УДК 37.017.924
Е. Л. ТЕБЕНЬКОВА
Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области
ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПРОПЕДЕВТИКИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ
Наукоемкость школьного естественнонаучного образования очевидна, поэтому представляется актуальной гуманистическая пропедевтика как новая форма его гуманизации. Статья преследует цель раскрыть технологические особенности организации гуманистической пропедевтики естественнонаучного образования в школе. В связи с чем выделены этапы и задачи каждого этапа, обозначены основные педагогические монотехнологии и методики, а также курсы, позволяющие реализовать содержание педагогами и освоить его обучающимися.
Ключевые слова: гуманистическая пропедевтика естественнонаучного образования, духовно-экологическое развитие, технологический подход, образовательная политехнология.
К настоящему моменту сложились традиционные формы гуманизации естественнонаучного образования (ЕНО): анализ жизни и деятельности ученых; раскрытие духовно-нравственного потенциала естественнонаучных дисциплин; воспитание экологической культуры; краеведение. Однако еще в 1905 году С. Холл указал на необходимость специального гуманистического введения в естественные науки в школах, которое должно касаться слегка, «но зато всех великих гипотез, коренных вопросов и широких синтезов. Путь этот неизвестен современному специалисту: он должен быть объединяющий и синтетический, но никак не аналитический; он должен охватывать, сравнивать все великие народные мифы и сказания, должен носить поэтический, исторический и ориентирующий характер» [1, с. 46]. Развивая идею С. Холла, в дополнение к указанным формам гуманизации ЕНО мы добавляем гуманистическую пропедевтику, которую предлагаем понимать в двух смыслах:
1) в широком (человекообразовательном) смысле гуманистическая пропедевтика ЕНО — это восстановление в образовательном процессе гармонии между естественнонаучным образованием и духовно-нравственным воспитанием с целью развития способностей обучающихся к осуществлению духовных видов человеческой деятельности (нравственность, созерцание, Любовь).
2) в узком (предметном) смысле гуманистическая пропедевтика ЕНО в школе — восстановление в процессе преподавания естественнонаучных дисциплин логики изучения природы в соответствии с общечеловеческой логикой познания природы доступными способами (созерцание, синестезия ландшафтов), отвечающими особенностям гуманистических стадий развития обучающихся.
Технологический подход к организации гуманистической пропедевтики предусматривает конструирование учебно-воспитательного процесса, исходя из образовательных ориентиров, целей и содержания духовно-экологического развития личности. Под духовно-экологическим развитием мы мыслим разви-
тие человека в качестве духовного существа, подчиняющегося закономерностям духовно-нематериальных сфер (психосферы, ноосферы, пневмато-сферы) и требованиям духовно-экологического императива.
Структурными компонентами педагогической технологии как системной категории являются: цели и содержание обучения; средства педагогического взаимодействия, в том числе мотивация и средства обучения; организация гибкого процесса; субъекты процесса обучения; результат и критерии оценки деятельности.
Современный этап развития педагогической теории и практики наряду с разработкой новых образовательных технологий требует их интеграции с уже известными, что позволяет создавать «политехнологии», которые аккумулируют достоинства интегрируемых теорий и образуют целостность. Учитывая, что образовательная технология проектируется для целостного процесса гуманистической пропедевтики ЕНО в школе, то в этом контексте она может быть одна и состоять из множества педагогических монотехнологий, решающих частные задачи формирования знаний, умений, ценностных ориентиров, личностных качеств.
Таким образом, совокупность элементов целостного процесса образовательной технологии реализации концепции гуманистической пропедевтики школьного ЕНО как система совместимых и взаимодополняющих педагогических монотехнологий в исследовании отнесена к категории «политехнологий».
Организация гуманистической пропедевтики ЕНО не может быть одинаковой на всем протяжении обучения в школе, поэтому при проектировании были выделены этапы, соответствующее содержание и педагогические технологии, гарантирующие достижение поставленных целей.
Тезисно охарактеризуем основные блоки (этапы), их содержание и технологическое наполнение.
1-й блок. Разработка методологии и технологии проектирования содержания гуманистической пропедевтики ЕНО и необходимых учебных материалов.
Таблица 1
Содержание и технологии гуманистической пропедевтики ЕНО в начальной школе
Деятельностное содержание Монотехнологии
Художественно-творческое освоение мира природы: развитие воображения посредством ролевых игр, общения с природой, творческих способностей посредством освоения различных видов искусства (рисование, фотография, литература) Преобразовательная деятельность: освоение ремесел и прикладного творчества на природном материале формирование нравственного отношения и правильного поведения в природе : знакомство с основными законами Природы, развитие интереса к наукам о природе, освоение методов созерцания и наблюдения природы Ценностно ориентационная деятельность: изучение и применение общечеловеческих ценностей в служении природе и людям Любовь Рефлексия — Игровые технологии — Технология преподавания общечеловеческих ценностей — Технология созерцания, осязания природы — Рефлексивные технологии — Технологии прикладного творчества из природного материала — Рефлексивные технологии (например, ведения дневника наблюдений за природой и собой в природе)
Таблица 2
Содержание и технологии гуманистической пропедевтики ЕНО в подростковой школе
Деятельностное содержание Монотехнологии
Освоение гуманистического, ценностного содержания предметов естественнонаучного цикла Целеполагающая деятельность: воспитание воли, ответственности, чувства долга Познавательная деятельность: изучение законов, закономерностей развития природы; освоение исследовательских методов изучения социоприродной реальности (социально-экологических, социологических, психологических) : осмысление нравственного, экологического, духовно-экологического императивов, идей экологической этики самоопределение в сфере витагенных и экологических ценностей Преобразовательная деятельность: участие в деятельности на благо природы, общества, близких людей Рефлексия, оценка того, «кем я был» и «кем я стал» — Технология преподавания общечеловеческих ценностей — Технология коллективной мыследеятельности — Технология индивидуальных маршрутов — Духовная практика (контроль чувств, служение) — Технология социального проектирования — Технология целостного изучения природных ландшафтов — Технология этноэкологического исследования — Здоровьесберегающие технологии — Рефлексивные технологии
Таблица 3
Содержание и технологии гуманистической пропедевтики ЕНО в старшей школе
Деятельностное содержание Монотехнологии
Поиски смысла: обретение ориентиров социальной, профессиональной, семейной и личной жизни Художественно-творческое освоение мира: изучение произведений разных видов искусства, демонстрирующих образцы межличностных, половых, социальных, социоприродных отношений Познавательная: исследование, познание внутреннего мира: своего, любимого человека, природы : уверенное различение «добро — зло» Любовь: ское (сакральное) восприятие природы Свободный этический выбор: способность ограничения и сдерживания себя на основе принятия социальных требований, опыт свободного творчества Преобразовательная деятельность: участие в профессиональных пробах, социальных практиках, задействующих экологическую компетентность — Технология преподавания общечеловеческих ценностей — Потребностно-мотивационные технологии — Технология созерцания внутреннего мира — Технология изучения сакральных ландшафтов — Технология трансфизического познания природы — Здоровьесберегающие и рефлексивные технологии
На данном этапе реализуются монотехнологии: проектирования метапредметного содержания в сопряжении с антропологической матрицей; целеполагания на основе таксономического подхода в когнитивной и аффективной области; мониторинга развития педагогической деятельности. В помощь педагогам на данном этапе рекомендуется пройти курсы инновационного проектирования, проблемные курсы, семинары по соответствующей тематике
2-й блок. Организация деятельности обучающихся. На данном этапе содержание и технологии
отбираются с учетом возрастных особенностей обучающихся в овладении духовными видами деятельности.
Начальная школа. В рамках внеучебной деятельности вариативно реализуются курсы «Общечеловеческие ценности», «Учимся любить», «Мир глазами души», позволяющие включить детей в разнообразные виды деятельности (табл. 1). Групповые формы обучения преобладают над индивидуальной учебной деятельностью, исследовательская деятельность минимизирована. Результат: интерес детей к природе
и процессу её познания, формирование витагенного опыта осуществления различных видов деятельности в отношении к природе и значимым другим.
Подростковая школа. Продолжается курс «Общечеловеческие ценности», факультативно изучаются курсы «Волшебный мир природных ландшафтов», «Зерцало юности» (1-я часть). Индивидуальные формы учебной деятельности несколько преобладают над групповыми, доля времени на духовную и материально-практическую деятельность равна в среднем 50 %. Происходит расширение спектра духовных видов деятельности, что обусловливает использование специальных технологий (табл. 2). Результат: знание законов природы, уважительное, ценностное отношение к природе, становление экосознания, соподчинение мотивов.
Старшая школа. В учебный процесс рекомендуется включить как факультативные или курсы по выбору «Зерцало юности» (2-я часть), «Социальная экология», организовать экспедицию в сакральную местность (например, Аркаим). Юноши и девушки проявляют интерес и готовность к зрелым видам духовной деятельности, таким как поиск смысла, свободный выбор, что требует использования педагогами соответствующих технологий (табл. 3) Индивидуальная и групповые формы учебной деятельности 50/50 %, доля времени на духовную деятельность максимальна. Результат: готовность обучающихся к духовно-экологическому развитию в течение всей жизни.
3-й блок. Деятельность педагога (родителей) по самоподготовке и саморазвитию. С целью оказания методической помощи используются технология педагогических мастерских, технология учебного проектирования, а также осваивается технология педагогической поддержки и сопровождения социально- и экологически значимых инициатив детей и подростков.
4-й блок. Оценка качества реализации гуманистической пропедевтики ЕНО в школе: оценка каче-
ства гуманистического содержания; оценка качества обучения, воспитания, развития; оценка качества педагогической деятельности. Используются монотехнологии: оценки качества содержания; технология определения уровня экологических компетентности, развития, технология «портфолио»; технологии выявления ценностных ориентаций; технологии определения уровня развития психических качеств; технология оценки уровня профессиональной подготовки педагогов (гуманистический аспект); технология оценки качества методического обеспечения.
И последний, пятый блок, ориентирован на составление рекомендаций по коррекции содержания и образовательной технологии.
В заключение подчеркнем, что реализация политехнологии гуманистической пропедевтики естественнонаучного образования в школе требует объединения творческих усилий всех субъектов образовательного процесса (детей, педагогов и родителей), а также постоянного использования потенциала социокультурной и природной среды.
Библиографический список
1. Холл, С. Эволюция и воспитание чувства природы у детей / С. Холл. - СПб., 1914. - 80 с.
ТЕБЕНЬКОВА Елена Александровна, кандидат педагогических наук, руководитель центра развития образования института повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области, докторант кафедры естествознания и методики его преподавания в начальных классах Уральского государственного педагогического университета. Адрес для переписки: e-mail: eashu@ mail.ru
Статья поступила в редакцию 21.12.2009 г. © Е. А. Тебенькова
Книжная полка
Богданова, Н. Н. Учебник немецкого языка для технических университетов и вузов (с интерактивными упражнениями и тестами на компакт-диске) [Текст] : учеб. для втузов / Н. Н. Богданова, Е. Л. Семенова. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2009. - 445, [1] с. : карты, табл. + 1 эл. опт. диск (CD-ROM). - (Иностранный язык в техническом университете). - Библиогр.: с. 439. - ISBN 978-5-7038-3279-0. - Сопроводительный материал : (эл. опт. диск (CD-ROM)-nEP)
Учебник предназначен для подготовки студентов к практическому владению немецким языком как в области чтения профориентированной литературы, так и устной речи в соответствии с современными программными требованиями, предъявляемыми к обучению иностранному языку в вузах неязыковых специальностей. Материал учебника успешно используется при подготовке дипломированных специалистов в МГТУ им. Н. Э. Баумана.
Третье издание (2-е — 2006 г.) дополнено темой «Наречие» и расширением темы «Числительное» в разделе грамматики. К изданию прилагается компакт-диск с мультимедийным тренировочным курсом по грамматике для внеаудиторной подготовки учащихся. Для студентов технических университетов и вузов.
Трифонова, Е. Н. Английский язык для таможенников [Текст] : учеб. пособие / Е. Н. Трифонова ; ОмГТУ. - Омск, 2010. - 77 с. : рис., табл. - ISBN 978-5-8149-0890-2.
Данное учебное пособие предназначено для студентов специальности «Таможенное дело» экономического факультета.
Цель учебного пособия состоит в том, чтобы познакомить студентов с основной лексикой по данной специальности. Разнообразные упражнения к текстам способствуют развитию навыков делового общения и чтения специальных текстов.