Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2021, №4, Том 9 / 2021, No 4, Vol 9 https://mir-nauki.com/issue-4-2021.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/58PDMN421.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Ваниева В.Ю. Гуманистическая направленность личности как фактор формирования профессиональной готовности будущих дефектологов // Мир науки. Педагогика и психология, 2021 №4, https://mir-nauki.com/PDF/58PDMN421.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Vanieva V.Yu. (2021). The humanistic orientation of the individual as a factor in the formation of professional readiness of future defectologists. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 4(9). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/58PDMN421 .pdf (in Russian)
Ваниева Виктория Юрьевна
ГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт», Владикавказ, Россия
Доцент кафедры «Дефектологического образования» Кандидат педагогических наук E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8416-5499 РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=774577
Гуманистическая направленность личности как фактор формирования профессиональной готовности будущих дефектологов
Аннотация. Современный этап развития образования характеризуется необходимостью переноса акцентов в профессиональной подготовке на воспитание педагога, способного быть эффективным проводником гуманистических идей. Коррекционная педагогика в еще большей мере должна рассматривать ребенка с особенностями психофизического развития как самоценную личность. В этом контексте гуманизация образования приобретает особую важность.
В статье проведен анализ различных педагогических и психологических исследований, касающихся направленности личности, раскрываются характерные признаки этого феномена. Кроме того, статья подводит некоторые итоги изучения направленности личности будущих дефектологов, и сопряженных с ней образований, являющихся предпосылками формирования профессиональной готовности выпускников.
Методы исследования: методика определения доминирующей направленности личности (И.Д. Егорычева), «Мотивы выбора деятельности преподавателя» (Е.П. Ильин), «Изучение ценностных ориентации» (М. Рокич).
Результаты. Экспериментальное исследование показало, что большинство респондентов характеризуется гуманистической направленностью личности; при выборе профессии руководствовались мотивами, свидетельствующими о педагогическом призвании. Кроме того, в иерархии ценностей значимыми для них являются личные, этические ценности и ценности, касающиеся благополучия других людей. Тем не менее, полученные результаты дают основание для дальнейших исследований, особенно в части форм и методов формирования личностной направленности, зависимости доминирующего типа направленности от возраста, стажа педагогической деятельности, личностных качеств и т. д.
https:// mir-nauki. com
Ключевые слова: направленность личности; гуманистическая направленность; профессиональная готовность; будущие дефектологи; дети с ограниченными возможностями здоровья
Формирование компетентного педагога как социально-педагогическая проблема
Наметившаяся с 90-х годов прошлого века тенденция утилитаризации образования сменилась на доминировавший в советские и постсоветские времена постулат о том, что учитель не только учит, но в большей мере и воспитывает. Словосочетание «образовательные услуги» слышится в последнее время, к счастью, все реже, а интерес к гуманистическим идеям возрастает. Очевидно, что система образования должна определять не только интеллектуальный, но и духовно-нравственный потенциал общества.
Реформа образования определяет необходимость «восстановления и развития целостного и системного знания о человеке воспитывающем и воспитываемом»1 [1]. И эта идея тем более верна в отношении детей, испытывающих затруднения в обучении, социализации и интеграции в общество, и коррекционных педагогов, чья профессиональная компетентность и личностные качества в бо'льшей мере, чем коллег, определяет позитивную динамику в развитии личности ребенка. Многогранный и сложный характер коррекционно-развивающего процесса предполагает особое отношение к внутреннему миру ребенка с ограниченными возможностями здоровья, организацию образовательного процесса с максимальным учетом интересов, способностей и возможностей детей, требует от педагога не только высокой профессиональной компетентности, но прежде всего высокого уровня развития профессионально-гуманистической направленности его личности.
Прослеживая трансформацию установок в отношении различных ограничений в здоровье, можно утверждать, что в специальном (коррекционном) образовании произошла смена парадигмы и гуманистические идеалы начинают превалировать. До недавнего времени в обществе существовала медицинская модель инвалидности, согласно которой люди с ограниченными возможностями здоровья рассматривались в качестве обособленной социальной группы. Согласно этой модели, социальная интеграция человека с ограниченными возможностями здоровья возможна только при условии его адаптации к окружающей действительности и самостоятельного преодоления возникающих барьеров. Общество, со своей стороны, не несло никакой ответственности по обеспечению людям с ограниченными возможностями здоровья комфортных условий жизнедеятельности.
Все изменилось в середине XX века, когда в Дании был узаконен «принцип нормализации»2, а по сути, закон о социальной защите населения. Основополагающим в нем является положение о праве людей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования, работы, а также условий жизни, приближенных к нормальным. Концепция нормализации ознаменовала переход к новой, социальной модели инвалидности. Устранение барьеров теперь являлось не проблемой человека с ограниченными возможностями здоровья, а находилось в зоне ответственности общества. Ребенок с умственным, физическим или психическим дефектом рассматривается как объект деятельности, целью которой является создание условий для развития ученика как личности, как индивида с учетом его интересов, возможностей и способностей.
1 Бим-Бад Б.М. Антропологические основы образования. [Электронный ресурс]. Официальный сайт Б.А. Бим-Бада. Режим доступа: http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article fuЦ.php?aid=95.
2 Никуленко Т.Г. Коррекционная педагогика: учеб. пособие для вузов — М.: Феникс, 2006. — 382 с. Страница 2 из 10
58PDMN421
В настоящее время теория и практика специального образования переживает новый кризис, являющийся отголоском глобального кризиса российского образования в целом, характеризующийся пересмотром ценностных ориентаций, критическим переосмыслением ее традиций.
К сожалению, несмотря на огромный материал современных гуманистических концепций, все еще существует разрыв между ними и практикой современного специального образования в силу инертности, и громоздкости российской бюрократии. Утверждающиеся в специальном образовании аксиологические тенденции реализуются медленно и не всегда успешно. Кроме того, одним из главных барьеров на пути гуманизации являются сохраняющиеся в обществе недоверие и предубежденность. Как справедливо отмечает В.В. Попова, «нельзя гуманизировать человека извне, нельзя сформировать у него гуманистические убеждения, можно лишь создать условия, в которых человек сам придет к этим убеждениям, свободно выберет их» [1]. Какими бы гуманными ни были теории, господствующие в обществе, проводником этих идей является педагог. Гуманистический потенциал педагога-дефектолога тем более важен, так как от него зависит образовательная, трудовая и социальная успешность ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Идея воспитания на основе гуманистических ценностей имеет в нашей стране глубокие духовные корни, отвечает самой природе русского, российского самоощущения и самоопределения.
Необходимость формирования гуманистической направленности личности будущего педагога как важнейшего компонента его профессиональной готовности отмечена в целом ряде исследований (Р.О. Агавелян, Л.В. Блинов, Л.В. Ларионова, Н.М. Назарова, М.И. Никитина, В.А. Никитин, Г.Н. Пенин, В.В. Попова, Н И. Постникова, Ю.А. Райсвих, В.Ф. Россеина, Б.В. Рыкова, Л.Ф. Сербина, Г.С. Смирнова, Н.А. Строгова, Т.Т. Щелина, А.И. Щербакова и др.).
Гуманистический подход к процессу формирования профессиональной готовности предполагает создание такой образовательной системы, которая бы сформировала у будущих дефектологов в качестве высшей ценности личность ребенка с ограниченными возможностями здоровья; его право на коррекцию, развитие, социализацию, на возможность быть Равным.
Феномен «направленность личности» в психолого-педагогических исследованиях
Взаимосвязи и взаимоотношения «профессионального» и «личностного» у человека могут быть различны:
• существование рядом, но раздельно, когда человек функционирует формально, отбывая время на работе;
• полное совмещение, когда человек не мыслит себя вне работы (личное мыслится только в контексте работы);
• частичная идентификация личности со своей профессиональной ролью;
• «полное включение профессиональных ценностей в личное пространство, значительно более широкое и многомерное» [2].
А.К. Маркова считает последний вариант наиболее гармоничным, когда «профессиональное» вписывается в «личностное» как одна из его сторон.
Обратимся к пониманию феномена «направленность личности» в психологических исследованиях. Впервые это понятие ввел С.Л. Рубинштейн. Он рассматривал проблему
направленности как «вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами в свою очередь определяясь ее целями и задачами» 3 . В процессе деятельности ее мотивы изменяются, обогащаются новым содержанием. Все существующие подходы к рассмотрению проблемы направленности личности так или иначе основаны на идее С.Л. Рубинштейна.
Л.М. Митина понимает направленность личности учителя как систему эмоционально-ценностных отношений, связанных с доминирующими мотивами личности учителя, и включающую направленность на ребенка (и других людей), направленность на себя и направленность на предметную сторону профессии учителя [3, а 41].
Направленность личности также рассматривалась через систему отношений к различным сторонам окружающей действительности (Н.Д. Левитов и В.Н. Мясищев) [4-5], через систему отношений личности к себе и обществу (И.Д. Егорычева и Д.И. Фельдштейн) [6-7], через ценностные ориентации, выступающие как система сознательных отношений личности к обществу, труду, а также самой себе (Б.Г. Ананьев) [8], как доминирующая склонность личности к определенной деятельности (Б.М. Теплов) [9], как систему мотивов, или мотивационных образований (Л.И. Божович, М.С. Неймарк) [10-11].
Несмотря на различные трактовки этого понятия, исследователи безоговорочно признают системообразующий характер направленности индивида. Как точно выразился Б.И. Додонов, «направленность человека — ведущий компонент структуры личности. Другие ее компоненты могут быть правильно определены и оценены лишь в связи с ее направленностью» [12, а 31].
Важнейшим показателем гуманистической направленности личности М.А. Дьячкова считает соотношение мотивов поведения и характера поступков личности, с одной стороны, и норм и правил гуманистической морали, с другой [13].
Л.В. Ларионова определяет профессионально-гуманистическую направленность личности коррекционного педагога (дефектолога) как интегративное личностное образование, представляющее собой совокупность гуманистических профессионально-ценностных ориентаций на развитие личности ребенка с особыми образовательными потребностями, на собственное личностное и профессиональное самосовершенствование4.
У Е.Н. Шиянова гуманистическая направленность личности будущего учителя предстает как мотивационно-ценностное отношение к педагогической деятельности [14].
Учитывая неразрывную связь гуманистической направленности с ценностными и мотивационными образованиями, мы посчитали уместным в том числе изучить их особенности в ходе экспериментальной работы.
Изучение личностной направленности будущих дефектологов
Исследование проводилось на базе ГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт» (г. Владикавказ). В нем участвовали студенты 3 и 4 курсов очного (27 человек) и заочного отделения (37 человек) в возрасте от 19 до 32 лет, обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование».
Нами использовались следующие методы:
3 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии — СПб: Издательство «Питер», 2000 — 712 с.
4 Ларионова Л.В. Профессионально-гуманистическая подготовка учителя для коррекционных образовательных учреждений. Дис. канд. пед. наук: 13.00.08: СПб., 2001. — 225 c.
1. Методика определения доминирующей направленности личности (И.Д. Егорычева). Автор выделяет 4 направленности личности: гуманистическую, эгоцентрическую, депрессивную и суицидальную. Испытуемым предлагается выразить согласие или несогласие с высказываниями, состоящими из 2 частей. Важным является то, что выражение своего отношения к высказыванию касается обеих его частей.
2. «Мотивы выбора деятельности преподавателя» (Е.П. Ильин) (модифицирована нами).
В список мотивов выбора профессиональной деятельности нами добавлен мотив «Совет старших», так как при анкетировании студентов, проведенном в ранее, этот мотив выбора профессии неоднократно встречался. Также был добавлен мотив «Размер заработной платы», так как этот фактор является немаловажным, тем более, что заработная плата дефектолога обычно намного выше, чем его коллег. Из второй шкалы исключен мотив «Возможность заниматься научной работой, получить ученую степень, звание». Некоторые формулировки изменены с учетом контингента респондентов.
1. Сознание полезности своей деятельности, важности обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
2. Интерес к педагогической деятельности.
3. Стремление к общению с детьми.
4. Желание передать свои знания, опыт, накопленные за время учебы в ВУЗе.
5. Стремление к самоутверждению, к повышению своего статуса, престижа.
6. Стремление к самовыражению, к творческой работе.
7. Желание находиться в среде интеллектуалов, образованных людей.
8. Возможность удовлетворить свое стремление к власти.
9. Вынудили обстоятельства.
10. Наличие длительного отпуска.
11. Не надо находиться на работе от звонка до звонка.
12. Размер оплаты труда.
Таким образом, первой шкале «Педагогическое призвание» соответствуют пункты 1-4 и 6; а второй «Сопутствующие факторы» — ответы по пунктам 5 и 7-13.
3. «Изучение ценностных ориентацию» (М. Рокич) [15].
Данная методика основана на прямом ранжировании списка терминальных и инструментальных ценностей. Терминальные ценности — убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться; инструментальные — убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.
Респондентам предъявлялись 18 карточек с обозначением ценностей, которые следовало расположить в порядке убывания значимости для каждого.
Результаты и обсуждение
1. Методика определения доминирующей направленности личности (И.Д. Егорычева). В исследовании выявлено, что доминирующим типом направленности в группе испытуемых является гуманистическая. Такая направленность характерна для 89,1 % респондентов.
Эгоцентрическая направленность отличает 10,9 % респондентов. Не выявлено депрессивной и суицидальной направленности личности.
Полученные результаты свидетельствуют о положительном отношении большинства студентов к себе и к обществу, что является залогом успешной профессиональной самореализации.
2. «Мотивы выбора деятельности преподавателя» (Е.П. Ильин). Полученные результаты изучения мотивов выбора профессиональной деятельности показывают, что респондентам характерны мотивы, свидетельствующие о педагогическом призвании. Наиболее значимыми являлись мотивы 1, 2 и 6.
В группе сопутствующих интересов любопытным фактом, на наш взгляд, является значимость мотива «Совет старших» (табл. 1).
Таблица 1
Результаты изучения мотивов выбора профессиональной деятельности педагога
Мотивы выбора профессиональной деятельности Баллы
1 Сознание полезности своей деятельности, важности обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья 9,6
2 Интерес к педагогической деятельности 9,2
3 Стремление к общению с детьми 8,1
4 Желание передать свои знания, опыт, накопленные за время учебы в ВУЗе 7,2
5 Стремление к самоутверждению, к повышению своего статуса, престижа 4,2
6 Стремление к самовыражению, к творческой работе 9,1
7 Желание находиться в среде интеллектуалов, образованных людей 4,6
8 Возможность удовлетворить свое стремление к власти 0
9 Вынудили обстоятельства 1,5
10 Наличие длительного отпуска 4,2
11 Не надо находиться на работе от звонка до звонка 5,1
12 Размер оплаты труда 4,7
13 Совет старших (родителей и др.) 6,7
Составлена автором на основании результатов опроса
3. «Изучение ценностных ориентации» (М. Рокич). Анализ результатов исследования ценностных ориентаций позволил выявить следующее: к наиболее значимым терминальным ценностям студенты отнесли следующие: здоровье (1 ранг), счастливая жизнь в семье (2 ранг), результативная жизнь (3 ранг), любовь (4 ранг), благополучие окружающих людей (5 ранг), наличие хороших и надежных друзей (6 ранг), интенсивная активная жизнедеятельность (7 ранг), познание (8 ранг), мудрость (9 ранг); свобода (10 ранг); развитие (11 ранг); уверенность в себе (12 ранг); увлекательная деятельность (13 ранг); общественное призвание (14 ранг); материально гарантированная жизнедеятельность (15 ранг); творчество (16 ранг); красота природы и искусства (17 ранг); развлечения (18 ранг).
Ранжирование инструментальных ценностей выглядит следующим образом: образованность (широта знаний, высокая общая культура) (1 ранг), честность (2 ранг), ответственность (чувство долга, умение держать слово) (3 ранг), твердая воля (настойчивость, умение не отступать перед трудностями) (4 ранг), независимость (5 ранг), эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность) (6 ранг), воспитанность (7 ранг), широта взглядов (умение понять чужую точку зрения) (8 ранг), чуткость (9 ранг), исполнительность (10 ранг), жизнерадостность (чувство юмора) (11 ранг), аккуратность (12 ранг), самоконтроль (13 ранг), рационализм (14 ранг), смелость в отстаивании собственных взглядов, мнений (15 ранг), терпимость к чужим мнениям, умение прощать ошибки (16 ранг), высокие запросы (17 ранг), непримиримость к недостаткам в себе и других (18 ранг).
https:// mir-nauki. com
Итак, среди терминальных ценностей наиболее значимы ценности здоровья и счастливой семейной жизни. Такие приоритеты вполне ожидаемы, если учитывать, что все респонденты — женского пола. Женщины традиционно более ориентированы на здоровье и семью, нежели мужчины. Далее по значимости следуют ценности, связанные с ближайшим окружением и друзьями, что логично согласуется с гуманистической направленностью личности большинства испытуемых.
Среди инструментальных ценностей на первом месте образованность, высокая общая культура, далее следуют этические ценности — честность, ответственность и т. д. Приоритет этических ценностей у будущих дефектологов крайне важен.
Настоящее исследование не является всеобъемлющим, но открывает возможности для дальнейшего исследования.
Например, актуальным остается вопрос о путях гуманизации образования. Ю.Н. Кулюткин, В.П. Бездухов считают важным так подготовить учителя, чтобы «педагогически осмысленная им в процессе обучения система ценностей определяла гуманистическую направленность его личности», с тем чтобы он передавал ее (систему — прим. авт.) своим ученикам [16]. Это возможно в том случае, когда произойдет смена установки с содержательно-процессуальных аспектов педагогической деятельности на ценностно-смысловые.
Так же считаем необходимым отметить, что при разработке проблемы формирования гуманистически направленной личности следует обратить внимание на личностные характеристики учителя. Вопрос об определяющем и самом необходимом качестве педагога обсуждается с давних времен и до настоящего времени. По мнению Р.О. Агавеляна [17], ключевым профессиональным качеством педагога является эмпатия. Эта точка зрения находит отражение в работах Веденеевой Л.В., Гончаровой И.И., Макаровой Е.Д., Мозговой Н.А., Козиной А.В., Романовой Т.В., Саламатиной Ю.В. и др.
В более ранних исследованиях нами так же выделялись в качестве ключевых следующие качества: эмпатия, толерантность и эмоциональная устойчивость [18].
По Е.А. Климову, педагогическая профессия, относящаяся к типу «Человек — Человек», требует следующих качеств: доброжелательности, отзывчивости, коммуникабельности, эмоциональной устойчивости в процессе общения, собранности, эмпатии, рефлексивности, «душеведческой» направленности ума, педагогического оптимизма, высокой степени саморегуляции» [19].
И.А. Зимняя самыми необходимыми считает любовь к детям и желание самосовершенствования и саморазвития [20], Ю.Н. Кулюткин, В.П. Бездухов отдают предпочтение моральности учителя [16].
В связи с этим перспективным нам видится изучение взаимосвязи и взаимовлияния определенных личностных качеств и гуманистической направленности педагога.
Профессия дефектолога в полной мере относится к помогающим профессиям. Слово «помощь» в сознании людей прежде всего ассоциируется с поддержкой, заботой, соучастием, состраданием и пониманием. Учитель, друг, партнер — для ребенка с ограниченными возможностями здоровья зачастую это один и тот же человек. Поэтому первейшая задача педагогического вуза — формировать не только компетентного, но и личностно зрелого педагога-гуманиста.
Заключение
В целом анализ результатов нашего исследования показывает, что в основном студенты-будущие дефектологи отличаются гуманистической направленностью личности, что в сочетании с мотивами выбора профессиональной деятельности, свидетельствующими о педагогическом призвании, и ценностными ориентациями на коммуникацию и этические нормы послужат крепким основанием для дальнейшей профессионализации выпускников, и, в конечном счете, будет способствовать формированию Педагога, который в полной мере реализует в деятельности свой профессионально-личностный потенциал.
ЛИТЕРАТУРА
1. Попова В.В. Теоретические и практические аспекты подготовки будущих педагогов к реализации гуманистической концепции / В.В. Попова // Педагогическое образование и наука. 2009. — № 11. С. 83-86.
2. Маркова А.К. Психология профессионализма. — М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. — 312 с.
3. Митина, Л.М. Психология профессионального развития учителя [Текст] / Л.М. Митина — М.: Флинта: Москов. псих.-соц. ин-т, 1998. — 200 с.
4. Левитов Н.Д. Психология характера. М: Просвещение, 1969. — С. 36.
5. Мясищев В.Н. Психология отношений. М., 1995. — 356 с.
6. Егорычева И.Д. Личностная направленность подростка и метод ее диагностики // Мир психологии. 1999. № 1. — С. 264.
7. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избр. труды / Д.И. Фельдштейн. 2-е изд. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2004. 672 с.
8. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Знание, 1977. — 384 с.
9. Теплов Б.М. Избранные труды. — М.: Педагогика, 1985. (тт. 1—2).
10. Божович Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе // Вопр. психологии. 1976. N 6. — С. 45-53.
11. Неймарк М.С. Направленность личности и аффект неадекватности у подростка. // Изучение мотивации поведения детей и подростков / под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежиной. — М.: Педагогика, 1972. С. 112-147.
12. Додонов Б.И. Эмоции как ценность / Б.И. Додонов. — М., 2008. — 45 с.
13. Дьячкова М. А. Концепт «гуманистическая направленность личности»: монография /М.А. Дьячкова // Екатеринбург: Издательский дом «Ажур», 2014. — 108 с.
14. Шиянов Е.Н. Гуманизация педагогического образования: состояние и перспективы / Е Н. Шиянов; Моск. пед. гос. ун-т им. В.И. Ленина, Ставроп. гос. пед. ин-т. — М.; Ставрополь: СГПИ, 1991. — 205 с.
15. Рокич Милтон. Опросник «Ценностные ориентации». — М., 2004.
16. Бездухов В.П. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя / В.П. Бездухов, Ю.Н. Кулюткин. — Самара: Самарский государственный педагогический университет, 2002. — 400 с.
https:// mir-nauki. com
17.
18.
19.
20.
Агавелян Р.О. Об эмпатии как специфическом компоненте в психологической модели учителя специальной школы / Р.О. Агавелян // Сибирский учитель. — 1999. — № 1(2). — С. 35-40.
Ваниева В.Ю. Личностный аспект профессиональной готовности дефектологов / В.Ю. Ваниева // Вестник Костромского государственного университета им. Н А. Некрасова, — 2014/3. — С. 131-134.
Климов Е.А. Пути в профессионализм (Психологический анализ). — М.: Флинта: Московский Психолого-социальный институт, 2003. — 320 с.
Зимняя И.А. Личностная и деятельностная направленность компетентностей как результат современного образования // Компетентность и проблемы ее формирования в системе непрерывного образования (школа — вуз — послевузовское образование) / науч. ред. проф. И.А. Зимняя; Материалы XVI научно-методической конференции «Актуальные проблемы качества образования и пути их решения». — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. — 130 с.
Vanieva Victoria Yurievna
North Ossetian State Pedagogical Institute, Vladikavkaz, Russia
E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8416-5499 PHH^ https://www.elibrary.ru/author profile.asp?id=774577
The humanistic orientation of the individual as a factor in the formation of professional readiness of future defectologists
Abstract. The current stage of education development is characterized by the need to shift the emphasis in professional training to the education of a teacher who can be an effective conductor of humanistic ideas. Correctional pedagogy should even more consider a child with special features of psychophysical development as a valuable person in itself. In this context, the humanization of education is of particular importance.
The article analyzes various pedagogical and psychological studies concerning the orientation of the personality, reveals the characteristic features of this phenomenon. In addition, the article summarizes some results of the study of the orientation of the personality of future defectologists, and the associated formations that are prerequisites for the formation of professional readiness of graduates.
Research methods: methods of determining the dominant orientation of the personality (I.D. Egorycheva), «Motives for choosing the activity of a teacher» (E.P. Ilyin), «The study of value orientations» (M. Rokich).
Results. The experimental study showed that the majority of respondents are characterized by a humanistic orientation of the individual; when choosing a profession, they were guided by motives that indicate a pedagogical vocation. In addition, in the hierarchy of values, personal, ethical values and values related to the well-being of other people are significant for them.
Keywords: personality orientation; humanistic orientation; professional readiness; future defectologists; children with disabilities