Научная статья на тему 'Ценностно-смысловая ориентация в методологии профессиональной педагогики'

Ценностно-смысловая ориентация в методологии профессиональной педагогики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
профессиональная педагогика / ценности / смыслы / ориентации / студенты / курсанты / professional pedagogy / values / meanings / orientations / students / cadets

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Долинина Ирина Геннадьевна, Мехоношин Иван Александрович, Шапорев Александр Александрович

Статья уточняет понятийно-терминологический тезаурус профессиональной педагогики, опираясь на сравнительный анализ философских и педагогических исследований. Авторы статьи актуализируют силлогистический нормотворческий контекст понятий, входящий в термин «ценностно-смысловые ориентации» в профессиональной педагогике, понимаемые как преобразование образовательного процесса на основе выявленных ценностей /идеалов и путей их достижения/ с целью формирования искомого уровня интегральных характеристик личности и профессиональных свойств обучающихся. Междисциплинарный характер термина обогащает теорию, расширяет круг методов и приемов исследования, выявляет взаимовлияния интеграции исследований. Предлагаемая авторская трактовка синергетического термина «ценностно-смысловые ориентации» применительно к профессиональной педагогике показана на примерах исследований по различным темам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Долинина Ирина Геннадьевна, Мехоношин Иван Александрович, Шапорев Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE-SEMANTIC ORIENTATION IN METHODOLOGY OF PROFESSIONAL PEDAGOGY

The article clarifies the conceptual and terminological thesaurus of professional pedagogy based on a comparative analysis of philosophical and pedagogical research. The authors update the syllogistic rule-making context of concepts included in the term “value-semantic orientations” in professional pedagogy, understood as the transformation of the educational process on the basis of identified values / ideals and ways to achieve them / in order to form the desired level of integral personality characteristics and professional properties of students. The interdisciplinary nature of the term enriches the theory, expands the range of research methods and techniques, and reveals the mutual influence of research integration. The author's proposed interpretation of the synergetic term “value-semantic orientations” in relation to professional pedagogy is shown with examples on various research topics.

Текст научной работы на тему «Ценностно-смысловая ориентация в методологии профессиональной педагогики»

ТРИ «М»: МЕТОД — МЕТОДИКА — МЕТОДОЛОГИЯ

И. Г. Долинина

Ценности и смыслы. 2024. № 1 (89). С.112-126. Values and Meanings. 2024. No.1 (89) P. 112-126. УДК 37

DOI:10.24412/2071-6427-2024-1-112-126

Ценностно-смысловая ориентация в методологии профессиональной педагогики

Долинина Ирина Геннадьевна1, Мехоношин Иван Александрович2, Шапорев Александр Александрович3

'Доктор педагогических наук, профессор Пермского национального исследовательского политехнического университета, г. Пермь, Россия E-mail: professordolinina@mail.ru ORCID: 0000-0003-1542-9427

2Адъюнкт Пермского военного института войск национальной гвардии Российской Федерации, Россия E-mail: ivmeh@yandex.ru ORCID: 0000-0002-9069-3239

3Начальник учебного комплекса Пермского военного института войск национальной гвардии Российской Федерации, Россия E-mail: shaporev.a89@mail.ru ORCID: 0009-0005-4940-0982

И. А. Мехоношин

Аннотация. Статья уточняет понятийно-терминологический тезаурус профессиональной педагогики, опираясь на сравнительный анализ философских и педагогических исследований. Авторы статьи актуализируют силлогистический нормотворческий контекст понятий, входящий в термин «ценностно-смысловые ориентации» в профессиональной педагогике, понимаемые как преобразование образовательного процесса на основе выявленных ценностей /идеалов и путей их достижения/ с целью формирования искомого уровня интегральных характеристик личности и профессиональных свойств обучающихся. Междисциплинарный характер термина обогащает теорию, расширяет круг методов и приемов исследования, выявляет взаимовлияния интеграции исследований. Предлагаемая авторская трактовка синерге-тического термина «ценностно-смысловые ориентации» применительно к профессиональной педагогике показана на примерах исследований по различным темам.

© Долинина И.Г., Мехоношин И.А., Шапорев А.А., 2024

А. А. Шапорев

Ключевые слова: профессиональная педагогика, ценности, смыслы, ориентации, студенты, курсанты.

Для цитирования: Долинина И. Г., Мехоношин И. А. Шапорев А. А. Ценностно-смысловые ориентации в профессиональной педагогике: от теории к практике // Ценности и смыслы. 2024. № 1 (89). С. 112-126.

VALUE-SEMANTIC ORIENTATION IN METHODOLOGY OF PROFESSIONAL PEDAGOGY

Irina G. Dolinina1, Ivan A. Mekhonoshin2, Alexander A. Shaporev3 'Perm National Research Polytechnic University E-mail: professordolinina@mail.ru

23 Perm Military Institute of the National Guard Troops of the Russian Federation E-mail: ivmeh@yandex.ru; shaporev.a89@mail.ru

Abstract. The article clarifies the conceptual and terminological thesaurus of professional pedagogy based on a comparative analysis of philosophical and pedagogical research. The authors update the syllogistic rule-making context of concepts included in the term "value-semantic orientations" in professional pedagogy, understood as the transformation of the educational process on the basis of identified values / ideals and ways to achieve them / in order to form the desired level of integral personality characteristics and professional properties of students.

The interdisciplinary nature of the term enriches the theory, expands the range of research methods and techniques, and reveals the mutual influence of research integration. The author's proposed interpretation of the synergetic term "value-semantic orientations" in relation to professional pedagogy is shown with examples on various research topics.

Keywords: professional pedagogy, values, meanings, orientations, students, cadets.

For citation: Dolinina I. G., Mekhonoshin I. A., Shaporev A. A. Value-semantic orientation in the methodology of professional pedagogy // Values and Meanings. 2024. No.1 (89). P. 112-126. (In Rus).

«Две вещи восхищают меня более всего звездное небо надо мной и моральный закон внутри меня» [33]. «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства» [33].

Иммануил Кант

Причины и цели обращения к теме

Современное профессиональное образование предусматривает становление личности обучающихся, обладающих особыми свойствами и способностями не только для предстоящей трудовой деятельности, но и для социогенности на основе сформированной ценностно-смысловой ориентации.

Проводимое нами более двадцати лет наукометрическое наблюдение

и анализ взглядов, изложенных в статьях академических журналов и исследовательских работах как отечественных, так и зарубежных авторов, привело к выводу, что «терминологическая система современной профессиональной педагогики оперирует множеством конструкторских понятий — обобщений сделанных на основе значимых и присутствующих у всех объектов категории признаков понятий» [5]. В ряде случаев это приводит к потере значения важных идей.

Цель статьи — обосновать одно из таких конструкторских понятий «ценностно-смысловая ориентация» в применимом методологическом значении для профессиональной педагогики.

Статья это и попытка учесть «изменения парадигмальных ориентиров педагогического мышления: отход от истматовского поиска «правильных объективных закономерностей» к пониманию роли субъекта» [27].

На наш взгляд, «владение компетенциями ценностно-смысловой ориентации» [22] и реализуют субъектный характер профессионального образования и инструментируют субъектоцентрированную методологию познания [27]. Методология воплощения ценностно-смысловой ориентации как научного фундаментального и функционального понятия содержит междисциплинарный дискурс профессионального образования не только в гуманитарных дисциплинах, но и специальных, являясь ментальной основой формируемой личности.

При этом убеждения авторского коллектива исходят из понимания С. В. Ивановой, что «эффекты междисциплинарности» «относительно научного познания в целом: стимулирует процессы интеграции, конвергенции, что актуально для современного этапа. Междисциплинарность и системный подход как методологические основы научного познания, развивают научный опыт применения междисциплинарности в науке, обогащают теорию; укрепляют нормы сотрудничества в научном общении» [13].

Закономерно, что в ФГОС ВО введены общекультурные компетенции, имеющие междисциплинарный характер и отражающие социальный заказ на специалистов не только готового к производственной деятельности, но и способного воплощать духовное и культурное наследие нашей Родины, в частности обладание: «Владением компетенциями ценностно-смысловой ориентации (понимание ценности культуры, науки, производства, рационального потребления) (ОК - 2)» [22].

Методологические основы. Краткий обзор публикаций по теме

В порядке понимания и конкретизации понятия «владение компетенциями ценностно-смысловой ориентации» предлагаем обзор теоретически и практически значимых для исследований авторов взглядов, упорядочив некоторые из них с методологической и прагматической целью.

Отметим, что каждый из обсуждаемых научным сообществом подходов к понятию и его частям внес существенный вклад в концептуализацию и всестороннее описание, как теории, так и эмпирики педагогики, и мы приводим лишь некоторые их них.

Нередко трактовки понятий «смысл» и «ценности» переплетаются, и, на первый взгляд, обыденное и ясное понятие «ориентации», и вовсе трудно определить.

Например, немало источников объединяют ценности и смыслы, без разделения, а порой объясняют одно, через другое: «смыслы являются человеческими ценностями, которые лежат в основе, как социальной деятельности людей, так и функционирования общества в целом. Подобный подход к смыслам можно условно назвать ценностным. К указанной позиции склоняются, например, культурологи, исследующие роль базисных ценностей в культуре (прежде всего моральных, таких как, добро, справедливость, совесть, счастье, свобода, ответственность и т.п.)» [17].

Для прагматических целей педагогических исследований нами выявлены из значительного количества позиций гуманитарных наук, функциональные необходимые сущностные признаки понятий «смысл», «ценности», «ориентация» и осознано синергетическое приращение содержания в термине «ценностно-смысловые ориентации».

Рассмотрение понятия «смысл» показало, что словари предлагают поистине «спектральный анализ»: «внутреннее содержание, значение, постигаемое разумом...» [29], «разум, рассудок, внутреннее логическое содержание, постигаемое разумом.» [28], «идеальное содержание, идея, сущность.» [30], «разумное основание, назначение, цель, резонная причина.» [28], «предназначение, конечная цель (ценность) чего-либо.» [30].

В ХХ веке, начиная с З. Фрейда, смысл рассматривался как регулятор поведения человека. Адлер [1] фиксировал, что «люди живут в мире смыслов, которые управляют их действием» [1, 31, 32]. В. Франкл [31, 32] выявил, что «мы, как индивиды, стремимся в первую очередь к поиску

и реализации смысла» [31, 32].

Сложность и субъективность смысла констатирует А. М. Камчатнов, «ошибочно думать, что категория смысла является очевидной и тем более простой, ошибочно думать, что смысл возникает сам собой — из изучения языковой эмпирии. Мы всегда находим только то, что ищем, и если мы видим в фактах тот или иной смысл, то только потому, что осознанно или, чаще, неосознанно пользуемся той или иной теорией смысла» [16].

В педагогической науке именно понимание смысла придает личностное свойство образованию, имеющее значение для предстоящей деятельности выпускников университетов.

Коль скоро мы ведем речь в данной статье о педагогике профессионального образования, то смыслы образования необходимо регламентировать и научно, и нормативно в глобальном образовательном значении российского образования, и вместе с тем локально в каждом исследовании в прикладном значении.

На основе массива рассмотренных работ инструментально можем применить понимание понятия «смысл», выраженный в теме и цели исследования, предусматривающий так называемые «<деятельностные смыслы»: содержание, целеполагание, мотивация, результат.

Ценности во все времена были, и остаются, смыслообразующим фактором образования как такового от Древнего мира до наших дней. По существу, аксиология с присущей для нее системой ценностей и есть основное содержание образования, к которому «прирастают» дисциплинарные знания, умения и навыки.

Многие отечественные педагоги изучали возможности образовательной среды по интериоризации ценностей и их влияние на образовательные процессы (Б. М. Бим-Бад, Б. С. Брушлинский, И. Ф. Исаев, Б. Г. Кузнецов, Н. Д. Никандров, С. И. Маслов, В. А. Сластенин, В. М. Розин, М. Н. Фишер, П. Г. Щедровицкий, Е. Н. Шварц и другие).

Вместе с тем, в недавнем прошлом в нашей стране «отрицались общечеловеческие ценности как пустые абстракции, которые необходимо было наполнить конкретным классовым содержанием; оправдывались ситуации, когда субъект действовал вопреки общечеловеческим ценностям, например «вне поля морали», ради высоких политических, идеологических и классовых интересов» [19].

Альтернативно этому Ю. В. Артюхович [3] сформированные ценности

считает «признаком зрелости личности, показателем меры ее социальности, верности определенным принципам и идеалам, способности к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей» [3].

Категориальную иерархию значений ценности для человека определили В. А. Руденко и Н. П. Василенко:

— «ценность — важность, значимость, польза, полезность чего-либо» [14];

— «ценности — как стандарты и принципы, которые принимают для себя люди определенной группы» [14];

— «ценности управляют отношениями, возникающими в поведении людей» [14];

— «система ценностей играет роль повседневных ориентиров в профессиональной и социальной действительности человека, обозначений его различных практических отношений к окружающим предметам и явлениям» [14];

— «ценностная ориентация определяется, как избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выраженная в поведении»; «ценностные ориентации — важнейшая составляющая структуры личности, включающая мотивационный, отношенческий, когнитивный, эмоциональный и оценочный компоненты» [14].

Без сомнения, ценности и индивидуальная иерархия ценностей априори представляют собой высший приоритет и внутреннюю потребность зрелого человека, поэтому мы уделяем особое, повышенное внимание этому вопросу.

Актуальны социальные барьеры для жизненно важных ценностей молодых людей, отраженные в работах В. И. Андреева [2, 7, 21]:

«1) гипертрофия в представлениях учащейся молодежи роли и значения денег, вещизм, ориентация на личное материальное благополучие любой ценой;

2) недооценка, а порой и пренебрежительное отношение к национальным культурным ценностям;

3) недооценка роли и значения природы в жизнедеятельности человека;

4) нетерпимое отношение к инакомыслящим;

5) недооценка доброты, совестливости, милосердии и других нравственных качеств» [2, 7, 21].

Обобщая проблематику, приходим к выводу, что в перспективных

исследованиях понятие ценностей достаточно рассматривать ценности как воплощение оценок, норм (моральных, социальных и юридических), идеалов с учетом их полезности, необходимости, желаемости, а так же целесообразна дифференциация на терминальные (ценности — цели) [34] и инструментальные (ценности — средства, пути) [34].

К одному из «обслуживающих» понятий относим понятие «ориентация» и считаем, что это преобразование социальной реальности посредством образования, содержательная направленность процесса образования на конечные результаты и умение определять и определение места деятельности и интересов. Применяемые методы воспитания и обучения эффективны в направлении вектора социальных доминант.

Ценностно-смысловые ориентации в профессиональной педагогике — преобразование образовательного процесса на основе выявленных ценностей (идеалов и путей их достижения) с целью формирования искомого уровня интегральных характеристик личности и профессиональных свойств обучающихся [9].

Резюмируя, отметим, что установленная терминологическая определенность, вероятнее всего, не окончательна, но функциональна в стремлении к методологической аргументации профессиональной педагогики.

Поскольку в образовательных стандартах требуется владение компетенциями ценностно-смысловой ориентации, представим наше понимание. При этом не считаем своевременным в формате данной статье обсуждать научную дискуссию о компетентностном подходе, поскольку о нем написано много аналитических и исследовательских работ, существенно развивших педагогику и образование России.

Избранный нами приоритет в иерархии значений понятия «компетенция» содержится в работе О. П. Чигишевой, считающей, что «компетенция — это готовность субъекта использовать фундаментальные и функциональные (инструментальные) знания и принимать стратегически важные решения, позволяющие достигнуть необходимого результата (цель, задачи), в том числе в ситуации неопределенности» [22].

Соответственно представленному рассуждению «владение компетенциями «ценностно-смысловой ориентации [26]» — это способности обучающихся к познанию и преобразованию действительности на основе применения полученных знаний, системы ценностей, позволяющие достигнуть необходимого личного и социального результата (цели, задач) образования и в перспективе профессиональной деятельности.

Участники авторского коллектива закладывают основы формирования компетенций ценностно-смысловой ориентации обучающихся при компоновке кластеров ценностей, ценностных ориентаций и, в конечном счете, ценностно-смысловых ориентаций профессионального образования.

Применение результатов исследования. Материалы и методы

Эффективное воздействие на обучающихся с целью формирования ценностно-смысловых ориентаций в ходе профессиональной подготовки выявили авторы, применяя упомянутую ранее методику М. Рокича о терминальных и инструментальных ценностях [33].

Не традиционным является исследование профессиональных и личных качеств обучающихся военного вуза [12], отражающих уровень мотивации, ценностей, знаний, умений и опыта управленческой деятельности, эффективного командного взаимодействия (табл. 1) [12].

Таблица 1

Ценностно-смысловые ориентации, способствующие формированию лидерской компетентности обучающихся

Ценностно-смысловые ориентации

Терминальные ценности Инструментальные ценности

Товарищество, честность, равенство Высокий уровень социального (межличностного) взаимодействия Самостоятельность, способность подчиняться Самоконтроль, самодисциплина, самоанализ и готовность к оправданному риску при принятии решений

Долг. Ответственность, исполнительность Инициативность, целеустремленность и настойчивость при решении поставленных целей

Чувство собственного достоинства и уважение других Ответственность за принятое решение

Национальная безопасность Высокая степень мотивированности/ вдохновления коллектива на выполнение поставленных задач Защита от угроз и опасностей

Открытость, надежность и способность убеждать/мотивировать коллектив для выполнения поставленных задач

Социальный интеллект при решении различных коммуникативных задач

Формирование у курсантов военного вуза ценностно-смысловых ориентаций помогает проводить нравственную оценку своих действий и действий подчиненных. Благодаря ценностно-смысловым ориентаци-

ям курсанты военного вуза после выпуска смогут уверенно управлять подчиненным ему коллективом, вне зависимости от национального и возрастного многообразия. Высокий уровень социального взаимодействия, инициативность, ответственность, владение навыками социального интеллекта поможет избежать в подразделении конфликтных ситуаций либо умело сглаживать их, тем самым обеспечивая сплоченность коллектива.

Эмпирические наблюдения показали корреляцию выявленных и взаимосвязанных по смыслу работы ценностей. Регрессивный анализ установил, что изменения в группе терминальных ценностей сопровождаются системными изменениями варьирующихся инструментальных ценностей. Положительная динамика состояния терминальных ценностей детерминирует положительное состояние инструментальных. При этом обратной корреляции не выявлено, недостаточная развитость инструментальных ценностей не влечет за собой изменения терминальных.

Интерес к ценностному социальному контенту тематики профессиональной педагогики проявлен в ряде проведенных нами исследований. Например, в исследованиях по теме воспитания антикоррупционной направленности обучающихся, обоснованно рассматриваемой в профессиональной педагогике, так как коррупцию считают одной из серьёзных угроз для любого общества. Создается теоретический базис «для восприятия обучающимися антикоррупционных идей и ценностей, усвоения опыта противодействия коррупции, готовности к участию в действиях по контролю коррупции» [10]. Формирование ценностей антикоррупционной направленности поведения, обеспечение ценностно-смысловой ориентации обучающихся в учебных ситуациях с коррупционной составляющей выражено в системе: 1) профилактика, недопустимость, экспертиза, закон, правоприменение, ответственность, неподкупность, независимость; 2) контроль, бескомпромиссность, объективность, инициатива, противодействие коррупции, личная антикоррупционность, координация антикоррупционной политики, подотчетность, открытость, честность.

В научном эксперименте выявлялась зависимость терминальных ценностей и инструментальных как взаимодействие независимой и зависимой переменных. Установлены упорядоченные пары ценностей: бескорыстность — альтруизм, справедливость — законопослушность, нравственность — нравственный запрет, чувство собственного достоинства — самостоятельность, честь — верность долгу, контроль —

предупреждение, правосознание — нетерпимость к коррупционному поведению, соблюдение прав — честность, внутренняя гармония — открытость, мудрость — компетентность.

Ценностно-смысловые ориентации педагогического процесса в данном случае имеют направленность на формирование правового антикоррупционного сознания обучающихся военных вузов; на формирование ответственности за коррупционные проявления; воспитание нетерпимости к коррупционным проявлениям; на устранение причин и условий, порождающих коррупцию, в профессиональной деятельности по обеспечению тыла.

Так же, опираясь на новую концепцию экологического образования, созданную коллективом ученых во главе с А. Н. Захлебным, Е. Н. Дзятковской [6], разрабатывается авторская методология формирования рационального природопользования курсантов военного вуза.

Обоснована смысловая эволюция понятия «культура рационального природопользования курсантов военного вуза», представляющая собой интегральную характеристику профессиональных и личностных качеств будущих специалистов, основанную на знаниях экологического права, умениях по обеспечению безопасности и сохранения природы, ценностно-смысловой ориентации, менеджмента профессиональной деятельности. предусматривающей экологический императив и устойчивость [11].

Метод М. Рокича применен для диагностики ценностно-смысловых ориентаций в экологическом образовании курсантов, направленном на формирование культуры рационального природопользования.

Посредством конвергенции идей психологии и экологии составлена анкета, в которой утверждения дифференцированы по терминальным и инструментальным ценностям. Приводим извлечение из значительно более репрезентативной анкеты, составленной И. А. Мехоношиным для диагностики критериальной внутренней и валидной оценки состояния обучающихся в ходе последовательного убывающего ранжирования исследуемых ценностей нравственно-экологической позиции личности.

Валидность собранных сведений измерена путем корреляции проставленных баллов по анкете и индикаторов компетентности рационального природопользования. Ценностно-смысловые ориентации экологической позиции личности обучающихся создают возможности для последовательного перехода от экологической грамотности к компетентности и к культуре рационального пользования.

Таблица 2

Диагностика ценностно-смысловых ориентаций в процессе формирования культуры рационального природопользования

Терминальные Ранг Инструментальные Ранг

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Гармония во взаимодействии с природой Рационализм (умение,принимать обдуманные решения при использовании природных ресурсов)

Комфортная жизнь (в зоне экологического комфорта) Мероприятия по недопущению негативного воздействия на окружающую среду [6,7]

Безопасность профессиональной деятельности и техносферы Соблюдение природоохранного законодательства

Здоровье детей и семьи, эко-центризм Ответственность за обеспечение экологической безопасности

Безопасность, сохранение жизни и здоровья Чуткость и бережное отношении к природе

Экологический императив, сохранение природных ресурсов, предосторожность Требование выполнения мероприятий по недопущению негативного воздействия на окружающую среду [6, 7]

Легитимность той или иной применяемой в образовательном процессе ценностно-смысловой ориентации детерминируется, с одной стороны, субъективной свободой выбора обучаемого, и с другой — волей педагога, несущего ответственность за результаты образования, что, по существу, и есть методологический императив педагогики как науки.

В сущности, процесс интериоризации ценностно-смысловой ориентации должен привести к психолого-педагогической подготовленности, стать приоритетной целью и внутренней потребностью, приводящей к личному и профессиональному становлению выпускников вузов.

Заключение

Полученные результаты исследования выражаются в том, что предложенное единство взаимно обогащающих философских и педагогических взглядов формирования ценностно-смысловой ориентации личности, отражающее инварианты применения в профессиональном образовании, может выполнять основополагающую функцию конструирования методологии предстоящих исследований.

С учетом предшествующих представлений, можем утверждать, что владение компетенциями ценностно-смысловой ориентации в профессиональном становлении личности выпускника — краеугольный камень в иерархической системе на пути от профессионального обучения к профессиональной культуре.

Предлагается ввести в научный оборот профессиональной педагогики толкование относительно нового педагогического понятия «ценностно-смысловые ориентации» в нашей авторской формулировке, содержащей потенциал не только влияния на формирование личности выпускников вузов, продолжающееся всю жизнь, но и влияния на общественное сознание в целом.

Применение конкретизации понятия может быть осуществлено как для разработки методологии исследований, так и для диагностирования представлений обучающихся на констатирующем и формирующем этапах опытно-экспериментальной работы.

Литература

1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии, М.: 1995. 296 с.

2. Андреев, В. А. Педагогика: учеб. курс для творческого саморазвития. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. 360 с.

3. Артюхович Ю. В. Обучение ценностям: аксиологический подход к проблемам образования: Сборник научн. трудов. Серия «Гуманитарные науки» Вып. 10. Ставрополь, 2003. С. 64.

4. Василенко Н. П., Руденко В. А. Компетентностный подход в воспитании культуры безопасности в вузе // Глобальная ядерная безопасность. 2012. № 2-3 (4). С. 137 -141.

5. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2. Проблемы общей психологии. Под редакцией В. В Давыдова. М.: Педагогика, 1982. 504 с.

6. Дзятковская Е.Н. Новая концепция экологического образования: эволюция ключевых понятий // Ценности и смыслы. 2022. № 5 (81). С.112-125. Ьйр8:/Мо1. огд/10.24412/2071-6427-2022-5-112-125

7. Долинина И. Г. Формирование политической культуры: опыт методологического конструирования: монография. Пермь, ПГУ 2011. 366 с.

8. Долинина И. Г. Профессиональная педагогика и образование общества устойчивого развития // Вестник ПГГПУ Серия 1. Психологические и педагогические науки. 2020. № 2. С.15 - 16.

9. Долинина И. Г. Методология формирования рискологической компетентности в политехническом образовании: монография. Пермь. Астер, 2023. 206 с.

10. Долинина И. Г. Законодательные предложения по формированию культуры, отвергающей коррупцию // Участие институтов гражданского общества в реализации государственной политики в области противодействия коррупции. Федеральное Собрание Российской Федерации. Совет Федерации. М., 2012. С. 44.

11. Долинина И. Г., Мехоношин И. А., Эффективные методы формирования экологической компетентности курсантов военного вуза // Гуманизация образования. 2022. №4. С. 166 - 173.

12. Долинина И. Г., Шапорев А. А., Факторы, влияющие на формирование ли-дерско-коммуникативной компетентности курсантов военного вуза // Вестник

Университета Российской академии образования. 2022. №4. С. 74 - 80.

13. Иванова С. В. Междисциплинарность и системный подход как методологические основы исследования образовательного пространства // Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 1, № 6 (88). С. 7-18.

14. Карпушина Л. В., Капцов А. В. Психология ценностей российской молодежи: монография. Самара: Изд-во СНЦ РАН, 2009. 252 с.

15. Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / Под ред. А.В. Хуторского. М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. 327 с.

16. Камчатное А. М. История и герменевтика славянской Библии. М.: Наука, 1998. 223 с.

17. Кравец А. С. Смыслы и ценности.//Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2007 № 6. С. 3-25.

18. Леонтьев А. Н. Психология образа // Вестник Московского университета. Серия 14, Психология. 1979. №2. С. 31.

19. Микешина Л. А. Современное развитие понятия «ценность» // Ценности и смыслы. 2009. № 1. С. 6 -17.

20. Митюнова, И. Г. Аксиологический подход к формированию правовой культуры старшеклассников // автореф. 13.00.01, канд. пед. наук. 2005. С. 24.

21. Новиков А. И. Смысл: семь дихотомических признаков // Ломоносов. URL: http://galactic.org.ua/Prostranstv/filocof-2.htm. (дата обращения: 23.02.2023).

22. Перминова Л.М. Рецензия на научно-практическое пособие Чегишевой О.П. «Функциональная грамотность исследователя: методология введения нового педагогического понятия» // Ценности и смыслы. 2022. № 1 (77). С. 148 - 156.

23. Пидкасистый П. И. Педагогика. М.: 2007. С. 69.

24. Петухов В. В. Курс лекций по общей психологии // Слово М. 2011. С. 400.

25. Попов В. В., Семенова В. Г., Смысл как философская и лингвистическая категория. Философия права. 2008. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/smysl-kak-filosofskaya-i-lingvisticheskaya-kategoriya. (дата обращения: 23.02.2023).

26. Приказ Минобрнауки России от 25.05.2020 № 680 «Об утверждении федерального государственного стандарта высшего образования по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность (уровень бакалавриата). [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-20-03-01-tehnosfernaya-bezopasnost-680. (дата обращения: 17.01.2021).

27. Сериков В. В. Методология педагогики: состояние и направления развития // Инновационные проекты и программы в образовании. 2020. № 4 (70). С. 62 - 67.

28. Словарь русского языка в 4-х томах. М.1984. Т. 4. С.160.

29. Словарь русского языка. М.1987. 749 с.

30. Советский энциклопедический словарь. М.1980. С. 1230.

31. В. В. Ушакова. Смысл как многозначное понятие. 2006. № 2. 2008. С. 205.

32. Франкл В. Человек в поисках смысла, М., 1990. 372 с.

33. Kant. Duden. Феномен Канта. [Электронный ресурс]. URL: https://www.duden. de/rechtschreibung/Immanuel_Vorname (дата обращения: 20.10. 2018).

34. Rokeach M. Beliefs, attitudes and values. A theory of organization and change. San Francisco, 1972. Р. 160.

References

• Adler A. Practice and theory of individual psychology, M.: 1995. 296 p. [In Rus].

• Andreev, V. A. Pedagogy: textbook. course for creative self-development. Kazan: Center for Innovation Technologies, 2000. 360 p. [In Rus].

• Artyukhovich Yu. V Teaching values: an axiological approach to the problems of education: Collection of scientific. works. Series "Humanities" Issue 10. Stavropol, 2003. P. 64. [In Rus].

• Vasilenko N. P., Rudenko V. A. Competence-based approach in the education of safety cul-

ture in higher educational institutions // Global Nuclear Safety. 2012. No. 2-3 (4). pp. 137-141. [In Rus].

• Vygotsky L. S. Collected works: In 6 volumes. T. 2. Problems of general psychology. Edited by V V. Davydov. Moscow: Pedagogy, 1982. 504 p. [In Rus].

• Dzyatkovskaya E.N. A new concept of environmental education: the evolution ofkey concepts // Values and meanings. 2022. No. 5 (81). pp. 112-125. URL: https://doi.org/10.24412/2071-6427-2022-5-112-125. (data obrashcheniya: 07.03. 2023). [In Rus].

• Dolinina I. G. Formation of political culture: experience of methodological design: monograph. Perm, PGU, 2011. 366 p. [In Rus].

• Dolinina, I. G. Professional pedagogy and education of sustainable development society // Bulletin of PSGPU. Series 1. Psychological and pedagogical sciences. 2020, No. 2. pp.15 - 16. [In Rus].

• Dolinina, I. G. Methodology for the formation of professional competence in polytechnic education: monograph. Perm, Aster, 2023. 206 p. [In Rus].

• Dolinina I. G. Legislative proposals for the formation of a culture that rejects corruption // Participation of civil society institutions in the implementation of state policy in the field of combating corruption. Federal Assembly of the Russian Federation. Council of the Federation. M., 2012. P. 44. [In Rus].

• Dolinina I. G., Mekhonoshin I. A., Effective methods for the formation of environmental competence of cadets of a military university // Humanization of Education, 2022, No. 4. pp. 166 - 173. [In Rus].

• Dolinina I. G., Shaporev A. A., Factors influencing the formation of leadership and communicative competence of cadets of a military university // Bulletin of the University of the Russian Academy of Education, 2022, No. 4. pp. 74 - 80. [In Rus].

• Ivanova S. V. Interdisciplinarity and a systematic approach as methodological foundations for the study of educational space // Domestic and foreign pedagogy. 2022. Vol. 1, No. 6 (88). pp. 7-18. [In Rus].

• Karpushina L. V., Kaptsov A. V. Psychology ofvalues of Russian youth: monograph. Samara: Publishing House of the SNC RAS, 2009. 252 p. [In Rus].

• Competences in education: design experience: Sat. scientific tr. / Ed. A.V Khutorsky. M.: Scientific and innovative enterprise "INEK", 2007. 327 p. [In Rus].

• Kamchatnov A. M. History and hermeneutics of the Slavic Bible. M.: Nauka, 1998. 223 p. [In Rus].

• Kravets AS Meanings and values.//Bulletin of Moscow University. Series 7. Philosophy. 2007 No. 6. pp. 3-25. [In Rus].

• Leontiev A. N. Psychology of the image // Bulletin of the Moscow University. Series 14, Psychology. 1979. No. 2. P. 31. [In Rus].

• Mikeshina L. A. Modern development of the concept of "value" // Values and meanings. 2009. No. 1. pp. 6 -17. [In Rus].

• Mityunova, I. G. Axiological approach to the formation of the legal culture of high school students // Abstract of the thesis. 13.00.01, Ph.D. ped. Sciences. 2005. p. 24. [In Rus].

• Novikov A. I. Meaning: seven dichotomous features // Lomonosov. URL: http://galactic.org. ua/Prostranstv/filocof-2.htm. (data obrashcheniya: 23.02.2023). [In Rus].

• Perminova L.M. Review of the scientific and practical manual Chegisheva O.P. "Functional literacy of a researcher: methodology for introducing a new pedagogical concept" // Values and meanings. 2022. No. 1 (77). pp. 148 - 156. [In Rus].

• Pidkasy P. I. Pedagogy. M. 2007. p. 69. [In Rus].

• Petukhov V. V. A course oflectures on general psychology // Slovo M. 2011. P. 400. [In Rus].

• Popov VV, Semenova VG, Meaning as a philosophical and linguistic category. Philosophy of law. 2008. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/smysl-kak-filosofskaya-i-lingvisticheskaya-kategoriya . (data obrashcheniya: 23.02.2023). [In Rus].

• Order of the Ministry of Education and Science of Russia dated May 25, 2020 No. 680 "On approval of the federal state standard of higher education in the direction of training 03/20/01

Technospheric safety (bachelor's level). URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-20-03-01-tehnosferna-ya-bezopasnost-680. data obrashcheniya: (data obrashcheniya: 17.01.2021). [In Rus].

• Serikov V.V. Methodology of pedagogy: the state and directions of development // Innovative projects and programs in education. 2020. No. 4 (70). pp. 62 - 67. [In Rus].

• Dictionary of the Russian language in 4 volumes. M.1984. P. 160. [In Rus].

• Dictionary of the Russian language. M.1987. P. 749. [In Rus].

• Soviet encyclopedic dictionary. M.1980. P. 1230. [In Rus].

• Ushakova V. V. Meaning as a multi-valued concept. 2006. No. 2. 2008. P. 205. [In Rus].

• Frankl V. Man in search of meaning, M., 1990. 372 p. [In Rus].

• Kant. Duden. The Kant Phenomenon. URL: https://plato.stanford.edu/archives/spr2020/en-tries/kant/ . (data obrashcheniya: 20.10. 2020). [In Rus].

• Rokeach M. Beliefs, attitudes and values. A theory of organization and change. San Francisco, 1972. P. 160. [In Rus].

Статья поступила в редакцию 30.07.2023; одобрена после рецензирования

12.12.2023; принята к публикации 24.01.2024.

The article was submitted 30.07.2023; approved after reviewing 12.12.2023; accepted

for publication 24.01.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.