Научная статья на тему 'Концепция гуманистической пропедевтики естественнонаучного образования в школе'

Концепция гуманистической пропедевтики естественнонаучного образования в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
206
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА / ГУМАНИЗАЦИЯ / ПРИРОДОСООБРАЗНОСТЬ / ДУХОВНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / HUMANIZATIONS OF INTRODUCTION / HUMANIZATION / IN COMPLIANCE WITH HUMAN NATURE / SPIRITUAL ECOLOGICAL DEVELOPMENT / UNIVERSAL VALUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тебенькова Елена Александровна

В статье представлены концептуальные положения гуманистической пропедевтики естественнонаучного образования в школе: обоснована актуальность, дано определение, указаны закономерности, принципы, определены критерии эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept humanizations of introduction in natural sciences at school

In the article the conceptual rules humanizations of introduction in natural sciences at school are submitted: the urgency is proved, the definition is given, the laws, principles are specified, the criteria of efficiency determined.

Текст научной работы на тему «Концепция гуманистической пропедевтики естественнонаучного образования в школе»

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010

УДК 37.017.924

Е. А. ТЕБЕНЬКОВА

Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области, г. Курган

КОНЦЕПЦИЯ

ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПРОПЕДЕВТИКИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ

В статье представлены концептуальные положения гуманистической пропедевтики естественнонаучного образования в школе: обоснована актуальность, дано определение, указаны закономерности, принципы, определены критерии эффективности.

Ключевые слова: гуманистическая пропедевтика, гуманизация, природосообразность, духовно-экологическое развитие, общечеловеческие ценности.

Содержание современного школьного естественнонаучного образования отличается наукоемкостью, а классно-урочная система преподавания не позволяют реализовать духовно-нравственный потенциал познания природы. В итоге естественные науки разочаровывают изучающих их в средней и высшей школах потому, что «точный, логический, технический путь, по которому следует преподавание их, насильственно нарушает основной закон физического роста, игнорирует глубокие источники естественного интереса и пытается произвести насилие над инстинктами юноши, которые гораздо мудрее, ближе к истине и старее, чем их сознание» [1, с. 31]. Российский психолог В. А. Ясвин, проведя многочисленные исследования, делает очень важный вывод: «с одной стороны, школьники предрасположены именно к эстетическому типу деятельности, направленной на природные объекты, но, с другой стороны, у них не сформирована в достаточной степени технологическая и психологическая вооруженность соответствующими умениями, попросту говоря, они не приучены и не обучены эмоционально-эстетически взаимодействовать с природой».

Таким образом, логический порядок воспитания, характерный для преподавания современного естествознания, старается разрушить генетический порядок. То небольшое расширение знаний, которое этим путем приобретается, никоим образом не является компенсацией за разрушение и опустошение, производимые в чувствованиях к природе, которые составляют самое лучшее в наилучшем возрасте души. Заключительные стадии духовного роста школьников игнорируются и выключаются.

По мнению С. Холла, «в ранней юности не только девочки, но и мальчики нормально приходят ко всякой отрасли науки тем же самым путем, какой проходила человеческая раса в донаучную эпоху. Необходима поэтому — гуманистическая пропедевтика, потому что сама юность переживает гуманистические стадии. Природа есть чувство прежде, чем она становится идеей, формулой или полезностью» [1, с. 24].

«История человечества и природа юности требуют, чтобы наука первоначально преподавалась в широких, всеобъемлющих общих рамках, не без ясного

религиозного оттенка, чтобы при этом восстанавливался бы полузатемненный, но широкий путь, которым человек шел от природы к Богу природы» [1, с. 34].

Гуманистическое введение в естественные науки должно касаться слегка, «но зато всех великих гипотез, коренных вопросов и широких синтезов. Путь этот неизвестен современному специалисту: он должен быть объединяющий и синтетический, но никак не аналитический: он должен охватывать, сравнивать все великие народные мифы и сказания, должен носить поэтический, исторический и ориентирующий характер» [1, с. 46]. Позиционируя гуманистическую пропедевтику как новую форму гуманизации естественнонаучного образования, мы предлагаем понимать в её двух смыслах:

1) в широком (человекообразовательном) смысле гуманистическая пропедевтика ЕНО — это восстановление в образовательном процессе гармонии между естественнонаучным и гуманным образованием с целью развития способностей обучающихся к осуществлению истинно человеческих видов деятельности (нравственность, познание, любовь, свободная воля).

2) в узком (предметном) смысле гуманистическая пропедевтика ЕНО в школе — восстановление в процессе преподавания естественнонаучных дисциплин логики изучения природы в соответствии с общечеловеческой логикой познания природы доступными методами, отвечающими особенностям гуманистических стадий развития обучающихся.

Закономерности организации гуманистической пропедевтики ЕНО

Изучение процесса гуманистической пропедевтики ЕНО на основе системно-синергетической парадигмы, в основе которой лежит утверждение о фундаментальности вероятностных закономерностей в развитии мира и всех его подсистем, вывело нас на внешние и внутренние закономерности.

К внешним закономерностям мы относим связи между онтогенетическими, социальными и педагогическими явлениями. Они вскрывают зависимость содержания гуманистической пропедевтики ЕНО в

школе от онтогенетических особенностей развития детей, общественных процессов и педагогических условий.

К внутренним закономерностям мы относим связи, объективно существующие между компонентами гуманистической пропедевтики школьного ЕНО. Внутренние закономерности мы подразделяем на: 1) отражающие содержание гуманистической пропедевтики ЕНО; 2) отражающие внутренние условия развития любви к природе, способности восприятия её многомерного целостного образа, продуктивного создания и расширения витагенного опыта в отношении природы, готовности к свободному (этическому) выбору в системе «человек — природа»; 3) отражающие организацию гуманистической пропедевтики школьного ЕНО.

Внешняя закономерность обусловленности: гуманистическая пропедевтика школьного ЕНО приводит к синергетическому эффекту, проявляющемуся в том, что цель гуманистической пропедевтики школьного ЕНО не сводится к достижению обучающимися высокого качества ЕНО, а имеет направленность на природосообразное развитие высших духовных аспектов целостной сущности школьников на основе познания реальной природы и духовно-гуманитарного потенциала естественных наук, что закономерно влияет на содержание, организацию и педагогические условия. На данной закономерности базируются принципы гуманизации и природосообраз-ности ЕНО, интеграции ЕНО и гуманитарного образования, духовно-экологического императива, приоритетного развития у школьников способности любви к природе.

Внутренняя атрибутивная закономерность: гуманистическая пропедевтика ЕНО в школе является открытой системой, представляет собой часть процесса гуманизации ЕНО и подчиняется её целям, имея эколого-гуманистическую направленность содержания. Данной закономерности соответствуют принципы взаимосвязи формирования экологической культуры и духовно-экологического развития личности, сопряжения естественнонаучного, экологогуманитарного и гуманистического содержания, инверсионной зависимости интереса обучающихся к естественным наукам от отношения к природе и обратно.

Внутренняя закономерность эффективности:

— гуманистическая пропедевтика ЕНО в школе направлена на развитие высших духовных аспектов личности школьников (любви, познания, свободной воли) на предметном материале ЕНО, которое осуществляется тем более эффективно, чем выше уровень нравственного и духовно-экологического развития педагогов, родителей и др.;

— результативность гуманистической пропедевтики ЕНО в школе зависит от способа разрешения противоречия между логикой преподавания предметов естественнонаучного цикла и логикой развития духовных (гуманистических) структур индивидуальности школьников, обучающими и воспитательными задачами. На данной закономерности базируются принципы: постоянного духовно-экологического самосовершенствования участников педагогического процесса, гармоничного сочетания руководства, сотрудничества и со-бытия педагога и школьников; вариативности эколого-гуманистических траекторий; сопряжение логики преподавания предметов с логикой индивидуального развития школьников, а также логикой познания природы в истории цивилизации;

— необходимый эффект достигается при условии непрерывности процесса гуманистической пропедевтики ЕНО.

Надпредметнымдетерминантом служит интеграция целостно-гуманитарного (принятие единства духовной и материальной сущности обучающихся, природы), деятельностного (организация всех видов человеческой деятельности: познавательной, преобразовательной, художественное освоение мира, общение, нравственность, любовь, свободная воля) и развивающего (определение в качестве приоритета духовное развитие субъектов образовательного процесса) подходов в образовании.

Базовым детерминантом являются общие и специфические принципы гуманистической пропедевтики.

Процессы познания и творения относятся не только к внешнему, но и к внутреннему миру ученика. В обучении учащийся проявляет себя, прежде всего, в тех способах деятельности, которые присущи его индивидуальности. В этом состоит принцип персонализма. Другой принцип — открытость образования. Ученик, постоянно действующий в ситуации неизвестности, научается быть открытым для иных типов и структур жизни, которые в настоящее время могут быть ему неизвестны, но которые будут востребованы от него в будущем.

Одним из важнейших принципов гуманизации ЕНО мы считаем принцип непрерывности (взаимосвязаны й процзссзкогогс-гумЕнистинеского обучения воспитания и равЕития человека напротяжении

всей егожизни) и единства целей. Проблема сущностного развития дошкольника, школьника, как единого целостного процесса может быть реализована, когда воспитатель и учитель будут иметь целостную картину основных линий формирования экологической культуры и духовно-экологического развития детей.

Ценность для гуманистической пропедевтики ЕНО имеют принципы, предложенные Н. Ф. Федоровым в «Философии общего дела» [2]:

— принятие в качестве образца образовательной деятельности отношение ребенка к открываемому им миру;

— постепенное расширение содержания образования, начиная с малой родины, представленной отцами, дедами, местом жительства, до большой Родины, а затем и всей вселенной;

— звездное небо — первый учебник для детей, земных путешественников во Вселенной;

— замена учебников общей программой, добывание учениками и учителями материала непосредственно из географических особенностей и истории родного края.

Особым принципом является творческость образования, в понимании Н. А. Бердяева [3]. «Творчество возможно лишь при допущении свободы». Необходимо расширять сознание детей, вводя в содержание образцы гуманности и духовности из разных культур, учить осознавать и реализовывать свободу творчества. Поддерживая индивидуальное творчество детей необходимость, ориентировать их на социальную и экологическую значимость своих творческих продуктов. Активная творческая деятельность детей должна быть организована в реальной социо-природной среде, содержащей в себе информацию об эволюции природы и культуры в данном месте, а не за учебником по истории и географии территории.

Важнейшим принципом вслед за Д. Л. Андреевым назовем «просветление человека по отношению к природе». Погружение и вживание в природу,

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010

Критерии продуктивности в отношении Природы по ступеням образования

Ступень образования Критерии Способы диагностики

Начальная школа — интерес к природе; — интерес к процессу её познания Анкетирование, наблюдение, беседа, анализ дневниковых записей

Подростковая школа — знание и уважение природы, — становление волевых и нравственных способностей — становление экосознания То же, что в 1-м и контрольные опросы, тесты

Старшая школа — осознание величия природы и своего места в ней — принятие служения природе, людям как стиля жизни — опыт осуществления различных видов деятельности в отношении к природе и значимым другим То же, что и в 1-м, анализ сочинений, эссе, творческих работ Анализ портфолио, наблюдение

трансфизическое ее познание способны озарить человека прорывом космического сознания, чувством всеобщей гармонии. «Большего счастья, чем полное раскрытие внутреннего зрения, слуха и глубинной памяти, на Земле нет» [4].

Ключевым моментом в представляемой концепции является интеграция принципов природосообраз-ности и гуманизации. Принцип гуманизации ЕНО мы понимаем как совокупность педагогических преобразований, направленных на гармоничное сочетание процессов становления экологической культуры и духовно-экологического развития обучающихся. Принцип природосообразности ориентирует педагога искать опору для конструирования теории, технологии или практики обучения в самом ребенке, в его индивидуальных способностях и особенностях, обусловленных различными факторами — от врожденных задатков до влияния на него окружающей среды. В контексте нашего исследования данный принцип предполагает также опору на закономерности духовного и физического взросления детей, логику (эволюцию) познания Природы в истории цивилизации. Данный принцип определяет критерием эффективности обучения естественное свободное развитие ученика, сохраняющего в школе свою самобытность и гармонию с окружающим миром, умеющего выстраивать продуктивную деятельность.

Содержание гуманистической пропедевтики ЕНО мы предлагаем проектировать на основе мета-предметного подхода. Данный подход позволяет реализовать представления практической антропологии и выстраивать системы рефлексивных надстроек над сложными социокультурными объектами, элементом которых является сам развивающийся человек (ребёнок — подросток — юноша). Это задает возможность интерпретации и проектного анализа не по отношению к социокультурному объекту, но и по отношению к способу организации антропологического материала. Интерпретируя антропологическую матрицу гуманистического содержания ЕНО с точки зрения различных ступеней школы, можно высказать следующую гипотезу.

Младшая школа. Антропологической единицей организации содержания образования в младшей школе может быть «интерес». Интерес — это то, посредством чего ребенок получает «форму», оформляет себя в жизнедеятельностном пространстве. Упор делается на развитие эмоционально-чувственной сферы, нравственности посредством воспитания чувственного, художественного, эстетического отношения к природе как основ любви к ней. Вариативно реализуются метапредметы: Общечеловеческие ценности, «Учимся любить, или Радуга любви»

(авторский); факультативы: «Мир глазами души» (В. Ф. Бак) Используются технологии преподавания общечеловеческих ценностей, созерцания, эстетического восприятия природы, рефлексии чувств.

Подростковая школа. Задача подростковой школы связана со снятием «интереса» как основания собственно человеческого действия и построением следующего управляющего контура — контура задачной (нравственно-волевой) организации антропологического материала. Этому способствует воспитание воли методами контроля чувств, послушания, служения, участие в социально-, экологически значимой и творческой деятельности. Подростковая школа — это формирование «целей» и «задач», то есть освоение деятельностных форм взаимодействия с природой, которое сопровождается формированием предметного и понятийного мышления. Целеполагание и выбор средств деятельности в отношении природы требует также развитых нравственных способностей — например, различения (добро — зло, плохо — хорошо). Реализуются метапредмет. «Общечеловеческие ценности», авторские курсы по выбору «Волшебный мир природных ландшафтов», «Зерцало юности» (1-я часть).

Старшая школа. Единицей организации содержания образования в старшей школе должна стать «проблема» и проблемная организация антропологического материала, предполагающая преодоление задачно-целевой организации деятельности и выход в следующий управляющий контур — в пространство «смыслов», «горизонтов», «возможностей». Основной задачей старшей школы является выведение обучающегося на методологическое мышление, то есть в практику полагания и освоения смыслов, образующих основные структуры незавершенного, становящегося мира —мира Будущего. На этой ступени активно происходит развитие культуры мышления посредством духовных практик контроля ума, мыследеятельностных, рефлексивных и проектных технологий. Реализуются метапредмет. «Общечеловеческие ценности», авторские элективные курсы «Социальная экология», «Зерцало юности» (2-я часть).

Опираясь на теоретико-методологические представления о содержании гуманистической пропедевтики ЕНО в школе, мы выделяем следующие уровни организации этого процесса: формирование экологической культуры., духовно-экологическое развитие обучающихся.

Проблема формирования экологической личности (С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин), экологической культуры личности (И. Д. Зверев, С. Н. Глазачев, В. А. Игнатова, Б. Т. Лихачев, Л. В. Моисеева, И. Т. Су-равегина и др.) активно решалась в психологических

Критерии развития сущностных структур и формирования позитивных черт характера обучающихся

Уровни сущностных структур Критерии (применение общечеловеческих ценностей) Показатели (качества характера)

физический праведное поведение умение помочь себе забота о своем имуществе, гигиена, правильное питание, забота о своем здоровье

эмоциональный мир концентрация, спокойствие, удовлетворенность, внутреннее согласие, уверенность в себе, дисциплинированность, сосредоточенность, уравновешенность, самодисциплина, скромность, терпение, самоуважение, чувство благодарности, понимание

и нтеллектуальн ый аспект стремление к истине любознательность, способность распознавания, чувство справедливости, бесстрашие, честность, оптимизм, стремление к познанию, способность к синтезу, решительность, единство мысли, слова и дела качества мышления: добромыслие, прекрасномыслие, сердечномыслие, мудромыслие и мыслетворчество

нравственный праведное поведение социальные умения этические умения любовь чувство долга, инициативность, ответственность, смелость, благодарность, уважение ко всем и т.д. нравственное поведение, хорошие манеры, гармоничные взаимоотношения; с другими, стремление оказывать заботу и помощь другим, бережливость; бескорыстные поступки, щедрость, способность прощать, сострадание, сопереживание, способность видеть красоту

духовный ненасилие психологическое социальное милосердие, заботливость, сострадание, сотрудничество, умение прощать, отзывчивость; уважение к другим культурам и религиям, чувство братства, гражданственность, национальное самосознание, чувство социальной справедливости

и педагогических исследованиях в конце ХХ века. Духовно-экологическое развитие в силу различных причин (например, непопулярности обсуждения духовных феноменов в научном сообществе) не рассматривалось исследователями, однако его теоретическая разработка и реализация становится возможной в связи с изменившейся парадигмой в науке и образовании, что мы и позволили себе сделать в пространстве гуманизации ЕНО. Духовно-экологическое развитие идёт дальше установок на самопознание, самореализацию в экодеятельности, традиционных для экологического образования, и выходит на путь преодоления самости (эго), актуализируя в качестве содержания — стремление к истинному пониманию бытия природы, стремление к служению ей, т.е. к реализации высших психических структур — души и духа. Духовно-экологическое развитие: развитие человека в качестве духовного существа, подчиняющегося закономерностям духовно-нематериальных сфер (психосферы, ноосферы, пневматосферы) и требованиям духовно-экологического императива.

Эффективность реализации концепции гуманистической пропедевтики ЕНО в школе определяется нами:

1) нарастанием продуктивности в отношении Природы (высшая форма — любовь к природе): интерес, знание, уважение, забота (табл. 1);

2) приращением духовных структур, развитием позитивных черт характера (табл. 2).

Критерии эффективности гуманистической пропедевтики ЕНО по первой позиции соответствуют

компонентам, входящим в понимание любви к природе, по второй — общечеловеческим ценностям, результирующим духовно-экологическое развитие человека.

Таким образом, реализация гуманистической пропедевтики естественнонаучного образования в школе соединяет лучшие традиции гуманного и экологического образования и обозначает новые горизонты в педагогическом сопровождении целостного гармоничного развития детей.

Библиографический список

1. Холл, С. Эволюция и воспитание чувства природы у детей / С. Холл. - СПб., 1914. - 80 с.

2. Федоров, Н. Ф. Философия общего дела / Н. Ф. Федоров. — СПб., 1912. — Т. 1—2.

3. Андреев, Д. Л. Роза мира. Метафилософия истории / Д. Л. Андреев. — М. : Прометей, 1991. — С. 43.

4. Бердяев, Н. А. Самопознание (опыт философской автобиографии) / Н. А. Бердяев. — М. : Международные отношения, 1990. — 336 с.

ТЕБЕНЬКОВА Елена Александровна, кандидат педагогических наук, руководитель центра развития образования.

Адрес для переписки: e-mail: eashu@ mail.ru

Статья поступила в редакцию 02.11.2009 г.

© Е. А. Тебенькова

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.