DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2019-48-2-123
УДК 37.013
ИЗУЧЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Ч. АЙТМАТОВА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
А.С. Байтокова (Кыргызстан, Бишкек)
Аннотация
Проблема и цель. В статье рассматривается проблема нравственного и духовного воспитания нового поколения педагогов на основе изучения произведений Ч. Айтматова в процессе глобализации. Цель статьи - провести анализ произведений Ч. Айтматова и с помощью метода контент-анализа доказать, что формирование общечеловеческих ценностей у будущих педагогов особенно актуально и значимо при изучении произведения «Плаха» в эпоху глобализации.
Методология. Применен метод контент-анализа с целью выявить степень соответствия характеристик выбранного произведения «Плаха» в учебно-воспитательном процессе для более эффективного формирования ценностных ориентаций.
Результаты исследования. Посредством этого метода было выявлено, какие из общечеловече-
ских ценностей содержатся в большей степени и могут способствовать нравственному формированию и воспитанию нынешнего и будущего поколения. Анализ содержания текста «Плаха» показывает связь с компонентом «вера в религию».
Заключение. Полученные данные показали, что содержание имеет много очевидных и скрытых ценностей, которые формируются у будущих педагогах в процессе обучения через изучение произведений Ч. Айтматова. Кроме того, результаты данного исследования могут стать ориентиром для более эффективной профессиональной подготовки и формирования ценностных ориентаций.
Ключевые слова: общечеловеческие ценности, произведения Ч. Айтматова, духовно-нравственное воспитание, контент-анализ, учебно-воспитательный процесс, глобализация.
П остановка проблемы. Глобализационные процессы в нынешнее время предельно актуализируют значимость подготовки будущего педагога. XXI век требует учителя, который не только владеет профессиональными знаниями и умениями, но и является носителем ценностей, в том числе общечеловеческого характера. На современном этапе развития Кыргызстана произошли значительные изменения в сфере образования, также в сфере восприятия ценностей [Аси-пова, 2016, с. 32]. В условиях глобализации одной из приоритетных задач становится формирование ценностных ориентаций будущих педагогов.
В XX веке среди писателей, которые были неравнодушны к теме человека и его жизни, особое место занимает Ч. Айтматов, который в каждой своей работе раскрывает проявления и процесс формирования личности. Общечелове-
ческие ценности - это фундаментальные ориентиры и нормы, моральные ценности, являющиеся абсолютным стандартом для людей всех культур и эпох и служащие ключевой концепцией в процессе глобализации [Камбарова, 2016, с. 1810]. Это универсальная и неизменная концепция, тот духовный оплот, на котором основывается воспитательный процесс.
Несмотря на вполне внушительное число исследований и актуальность решаемых в них вопросов, до сих пор неизученными остаются вопросы использования произведений Ч. Айтматова с целью формирования общечеловеческих ценностей у студентов соответствующих образовательных направлений, в том числе и в педагогических вузах.
Методология. В современной системе методов научного познания контент-анализ пред-
< И
а
4
с
PQ
5 к
EÜ Ш
н S
и ^
д и К
0
1
к
ш
PQ Н
и fc с
и
о
[-4
0
ё
и
Ин
3
1
и
>>
0
1
и
W V S
ь
[-4 <
э
с
S
к
Н U
w
PQ
ставляет собой тип анализа, который является ценным и значимым для авторов, составителей учебных программ и принятия учебного плана для разработки качественного и эффективного учебного материала, который отвечал бы требованиям учащихся на разных этапах обучения. Кроме того, контент-анализ помогает в научном и практическом изучении понятий, потребностей, обоснований, установок и всех обсуждаемых частей в образовательном содержании книг [Литвинова, 2006; Таршис, 2014].
До настоящего времени не проводилось детального контент-анализа литературных работ Ч. Айтматова. Данная статья исследует выбранное произведение Ч. Айтматова «Плаха», чтобы на его примере определить степень соответствия определенным критериям, необходимым для использования в процессе формирования
общечеловеческих ценностей. В контексте этого исследования актуальность «Плахи» Ч. Айтматова состоит в том, что писатель предостерегает человечество от глобальных проблем на планетарном уровне и отражает их через поступки своих героев, уделяя много внимания таким общечеловеческим ценностям, как самопознание и поиск места в жизни.
Результаты исследования. С помощью проведенного контент-анализа удалось количественно определить смысловые оттенки и наличие общечеловеческих ценностей в произведении. Далее были зафиксированы содержание и частота одинаковых слов, рассуждений и высказываний в тексте «Плаха», которые входят в ряд общечеловеческих ценностей. В соответствии с задачами исследования из текста были выделены 7 категорий общечеловеческих ценностей (рис.).
Рис. Результат контент-анализа
Далее по итогам исследования была выстроена иерархия общечеловеческих ценностей в тексте произведения. Вера в религию - 97 Жизнь - 63 Любовь - 33 Справедливость - 23 Альтруизм - 23 Доброта и милосердие - 21
Совесть и истина -17 Свобода -16 Надежда -12 Патриотизм -11
Посредством этого метода было выявлено, какие из общечеловеческих ценностей в большей степени содержатся и могут способствовать нравственному формированию и воспитанию нынешнего и будущего поколения. Анализ пока-
зывает, что содержание текста в большей степени связано с компонентом «вера в религию» и в меньшей - с компонентом «патриотизм».
«Плаха» - это роман, в котором Айтматов обращает внимание на потенциальную, социальную ценность религиозной веры в борьбе с коррупцией, материализмом, алкоголем, наркотиками и всеми ложными богами, которых создал человек. Айтматов пишет: «Кто теперь боги, если не человек, который держит это оружие...» [Айтматов, 1987, с. 117]. Автор вводит понятие религии как отражение человеческого творческого потенциала и других человеческих качеств, а не как результат страха перед непостижимой вселенной или как метод подтверждения сущностного единства вещей. «Плаха» дает иллюстрацию религиозного опыта, который показывает, что он может мотивировать человека к позитивным действиям и дать ему смелость противостоять тяготам жизни.
Писатель продолжает подчеркивать, что его творение должно было обратить внимание на проблемы, стоящие перед современным миром. Этот роман своего рода предупреждение для молодого поколения. При изучении произведения Ч. Айтматова каждый будущий педагог будет брать пример для себя, потому что все вышеперечисленные общечеловеческие ценности играют важную роль в саморегуляции личности, занимая центральное положение в структуре ее мотивации [Асранкулова, 2016 , с. 31].
Результаты этого контент-анализа значительны, потому что исследователи и действующие педагоги должны понимать скрытые ценности и свойства данного произведения и находить инновационные методы, чтобы передать студентам.
В итоге выявленные общечеловеческие ценности, содержащиеся в тексте произведения, помогут донести до молодого поколения идеи человечности, гуманности, доброты и истины. Искренняя любовь к людям и их внутреннему миру великого мыслителя Ч. Айтматова является богатым материалом в формировании общечеловеческих ценностей у молодежи.
В исследовании был проведен интенсивный анализ выбранного произведения Ч. Айтматова
«Плаха», которое, как доказывает результат, имеет огромный потенциал стать незаменимым материалом для формирования ценностных ориен-
таций в образовательном процессе.
Библиографический список
1. Айтматов Ч. Плаха. Бишкек: Молодая гвардия, 1987. 302 с.
2. Акматалиев А. Человек и вселенная. Бишкек: Илим, 2013. 95 с.
3. Асипова Н.А. Актуальные проблемы воспитания и образования учащейся молодежи. Бишкек: КТУ «Манас», 2016. 146 с.
4. Асранкулова Б.А. Формирование нравственных ценностей у старшеклассников через изучение произведений Ч. Айтматова // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LXV междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск: СибАК, 2016. № 6 (63). С. 29-34.
5. Жантаев А.С. Ч. Айтматов о художественных ценностях // Актуальные вопросы гуманитарных наук в современных условиях развития страны: сб. науч. тр. по итогам Междунар. науч.-практ. конф. СПб., 2016. № 3. C. 30-32.
6. Исакбаева З.Т. Айтматовские чтения -2015: матер. Междунар. науч.-практ. конф. 10.12.15. Бишкек, 2015. С. 270-287.
7. Камбарова К.У. Общечеловеческие ценности: понятие и сущность // Молодой ученый. Бишкек, 2016. № 11. С. 1810-1812. URL https://moluch.ru/archive/115/30384/ (дата обращения: 25.03.2019).
8. Литвинова В.Ю. Методология разработки методик контент-анализа и сферы его применения в педагогической диагностике // Известия ЮФУ. Технические науки. 2006. № 9-2. С. 131-134.
9. Сатаева Г.С. Айтматовские чтения - 2015: матер. Междунар. науч.-практ. конф. 10.12.15. Бишкек, 2015. С. 382-399.
10. Таршис Е.Я. Контент-анализ: принципы методологии (Построение теоретической базы. Онтология, аналитика и феноменология текста. Программы исследования). М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2014. 182 с.
< И
а
4
с
PQ
5 к
EÜ Ш
н S
и ^
д и К
0
1
к
ш
PQ Н
и fc с
и
о
[-4
0
ё
и
Ин
3
1
и
>>
0
1
и
W V S
ь
[-4 <
э
с
S
к
Н U
w
PQ
DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2019-48-2-123
STUDYING CH. AITMATOV WORKS AS A CONDITION FOR DEVELOPING UNIVERSAL HUMAN VALUES IN FUTURE TEACHERS
A.S. Baytokova (Bishkek, Kyrgyzstan)
Abstract
Introduction. The article deals with the problem of educating a new generation of pedagogues on the basis of studying the works by Ch. Aitmatov in the process of globalization. The purpose of the article is to analyze the works by Ch. Aitmatov and, using the method of content analysis, to prove that the development of universal human values in future teachers is very effective when studying with students the novel "Axeman's Block" by Ch.Aitmatov.
The research methodology. The author used the method of content-analysis in order to reveal whether the choice of this work by Ch. Aitmatov is really effective for the formation of proper value orientations during the educational process.
The results of the study. Making use of the method mentioned above, it was shown which of the universal human values contained in the book by Ch. Aitmatov are
particularly characteristic of it and, thus, can facilitate the formation and upbringing of today's generation of students as well as the future ones. The analysis of the book "Axeman's Block" revealed that the belief in the eternal moral values of religious origin is the most characteristic value-orientation feature of this novel.
Conclusion. The data obtained showed that the content of the works by Ch. Aitmatov is rich in obvious and hidden moral values that can be developed in future teachers in the process of studying the works by Ch. Aitmatov. Moreover, the results of the research can serve as a basis for more effective professional training of future pedagogues and for developing in them important value orientations.
Keywords: universal human values, works by Ch. Aitmatov' spiritual and moral education, content-analysis, teaching and educational process, globalization.
References
1. Aitmatov Ch. 1987. The Scaffold. Bishkek: Molodaya gvardiya, 302 p.
2. Akmataliev A. 2013. Man and the Universe. Bishkek: Ilim, 95 p.
3. Asipova N.A. 2016. Actual problems of upbringing and education of students. Bishkek: KTU "Manas", 146 p.
4. Asrankulova B.A. Formation of moral values among high school students through the study of the works of Ch. Aitmatov // Personality, family and society: questions of pedagogy and psychology: Collection of scientific papers on the results of the International Scientific and Practical Conference. Novosibirsk: SibAK, 2016. No. 6 (63). P. 29-34.
5. Zhantaev A.S. Ch. Aitmatov on Artistic Values // Actual Problems of the Humanities in the Modern Conditions of the Country's Development. Release III. Collection of scientific papers on the results of the International Scientific and Practical Conference. St. Petersburg, 2016. No. 3. P. 30-32.
6. Isakbayeva Z.T. Materials of the International Scientific and Practical Conference „Aitmatov Readings - 2015". Bishkek, 2015. 10.12.15. P. 270-287.
7. Kambarova K.U. Universal Values: Concept and Essence // Young Scientist. Bishkek, 2016. No.11. P. 1810-1812. URL https://mo-luch.ru/archive/115/30384/ (access date: 03/25/2019).
8. Litvinova V.Y. Methodology of developing methods for content analysis and its scope in pedagogical diagnostics // News of the Southern Federal University. 2006. No. 9-2. P. 131-134.
9. Sataeva G.S. Proceedings of the International Scientific and Practical Conference „Aitmatov Readings 2015". Bishkek, 2015. 10.12.15. P. 382-399.
10. Tarshits E.Y. Content analysis: principles of methodology (construction of a theoretical base. Ontology, analytics and text phenomenology. Program of research). M.: LIBROKOM, 2014. 182 p.