Научная статья на тему 'Формирование гуманистической направленности личности в процессе обучения иностранному языку (на примере аспекта «Практическая грамматика английского языка»)'

Формирование гуманистической направленности личности в процессе обучения иностранному языку (на примере аспекта «Практическая грамматика английского языка») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
262
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Россеина В. Ф.

В данной статье рассматриваются проблемы формирования гуманистической направленности личности будущего учителя иностранных языков при обучении грамматике английского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование гуманистической направленности личности в процессе обучения иностранному языку (на примере аспекта «Практическая грамматика английского языка»)»

4. Луков, Вал.А. Тезаурусный анализ мировой культуры / Вал.А. Луков, Вл.А. Луков // Тезаурусный анализ мировой культуры: Сб. науч. тр. - М. : Изд-во Московского гуманитарного университета, 2005. - Вып. 1. - С. 3 - 15.

5. Чернавский, Д.С. Синергетика и информация (динамическая теория информации) / Д.С. Чернавский. - М. : Едиториал УРСС, 2004. - 288 с.

ФОРМИРОВАНИЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ (на примере аспекта «Практическая грамматика английского языка»)

Россеина В.Ф., канд. пед. наук, доцент Михайловский филиал ГОУВПО «Волгоградский государственный университет» г. Михайловка, Волгоградской обл., Россия

В данной статье рассматриваются проблемы формирования гуманистической направленности личности будущего учителя иностранных языков при обучении грамматике английского языка.

Грамматика имеет первостепенное практическое значение, так как с ее помощью обеспечивается формирование умений устного и письменного общения. Грамматический навык - это автоматизированное использование грамматического материала для продуктивной (говорение, письмо) и рецептивной (чтение, аудирование) речевой деятельности. Формирование навыка, по своей сути, предполагает выполнение множества механических тренировочных упражнений, прочно закрепляющих образ данной грамматической единицы и обеспечивающих их узнавание при чтении и аудировании (рецептивный грамматический навык) и активное употребление в устной и письменной речи (продуктивный грамматический навык). Большинством преподавателей при организации практических занятий во внимание берется только первая часть данного определения, т.е. выполняется серия однотипных грамматических упражнений, имеющих тренировочный характер, а выход изучаемого грамматического материала в речь игнорируется. Именно поэтому учащиеся и студенты рассматривают грамматику как скучный и монотонный аспект языка. Многие учителя считают, что процесс овладения грамматическим навыком требует особого внимания, усидчивости, терпения и не может быть развлекательным элементом урока. Коммуникативный характер отработки грамматических структур вызывает недоверие не только у преподавателей, но часто и у студентов, которые считают это несерьезными играми и требуют привычных грамматических упражнений и тестов и последовательного исправления ошибок. Такое отношение к формированию грамматического навыка противоречит цели обучения иностранным языкам на современном этапе - развитие гуманной, нравственной, высокоразвитой личности, способной и готовой осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение. Цель нашей работы показать, как в ходе изучения грамматического материала формируется гуманистическая направленность личности будущего учителя иностранных языков. Это позволило нам наряду с практической целью по формированию грамматических навыков определить в качестве приоритетных цели по формированию гуманистической направленности личности:

- формирование представлений студентов о гуманистических ценностях;

- формирование представлений о непреходящей ценности других людей, моральных нормах общества и социума;

200

- воспитание ценностного отношения к знаниям как важным и необходимым каждому человеку;

- развитие коммуникативных умений использовать иностранный язык как средство общения и сохранения культурного наследия на основе проблематизации и диалогизации педагогического процесса;

- развитие умения сотрудничать, организовывать свою деятельность и деятельность других людей, отстаивать свою точку зрения и убеждать других в своей правоте, избегать конфликтов и успешно разрешать их;

- воспитание устойчивого интереса к профессии учителя;

- развитие стремления к самоактуализации, самореализации и другим механизмам индивидуального развития;

- активизация рефлексивного отношения студента к своему «Я», процессов самопознания, самоопределения;

- формирование чувства собственной значимости будущего учителя, повышение позитивной самооценки, уверенности в себе, самоуважения.

В отечественной методике предполагается, что при формировании грамматического навыка преподаватель должен обеспечить:

- ознакомление с грамматическим материалом;

- тренировку изучаемого материала;

- выход изучаемого материала в речь [1].

Мы в своей практике изучение любой учебной темы разбиваем на следующие четыре этапа: мотивационно-ознакомительный, практико-корректировочный, продуктивный, контрольный. Важно отметить, что такое деление наполняет каждый этап коммуникативным содержанием, основные требования которого сводятся к следующему:

- материал для обучения грамматике должен отражать естественное использование языка в общении без искусственных примеров и надуманных ситуаций;

- в учебном материале следует четко выделять формальные, семантические и функциональные аспекты, для того, чтобы обучаемые могли установить связь между ними в определенных контекстах;

- грамматический материал целесообразно предъявлять в доступном объеме с целью возможности его закрепления в новых контекстах;

- для закрепления грамматических явлений следует использовать различные виды общения, в том числе парную и групповую работу;

- создавать условия для развития познавательных стратегий, включающих все внутренние системы восприятия и доставляющие особую радость, закрепляя позитивные эмоции [2].

На мотивационно-ознакомительном этапе мы не ставим студентов перед фактом, что данный грамматический материал изучается, потому что предусмотрен программой, но ставим их в такие условия, когда студенты сами заинтересуются и захотят больше узнать по данной теме, создавая, таким образом, мотив к изучению данного грамматического явления. Ознакомление включает в себя введение грамматического материала и его объяснение. В качестве основных способов ознакомления с новым грамматическим материалом используются индукция и дедукция [3].

Несмотря на явные преимущества дедуктивного метода (он требует меньше времени на объяснение, позволяет преподавателю прогнозировать трудности и предусматривать основные ошибки, способствует точности планирования урока, обеспечивает формирование устойчивого грамматического навыка и т.д.), он имеет и ряд недостатков, самым главным из которых является то, что грамматическое явление отрабаты-

вается на безликих предложениях, вне связного речевого контекста и тематики общения, что приводит к тому, что грамматический навык существует сам по себе, вне формируемых речевых умений.

Мы в своей практической деятельности при обучении грамматике английского языка предпочитаем индуктивный метод, так как он вовлекает в учебный процесс максимальное количество обучаемых, происходит живой обмен информацией, идеями, мнениями, создавая, таким образом, условия для немедленной трансформации языка как объекта изучения в язык как средство общения, т.е. в тот вид, в котором он существует в реальной жизни. Ведь на первом курсе педагогического вуза не происходит ознакомления с новым грамматическим материалом. Здесь идет процесс корректировки, восполнения пробелов, углубления материала, изученного в школе. Опираясь на ранее усвоенный материал, студенты легко ориентируются в новом контексте, сами находят опознавательные признаки изучаемого грамматического явления, определяют его функциональные особенности. Кроме фронтальной работы, на данном этапе широко используется парная и групповая работа, которая снимает возможное напряжение при ознакомлении с новым материалом, позволяет совместными усилиями выделить наиболее существенные факты в информации преподавателя, произвести первичные обобщения. Это позволяет создать обстановку состязательности и сотрудничества. Комфортная ситуативно-обусловленная обстановка стимулирует студентов-первокурсников в эмоциональном плане, активизирует их мыслительную деятельность, значительно повышает мотивацию изучения иностранного языка и овладения педагогической деятельностью. Сформулированное самостоятельно правило, сделанный вывод переживается каждым студентом как индивидуальное или коллективное достижение, что имеет большое значение для формирования ценностного отношения к своему «Я». Именно поэтому на данном этапе работы с грамматическим материалом мы сочли педагогически оправданным дополнительно создавать ситуацию успеха, т.е. субъективное или коллективное переживание удовлетворения от процесса и результата самостоятельно выполненной деятельности. Успех рождается там, где атмосфера уважения и поддержки исключает страх и боязнь совершения ошибки, тем самым, авансируя успешный результат и высокую оценку совершенного действия. Педагогическое взаимодействие «от студента», учитывающее индивидуальные особенности каждого и наполняющее педагогический процесс ситуациями успеха, позволяют нам создавать обстановку положительного эмоционального контекста, что, в свою очередь, активизирует процесс формирования гуманистической направленности личности будущего учителя иностранных языков.

На практико-корректировочном уровне происходит первичное закрепление нового грамматического явления при помощи различных упражнений. Упражнения -важный этап в работе над грамматикой, т.к. он связан с накоплением языковых средств и практикой их использования в разных формах общения. Поэтому мы считаем, что золотое правило при обучении грамматике - учить усваивать грамматическую форму в процессе ее употребления. Ведь в реальной жизни человек говорит что-либо не потому, что ему хочется употребить то или иное грамматическое явление, а чтобы выразить свое отношение к происходящему: согласие или несогласие, желание, уверенность и т.д. Выражая свое отношение к действительности, человек вступает во взаимодействие с другими людьми. Поэтому нам важно научить студентов не просто выражать свое отношение к тому или другому явлению жизни, но и уметь поддержать чью-либо точку зрения, отстоять свою, убедить в своей правоте, признать ошибочность своего мнения и т.д. Именно поэтому мы и говорим о коммуникативном характере упражнений не только речевых, отвечающих за развитие умений, но и подготовительных, направленных на формирование грамматического навыка. 202

В своей практике мы используем следующую примерную организацию подготовительных упражнений: имитация (без преобразований или с незначительным преобразованием образцов); подстановка, обеспечивающая тренировку изучаемого грамматического явления в меняющемся лексическом наполнении; конструирование по аналогии; трансформация формальных признаков изучаемого грамматического явления; условно-речевые упражнения.

Такие упражнения предусматривают частое повторение отрабатываемых моделей и структур, но не механически и бессознательно, а с учетом их смысловой значимости, при достаточно высокой степени мотивации у студентов. Важной особенностью такой тренировки является возможность выбора, хотя и ограниченная рамками изучаемого грамматического материала. Подготовительные упражнения помогают студентам-первокурсникам уже к концу первого года обучения широко пользоваться аналогией, определять по самым различным признакам искомое, восстанавливать структурный и информационный пробел с опорой на контекст, ориентироваться в структуре предложения, переносить найденное решение в новые ситуации. В ходе выполнения таких упражнений создаются условия для приобретения студентами индивидуального и социального опыта, развития процессов памяти и мыслительных операций, приобретения знаний и умений, их воспроизведения в отношениях с окружающей действительностью.

Продуктивные или речевые упражнения направлены на развитие и совершенствование речевых умений на основе приобретенных знаний и сформированных навыков. При их выполнении внимание сосредоточено не на форме, но, прежде всего на содержании. Данный вид упражнений требует от студентов не только владение языком, но и умения логично излагать свои мысли в соответствии с темой высказывания. Вот только некоторые задания, которые получают студенты по окончании изучения грамматического материала: опишите потенциального покупателя данного предмета мебели (Present Simple); объясните, чем вам показалась заманчивой перспектива покупки данного предмета одежды (Past Simple); предложите рекламную кампанию данного продукта питания (Imperative Mood); изложите ваши претензии управляющему отелем в отношении испорченного отдыха (Past Simple); объясните, почему вы бы выбрали данный вид транспорта для путешествия (Degrees of Comparison of Adjectives) и др.

На данном этапе работы студенты создают высказывания, которые подготовлены всем их предыдущим языковым, речевым и социальным опытом и которые содержат элементы оценки, личного отношения к фактам, событиям, обстоятельствам. Содержательная сторона представлена высказываниями по спорным вопросам, дискуссиями, предложениями своих вариантов решений острых проблем. Упражнения предполагают работу на занятии в различных режимах: индивидуальную, парную, групповую, что является важным условием правильного выполнения такого рода заданий. Такой режим работы позволяет реализовать многочисленные характеристики и свойства личности: логическое мышление, творческую фантазию, обоснование и доказательность собственной точки зрения, умение утверждать и аргументировано отстаивать свою позицию, находить компромиссы и опровергать необоснованные и бездоказательные мнения. Наполненность содержания обучения грамматической стороне речи жизненными проблемами студентов, создание ситуации учения, в которой им разрешалось бы взаимодействовать с личностно-значимыми проблемами и вопросами способствуют полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала личности студента, создает условия для саморазвития творческой индивидуальности, осознания роли иностранного языка как средства межличностного общения, гуманизации межличностных отношений.

Таким образом, на данном этапе в ходе практических занятий по иностранному языку в условиях проблемных ценностно-смысловых педагогических ситуаций изменяется характер межличностного взаимодействия преподавателя и студента-первокурсника, что предполагает больше самостоятельности, инициативы и творчества для разрешения проблемы, ответственности за принимаемые решения, проявление таких качеств личности, как толерантность, справедливость, сопереживание. При этом преподаватель является активным участником решения проблемы, что позволяет студентам-первокурсникам осознавать личностную позицию и коммуникативно-ценные умения преподавателя и овладевать ими для последующего использования в своей педагогической деятельности.

Продуктивный этап формирования грамматического навыка связан с решением задачи, ориентированной на принятие гуманистической направленности как личностной позиции, интеграцию ее в систему отношений студентов-первокурсников с окружающим миром. Кроме того, этот этап связан с формированием умения прогнозировать собственные действия с позиции гуманистических ценностей. Данная задача осуществляется через организацию и проведение нетрадиционных обобщающих занятий по формированию грамматических навыков через решение проблемных педагогических ситуаций, формой реализации которых выступают ценностные проблемы творческого характера, требующие самостоятельного поиска их решения, нравственного выбора: урок-диспут "You are what you eat" (First Conditional), урок-экскурсия "Wonders of the world" (Present Simple), урок-аукцион "Advertisement is the mother of success" (Degrees of Comparison of Adjectives), урок-мечта "Me and my country in twenty years" (Future Simple), урок-телемост "Ecological problems. What can we do together?" (Modal Verbs).

Специфика таких занятий выражается не только в содержании, но и во взаимодействии преподавателя и студентов, которое характеризуется равнозначимой, равно-осознанной, взаимозависимой совместной работой, в ходе которой участники учебного процесса выстраивают свою познавательную деятельность соответственно содержательной природе межличностного общения, самостоятельно определяя степень актуальности проблемы, намечая пути ее решения, прогнозируя и затем анализируя полученные результаты.

На контрольном этапе мы предлагаем студентам задания как тестового характера для определения уровня сформированности грамматических навыков, так и творческие для определения уровня умения использовать изученный грамматический материал в устной и письменной речи. Выполнение творческих устных и письменных заданий способствует перенесению ценностных ориентаций и внутренних убеждений студента на решение значимых учебных и коммуникативных задач и интенций. Постоянное включение студентов-первокурсников в ситуации выбора ценностей развивает у них умение давать нравственно-мотивированную оценку своих действий, поступков.

Литература

1. Мильруд, Р.П. Методика преподавания английского языка. English Teaching Methodology: учеб.пособие для вузов / Р.П.Мильруд. - М.: Дрофа, 2005. - 253с.

2. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводи-дактика и методика: Учеб.пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений/Н.Д.Гальскова, Н.И.Гез. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 336с.

3. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов пед.вузов и учителей / Е.Н.Соловова. - 4-изд. - М.: Просвещение, 2006. - 239 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.