek. New York: Taylor and Francis, 1993. Pp. 19-32.

31. Rogers C.R. A look at psychotherapy. The formation of man. M.: Progress Univers., 1994. 459 p.

32. Efremova G.I., Timoshenko G.V., Leonenko E.A., Bochkovskaya I.A., Sorokoumova S.N., Potekhina E.V. The Projective Study of The Impact of The Vertical Position of a Person on The Nosological Specificity of Psychosomatic Risk // Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences. 2016. Vol. 7, no. 6. Pp. 685-691. Available at: https://www.rjpbcs.com/pdf/2016_7(6)/[86] .pdf (accessed: 13.10.2021).

33. Nikonova E.I., Sharonov I.A., Sorokoumova S.N., Suvorova O.V., Sorokoumova E.A. Modern Functions of a Textbook on Social Sciences and Humanities as an Informational Management Tool of University Education // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Vol. 11, no. 10. Pp. 3764-3774. Available at: http://www.ijese.net/makale/593 (accessed: 04.09.2021).

34. Rong Ju, Buldakova N.V., Sorokoumova S.N., Sergeeva M.G., Galushkin A.A., Soloviev A.A., Kryukova N.I. Foresight methods in pedagogical design of university learning environment // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 2017. Vol. 13, no. 8. Pp. 5281-5293. DOI: https://doi.org/10.12973/eurasia.2017.01003a.

References

1. Abakumova I.V. Personal meaning as a pedagogical factor and its use in the educational process: the author's abstract of the dissertation of the candidate of pedagogical sciences. Rostov-on-Don, 1989. 22 p. (In Russ.)

2. Andrienko O.A. Value bases for building the process of education. Baltijskij gumanitarnyj zhurnal, 2019, no. 1(26), pp. 192-195. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37146795 (accessed: 26.09.2021). (In Russ.)

3. Bassin F.V. On the development of the problem of meaning and meaning. Voprosy psihologii, 1973, no. 6, p. 22. (In Russ.)

4. Bobrova A.A. Professional-value orientations as a factor in the formation of the personality of a future teacher in the field of special (defectological) education. Detstvo, otkrytoe miru: sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Omsk, 2020. Pp. 262-266. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42683062 (accessed: 26.09.2021). (In Russ.)

5. Bojko V.V. Syndrome of "emotional burnout" in professional communication. St. Petersburg, Sudarynya Publ., 1999. 29 p. (In Russ.)

6. Bordovskij V.A. Meaningful orientations and emotional intelligence in the structure of the personality of a social worker. Vestnik AGU. Seriya 3: pedagogika i psihologiya, 2012, no.

4(109), pp. 129-133. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18809381 (accessed: 26.09.2021). (In Russ.)

7. Borovik YU.N., Morozov A.V. Formation of professionally significant personality traits in future defectologists in the process of professional training at the university. Vesennie psihologo-pedagogicheskie chteniya: materialy II Mezhregional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyashchennoj 90-letiyu so dnya rozhdeniya pochetnogo professora AGU A.V. Burovoj / sostaviteli: I.A. Eremickaya, O.A. Halifaeva. Astrakhan, 2018. Pp. 163-166. (In Russ.)

8. Vodennikova L.A. Theoretical and methodological basis for the formation of professional value orientations of future teachers-defectologists. Special'noe obrazovanie, 2014, no. 2(34), pp. 83-90. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21809830 (accessed: 26.09.2021). (In Russ.)

9. Vodop'yanova N.E., Starchenkova E.S. Burnout syndrome: diagnosis and prevention. St. Petersburg, Piter Publ., 2005. 336 p. (In Russ.)

10. Vygotskij L.S. Collected Works in 6 volumes. Vol. 1. Moscow, Pedagogika Publ., 1982. 487 p. (In Russ.)

11. Vygotskij L.S. Collected Works in 6 volumes. Vol. 2. Moscow, Pedagogika Publ., 1984. 502 p. (In Russ.)

12. Kosyreva YU.YU. Valuable and meaningful orientations of modern youth. Vestnik nauchnyh konferencij, 2019, no. 8-2(48), pp. 30-32. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41124393 (accessed: 26.09.2021). (In Russ.)

13. Larikova E.N., Sorokoumova S.N. Training defectologists for modern education. Hujskaya sessiya studentov, aspirantov, pedagogov, molodyh uchenyh: materialy XIII Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Shuya, 2020. Pp. 170-172. (In Russ.)

14. Leont'ev A.A. Meaning and meaning. Mirpsihologii, 2001, no. 2, pp. 13-20. (In Russ.)

15. Leont'ev A.N. Problems of the development of the psyche. 2nd edition, corrected and enlarged. Moscow, Mysl' Publ., 1965. 572 p. (In Russ.)

16. Leont'ev D.A. Dynamics of semantic processes. Psihologicheskij zhurnal, 1997, no. 6, pp. 1327. (In Russ.)

17. Orel V.E. Syndrome of mental burnout of personality. M.: Publishing House "Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences", 2005. 330 p. (In Russ.)

18. Rukavishnikov A.A. Questionnaire of mental burnout for teachers. Management. Yaroslavl, 2001. 14 p. (In Russ.)

19. Saraeva E.V., Marakulina A.S. Correction and facilitation of meaningful life orientations of students. Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal «Koncept», 2016, vol. 32, pp. 238-242. Available at: http://e-koncept.ru/2016/56749.htm (accessed: 26.09.2021). (In Russ.)

20. Sajko YA.V., Guslyakova N.I. Study of the relationship between meaningful life orientations and self-assessment of the personality of students. Vestnik YUzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta, 2013, no. 10, pp. 208-216. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-vzaimosvyazi-mezhdu-smyslozhiznennymi-orientatsiyami-i-samootsenkoy-lichnosti-studentov (accessed: 26.09.2021). (In Russ.)

21. Sorokoumova S.N., Larikova E.N. A practice-oriented approach in the professional training of students of defectological education. Sovremennoj doshkol'noe i nachal'noe obrazovanie: problemy i tendencii razvitiya: sbornik statej po materialam Vserossijskoj nauchno-

prakticheskoj konferencii: v 2 chastyah. CHast' 2. Nizhny Novgorod, 2020. Pp. 250-253. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42830100 (accessed: 26.09.2021). (In Russ.)

22. Hajdegger M. Being and time / translation from German by V.V. Bibikhin. Kharkov, Folio Publ., 2003. 503 p. (In Russ.)

23. CHernyakevich E.YU., Pogodina E.V. The study of emotional burnout in connection with the meaning of life and career orientations among representatives of socionomic professions. Bulletin of the University. Vestnik universiteta, 2020, no. 1, pp. 195-202. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42574035 (accessed: 26.09.2021). (In Russ.)

24. SHapovalova O.E. Motivational and personal aspects of professional self-determination of future masters of special (defectological) education. Uchebnye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, 2021, no. 4(194), pp. 525-530. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45794796 (accessed: 26.09.2021). (In Russ.)

25. SHklyar N.V., Karynbaeva O.V. The profession of a teacher-defectologist and its social significance. Uchenye zapiski Zabajkal'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Sociologicheskie nauki, 2016, vol. 11, no. 3, pp. 201-206. (In Russ.)

26. Burish M. In search of theory: some ruminations on the nature and etiology of burnout. Shaufeli W.B., Maslach Cr., Marek T. (eds) Professional burnout: Recent developments in the theory and research. Washington, Abingdon: Taylor & Francis, 1993. Pp. 75-93.

27. Bulko N. V. Features of life-meaning orientations among convicts sentenced for different types of crimes. International Prison Journal, 2021, vol. 3, no. 1, pp. 35-39.

28. Irvin D. Yalom Existential Psychotherapy. Basic Books, 1980. Pp. 8-10.

29. Likhodeeva L.N., Tolegenova Zh.E. Stress resistance as a professionally significant quality of the personality of a defectologist teacher. Sciences of Europe, 2020, no. 59-2(59), pp. 69-72.

30. Professional burnout: recent developments in theory and research / edited by W. B. Schaufeli, C. Maslach, T. Marek. New York, Taylor and Francis, 1993. Pp. 19-32.

31. Rogers C.R. A look at psychotherapy. The formation of man. M., Progress Univers., 1994. 459 p.

32. Efremova G.I., Timoshenko G.V., Leonenko E.A., Bochkovskaya I.A., Sorokoumova S.N., Potekhina E.V. The Projective Study of The Impact of The Vertical Position of a Person on The Nosological Specificity of Psychosomatic Risk. Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences, 2016, vol. 7, no. 6, pp. 685-691. Available at: https://www.rjpbcs.com/pdf/2016_7(6)/[86] .pdf (accessed: 13.10.2021).

33. Nikonova E.I., Sharonov I.A., Sorokoumova S.N., Suvorova O.V., Sorokoumova E.A. Modern Functions of a Textbook on Social Sciences and Humanities as an Informational Management Tool of University Education. International Journal of Environmental and Science Education, 2016, vol. 11, no. 10, pp. 3764-3774. Available at: http://www.ijese.net/makale/593 (accessed: 04.09.2021).

34. Rong Ju, Buldakova N.V., Sorokoumova S.N., Sergeeva M.G., Galushkin A.A., Soloviev A.A., Kryukova N.I. Foresight methods in pedagogical design of university learning environment. Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education, 2017, vol. 13, no. 8, pp. 5281-5293, doi: https://doi.org/10.12973/eurasia.2017.01003a.

© C0p0K0yM0Ba C.H., HapHKOBa Э.Н., 2022

Информация об авторах Сорокоумова Светлана Николаевна -профессор факультета психологии Российского государственного социального университета, Москва, Российская Федерация; профессор кафедры социальных и гуманитарных дисциплин, Новосибирский военного ордена Жукова институт им. генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии РФ, Новосибирск, Российская Федерация; профессор кафедры юридической психологии и педагогики, Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, Рязань. Российская Федерация; ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8339-6597, e-mail: 4013@bk.ru. Ларикова Эльвира Николаевна - магистрант, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация; педагог-психолог МАОУ СШ №6, Бор, Российская Федерация, e-mail: larikova01@yandex.ru.

Information about the authors Sorokoumova Svetlana N. -Professor of the Faculty of Psychology, Russian State Social University, Moscow, Russian Federation; Professor of the Department of Social and Humanitarian Disciplines, Novosibirsk Military Order of Zhukov Institute named after General of the Army I.K. Yakovlev of the Russian National Guard Troops, Novosibirsk, Russian Federation; Professor of the Department of Legal Psychology and Pedagogy, Academy of Law and Management of the Federal Penitentiary Service, Ryazan, Russian Federation; ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8339-6597, e-mail: 4013@bk.ru

Larikova Elvira N. - Master's student, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation; teacher-psychologist of MAOU Secondary School No. 6. Bor, Russian Federation, e-mail: larikova01@yandex.ru.

Вклад соавторов

Сорокоумова Светлана Николаевна - представление данных в тексте; критический анализ и доработка текста; научное руководство; развитие методологии; сбор данных и доказательств; формализованный анализ данных.

Ларикова Эльвира Николаевна - обеспечение ресурсами; подготовка начального варианта текста; проведение мониторингового исследования; интерпретация данных; администратор проекта.

Contribution of authors Sorokoumova Svetlana N. - data presentation in the text; critical analysis and revision of the text; scientific leadership; methodology development; data collection and evidence; formalized data analysis.

Larikova Elvira N. - provision of resources; preparation of the initial version of the text; conducting a monitoring study; data interpretation; project administrator.

Поступила в редакцию: 07.10.2021 Принята к публикации: 28.12.2021 Опубликована: 25.02.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.