КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР В СОВРЕМЕННОМ
ОБРАЗОВАНИИ
12 3
Ахмедова Н.М. , Хамидова Н.У. , Алланазарова С.Х. , Бухорова М.Х.4 Email: [email protected]
'Ахмедова Назира Махмудовна - соискатель, Навоийский государственний педагогический институт, старший преподаватель, кафедра безопасности жизнедеятельности, горный факультет;
2Хамидова Нигора Уриновна - старший преподаватель; 3Алланазарова Сохиба Холмурзаевна - старший преподаватель;
4Бухорова Махлиё Хожиевна - старший преподаватель, кафедра узбекского и иностранных языков, горный факультет, Навоийский государственный горный институт, г. Навои, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматривается развитие у студентов познавательно -художественного кругозора в сфере художественной культуры Узбекистана, осведомленности в значительных явлениях художественной культуры Узбекистана, способности к эстетическому восприятию и художественно -аналитическому рассмотрению произведений искусства, способности осмыслить - понять - отразить идейно-смысловое содержание художественно -ценных произведений - в процессе какого-либо творчества, деятельности, в том числе, коммуникативной, стремление к постоянному обогащению знаний по художественной культуре Узбекистана.
Ключевые слова: культурологический фактор, культура, художественная культура, эстетическое восприятие, интерес, художественно-архитектурное творчество, древнеархитектурное зодчество, эстетические ценности, архитектура, национально-художественные ценности, национально-художественное наследие.
CULTURAL FACTOR IN MODERN EDUCATION
1 2 3
Akhmedova N.M.1, Khamidova N.U.2, Allanazarova S-Н., Bukhorova M.Kh.4
'Akhmedova Nazira Mahmudovna - Competitor,
NAVOIY STATE PEDAGOGICAL INSTITUTE, Senior Lecturer, DEPARTMENT SAFETY OF LIFE, MINING FACULTY;
2Khamidova Nigora Urinovna - Senior Lecturer; 3Allanazarova Sohiba Нolmirzayevna - Senior Lecturer; 4Bukhorova Makhliyo Khodjievna - Senior Lecturer, UZBEK AND FOREIGN LANGUAGES DEPARTMENT, MINING FACULTY, NAVOI STATE MINING INSTITUTE, NAVOI, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article examines the development of students' cognitive and artistic horizons in the field of artistic culture of Uzbekistan, awareness of significant art culture in Uzbekistan, the ability to aesthetic perception and artistic analysis of works of art, the ability to comprehend - to understand - to reflect the ideological and semantic content of artistic and valuable works - in the process of any creativity, activity, including, communicative, the desire for a permanent wallpaper scheniyu knowledge of art culture of Uzbekistan. Keywords: culturological factor, culture, artistic culture, aesthetic perception, interest, artistic and architectural creativity, ancient architectural architecture, aesthetic values, architecture, national and artistic values, national and artistic heritage.
УДК: 37.011.33
Культурологический фактор в современном образовании становится его важной ценностью и занимает в системе образования определенное место. Важное место в культуре занимает художественная культура - «совокупность художественных ценностей, воспроизводимых и функционируемых в обществе» [3]. Это -художественные произведения - искусство, многообразных форм, стилей и жанров.
Поскольку в основе практического исследования такой компонент художественная культура, художественная культура Узбекистана, как изобразительное искусство, необходимо рассмотреть его духовно-художественный аспект.
В нашем исследовании используется и такой вид творчества, как художественно -архитектурный, преимущественно древнеархитектурного зодчества.
Архитектура - «вид искусства, целью которого является создание сооружений, отвечающих утилитарным и духовным потребностям людей, включая эстетические потребности» [2]. С характерными признаками сооружений какого-либо исторического периода. Отражает эстетические ценности и художественные вкусы своего времени. Находится в синтезе с живописью, скульптурой, декоративно-прикладным искусством. Развивается важное средство удовлетворения не только духовных, но и материальных потребностей.
Огромная роль и большое значение изобразительного искусства Узбекистана (представляющего в художественной культуре Узбекистана - художественно -культурном наследии Узбекистана, художественных ценностях Узбекистана, национально-художественных ценностях Узбекистана и вместе с тем национальными и общечеловеческими ценностями), в формировании личности нового - молодого поколения. Эта идея становится все более актуальной и педагогически востребованной в воспитании студенческой молодежи, что соответствует одной из важнейших задач государственной образовательной политики - формирование личности обучающихся на историко-культурных, духовно-эстетических и национально-художественных ценностях народа, представляющие общечеловеческие ценности.
Основными критериями оценки произведений искусства, являющихся определенной ценностью в художественной культуре, выделяем следующие:
- с какой точки зрения отражена жизнь (эстетической, нравственной и пр.); идейно-смысловая нагрузка; эстетика произведения; художественность, ее особенность (отбор материала, идейный замысел, реализм, художественная правда), средства, условности, типизация, обобщение; единство формы и содержания; функциональность.
Основными критериями развития у студентов художественной культуры Узбекистана выделяем: познавательно-художественный кругозор в сфере художественной культуры Узбекистана; осведомленность в значительных явлениях художественной культуры Узбекистана; знание основ восприятия, произведений отдельных видов искусства; способность к эстетическому восприятию и художественно-аналитическому рассмотрению произведений искусства, представляющих значительный вклад в художественную культуру Узбекистана; способность осмыслить - понять - отразить идейно-смысловое содержание художественно-ценных произведений - в процессе какого-либо творчества, деятельности, в том числе, коммуникативной; стремление к постоянному обогащению знаний по художественной культуры Узбекистана [1].
Рассмотрим мечеть Биби-Ханым в Самарканде - высокохудожественный шедевр средневекового зодчества» (Рис. 1).
Рис. 1. Соборная мечеть Биби-Ханым в Самарканде
Соборная мечеть Биби-Ханым в Самарканде - неповторимое архитектурное творение, однако оно - прежде всего, - национальное достояние - величайшая историко-культурная ценность народа. Строительство Биби-Ханым - грандиозный и величественный замысел Тимура - строительство гигантского сооружения - соборной мечети (заложенной им в 1399 г. и законченной в 1404 году), самой большой мечети во всем мире [4]. К сооружению архитектурного чуда привлекались лучшие зодчие, художники, мастера и ремесленники всех стран Востока.
Роскошно-грандиозный; изначально - грандиозно-гигантское сооружение с фасадом величественного портала и двумя гранеными пятидесятиметровыми минаретами; двор, окруженный галереями с куполами на каменных колоннах; в глубине его - купальные залы; по углам - минареты.
Безудержная роскошь архитектурного декора. На стенах царственная роскошь украшения, для чего использовались известные в то время средства - мозаика из обычных и разноцветных поливных глазурированных кирпичей, образовавших удивительные геометрические орнаменты и религиозные надписи, майоликовая мозаика, вставки из резного мрамора, мраморные панели, удивительной красоты настенная роспись, накладные золотые тиснения из папье-маше, представляющие сложнейшие узоры.
Студенты рассматривают мечеть Биби-Ханым как величайшую художественную ценность - национальную и мирового масштаба того времени. Имеют достаточно полное представление о ее истории, строительстве, высокой эстетике, ее непревзойденных архитектурно-художественных достоинствах; о ее грандиозности, удивительно-прекрасном внешнем виде, чрезвычайной красоте внутреннего оформления. Создается неизгладимое впечатление о целостном художественно -эстетическом образе данного величайшего древнезодческого памятника средневекового Самарканда, ставшего художественной ценностью на все века.
Интерес к нему усиливается различными методами:
историографической информацией; умозрительным представлением изначального величественного силуэта, грандиозного архитектурно-художественного образа, внутриинтерьерного великолепия и богатства; ориентиром на восприятие-анализ архитектурного памятника, его изучение в различных видах искусства, художественном отражении; «вхождением» в ту эпоху; грамотным, ярким и содержательным изложением материала с обращением к чувствам, мнениям и суждениям студентов; выбором работы по интересу.
Итак, характерной чертой художественной культуры является ее универсальное воздействие на духовный мир личности, на ее эмоционально-чувственную среду,
главное - на социальные чувства и, безусловно, - на творческие силы, способности и дарования личности.
Список литературы /References
1. Ахмедова Н.М., Аннамуратова С.К. Основные критерии развития у студентов художественной культуры Узбекистана на внеаудиторных занятиях. European research, 2016. С. 102-103.
2. Березиков Е. Легенды и тайны Узбекистана. Т.: Изд-во лит.и иск-ва им.Гафура Гуляма, 1991. 171 с.
3. Словарь эстетика / Под общ. ред. А.А. Беляева и др. М.: Политлит, 1989. 446 с.
4. Пугаченкова Г.А., Ремпель Л.И. Выдающиеся памятники изобразительного искусства Узбекистана. Т.: Госиздат. худ. лит., 1980. 407 с.
ВЛИЯНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Ч. АЙТМАТОВА НА ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ КОЛЛЕДЖА В УСЛОВИЯХ НОВОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Байтокова А.С.
Байтокова Айнура Сыйлашовна - преподаватель педагогики, Педагогический колледж, Кыргызский национальный университет им. Жусупа Баласагына, г. Бишкек, Кыргызская Республика
Аннотация: в статье рассматривается проблема формирования общечеловеческих ценностей у будущих педагогов в условиях новых ГОС КР на основе изучения произведений кыргызского мыслителя и великого писателя Чингиза Айтматова. Обозначено раскрытие понятия «общечеловеческие ценности». Приведены результаты исследования общечеловеческих ценностей у студентов педагогического колледжа с помощью анкетного опроса. В целях формирования общечеловеческих ценностей студентов разработан глоссарий по общечеловеческим ценностям. Ключевые слова: общечеловеческие ценности, произведения Ч. Айтматова, будущий педагог, образование, компетенция.
THE INFLUENCE OF CHINGIZ AITMATOV'S WORKS IN THE FORMATION OF HUMAN VALUES AMONG THE FUTURE TEACHERS OF THE COLLEGE IN THE NEW STATE EDUCATIONAL STANDARD OF THE KYRGYZ REPUBLIC
Baytokova A.S.
Baytokova Ainura Syilashowna - Teacher of Pedagogics, PEDAGOGICAL COLLEGE, KYRGYZ THE NATIONAL UNIVERSITY OF THE NAME JUSUP BALASAGYN, BISHKEK, REPUBLIC OF KAZAKHSTAN
Abstract: in the article the problem offorming of common to all mankind values is examined for future teachers in the conditions of new STATE KR on the basis of study of works of кыргызского thinker and great writer Чынгыза Айтматова. Opening of concept