УДК 159.9
О.А. Жметко
ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА
В статье представлен аналитический обзор большого числа научных публикаций по проблеме ценностно-ориентационной деятельности учащихся. Рассматриваются функции ценностей, на основе
которых даются рекомендации будущим учителям по организации ценностно-ориентационной
деятельности учащихся.
Решение задачи формирования готовности будущего учителя к организации ценностноориентационной деятельности учащихся связано с раскрытием сущности и содержания данного ее вида. Следуя принципу изучения культуры как опыта деятельности, необходимого для воспроизведения самой деятельности путем формирования и воспитания человека, мы отграничиваем социально-нравственный опыт, наиболее существенным структурным компонентом которого выступает ценностно-ориентационная деятельность, от человеческого опыта в целом, который воспроизводится, транслируется, созидается посредством познавательной, преобразовательной, коммуникативной и иной деятельности. Теоретико-методологической основой для раскрытия сущности и содержания ценностно-ориентационной деятельности являются теории и концепции деятельности человека, в которых деятельность есть определенный тип отношений человека к миру и к людям.
Каждый вид деятельности фиксирует адекватную ей систему отношений и обладает своим системообразующим компонентом. Так, познавательная деятельность есть система гносеологических отношений, которые определяются ориентацией исследователя на истину, являющуюся системообразующим компонентом данной деятельности. Ценностно-ориентационная деятельность фиксирует ценностные отношения, а системообразующим ее компонентом является ценность. Ценностное, или аксиологическое отношение отвечает на вопрос: «как возможен ценностный подход и в чем высшая правда?» (5). Данное общефилософское положение о ценностном отношении выявляет наличие двух уровней анализа ценностей: методологический - как существуют ценности и как они регулируют отношения человека к миру и к людям, и мировоззренческий - каково соотношение между различными системами ценностей.
В нашей работе идет речь о деятельности, исходное содержание теоретического понятия которой не может не носить философского характера, а потому особое значение для нас имеет именно методологический уровень анализа ценностей, который позволит определиться с понятием «ценность», а затем уже и собственно с понятием «ценностное отношение».
В работах ученых указывается на то, что ценностно-ориентационная деятельность имеет духовный характер. В отличие от практических видов деятельности, направленных на преобразование реальных, т.е. существующих вне сознания людей, явлений природы и общества, духовная деятельность имеет дело с изменением человеческого сознания. Ученые, исследующие проблему ценностно-ориентационной деятельности, единодушны в том, что основным понятием, несущим смысловую нагрузку в нем, является категория «ценность».
В частности, соглашаясь с Ю.К. Плетниковым (4) в том, что ценностно-ориентационная деятельность имеет дело с ценностями, мы не можем согласиться с тем, что она отражает ценности. Отражательная функция - это функция сознания в целом и ценностного сознания в частности. Сознание отражает ценности, отношения, ценностные отношения, а деятельность выявляет эти отношения.
Так как в понятии «ценностно-ориентационная деятельность» основную смысловую нагрузку несет категория «ценность», а собственно ценность является аксиологической формой культуры, которая транслируется от поколения к поколению, в том числе и посредством педагогической деятельности, считаем необходимым проанализировать понятие «ценность».
Теория ценностей (аксиология) сформировалась как особая отрасль знания во второй половине XIX столетия, но ценностное отношение и стремление постичь его возникло задолго до этого.
Философия ценности в наиболее последовательном виде сформировалась в кантианстве XIX века в трудах Х.-Г. Вейсе и Отто Либмана, развивавших учение об априорных субъективных ценностях, которые находятся в некоей трансцендентальной сфере, не будучи свойством или качеством оцениваемых объектов.
Однако целостное учение о ценности сложилось не только как «философия ценностей», но и как понимание «общезначащих ценностей» в качестве основного предмета самой философии в баденской школе неокантианства, основателем которой был В. Виндельбанд.
В XIX столетии субъективное начало в понятии «ценность» начинает превалировать над объективным, однако для предотвращения субъективизма в самый субъект вводился интерсубъективный противовес в виде общечеловеческой природы, априорных принципов, «трансцендентального субъекта», но к концу столетия субъект во все большей степени очищался от этих противовесов. В XX веке появляется множество концепций, в которых ценность трактуется как чисто субъективно-идеальный феномен.
Во второй половине XIX века понятие ценности интерпретировалось по-разному в различных философских системах, что выдвинуло проблему типологии ценностей. Представители господствовавшей в СССР версии марксистской философии отвергали само понятие "ценность" как буржуазное, сводя ее к меновой стоимости.
Осмысление идей ученых относительно понятия «ценность» показывает, что основное различие в их взглядах заключается в том, считать ли ценность значимостью (В.П. Выжлецов) (2) или значением (М.С. Каган) (3).
Мы вслед за М.С. Каганом считаем, что ценность есть значение объекта для субъекта, ценность есть отношение. Признание ценности как значения означает, что она объективна.
Как объективное ценность относится к социальному бытию, с которым человек находится в определенных отношениях и связях. Это подтверждает и то, что ценности являются системообразующим началом ценностно-ориентационной деятельности.
Итак, ценность есть значение, она является системообразующим компонентом ценностно -ориентационной деятельности и ученика.
Мы полагаем, что нормы являются критерием оценки, но не ценностного отношения, в структуре которого и находится оценка. Ученик оценивает на основе, с помощью знания о ценности, о норме, но с помощью нормы. Знание входит в структуру ценности. Норма является образцом, при соотнесении с которым ученик оценивает, осуществляет оценку. Известно, что ценности первичны по отношению к нормам, ибо нормой становятся такие ценности, которые имеют значение для всех или, по крайней мере, для большинства людей. Это - во-первых. Во-вторых, ценности являются внутренним регулятором деятельности и поведения, а нормы -внешним регулятором.
Ценности присваиваются в деятельности, в ценностно-ориентационной деятельности, нормы же могут быть интериоризованы. Присвоить ценности - значит наделить смыслом значение объекта, предмета. Такой подход к значению и смыслу означает, что значение может иметь широкий спектр смыслов, поскольку мир субъективности людей различен. Это находит своё выражение в различных позициях людей относительно социальных процессов в обществе и т.д.
Итак, ценностно-ориентационная деятельность ученика как духовная деятельность, если рассматривать ее с философских позиций, есть определенный тип его ценностных отношений к миру и к людям. Заявив о том, что такая деятельность есть определенный тип ценностных отношений, мы имеем в виду только то, что содержание такого отношения, равно как и содержание ценности, а следовательно, и оценки, которая осуществляется на основе знаний о ценности, у различных учащихся различна.
Осмысление идей М.С. Кагана и В.П. Выжлецова о ценностно-ориентационной деятельности показывает, что ценностно-ориентационная деятельность ученика как система его ценностных отношений есть процесс его приобщения к ценностям и развитие у него способности к оценке. Такой подход к определению ценностно-ориентационной деятельности не противоречит идеям М.С. Кагана, согласно которым «полюсами» ценностного отношения являются ценность и оценка (3), ни идеям В.П. Выжлецова, согласно которым в ценностно-ориентационной деятельности реализуются ценности (2).
Мы полагаем, что к ценностям приобщают, их осваивают, присваивают в деятельности, но не формируют. Учитель формирует ценностные ориентации учащихся, но не ценности. Отметим, что в научной литературе употребляют словосочетание «формирование ценностей», что, на наш взгляд, не совсем корректно. Наше утверждение основывается на функциях ценностей, какими, согласно, Б.С. Братусю, являются функции оценки и создания эскиза будущего (1).
Первая функция ценностей заключается в том, что деятельность человека может оцениваться и регулироваться со стороны ее успешности в достижении тех или иных целей и со стороны ее нравственной оценки. Опорой нравственной оценки являются смысловые образования, которые становятся личностными ценностями и в силу этого задают общие принципы соотне-
сения между мотивами и целями. Вторая функция ценностей связана с созданием образа, эскиза будущего, той перспективы развития личности, которая не вытекает прямо из наличия сегодняшней ситуации.
Учитель не формирует оценки учащихся, а развивает, формирует у них способность к оценке, критерии оценки. Учитель формирует представления ученика о будущем, которое, возможно, и заключено в ценностях как «потребном будущем», а не эскиз будущего, достижение которого будет зависеть от присвоенных учеником ценностей.
Итак, содержание ценностно-ориентационной деятельности ученика составляют ценностные отношения, а процессуальный характер данной деятельности заключается, с одной стороны, в приобщении ученика к ценностям, с другой стороны, в реализации учеником освоенных под руководством учителя ценностей, их оценке.
Ценностно-ориентационная деятельность представляет собой специально организованную учителем деятельность учеников по освоению ими системы ценностей как системы личностных смыслов.
Мы не раскрываем способы приобщения учащихся к ценностям, какими, как известно, являются общение и деятельность, ибо предметом нашего исследования является формирование готовности будущего учителя к организации ценностно-ориентационной деятельности учащихся как компонента общепедагогической подготовки.
Решая проблему формирования готовности будущего учителя к организации ценностноориентационной деятельности учащихся, мы решаем и задачу приобщения будущего учителя к ценностям развития у него способности к осмыслению присвоенных ценностей и их оценке. Это теоретическая посылка, которая в исследовании экспериментальным путем не проверяется.
Для того чтобы учитель мог организовывать ценностно-ориентационную деятельность учащихся, необходимо, чтобы в первую очередь он сам имел развитую систему ценностных ориентаций и потребность приобщать учащихся к ценностям.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Братусь Б.С. Нравственное сознание личности (Психологическое исследование). М.: Знание, 1985.
2. ВыжлецовГ.П. Аксиология культуры. СПб.: ЛГУ, 1996.
3. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб., ТОО ТК «Петрополис», 1997.
4. ПлетниковЮ.К. Деятельность: теории, методология, проблемы. М.: Политиздат, 1990.
5. Сагатовский В.Н. Категориальный контекст деятельностного подхода // Деятельность: теории, методология, проблемы. М.: Политиздат, 1990.