УДК377:371.4+17
СУБЪЕКТНО-ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ИДЕАЛОВ
СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА
©2015 Э.В.Щанкина
Самарский финансово-экономический колледж. Филиал Финансового университета при Правительстве РФ
Статья поступила в редакцию 16.04.2015
В данной статье обосновывается назначение субъектно-ценностного подхода к формированию нравственных идеалов студентов финансово-экономического колледжа; раскрываются характеристики преподавателя финансово-экономического колледжа и студентов колледжа как субъектов ценностно-ориента-ционной деятельности; дополняется научное представление о рефлексивном целеполагании и рефлексивном ценностном целеполагании.
Ключевые слова: студент, нравственный идеал, подход, идея, ценностно-ориентационная деятельность.
Формирование нравственных идеалов студентов - будущих экономистов-бухгалтеров, являющееся одним из факторов обеспечения го-су-дарственной безопасности в финансово-экономической деятельности, должно базироваться на субъектно-ценностном подходе. При раскрытии назначения субъектно-ценностного подхода к формированию нравственных идеалов студентов финансово-экономического колледжа мы опираемся на идеи А.В.Бездухова, очертившего границы данного подхода к формированию этического сознания будущего учителя на философском, общенаучном и конкретно-научном уровнях методологии1, обосновавшего назначение и сущность данного подхода к формированию этического сознания будущего учителя2.
Мы полагаем возможным опираться на идеи А.В.Бездухова, избирая этот подход для формирования нравственных идеалов студентов финансово-экономического колледжа, не смотря на то, что ученый обосновывает его сущность и назначение в деле формирования этического сознания, а не формирования нравственных идеалов студентов.
° Щанкина Эмма Викторовна, заместитель директора по информационным технологиям. E-mail: samdo63@mail. ru
1 Бездухов, А.В. Субъектно-ценностный подход к формированию этического сознания будущего учителя в контексте уровней методологии / А.В. Бездухов // Педагогическая наука сегодня: философско-методо-логические проблемы: мат-лы всерос. методологич. семинара. - М.: МИОО, 2011. - С. 182 - 186; 183 - 185.
2 Бездухов, А.В. Теоретические основы формирования
этического сознания студента - будущего учителя: монография / А.В.Бездухов. - М.; Самара: МПСУ; ПГСГА, 2014. - 208 с. - С. 144 - 157.
Сделаем в этой связи необходимые пояснения. Содержание этического сознания учителя, согласно А.В.Бездухову, образуют этическое знание о сущностных категориях этики, педагогической этики и этическое отношение, «полюсами» которого являются категории этики, педагогической этики и оценка3.
Категории этики как и понятия морали обладают значением ценностей (Р.Г.Апресян, Л.М.Архангельский, Т.Джафарли, А.А.Гусейнов, Т.В.Ми-шаткина, Е.А.Подольская и др.), которые, в свою очередь, как относящиеся к сфере должного обладают статусом нравственных идеалов. Это, во-первых. Во-вторых, оценивание осуществляется на основе знания об обладающих значением ценностей категориях этики, а ценности имеют статус нравственных идеалов и определяют ценностное содержание таких идеалов.
Мы осмысливаем положения субъектно-цен-ностного подхода и выбираем такие из них, которые вписываются в исследование проблемы формирования нравственных идеалов студентов финансово-экономического колледжа.
Не акцентируя внимания на том, что категории субъекта и ценности входят в понятийный аппарат психологии и аксиологии как теории ценностей, на практической целесообразности и теоретической оправданности употребления терминов «субъектный» и «ценностный» в таком их порядке в понятии «субъектно-ценностный
3 Бездухов, А.В. Структура этического сознание учителя / А.В.Бездухов // Вестник Тверского государственного ун-та. - 2013. - № 26. Сер. «Педагогика и психология». - Вып. 4. - С. 254 - 263; 258 - 260.
подход»4, отметим, что в данном подходе есть «четкое указание на субъект»5.
Субъектом, формирующим нравственные идеалы студентов, является преподаватель колледжа. Заметим, что студент, овладевающий знанием о нравственных идеалах, о понятиях морали, соответствующих содержанию адекватных им ценностей, осваивающий понятия морали, обла-да-ющие значением ценностей, определяющих ценностное содержание нравственных идеалов, также является субъектом деятельности. Вопрос: «Субъектом какой деятельности?». - Субъектом ценностно-ориентационной деятельности.
Проблема ценностно-ориентационной дея-тель-ности в философии была поставлена М.С.Ка-ганом, развита Г.П.Выжлецовым, И.И.Докучаевым и другими исследователями, в педагогике -В.П.Бездуховым и др. Сделаем пояснения, почему названа именно ценностно-ориентационная деятельность.
М.С.Каган, предложив классификацию деятельностей, выделил ценностно-ориен-тационную деятельность, дающую информацию о ценностях6. Г.П.Выжлецова отметил, что «цен-ностно-ориентационная деятельность - это и есть конкретный механизм осуществления ценнос-тей»7, то есть такая деятельность связана с осуществлением ценностей. Согласно И.И.Докучаеву, «ценности порождают деятельность, лежат в основе ее разворачивания, соотносят итог с началом и определяют оценку»8, а ценностно-ориентационная деятельность «заключается в оценке мира и переоценке ценностей»9.
Сравнение идей ученых о ценностно-ориен-тационной деятельности позволяет выявить общее и различное в их взглядах относительно понимания такой деятельности.
Общим является то, что ученые связывают ценностно-ориентационную деятельность с реализацией, осуществлением ценностей. Ценности, порождающие ценностно-ориентаци-
4 Бездухов, А.В. Теоретические основы формирования этического сознания студента.....- С. 144 - 145.
5 Бездухов, А.В. Теоретические основы формирования этического сознания студента.....- С. 145.
6 Каган, М.С. Человеческая деятельность. (Опыт системного анализа) / М.С.Каган. - М.: Политиздат, 1974.
- 328 с. - С. 63.
7 Выжлецов, Г.П. Аксиология культуры / Г.П. Выжлецов.
- СПб.: Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 1996. - 152 с. - С. 78.
8 Докучаев, И.И. Ценность и экзистенция. Основоположения исторической аксиологии культуры. - СПб.: Наука, 2009. - 595 с. - С. 77.
9 Докучаев, И.И. Ценность и экзистенция.....- С. 206.
онную деятельность, по определению реализуются, осуществляются в ней.
При этом, если И.И.Докучаев указывает на то, что такая деятельность связана с оценкой, то М.С.Каган, хотя и ведет речь об оценке, но о такой, которую совершает субъект в своем ценностном сознании10. Г.П.Выжлецов отмечает, что оценка как «способ определения и выражения ценности и форма знания о ней»11 является вспомогательной при созидании ценностей: «Ценностно-ориентационная деятельность - это не внешняя оценка <...>. Внешняя оценочная деятельность входит, конечно, как вспомогательная в этот самостоятельный творческий процесс создания ценностей»12.
В.П.Бездухов, осуществив педагогическую интерпретацию идей М.С.Кагана и Г.П.Выжлецова о ценностно-ориентационной деятельности, пишет, что такая деятельность «есть процесс приобщения студента к ценностям и развитие у него способности к оценке13. Как видим, ученый, оставаясь в рамках объекта и предмета педагогической науки, связывает такую деятельность с деятельностью воспитания (воспитание есть процесс приобщения студентов к ценностям) и с развитием способности студентов к оценке. Как видим, В.П.Бездухов, по сути, солидаризуется с идеями М.С.Кагана и Г.П.Выжлецова о ценностно-ориентационной деятельности в той части, которая относится к осуществлению ценностей, с идеями И.И. Докучаева - в части, относящейся к тому, что ценностно-ориентационная деятельность заключается в оценке.
Мы, как и А.В.Бездухов, не осуществляем науковедческого анализа категории «субъект». Вместе с тем, учитывая, что характеристиками субъекта, согласно Б.Г.Ананьеву, являются «сознание и деятельность»14, мы раскрываем характеристики преподавателя как субъекта, формирующего нравственные идеалы студентов, и студента как субъекта, осваивающего нравственные ценности, определяющие ценностное содержание таких идеалов.
Характеристиками преподавателя финансово-экономического колледжа как субъекта деятельности по формированию нравственных идеалов студентов являются нравственное сознание и
10 Каган, М.С. Человеческая деятельность. ... - С. 77.
11 Выжлецов, Г.П. Аксиология культуры.....- С. 50.
12 Выжлецов, Г.П. Аксиология культуры.....- С. 79.
13 Бездухов, В.П. Нравственно-ценностная сфера сознания студента: диагностика и формирование / В.П.Бездухов, Т.В.Жирнова. - М.: МПСИ, 2008. - 202 с. - С. 85.
14 Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекоз-нания. - М.: Наука, 1977. - 384 с. - С. 210.
ценностно-ориентационная деятельность, назначением которой как связанной с осуществлением нравственных ценностей является осуществление ценностей в единстве с организацией такой деятельности студентов и оценкой складывающейся у них иерархии нравственных идеалов. Преподаватель колледжа как субъект ценностно-ориентационной деятельности формирует нравственные идеалы студентов через их приобщение к обладающим статусом идеалов ценностям. Характеристиками студента как субъекта, осваивающего нравственные ценности, являются нравственное сознание, элементом которого являются нравственные идеалы, и ценностно-ориентационная деятельность, свя-зан-ная с освоением ценностей и оценкой. Студент как субъект такой деятельности осваивает ценности, определяющие ценностное содержание нравственных идеалов, реализует ценности во взаимодействии с людьми, а в период производственной практики - с субъектами финансово-экономической деятельности. Требованием к реализации студентами нравственных ценностей является требование соотнесения своих интересов, целей, оценок с интересами, целями, оценками других людей. В таком требовании при его выполнении заложена возможность взаимодействия студентов с людьми, с субъектами финансово-экономической деятельности на основе золотого правила нравственности, соблюдение которого является условием устранения угрозы падения нравственности.
Обоснуем назначение субъектно-ценностного подхода к формированию нравственных идеалов студентов колледжа. При таком обосновании мы опираемся на идеи А.В.Бездухова о назначении такого подхода к формированию этического сознания студентов педагогического вуза. Назначением субъектно-ценностного подхода к формированию этического сознания будущего учителя, согласно ученому, является, во-первых, развитие способности к рефлексивному ценностному целеполаганию. Во-вторых, обеспечение перехода рефлексивного целеполагания в рефлексивное ценностное целеполагание. В-третьих, воспроизведение в нравственно-педагогическом взаимодействии комплементарных нравственных отношений. В-четвертых, воспроизведение перехода «добра в себя и для себя» преподавателя в «добро в себя и для себя» студента и «добра в себя и для себя» студента в «добро в себя и для себя» преподавателя»15.
15 Бездухов, А.В. Теоретические основы формирования этического сознания студента.....- С. 151.
Осмысление сказанного А.В.Бездуховым о назначении субъектно-ценностного подхода показывает, что ученый обосновывает его назначение в контексте ведущей идеи своего исследования - идеи «Что есть добро и как его творить», что, согласно В.Н.Сагатовскому, составляет суть этического отношения16.
Мы обосновываем назначение субъектно-ценностного подхода к формированию нравст-вен-ных идеалов студентов коллежа в контексте идеи «Быть подлинно самим собой»17. «Быть подлинно самим собой» - значит быть субъектом собственной деятельности, быть приверженным собственным интересам, соотносящимся с интересами других людей. В таком соотнесении интересов и возникает точка зрения золотого правила нравственности.
Воплощение преподавателем колледжа идеи «Быть подлинно самим собой», предполагающее выведение студентов на осознание значимости собственной жизни и искусства жизни среди людей в контексте соотнесения своих интересов, целей, оценок с интересами, целями, оценками других людей, связано с включением в адекватные сути жизни среди людей отношения. Такими отношениями являются моральные отношения, в структуре которых находятся и фиксируемые ценностно-ориентационной деятельностью ценностные отношения. Моральные отношения между студентами и людьми, субъектами финансово-экономической деятельности есть пространство морали, которая «характеризует человека с точки зрения его способности жить в человеческом обществе. Пространство морали - отношения между людьми»18.
В моральных отношениях становится зримым соотнесение «Я есмь» студента с «Я есмь» другого человека. Включение студентов в моральные отношения способствует осознанию ими собственных интересов, интересов других людей. Механизмом такого осознания является рефлексия как «осмысление личностного "Я" сквозь призму своих желаний, стремлений, установок, притязаний, <.••>, осмысление личностного "Я" среди людей»19.
16 Сагатовский, В.Н. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения): в 3 ч. -Ч. 1. - Введение: философия и жизнь. - СПб.: СПбГУ, 1997. - 224 с. - С. 178.
17 Фромм, Э. Психоанализ и этика / Э.Фромм. - М.: Республика, 1993. - 416 с. - С. 112.
18 Гусейнов, А.А. Этика: учебник / А.А.Гусейнов, Р.Г.Апресян. - М.: Гардарики, 1998. - 472 с. - С. 20.
19 Бездухов, В.П. Моральность учителя как определяющая содержание его нравственного образа // Известия РАО. - 2010. - № 1. - С. 31 - 41. - С. 37.
Осмысление личностного «Я» сквозь призму своих желаний, стремлений, установок, притязаний осуществляется на уровне нравственной рефлексии, осмысление личностного «Я» среди людей - на уровне моральной рефлексии. Нравственный уровень рефлексии, как пишут В.П.Бездухов и О.К.Позднякова, «есть осмысление учащимся (студентом. - Э.Щ.) личностного «Я» среди своих целей, мотивов, установок, это есть деятельность его сознания по исследованию своих целей, мотивов, установок по отношению к себе. Моральный уровень рефлексии учащегося (студента. - Э.Щ.) есть осмысление им "Я" среди людей (пространство отношений), есть деятельность его сознания по исследованию своих взаимодействий, отношений с другими людьми, когда учащийся (студент. - Э.Щ.) мысленно спорит с собой и с другими, обосновывает свою нравственную позицию и/или нравственную позицию другого, оправдывает себя и/или другого»20.
На уровне моральной рефлексии и возникает точка зрения золотого правила нравственности. Возникает вопрос: «Достаточно ли утверждения, что на уровне моральной рефлексии и возникает точка зрения золотого правила нравственности?» - Нет, недостаточно. Для того чтобы возникла точка зрения золотого правила нравственности на уровне моральной рефлексии, студент должен осуществить вначале рефлексивное целепо-лагание, а затем рефлексивное ценностное целеполагание.
Проблема рефлексивного целеполагания и рефлексивного ценностного целеполагания применительно к педагогической деятельности была поставлена В.П.Бездуховым и А.В.Бездуховым. Согласно мнению названных ученых, рефлексивное целеполагание - это мысль о мысли, посредством которой учитель оценивает последствия самой мысли о результатах педагогических действий. Рефлексивное ценностное целепо-лагание - это, с одной стороны, осмысление учителем собственной позиции, с другой - мысль о том, как учащиеся принимают и постигают цель совместной деятельности, сформированную учителем21.
Мы дополняем идеи ученых о рефлексивном целеполагании и рефлексивном ценностном
20 Бездухов, В.П. Морально-этическая рефлексия учащегося / В.П.Бездухов, О.К.Позднякова // Известия Самарского научного центра РАН. - 2010. - Т. 12. -№ 3(3). - С. 575 - 577. - С. 576.
21 Бездухов, В.П. Антиномичность адаптивной и гума-
нистической функций педагогической деятельности / В.П.Бездухов, А.В.Бездухов // Педагогика. - 2002. - № 9. - С. 66 - 71. - С. 66.
целеполагании. Такое дополнение осуществляется в контексте соотнесения такой «двуслойной» рефлексии с уровнями рефлексии. Рефлексивное целеполагание студента осуществляется на уровне нравственной рефлексии, рефлексивное ценностное целеполагание - на уровне моральной рефлексии. Рефлексивное целеполагание, которое осуществляет студент, есть мысль о мысли о подлинном «Я» среди своих целей, мотивов, установок, посредством которой он оценивает последствия самой мысли о том, является ли он «подлинно самим собой». Рефлексивное ценностное целеполагание, которое осуществляет студент, есть мысль о мысли о подлинном «Я» среди людей, посредством которой он соотносит свое «Я есмь» с «Я есмь» другого человека, оценивает место своего «Я есмь» и место «Я есмь» другого человека в утверждении жизни, достойной человека. Это и есть то новое, что мы привносим в понимание рефлексивного целеполагания и рефлексивного ценностного целеполагания.
Для нашего исследования важной является мысль В.П.Бездухова и А.В.Бездухова о том, что «системообразующим компонентом рефлексивного ценностного целеполагания педагога являются ценности, которые, будучи присвоены им, инициируют, направляют и регулируют его деятельность, в процессе которой реконструируется прообраз идеального результата, наполняется и регулируется его ценностным содержанием. <...> В рефлексивном ценностном целе-полагании представлены ценность и оцени-вание»22.
Экстраполируя данные идеи ученых на наше исследование, скажем, что, во-первых, системообразующим компонентом рефлексивного ценностного целеполагания студента являются ценности, которые, будучи освоены, наполняют ценностным содержанием его нравственные идеалы. Во-вторых, рефлексивное ценностное целеполагание, в котором представлены ценность и оценивание, есть рефлексия освоенных студентом в ценностно-ориентационной деятельности ценностей и оценка достигнутого должного - относящиеся к сфере должного ценности, наполняющие ценностным содержанием нравственные идеалы.
Исходя из вышесказанного, назначением субъектно-ценностного подхода к формированию нравственных идеалов студентов финансово-экономического колледжа можно считать, во-первых, воспроизведение преподавателем в
22 Бездухов, В.П. Антиномичность адаптивной и гуманистической функций......- С. 66 - 67.
ценностно-ориентационной деятельности отношений между студентами и людьми, которые (отношения) есть пространство морали, представляющей собой мир ценностей, осваиваемых студентами в собственной ценностно-ориен-тационной деятельности. Во-вторых, приобщение студентов в организуемой ценностно-ориен-тационной деятельности к нравственным ценностям, которые как должное обладают статусом нравственных идеалов, определяя ценностное содержание таких идеалов. В-третьих, развитие способности студентов к моральной рефлексии, которая придает направленность рефлексивному ценностному ценеполаганию при осмыслении «Я
есмь» среди людей, «Я есмь» другого человека, при оценивании места своего «Я есмь» и «Я есмь» другого человека в утверждении жизни, достойной человека.
Реализация субъектно-ценностного подхода к формированию нравственных идеалов студентов делает возможным воплотить в жизнь первоначальные желания и влечения, замыслы и цели, потребности, словом то, чем дышат и живут студенты и что делает их подлинно самими собой; построить моральные отношения студентов с людьми на основе признания ими их достоинства.
SUBJECT AND VALUE APPROACH TO DEVELOPING COLLEGE STUDENTS' MORAL IDEALS
© 2015 E.V.Schankina°
Samara Financial and Economic College - Samara Branch of Financial University under the Government of the Russian Federation
The article explains the function of subject and value approach to developing Financial and Economic College students' moral ideals. The author describes college teachers' and students' characteristics as subjects of value-oriented activity and enriches the scientific concept of reflexive goal setting and reflexive value goal setting. Key words: student, moral ideal, approach, idea, value-oriented activity.
o
Emma Viktorovna Schankina, Principal deputy for IT, Associate professor of Department of pedagogy. Е-mail: [email protected]