УДК 159.923
М. В. Шабаловская
АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ АКТИВНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ
В статье рассмотрен аксиологический аспект развития активности современных студентов 1-3 курсов обучения в вузе. Представлено теоретическое обоснование проблемы ценностей и ценностных ориентаций в развитии активности личности. Отражены результаты эмпирического исследования ценностей и их взаимосвязь с самоотношением у современных студентов.
Ключевые слова: ценности и ценностные ориентации, активность, самоотношение, саморазвитие.
Активность личности во многом зависит от доминирующих в обществе ценностей, определяющих ее смыслообразующие мотивы, значимость которых трудно переоценить. Современное общество предоставляет широкие возможности для удовлетворения потребностей, притязаний, желаний, интересов личности. Между тем средства достижения цели регламентированы нормами, традициями, ценностями общества. В связи с чем возникает противоречие между идеей реализации личностно-ориентированного подхода в образовании, гуманистических ценностей и отвлеченностью от внутреннего мира молодого человека, его мотивационно-смысловой сферы.
Основой, определяющей интенсивность и направление развития личности, являются ее высшие потребности в познании, самоутверждении, самоопределении, самоактуализации. Являясь компонентом профессионального самосовершенствования, саморазвитие личности играет большую роль в профессиональном становлении студентов. Соответственно наличная система ценностей студента будет являться определяющим фактором его становления и саморазвития.
О неуклонном возрастании внимания ученых к системе ценностей личности свидетельствуют многочисленные исследования, проводимые как в нашей стране, так и за рубежом (Д. А. Леонтьев, Г. Л. Будинайте, Т. В. Корнилова, Я. Гудечек, М. С. Каган, А. В. Серый, М. С. Яницкий, В. Г. Мо-рогин и др.). Эти исследования крайне актуальны, поскольку позволяют рассмотреть проблему с различных, порой диаметрально противоположных, точек зрения.
Ценности можно определять как некие идеальные цели, задающие точку отсчета при оценивании тех или иных событий; как наиболее общие смысловые образования, придающие личности определенную целостность; как наиболее устойчивые мотивационные образования, соотносимые с жизнедеятельностью в целом и обладающие высокой степенью стабильности. Именно ценности организуют целостность жизнедеятельности, определяют способ бытия человека, выступая важнейшим критерием зрелости и психологического благополучия.
С. Л. Рубинштейн писал, что ценности «произ-водны от соотношения мира и человека, выражая то, что в мире, включая и то, что создает человек в процессе истории, значимо для человека» [1, с. 369]. Ценность, по его мнению, это идея, идеал, который задает направленность внутренней и внешней активности человека. Через смысловой анализ поведения определяется то, «что для человека значимо, как происходит изменение акцентов, переоценка ценностей - всего, что составляет историю духовной жизни человека» [1, с. 211]. По мнению А. Г. Здравомыслова, ценности выступают важным связующим звеном между обществом, социальной средой и личностью, ее внутренним миром [2, с. 154].
М. Рокич определяет ценности как «устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования» [3, с. 4]. По его мнению, ценности личности характеризуются следующими признаками:
- истоки ценностей прослеживаются в культуре, обществе и личности;
- влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения;
- общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико;
- все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени;
- ценности организованы в системы [4, с. 69].
К понятию «личностные ценности» обращается Д. А. Леонтьев. В его концепции личностные ценности выступают наиболее существенной содержательной характеристикой смысловой сферы личности. О. И. Генисарецкий указывает на то, что это «и есть те ценностные образования, которые в практике жизнедеятельности выступают как ее сущностные силы. Взятые вместе они образуют «ядро» личности, ее «основу», обеспечивающую целостность и преемственность индивидуального развития, личностную самотождественность» [5, с. 16].
Г. Л. Будинайте и Т. В. Корнилова (1993) также оперируют понятием «личностные ценности». По их мнению, личностными ценностями становятся те смыслы, по отношению к которым субъект самоопределился. Конструктивная роль личностных ценностей наиболее явно выступает при интерпретации процессов личностной регуляции принятия решений (интеллектуальных, поведенческих, образовательных и т.д.). В них субъект реализуется на уровне целостного Я, предполагающего сознательный и ответственный выбор не только в плане внешне заданных альтернатив, но и в плане достигнутого потенциала саморегуляции как внутренней динамики движения мотивов, целей и смыслов. Личностные ценности формируются и проявляются в актуальной регуляции решений субъекта о его предпочтениях и функционируют как определенный уровень развития смысловых образований. Личностные ценности опосредуют переход на более высокий уровень личностных структур тех смысловых образований, которые могли выступать в качестве значимых психических регуляторов деятельности субъекта, «но приобретают ценностный статус только при обращении его личностных усилий на свою смысловую сферу, на собственное Я» [6, с. 100].
Таким образом личностные ценности есть более или менее осознаваемая идеальная модель должного (желательного), отражающая ментальный опыт жизнедеятельности социальной общности, присвоенная и интериоризированная субъектом в процессе его участия в общественной практике, указывающая направление желательного преобразования действительности субъектом и выступающая имманентным источником жизненных смыслов, которые объекты и явления действительности приобретают в контексте должного [7, с. 49].
Многие исследователи отмечают, что ценности операционализируются, образуя систему установок. Однако отметим, что граница между ценностями и установками размыта и нет четких критериев ее определения. Принято считать, что ценности отличаются от установок тем, что число их меньше, они более универсальны, менее ситуационно ориентированы, менее подвержены изменениям, ближе к ядерной основе структуры личности. Г. Д. Вилсон говорит о том, что «... понимание убеждений, установок, ценностей невозможно, пока мы стремимся разделить эти понятия и использовать их по-отдельности; убеждения, установки, ценности слиты в единую когнитивную систему так, что изменение одной части системы влияет на другие и более всего проявляется в изменении поведения» [7, с. 50]. Ценности, установки непременно должны рассматриваться в рамках конкретного индивида и его окружающего мира.
Выработка человеком той или иной иерархичности идей и представлений в любой сфере его жизни служит важнейшим проявлением ценностной ориентации. Именно последняя определяет формирование жизненных предпочтений, уточняет стратегические и тактические цели [7, с. 57]. В этой связи Б. Г. Ананьев рассматривает ценностные ориентации как одно из центральных звеньев в комплексном изучении личности и закономерностей ее развития [8].
Многие психологи не делают различий между ценностями и ценностными ориентациями. С таким подходом мы не совсем согласны. Ценностные ориентации, скорее всего, выражают приверженность к ценностям, направленность, диспозицию, определяемые ценностями. Ценностные ориентации представляют собой элементы внутренней структуры личности и формируются на основе жизненного опыта индивида как нечто значимое. Ценностные ориентации определяют тип поведения, влияют на потребности и интерес, представляют собой особые психологические образования, всегда составляющие иерархическую систему и существующие в структуре личности только в качестве ее элементов. Невозможно представить себе ориентацию личности на ту или иную ценность как некое изолированное образование, не учитывающее ее приоритетность, субъективную важность относительно других ценностей, то есть не включенное в систему.
В гуманистической психологии ценностные ориентации личности понимаются как продукт общей ценностной ориентации человечества, как духовное начало, определяющее у каждого человека понимание мира и являющееся производной частью общего человеческого духа. Они находятся на пересечении двух больших предметных областей: мотивации и мировоззренческих структур сознания (В. Дильтей, А. Маслоу, М. Рокич, Э. Шпрангер).
М. Рокич ценностные ориентации субъекта деятельности классифицирует как терминальные, способные определить поведение человека в деятельности, общении, познании в течение длительного времени, а также как инструментальные ценности - способы реализации терминальных ценностей индивида.
Ценности и ценностные ориентации, наряду с другими социально-психологическими образованиями, могут выполнять регулятивную функцию, заключающуюся в структурировании и направлении поведения, проявляются во всех областях человеческой деятельности. Выявление ценностных ориентаций молодежи позволяет зафиксировать действительное направление их активности и оценить сфор-мированность потребности к саморазвитию и самоактуализации в профессиональной деятельности.
Настоящее исследование было направлено на выявление ценностных ориентаций у студентов. В исследовании приняли участие 152 человека, учащиеся 1-3 курсов гуманитарного направления.
В процессе изучения ценностных ориентаций у студентов с помощью методики «Ценностные ориентации» М. Рокича установлено, что чаще других на первые места среди терминальных ценностей студенты ставят любовь, здоровье, наличие хороших и верных друзей, уверенность в себе, счастливую семейную жизнь. Среднее место в системе ценностных ориентаций у студентов занимают: познание, развитие, продуктивная жизнь, интересная работа. Самые низкие ранговые места среди терминальных ценностей из предложенного списка занимают счастье других, развлечения, красота природы и искусства, творчество. В отношении инструментальных ценностей лидирующие позиции в ранговом ряду занимают жизнерадостность, образованность, твердая воля, самоконтроль, смелость в отстаивании своего мнения и взглядов. Чуть ниже по рангу идут честность, независимость, ответственность, воспитанность. На последних местах - непримиримость к недостаткам в себе и других, высокие запросы, исполнительность, аккуратность (см. рис. 1, 2).
Сравнительный анализ ценностных ориентаций у студентов разных курсов с помощью метода математической статистики (применялся непараметрический и-критерий Манна-Уитни) выявил до-18
стоверные различия в терминальных и инструментальных ценностях.
Среди терминальных ценностей у студентов 1-го курса наиболее значимыми являются: познание, продуктивная жизнь, творчество, счастье других. У студентов 2-го курса приоритетными являются: жизненная мудрость, материально обеспеченная жизнь в отличие от студентов 1-го курса. Студенты 3-го курса ориентируются больше на любовь, счастливую семейную жизнь и уверенность в себе. Так можно отметить, что первокурсники больше ориентированы на учебную деятельность. Студенты третьего курса ставят иные цели, и создание личных отношений у них выходит на первый план.
Среди инструментальных ценностей студенты-первокурсники считают значимыми терпимость и широту взглядов. У второго курса приоритетные ценности: высокие запросы, образованность (по сравнению с первым курсом). Для студентов третьего курса важнее независимость и честность.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что в настоящее время у молодых людей значимыми являются ценности личностного характера, что обусловлено увеличением ценности индивидуалистического человеческого существования и уменьшением ориентации на широкую человеческую общность. Настораживает то, что в целом по выборке респондентов низкие ранговые места среди ценностей занимают творчество (реализация
□ Активная жизнь
■ Красота природы и искусства
■ Общественное призвание
□ Развлечения
□ Творчество
□ Жизненная мудрость
□ Любовь
□ Познание
□ Свобода
□ Уверенность в себе
Терминальные ценности
□ Здоровье □ Интересная работа
■ Материально обеспеченная жизнь □ Наличие хороших и верных друзей
□ Продуктивная жизнь ■ Развитие
■ Счастливая семейная жизнь ■ Счастье других
Рис. 1. Терминальные ценности в группе испытуемых
18 17 16 15 14 13 12 11 га 10
5 9
ф
I
Инструментальные ценности
□ Аккуратность □ Воспитанность
□ Высокие запросы □ Жизнерадостность
□ Исполнительность □ Независимость
■ Непримиримость к недостаткам в себе и в других □ Образованность
■ Ответственность □ Рационализм
□ Самоконтроль ■ Смелость в отстаивании своего мнения
■ Твердаяволя ИТерпимость
■ Широта взглядов ■ Честность
□ Эффективность в делах □ Чуткость
Рис. 2. Инструментальные ценности в группе испытуемых
творческих возможностей, стремление изменить окружающую действительность), высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания), непримиримость к недостаткам в себе и других. Также наименее значимыми оказались такие ценности, как познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие), развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование). Такие ценности служат основой для саморазвития, самосовершенствования и являются необходимыми для развития произвольной активности. Ценности в структуре личности определяют направления активности личности, включаясь в структуры его самосознания.
По результатам корреляционного анализа была выявлена взаимосвязь ценностных ориентаций с показателями самосознания (самоотношения) студентов. Самосознание является одной из важнейших особенностей социального и психологического бытия человека и определяет его отношение к самому себе, к своим поступкам, собственной личности. Самосознание студентов изучалось с помощью тест-опросника самоотношения В. В. Столи-на. Результаты исследования показали, что интегральная шкала самоотношения положительно связана с активной деятельной жизнью (0.19) и испол-
нительностью (0.18). Самоуважение коррелирует с исполнительностью (0.19) и образованностью (0.22). Самоинтерес связан со свободой (0.19) и независимостью (0.19), самоуверенность с образованностью (0.24). Самопринятие положительно коррелирует с такими ценностями, как интересная работа (0.26), материально обеспеченная жизнь (0.30), образованность (0.43). Саморуководство связано с познанием (0.22) и эффективностью в делах (0.22). Таким образом, в самосознании проявляется сложная совокупность психических процессов и состояний, посредством которых личность вычленяет себя из окружающего мира, формирует собственное видение мира, изменяет отношение к своему прошлому, настоящему и будущему. В нем соотносятся мотивы и поступки, желания, влечения, стремления человека, в результате чего личность самоопределяется, выделяет для себя наиболее значимые потребности.
Результаты исследований показывают, что именно ценности выступают побудительным свойством и именно они определяют направление личностно-профессионального становления на пути к самореализации, самоактуализации. В качестве продукта ценности входят в образ мира студента, определяя новые возможности, и выступают как источник новой деятельности, как ее мотив.
Список литературы
1. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М.: Наука, 1973. 423 с.
2. Здравомыслов А. Г. Потребности, интересы, ценности. М., 1986. 222 с.
3. Леонтьев Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций. М., 1992. 17 с.
4. Морогин В. Г. Ценностно-потребностная сфера личности. Томск, 2003. 357 с.
5. Леонтьев Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. 1996. № 4. С. 1526.
6. Будинайте Г. Л., Корнилова Т. В. Личностные ценности и личностные предпосылки субъекта // Вопросы психологии. 1993. Т. 14. № 5. С. 99-105.
7. Янцен К. И. Политические и образовательные ценности в структуре ментальности студентов: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05. Томск, 2002. 233 с.
8. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1968. 338 с.
9. Серый А. В., Яницкий М. С. Ценностно-смысловая сфера личности. Кемерово, 1999. 90 с.
Шабаловская М. В., аспирант.
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, г. Томск, Томская область, Россия, 634061.
E-mail: m_sha79@mail.ru
Материал поступил в редакцию 09.02.2009.
M. V. Shabalovskaya
AKSIOLOGICHESKY ASPECT OF THE DEVELOPMENT OF ACTIVITY OF MODERN STUDENTS
The article considers the аksiologichesky aspect of the development of the activity of modern 1-3 year-students at University. The theoretical substantiation of the problems of values and valuable orientations in the development of person’s activity is presented. The results of experimental research of values and their interrelation with the selfrelation of modern students are also described here.
Key words: values and valuable orientations, activity, self-relation, self-development.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Tomsk oblast, Russia, 634061.
E-mail: m_sha79@mail.ru