Выводы. Таким образом, культуросообразная среда образовательной организации выступает значимым средством субъектно-развивающей социализации обучающегося в контексте определенным образом организованного конструкта, интегрирующего системообразующие компоненты (информационно-познавательный, ценностно-мировоззренческий, коммуникативно-интерактивный) и предметно-практические компоненты (организационно-управленческий, материально-технический, субкультурный). При этом культуросообразная среда образовательной организации в рамках реализации содержания культурно-интеракционного ориентира субъектно-развивающей социализации обучающегося обеспечивает углубление диапазона знаний о социуме, себе, других людях; расширенное воспроизводство социокультурных норм, ценностей освоения и преобразования окружающей действительности; сознательное и самостоятельное конструирование системы личностно значимых отношений с окружающим миром; осуществление ответственного выбора траектории мироосвоения в логике культурного развития общества; формирование социально и культурно обусловленных умений и навыков, норм и способов взаимодействия.
Литература:
1. Банюхова А.Е., Шемелина О.С. Личностные аспекты креативности // Ярославский педагогический вестник. Психолого-педагогические науки. 2010. № 4. Т. 2. С. 205-211.
2. Ерохина Т.И. Формы и перспективы взаимодействия в культуросообразной научно-образовательной среде // Вестник Герценовского университета. 2013. № 1. С. 31-34.
3. Зыбина Н.Е. Социокультурное развитие первокурсников в образовательной среде вуза на основе интенционального подхода: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 2005. 22 с.
4. Иванов, A.B. Культурная педагогическая среда общеобразовательного учреждения как условие развития личности ребенка: монография. М.: АПК и ППРО, 2005. 152 с.
5. Иванова С.П. Учитель XXI века: ноопсихологический подход к анализу профессионально-личностной готовности к педагогической деятельности. Псков: ПГПИ, 2002. 228 с.
6. Кекеева З.О. Образовательная среда - сфера развития культуры личности в образовательном пространстве // Научная мысль Кавказа: науч. и обществ.-теор. журн. Ростов н/Д, 2006. № 5. С. 10-13.
7. Крыжановская Е.С. Культуросообразная среда обучения студентов педагогического колледжа как фактор жизнетворчества личности: автореф. дис. . канд. пед. наук. Иркутск, 2003. 21 с.
8. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл: Академия, 2005. 352 с.
9. Пак Л.Г. Социально-ориентированная деятельность студента вуза: от идеи к реализации: монография. Оренбург, 2013. 312 с.
10. Станкевич Л.В. Роль культуросообразной среды в формировании коммуникативной культуры будущих юристов // Среднее профессиональное образование. 2008. № 10. С. 70-72.
11. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): сб. науч.-метод. ст. / М-во образования РФ, РАО, Моск. психол.-соц. ин-т; [отв. ред. С. К. Бондырева]. 2-е изд., стер. М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. 367 с.
12. Хенви Э. Достижимая глобальная перспектива; пер. с англ. Я.И. Коплера [и др.]. Рязань: [Б. и.], 1994. 84 с.
13. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика: теория и технология креативного обучения. М.: Изд-во МГУ, 2003. 416 с.
Педагогика
УДК: 37.047
кандидат технических наук, доцент Панов Николай Александрович
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (г. Санкт-Петербург)
ЦЕННОСТНО-ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЕ ТЕСТИРОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХУЧРЕЖДЕНИЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Аннотация. В статье представлен анализ результатов ежегодного тестирования обучающихся общеобразовательных школ Санкт-Петербурга, которое проводится с целью оценки их социально-педагогических характеристик, гражданственности, профессиональных и жизненных ожиданий.
Ключевые слова: профессиональная ориентация, тестирование обучающихся, профессиональные ожидания, образовательный маршрут, рынок труда.
Annotation. The article presents an analysis of the results of the annual testing of students of secondary schools of St. Petersburg, which is carried out in order to assess their socio-pedagogical characteristics, citizenship, professional and life expectations.
Keywords: professional orientation, testing of students, professional expectations, educational route, labor market.
Введение. В настоящее время в нашей стране заметно активизируется работа по профессиональной ориентации в общеобразовательных школах. Под профессиональной ориентацией понимается «система работы по сопровождению профессионального самоопределения человека» [1]. Важность этого направления деятельности обусловлена основными направлениями развития российской системы образования, изложенными в стратегических государственных документах, которые ставят перед образовательными учреждениями следующие задачи:
- формирование социально грамотной и социально мобильной личности, ясно представляющей себе спектр имеющихся на сегодняшний день возможностей и ресурсов и способной успешно реализовать избранную позицию в том или ином социальном пространстве; умеющей учиться и овладевать новыми смежными профессиями в зависимости от конъюнктуры рынка труда;
- помощь обучающимся в становлении самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми (одними из важнейших качеств личности становятся умение выбирать профессиональный путь и готовность обучаться в течение всей жизни);
- формирование личностных характеристик выпускника, ориентирующегося в мире профессий, понимающего значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
Значимость проблемы требует координации деятельности по профессиональной ориентации на федеральном и региональном уровнях. Большое значение имеет внедрение нового поколения ФГОС основного общего образования и среднего общего образования, которое призвано обеспечить более широкие возможности для формирования и развития готовности школьников к профессиональному самоопределению. Так, в соответствии с требованиями стандарта, «личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем» [2].
В связи с этим, очень своевременным явилось поручение Губернатора Санкт-Петербурга о проведении ежегодного общегородского ценностно-профориентационного тестирования обучающихся 8-11-х классов общеобразовательных учреждений города. Тестирование проводилось, начиная с 2016 года, с целью получения оценки социально-психологических характеристик, гражданственности, профессиональных и жизненных ожиданий обучающихся образовательных учреждений с учетом возрастных особенностей, профессиональных интересов, потребностей, возможностей, с учетом требований рынка труда и складывающихся социально-экономических условий. В данной статье приводятся результаты тестирования 2018 года, в котором приняли участие 6086 обучающихся.
Изложение основного материала статьи. Прохождение тестирования осуществлялось на Портале «Петербургское образование» через личный кабинет родителей (законных представителей) обучающихся и предварялось согласием родителей (законных представителей) обучающихся.
Основные задачи тестирования заключались в следующем:
- осуществление комплексной диагностики индивидуальных способностей, интересов, личностных особенностей обучающихся;
- выявление интересов и ценностных ориентиров обучающихся в экономической, политической, социальной и профессиональной сферах;
- анализ интересов, потребностей и установок обучающихся в сфере общественной жизни, профессионального образования;
- изучение профориентационных воздействий, направленных на разностороннее развитие личности для определения профессионального плана развития в рамках индивидуальной образовательной траектории;
- определение комплекса возможных мер содействия молодежи в профессиональном самоопределении с целью осознанного выбора профессии обучающимися образовательных учреждений.
Основными принципами организации и проведения тестирования являлись добровольность участия, наличие (письменного или в электронном виде) согласия родителей (законных представителей) обучающегося.
В качестве инструментария использовалась социально-психологическая анкета, разработанная и апробированная специалистами Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения «Центр содействия занятости и профессиональной ориентации молодежи «ВЕКТОР». Анализ результатов ответов в информационно-аналитическом блоке, позволяет получить сведения по следующим показателям:
- образовательный маршрут (на базе: образовательного учреждения, учреждения среднего профессионального образования, организации высшего образования);
- профессиональные ожидания (выбор отрасли, профессии) для определения профессиональных предпочтений обучающихся 8-11 классов;
- интересы обучающихся (научных, социальных, творческих, спортивных) для выявления уровня их внеурочной занятости, включенности в систему дополнительного образования, степени популярности направлений кружковой деятельности, увлечений, содержания досуга;
- патриотизм и гражданственность, для диагностики включенности в социальную и политическую жизнь страны и города, готовность к защите Родины (возможность/невозможность переезда на постоянное место жительства в другой регион/страну);
- жизненные ожидания, отношение к обществу с целью изучения жизненных приоритетов и целей, степени вовлеченности в общественную жизнь.
Вопросы информационно-аналитического блока можно условно разделить на 2 группы: вопросы, позволяющие оценить сформированность профессиональных намерений, и вопросы, позволяющие оценить гражданскую позицию учащихся 8-11-х классов Санкт-Петербурга.
К первой группе относились следующие основные вопросы:
- определились ли Вы с выбором своей будущей профессии?
- какая профессиональная сфера Вам ближе и интереснее?
- профессия/сфера деятельности, которую Вы выбрали;
- расскажите, пожалуйста, о Ваших увлечениях, хобби;
- оказали ли Ваши увлечения, хобби влияние на выбор будущей профессии?
- чем Вы собираетесь заниматься после окончания школы?
- на чём основан Ваш выбор учебного заведения?
- испытываете ли Вы трудности, определяясь с выбором профессии? Если да, то какие именно?
- в жизни каждого из нас приходится решать какие-то проблемы, принимать решения, но делаем это по-разному. А как принимаете решение Вы?
- отметьте, пожалуйста, причины, важные для Вас, при выборе профессии;
- кто оказывает наибольшее влияние на Ваш профессиональный выбор?
- изменился ли Ваш профессиональный выбор за последние один-два года?
Ко второй группе относятся следующие основные вопросы:
- как Вы любите проводить свое свободное время?
- принимаете ли Вы участие в общественной жизни школы? Если да, то как именно?
- насколько уверенно Вы чувствуете себя в современном мире?
- как Вы считаете, можете ли Вы и Ваша гражданская позиция влиять на то, что происходит в обществе, в городе, в учебном учреждении?
- планируете ли Вы жить и работать в Санкт-Петербурге или рассматриваете вариант переезда в другой регион России?
Результаты анализа показали следующее.
Только 21,8% респондентов выбрали свою будущую профессию. В стадии выбора из нескольких вариантов находятся 52,5% школьников, а не сделали свой выбор 24,4%. 1,3% школьников вообще не задумывались о выборе профессии. Таким образом, 74,3% обучающихся проявляют готовность к выбору будущей профессии.
Распределение профессиональных сфер деятельности по интересам оказалось примерно равномерным между сферой культуры и искусства (24,8%), социальной сферой (22,7%), дизайнерской деятельностью (24,5%), информационными технологиями (27,0%), медициной (19,7%), и наукой (20,0%). (Сумма процентов больше 100, так как многие указали несколько сфер деятельности). Выбор сферы деятельности в целом соответствует интересам школьников: наука (13,8%), информатика (11,9%), культура и искусство (10,1%), медицина (8,8%). Эти цифры говорят о том, что школьники 8-11классов очень слабо представляют потребности рынка труда Санкт-Петербурга. Такие важные для города сферы деятельности как строительство, транспорт, тяжелая промышленность особого интереса не вызывают (1,4 - 2,9%).
Увлечения и хобби играют определенную роль в выборе профессии. В этом полностью уверены 27,4% опрошенных школьников, 31,4% считают это влияние частичным и 41,2% считают, что их увлечения и хобби не влияют на выбор будущей профессии.
71,8% школьников планируют дальнейшее своё образование в ВУЗе, 19,2% - в колледже и 9% не определились с планированием образовательного маршрута. При этом подавляющая часть школьников выбирают образовательный маршрут с целью получения желаемой профессии (72,3%). Заниматься любимым делом хотят 81,2% . Следующим по значимости является качество образования (43,2%). Далее причины выбора учебного заведения распределяются по престижности (32,1%), по востребованности выпускников на рынке труда (26,2%), по совету родителей (21,9%).
Важным вопросом является определение трудностей и проблем при выборе профессии. Результаты опроса показывают, что серьёзной проблемой, с которой сталкивается 38,9% опрошенных, является отсутствие знаний о профессии. Нет уверенности в поступлении в учебное заведение по выбранной профессии у 17,3% респондентов. Следующей существенной проблемой является отсутствие возможности получить практическое знакомство с будущей профессией, то есть отсутствие профессиональных проб (11%). Некоторые школьники отмечают отсутствие информации о возможном трудоустройстве (5,7%). На долю других проблем приходится 27,1%. Необходимо отметить, что проблемы в профессиональном самоопределении имеют место, несмотря на широкие, доступные всем школьникам информационные возможности.
Как показали результаты тестирования, респонденты очень ответственно подходят к принятию решений. Прежде всего, они думают о том, к чему это приведет, к каким результатам (78,0%), не очень считаются с советами и принимают решения самостоятельно (56,6%), предпочитают не полагаться на обстоятельства, а самим решать свои проблемы (65,2%).
Какие причины обуславливают выбор профессии? На первом месте стоит возможность заниматься любимым делом (81,2%). Далее располагаются возможность получить хороший заработок (74,8%), возможность сделать карьеру (57,2%), возможность приобретения новых знаний и умений (52,9%), возможность работать творчески, реализовывать
свои способности (45,7%), желание приносить пользу обществу (44,6%), востребованность профессии (38,7%), престиж профессии в обществе (31,2%).
Большинство школьников (60,2%) выбирают будущую профессию самостоятельно. Существенным влиянием на выбор профессии обладают родители (30,4%). К сожалению, роль педагогов дополнительного образования, учителей школы и, особенно, школьных психологов/профконсультантов совсем незначительна (2%, 1,2%, 0.5% соответственно).
Вопросы второй группы являются весьма важными и тесно связанными с вопросами первой группы, так как процессы социальной адаптации и профессиональной социализации неразделимы.
Своеобразным индикатором интересов и ценностных ориентиров школьников является способ проведения свободного времени. Первое место занимает ответ «гуляю с друзьями» (64,0%), что означает, к сожалению, время провождение без определённых занятий. Далее располагаются чтение книг и журналов (43,5%), игры за компьютером (39,5%), просмотр телевизора (33,9%), посещение спортивных секций (34,1%), посещение кружков по интересам (27%), изучение иностранных языков (24,6%) и уход за домашними животными (20,3%).
Развитие коммуникабельности является важным фактором, как в социальной, так и профессиональной ориентации. С этих позиций важна информация об участии в общественной жизни школы. Практически половина школьников (48,5%) ходит на экскурсии и туристические походы. Эпизодически принимает участие в мероприятиях, организуемых в школе, практически треть школьников (30,8%). Участие в организации развлекательных мероприятий в школе принимает участие 16,3% респондентов. Следует заметить, что пока в работе общественных объединений принимает участие небольшая часть школьников (5%).
80,4% респондентов ощущают чувство уверенности в современной жизни и лишь 19,6% -неуверенности. Это является залогом успешной социальной адаптации для подавляющего большинства опрошенных школьников.
Многие школьники (28,5%) занимают активную жизненную позицию и считают, что могут повлиять своей активностью на процессы, происходящие в обществе, городе, образовательном учреждении. Противоположного мнения придерживаются 20,7% опрошенных. Наибольшая часть респондентов затруднилась с ответом на этот вопрос (36,8%), а для 14% школьников этот вопрос не является важным.
Большинство школьников (54,9%) хотят жить и работать в Санкт-Петербурге. Не задумывались об этом 21,3% респондентов. Планируют переезд в другой город 16,3%. Всё равно, где жить и работать для 7,6% школьников.
Выводы:
1. Приведенные результаты показали, что в большинстве своём, обучающиеся 8-11-х классов общеобразовательных учебных учреждений Санкт-Петербурга, обладают четкой мотивацией и сформированными профессиональными намерениями.
2. Необходимо активизировать деятельность психологов-профконсультантов, педагогов дополнительного образования, специалистов сферы труда для оказания квалифицированной и своевременной помощи школьникам в вопросах профессиональной ориентации.
3. Следует более широко использовать такие эффективные формы работы по профессиональному самоопределению молодёжи как профессиональные пробы на базе колледжей Санкт-Петербурга, мастер-классы во время проведения конкурсов профессионального мастерства «Шаг в профессию», а также региональных и международных чемпионатов JuniorSkills и движения «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) и Абилимпикс.
4. При проведении очередного тестирования в 2019 году необходимо внести корректировки в форму анкеты с учетом последних нормативно-правовых документов, принятых в 2018 году, так как в этих документах большое внимание уделяется вопросам профориентации (федеральный проект «Современная школа», федеральный проект «Успех каждого ребёнка»).
Литература:
1. Профессиональная педагогика. В 2 ч. Часть 2.:учеб. Пособие для вузов / под общ. ред. В. И. Блинова. - М.: издательство Юрайт, 2017. - 353 с.
2. Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования». https://fgos.ru/
Педагогика
УДК: 378.2
кандидат педагогических наук Пастушкова Марина Анатольевна
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет» (г. Мурманск); кандидат философских наук, доцент Саватеева Оксана Викторовна
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет» (г. Мурманск)
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЯЗЫКОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ
Аннотация. Рассмотрены проблемы формирования языковой компетенции у студентов неязыковых направлений подготовки. во время осуществления проектной деятельности. Предлагаются методические рекомендации по формированию компетенций во время осуществления проектной деятельности.
Ключевые слова: иностранные языки, проектная деятельность, студенты неязыковых направлений подготовки, языковая компетенция, мобильные и компьютерные устройства.
Annotation. The issues of gaining foreign language competence of non-language students are being discussed. Techniques on how to use projects in the process are observed.
Keywords: foreign languages, projects, non-language students, foreign language competence, mobile and computer devices.
Введение. Изучение иностранного языка является необходимым компонентом образовательного процесса в высшем учебном заведении. Результатом данного процесса является сформированная компетентность, которой должен обладать выпускник.
В соответствии с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (далее «Концепция»), формирование национальной инновационной системы включает такие элементы, как интегрированная с высшим образованием система научных исследований и разработок, гибко реагирующая на запросы современного общества, что может достигаться через вовлеченность студентов и преподавателей в единое информационное образовательное и научное пространство. Это позволит вырастить новое поколение исследователей, владеющих информацией о современных достижениях в профессиональной сфере в России и за рубежом, и готовых участвовать в совместной, сетевой, проектной деятельности и учебно-профессиональной коммуникации с молодыми исследователями. Данные требования предполагают наличие компетенции, позволяющей осуществлять коммуникацию не только на межличностном и межкультурном уровне, но и на профессиональном, а для знакомства с достижениями науки зарубежных стран необходимо, как минимум, знание английского языка в профессиональной сфере. «Концепция» предполагает владение иностранными языками, позволяющее бытовое, деловое и профессиональное общение на свободном уровне. Однако современные образовательные стандарты, определяя универсальную компетенцию выпускника (УК), предполагают «Способность осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах ... на иностранном языке». Поэтому для решения задач, поставленных в «Концепции», необходимо создание дополнительных условий для обучения английскому языку, позволяющих сформировать навыки общения на профессиональном уровне.
Более того, инновационное развитие, согласно «Концепции», предусматривает международную интеграцию, что означает серьезное повышение требований к результатам освоения образовательных программ по иностранным языкам. На практике же изучение иностранного языка на неязыковых направлениях подготовки заканчивается на втором курсе, и сформированная компетенция не получает дальнейшего развития. В условиях стандартного процесса обучения сложно создать реальную ситуацию общения на профессиональную тему. Поэтому, когда студенты попадают в языковую среду, очень часто возникает языковой барьер, который можно преодолеть лишь, имея опыт общения с носителями языка, в том числе, на профессиональные темы.