Научная статья на тему 'Развитие произвольной активности студентов в процессе профессиональной подготовки'

Развитие произвольной активности студентов в процессе профессиональной подготовки Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
224
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИЗВОЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / СУБЪЕКТНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ / ARBITRARY ACTIVITY / SUBJECTIVENESS / PSYCHOLOGICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шаболовская Марина Владимировна

В статье рассмотрена проблема развития произвольной активности студентов в процессе профессиональной подготовки. Выделены основные содержательные характеристики произвольной активности. Предложена модель тренинговой формы обучения, способствующая развитию субъектных качеств личности. Отражены результаты эмпирического исследования уровня развития произвольной активности у студентов, которые могут быть использованы аспирантами, докторантами и преподавателями вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of arbitrary activity of Students in the process of professional training

The article deals with the problem of development of arbitrary activity of students in the process of professional training. The main pithy characteristics of arbitrary activity are revealed. A form of the training model for promoting subjective qualities of a person is proposed. The results of the empirical research of the level of development of arbitrary activity of students, which could be used by post-graduates, working for a doctors degree, and university professors in their research work and teaching process, are presented.

Текст научной работы на тему «Развитие произвольной активности студентов в процессе профессиональной подготовки»

УДК 159.97 (075.8) М.В. Шабаловская

РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

В статье рассмотрена проблема развития произвольной активности студентов в процессе профессиональной подготовки. Выделены основные содержательные характеристики произвольной активности. Предложена модель тренинговой формы обучения, способствующая развитию субъектных качеств личности. Отражены результаты эмпирического исследования уровня развития произвольной активности у студентов, которые могут быть использованы аспирантами, докторантами и преподавателями вузов.

Ключевые слова: произвольная активность, субъектность, психологический тренинг.

M.v. shabalovskaya development of arbitrary activity of students in the process of professional training

The article deals with the problem ofdevelopment ofarbitrary activity of students in the process ofprofessional training. The main pithy characteristics of arbitrary activity are revealed. A form of the training model for promoting subjective qualities of a person is proposed. The results of the empirical research of the level of development of arbitrary activity of students, which could be used by post-graduates, working for a doctor s degree, and university professors in their research work and teaching process, are presented.

Key words: arbitrary activity, subjectiveness, psychological training.

Современный этап развития нашего общества характеризуется ставшими реальностью интеграционными процессами, происходящими в российской системе образования. Особенно актуальным становится инновационный подход к организации учебной и исследовательской деятельности студентов, который предполагает введение инновационных методов обучения. Инновационная деятельность - это особый вид творческой деятельности; это деятельность, возникающая в связи со стремлением человека к самореализации на новом уровне; это осознанная, социально и личностно значимая деятельность (активность) [1]. В этих условиях повышение и развитие произвольной активности, а также интеллектуального и творческого потенциала студентов высших учебных заведений становятся особенно актуальными.

Самостоятельная профессиональная деятельность инновационной направленности студентов, будущих специалистов, зависит от их психологической готовности к такой деятельности, которая определяется личностными и профессиональными потребностями, мотивацией, установкой, ценностными ориентациями, направленностью на самореализацию, индивидуальнопсихологическими особенностями, способностями инициировать и осуществлять практическую деятельность.

общество нуждается в самостоятельных, активных, инициативных, высокообразованных людях, ориентированных на достижение успеха как в профессиональной деятельности так и в личностном развитии. особо подчеркивается ценность, целостность, уникальность, ответствен-

ность, свобода выбора и активность личности как субъекта деятельности.

Разнообразные подходы к пониманию активности, ее природы, механизмов зарождения, формирования и проявления прослеживаются в работах как отечественных, так и зарубежных психологов (М.Я. Басов, В.М. Бехтерев, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Д.Н. Узнадзе, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.В. Брушлинский, Б.Ф. Ломов, К.А. Абульханова-Славская, А.В. Петровский, В.А. Петровский, Л.Ф. Алексеева, Э.Толмен, К.Левин, Л. Фестингер, Дж. Роттер, У. Мак-Даугол и др.). изучение проблемы развития произвольной активности, как «всеобщей характеристики жизнедеятельности» человека, имеет огромное значение для решения вопросов повышения познавательных и творческих возможностей человека и в целом для поисков эффективных средств, способствующих «формированию активности личности, направленной на улучшение собственного благосостояния и благополучия общества» [2].

Проблемой активности человека занимались давно и достаточно успешно, однако проблема произвольной активности, как свойства субъект-ности, т.е. активности развиваемой самим субъектом, им самим организуемой и контролируемой, стала предметом пристального изучения сравнительно недавно.

Актуальность исследования произвольной активности личности связана, на наш взгляд, с развитием субъектного подхода в психологии (С.Л. Рубинштейн, А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская, А.И. Крупнов, А.В. Петровский, В.А. Петровский, А.К. Осницкий и

др.). Быть субъектом - «значит быть инициатором собственной активности» [3], «воспроизводить себя, быть причиной своего существования в мире» [4]. Субъектный подход к исследованию человека позволяет рассматривать человека при анализе его психики как единое целое со всеми его индивидуальными особенностями и проявлениями, когда он сам (субъект) развивает, организует и контролирует свою активность.

Одним из наиболее общих и существенных проявлений субъектности человека является его произвольная осознанная активность, обеспечивающая достижение принимаемых человеком целей. Однако произвольная активность не ограничивается только осознанностью и целенаправленностью действий человека, основными ее характеристиками являются также творческий характер, способность изменять окружающий мир, способность к самостоятельности, саморегуляции и самоорганизации (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский и др.) [5].

К анализу данной характеристики обращается отечественный психолог А.К. Осницкий. В своих работах он анализирует проблему субъектной активности (в нашем случае произвольная активность). Собственно субъектную активность, означенную как проявления субъектности, А.К. Осницкий определяет как «активность в тех видах жизнедеятельности, в которых человек волен (и обнаруживает волеизъявление) определять для себя и меру субъектной включенности и меру собственного творчества при достижении формулируемых для себя целей. Определяются волеизъявления благодаря накопленному опыту субъектного поведения, богатству личностно значимых целей, ценностей и сконструированной картины мира, в котором человек живет» [6].

В любой деятельности человек может быть активен, но необходимо выяснить насколько он является субъектом этой деятельности, а не пассивным исполнителем чужой воли. Субъектное всегда связано со способами разрешения проблем, способами реализации потенций человека, проявлениями его авторской активной позиции. Так в процессе профессиональной подготовки студентов необходимым является сформирован-ность у них субъектных качеств личности. Психологическая готовность студента к обучению в вузе выражается, прежде всего, в становлении его субъектности и развитии произвольной активности. Именно активность, самостоятельность, ини-

циативность, ответственность являются важными компонентами саморазвития и самопознания. Произвольная активность является основным внутренним механизмом развития интеллектуального и творческого потенциала студентов.

таким образом, с точки зрения субъектного подхода к анализу личности, важным моментом является изучение развития произвольной активности у студентов в процессе профессиональной подготовки.

Основные характеристики произвольной активности, которые мы выбрали для исследования их проявления у студентов, явились саморегуляция, уровень субъективного контроля, волевые качества личности, самоотношение, ценностные ориентации и мотивация достижения успеха. Для этого применялся следующий методический инструментарий: опросник ССП-98 (Стилевая саморегуляция поведения человека) В.И. Мороса-новой [7]; методика УСК Дж. Роттера (адаптация Е.Ф. Бажина, С.А. Голынкиной, А.М. Эткинда); опросник «Волевые качества личности» (М.В. Чумаков, 2006) [8]; Тест-опросник самоотноше-ния В.В. Столина; методика «Ценностные ориентации» М. Рокича; методика «Мотивация достижения успеха» Т.Элерса.

Эмпирическое исследование уровня развития произвольной активности студентов выполнялось на базе Сибирского государственного медицинского университета. В качестве выборки исследования выступили студенты 1-3 курсов по специальности клинические психологи в количестве 86 человек.

изучая уровень саморегуляции студентов, мы выявили у 56% обследованных студентов высокие показатели сформированности общего уровня саморегуляции. такие студенты самостоятельны, гибко и адекватно реагируют на изменение условий, осознано выдвигают и достигают поставленных целей, легче овладевают новыми видами активности. Кроме того, наблюдаются высокие показатели по шкалам гибкость и планирование, а по шкале самостоятельность результаты в основном низкие. Это может быть обусловлено тем, что молодые люди еще зависимы от мнения и оценок окружающих, свои планы на будущее они разрабатывают не самостоятельно, а при наличии посторонней помощи

Результаты исследования уровня субъективного контроля показали, что у 76% студентов наблюдается экстернальный (внешний) локус контроля, это говорит о том, что ответственность за все, что с ними происходит, приписывается внеш-

ним факторам - другим людям, обстоятельствам, случаю, судьбе.

исследуя волевые качества личности, можно отметить у большинства обследованных студентов низкие (34%) и средние (58%) результаты по общему показателю воли. По отдельным волевым качествам, таким как ответственность, инициативность, решительность и настойчивость, наблюдаются низкие показатели.

Выявлен достаточно высокий уровень (78%) самоотношения у студентов, т.е. студенты высоко оценивают себя, свои возможности, ощущают ценность собственной личности, самоуверенны, принимают себя такими, какие они есть.

В процессе изучения ценностных ориентаций студентов установлено, что чаще других на первые места среди терминальных ценностей студенты ставят любовь, здоровье, наличие хороших и верных друзей, уверенность в себе, счастливая семейная жизнь. Среднее место в системе ценностных ориентаций у студентов занимают познание, развитие, продуктивная жизнь, интересная работа. Самые низкие ранговые места среди терминальных ценностей из предложенного списка занимают счастье других, развлечения, красота природы и искусства, творчество. В отношении инструментальных ценностей лидирующие позиции в ранговом ряду занимают жизнерадостность, образованность, твердая воля, самоконтроль, смелость в отстаивании своего мнения и взглядов. Чуть ниже по рангу идут честность, независимость, ответственность, воспитанность. На последних местах - непримиримость к недостаткам в себе и других, высокие запросы, исполнительность, аккуратность.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что в настоящее время у молодых людей значимыми являются ценности личностного характера, что обусловлено увеличением ценности индивидуалистического человеческого существования и уменьшением ориентации на широкую человеческую общность. Настораживает то, что самые низкие ранговые места среди ценностей занимают творчество (реализация творческих возможностей, стремление изменить окружающую действительность), высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания), непримиримость к недостаткам в себе и других. Также наименее значимыми оказались такие ценности, как познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие), разви-

тие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование). Такие ценности служат основой для саморазвития, самосовершенствования и являются необходимыми для развития произвольной активности. Ценности в структуре личности определяют направления активности личности, включаясь в структуры его самосознания.

Анализ результатов мотивации достижения успеха показал, что у 50% студентов выявлен умеренно-высокий уровень мотивации к успеху, у 36% - средний уровень, у 14% - низкий уровень. исходя из полученных данных, можно отметить, что у студентов недостаточно сформирована мотивация к достижению успеха, а это значит, что молодые люди не склонны брать на себя ответственность за свои достижения.

Таким образом результаты исследования произвольной активности студентов указывают на недостаточную сформированность ее компонентов, в частности, преобладает экстернальный (внешний) локус контроля; низкий уровень развития волевых качеств (ответственность, инициативность, решительность, настойчивость); творчество, познание и развитие как важные ценности не являются приоритетными. Однако можно отметить и положительные результаты: у большинства студентов сформирован общий уровень саморегуляции произвольной активности, умеренновысокий уровень мотивации достижения успеха, самоотношение. Поэтому выявленные характеристики произвольной активности студентов позволяют надеяться, что большая часть современной молодежи имеет потенциальные возможности для раскрытия и развития именно субъектных личностных качеств, так необходимых в настоящее время.

В связи с этим в рамках курсов «Общая психология», «Общий психологический практикум» проводятся тренинговые занятия, направленные на развитие произвольной активности студентов. Принцип развития (С.Л. Рубинштейн) позволяет рассмотреть не только развитие активности личности в филогенезе и онтогенезе, но и механизмы формирования и проявления активности при взаимодействии и влиянии различных источников, факторов и условий. Одним из условий формирования и развития произвольной активности студентов является психологический тренинг, который ориентирован на использование активных методов совместной психологической работы, направленной на развитие субъектных качеств лич-

ности. В процессе групповой работы происходит принятие ценностей и потребностей других людей, что в итоге воздействует на индивидуальные жизненные установки и способствует адекватному осмыслению объективной реальности и субъектному становлению. Создание в группе атмосферы доверительного общения, уважения, взаимной поддержки, а также обратной связи выступает в качестве важнейших условий процесса самопознания, самораскрытия и активизируют развитие произвольной активности, необходимой для эффективной профессиональной деятельности.

Психологический тренинг основан на принципах гуманистической психологии (К. Роджерс. А. Маслоу), главная цель которой - способствовать раскрытию и развитию сущности человека, его позитивного потенциала. Тренинг включает в себя три блока: групповая динамика, личностный рост, формирование жизненных целей. Выделение содержательных блоков, выраженных в определенных играх и упражнениях, в ходе тренинговых занятий носит условный характер, так как тренинг имеет неструктурированную форму проведения.

Для оценки эффективности использования нами психологического тренинга в процессе профессиональной подготовки студентов было проведено исследование динамики уровня субъективного контроля, волевых качеств, саморегуляции, самоотношения и мотивации достижения. Сравнительный анализ результатов диагностики до и после проведения тренинга обнаружил статистически значимые различия по всем показателям, что свидетельствует о повышении внутреннего (интернального) локуса контроля, самопонимания, ответственности за свои действия и поступки. При этом усилилось убеждение в том, что человек может контролировать свою жизнь, свободно ставить цели, принимать решения и воплощать их в жизнь. В результате повысились представления о себе как о сильной, интересной личности, обладающей достаточно свободой выбора, чтобы построить жизнь в соответствии со своими целями.

Итак, специфичность саморазвития, самоорганизации субъекта в том и заключается, что в процессе становления, развития человека актив-

ность, возникающая в ответ на воздействия окружающей ситуации, сменяется собственной активностью по поиску того, что представляет смысл для его жизнедеятельности: с чем следует вступать во взаимодействие и что следует преобразовать в собственных интересах. Именно развитие произвольной активности студентов как основной характеристики личности имеет огромное значение в процессе их профессионального становления, творческой самореализации, психологической готовности к инновационной деятельности. Особенно значим анализ данной характеристики личности при решении практических задач помощи учащимся в учении и работе, самоопределении, самопознании и преодолении препятствий в своем развитии. Произвольная активность важна при вовлеченности человека в такие виды деятельности, которые требуют повышенной ответственности, повышенной мобилизации в критических ситуациях.

Процесс профессиональной подготовки студентов сопровождается не только усвоением теоретических и практических знаний и умений, но и раскрытием их потенциальных возможностей, развитием индивидуальности и субъектности. Создание необходимых условий для этого возможно при включении активных (тренинговых) форм взаимодействия в учебный процесс.

Литература

1. Алексеева Л.Ф. Психолого-педагогические основания инновационной подготовки преподавателей вузов. - Томск: STT, 2005. - 268 с.

2. Алексеева Л.Ф. Активность в жизнедеятельности человека. - Томск: Изд-во ЦНТИ, 2000. - 320 с.

3. Брушлинский А.В. Проблема психологии субъекта.

- М.: ИП РАН, 1994, с. 43

4. Петровский А.В. Введение в психологию. - М.: Академия, 1996. - С. 259.

5. Проблема субъекта в психологической науке / под ред. А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой, В.Н. Дружинина. - М.: Академический проект, 2000.

6. Осницкий А.К. Проблемы исследования субъектной активности // Вопросы психологии. - 1996. -№ 1. - С. 5-19.

7. Моросанова В.И., Коноз Е.М. Стилевая саморегуляция поведения человека // Вопросы психологии.

- 2000. - №2. - С. 118-127.

8. Чумаков М.В. Диагностика волевых особенностей личности // Вопросы психологии. - 2006. - № 1. -С. 169-178.

Шабаловская Марина Владимировна - заведующий лабораторией, ассистент кафедры общей и дифференциальной психологии Сибирского государственного медицинского университета (г. Томск). E-mail: m sha79@mail.ru

Shabalovskaya Marina Vladimirovna - head of laboratory, assistant of department of general and differential psychology of Siberian State Medical University (Tomsk). E-mail: m sha79@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.