Научная статья на тему 'О плане содержания и плане выражения личности преподавателя в формировании гуманистической направленности деятельности будущего учителя'

О плане содержания и плане выражения личности преподавателя в формировании гуманистической направленности деятельности будущего учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ПЛАН СОДЕРЖАНИЯ / ПЛАН ВЫРАЖЕНИЯ / СОДЕЙСТВИЕ / СОУЧАСТИЕ / FUTURE TEACHER / UNIVERSITY TEACHER / HUMANISM FOCUS / CONTENT / FORM / ASSISTANCE / COLLABORATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бездухов Владимир Петрович

В данной статье раскрываются единство и взаимосвязь плана содержания и плана выражения личности преподавателя педагогического вуза в формировании гуманистической направленности деятельности будущего учителя; обосновывается, что содействие представлено в деятельностном подходе, а соучастие в личностном подходе к формированию гуманистической направленности деятельности будущего учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бездухов Владимир Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE CONTENT AND FORM OF TEACHER’S PERSONALITY IN DEVELOPING HUMANISM-DIRECTED ACTIVITY OF A FUTURE TEACHER

The article focuses on the unity and correlation of the content and form of a pedagogical university teacher’s personality in developing humanism-directed activity of a future teacher. The author proves that assistance is characteristic of an action approach, while collaboration is part of a personal approach to developing humanismdirected activity of a future teacher.

Текст научной работы на тему «О плане содержания и плане выражения личности преподавателя в формировании гуманистической направленности деятельности будущего учителя»

УДК 378.1 + 37.015.03

О ПЛАНЕ СОДЕРЖАНИЯ И ПЛАНЕ ВЫРАЖЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

ON THE CONTENT AND FORM OF TEACHER'S PERSONALITY IN DEVELOPING HUMANISM-DIRECTED ACTIVITY OF A FUTURE TEACHER

© В.П. Бездухов Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

(Россия, Самара)

© V.P. Bezdukhov Samara State Academy of Social Sciences and Humanities (Russia, Samara)

В данной статье раскрываются единство и взаимосвязь плана содержания и плана выражения личности преподавателя педагогического вуза в формировании гуманистической направленности деятельности будущего учителя; обосновывается, что содействие представлено в деятельностном подходе, а соучастие - в личностном подходе к формированию гуманистической направленности деятельности будущего учителя.

The article focuses on the unity and correlation of the content and form of a pedagogical university teacher's personality in developing humanism-directed activity of a future teacher. The author proves that assistance is characteristic of an action approach, while collaboration is part of a personal approach to developing humanism-directed activity of a future teacher.

Ключевые слова: будущий учитель; преподаватель; гуманистическая направленность; план содержания; план выражения; содействие; соучастие.

Keywords: future teacher, university teacher, humanism focus, content, form, assistance, collaboration.

Профессиональная деятельность преподавателя педагогического университета, формирующая гуманистическую направленность деятельности будущего учителя, является связующим звеном между педагогической наукой и педагогической практикой, ибо конечный результат его научной и практической деятельности - это гуманистически направленная деятельность учителя в условиях самостоятельной работы в школе.

Такой подход к деятельности преподавателя позволяет реализовывать сопряжение взаимосвязанных уровней целостной системы подготовки будущих учителей: педагогический вуз и общеобразовательная школа.

Содействие и соучастие преподавателя педагогического вуза в преобразовании педагогической действительности в плане ее гуманизации, одним из факторов которой является реализация педагогом гуманистической направленности деятельности, проявляется в том, что «план выражения» [1, с. 321] преподавателя не замыкается на

формировании «плана содержания» [1, с. 321] будущего учителя. План выражения преподавателя содействует и соучаствует в формировании плана выражения будущего педагога. План выражения будущего учителя в условиях самостоятельной работы в учебно-воспитательном процессе школы начинает движение к плану содержания школьников.

Содействие, как пишет А.Г. Асмо-лов, является основой социализации личности. Процесс социализации идет в направлении от совместных актов, содействий как исходных «клеточек» развития личности к самоконтролю поведения, побуждаемому смыслообразующими мотивами. В основе данного явления лежит механизм интериоризации - экстериориза-ции, функционирующий в процессе совместной деятельности [1, с. 301-305].

Содействие - важный и необходимый момент в формировании мотивов, позволяющих будущим учителям (школьникам) овладеть содержанием образования

в целом и системой ценностей, норм отношений в частности.

Однако если содействие в большей степени отражает операциональный компонент профессиональной деятельности, то соучастие в большей степени определяет личностный подход как в процессе подготовки студентов к осуществлению гуманизации образования, так и в процессе реализации преподавателем педунивер-ситета (учителем школы) гуманистической направленности деятельности.

Соучастие определяется не только тем, во имя каких целей и ценностей действует преподаватель педагогического университета или учитель в школе, но и во имя кого, а следовательно, на кого и каким образом направлены деятельность и общение, побуждаемые конкретными мотивами.

Соучастие преподавателя педагогического университета (учителя) в совместной деятельности с будущими учителями -это мера участия, заинтересованности, проникновения в мир жизни другого, мир его сознания и деятельности. А это уже с позиции теории интериоризации и эксте-риоризации не может быть объяснено. Ин-териоризация, как отмечает В.В. Давыдов, связана лишь с процессами возникновения индивидуальной деятельности на основе совместной [2, с. 153].

В результате совместной деятельности, в которой протекают и данные процессы, создается неповторимая, уникальная ткань межличностных отношений. Совместная деятельность не только порождает систему межличностных отношений и связей. Она является и средством, с помощью которого эти отношения могут быть преобразованы.

Основой создания и преобразования межличностных отношений, по мнению А.В. Петровского, является принцип дея-тельностного опосредствования содержания совместной деятельности, раскрывающий, ради чего и во имя каких ценностей осуществляется совместная деятельность.

Согласно концепции А.В. Петровского, межличностные отношения и связи, возникающие в процессе совместной деятельности, опосредуются содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности. Личностные качества существуют в форме феноменов межличностных отношений [4, с. 223-225]. Следовательно, зве-

ньями опосредствования межличностных отношений каждым субъектом совместной деятельности являются ее содержание, ценности, ради которых и во имя которых она совершается, и личностные качества, которые проявляются в ней и существуют при таких отношениях.

В процессе интериоризации норм, опыта такое звено, которое есть в деятель-ностном опосредствовании, отсутствует. Наличие такого звена и позволяет выходить за рамки личностных образований в мир деятельности, которая порождает эти образования. А это уже мера участия, то есть соучастия в деятельности, а следовательно, и в развитии студента (школьника).

Если использовать метод категориальных оппозиций В.Н. Сагатовского [5, с. 72] при изучении проблем гуманизации образования, содействие и соучастие и предстают такими оппозициями (парными категориями), которые соответствуют разным уровням взаимодействия преподавателя со студентами в системе общепедагогической подготовки.

Суть метода, предложенного В.Н. Са-гатовским, заключается в сопоставлении парных категорий и их анализе с точки зрения эвристических возможностей оппозиций.

На наш взгляд, содействие и соучастие могут быть рассмотрены как парные категории-оппозиции при обосновании проблем гуманизации образования. Однако они вплетены в деятельность на различных ее уровнях, а именно в системах «субъект - объект» и «субъект - субъект». Отправной точкой для содействия и соучастия является их ценностно-ориента-ционная представленность как «единство когнитивной, эмоционально-ценностной и операционной ориентацию» [3, с. 45].

Отражая все-таки различные уровни взаимодействия преподавателя и студентов, они тем не менее представлены в дея-тельностном (содействие) и личностном (соучастие) подходах. Такая представленность и создает необходимые предпосылки для осуществления личностно-деятель-ностного подхода в процессе формирования гуманистической направленности деятельности будущего учителя.

Изучение плана выражения молодых педагогов с позиции реализованной ими гуманистической направленности де-

ятельности и адекватного ей стиля деятельности предоставляет преподавателю знание, которое, обогащая его собственный план содержания, подвергается теоретическому анализу. На основании теоретического анализа вносятся соответствующие коррективы в план выражения преподавателя педагогического вуза.

Так происходит познание и преобразование педагогической действительности в плане ее гуманизации. Однако осуществляется это уже на новом «витке» спирали. Этот «виток» объемлет уже новое педагогическое знание, которое, будучи реализованным в практической деятельности преподавателя, воплощается в педагогической реальности.

Такая «спираль» познания и преобразования педагогической действительности в плане ее гуманизации, которые осуществляются в рамках гуманистического подхода к личности студента, требует и адекватных ей содержания и организации экспериментальной работы по формированию гуманистической направленности будущего учителя.

Особенностью научной деятельности преподавателя является то, что она имеет социально-опосредованный характер, то есть осуществляется не только ради совершенствования профессиональной компетентности, но и ради будущего учителя, так как создает систему подготовки, формирующую гуманистическую направленность личности как один из факторов, обеспечивающих гуманизацию образования.

Направленность усвоенного преподавателем вуза теоретического знания на студентов, на создание системы подготовки в соответствии с объективно задаваемой обществом целью (учитель-гуманист) - это условие реализации как гуманистической сущности педагогической науки, так и гуманистической позиции самого преподавателя педагогического университета.

Гуманистическая сущность педагогики проявляется, во-первых, в том, что она в процессе воспитания гуманистически ориентированной личности школьника соотносится с интересами и потребностями как общества, так и конкретного учителя.

Во-вторых, усвоенное преподавателем педагогического университета теоретическое знание - это не абстрактная цен-

ность, а средство формирования гуманистической направленности личности будущего учителя, который в процессе обучения в педагогическом университете осмысливает гуманистические проблемы.

В-третьих, теоретическое знание, будучи средством формирования гуманистической направленности будущего учителя, в процессе его реализации преподавателем в системе подготовки является «зоной ближайшего развития» студента, целью, к достижению которой он стремится, побуждаемый мотивами познавательной и практической деятельности.

При гуманистическом подходе деятельность преподавателя осуществляется таким образом, что будущие учителя являются сами по себе целью: целью собственного развития, самосовершенствования, становления как человека, как личности и как педагога, а не средством достижения целей общепедагогической подготовки, не средством манипулирования студентами.

Для гуманистического подхода важно знание, направленное на личность будущего учителя, усвоив которое учитель в своей практической деятельности будет использовать во имя личности школьника.

Формирование гуманистической направленности личности будущего учителя обусловлено содержанием гуманистической направленности деятельности и характеристиками гуманистической парадигмы обучения и воспитания детей.

Методическая система преподавателя педагогического вуза представляет собой обоснованную выше на основе единства плана содержания и плана выражения систему его деятельности по формированию гуманистической направленности деятельности будущего учителя, в которой реализуются научно-теоретическая и конструктивно-техническая функции педагогической науки. Она конкретизируется в проекте деятельности преподавателя, а именно: в содержании деятельности, программах по педагогическим дисциплинам и педагогической практике, средствах, формах, методах и приемах подготовки в соответствии с предметом исследования.

Это означает, что в процессе формирования гуманистической направленности деятельности будущего учителя следует учитывать средства, формы, ме-

тоды, закономерности, принципы и возможности системы подготовки.

Формирование такой направленности студентов объемлет не только совершенствуемые программы по педагогическим дисциплинам, но и способы сообщения научного знания, его усвоения студентами, способы их включения в практическую деятельность по реализации гуманистической направленности деятельности, которая выявляет их относительно постоянные отношения к миру, к людям и самим себе.

Формирование гуманистической направленности деятельности студентов включает также изучение, анализ реализованной молодыми учителями гуманистической направленности деятельности, находящей свое внешнее выражение в адекватном ей стиле деятельности.

Деятельность преподавателя направлена на овладение студентами содержанием гуманистической направленности деятельности и ее практическую реализацию в учебно-воспитательном процессе школы. Данные моменты деятельности - это взаимосвязанные моменты реализации его плана выражения.

Взаимосвязь данных моментов в профессиональной деятельности преподавателя проявляется, во-первых, в том, что реализация будущими учителями гуманистической направленности деятельности (план выражения) может осуществляться на основе плана содержания, а именно усвоенного знания о ценностях, образующих ее содержание.

Во-вторых, на основе научного сознания формируется нормативно-оценочное сознание, которое соучаствует как в процессе овладения содержанием гуманистической направленности деятельности, так и в процессе ее реализации.

В-третьих, на основе научного и нормативно-оценочного сознания формируется практическое сознание, которое непосредственно обращено к практике и реализуется в педагогической действительности.

Поэтому такое выделение двух взаимосвязанных моментов плана выражения необходимо, хотя и условно. Условность выделения объясняется тем, что, например, операционные компоненты деятельности преподавателя, связанные с формированием информационного поля сознания, оце-

ночных суждений относительно усвоенного и реализованного знания о ценностях, с формированием ценностной позиции будущих учителей и ряд других реализуются и в процессе овладения студентами научным знанием, и в процессе руководства их практической деятельностью.

Проникновение операционных компонентов деятельности преподавателя как в процесс овладения студентами знанием, так в их практическую деятельность обусловлено, во-первых, социальным статусом преподавателя и выполняемыми социальными ролями.

Во-вторых, деятельность преподавателя надстраивается над деятельностью студентов, будь она познавательной или практической. Он руководит деятельностью и самообразованием будущих учителей в создаваемой им системе подготовки.

При формировании гуманистической направленности деятельности будущего учителя необходимо учитывать объективные факторы, важнейшими из которых, на наш взгляд, являются следующие:

1) смена социальных ролей, переход выпускника школы в другую социальную ситуацию развития, когда он становится студентом, предполагает его включение в иную, чем в школе, систему отношений и взаимодействий и осознания им нового социального статуса;

2) наличие у студентов собственного нравственного опыта, знания о личности учителя и его деятельности, о гуманизации образования, знания о происходящих в обществе социально-нравственных процессах и др. ;

3) наличие у студентов жизненных планов и нравственных устремлений;

4) наличие знания о ценностях.

Учитывать объективные факторы -

это не только создавать условия для вхождения студентов в новую для них социальную ситуацию развития, для адаптации к вузовскому обучению, но и изучать их представления о личности учителя и его деятельности, о гуманизации образования, которые послужат отправным моментом для формирования плана содержания будущих учителей.

В процессе формирования плана содержания личности студентов следует учитывать, что освоенные студентами ценно-

сти, образующие содержание гуманистической направленности, являются и ценностями индивидуального человеческого существования.

Освоение студентами данных ценностей - это не только овладение ими содержанием гуманистической направленности деятельности, но и осознание, принятие ценностей как общих жизненных смыслов, которые, войдя в их динамическую смысловую систему, начинают свою самостоятельную «жизнь» не только в педагогической действительности, но и в жизнедеятельности в целом. Данные ценности определяют ценностную позицию, ценностные ориентации будущих учителей в различных сферах духовной жизни общества. Они реализуются в разнообразных системах отношений, а не только в педагогических отношениях.

Формирование гуманистической направленности деятельности будущего учителя неразрывно связано с подготовкой к профессиональной деятельности в рамках гуманистического подхода к личности школьника. Реализация гуманистической направленности деятельности необходимым образом предполагает, что деятель-

ность учителя осуществляется в гуманистической парадигме образования.

Это взаимосвязанные и взаимодополняющие моменты профессиональной деятельности преподавателя, формирующего гуманистическую направленность деятельности будущего учителя и готовящего его к осуществлению деятельности в гуманистической парадигме в рамках гуманистического подхода к личности школьника. Однако их выделение необходимо, поскольку методика формирования гуманистической направленности деятельности и методика подготовки к осуществлению деятельности в гуманистической парадигме все-таки отличны. Отличия в методиках обусловлены различиями в их содержании и в организации процесса подготовки будущих учителей.

Формирование гуманистической направленности деятельности будущего учителя осуществляется посредством деятельности преподавателя педагогического университета, которая с позиции дидактики как педагогической теории обучения предстает как объективно существующий элемент процесса обучения и воспитания и как фактор порождения этого процесса.

Литература

1. Асмолов А.Г. Психология личности. М. : МГУ, 1990.

2. Давыдов В.В. О месте категории деятельности в современной теоретической психологии // Деятельность: Теории, методология, проблемы. М. : Политиздат, 1990. С. 143-156.

3. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Исследование познавательной деятельности учащихся вечерней школы. Самоорганизация познавательной активности личности как основа готовности к самообразованию. М. : Педагогика, 1977.

4. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М. : Политиздат, 1982. (Над чем работают, о чем думают философы).

5. Сагатовский В.Н. Категориальный контекст деятельностного подхода // Деятельность: Теории, методология, проблемы. М. : Политиздат, 1990. С. 70-82.

Сведения об авторе

Бездухов Владимир Петрович, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, заведующий кафедрой педагогики Поволжской государственной социально-гуманитарной академии.

E-mail: vlbezdukhov@mail .ru.

Почтовый адрес: 443099, Самара, ул. М. Горького, 61/63.

Телефон: 333-27-27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.