Научная статья на тему 'ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ЯЗЫКОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И СПОРНЫЕ ВОПРОСЫЛИНГВОДИДАКТИКИ РОССИЙСКОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ'

ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ЯЗЫКОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И СПОРНЫЕ ВОПРОСЫЛИНГВОДИДАКТИКИ РОССИЙСКОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШАЯ ШКОЛА / ЛИНГВОДИДАКТИКА / ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ЯЗЫКОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННОЕ ЕДИНСТВО / ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНАЯ ГУМАНИТАРНАЯ КООПЕРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сафонова Виктория Викторовна

В статье критически осмысливаются перспективы развития ценностно-ориентированного коммуникативного образования студентов средствами со-изучаемых языков, смоделированного с учетом социокультурного контекста бытия человека в пост-глобальном мире, отягощенном геополитическим противостоянием, политико-экономическими и культурно-языковыми конфликтами, прокси-войнами, атаками фейковой информации на мировидение индивида. В ней раскрываются трансдисциплинарные основы реализации аксиологического подхода к со-изучению языков и культур в университете, исходя из анализа результатов гуманитарных исследований и дидактического прочтения проектов документов о политике России по сохранению и укреплению ее традиционных духовно-нравственных ценностей. В статье обсуждается суть и дидактическое назначение проблемно-ориентированной образовательной среды (как при освоении студентами университетских курсов, так и во время внеаудиторного научного и научно-просветительского их сот рудничества с преподавател ями при обращении к социально-заостренным проблемам современной жизни и при погружении в научное творчество в инновационных областях научного знания). Внимание читателя также привлекается к способам создания ценностно-маркированной научно-исследовательской культурной среды, способствующей, по мнению автора, компетентностному развитию студентов как проводников диалога культур и цивилизаций в их профессиональной и общественной деятельности, способных сохранять национальное и мировое культурное наследие и противостоять современному культурному вандализму, культурному империализму и культуре запрета, где бы они с этим не столкнулись.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сафонова Виктория Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE-ORIENTED LANGUAGE EDUCATION IN THE MODERN WORLD: MODERN CHALLENGES AND CRITICAL ISSUES OF HIGHER SCHOOL LINGUODIDACTICS

This paper critically re ects on the perspectives of developing valueoriented communicative education through co-learned languages and cultures which is designed with the view to the sociocultural context of human existence in a postglobal world burdened with geopolitical confrontation, political and economic con icts, proxy wars, endless fake information attacks on the individual’s world vision. It gives an insight into the transdisciplinary basis for implementing an axiological approach to value-oriented language-and culture education as an outcome of the author’s transdisciplinary analysis of the Humanities researches and didactic reading of some draft documents related to Russia’s policy on preserving its traditional spiritual and moral values in modern society. It also discusses the purposes of introducing problem-oriented educational environment that may give Russian students an opportunity to master university disciplines in an innovative way in the classroom, and outside the university classroom, to be much involved into public speaking activities on critical issues of modern life and its values, as well as into research cooperation and science promotion in innovative areas of scienti c knowledge. The reader’s attention is also drawn to some ways of creating a value-orient- ed and culture-bound research environment that helps to develop students’ competences needed to be able to act as a promoter of the dialogue of cultures and civilizations in their professional life, able to preserve cultural heritage and counteract modern cultural vandalism, cultural imperialism and cancel culture whenever she or he comes across it.

Текст научной работы на тему «ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ЯЗЫКОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И СПОРНЫЕ ВОПРОСЫЛИНГВОДИДАКТИКИ РОССИЙСКОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2022. № 4. С. 136-148 Moscow State University Bulletin. Series 19. Linguistics and Intercultural Communication, no. 4, pp. 136-148

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ЯЗЫКОВОЕ

ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ:

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И СПОРНЫЕ ВОПРОСЫ

ЛИНГВОДИДАКТИКИ РОССИЙСКОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

В.В. Сафонова

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва,

Россия; euroschool@mail.ru

Аннотация: В статье критически осмысливаются перспективы развития ценностно-ориентированного коммуникативного образования студентов средствами со-изучаемых языков, смоделированного с учетом социокультурного контекста бытия человека в пост-глобальном мире, отягощенном геополитическим противостоянием, политико-экономическими и культурно-языковыми конфликтами, прокси-войнами, атаками фейковой информации на мировидение индивида. В ней раскрываются трансдисциплинарные основы реализации аксиологического подхода к со-изучению языков и культур в университете, исходя из анализа результатов гуманитарных исследований и дидактического прочтения проектов документов о политике России по сохранению и укреплению ее традиционных духовно-нравственных ценностей. В статье обсуждается суть и дидактическое назначение проблемно-ориентированной образовательной среды (как при освоении студентами университетских курсов, так и во время внеаудиторного научного и научно-просветительского их сотрудничества с преподавателями при обращении к социально-заостренным проблемам современной жизни и при погружении в научное творчество в инновационных областях научного знания). Внимание читателя также привлекается к способам создания ценностно-маркированной научно-исследовательской культурной среды, способствующей, по мнению автора, компетентностному развитию студентов как проводников диалога культур и цивилизаций в их профессиональной и общественной деятельности, способных сохранять национальное и мировое культурное наследие и противостоять современному культурному вандализму, культурному империализму и культуре запрета, где бы они с этим не столкнулись.

Ключевые слова: высшая школа; лингводидактика; ценностно-ориентированное языковое образование; ценностно-ориентационное единство; трансдисциплинарная гуманитарная кооперация

ёок10.55959/М8и-2074-1588-19-2022-4-136-148

Финансирование: Исследование выполнено при поддержке Междисциплинарной научно-образовательной школы Московского университета «Сохранение мирового культурно-исторического наследия».

Для цитирования: Сафонова В.В. Ценностно-ориентированное языковое образование в современном мире: актуальные проблемы и спорные вопросы лингводидактики российской высшей школы // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2022. № 4. С. 136-148.

VALUE-ORIENTED LANGUAGE EDUCATION IN THE MODERN WORLD: MODERN CHALLENGES AND CRITICAL ISSUES OF HIGHER SCHOOL LINGUODIDACTICS

Victoria V. Safonova

Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia; euroschool@mail.ru

Abstract: This paper critically reflects on the perspectives of developing value-oriented communicative education through co-learned languages and cultures which is designed with the view to the sociocultural context of human existence in a postglobal world burdened with geopolitical confrontation, political and economic conflicts, proxy wars, endless fake information attacks on the individual's world vision. It gives an insight into the transdisciplinary basis for implementing an axi-ological approach to value-oriented language-and culture education as an outcome of the author's transdisciplinary analysis of the Humanities researches and didactic reading of some draft documents related to Russia's policy on preserving its traditional spiritual and moral values in modern society. It also discusses the purposes of introducing problem-oriented educational environment that may give Russian students an opportunity to master university disciplines in an innovative way in the classroom, and outside the university classroom, to be much involved into public speaking activities on critical issues of modern life and its values, as well as into research cooperation and science promotion in innovative areas of scientific knowledge. The reader's attention is also drawn to some ways of creating a value-oriented and culture-bound research environment that helps to develop students' competences needed to be able to act as a promoter of the dialogue of cultures and civilizations in their professional life, able to preserve cultural heritage and counteract modern cultural vandalism, cultural imperialism and cancel culture whenever she or he comes across it.

Key words: terciary education; linguodidactics; value-oriented language education; value-oriented unity; transdisciplinary humanities cooperation

Funding: This research has been supported by the Interdisciplinary Scientific and Educational School of Moscow University "Preservation of the World Cultural and Historical Heritage".

For citation: Safonova V.V. (2022) Value-oriented language education in the modern world: modern challenges and critical issues of higher school linguodidac-

tics. Moscow State University Bulletin. Series 19. Linguistics and Intercultural Communication, no. 4, pp. 136-148. (In Russ.)

Любая система образования является по своей природе всегда ценностно-ориентированной, и языковое образование средствами со-изучаемых языков, естественно, не исключение в этом плане. Но весь вопрос состоит в том, а какие именно ценности и по каким социокультурным причинам доминируют или начинают доминировать в обществе, а затем становятся объектами образования, в том числе и университетского языкового образования в конкретной стране в тот или иной период развития человеческой цивилизации. Начиная с 80-х годов предыдущего столетия и по настоящее время в философии, культурологии, психологии, социологии, аксиологии, педагогике и других гуманитарных науках постоянно возрастает научный интерес к исследованию процесса ценностного освоения индивидом локализированного мира в его культурно-языковой среде и за ее пределами. Вследствие этого среди теоретических и прикладных трансдисциплинарных результатов можно выделить такие важные для ценностного измерения сути и динамики социализации личности в условиях современного университетского образования, как:

• определение понятийного содержания терминов «ценность», «ценностно-ориентированное воспитание» [Булатова, 2015], «цен-ностно-ориентационное единство», «предметно-ценностное единство»1;

• наличие вариантов типологизации ценностей [Ягубова, 2016], функционирующих в культурно-языковых сообществах и социальных субкультурах;

• создание банка данных социологических исследований ценностных ориентаций представителей разных возрастных групп [Щанина, 2016] и студенческой молодежи [Гостенина, Лупенкова, 2010; Корж, 2010; Синельников, 2011; Ядова, 2012 и др.];

• признание необходимости опоры на аксиологической подход в современном образовании [Маслов, Маслов, 2013; Медведева, 2011, 2017; и др.], в том числе и в области коммуникативного образования средствами со-изучаемых языков [Аксиология иноязычного образования, 2015].

В последние годы в России стала еще острее ощущаться необходимость в глубоком осмыслении ценностного стержня российского общества в целом, и образования, в частности, и на государственном

1 Карпенко Л.А, Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Краткий Психологический словарь. Ростов-н/Д., 1998.

уровне. Об этом свидетельствует появление в декабре 2021 г. «Проекта Указа Президента РФ об основах государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»2, создание Института нравственной культуры3 в октябре 2021 г. Хотя рассматриваемый проект Указа Президента РФ получил поддержку большинства при его рассмотрении в Общественной палате РФ (с участием семи комиссий Палаты и приглашенных экспертов, депутатов, ученых, общественных деятелей), тем не менее были высказаны существенные концептуальные замечания по его содержанию и предложено привлечь его к онлайн-обсуждению на платформе Института нравственной культуры «Дискурсивно-оценочной Сетью». Все это отчасти свидетельствует о том, что пока не сформирована целостная гуманитарная трансдисциплинарная основа для выделения ключевых традиционных духовно-нравственных ценностей в РФ с целью их сохранения и укрепления в российском обществе.

И это положение дел отчасти объясняется тем, что, во-первых, пока не достигнуто научное соглашение касательно типологизации ценностей (в результате одна и таже ценность может быть включена в разные терминологические кластеры4); во-вторых, в педагогических исследованиях не уделяется внимание критериям в отбора тех или иных ценностей как объектов образования; в-третьих, отсутствуют: а) педагогический инструментарий для наблюдения за динамикой ценностного развития студентов университета на разных уровнях высшего образования; б) методика осуществления комплексного анализа диапазона социализирующего воздействия конкретной образовательной модели на личность студента; в) результаты сопоставительно-сравнительного исследования социализирующего

2 Проект Указа Президента РФ «Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [URL: https://regulation.gov.ru/projects#npa=123967 (дата обращения: 19.06.22)] был разработан Российским НИИ культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачёва во взаимодействии с экспертами. В ходе общественного обсуждения, проходившего на официальном портале правовой информации с 21 января по 4 февраля 2022 г., к тексту документа поступило 1479 отзывов. В целом «за» документ проголосовало 100 760 пользователей портала, а «против» — 78928.

Институтом нравственной культуры предложены следующие дополнения к приложениям Проекта Указа Президента РФ: «Развитие нравственности как основы личностного развития и государства», «Модельный закон об нравственности», «Национальная кадровая мобилизация».

4 См. классификацию ценностей в энциклопедическом словаре «Слово о человеке» [URL: http://www.slovochel.ru/cenn-visshie.htm (дата обращения: 19.06.22)], в котором одна и та же ценность, например, «справедливость» одновременно входит в восемь групп ценностей (высшие ценности, духовные ценности, абсолютные ценности, духовные ценности, общечеловеческие ценности, социальные ценности, политические ценности и в правовые ценности).

потенциала разных образовательных моделей. А тогда каким образом можно педагогически достигать ценностного единства в студенческой среде, не говоря о ценностном единстве разных поколений?

Отталкиваясь от энциклопедического определения термина «ценностное единство общества»5 и уточняя эту дефиницию с позиции лингвокультурной педагогики, под ценностным единством общества в этой статье понимается моральное и социально-психологическое состояние общественного сознания культурно-языкового сообщества или ряда культурно-языковых сообществ, существующих и взаимодействующих в конкретной стране. При наличии ценностно-ориентационного единства в ней наблюдается общность взглядов граждан на основополагающие морально-нравственные, этические и эстетические ценности бытия человека, признаются общие фундаментальные ценности их существования и развития, а также необходимость согласованности мнений об общем и особенном в ценностном восприятии современного поликультурного и многоязычного мира; демонстрируется целостность и непротиворечивость представлений граждан о перспективах развития страны в настоящем и будущем, ее культурно-исторической памяти; наличествует ориентация на неконфликтное разрешение противоречий между представителями разных страт, осознается необходимость поиска выхода из коммуникативно-когнитивного диссонанса в условиях национальной, межнациональной и международной коммуникации, демонстрируется социокультурная готовность и способность следовать культурно приемлемым нормам вербального и невербального поведения при взаимодействии с представителями разных культурно-языковых сообществ, социальных страт и социальных субкультур для расширения зоны диалога культур и цивилизаций, противодействия проявлениям культурного вандализма в XXI в. С позиции лингвокультурной педагогики формирование предметно-ценностного единства на языковых факультетах в России целесообразно должно быть ориентировано на:

• развитие эмоционального интеллекта студенчества в содружестве с развитием их интеллектуальной культуры;

• овладение технологиями защиты и сохранения традиционных общечеловеческих и национальных культурных ценностей, ценностей традиционной гуманистической морали и этики;

• овладение способами активного и продуманного противодействия всем видам культурного вандализма современного мира;

5 Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013. URL: https:// psychology_pedagogy.academic.ru/ (дата обращения: 19.06.22).

• признание диалога культур и цивилизаций как стиля жизни индивида, общества и страны, который является безальтернативным инструментом взаимообогащающего сосуществования стран и народов в постглобальном мире;

• раскрытие сути современного тоталитаризма Коллективного Запада и используемых им информационных технологий расчело-вечевания современного общества, в основе которых отказ от традиционных цивилизационных ценностей человеческого бытия, создание ценностных перевертышей (антиценностей [Шаров, 2009]), цифровая блокада инакомыслящих (включая их экономическую блокаду), продвижение русофобии в идеологических и политико-экономических целях, движение от «культуры запрета» к запрету культуры, милитаристское навязывание миру неоколониализма и неонационализма.

Как известно, к средствам социализации современной личности, влияющим на степень морально-нравственного ценностное единство современного российского общества относятся: семья, религиозная или атеистическая среда обитания человека, интернет-среда, образовательное пространство, профессиональное сообщество, армия и полиция, общественные организации, общественные и профессиональные лидеры, лидеры культуры, науки и бизнеса (входящие в элиту общества6 политическую, экономическую, военную, научную, культурную, академическую, спортивную и др.). Поддерживая идею о необходимости усиления вклада университетского образования в формировании элит России в контексте государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, тем не менее следует признать, что будет нелегко ее воплотить педагогически в университетское образование в целом, и в языковое образование, в частности, в условиях современного социокультурного контекста бытия человека, в котором наблюдается нарастание жесткого ценностного противостояния геополитических сообществ (как на международном уровне, так и внутри государств и их культурно-языковых сообществ) в процессе геополитического сдвига и мучительного рождения нового миропорядка.

Неоднозначная ситуация существует и в языковом образовании, особенно в сфере со-изучения языков и культур. С одной стороны, благодаря теоретическим и прикладным результатам исследований в этой области был осуществлен переход на межкультурную ком-петентностную парадигму языкового образования (которая впо-

6 г>

В зависимости от морально-этических ценностных ориентации элит их воздействие на молодежь может иметь позитивное или негативное социализирующее воздействие.

следствии стала парадигмой всего университетского образования при подготовке специалистов разных профилей), получили развитие культуроведчески-ориентированные подходы7 к коммуникативному образованию средствами со-изучаемых языков и культур. А, с другой стороны, при выборе конкретных ценностей как объектов языкового образования длительное время превалировали общеевропейские ценности, затем постепенно подошли к пониманию необходимости сбалансированности общеевропейских ценностей и национальных ценностей в образовательном пространстве. И только сравнительно недавно со всей остротой встал вопрос о безотлагательной необходимости переосмысления ценностного стержня социокультурной подготовки студентов в бакалавриате, магистратуре, специалитете и аспирантуре на языковых и неязыковых факультетах. Почему? Порой в вузе доминировали такие явления, как чрезмерная идеализация культурно-языковых стран со-изучаемого языка и культур/ры (в частности, англоязычного мира и европейских стран Старого Света), их ценностных ориентиров, неправомерная абсолютизация их вклада в мировой фонд культуры, науки и технологии, гиперболизация безупречности их историко-культурного пути развития в сравнении с Россией и т.п., отсутствие установки на ценностно-ориентированное обучение языкам, что еще порой усугублялось репродуктивным стилем вузовского обучения.

Для того чтобы определить хотя бы контуры современного ценностно-ориентированного обучения языкам обратимся первоначально к перечню традиционных8 российских духовно-нравственных ценностей, включенных в вышеупомянутый проект Указа Президента РФ, в котором обозначены следующие группы ценностей: общечеловеческие ценности (права и свободы человека, жизнь, достоинство, гуманизм), социальные ценности (справедливость, милосердие, коллективизм, единство народов России), духовные ценности (высокие нравственные идеалы, гражданственность, приоритет духовного над материальным, историческая память и преемственность поколений) и морально-этические (служение Отече-

7 Любопытно отметить, что целый ряд положений социокультурного подхода, представленный первоначально в теории и методике обучения иностранным языкам и воспитания средствами иностранного языка, получили широкую верификацию не только в педагогике, но и в других гуманитарных науках.

8 В проекте Указа Президента традиционные ценности рассматриваются как формирующие мировоззрение граждан России нравственные ориентиры, передающиеся от поколения к поколению, обеспечивающие гражданское единство, лежащие в основе российской цивилизационной идентичности и единого культурного пространства страны, нашедшие свое уникальное самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России.

ству и ответственность за его судьбу, крепкая семья, созидательный труд, взаимопомощь и взаимоуважение). В принципе, все они могут выступать как объекты образования. Однако следует ли ограничиваться только ими?

Учитывая тот факт, что на языковых факультетах осуществляется филологическая, педагогическая и межкультурная коммуникативно-когнитивная подготовка обучающихся как партнеров международного сотрудничества и плюрикультурных медиаторов, то очевидно, что ценностное наполнение языкового образования будет необходимо расширить за счет освоения студентами также художественно-эстетических ценностей, педагогических ценностей (социально-педагогические, групповые педагогические и личностно-педагогические ценности и ценности-средства) [Старикова, 2019], ценностных доминант межкультурного общения [Медведева, 2017] с учетом поликодовости (мультимодальности, полимодусности, мультимедиальности) межкультурной коммуникации [Молчанова, 2021]. А в процессе становления студентов как исследователей предполагается также освоение ими социокультурных (мировоззренческих) ценностей и внутринаучных (когнитивно-методологических) ценностей, детерминирующих процесс научного познания [Кузь-менко, 2017]. Освоение студентами рассмотренных выше совокупностей ценностей предполагает обязательно не репродуктивную, а проблемно-ориентированную образовательную среду в вузе, насыщенную познавательно-поисковыми и познавательно-исследовательскими видами деятельности на русском и иностранных языках, учебными проектами, учебными дискуссиями и круглыми столами (включая моделирование круглого стола экспертов), общественно-значимыми и профессионально-ориентированными научными дебатами по социально-заостренной общественно-значимой и актуальной научной тематике9 и проблематике совместно с представителями профессорско-преподавательского коллектива и вузовскими управленцами.

Функциональным назначением проблемно-ориентированной образовательной среды является формирование у студентов языковых факультетов таких качеств личности, как: 1) осознание себя как носителя культурно-исторической памяти своего народа, готовность и способность быть субъектом диалога культур (выпускник аспирантуры), кросс-культурным и плюрикультурным медиатором (начиная с бакалавриата и продолжая в магистратуре); 2) способность к критическому осмыслению цивилизационного развития культур-

9 К числу подобного рода архиважной научной тематики лингвистических дебатов можно отнести следующую: Когнитивная лингвоэкология и лингвотоксич-ность: как защитить язык от человека [Молчанова, 2016].

но-языковых сообществ (включая и свою собственную страну), континентальных/региональных/национальных/этнических культур, геополитических сообществ; 3)социальная, политическая, правовая зрелость; 4) осознание принадлежности к научной отечественной школе и способность ее представлять в международных научных сообществах; 5) научно-исследовательская устремленность и результативность; 6) аналитичность, глубина, целостность и диа-лектичность научного мышления, вербальная и невербальная академическая культура (включая билингвальную и поликультурную составляющие); 7) социальная, политическая, информационная, научная, эстетическая, управленческая, педагогическая, правовая, коммуникативная культура.

При этом важно осознавать, что формирование проблемно-ориентированной образовательной среды на языковых и других университетских факультетах целесообразно осуществлять как при освоении учебных дисциплин и оценивании их качества, так и в процессе внеаудиторной поддержки билингвального научно-образовательного и научного взаимодействия преподавателей и студентов. Эта внеаудиторная поддержка билингвального ценностно-ориентированного образования. Среди последних на языковых факультетах университетов целесообразно выделить:

а) ИКТ-поддерживаемое словесное и театрализованное творчество в монолингвальных, билингвальных и плюрилингвальных языковых клубах;

б) проведение междисциплинарных дискуссий на русском и иностранном языках онлайн и офлайн по актуальным проблемам России и ее видения будущего мира;

в) участие в дебатах по профессионально-профильной и социально-заостренной тематике и проблематике (построенных и с ориентацией на международные форматы их проведения);

г) создание редакционных коллективов для публикации электронных молодежных профессионально-профильных научных / научно-популярных журналов;

д) создание междисциплинарных блогов для укрепления содружества студентов разных факультетов в ценностном освоении мира и ознакомления с ценностным мировидением россиян, продвижения российских достижений в культуре, науке и образовании;

е) билингвальное и плюрикультурное общение на научно-образовательных, научных чаепитиях представителей той или иной научной школы.

Именно в условиях проблемно-ориентированной образовательной среды имеется возможность сформировать из современных студентов языковых факультетов будущую академическую элиту, подго-

товленную и способную действовать в условиях нарастания геополитического противостояния как субъект и проводник диалога культур, благодаря а): ценностному освоению мира своей страны и и других культурных миров; б) овладению совокупностью социально-востребованных общегуманитарных компетенций (эмпа-тической, поликодовой, антиманипулятивной, билингвальной медиативной, конфликтологической, риторической и полемической компетенции) [Сафонова, 2021], необходимых для отстаивания интересов России на международной арене, защиты национального и мирового культурного наследия, и противостояния социальным анти-ценностям10 истеблишмента Коллективного Запада; в) владению стратегией конструктивного партнерства в глокализированном мире, отягощенном политико-экономическими, геополитическими, цивилизационными и культурными/культурно-языковыми конфликтами, информационными и ментальными войнами; г) развитию стратегий и умений эффективно действовать в разных сферах коммуникации в условиях информационной войны; д) высокому уровню социальной, политической, информационной, научной, художественной, эстетической, управленческой, педагогической, правовой, коммуникативной культурой (в разных сферах межкультурной коммуникации); е) владению лингвокультурными форматами и средствами общественного самовыражения, которые можно признать как этически приемлемые, социально значимые, юридически оправданные, словесно и эстетически привлекательные для взаимодействия с людьми в конкретных сферах межкультурной коммуникации на русском и иностранном языках.

Итак, для педагогического моделирования востребованного ценностно-ориентированного языкового образования в современной России необходимо определить междисциплинарные основы сотрудничества для:

• достижения научного и научно-методического консенсуса относительно терминологического аппарата описания его сути;

• выделения ценностного ядра языкового образования в условиях геополитических противостояний и возникновения нового ци-вилизационного лица мира с ориентацией на национальные интересы России и с учетом особенностей ее взаимодействия в

10 К антиценностям современного мира относятся: культ эгоизма, культ вседозволенности, культ безнравственности и насилия, отрицание идеалов патриотизма и служения Отечеству, идеалов созидательного труда, конструктивного диалога культур, отрицание роли России как защитницы прав суверенных государств от нацизма и неонацизма, русофобию вплоть до «отмены культурного наследия России».

поликультурном, многоязычном и идеологически разнонаправленном мировом сообществе;

• выдвижения в лингводидактике высшей школы качественно новых целей, концепции, технологий обучения иностранным языкам и воспитания средствами иностранного языка, педагогического инструментария для отслеживания динамики ценностного компетентностного развития выпускников бакалавриата, магистратуры, специалитета и аспирантуры, способствующих созданию проблемно-ориентированного культурного пространства для плодотворного взаимодействия всех субъектов ценностно-ориентированного образования на со-изучаемых языках в процессе воспитания аналитически мыслящей творческой академической элиты.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аксиология иноязычного образования. Вып. 2. Кн. 2: Аксиологические аспекты иноязычной подготовки в вузе / Отв. за вып. А.К. Крупченко, А.Н. Кузнецов. М., 2015.

2. БулатоваН.Д. Традиции ц ценностно-ориентированного воспитания личности в педагогической системе Ю.А. Стрельцова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2008. Сентябрь-октябрь. С. 144-149.

3. Гостенина В.И., Лупенкова Е.Ю. Ценностные ориентиры и социальные факторы реформирования российской высшей школы // Среднерусский вестник общественных наук. Социология и жизнь. 2010. № 4. С. 43-48.

4. Корж Н.В., Щанина Е.В. Сравнительная характеристика ценностных ориен-таций разных поколений россиян // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2016. № 1 (37). С. 143-152.

5. Кузьменко Г.Н. Философия и методология науки. М., 2017.

6. Маслов С.И., Маслов Т.А. Аксиологический подход в педагогике // Известия Тульского государственного университета. 2013. № 3-2. С. 202-212.

7. Медведева С.А. Реализация аксиологического подхода в системе высшего образования // Высшая школа сегодня. 2013. № 11. С. 61-63.

8. Медведева С.А. Модель формирования ценностных доминант межкультурного общения // Брянской государственной сельскохозяйственной академии. 2017. № 4(62). С. 67-72.

9. Молчанова Г.Г. Когнитивная лингвоэкология и лингвотоксичность: как защитить язык от человека // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2016. № 2. С. 7-14.

10. Молчанова Г.Г. Генеральная поликодовость коммуникативных модусов. Какой он, человек нового поколения? // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2021. № 2. С. 9-16.

11. Сафонова В.В. Социокультурный контекст перестройки гуманитарного образования в условиях глобальных геополитических противостояний в XXI веке // Коммуникативные модусы (коды) как средство формирования общегуманитарных компетенций человека нового поколения Материалы междисциплинарной научной конференции 27-28 мая 2021 г. М., 2021. С. 38-48.

12. Синельников А.Б. Ценностные ориентации российской и европейской молодежи // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 2011. № 1. С. 145-158.

13. Старикова Л.Д. История педагогики и философия образования: учебник и практикум для вузов. 3-е изд., испр. и доп. М., 2019. Электронный ресурс: текст // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. URL: https://urait.ru/ bcode/434154 (дата обращения: 22.06.2022).

14. ШаровК.С. Перевернутые ценности современной реальности и государство // Ценности и смыслы. 2009. № 2. С. 16-26.

15. Ягубова С.Я. Типологизация ценностей: социально-философский анализ // Социальная психология. 2016. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tipologizatsi-ya-tsennostey-sotsialno-filosofskiy-analiz (дата обращения: 19.06.22).

16. Ядова М.А. Современное и традиционное в ценностях постсоветской молодежи // Социологические исследования. 2012. № 1. С. 114-125.

REFERENCES

1. Aksiologiya 2015. Aksiologiya inoyazychnogo obrazovaniya [Axiology of foreign language education]. In A.K. Krupchenko, A.N. Kuznecov (eds.). Vyp. 2. Kn. 2. Aksiologicheskie aspekty inoyazychnojpodgotovki v vuze. Moscow, APKiPPRO. (In Russ.)

2. Bulatova N.D. 2015. Tradicii c cennostno-orientirovannogo vospitaniya lichnosti v pedagogicheskoj sisteme Yu. A. Strel'cova [Traditions of Value-oriented Personality Development in the Pedagogical System]. Vestnik Moskovskogo gosudarstven-nogo universiteta kul'tury i iskusstv, no. 5 (67), Sentyabr'-oktyabr', рp.144-149. (In Russ.)

3. Gostenina V.I., Lupenkova E.Yu. 2010. Cennostnye orientiry i social'nye faktory reformirovaniya rossijskoj vysshej shkoly [Value Orientations and Social Factors of Reforming Russian Higher Education]. Srednerusskij vestnik obshhestvennyx nauk. Sociologiya i zhizn', no. 4, pp. 43-48. (In Russ.)

4. Korzh N.V., Shhanina E.V. 2016. Sravnitel'naya xarakteristika cennostnyx orientacij raznyx pokolenij rossiyan [Comparative Characteristics of Value Orientations of Different Russian Generations]. Izvestiya vysshix uchebnyx zavedenij. Povolzhskij region. Obshhestvennye nauki, no.1 (37), pp. 143-152. (In Russ.)

5. Kuz'menko G.N. 2017. Filosofiya i metodologiya nauki. Science Philosophy and Methodology. Moscow, Izdatel'stvo Yurajt. (In Russ.)

6. Maslov S.I., Maslov T.A. 2013. Aksiologicheskij podxod v pedagogike [Axiological Approach in Pedagogy]. Izvestiya Tul 'skogo gosudarstvennogo universiteta, no. 3-2, pp. 202-212.

7. Medvedeva S.A. 2013. Realizaciya aksiologicheskogo podxoda v sisteme vysshego obrazovaniya [Implementing Axiological Approach in the Higher Education System]. Vysshaya shkola segodnya, no. 11, pp. 61-63.

8. Medvedeva S.A. 2017. Model' formirovaniya cennostnyx dominant mezhkul'turnogo ob shheniya [A Model of Developing International Communication Value Dominants]. Bryanskoj gosudarstvennoj sel'skoxozyajstvennoj akademii, no. 4 (62), pp. 67-72.

9. Molchanova G.G. 2016. Kognitivnaya lingvoe'kologiya i lingvotoksichnost': kak zashhitit' yazyk ot cheloveka [Cognitive Linguoecology and Linguotoxicity: How to Protect Language from Humans?]. Moscow State University Bulletin. Series 19. Linguistics and Intercultural Communication, no. 2, pp. 7-14.

10. Molchanova G.G. 2021. General'naya polikodovost' kommunikativnyx modusov. Kakoj on, chelovek novogo pokoleniya? [General Polycode Character of Communi-

cative modes. What is he, a Man of the new generation?]. Moscow State University Bulletin. Series 19. Linguistics and Intercultural Communication, no. 2, рр. 9-16.

11. Safonova V.V. 2021. Sociokul'turnyj kontekst perestrojki gumanitarnogo obra-zovaniya v usloviyax global'nyxgeopoliticheskix protivostoyanij v XXI veke [So-ciocultural Context of Tuning Humanities Education in the Era of Global GeopoliticaL Conflicts in the 21st Century]. Kommunikativnye modusy (kody) kak sredstvo formirovaniya obshhegumanitarnyx kompetencij cheloveka novogo pokoleniya. Materialy mezhdisciplinarnoj nauchnoj konferencii 27-28 maya 2021 g. Moscow, KDU, pp. 38-48.

12. Sinel'nikov A.B. 2011. Cennostnye orientacii rossijskoj i evropejskoj molodezhi [Value Orientations of Russian and European Youth]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 18. Sociologiya ipolitologiya, no.1, pp. 145-158.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Starikova L.D. Istorija pedagogiki i filosofija obrazovanija: uchebnik i praktikum dlja vuzov. 3-e izd., ispr. i dop. M., 2019. Jelektronnyj resurs: tekst. Obrazovatel'naja platforma Jurajt [sajt]. URL: https://urait.ru/bcode/434154 (data obrashhenija: 22.06.2022).

14. Sharov K.S. 2009. Perevernutye cennosti sovremennoj real'nosti i gosudarstvo [Reversed Values of Modern Reality and the State ]. Cennosti i smysly, no. 2, pp. 16-26.

15. Yagubova S.Ya. 2016. Tipologizaciya cennostej: social'no-filosofskij analiz [Values Typology: A Socio-philosophical Analysis]. Social'nayapsixologiya. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/tipologizatsiya-tsennostey-sotsialno-filosofskiy-analiz. Lfnfj (accessed: 19.06.22).

16. Jadova M.A. Sovremennoe i tradicionnoe v cennostjah postsovetskoj molodezhi. Sociologicheskie issledovanija. 2012. № 1. S. 114-125.

Статья поступила в редакцию 06.04.2022; одобрена после рецензирования 06.05.2022;

принята к публикации 18.05.2022

The article was submitted 06.04.2022; approved after reviewing 06.05.2022; accepted for publication 18.05.2022

ОБ АВТОРЕ

Сафонова Виктория Викторовна — доктор педагогических наук, профессор факультета иностранных языков и регионоведения Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова; euroschool@mail.ru

ABOUT THE AUTHOR

Vwtoria V. Safonova — Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Faculty of Foreign Languages and Area Studies, Lomonosov Moscow State University; euroschool@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.