Научная статья на тему 'Влияние произведений Ч. Айтматова на формирование общечеловеческих ценностей у будущих педагогов колледжа в условиях нового государственного образовательного стандарта Кыргызской Республики'

Влияние произведений Ч. Айтматова на формирование общечеловеческих ценностей у будущих педагогов колледжа в условиях нового государственного образовательного стандарта Кыргызской Республики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
315
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / HUMAN VALUES / ПРОИЗВЕДЕНИЯ Ч. АЙТМАТОВА / WORKS OF CHINGIZ AITMATOV / БУДУЩИЙ ПЕДАГОГ / FUTURE TEACHER / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / КОМПЕТЕНЦИЯ / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байтокова Айнура Сыйлашовна

В статье рассматривается проблема формирования общечеловеческих ценностей у будущих педагогов в условиях новых ГОС КР на основе изучения произведений кыргызского мыслителя и великого писателя Чингиза Айтматова. Обозначено раскрытие понятия «общечеловеческие ценности». Приведены результаты исследования общечеловеческих ценностей у студентов педагогического колледжа с помощью анкетного опроса. В целях формирования общечеловеческих ценностей студентов разработан глоссарий по общечеловеческим ценностям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние произведений Ч. Айтматова на формирование общечеловеческих ценностей у будущих педагогов колледжа в условиях нового государственного образовательного стандарта Кыргызской Республики»

главное - на социальные чувства и, безусловно, - на творческие силы, способности и дарования личности.

Список литературы /References

1. Ахмедова Н.М., Аннамуратова С.К. Основные критерии развития у студентов художественной культуры Узбекистана на внеаудиторных занятиях. European research, 2016. С. 102-103.

2. Березиков Е. Легенды и тайны Узбекистана. Т.: Изд-во лит.и иск-ва им.Гафура Гуляма, 1991. 171 с.

3. Словарь эстетика / Под общ. ред. А.А. Беляева и др. М.: Политлит, 1989. 446 с.

4. Пугаченкова Г.А., Ремпель Л.И. Выдающиеся памятники изобразительного искусства Узбекистана. Т.: Госиздат. худ. лит., 1980. 407 с.

ВЛИЯНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Ч. АЙТМАТОВА НА ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ КОЛЛЕДЖА В УСЛОВИЯХ НОВОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Байтокова А.С.

Байтокова Айнура Сыйлашовна - преподаватель педагогики, Педагогический колледж, Кыргызский национальный университет им. Жусупа Баласагына, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: в статье рассматривается проблема формирования общечеловеческих ценностей у будущих педагогов в условиях новых ГОС КР на основе изучения произведений кыргызского мыслителя и великого писателя Чингиза Айтматова. Обозначено раскрытие понятия «общечеловеческие ценности». Приведены результаты исследования общечеловеческих ценностей у студентов педагогического колледжа с помощью анкетного опроса. В целях формирования общечеловеческих ценностей студентов разработан глоссарий по общечеловеческим ценностям. Ключевые слова: общечеловеческие ценности, произведения Ч. Айтматова, будущий педагог, образование, компетенция.

THE INFLUENCE OF CHINGIZ AITMATOV'S WORKS IN THE FORMATION OF HUMAN VALUES AMONG THE FUTURE TEACHERS OF THE COLLEGE IN THE NEW STATE EDUCATIONAL STANDARD OF THE KYRGYZ REPUBLIC

Baytokova A.S.

Baytokova Ainura Syilashowna - Teacher of Pedagogics, PEDAGOGICAL COLLEGE, KYRGYZ THE NATIONAL UNIVERSITY OF THE NAME JUSUP BALASAGYN, BISHKEK, REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Abstract: in the article the problem offorming of common to all mankind values is examined for future teachers in the conditions of new STATE KR on the basis of study of works of кыргызского thinker and great writer Чынгыза Айтматова. Opening of concept

"Common to all mankind values" marks. Results over of research of common to all mankind values are brought for the students of pedagogical college by means of the questionnaire questioning. For forming of common to all mankind values of students a glossary is worked out on common to all mankind values.

Keywords: human values, works of Chingiz Aitmatov, future teacher, education, competence.

УДК 37. 03

Глобализационные процессы в нынешнее время предельно актуализируют значимость подготовки будущего педагога. XXI век требует учителя, который не только владеет профессиональными знаниями и умениями, но и является носителем ценностей, в том числе обладателем общечеловеческими ценностями. На современном этапе развития Кыргызстана произошли значительные изменения в сфере образования, также в сфере восприятия ценностей.

На данное время учебная программа учитывает компетентный подход модели ГОС ВПО и ОСПО третьего поколения, обеспечивающей многоуровневую подготовку студентов.

В связи с переходом на компетентностный подход обучения, понятие «общечеловеческие ценности» приобретают особую значимость и актуальность в формировании будущего педагога. Компетенция дает не только знания, но и поведенческие и социально-личностные качества студента. А общечеловеческие ценности это - часть социально-личностных качеств.

Общечеловеческие ценности - это фундаментальные, общечеловеческие ориентиры и нормы, моральные ценности, являющиеся абсолютным стандартом для людей всех культур и эпох[4]. Ошеломляющее многообразие точек зрения по этому вопросу вмещает представления об общечеловеческих ценностях, как о явлении материальном, духовном, интеллектуальном. Иногда общечеловеческие ценности, путают с ценностями человечества - водой, воздухом, пищей, флорой и фауной, полезными ископаемыми, источниками энергии и т.д. Или с ценностями, имеющими государственный (общественный) статус - безопасность страны, экономика, здравоохранение, образование, быт и т.д. [1; 6]. Поэтому одни считают «ценности» стабильными, неизменными, а другие - меняющимися в зависимости от смены экономических, политических, военных и других условий, от политики правящей верхушки или партии, от смены социально-политического строя и т.д. [3; 6].

В процессе изучения педагогических дисциплин для подготовки будущих педагогических кадров, студенты получают необходимые профессиональные знания и умения. Однако, как показывает практика, при этом уделяется недостаточно внимания к общечеловеческим ценностям, а также подготовке к работе со школьниками в отношении формирования этих ценностей. С этой точки зрения нам необходимо уделить внимание на формирование общечеловеческих ценностей студента через изучение творчества писателей, которые больше обхватывают проблему общечеловеческих ценностей в своих произведениях. Так нами рассматривается задача на уровне влияния на формирование общечеловеческих ценностей студентов при изучении творчества кыргызского мыслителя, великого писателя Чингиза Айтматова. Получивший известность по всему миру своей гуманистической направленностью великий мыслитель XX века Ч. Айтматов в своих работах часто раскрывал общечеловеческие проблемы, касающиеся не отдельных наций или стран, а всей планеты. Несмотря на разнообразие народов и культур в произведениях Ч. Айтматова человеческие ценности не всегда являлись разными, а наоборот прослеживалась неразрывная связь и сходство между ними, что доказывает их общность в настоящем процессе глобализации мира[5]. Однако, несмотря на вполне внушительное число исследований и актуальность решаемых в них, до сих пор не изученными остаются вопросы использования произведений Ч. Айтматова с целью

формирования общечеловеческих ценностей у студентов соответствующих образовательных направлений, в том числе и в педагогических вузах. На сегодняшний день существует социально-педагогическая необходимость исследования социального, образовательного, воспитательного потенциала произведений великого писателя в профессиональной подготовке будущих педагогов. Потому что именно они - педагоги - являются главными субъектами, которые призваны работать с будущим поколением и оказывать научно обоснованное влияние на целостное формирование личности, включая общечеловеческие ценности [3].

Главной нитью произведений великого писателя является идея о том, что не бывает разных народов и разных людей, а этнокультурные различия - это разнообразие проявления общекультурного наследия всего человечества, и что они неотделимы от нравственно-духовных ценностей[5].

В целях формирования общечеловеческих ценностей студентов, нами были разработаны тематики эссе, рефератов, презентаций по произведениям Ч. Айтматова, а также глоссарий по общечеловеческим ценностям. С помощью тем рефератов, выполненных студентами, была поставлена задача выявить общие человеческие ценности такие как, гуманность, доброта, свобода, патриотизм, альтруизм через героев произведений Ч. Айтматова.

Мы считаем, что вышеперечисленные работы гораздо глубже пробуждают отношение студентов к общечеловеческим ценностям и что в действительности произведения великого гуманиста играют особую роль в формировании личности будущих педагогов.

В целях определить общечеловеческих ценностей у будущих педагогов мы провели анкетирование. Была составлена анкета, выявляющая отношение будущих педагогов к ценностям. Мы взяли две одинаковые группы из средне профессионального педагогического колледжа. Был проведен анкетный опрос, состоящий из видов ценностей, который был предложен каждому студенту. В ходе основного эксперимента анкетный опрос выявил, что значительная часть студентов пнк-1(11) 21,61% считают, что материальные ценности не настолько важны для человека.

Таблица 1. Распределение видов ценностей у студентов колледжа из экспериментальной

группы

№ Виды ценностей КПП, Пнк - 1 - 16 (11)

Согласен Все равно Не согласен

1 этап 2 этап 1 этап 2 этап 1 этап 2 этап

1 Жизненные ценности 99% 100% - - 1% --

Материальные ценности 44,97% 21,61% 10.8% 15% 44,3% 63,3%

3 Духовные ценности 99% 95% - 5% 1% 1%

4 Нравственные ценности 92 95 - 3 8 2

5 Профессиональные ценности 99 100 1 - - -

А во второй контрольной группе наоборот 67% студентов считают, что материальные ценности важнее, как указано в таблице.

№ Виды ценностей КПП, гр. Пнк-2-16 (11)

1 этап | 2 этап 1 этап | 2 этап 1 этап | 2 этап

Согласен Все равно Не согласен

1 Жизненные ценности 99 % 100% - - 1 % --

2 Материальные ценности 58,8 67,5 9.2 1 31,9 31,6

3 Духовные ценности 90 % 94% 3,3 - 6, 6% 6

4 Нравственные ценности 91,6 95 5 3 3.3 5

5 Профессиональные ценности 99 100 1 - - -

В результате выявлено, что в основном, разница между двумя опросами различается в значительной степени в вопросе, где указан пункт - материальные ценности.

А также нами был составлен глоссарий:

• Ценности — важность, значимость, польза, полезность чего-либо.

• Общечеловеческие ценности - это идея существования ценностей, принимаемых всеми людьми планеты, которые просуществовали на протяжении веков в разных культурах.

• Гуманизм — означает качество человека быть человечным, выраженное через уважение достоинств и прав человека на свободу, счастье, всестороннее развитие и проявление своих способностей.

• Свобода - осуществление личностью различных социальных, политических или экономических прав и привилегий в позитивном ключе.

• Доброта - качество или состояние человека быть отзывчивым и внимательным, душевное расположение к людям, и стремление делать добро другим.

• Нравственность - моральные принципы различия между плохим и хорошим, т.е. внутренняя оценка человеком норм своего поведения, а также соответствие идеалам правильного человеческого поведения.

• Патриотичность - это проявление любви и преданности своей стране, которое двигает народ и каждого человека совершать поступки за страны.

• Совесть - чувство морали человека правильного и неправильного, которое служит в качестве руководства к поведению перед окружающими людьми, обществом.

• Справедливость - это понятие, содержащее в себе требование соответствия истине, факту или причине. Например, это соответствие прав и обязанностей, труда и вознаграждения, преступления и наказания и т.д.

• Истина - то, что существует в действительности, соответствует действительности, правда.

Самое основное понятие, которое должны понимать студенты, чтобы в дальнейшем не возникало сложностей с пониманием других ценностей, состоит в осознании сути общечеловеческих ценностей. Для студентов важно понимать, что уже знакомые им интуитивно понятные, располагающие и разделяемые всеми ценности и составляют концепцию общечеловеческих ценностей. На основании этого, полагаем, что процесс формирования таких ценностей происходит результативно в ходе изучения произведений Ч. Айтматова будущими педагогами. Через его произведения красной нитью проходит важность и значимость обретения человеком общечеловеческих ценностей.

В современную эпоху глобальных перемен особое значение приобретают абсолютные ценности добра, красоты, истины и веры как фундаментальные основания соответствующих форм духовной культуры, предполагающие гармонию,

меру, равновесие целостного мира человека и его конструктивного жизненного утверждения в культуре. Общечеловеческие ценности означают приверженность абсолютным ценностям, их поиск и обретение [3].

В истории каждого народа, каждой культуры существует изменчивое и постоянное, временное и вневременное. Одно растет, достигает своего расцвета, стареет и исчезает, а другое в той или иной измененной форме переходит из одной формы в другую, внутренне не изменяясь, а преображаясь лишь внешне.

Общечеловеческие ценности - это то, что остается незыблемым и неизменным на протяжении всей истории, пребывая в недрах общечеловеческой культуры. Это нравственная аксиоматика, то универсальное и непререкаемое, те духовные опоры, которые удерживают мир, подобно физическим константам, на которых основывается все научное знание.

Список литературы /References

1 Вершинина Л.В. Аксиологическое пространство образования: ценностное сознание учителя: Монография. Самара: Изд-во СГПУ, 2003. 148 с.

2 Вершловский С.Г. Ценностные ориентации советских и американских учителей // Педагогика, 1992. № 3. С. 24.

3 Волков Е.С. Психологические особенности развития ценностных ориентаций студентов пед. вуза. Дис. ... канд. пед. наук. М., 1983. 184 с.

4 Дробницкий О.Г. Ценность // Философский энциклопедический словарь. М., 1989. С. 230.

5 Раев С. Беседа 10-летней давности с Чынгызом Айтматовым // Учкун, 2017. 84 с.

6 Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. 203 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.