Научная статья на тему 'Ценностно-ориентированное содержание гуманистической пропедевтики школьного естественнонаучного образования'

Ценностно-ориентированное содержание гуманистической пропедевтики школьного естественнонаучного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА / ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЛЮБОВЬ К ПРИРОДЕ / ЭТИЧЕСКИЙ ВЫБОР / ЦЕННОСТИ ПОЗНАНИЯ ПРИРОДЫ / БЫТИЕ ПОЗНАНИЕ / ОБЫЧНОЕ ПОЗНАНИЕ / PRELIMINARY HUMANITARIAN PREPARATION / TRAINING TO NATURAL SCIENCES / LOVE TO A NATURE / ETHICAL CHOICE / VALUES OF KNOWLEDGE OF A NATURE / LIFE KNOWLEDGE / USUAL KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тебенькова Елена Александровна

Гуманистическая пропедевтика является актуальным направлением гуманизации естественнонаучного образования. В качестве ценностного содержания представлены группы метапредметных ценностей: социальные, личностные, социально-личностные и предметных ценностей: знания, отношения, действия. Ценности классифицированы по принципу биполярности. Для примера рассмотрена диада ценности Бытие-познание ценности обычного познания, входящих в группу ценности-действия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Values - guided the contents of preliminary humanitarian preparation to training to natural sciences at school

Humane propedevtic is a urgent direction of humanity of training to natural sciences. As the contents based on values, the groups metasubjects values are submitted: social, human, social human and subject values: knowledge, attitude(relation), action. The values are classified by a principle of double polarity. For an example the diad of value Life knowledge value of usual knowledge value action, included in group is considered.

Текст научной работы на тему «Ценностно-ориентированное содержание гуманистической пропедевтики школьного естественнонаучного образования»

Таким образом, фреймовый подход к организации знаний способствует свертыванию и сжатию учебной информации, обеспечивает доступность и понимание учебного материала.

Использование фреймовых схем приводит к существенной интенсификации процесса обучения физике, астрономии, математике. Современные тенденции модернизации образования диктуют дальнейшее незамедлительное развитие таких перспективных направлений «интенсива», как алгоритмизация учебного процесса, разработка учебников и учебных пособий фреймового типа. Современные учебники представляют собой очень слабо фрейми-рованные источники информации, структурированные на поверхностно-семантическом уровне: главы, разделы, параграфы, введение, заключение. Внутри параграфа

материал преподносится в виде «каши», включающей в себя понятия, законы, явления, применение законов. Учащийся с учителем должен переработать, т. е. структурировать этот материал, разложить по полочкам, установить логические связи между смысловыми единицами текста (денотатами) и затем запомнить и применять его на практике. На это уходит огромное количество времени. Метод фреймовых опор как инструмент структурирования облегчает в несколько раз этот трудоемкий процесс. Информационный век привел нас к такому типу учебника, и ближайшая задача - его создание. Авторы данных учебников должны систематизировать и структурировать учебный материал и потом изложить в готовом виде так, чтобы любой учащийся без труда увидел его структуру. Но это будет уже учебник фреймового типа - учебник будущего.

Примечания

1 См.: Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М., 2002. С. 7.

2 См.: Стратегии модернизации содержания общего образования. М., 2001. С. 24.

3 См.: МинскийМ. Фреймы для представления знаний. М., 1979.

УДК 37.017.91

Е.А. ТЕБЕНЬКОВА

Центр развития образования Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области E-mail: eashu@ mail.ru

Ценностно-ориентированное содержание гуманистической пропедевтики школьного естественно-научного образования

Гуманистическая пропедевтика является актуальным направлением гуманизации естественно-научного образования. В качестве ценностного содержания представлены группы метапредметных ценностей - социальные, личностные, социально-личностные - и предметных ценностей: знания, отношения, действия. Ценности классифицированы по принципу биполярности. Для примера рассмотрена диада «Бытие-познание - ценности обычного познания», входящая в группу ценности-действия.

Ключевые слова: гуманистическая пропедевтика, естественно-научное образование, любовь к природе, этический выбор, ценности познания природы, Бытие-познание, обычное познание.

E.A. TEBENKOVA

Values-Guided the Contents of Preliminary Humanitarian Preparation to Training to Natural Sciences at School

Humane propedevtic is a urgent direction of humanity of training to natural sciences. As the contents based on values, the groups metasubjects values are submitted: social, human, social-human and subject values: knowledge, attitude(relation), action. The values are classified by a principle of double polarity. For an example the diad of value Life-knowledge - value of usual knowledge value-action, included in group is considered.

Key words: preliminary humanitarian preparation, training to natural sciences, love to a nature, ethical choice, values of knowledge of a nature, Life knowledge, usual knowledge.

© Е.А. Тебенькова, 2009

Актуальным направлением гуманизации естественно-научного образования (ЕНО) является гуманистическая пропедевтика. Гуманистическую пропедевтику ЕНО мы определяем как целенаправленный процесс создания и расширения эколого-гуманис-тического витагенного опыта обучающихся на предметном материале естественно-научных дисциплин в соответствии с возрастными особенностями и общечеловеческой логикой развития познания природы с помощью доступных научных методов и образного восприятия ими природы еще до начала изучения современных научных методов.

Концептуально в качестве гуманистической основы пропедевтики ЕНО мы выделяем познание Природы как необходимый способ развития любви к ней и способности осуществлять в ее отношении этический выбор. В контексте нашего исследования предлагаем следующие формулировки общеизвестных понятий.

Познание - познание Природы такой, какова она есть, вне ее способности удовлетворять наши потребности, вне ее ценности для познающего. Любовь - форма продуктивной деятельности по отношению к Природе, предполагающая проявление интереса и заботы, познание, душевный отклик, изъявление чувств, наслаждение ею. Этический выбор - нравственные знания-умения, прокладывающие путь свободе, ориентирующие на выбор лучшего поступка. Источник такого выбора - нравственная интуиция и требования духовно-экологического императива, определяемого нами следующим образом: Любовь к природе - обязательное условие познания и любых действий, осуществляемых в отношении Природы.

Гуманистическая пропедевтика относится к ценностно-ориентированным педагогическим системам, имеющим гибкий, поливариативный характер, отличающимся неопределенностью результата педагогической деятельности. В зарубежной и отечественной социально-философской литературе представлены разные способы классификации ценностей. Мы предлагаем взять за основу разделение ценностей по признаку биполярности. Выделив полярные диады ценностей, мы, с одной стороны, можем представить целый «веер» их сочетаний и соотношений в содержании гуманистической пропедевтики ЕНО, что соответствует принципам плюрализма, полифонии и мно-

гообразия ценностей, а с другой стороны, отсечь, нивелировать негативные ценности, основным признаком которых является ограничение развития личности или деструктивный характер.

Наиболее значимыми для реализации гуманистической пропедевтики ЕНО ценностями являются: надпредметные - социальные, личностные и социально-личностные; предметные, раскрывающие гуманистический потенциал ЕНО, - ценности знания, отношения, действия.

В выделении надпредметных ценностей обратимся к мнению И.Г. Фомичевой1. К социальным ценностям, наиболее актуальным на современном этапе развития, она относит следующие полярные ценности: глобализации - регионально-национальные; коллективизма, соборности - ценности индивидуальной свободы и независимости.

К личностным ценностям ею отнесены: ценности экономической независимости (богатая, сытая, полная удовольствий жизнь) - православные ценности («не в деньгах счастье»); ценности активной жизненной позиции (социализация), т.е. активного преобразования окружающей среды - ценности адаптации (бережного отношения к среде), приспособления.

Среди ценностей, которые имеют промежуточный (социально-личностный) характер, И.Г. Фомичева называет: ценности толерантности (терпимости) - моральных норм, традиций, устоев; ценности гармонии личностного развития (равновесного, разностороннего) - профессионализма, узкой специализации.

В группе ценностей знания можно выделить: ценности научного знания о Природе -ценности ненаучного (мифология, эзотерика и др.) знания; ценности культурного опыта (информации) в познании Природы - субъективного опыта.

К ценностям отношения мы отнесли: ценности прагматического (экономического) отношения к Природе - непрагматического отношения к Природе (сакрального, эстетического, этического); прагматического отношения к знанию о Природе, используемого для удовлетворения потребности в комфортной жизни, корыстных, деструктивных интересов - непрагматического отношения к знанию о Природе, используемого для удовлетворения потребности в познании сути Природы, своего места в ней; «прописных истин»

(материал учебника) о гуманном отношении к Природе - наглядного примера (отношение педагога, родителей, близкого социума) отношения к Природе; позиции «обладания» в отношении Природы (стремление к приобретению различных видов собственности: участков, коллекций) - Бытия в Природе (соучастие в жизни Природы, служение ей); экологического императива в осуществлении деятельности - духовно-экологического императива в осуществлении деятельности.

Ценности действия включают: ценности Познания (Бытие-познание) - ценности обыденного и научного познания; ценности сложных современных научных методов познания природы (геоинформационные системы, дешифрирование космоснимков, препарирование) - ценности доступных простых методов познания природы (наблюдение, созерцание, чувствование); ценности активного материально-продуктивного действия (использование природных ресурсов, охрана природы) - ценности пассивного духовного действия (любовь, созерцание, художественное восприятие); ценности труда (физического, учебно-познавательного) в помещении (например, комфорт и безопасность субъекта труда) - ценности труда на природе (например, улучшение физического и психического здоровья).

Рассмотрим диаду ценностей, имеющую принципиальное значение в содержании гуманистической пропедевтики ЕНО: ценности Познания (Бытие-познание) - ценности обыденного познания.

А. Маслоу утверждает, что в состоянии Бытие-любви (обращенной к Бытию другого индивида или объекта) обнаруживается особый вид познания - Познание Бытия (Б-поз-нание), - не рассматриваемый в психологии, но подробно описанный у авторов, пишущих на эстетические, религиозные и философские темы. Оно, по мнению А. Маслоу, противоположно познанию, обусловленному потребностью в ликвидации дефицита (Д-познания). Д-познание можно определить как цепочку познавательного опыта, организованного в соответствии с основными потребностями (физиологическими, социальными), их удовлетворением или неудовлетворением, т.е. ликвидацией дефицита. Д-познание можно назвать эгоистичным познанием, согласно которому мир состоит исключительно из того, что удовлетворяет потребности или разочаровывает2.

Познание объекта таким, каков он есть в своем Бытии, вне его способности удовлетворять наши потребности или разочаровывать нас, т.е. вне его ценности для наблюдающего или его воздействия на наблюдающего, может быть названо Б-познанием.

Сравним основные характеристики Б-познания и Д-познания по отношению к Природе:.

1) при Б-познании индивид воспринимает объект Природы (живое существо, природный комплекс, ландшафт) как целое. Объект на какое-то мгновение становится равнозначен всему Бытию. В Д-познании природный объект воспринимается как представитель определенного класса, как частный пример какой-то общей категории. Восприятие включает в себя некое автоматическое сравнение или оценку. Оно подразумевает нечто «более высокое», «меньшее» или «большее», «полезное» или «бесполезное», «опасное» или «безопасное» и т.д. Б-познание может быть названо не-сопоставительным или неоценивающим познанием. Кроме того, конкретное и целостное восприятие объекта Природы подразумевает, что он воспринимается с Любовью, которая предполагает сосредоточенность внимания, постоянное изучение, необходимое для восприятия всех аспектов природного объекта. Внимание к мельчайшим деталям, обусловленное этим восприятием, обязательно приведет к более полному впечатлению, чем обычная поверхностная систематизация;

2) в отличие от обыденного познания последующая активизация функции Б-познания обогащает восприятие, вызывает у нас восхищение, заставляет нас любить Природу еще больше и позволяет нам замечать все новые и новые ее грани. При обыденном восприятии, когда первое впечатление зачастую является простой классификацией объекта по принципу «полезен-бесполезен», «опасен-безопасен», в результате частых встреч интерес к объекту теряется. Потом потребность в восприятии исчезает, и поскольку объект уже занесен в соответствующую графу, он просто не воспринимается;

3) в случае Б-познания человек видит Природу в ее собственном Бытии («безграничности»), а не как нечто подлежащее использованию или то, чего следует бояться. Поскольку обыденные, практические человеческие интересы остаются за пределами бытийного познания, оно дает нам возможность

более правильно понять суть объекта Природы самого по себе;

4) как правило, познание является активным процессом. Для него характерны формообразование и отбор со стороны субъекта познания. Он решает, что ему воспринимать, а что нет, соотносит познание со своими потребностями, страхами и интересами, он его организует, выстраивает и перестраивает. Познание является энергоемким процессом. Оно предполагает бдительность, настороженность и напряжение, стало быть, приводит к усталости. Бытийное познание Природы отчасти пассивно и рецептивно. Человек смиренно принимает, ни во что не вмешивается, получает, а не берет. Свойство бытийного познания - «невольное» (в отличие от волевого), а обычное является волевым актом, стало быть, предполагает претензии, предубеждения, преднамеренность;

5) в бытийном познании происходит восприятие всех аспектов и атрибутов объекта Природы одновременно или в очень быстрой последовательности. Абстрагирование характерно для обыденного познания - это отбор определенных качеств объекта, тех, которые нам полезны, представляют опасность или знакомы, отказ от других, создание или искажение третьих, чтобы они соответствовали нашим языковым категориям;

6) в Б-познании предоставляется возможность постичь ценности мира, ценности Бытия Природы и человеческого бытия.

Помимо позитивных моментов, существуют опасности бытийного познания Природы.

Основная опасность - оно делает действие невозможным или, по крайней мере, необязательным. Это познание не приводит к принятию решения, потому что решение есть готовность к действию, а такое познание заключается в пассивном созерцании, тонком понимании и невмешательстве. Но поскольку мы большую часть времени проводим «в мире», то действие просто необходимо. Поэтому обязательными составляющими гуманистического отношения к Природе являются конфликт, необходимость делать эти-

ческий выбор и принимать решения. Значит, в процессе ЕНО необходимо обучение как созерцанию, так и различению добра и зла, осуществлению этического выбора и адекватному действию.

Б-познаниеможетсделатьчеловекаменее ответственным, особенно в том, что касается помощи живым существам или природным системам. «Невмешательство» в некоторые ситуации может привести к травме или смерти человека, животного. Не нужно забывать об обязательствах перед людьми, животными, деревьями, цветами, перед землей. Гуманная личность любовно отождествляет себя со своими «братьями», его волнуют их эволюция, развитие, возможность которых исчезает с их страданиями или смертью. Как особый случай недеяния чистое созерцание предполагает не-оказание помощи.

Бездеятельное созерцание может быть неправильно понято как недостаток любви, заботы, сострадания по отношению к людям.

Возможность сверхэстетизма - еще одна связанная с Б-познанием проблема. Эстетический взгляд на Природу зачастую находится в конфликте с практической и нравственной точками зрения. Одной из форм эстетизма может быть представление уродства как красоты, наслаждение зрелищем вредоносного (деятельность опасных бактерий), сверхопасного (извержение вулкана, лесной пожар), этически безобразного (убийство живого существа, взрыв горы для прокладки дороги) явления. Другая проблема - неумелое, неэстетичное представление истинного и прекрасного.

Как правило, Б-восприятие длится очень недолго, большую часть времени люди во взаимодействии с природой пользуются Д-восприятием. Но для достижения целостности развития и формирования образа Природы мы должны научить детей воспринимать другие живые существа, природные комплексы различными способами, в идеале - иногда видеть их в их собственном Бытии, становясь на время всепонимающими, всецело любящими и восхищенными, радующимися Бытию.

Примечания

1 См.: ФомичеваИ.Г. Ценностно-ориентированное воспитание как концептуальная идея // Образовательная стратегия в начале XXI века и проектирование региональных образовательных систем: Материалы Всерос. науч.-практич. конф. Тюмень, 2003. С. 12-14.

2 См.: МаслоуА. Психология бытия // http://bookz.ru/authors/maslou-abraham/maslow01/1-maslow01.html.

В.И. Ваганова. Формирование профессионально-методической деятельности студентов

69

УДК 53 (075.8)

В.И. ВАГАНОВА

Бурятский государственный университет E-mail: [email protected]

Формирование профессионально-методической деятельности студентов университета при изучении «Практикума по основам преподавания школьного курса физики»

В статье рассматривается методика формирования профессионально-методических умений студентов классического университета в рамках дополнительной образовательной программы при изучении «Практикума по основам преподавания школьного курса физики». На лабораторно-практических занятиях практикума закладываются основы обучающей деятельности будущего учителя физики и методика формирования экспериментальных умений и навыков, отрабатываются первоначальные экспериментальные умения студентов, а также умение обучать решению задач.

Ключевые слова: профессионально-методическая деятельность, профессионально-методическая компетентность, гностический, проектировочный, конструктивный компоненты, алгоритмически-инструктивный, дискурсивный методы.

V.I. VAGANOVA

Forming Professional and Methodical Activities of University Students in Studying «Practice of Bases of Schools Physics Course Studying»

The article is devoted to forming of professional and methodical skills of classic universities students in studying «Practice of bases of schools physics course studying». On laboratory-practical lessons is forming bases of future teachers studying activities and method of forming experimental skills, is testing first experimental students skills, and skills of studying in solution of physicals tasks.

Key words: professional and methodical activities, professional and methodical competence, gnostic component, projective component, constructive component, algorithmic-instructive method, discursive method.

Подготовка педагогических кадров в

классических университетах ведется в рамках дополнительной образовательной программы, включающей следующие методические дисциплины: «Научные основы школьного курса физики», «Теория и методика обучения физике», «Практикум по основам преподавания школьного курса физики».

Модель профессионально-методической компетентности будущего преподавателя физики выступает как единство его теоретической и практической подготовки. Практическая подготовка, направленная на формирование методических умений, реализуется при организации практикума, на который отводится 36 часов лабораторно-практических занятий. Цель практикума состоит в формировании профессиональных умений планирования, конструирования, организации, анализа и коррекции учебно-воспитательно-

го процесса в соответствии с современными требованиями к уроку физики.

Задачей курса является развитие умения:

- анализировать и сравнивать альтернативные программы и учебники по физике;

- составлять тематический годовой план изучения школьного курса физики в образовательных учреждениях различных типов;

- планировать отдельные уроки, циклы уроков, весь курс обучения с учетом конкретных целей;

- моделировать авторскую программу обучения на основе современных образовательных технологий;

- осуществлять организацию и композиционное построение процесса обучения физике;

- обучать учащихся решению физических задач, выполнению фронтального эксперимента;

© В.И. Ваганова, 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.