Научная статья на тему 'Особенности профессиональных ценностей студентов-психологов 1-х и 4-х курсов'

Особенности профессиональных ценностей студентов-психологов 1-х и 4-х курсов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
759
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ИНДЕКС ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТИ / СТУДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ / STUDENT'S AGE / COMMON TO ALL MANKIND VALUES / PROFESSIONAL VALUES / PURPOSE FULLNESS INDEX

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Карнеева О. А.

В статье представлены результаты исследования особенностей профессиональных ценностей и структурно-содержательных характеристик общечеловеческих ценностей студентов. В результате сравнительного анализа установлено, что структура ценностей отражает возрастные особенности и профессиональную принадлежность студентов. Индекс целенаправленности профессиональных ценностей выше у студентов 4 курса, они в наибольшей степени готовы к идентификации себя как субъекта жизненной ситуации и принятию на себя ответственности за свое положение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the research peculiarities of professional values and structure inclusive characteristics of common to all mankind values for students. According to the results of comparative analysis it is established that structure of values reflects age peculiarities and professional belonging of students. Purpose fullness index of professional values is far more higher with 4-yaer students as they are much more prepared to be identified as a subject of life situation and responsible for their status.

Текст научной работы на тему «Особенности профессиональных ценностей студентов-психологов 1-х и 4-х курсов»

УДК 159.922; 159.922.6

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ

1-Х И 4-Х КУРСОВ

O.A. Карнеева

В статье представлены результаты исследования особенностей профессиональных ценностей и структурно-содержательных характеристик общечеловеческих ценностей студентов. В результате сравнительного анализа установлено, что структура ценностей отражает возрастные особенности и профессиональную принадлежность студентов. Индекс целенаправленности профессиональных ценностей выше у студентов 4 курса, они в наибольшей степени готовы к идентификации себя как субъекта жизненной ситуации и принятию на себя ответственности за свое положение.

Ключевые слова: общечеловеческие ценности, профессиональные ценности, индекс целенаправленности, студенческий возраст.

Постановка проблемы

Проблема исследования профессиональных ценностей является актуальной, так как, во-первых, нет единого подхода к трактовке понятия профессиональных ценностей; во-вторых, кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения в профессиональных ценностях.

В данном исследовании мы рассматривали профессиональные ценности в рамках профессионально обусловленной структуры личности Э.Ф .Зеера [11], а также субъектно-деятельностного подхода к ценностным ориентациям Д.А. Леонтьева для более детального изучения профессиональных ценностей на стадии юности и молодости [4].

Ценностные ориентации - это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Профессиональные ценности - это ориентиры, на основе которых человек выбирает, осваивает и выполняет свою профессиональную деятельность. Они характеризуются степенью доминирования, определенным знаком, степенью осознанности и степенью изменчивости. Ценностные ориентации - сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Система ценностных ориентаций имеет многоуровневую структуру. Вершина ее - ценности, связанные с идеализациями и жизненными целями личности.

Понятие "ценность" в его психологической трактовке эквивалентно некоторому комплексу психологических явлений, которые, хотя и терминологически, обозначаются разными понятиями, но близки семантически. Н.Ф. Добрынин называет их "значимостью"; А.И. Божович "жизненной позицией"; А.Н. Леонтьев "значением" и "личностным смыслом"; В.Н. Мясищев "психологическими отношениями". С. Л. Рубинштейн говорил, что ценность - это значимость для человека чего-то в мире, и только признаваемая ценность способна выполнять важнейшую ценностную функцию - функцию ориентира поведения. Наличие ценностей есть выражение не безразличия человека по отношению к миру, возникающего из значимости различных сторон, аспектов мира для человека, для его жизни [7].

В процессе выявления ценностных ориентаций, необходимо учитывать два основных параметра: степень сформированное™ структуры ценностных ориентаций и содержание ценностных ориентаций, которое характеризуется конкретными ценностями, входящими в структуру. Дело в том, что интериоризация ценностей как осознанный процесс происходит лишь при условии наличия способности выделить из множества явлений те, которые представляют для него некоторую ценность (удовлетворяют его потребности и интересы), а затем превратить их в определенную структуру в зависимости от условий, близких и далеких целей всей своей жизни, возможности их реализации и тому подобное. Второй параметр, характеризующий особенности функционирования ценностных ориентаций дает возможность квалифицировать содержательную сторону направленности личности, находящейся на том или ином уровне развития. В зависимости от того, какие конкретные ценности входят в структуру ценностных ориентаций личности, каковы сочетание этих ценностей и степень большего или меньшего предпочтения их относительно других и тому подобное, можно определить, на какие цели жизни направлена деятельность человека. Система ценностных ориентаций образует содержательную сторону направленности личности и выражает внутреннюю основу ее отношений к действительности. Основополагающим в данной категории выступает понятие «ценность». Данное понятие позволяет характеризовать, какое значение в обществе или в личностном смысле для индивида представляют определенные явления действительности. При выборе профессии личность выбирает наиболее близкие принятые в профессии способы регуляции поведения и соотносит выбор в целом со структурой системы значимых для него ценностей.

Период студенчества, который соединяет в себе юность и раннюю взрослость, являе решающим в плане формирования ценностной системы личности и предполагает высокую значимость ценностей, связанных с будущей профессией. Этот период характеризуется закладыванием основ будущего вида деятельности - реализации себя в профессиональном плане, а также стремлением к осмыслению своего будущего - жизнедеятельности в целом, т.е. одновременным протеканием процессов профессионального и личностного самоопределения.

Поскольку для студентов основным видом деятельности является учеба, то одним из ведущих факторов, влияющих на развитие ценностно-смысловой сферы, у данной группы выступают учебный процесс и его особенности.

Исходя из этого, можно предположить, что студенческий возраст обладает сензитивными возможностями к формированию ценностей связанных с профессиональным самоопределением.

Наряду с количественной характеристикой выраженности ценности и установки их структуры, необходимо знать систему личностных ценностей студентов. Именно система личностных ценностей через целостность регуляторных компонентов должна в значительной степени влиять на становление профессиональных ценностей будущих специалистов.

Для проверки данного предположения нами определялась структура общечеловеческих и профессиональных ценностей студентов.

Методика и процедура исследования Для изучения системы ценностно-ориентационной сферы студентов проведены две методики. Каждая из них включает в себя список из 36 наименований ценностей. Первая представляет собой методику ценностных ориентаций М. Рокича (1973), адаптированную А. Готшаутасом, A.A. Семеновым, В.А. Дцовым (1979) и предназначенную для выявления структуры общечеловеческих ценностей. Вторая была разработана сотрудниками кафедры

психологии РГПУ им. А.И. Герцена под руководством доцента Д.В. Ронзина для определения структуры профессиональных педагогических ценностей, модифицирована автором. Профессиональные ценности были адаптированы под студентов обучающихся по специальностям «психолог» и «педагог-психолог» Изучались представления соотношения целевых и инструментальных характеристик ценностно-ориентационной сферы.

Профессиональные ценности. 1. Личность психолога, ее богатство, индивидуальность. 2. Традиции коллектива. 3. Оснащенность учебного процесса (материально-техническое оснащение, психолого-педагогический инструментарий). 4. Профессия педагога-психолога. 5. Дисциплина как следование определенному порядку. 6. Участники педагогического процесса. 7. Непосредственные эмоциональные реакции. 8. Профессионализм педагога-психолога, его психолого-педагогическая грамотность и высокая компетентность. 9. Университет как место, где развертывается педагогический процесс. 10. Осознанность цели обучения как основа целенаправленности в логической деятельности. 11. Коллектив, как организованная группа. 12. Культура, как накопленный человечеством опыт познания, деятельности, творчества. 13. Психологическая наука. 14. Самоуважение как качество личности. 15. Сотрудничество как принцип психолого-педагогической деятельности. 16. Демократизация университета. 17. Профессиональный долг как осознание необходимости выполнять свои профессиональные обязанности. 18. Результаты психолого-педагогического процесса: знания, умения, навыки и другое. 19. Педагогический процесс как взаимодействие преподавателя и студентов. 20. Непрерывность образования как организационный принцип. 21. Социальная активность педагога-психолога как его влияние на протекание общественных процессов. 22. Психологические способности педагога-психолога. 23. Детство как этап жизни. 24. Новаторство педагога-психолога. 25. Профессиональный рост как повышение официального статуса. 26. Самосовершенствование педагога-психолога, постоянное самовоспитание, самообразование. 27. Психолого-педагогический такт. 28. Коллеги по работе. 29. Гуманизм как приоритет интересов конкретного человека, личности перед другими интересами. 30. Убежденность как твердая вера в значимости даваемых знаний. 31. Самоопределение как поиск и реализация своего места в жизни. 32. Психолого-педагогический оптимизм. 33. Эмпатия как способность правильно понимать и сочувствовать другим людям. 34. Уважение к взглядам, вкусам, привычкам, обычаям людей других национальностей. 35. Рефлексивность как способность отдавать себе отчет о действиях, мыслях, чувствах, желаниях и качествах. 36. Психолого-педагогическая техника как умение целесообразно выразить свои чувства.

Для более глубокого проникновения в систему личностных ценностей студентов после предусмотренного методикой ранжирования общечеловеческих и профессиональных психолого-педагогических ценностей предлагалось разделить каждый из перечня на ценности-средства и ценности-цели. Полученная диагностическая информация позволила сделать обоснованные выводы. Также

-гетодика позволяет определить субъективный порядок ценностей путем ранжирования кажд,, испытуемым обоих списков в соответствии со сложившейся системой мотивов и ценностей [6]. Обобщение данных субъективного ранжирования позволяет установить наиболее предпочтительную для испытуемых иерархию ценностей - целей и ценностей - средств. Ценности-цели - это ценности, которые человек считает наиболее важными, существенными, он может принять их за цели собственной профессиональной деятельности. Ценности-средства - ценности, которые важны тем, что помогают достижению целей профессиональной деятельности.

Итоговые показатели по этой процедуре: средние значения ценностей; медианные ранги ценностей по всей выборке и по курсу; степень индекса «целенаправленности» и «терминальности» ценностей и целевая направленность 1 и 4 курсов.

Поскольку каждый испытуемый сам решал, какие из предложенных ему ценностей являются целями а какие - средствами, можно вычислить, условно говоря, «индекс целенаправленности» испытуемого. Можно предположить, что чем меньше ценностей выбирается в качестве целей, тем более он целенаправлен. Этот показатель может быть рассчитан как частное от деления количества ценностей-средств на общее количество предложенных ценностей.

С целью выявления структуры ценностей был использован второй показатель «индекс терминальности ценности», который определяется как частное от деления количества случаев, когда ценность выступала в данной группе испытуемых как цель, на количество испытуемых в этой группе. Таким образом, каждая группа испытуемых может быть охарактеризована с точки зрения целевой направленности и арсенала средств.

Результаты

На первом этапе эмпирического исследования использовались методики, позволившие определить структуру ценностных ориентаций и профессиональных психолого-педагогических ценностей студентов.

Изучались соотношения целевых и инструментальных характеристик ценностно-ориентационной сферы индекса целенаправленности (ИЦ). На рисунке 1 показано соотношение выбора целей и средств студентами 1 и 4 курсов.

Рассматривая общечеловеческие ценности необходимо отметить следующее. Наиболее предпочитаемыми терминальными и инструментальными ценностями для студентов являются «здоровье», «хорошие друзья», «любовь», «счастливая семейная жизнь», «жизненная мудрость», «образованность», «активная деятельная жизнь». Таким образом подтверждается значимость для современных студентов семьи и семейных ценностей. А наличие ценностей, удовлетворяющих потребность в любви и принадлежности объясняется возрастными особенностями [3]. Согласно эпигенетической теории Э. Эриксона рассматриваемый возраст сензитивен для становления чувства интимности [9].

Рис. 1. Соотношение выбора целей и средств студентами 1 и 4 курсов общечеловеческих и профессиональных ценностей

Для того, чтобы оценить различия индекса целенаправленности общечеловеческих и профессиональных ценностей студентов 1 и 4 курсов мы применили критерий Стьюдента для

¡ависимых выборок. В таблице 1 представлены средние значения индекса целенаправленности (ИЦ) вышеперечисленных групп испытуемых.

Таблица 1

Сравнительный анализ общечеловеческих и профессиональных ценностей

Индекс целенаправленности (ср. зн.) Значения ^критерия Уровень значимости

общечеловеческие профессиональные

1 курс 0,45988 0,52622 3,836 0,000

4 курс 0,52469 0,57856 2,424 0,019

Полученные данные, представленные в таблице и рисунке 1, говорят о следующем. Во-первых, индекс целенаправленности для профессиональных ценностей превосходит общечеловеческие ценности (уровень значимости для 1 курса р<0,01; для 4 курс р<0,05). Во-вторых, группы различаются между собой по степени целенаправленности ценностных сфер.

В ходе анализа из полученных групповых иерархий нами выделялись первые шесть рангов, как предпочитаемые ценности (цели и средства). Усредненные ранги наиболее предпочитаемых ценностей, а также статистически значимые различия (выделены жирным шрифтом) между студентами 1 и 4 курсов, представлены в таблице 2.

Здесь необходимо отметить, что результаты деятельности психолога напрямую зависят от целей, которые он ставит. А они, в свою очередь, тесно взаимосвязаны с ценностями специалиста. Поэтому личность психолога включает в себя ценности, определяющие отношение к миру, к профессии, к другому человеку, к самому себе.

Таблица 2.

Предпочитаемые терминальные (цели) и инструментальные (средства) профессиональные ценности по всей выборке студентов

Ран г Цели и Р Средства И Р

1 Личность психолога 1,244 0,214 Дисциплина 4,158 0,000

2 Психологическая наука 1,850 0,064 Оснащенность пед. процесса 0,886 0,375

3 Профессионализм 2,834 0,005 Традиции коллектива 1,415 0,157

4 Психологическая профессия 0,336 0,715 Демократизация ун-та 3,417 0,001

5 Самоуважение 4,346 0,000 Родители 1,831 0,067

6 Осознанность цели обучения 1,778 0,075 Непосредств. эмоц. реакции 1,688 0,091

Примечание: И-критерий Манна-Уитни; р-уровень значимости Для выявления различий между студентами 1 и 4 курсов мы использовали непараметрический критерий и - Манна-Уитни для независимых выборок. Между студентами 1 и 4 курсов выявлены достоверные различия по терминальным профессиональным ценностям «профессионализм», «самоуважение» и инструментальным профессиональным ценностям «дисциплина», «демократизация университета».

Пройдя период адаптации и приспособившись к трудностям, на четвертом курсе студенты в наибольшей степени готовы к идентификации себя как субъекта жизненной ситуации и принятию на себя ответственности за свое положение.

Однако самый высокий показатель представленности данной группы указывает на сложность и неоднозначность данного периода личностного развития в процессе обучения.

Данный факт, вероятно, обусловлен возникновением реальных проблем и трудностей, связанных с проявлением пика кризиса профессиональной идентификации, который затрагивает перестройку сферы общения. Это отражено и в системе ценностных ориентаций студентов четвертого курса, где ведущие ранги среди терминальных ценностей присваиваются таким ценностям, как «здоровье», «любовь», «семья».

Далее были рассмотрены терминальные профессиональные ценности «профессионализм» и «самоуважение» и инструментальные профессиональные ценности

«дисциплина» и «демократизация университета» у студентов по которым были обнаружены статистически значимые различия. Диаграммы размаха представлены на рисунках 2 и 3.

Рис.2. Различия в значимости терминальных профессиональных ценностей «профессионализм» и «самоуважение» у студентов 1 и 4 курсов

На рисунке 2 мы видим, что эти ценности более значимы для студентов 4 курса по следующим показателям.

«Профессионализм»: размах - 1 курс (19) и 4 курс (11), минимальное значение - для обоих курсов 1, максимальное значение - 20 и 12, медиана (02) - 6 и 4, нижняя квартиль (01)- 4 и 2, верхняя квартиль (03)- 9 и 5. «Самоуважение» размах - 34 и 7, минимальное значение - для обоих курсов 2, максимальное значение - 36 и 9, (02) - 10 и 5, нижняя квартиль (01)- 6 и 3, верхняя квартиль (03) - 21 и 6.

Рис.3. Различия в значимости инструментальных профессиональных ценностей «дисциплина» и «демократизация университета» у студентов 1 и 4 курсов

Для инструментальных ценностей на рисунке 3 диаграмма размаха также показывает большую значимость ценностей «дисциплина» и «демократизация университета» для студентов 4 курса. «Дисциплина»: медиана (02) - 7,5 и 1,5; нижняя квартиль (01) - 2,75 и 1, верхняя квартиль (03) - 14 и 3,75. «Демократизация университета»: медиана (02) 9 и 5, нижняя квартиль (01)- 6 и 4, верхняя квартиль (0з)- 17 и 6.

Таблица 3.

Распределение предпочитаемых профессиональных ценностей (цели и средства) в зависимости от уровня целенаправленности для студентов 1 и 4 курсов_

Значение Уровень Значение Уровень

критерия значимости критерия значимости

Терминальные (цели)

личность психолога 8,998 0,011 профессионализм 0,405 0,817

психологическ. наука 20,971 0,000 личность психолога 4,892 0,087

профессионализм 12,259 0,002 самоуважение 9,671 0,008

профессия пед-псих. 0,000 1,000 профессиональн. рост 17,138 0,000

психол. способности 4,120 0,127 непрерывн. образов-я 9,275 0,010

осозн. цели обучения 5,413 0,067 психол. способности 15,144 0,001

Инструментальные (средства)

дисциплина 13,440 0,001 дисциплина 4,206 0,122

культура 11,764 0,003 психологическая наука 0,000 1,000

традиции коллектива 8,708 0,013 профессия пед-псих. 6,389 0,041

демократизация ун-та 6,193 0,045 детство как этап жизни 0,815 0,367

непоср. эмоц. реакц. 2,217 0,330 осознан. цели обучения 0,390 0,823

эмпатия 10,527 0,005 профессионалный долг 9,265 0,010

Представленные результаты позволяют сделать следующие выводы. В число отвергаемых

(получившие самые низкие оценки) ценностей вошли, «уважение к взглядам, вкусам, привычкам,

Ьычаям людей других национальностей», «сотрудничество». Поможет ли будущий специалис решении актуальных социально-психологических проблем, если в число отвергаемых ценностей входит «гуманизм», «эмпатия», «развитие и совершенствование других людей». Насколько будет он эффективен в профессиональной деятельности, если у него отсутствует «интерес к расширению своего образования», «самосовершенствованию». Более того, «возможность творческой деятельности» также не является значимой для студентов.

Все это означает, что время начала и завершения обучения является для личности периодами перехода из одной смысложизненной ситуации в другую со всеми вытекающими последствиями: ломкой сложившихся стереотипов, приспособлением к другим условиям быта, иной социокультурной среде, изменением экономического и социально-демографического статуса. Следовательно, период обучения в вузе можно определить как особый смысложизненный период в жизни человека, связанный с переживанием кризиса профессиональной идентификации, т. е. идентификации себя с субъектом будущей профессиональной деятельности.

Результатом переживания данного жизненного кризиса является формирование своей профессиональной идентичности, являющейся составной и неотъемлемой частью целостного «образа-Я» зрелой личности.

Заключение

В нашей работе изучались профессиональные ценности будущих специалистов. Структура ценностных ориентаций отражает возрастные особенности и профессиональную принадлежность. Выявлена специфика профессиональных ценностей в зависимости от индекса направленности. Полученные в ходе настоящего исследования результаты свидетельствуют о необходимости совершенствования подготовки специалистов в вузе и смещении акцентов в процессе обучения, особенно на старших курсах, идентификации студентов с субъектом своей будущей профессиональной деятельности через повышение интереса к ценностно-смысловому ее аспекту, в ходе специально разработанных психолого-педагогических тренингов.

The article presents the research peculiarities of professional values and structure inclusive characteristics of common to all mankind values for students. According to the results of comparative analysis it is established that structure of values reflects age peculiarities and professional belonging of students. Purpose fullness index of professional values is far more higher with 4-yaer students as they are much more prepared to be identified as a subject of life situation and responsible for their status. The key words: common to all mankind values, professional values, purpose fullness index, student's age.

Список литературы

1. Донцов И.И., Белокрылова Г.М. Профессиональные представления студентов психологов. Вопросы психологии. 1999 г. № 2.

2. Каган М.С. Философская теория ценности. С-Пб.: Петрополис, 1997.

3. Карнеев Р.К., Мерзлякова С.В. Сравнительное исследование особенностей связи ценности семьи и направленности личности юношей и девушек. Вестник Брянского государственного университета. №1 (2010): Общая педагогика. Профессиональная педагогика. Психология. Частные методики. Брянск: РИО БГУ, 2010. С. 145-149.

4. Леонтьев Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени [Текст] // Психологическое обозрение. 1998. № 1.

5. Ольшанский В.Б. Психология - практикам: учителям, родителям и руководителям. М., 1996.

6. Ронзин Д.В. Профессиональное сознание учителя как научно-практическая проблема // Психол. журн. 1991. Т. 12. № 5. С. 65-72.

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1999.

8. Тугаринов В.П. Марксистская философия и проблема ценности // Проблемы ценности в философии. М.-Л., 1966.

9. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 2006.

Ю.Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

11. Зеер Э. Ф. Профессионально-образовательное пространство личности. Екатеринбург, 2002.

12. Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово, 2000.

Об авторе

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Карнеева О. А. - кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и профессиональной психологии Брянского государственного университета имени И.Г. Петровского, karneeva.olga @yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.