Научная статья на тему 'СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ'

СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / МЕТОД АНКЕТИРОВАНИЯ / БУДУЩИЕ ПЕДАГОГИ / PEDAGOGY / UNIVERSAL HUMAN VALUES / EDUCATIONAL PROCESS / FUTURE PEDAGOGUES / SURVEY METHOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байтокова Айнура Сыйлашовна

Проблема и цель. В статье анализируется и формулируется проблемы формирования общечеловеческих ценностей будущих педагогов в процессе изучения педагогических дисциплин в колледже. Целью этого исследования является определение уровня сформированности общечеловеческих ценностей с помощью экспериментального анкетирования у будущих педагогов колледжа педагогического факультета в учебно-воспитательном процессе после проведения соответствующих учебно-воспитательных работ и самостоятельных работ. Методология исследования состоит из элементов количественного и качественного методов, анкетного опроса, наблюдения, эксперимента и анализа, соответственно. Теоретической основой послужили труды зарубежных и отечественных ученых в области педагогики. Результаты исследования. Было отмечено, что у будущих учителей педагогического колледжа не только произошли значительные изменения в понятиях об общечеловеческих ценностях, но и сформировалась гуманистическая направленность в рамках личностно ориентированного образования и учебно-профессиональной деятельности. Заключение. Экспериментальные работы позволили эффективно реализовать цель по формированию общечеловеческих ценностей будущих педагогов. Этот подход также особенно актуален для студентов в современную эпоху глобальных перемен. Результаты данного исследования могут послужить основой для более усовершенствованной компетентностной подготовки будущих кадров для сферы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Байтокова Айнура Сыйлашовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS OF ASSESSING THE LEVEL OF UNIVERSAL HUMAN VALUES FORMATION IN FUTURE PEDAGOGUES

Introduction. The article analyzes and formulates the problems of the formation of universal values in future teachers in the process of studying pedagogical disciplines at college. The purpose of this study is to determine the level of formation of universal human values through experimental questionnaire survey of future college teachers at the pedagogical faculty in the educational process upon completion of specially designed educational and independent work done by students. The research methodology consists of elements of quantitative and qualitative methods: questionnaire, observation, experiment and analysis, respectively. The theoretical component is based on the works of foreign and domestic scientists in the field of pedagogy. The results of the study. As a result, it was noted that the future teachers of the pedagogical college not only had significant changes in the concepts of universal human values, but also formed a humanistic orientation within the framework of personality-oriented education, and educational and professional activities. Conclusion. The developed experimental work allowed to effectively facilitate the formation of the universal values in future teachers. This approach is also particularly relevant for students in a modern era of globalization. The obtained results of this experiment can serve as a basis for more advanced competency-based training of future personnel in the field of education.

Текст научной работы на тему «СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ»

DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2018-46-4-86

УДК 377.8

СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

А.С. Байтокова (Кыргызстан, Бишкек)

Аннотация

Проблема и цель. В статье анализируется и формулируется проблемы формирования общечеловеческих ценностей будущих педагогов в процессе изучения педагогических дисциплин в колледже. Целью этого исследования является определение уровня сформированности общечеловеческих ценностей с помощью экспериментального анкетирования у будущих педагогов колледжа педагогического факультета в учебно-воспитательном процессе после проведения соответствующих учебно-воспитательных работ и самостоятельных работ.

Методология исследования состоит из элементов количественного и качественного методов, анкетного опроса, наблюдения, эксперимента и анализа, соответственно. Теоретической основой послужили труды зарубежных и отечественных ученых в области педагогики.

Постановка проблемы. В условиях перехода в новый социально-экономический период меняется нравственно-духовный мир молодежи, в том числе и у студентов. С этой точки зрения на первый план выходит задача формирования общечеловеческих ценностей, которые должны стать главным объединяющим фактором дальнейшего социокультурного развития общества [Rokeach, 1973]. Получение опыта глубокого понимания общечеловеческих ценностей у будущих педагогов в профессиональном обучении как организационно-педагогического условия способствует формированию их подготовленности1. Для выполнения этой задачи важно,

Исаева Е.Ю. Подготовка будущего педагога профессионального обучения к духовно-творческому общению с учащимися: дис.... канд. пед. наук: 13.00.08. Чита, 2009.229 с.

Результаты исследования. Было отмечено, что у будущих учителей педагогического колледжа не только произошли значительные изменения в понятиях об общечеловеческих ценностях, но и сформировалась гуманистическая направленность в рамках личностно ориентированного образования и учебно-профессиональной деятельности.

Заключение. Экспериментальные работы позволили эффективно реализовать цель по формированию общечеловеческих ценностей будущих педагогов. Этот подход также особенно актуален для студентов в современную эпоху глобальных перемен. Результаты данного исследования могут послужить основой для более усовершенствованной компетентностной подготовки будущих кадров для сферы образования.

Ключевые слова: педагогика, общечеловеческие ценности, образовательный процесс, метод анкетирования, будущие педагоги.

чтобы будущие педагоги овладели основами общечеловеческих ценностей.

Методологической основой исследования являются: труды по гуманистическому направлению в педагогике (Н.Г. Пряникова, И.Ю. Алек-сашина, Ш.А. Амонашвили, А.А. Андрущакевич, В.П. Бездухов, О.Л. Подлиняев); известные работы в области формирования / развития ценностей и ценностных ориентиров (Н.А. Асташо-ва, Ю.М. Жуков, С.В. Пазухина, В.Г. Калашников, Н.Г. Пряникова, М. Рокич, Д.А. Леонтьев, Л.Ф. Михальцова, Н.Н. Никитина и др.).

Методология. В ходе исследования был проведен итоговый педагогический эксперимент, целью которого являлось определение уровня сформированности общечеловеческих ценностей у будущих педагогов колледжа педагогического факультета КНУ (всего 120 чел.) в учебно-

< и

а

4

с

PQ

5 к

EÜ Ш

н S

и ^

д и к

0

1

к

ш PQ Н

и fc с

и

о

[-4

0

ё

и

Ин

3

1

и

>>

0

1

и

W V S

ь

[-4 <

э

с

S

к

н и

w

PQ

воспитательном процессе. В ходе эксперимента студенты изучали произведения Ч. Айтматова, которые в полном объеме охватывают проблему общечеловеческих ценностей. Для непосредственного определения изменений в уровне сформи-рованности общечеловеческих ценностей была разработана анкета, состоящая из семи вопросов.

1. Ваше понятие об общечеловеческих ценностях?

2. Как вы понимаете взаимосвязь между нравственностью и общечеловеческими ценностями?

3. Ваше понятие о гуманности?

4. Ваше понятие о вере и религии?

5. Свобода и жизнь - ее значимость для человека?

6. Ваше понятие о патриотизме?

7. Является ли человек абсолютной ценностью в обществе?

Результаты исследования. В ходе статистической обработки данных до и после эксперимента были получены следующие результаты (табл.).

Определение уровня сформированное™ общечеловеческих ценностей у студентов Determination of the universal human values level formation in students

№ на вопросы Не понимаю Понимаю, Понимаю, Нет ответа

но не могу могу объяснить

Вопросы анкеты объяснить

До После До После До После До После

экспер. экспер. экспер. экспер. экспер. экспер. экспер. экспер.

1 Ваше понятие об общечеловеческих ценностях 21,6 % 0 46,6 % 16,6 31,6% 83,3 0

2 Как вы понимаете взаимосвязь между нравственностью и общечеловеческими ценностями 40% 1,6 35% 18,3 25% 78,3 0

3 Ваше понятие о гуманности 18,3 % 0 53,3 % 6,6 28,3% 93,3 0

4 Ваше понятие о вере и религии 13,3% 5 41,6 % 21,6 43,3% 73,3 1,6% 0

5 Свобода и жизнь, ее значимость для человека 26,6 % 1,6 41,6% 16,6 31,16 % 80 1,7

6 Ваше понятие о патриотизме 25% 0 40% 21,6 35% 78,3 0

7 Является ли человек абсолютной ценностью в обществе? 63,3 % 0 40% 10 13,3 % 90 3,3% 0

При сравнении результатов констатирующего эксперимента мы можем сделать вывод, что после изучения произведений Ч. Айтматова и выполнения самостоятельных работ творческого характера по этой теме у студентов значительно изменяется отношение к данному кругу ценностей.

Если до эксперимента на вопрос «Ваше понятие об общечеловеческих ценностях?» 21,6 % студентов ответили «не понимаю», то после формирующего эксперимента такой ответ отсутствовал.

Ответ «Понимаю но не могу объяснить» до эксперимента был у 41,6 % студентов, после формирующего эксперимента стало 16,6 %.

Ответ «Понимаю, могу объяснить» до эксперимента составлял 31,6 % , после формирующего эксперимента стал 83,3 %.

«Понятие о взаимосвязи между нравственностью и общечеловеческими ценностями»: ответ «не понимаю» до эксперимента составлял 40 %, после значительно снизился до 1,6 %.

Ответ «Понимаю, но не могу объяснить» до эксперимента был у 35 % студентов, после формирующего эксперимента стал 18,3 %.

Ответ «Понимаю, могу объяснить» до эксперимента был у 25 %, после формирующего эксперимента показан у 78,3 %.

«Ваше понятие о гуманности?»: «не понимаю» до эксперимента - 18,3 %, после - 0.

Ответ «Понимаю, но не могу объяснить»: до эксперимента у 53,3 %, после - 6,6 %.

Ответ «Понимаю, могу объяснить» до эксперимента составлял 28,3 %, после формирующего эксперимента вырос на 93,3 %.

«Ваше понятие о вере и религии»: ответ «не понимаю» до эксперимента был 13,3 %, после снизился до 5 %.

Ответ «Понимаю, но не могу объяснить»: до эксперимента у 41,6 % студентов, не ответили 1,6 %, после формирующего эксперимента составил 21,6 %.

Ответ «Понимаю, могу объяснить»: до эксперимента был 43,3 %, после формирующего эксперимента вырос до 73,3 %.

«Свобода и жизнь, ее значимость для человека»: «не понимаю» до эксперимента составлял 26,6 %, после достиг 1,6 %.

Ответ «Понимаю, но не могу объяснить»: до эксперимента у 41,6 % студентов, не ответили 1,6 %, после формирующего эксперимента составил 21,6 %.

«Понимаю, могу объяснить»: до эксперимента был 31,16 %, после формирующего эксперимента вырос до 80 %, не ответили 11,7 %.

«Ваше понятие о патриотизме»: ответ «не понимаю» до эксперимента был 25 %, после стал 0 %.

Ответ «Понимаю, но не могу объяснить» до эксперимента - 40 % студентов, после формирующего эксперимента - до 21,6 %.

Ответ «Понимаю, могу объяснить» до эксперимента у 35 %, после формирующего эксперимента вырос до 78,3 %.

«Является ли человек абсолютной ценностью в обществе?»: ответ «не понимаю» до эксперимента - 63,3 %, после достиг нулевого значения.

Ответ «Понимаю, но не могу объяснить» до эксперимента был у 40 % студентов, после формирующего эксперимента стал 10 %.

Ответ «Понимаю, могу объяснить» до эксперимента составлял 13,3 %, не ответили 3,3 %, после формирующего эксперимента вырос до 90 %.

После учебно-воспитательных работ и самостоятельной работы по данной теме отмечено, что у будущих учителей педагогического коллед-

жа произошли значительные изменения в понимании темы общечеловеческих ценностей. По ответам студентов о понятии основополагающих общечеловеческих ценностей можно сделать вывод, что произошли значительные изменения в мнениях студентов. Среди общечеловеческих ценностей самые максимальные показатели получила общечеловеческая ценность «гуманность», что, по нашему мнению, свидетельствует о формировании гуманистической направленности студентов. Как мы считаем, данный выбор не является случайным, поскольку общение и работа с детьми в будущем поможет сформировать жизненную позицию молодого поколения - гуманного, душевного, сострадательного отношения к другому человеку [Андрущакевич, 1999, с. 51].

Данный вывод подтверждается и выбором испытуемыми ценностной характеристики «Является ли человек абсолютной ценностью в обществе?» (расширение своего кругозора в отношении самоценности индивида)», получившей второе ранговое место [Пазухина, 2016, с. 49]. Преобладание этой ценности у студентов указывает в будущем, что они будут поддерживать правильное отношение к детям, что каждый ребенок уникален, неповторим, он самое ценное, что есть в нашем обществе. Третье место занимает ценность «Свобода и жизнь, ее значимость для человека» (зрелость суждений и здравый смысл о ценности человеческой жизни) [Компетентностный...].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выявлено, что формирование общечеловеческих ценностей результативно при изучении произведений Ч. Айтматова. Изучая произведения великого писателя Ч. Айтматова, будущие педагоги делают анализ, обогащаются общечеловеческими ценностями, все глубже познают ценностные отношения между людьми. Именно они, педагоги, в будущем, воспитывая молодое поколение, могут привить им общечеловеческие ценности, и их ученики смогут отличать, что плохо, а что хорошо.

Обращение к общечеловеческим ценностям в процессе подготовки будущих педагогов способствует формированию их гуманистической направленности, которая является одним из элементов педагогического мастерства.

С И

а

с

и'

к

м н

и ^

д и 8

0

1

к

м рр

н и

Ни

с и

о

[-4

0

ё

и

РМ

1

I

и

>>

0

1

и м V

к

ь

[-4 <

э

с

к

н и

И

Гуманизация - это элемент, который входит в число общечеловеческих ценностей, необходимых для учебно-воспитательного процесса при подготовке учителей [Жуков, 2013; Бездухов, 1992]. При смысловом подходе отслеживается связь между ценностным отношением учащихся и формированием личностно-смысловой компетенции, которая заключается в способности оказывать поддержку студентам в процессе поиска смысла их образования, личностного роста, творческой жизнедеятельности и выбора путей самореализации2.

Формирование общечеловеческих ценностей у будущих педагогов реализуется также в процессе учебно-профессиональной деятельности. Данный вид деятельности реализуется посредством организации взаимодействия в учебно-профессиональной среде при использовании методов активной организации. Так как для более эффективного формирования и развития основополагающих ценностей с практической точки зрения необходимо «освоение профессиональных действий и навыков организации развивающего личностно ориентированного обучения будущих педагогов»3, которые в дальнейшем находят отражение в формировании их ценностей. При таком подходе в условиях общего группового смыслового пространства в сознании студентов происходит процесс освоения и открытия новых идей, а также приобретения новых смысловых связей педагогической работы, что, в свою очередь, влияет на систему жизненных отношений и ценностей у будущих учителей, приобретая форму профессионально-личностной ценности [Леонтьев, 1998].

Исследование показало, что при планомерном и систематическом переходе к ценностному типу отношений происходит изменение в динамике формирования ценностей у будущих педагогов. Достигая определенного значения, количественные оценки показателей уровней раз-

2 Пряникова Н.Г. Формирование ценностных ориентаций будущих учителей в процессе педагогической практики : На примере гуманитарного центра спорта и реабилитации инвалидов: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Самар. гос. пед. ун-т. Самара, 2004. 21 с.

3 Там же.

вития ценностных отношений приводят к существенному изменению отношения к ценностям у учащихся. Изменение когнитивного элемента происходит в результате изменения отношения учащегося к общечеловеческим ценностям, обогащения ценностей в сознании студентов, расширения знаний о закономерностях развития ценностей у человека.

Гуманистическая направленность и ориентация на личностно ориентированное взаимодействие с учащимися в процессе формирования общечеловеческих ценностей изменились благодаря проведенным работам со студентами (самостоятельная творческая работа; беседы; изучение произведений Ч. Айтматова). С.В. Пазухина отмечает, что «эмоциональный компонент изменяется за счет появления личностно значимых переживаний, показывающих динамику становления эмоциональной формы личностного смысла, развития ценностей, способствующих сопереживанию, рационального канала сопереживания, его идентификации...» [Pazukhina, 2010, с. 36]. Значимость изменений подтверждена использованием критериев ценностей.

Заключение. Подводя итог, можно отметить, что разработка содержательной модели формирования ценностей у будущих педагогов способствовала выходу на более высокий уровень понимания их сущности как личностно ориентированного обучения, осуществлению формирования общечеловеческих ценностей в условиях учебно-воспитательного процесса колледжа. Более того, исследование позволило получить новые знания в области воспитания и образования, а также передать общность картины этапов и динамики развития ценностей. Эти данные могут быть использованы в качестве научного подхода к процессу формирования и подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности.

Полученные результаты раскрывают новое направление исследований и разработок, которые связаны с освоением общечеловеческих ценностей в системе профессиональной педагогической подготовки, также решением главной научной и практической задачи формирования общечеловеческих ценностей у будущего педагога.

Библиографический список

1.

2.

3.

4.

5.

6.

8.

9.

Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск: Мн.: Университетское, 1990. C. 294-303. Андрущакевич А.А. Механизмы формирования ценностных ориентаций // Гуманизм и духовность в образовании: Науч. тр. I Ниже-город. науч.-практич. конфер. Н. Новгород: МГЛУ, 1999. С. 49-52.

Асташова Н.А. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2000. 272 с. (Библиотека педагога-практика). URL: http://lib.mgppu. ru/opacunicode/index.php?url=/auteurs/ view/9216/source:default (дата обращения: 11.11.2018). ISBN 5-89502-374-6. Бедерханова В.П. Становление личностно ориентированной позиции педагога. Краснодар: Кубан. гос. ун-т, 2001. 220 с. ISBN 5-8209-0136-3.

Бездухов В.П. Гуманистическая направленность учителя / Мин-во общ. и проф. образования РФ; Самар. гос. пед. ун-т, Рос. акад. образования. С.-Петерб. ин-т образования взрослых РАО. Самара; СПб., 1997. 171 с. ISBN 5-8428-0097-7.

Бездухов В.П. Теоретические проблемы становления гуманистического стиля педагогической деятельности будущего учителя. Самара: Изд-во СамГПИ, 1992. 140 с. Громыко Ю.В., Давыдов В.В. Концепция экспериментальной работы в сфере образования ЛО // Педагогика. 1994. № 6. С. 31-37.

Зинченко В.П. О целях и ценностях образования // Педагогика. 1997. № 5. С. 3-16. Жуков Ю.М. Ценности как детерминанты принятия решений. Социально-психологический подход к проблеме // Проблемы социализации: история и современность: учебное пособие. М.: МПСУ; Воронеж: МОДЭК, 2013. С. 255-276. (Социальная психология).

10. Компетентностный подход в педагогическом образовании: кол. монография / под ред. В.А. Козырева, Н.Ф. Радионовой, А.П. Тряпицыной. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. 392 с.

11. Леонтьев Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании // Психол. обозрение. 1998. № 1. С. 13-25.

12. Никитина Н.Н. Развитие ценностного сознания учителя // Педагогика. 2000. № 6. С. 65-70.

13. Пазухина С.В. Формирование ценностного отношения будущих учителей к детям с ослабленным здоровьем: модель реализации антропологического подхода в высшем педагогическом образовании и специфика преподавания психолого-педагогических дисциплин: монография. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2016. 307 с. ISBN 978-5-4475-6094-2.

14. Разбегаева Л.П. Ценностные основания гуманитарного образования: монография. Волгоград: Перемена, 2001. 289 с.

15. Чижакова Г.И., Попованова Н.А. Формирование ценностных ориентаций студентов педагогического вуза как основы их профессиональной компетентности // Сибирский педагогический журнал. 2004. № 2. С. 82-87.

16. Kluckhohn C. Values and value orientations in the theory of action: an exploration in definition and classification. In: Parsons, T. and Shils, E., Eds., Toward a General Theory of Action, Harvard University Press. Cambridge, 1951. P. 388-433. URL: http://dx.doi.org/10.4159/ harvard.9780674863507.c8

17. Morris C.W. Varieties of human value. Chicago: University of Chicago Press. 1956, Vol. XV. P. 252. URL: https://archive.org/de-tails/varietiesofhuman010598mbp/page/n7 (дата обращения: 11.11.2018).

18. Pazukhina S.V. Value attitide to the personality of student as the base of constructive behaviour of teacher at the conflict // European journal of natural history. 2010. 4. P. 35-37.

19. Rokeach M. The nature of human values text. New York: The Free Press, 1973. P. 438.

С

PQ £ a

4

с

PQ

¡5 к

EÜ W H Я

и ^

ш PQ

к

о

к

w PQ H

и

ft <

и

о

l-ч

0

ё и ft

s

1

и

>>

0

1

и w V

к

ь

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

l-ч <

э

с

S

к

н и

w

PQ

7

DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2018-46-4-86

WAYS OF ASSESSING THE LEVEL OF UNIVERSAL HUMAN VALUES FORMATION IN FUTURE PEDAGOGUES

A.S. Baytokova (Bishkek, Kyrgyzstan) Abstract

Introduction. The article analyzes and formulates the problems of the formation of universal values in future teachers in the process of studying pedagogical disciplines at college. The purpose of this study is to determine the level of formation of universal human values through experimental questionnaire survey of future college teachers at the pedagogical faculty in the educational process upon completion of specially designed educational and independent work done by students.

The research methodology consists of elements of quantitative and qualitative methods: questionnaire, observation, experiment and analysis, respectively. The theoretical component is based on the works of foreign and domestic scientists in the field of pedagogy.

References

1. Amonashvili Sh. A. Personal and humane basis of the pedagogical process. Minsk: University, 1990. P. 294-303.

2. Andrushchakevich A.A. Mechanisms of formation of value orientations // Humanism and Spirituality in Education: Nauchn. tr. I Ni-zhegorod. scientific practical conference. N. Novgorod: Moscow State Linguistic University, 1999. P. 49-52.

3. Astashova N.A. Teacher: the problem of choice and the formation of values. M.: Moscow Psychological and Social Institute; Voronezh: MODEK, 2000. 272 p. (Library teacher-practice). URL: http://lib.mgppu.ru/opacunicode/index. php?url=/auteurs/view/9216/source:default (access date: 11.11.2018). ISBN5-89502-374-6.

4. Bederkhanova V.P. Formation of a teacher-oriented personality-oriented position. Krasnodar: Kuban State University, 2001. 220 p. ISBN 5-8209-0136-3.

5. Bezdukhov V.P. The humanistic orientation of the teacher / M-total and prof. Education RF. Samar. state ped. University, Ros. Acad. education. St. Petersburg In-t Adult Education RAO. Samara; SPb., 1997. 171 p . ISBN 5-8428-0097-7.

The results of the study. As a result, it was noted that the future teachers of the pedagogical college not only had significant changes in the concepts of universal human values, but also formed a humanistic orientation within the framework of personality-oriented education, and educational and professional activities.

Conclusion. The developed experimental work allowed to effectively facilitate the formation of the universal values in future teachers. This approach is also particularly relevant for students in a modern era of globalization. The obtained results of this experiment can serve as a basis for more advanced competency-based training of future personnel in the field of education.

Keywords: pedagogy; universal human values; educational process; future pedagogues; survey method.

6. Bezdukhov V.P. Theoretical Problems of the Formation of the Humanistic Style of the Educational Activity of the Future Teacher. Samara: SamGPI Publishing House, 1992. 140 p.

7. Chizhakova G.I., Popovanova N.A. Formation of value orientations in students of a pedagogical university as the basis of their professional competence // Siberian Pedagogical Journal. 2004. No. 2. P. 82-87.

8. Competence approach in teacher education: Coll. monogram / ed. V.A. Kozyrev, N.F. Radionova, A.P. Tryapitsyna. SPb.: Publishing House of the Russian State Pedagogical University. A.I. Herzen, 2005. P. 392.

9. Gromyko Yu.V., Davydov V.V. The concept of experimental work in the field of education LO. V. Gromyko // Pedagogy 1994. No. 4. P. 31-37.

10. Zinchenko V.P. About the goals and values of education // Pedagogy. 1997. No. 5. P. 3-16.

11. Zhukov Yu.M. Values as determinants of decision making. Socio-psychological approach to the problem // Problems of socialization: history and modernity. Textbook. M.: MPSU; Voronezh: MODEK, 2013. P. 255-276. (Social Psychology).

12. Leontiev D.A. Value Representations in the Individual and Group Consciousness // Psychol. Review. 1998. No. 1. P. 13-25.

13. Nikitina N.N. The development of teacher's value consciousness // Pedagogy. 2000. No. 6. P. 65-70.

14. Pazukhina S.V. Formation of Value Attitude of Future Teachers to Children with Impaired Health: A Model for Implementing an Anthropological Approach in Higher Pedagogical Education and the Specific Character of Teaching Psychological and Pedagogical Subjectst: monograph. M.; Berlin: Direct Media, 2016. P. 307. ISBN 978-5-4475-6094-2.

15. Razbegaeva L.P. Value foundations of liberal education: Monograph. Volgograd: Change, 2001. 289 p.

16. Kluckhohn C. Values and value orientations in the theory of action: an exploration in definition and classification. In: Parsons, T. and Shils, E., Eds., Toward a General Theory of Action, Harvard University Press, Cambridge, 1951. P. 388-433. URL: http:// dx.doi.org/10.4159/harvard.9780674863507.c8

17. Morris C.W. Varieties of human value. Chicago: University of Chicago Press, 1956. Vol. XV. P. 252. URL: https://archive.org/details/vari-etiesofhuman010598mbp/page/n7 (access date: 11.11.2018).

18. Pazukhina S.V. Value attitide to the personality of student as the base of constructive behaviour of teacher at the conflict. European journal of natural history 2010. (4). P. 35-37.

19. Rokeach M. The nature of human values text. New York: The Free Press, 1973. P. 438.

С

PQ £ a

4

с

PQ

s

ÈÎ w

H

5

и ^

д

PQ S

0

1

к

w PQ H

и

fc <

и

о

l-ч

о

ë

и

PL,

s

>>

0

1

и w V

s

Ь

1-й <

с

«

s к

H U

W PQ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.