Научная статья на тему 'ЦЕННОСТНО-НОРМАТИВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СОТРУДНИКОВ КРЫМСКИХ СМИ О ЖУРНАЛИСТСКОЙ ПРОФЕССИИ'

ЦЕННОСТНО-НОРМАТИВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СОТРУДНИКОВ КРЫМСКИХ СМИ О ЖУРНАЛИСТСКОЙ ПРОФЕССИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
110
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМИ / КРЫМ / ЖУРНАЛИСТ / ЦЕННОСТНО-НОРМАТИВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА / ПРАВОВЫЕ НОРМЫ / СВОБОДА ЖУРНАЛИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Жаровский Егор Романович

Профессиональное сообщество крымских журналистов на протяжении прошедших шести лет находилось в особых условиях. С одной стороны, сотрудникам СМИ необходимо было адаптироваться к новым для них политическим, юридическим и социокультурным реалиям. С другой стороны, им приходилось осуществлять деятельность в условиях комплекса санкционных мер, действующих в отношении Крыма. Благодаря повышенному вниманию российского общества к региону сообщество крымских журналистов сегодня успешно функционирует в пределах медиапространства России. Вместе с тем оно остается практически неизученным. В частности, ничего не известного о характеристиках ценностно-нормативного ядра профессионального сознания журналистов полуострова. В статье изучаются представления работников крымских СМИ о функциях журналистики в обществе, корпусе этико-правовых норм и свободе как одной из базовых категорий журналистской профессии, которая может восприниматься журналистами в качестве ценности. В ходе исследования было опрошено 95 журналистов из 56 редакций СМИ, расположенных в 20 населенных пунктах Крымского полуострова. Опрос показал, что в их сознании сформированы четкие нормативные и ценностные ориентиры в представлениях о журналистской профессии. Было зафиксировано, что опрошенные работники СМИ видят роль журналистики преимущественно в информировании аудитории о событиях в крымском регионе. С этим же представлением связано и восприятие права людей на достоверную информацию в качестве наиболее значимого этического принципа, которым руководствуются респонденты. Вместе с тем было обнаружено, что они считают нормы российского законодательства важным условием для реализации своей профессиональной свободы, под которой понимают беспрепятственный поиск и распространение информации. На основании проведенного исследования также утверждается, что крымские журналисты ощущают себя достаточно свободными при выполнении профессиональных обязанностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUES AND REGULATIONS OF JOURNALISM AS VIEWED BY CRIMEAN MEDIA WORKERS

Crimean journalists’ professional community has been working in a specific context during the recent six years. The journalists have had to adapt to the new political, legal and socio-cultural realia. Besides, they have had to work under the international sanctions imposed on the Crimea. Due to the increased attention of Russian society to the region, the community of Crimean journalists has successfully assimilated into Russian media landscape. However, its problems and characteristics, particularly, their vision of professional values and legal regulations, still remain unstudied. The purpose of the article is to study Crimean media workers’ perception of social functions of journalism, its ethical norms and legal regulations, and freedom as a basic category and value. The study required conducting a survey that involved 95 journalists from 56 editorial offices in 20 locations in the Crimea. The respondents demonstrate a clear understanding of values and regulations of their profession and view informing the public about the events in the Crimean region as the key journalists’ role. They are convinced, in this relation, that the most important ethical principle is their audience’s right for true information. The respondents also consider Russian legal regulations a key pre-requisite for their professional freedom - free search for and distribution of information. The author infers that Crimean journalists have enough freedom to perform their professional functions.

Текст научной работы на тему «ЦЕННОСТНО-НОРМАТИВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СОТРУДНИКОВ КРЫМСКИХ СМИ О ЖУРНАЛИСТСКОЙ ПРОФЕССИИ»

УДК 070:316.775.2 DOI 10.17150/2308-6203.2020.9(4).740-757

Жаровский Егор Романович

Аспирант

Кафедра социологии массовых коммуникаций, факультет журналистики, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Российская Федерация, г Москва, e-mail: egor.heat@mail.ru

Egor R. Zharovskiy

PhD Student

Department of Sociology of Mass Communications, Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation, e-mail: egor.heat@mail.ru

ЦЕННОСТНО-НОРМАТИВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СОТРУДНИКОВ КРЫМСКИХ СМИ О ЖУРНАЛИСТСКОЙ ПРОФЕССИИ

Аннотация. Профессиональное сообщество крымских журналистов на протяжении прошедших шести лет находилось в особых условиях. С одной стороны, сотрудникам СМИ необходимо было адаптироваться к новым для них политическим, юридическим и социокультурным реалиям. С другой стороны, им приходилось осуществлять деятельность в условиях комплекса санкционных мер, действующих в отношении Крыма. Благодаря повышенному вниманию российского общества к региону сообщество крымских журналистов сегодня успешно функционирует в пределах медиапространства России. Вместе с тем оно остается практически неизученным. В частности, ничего не известного о характеристиках ценностно-нормативного ядра профессионального сознания журналистов полуострова. В статье изучаются представления работников крымских СМИ о функциях журналистики в обществе, корпусе этико-правовых норм и свободе как одной из базовых категорий журналистской профессии, которая может восприниматься журналистами в качестве ценности. В ходе исследования было опрошено 95 журналистов из 56 редакций СМИ, расположенных в 20 населенных пунктах Крымского полуострова. Опрос показал, что в их сознании сформированы четкие нормативные и ценностные ориентиры в представлениях о журналистской профессии. Было зафиксировано, что опрошенные работники СМИ видят роль журналистики преимущественно в информировании аудитории о событиях в крымском регионе. С этим же представлением связано и восприятие права людей на достоверную информацию в качестве наиболее значимого этического принципа, которым руководствуются респонденты. Вместе с тем было обнаружено, что они считают нормы российского законодательства важным условием для реализации своей профессиональной свободы, под которой понимают беспрепятственный поиск и распространение информации. На основании проведенного исследования также утверждается, что крымские журналисты ощущают себя достаточно свободными при выполнении профессиональных обязанностей.

Ключевые слова. СМИ, Крым, журналист, ценностно-нормативные представления, профессиональная этика, правовые нормы, свобода журналистской деятельности.

Информация о статье. Дата поступления 19 мая 2020 г.; дата принятия к печати 25 ноября 2020 г.; дата онлайн-размещения 23 декабря 2020 г.

VALUES AND REGULATIONS OF JOURNALISM AS VIEWED BY CRIMEAN MEDIA WORKERS

Abstract. Crimean journalists' professional community has been working in a specific context during the recent six years. The journalists have had to adapt to the new political, legal and socio-cultural realia. Besides, they have had to work under the international sanctions imposed on the Crimea. Due to the increased attention of Russian society to the region, the community of Crimean journalists has successfully assimilated into Russian media landscape. However, its problems and characteristics, particularly, their vision of professional values and legal regulations, still remain unstudied. The purpose of the article is to study Crimean media workers' perception of social functions of journalism, its ethical norms and legal regulations, and freedom as a basic category and value. The study required conducting a survey that involved 95 journalists from 56 editorial offices in 20 locations in the Crimea. The respondents demonstrate a clear understanding of values and regulations of their profession and view informing the public about the events in the Crimean region as the key journalists' role. They are convinced, in this relation, that the most important ethical principle is their audience's right for true information. The respondents also consider Russian legal regulations a key pre-requisite for their professional freedom - free search for and distribution of information. The author infers that Crimean journalists have enough freedom to perform their professional functions.

Keywords. Mass media, Crimea, journalist, vision of values and regulations, professional ethic, legal regulations, freedom of journalism

Article info. Received May 19, 2020; accepted November 25, 2020; available online December 23, 2020.

Введение

Профессиональные нормы и ценности работников СМИ представляют собой отправную точку для осуществления различных видов журналистской деятельности [1], а потому их изучение не утрачивает актуальности и сегодня — в эпоху формирования глобального информационного общества, господства цифровых технологий и широкого распространения элементов массовой культуры. Многие историки [2-4] и теоретики [5-7] журналистики под-

черкивали в своих работах, что нормы и ценности являются одной из базовых характеристик журналистской работы, которая присуща ей изначально. На сегодняшний день в научной литературе можно обнаружить разные взгляды относительно сущности норм и ценностей современного журналиста.

С одной стороны, корпус норм и ценностей воспринимается в качестве эффективного инструмента организации деятельности журналиста, обеспечивая соответствие результа-

тов его творчества общепринятым в журналистском сообществе профессиональным стандартам [8-10]. С другой же стороны, нормы и ценности позволяют работнику СМИ в определенных ситуациях проявить индивидуальные черты своего мировоззрения и отразить их в своем материале при освещении той или иной темы [11; 12]. Существует и точка зрения, согласно которой соблюдение профессиональных норм и стойкая приверженность гуманистическим ценностям, составляющим фундамент журналистской профессии — это важнейшие условия реализации свободы журналистской деятельности [13]. Продолжая данный обзор, можно существенно расширить круг идей о нормах и ценностях журналистики, что свидетельствует как об актуальности связанного с этими понятиями научного поиска, так и об их смысловой многогранности.

Вместе с тем не прекращаются попытки дать четкие определения понятиям «норма» и «ценность» с точки зрения журналистской практики, а также разработать универсальную классификацию для них.

Так, традиционным в теории журналистики считается разделение норм на правовые и этические. К первому из упомянутых классов норм относятся обязательные к выполнению и четко сформулированные в законодательстве правила работы журналистов [14; 15], а ко второму — необязательные к реализации на практике предписания, в основе которых лежит моральный выбор работника СМИ в соответствии с его представлениями о добре и зле [16-18]. Некоторые ученые выделяют в особый класс корпоративные нормы журналистов — задокумен-

тированные или негласные правила и принципы работы, принятые в рамках деятельности отдельной редакции, медийной организации или профессионального объединения работников СМИ [19; 20]. При этом нужно отметить, что принципиальных расхождений в представлениях о журналистских нормах между отечественными и зарубежными исследователями в настоящее время не наблюдается.

Сложнее дело обстоит с интерпретацией ценностей, заложенных в основе журналистской профессии. Можно выделить два разных, но равнозначных уровня осмысления профессиональных ценностей в журналистике — идеи представителей научного сообщества и взгляды практикующих журналистов. С позиции исследователей СМИ ценности могут выступать критериями качества журналистской работы [21], базовыми профессиональными принципами [22], нравственными императивами в профессиональном сознании журналиста [23]. С точки зрения самих работников СМИ, к ценностям можно отнести весьма широкий круг явлений — от положений редакционных стандартов и высказываний авторитетных журналистов с богатым профессиональным опытом до индивидуальных методик решения задач, возникающих в ходе повседневной работы . В результате профессиональные ценности журналистской работы ещё труднее операционализировать и классифицировать по сравнению с нормами, поскольку они находят разное отражение в сознании и творчестве каждого отдельно взятого журналиста и, соответственно, по-разному воспринимаются ими.

С учетом разнообразия рассмотренных нами трактовок норм и ценностей, относящихся к журналистской работе, следует обозначить и те дефиниции, которые используются в рамках нашего исследования. Так, в дальнейшем под нормами мы понимаем этические принципы и положения российского законодательства, ориентируясь на которые журналист выполняет свои профессиональные обязанности в редакции. В свою очередь, к профессиональным ценностям журналистов, на наш взгляд, стоит отнести их представления об идеальной роли журналистики в жизни общества и о свободе журналистской деятельности. Именно это понимание норм и ценностей предопределило перечень вопросов, которые задавались журналистам на эмпирическом этапе исследования.

Говоря о профессиональном сообществе журналистов Крымского полуострова, важно упомянуть те специфические условия, в которых они работали на протяжении последних шести лет. В первую очередь крымские журналисты осуществляли деятельность под давлением санкционного режима со стороны США, Канады и стран Евросоюза, а также реализовали сложный в организационном и ментальном отношениях переход от украинских политических, юридических и социокультурных реалий к российским. Став полноценной частью российского общества, крымские журналисты уже получают престижные награды за участие в общественно-политической жизни России и проявляют активность на арене международных отношений. Тем не менее, их профессиональная позиция по отношению к журналистским нормам и

ценностям так и остается не изученной. До настоящего времени исследователи уделяли внимание либо общим особенностям системы СМИ Крымского полуострова [25-27], либо отдельным характеристикам регионального медиаконтента [28-30]. В результате обоснованные суждения о журналистах полуострова и их профессиональном восприятии сформулировать весьма сложно.

Наша статья призвана заполнить лакуну, связанную с нехваткой информации о специфике понимания работниками крымских редакций норм и ценностей профессии, а также дополнить массив исследований, посвященных изучению профессионального сознания журналистов региональных СМИ в России. Объектом данного исследования являются крымские журналисты, а предметом — восприятие ими профессиональных норм и ценностей, составляющих базис журналистской работы. Основное внимание в нашем исследовании было уделено решению следующих задач:

- определить характер представлений работников крымских СМИ о роли журналистики в жизни общества;

- проанализировать взгляды журналистов на этические и правовые нормы профессии;

- выявить характер восприятия крымскими журналистами свободы как одной из фундаментальных категорий журналистской профессии.

Методология

Исследование представлений работников СМИ Крымского полуострова о своей профессии базируется на данных опроса, осуществленного летом 2019 г. Отбор респон-

дентов, вошедших в эмпирическую базу исследования, включал в себя несколько стадий.

На первом этапе, опираясь на данные Роскомнадзора1, были определены качественно-количественные характеристики структуры системы крымских СМИ (их генеральной совокупности), а также местоположение редакций на территории полуострова. Выявлено, что крымские журналисты осуществляют деятельность в редакциях шести типов СМИ — газет, журналов, телеканалов, радиостанций, интернет-изданий и информационных агентств. Было также зафиксировано, что журналисты работают в 22 населенных пунктах Крымского полуострова, каждый из которых является административным центром районного или регионального уровня. Речь идет о 14 городах (Симферополь, Ялта, Керчь, Евпатория, Феодосия, Бахчисарай, Судак, Саки, Алушта, Армянск, Красноперекопск, Джанкой, Белогорск, Севастополь) и 8 поселках городского типа (Кировское, Красногвардейское, Ленино, Нижнегорский, Первомайское, Раздольное, Советский, Черноморское).

На втором этапе проводилось конструирование выборки на основе количественного соотношения крымских редакций, полученного в результате анализа их местонахождения на территории полуострова и принадлежности к одному из шести указанных выше типов СМИ. В результате объем выборки составил 106 респондентов, 95 из которых удалось опросить (часть респондентов отказалась принимать участие

1 Перечень наименований зарегистрированных СМИ // Роскомнадзор. URL: М^:// rkn.gov.ru/mass-communications/reestr/media/.

в опросе). Таким образом, эмпирическую базу нашего исследования составили ответы сотрудников 56 СМИ, находящихся в 20 населенных пунктах крымского региона (за исключением поселков Красногвардейское и Раздольное).

Нужно также отметить, что в выборку исследования вошли сотрудники редакций разных типов СМИ — газет (53 человека), журналов (17), телеканалов (8), радиостанций (5), интернет-изданий (10) и информационных агентств (2). Респонденты являются штатными сотрудниками СМИ, осуществляющих подготовку контента по широкому спектру тем и для разных сегментов аудитории. В частности, в опросе приняли участие представители массовых, производственно-практических (корпоративных), религиозных, литературно-художественных и культурно-просветительских печатных изданий, а также работники телеканалов, радиостанций и онлайновых СМИ, вовлеченные в подготовку универсально-тематического контента. Средний возраст опрошенных журналистов составляет 39,7 лет, а продолжительность их опыта работы — 15,1 лет. По профессиональному статусу 60 % журналистов являются представителями исполнительского звена в редакции СМИ (корреспонденты, фотокорреспонденты, теле-/ радиоведущие, корректоры, обозреватели, копирайтеры, литературные и технические редакторы), а остальные 40 % респондентов — управленческого (главные редакторы и их заместители, редакторы отделов, выпускающие редакторы, продюсеры и ответственные секретари).

С технической точки зрения опрос был реализован в формате

очных интервью с журналистами во время их работы в редакции, поскольку иные формы связи (телефонные звонки и письма на почту) не позволяли достичь удовлетворительного уровня отклика респондентов. В ходе встречи журналистам раздавалась анкета, в которой было сформулировано три тематических блока вопросов:

1) роли журналистики в жизни современного общества и успешность их реализации крымскими и российскими журналистами;

2) этические и юридические нормы, занимающие важное место в профессиональной деятельности респондентов;

3) представления о свободе журналистской деятельности.

Респондентам предлагалось ответить на вопросы с возможностью выбора как одного, так и нескольких вариантов ответа, что позволило получить более глубокие и объективные сведения об их профессиональных представлениях.

Предназначение журналистики

в обществе: спектр мнений и

оценок

Первый вопрос, который был задан журналистам Крымского полуострова в ходе предпринятого нами опроса, посвящен их представлениям о роли журналистики в общественной жизни. Здесь каждому журналисту нужно было выбрать одну или несколько функций, которые он считает наиболее важными при выполнении журналистской деятельности. В подавляющем большинстве случаев (89,5 % от общего числа опрошенных) крымские журналисты высказали мнение о том, что основное предназначение журналистики

состоит в информировании аудитории о происходящем в регионе. По всей видимости это нормативное представление является одним из доминантных в сознании журналистов, поскольку находит свое прямое отражение в результатах их творчества — журналистских материалах. Так, исследователи в течение прошедших нескольких лет неоднократно указывали на преобладание текстов информационных жанров в потоке формируемых крымскими СМИ сообщений [31; 32] и наличие явной ориентации журналистов на освещение событий, связанных с жизнью населения полуострова [33].

В то же время среди журналистов полуострова довольно широко распространены и альтернативные точки зрения относительно функций журналистской деятельности. Так, многие респонденты зачастую упоминали первостепенную роль журналистики в просвещении и повышении уровня образованности аудитории (73,7 %), проведении углубленного анализа текущих событий (68,4 %) и оповещении аудитории о новейших достижениях в сфере технологий, спорта и развлечения (63,2 %). Подобные ответы крымских журналистов свидетельствуют о наличии в их сознании профессиональных ориентиров, позволяющих СМИ реали-зовывать довольно широкий спектр общественно значимых функций. Так, помимо удовлетворения информационных потребностей крымского населения, сотрудники редакций полуострова выражают готовность к анализу и интерпретации актуальных событий в рамках своей деятельности, а также к реализации просветительской функции в собственных журналистских материалах.

Было также обнаружено, что для более чем половины опрошенных сотрудников СМИ содействие прогрессивным изменениям в обществе (57,9 %) и внесение вклада в развитие страны или региона (53,7 %) оказались весьма существенными функциями журналистики. Открытость журналистов к социальным переменам и их ориентация на активное участие в региональном или национальном развитии может быть следствием социально-политического процесса, который затронул в той или иной степени каждого жителя Крымского полуострова, включая работников СМИ. Прежде всего, речь идет о переходном периоде после присоединения Крыма к России, который сопровождался созданием новых органов государственной власти, становлением на полуострове иных политико-правовых реалий и формированием иной национальной идентичности в сознании местного населения.

На этом фоне довольно любопытными выглядят зафиксированные нами мнения респондентов о функциях журналистики, связанных с политической сферой. Опрошенные журналисты заметно реже утверждали, что журналистика должна формировать политическую повестку (18,9 %), побуждать людей участвовать в политической жизни (10,5 %) или занимать оппозиционную позицию по отношению к власти (7,4 %). В итоге для респондентов участие в политическом процессе при выполнении профессиональных обязанностей носит второстепенный характер, что может быть обусловлено их ориентацией на решение других социально значимых задач, информационной политикой

крымских редакций и стабильностью политической системы на полуострове, в силу которой вмешательство журналистов в борьбу за власть не требуется.

В рамках следующего вопроса анкеты крымским журналистам было предложено оценить работу своих коллег (по шкале от 1 до 5 баллов, где 1 — совершенно не справляются с журналистской работой, 5 — справляются с ней на высоком уровне), осуществляющих деятельность в СМИ полуострова и других регионах России, опираясь на собственные представления о функциях журналистики в общественной жизни. Полученные результаты показали, что опрошенные оценивают работу других журналистов довольно критично. Большинство респондентов поставили от 3 до 4 баллов деятельности журналистов как из крымских СМИ, так и из редакций, расположенных на материковой части России (см. табл.1).

Стоит отметить, что крымские журналисты в среднем оценили работу сотрудников СМИ из других регионов ненамного выше (3,7 балла), чем профессиональную деятельность коллег из изданий, телеканалов и радиостанций своего региона (3,4 балла). Подобные оценки и отсутствие существенных расхождений между ними указывают на то, что респонденты видят определенные недочеты в работе как крымских журналистов, так и сотрудников редакций из материковой России, включая наиболее рейтинговые СМИ федерального уровня2. Соответственно, опрошенные журналисты могут осознавать новые, потенциально

2 ТОП-10 СМИ // Медиалогия. URL: https://www.mlg.ru/ratings/.

Таблица 1

Ответы на вопрос: «Насколько успешно, по Вашему мнению, журналисты в России в целом и в Крыму в частности сегодня справляются со своими обязанностями?»

(N=95)

Оценка деятельности журналистов Российская Федерация Крымский полуостров

5 баллов (справляются на высоком уровне) 18,9 5,3

4 балла (справляются на хорошем уровне) 47,4 44,2

3 балла (справляются на среднем уровне) 27,4 38,9

2 балла (справляются на низком уровне) 2,1 8,4

1 балл (совершенно не справляются) 0 1,1

достижимые горизонты творческого мастерства для сотрудников СМИ из обеих групп, что является признаком развитого критического мышления и наличия профессионального опыта, которым они способны поделиться с коллегами при необходимости.

Этические и правовые нормы в работе крымских журналистов

Отдельное внимание в рамках данного исследования уделено профессионально-этическим и юридическим нормам как одним из наиболее значимых звеньев в работе современного журналиста. Именно они являются общими для всех представителей журналистского сообщества нормативными предпосылками, которые определяют деятельность каждого работника в редакции СМИ. Чтобы зафиксировать специфику восприятия крымскими журналистами корпуса современных этико-пра-вовых норм, им было задано четыре вопроса.

При ответе на первый из них от респондентов требовалось выбрать из представленного списка один или несколько этических принципов, которые являются наиболее

важными для них в соответствии с собственными представлениями о журналистской профессии. Перечень вариантов ответа был составлен на основе действующих сегодня международных принципов профессиональной этики в журналистике, сформулированных по итогам консультативной встречи ЮНЕСКО3 (1983 г.), в целях определения степени приверженности журналистов Крымского полуострова основополагающим и общепризнанным профессионально-этическим нормам и характера отношения к ним.

Итак, более половины опрошенных (55,8 %) выбрали из перечня принципов право граждан на достоверную информацию в качестве важнейшего этического принципа, которому должен следовать журналист при выполнении работы в редакции. В этой связи можно сказать, что крымские журналисты достаточно четко ощущают необходимость передачи объективной информации при использовании каналов массовой коммуникации, находящихся в их

3 International Principles of Professional Ethics in Journalism // Accountable Journalism. URL: https://accountablejournalism.org/ethics-codes/International-Principles.

распоряжении. Вместе с тем другие из перечисленных нами принципов указывались респондентами в качестве наиболее важных заметно реже, что свидетельствует о неравнозначности для них разных принципов журналистской этики (см. табл. 2).

В целом же можно говорить о том, что работники крымских СМИ стараются учитывать общепринятые этические нормы, однако далеко не всегда считают их значимыми. На это отчасти указывают ответы журналистов на следующий из вопросов анкеты, в рамках которого им предлагалось оценить разные подходы к реализации корпуса этических норм при выполнении журналистской работы. Лишь половина респондентов (52 %) выразила полное согласие с неукоснительным соблюдением положений принятых журналистским сообществом кодексов профессиональной этики. При этом почти

треть опрошенных считает (32,7 %), что степень этичности того или иного поступка журналиста должна оцениваться с учетом конкретных обстоятельств и общего контекста ситуации. Таким образом, сотрудники крымских редакций в отдельных случаях способны проявлять гибкость по отношению к фактам нарушения профессионально-этических норм.

Тем не менее, устремленность крымских журналистов к соблюдению этических норм при выполнении ими практической деятельности в редакции СМИ сохраняется. В рамках третьего вопроса из данного тематического блока анкеты респондентам нужно быть оценить допустимость отдельных нарушений профессиональной этики журналиста (по шкале от 1 до 3 баллов, где 1 — допустимо всегда, 2 — допустимо в зависимости от ситуации, 3 — не-

Таблица 2

Ответы на вопрос: «Перед Вами международные принципы профессиональной этики журналиста. Что из этого списка наиболее важно для журналистской работы?»

(N=95)

Формулировки вариантов ответа Кол-во респондентов(%)

право граждан на достоверную информацию 55,8

объективное освещение событий 27,4

социальная ответственность журналиста 27,4

профессиональная честность журналиста (перед аудиторией, коллегами, самим собой) 22,1

общественный доступ к информации и участие в СМИ 5,3

уважение частной жизни и достоинства 6,3

уважение общественных интересов 6,3

уважение всеобщих ценностей и многообразия культур 8,4

борьба против войн и других бед, грозящих человечеству 6,3

развитие нового информационного и коммуникационного порядка (мирные и дружеские отношения между разными странами и народами) 1,1

допустимо ни при каких ситуациях). Было установлено, что практически ко всем указанным в вариантах ответа нарушениям журналистской этики на уровне деклараций опрошенные относятся как к совершенно неприемлемым явлениям. Исключение составили лишь случаи использования скрытой камеры (микрофона) и изменения публикуемых фотографий, которые были восприняты ситуативно допустимыми относительно

большим количеством опрошенных журналистов (см. табл. 3).

Наконец, четвертый вопрос, который был задан крымским журналистам, посвящен их опыту работы с правовыми нормами. Респондентам требовалось выбрать те разделы российского законодательства, к которым им приходилось обращаться чаще всего за все время осуществления журналистской деятельности и по разным поводам —

Таблица 3

Ответы на вопрос: «На Ваш взгляд, что допустимо, а что недопустимо ни при каких обстоятельствах при подготовке журналистом социально значимых материалов?» (N=95)

Формулировки вариантов ответа Кол-во респонде (% от общего числа оп нтов рошенных)

Допустимо всегда Допустимо в зависимости от ситуации Недопустимо ни при каких ситуациях

оплата конфиденциальной информации 4,2 28,4 67,4

использование конфиденциальных коммерческих или государственных документов без разрешения 2,1 16,8 81,1

сбор информации под чужим именем 1,1 29,5 69,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

оказание давления на информанта с целью получения сведений 2,1 14,7 80

использование персональных документов без разрешения 0 14,7 85,3

трудоустройства в компанию или организацию с целью получения внутренней закрытой информации 6,3 35,8 57,9

использование скрытой камеры и (или) скрытого микрофона 9,5 54,7 35,8

постановка, использование актеров в новостных материалах 3,2 9,5 86,3

публикация непроверенных фактов 1,1 6,3 92,7

получение денег от источника информации 1,1 5,3 93,7

изменение или фальсификация цитат 0 15,8 84,2

изменение фотографий 2,1 45,3 52,7

от получения сведений для подготовки материала до повышения юридической грамотности в сугубо личных целях.

Полученные результаты показали, что сотрудники крымских редакций имеют дело преимущественно с юридическими нормами в области СМИ для извлечения информации о таких вопросах, как права и обязанности журналиста, распространение массовой информации, организация деятельности редакции СМИ. Об этом заявило 56,8 % от всех опрошенных журналистов.

В то же время с остальными разделами законодательства журналисты полуострова сталкиваются менее регулярно. Достаточно редко респонденты обращались к положениям законодательства в области информации (14,8 %) и рекламы (13,7 %), что, вероятно, обусловлено необходимостью решения профессиональных задач по подготовке журналистского материала. К другим из обозначенных в анкете разделам законодательства крымские журналисты либо обращались еще реже (обработка и защита персональных данных граждан — 5,2 % респондентов; защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию — 2,1 %), либо не сталкивались вовсе (противодействие экстремизму и терроризму в информационном пространстве; международное гуманитарное право, связанное с защитой прав человека).

Всё это указывает на то, что сотрудники крымских СМИ в большей степени ознакомлены с разделами законодательства, которые непосредственно затрагивают базовые аспекты их работы в редакции, и

в меньшей — с правовыми нормами, которые относятся к смежным областям их профессиональной деятельности. Отсюда можно предположить, что правовые нормы, связанные с редакционной деятельностью журналиста, имеют для них первостепенную значимость по сравнению с прочей юридической информацией.

Работники крымских редакций

о свободе в журналистской

профессии

Изучению свободы крымских журналистов был посвящен еще один тематический блок анкеты. Напомним, что свобода в рамках данной статьи рассматривается как ценность, которая дает возможность журналисту в полной мере реализовать свой творческий потенциал и выразить личную позицию по социально значимому вопросу в условиях регулирования профессиональной деятельности журналиста. Поэтому журналистам было предложено ответить на блок вопросов, позволяющих прояснить содержание профессиональной свободы в их понимании. Вместе с тем респонденты оценивали свою личную степень свободы под воздействием ряда социально обусловленных и редакционных ограничений.

Итак, по полученным в рамках первого вопроса ответам, где журналистам требовалось выбрать одну или несколько значимых для себя трактовок понятия «свобода», были выявлены сразу несколько доминантных интерпретаций. Установлено, что для большинства журналистов (68,4 %) свобода носит сугубо профессиональный смысл и представляет собой возможность

беспрепятственного поиска, получения, производства и распространения массовой информации. В то же время более половины респондентов увидели ее сущность в отсутствии ущемлений своих конституционных прав и свободном выборе темы журналистского материала (см. табл. 4).

Стоит заметить, что многие сотрудники крымских редакций ощущают определенное давление на их свободу при выполнении профессиональных обязанностей. Среди факторов, которые наиболее часто ограничивают или вовсе ущемляют

свободу, журналистами полуострова были названы органы государственной власти (49,5 % от общего числа респондентов), нормы действующего законодательства о СМИ (44,2 %), а также редакционные стандарты, требующие от журналистов соответствия плановым и отчетным оценкам эффективности трудовой деятельности (43,1 %). Обозначенные респондентами факторы давления являются, на наш взгляд, весьма тревожным признаком, который может указывать на напряженность в отношениях крымских журналистов с местной властью и соб-

Таблица 4

Ответы на вопрос: «Что Вы понимаете под свободой в журналистской профессии?»

(N=95)

Формулировки вариантов ответа Кол-во респондентов (%)

беспрепятственные поиск, получение, производство и распространение массовой информации 68,4

работа без беспокойства о соблюдении собственных конституционных (гражданских) прав 55,8

свободный выбор темы журналистского материала, а также акцентов и литературно-художественных приемов для ее раскрытия 53,7

выбор места работы или сферы деятельности в журналистике с более высокой заработной платой и комфортными условиями труда 36,8

работа в условиях функционирования независимых от государства институтов, обеспечивающих гарантию безопасности журналистской деятельности и свободу выбора тем 34,7

активное участие в политическом процессе путем выражения собственного мнения и воздействия на отношения между государством и обществом 23,2

использование необходимых технических и технологических ресурсов для организации общественного диалога и эффективного общения с аудиторией 15,8

возможность противодействия угрозам и принуждению со стороны других людей 13,7

продвижение религиозных, нравственных и эстетических ценностей в соответствии со своими убеждениями 12,6

ственным начальством, а также на осознание ими несовершенства актуальных правовых норм, посвященных журналистской деятельности.

В качестве способов укрепления независимости журналистской работы и улучшения отношений с перечисленными выше субъектами давления респонденты чаще всего называли следующие меры: изменение норм российского законодательства о СМИ (49,5 % от всех опрошенных журналистов), снижение давления со стороны политических сил (47,4 %), создание благоприятных финансовых условий для работы редакций (44,2 %) и формирование доверительных отношений с аудиторией (37,9 %). Несложно заметить достаточно тесную связь между выбранными респондентами мерами и факторами давления на их свободу. Можно полагать, что некоторые крымские журналисты весьма остро ощущают проблемную ситуацию, связанную с ограничением свободы их профессиональной деятельности.

Однако по результатам опроса было также обнаружено, что сотрудники СМИ Крымского полуострова все же являются достаточно свободными при выполнении прямых профессиональных обязанностей в редакции. Речь идет о таких базовых аспектах журналистской работы, как выбор темы для своего материала и выбор аспекта освещения того или иного события. Опрошенные журналисты оценивают в среднем на 4 балла из 5 возможных степень своей свободы при реализации обоих аспектов, где 1 балл — это отсутствие свободы, а 5 баллов — наличие полной свободы действий. В итоге работники крымских СМИ

ощущают слабые ограничения при выполнении редакционных заданий базового уровня, что, тем не менее, не компенсирует для них дефицит журналистской свободы с точки зрения их профессионального самочувствия. Вполне возможно, что ослабление указанных выше институциональных барьеров позволило бы крымским журналистам не испытывать заметных ограничений в рамках профессиональной деятельности и ощутить себя свободными в полной мере.

Заключение

По итогам проведенного исследования было установлено, что комплекс ценностно-нормативных представлений крымских журналистов о собственной профессии характеризуется сложностью и качественным многообразием. Несмотря на преобладание взглядов на журналистику как на основной источник информации о событиях регионального или локального уровня, многие из опрошенных журналистов также увидели ее предназначение в просвещении аудитории, анализе актуальных событий, оповещении аудитории о научных, культурных и спортивных достижениях, содействии общественному развитию и передаче сведений, который могли бы помочь аудитории сориентироваться в трудных жизненных ситуациях. Обобщая вышесказанное, можно утверждать, что крымские журналисты видят свою миссию скорее в информировании и просветительстве, чем в выполнении более узких по специфике функций — проявлении политической активности и повышении настроения читателей, зрителей или слушателей.

Ориентация на информирование аудитории наносит отпечаток и на те профессионально-этические нормы, которыми могут руководствоваться респонденты при выполнении своей работы. Так, в качестве наиболее важного этического принципа журналистами было отмечено право людей на достоверную информацию. В свою очередь, этические принципы, связанные с активной ролью журналистики в социально-политическом процессе (уважение всеобщих ценностей и многообразия культур; борьба против войн и бед, грозящих человечеству; уважение общественных интересов), были обозначены журналистами как наименее значимые. Также зафиксировано, что опрошенные журналисты не всегда готовы строго придерживаться положений журналистской этики — для них этические нормы являются скорее ориентиром, позволяющим разграничить дозволенные и недопустимые поступки в профессии, чем непреложными принципами для неукоснительного соблюдения. Юри-

дические нормы в повседневной работе крымского журналиста не играют заметной роли, поскольку к ним он обращается в основном для получения сведений о правовом статусе СМИ или их сотрудников.

Тем не менее, законодательство наряду с органами власти и требованиями редакции было названо журналистами в качестве основного фактора, ограничивающего свободу их профессиональной деятельности. В качестве одного из решений сложившейся ситуации опрошенные журналисты указали необходимость внесения изменений в текущую версию законодательства о СМИ. По мнению респондентов, эта мера позволит им в большей степени реализовать свободу, под которой они в первую очередь понимают отсутствие барьеров при поиске, получении и распространении информации. Таким образом, свобода для журналистов Крыма представляет собой профессиональную ценность, к обладанию которой они сегодня стремятся и, возможно, будут стремиться в обозримом будущем.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста / Г.В. Лазутина. — Москва : Юрайт, 2017. — 226 с.

2. Овсепян РП. О расширении объекта изучению истории российской журналистики XX века / РП. Овсепян // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. — 2006. — № 2. — С. 80-92.

3. Прутцков ГВ. Введение в мировую журналистику. От Античности до конца XVIII века / Г.В. Прутцков. — Москва : Аспект Пресс, 2010. — 432 с.

4. Stephens M. A History of News / M. Stephens. — Oxford : Oxford University Press, 2007. — 356 p.

5. Прохоров Е.П. Журналистика и демократия / Е.П. Прохоров. — Москва : Аспект Пресс, 2004. — 352 с.

6. Корконосенко С.Г. Теория журналистики: моделирование и применение / С.Г. Кор-коносенко. — Москва : Логос, 2010. — 247 с.

7. Christians C. Ethical Theory in Communication Research / C. Christians // Journalism Studies. — 2005. — Vol. 6, no. 1. — P. 3-14.

8. Лозовский Б.Н. Профессиональная культура журналиста: в поисках места этике / Б.Н. Лозовский // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. — 2015. — Т. 138, № 2. — С. 7-13.

9. Шомова С.А. Новые медиа и «новая этика»: к вопросу о ценностных трансформациях журналистской профессии / С.А. Шомова // МедиаАльманах. — 2016. — № 4 (75). — С. 12-20.

10. Филатова И.В. Профессионально-этические ценности журналистского сообщества и ценности социальной среды СМИ / И.В. Филатова // Медиаскоп. — 2011. — Вып. 2. — URL: http://www.mediascope.ru/node/812.

11. Дзялошинский И.М. Ценности и качества российских журналистов: теоретические модели и результаты эмпирического исследования / И.М. Дзялошинский, М.И. Дзя-лошинская // МедиаАльманах. — 2013. — № 6 (59). — С. 8-19.

12. Баранова Е.А. Трансформация этических принципов журналистики в условиях медиаконвергенции / Е.А. Баранова // МедиаАльманах. — 2016. — № 6 (77). — С. 33-39.

13. Дорощук Е.С. Гуманизм современной журналистики как предмет изучения: генезис и перспективы / Е.С. Дорощук // Гуманизация информационного пространства в контексте диалога культур : материалы Междунар. науч.-практ. конф. — Казань, 2016. — С. 5-15.

14. Рихтер А.Г. Правовые основы журналистики / А.Г Рихтер. — Москва : Икар, 2009. — 456 с.

15. Erdos D. Statutory Regulation of Professional Journalism under European Data Protection: down but not out? / D. Erdos // Journal of Media Law. — 2016. — Vol. 8, no. 2. — P. 229-265.

16. Смирнова Е.А. Определение нормы профессиональной этики журналиста / Е.А. Смирнова // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. — 2014. — № 3. — С. 79-89.

17. Borden S.L. The Role of Journalist and the Performance of Journalism: Ethical Lessons From «Fake» News (Seriously) / S.L. Borden, C. Tew // Journal of Mass Media Ethics. — 2007. — Vol. 22, no. 4. — P. 300-314.

18. Schiavo R. Revisiting Media Ethics in the Age of Global Public Conversations / R. Schiavo // Journal of Communication in Healthcare. — 2016. — Vol. 9, no. 3. — P. 143-145.

19. Бакштановский В.И. Моральный выбор журналиста / В.И. Бакштановский, Ю.В. Согомонов. — Тюмень : Центр прикладной этики, 2002. — 448 с.

20. Hayes K. Business Journalism: How to Report on Business and Economics / K. Hayes. — New York : Apress, 2013. — 263 p.

21. Meijer I.C. Valuable Journalism. Measuring News Quality from a User's Perspective / I.C. Meijer, H.P. Bijleveld // Journalism Studies. — 2016. — Vol. 17, no. 7. — P. 827-839.

22. Яковлева М.Г. Объективное vs реальное: критические замечания к концепции объективной журналистики / М.Г. Яковлева // Медиаскоп. — 2016. — Вып. 4. — uRL: http://www.mediascope.ru/2208.

23. Сидоров В.А. Аксиология журналистики: опыт становления новой дисциплины / В.А. Сидоров, С.С. Ильченко, К.Р. Нигматуллина. — Санкт-Петербург : Роза мира, 2009. — 174 с.

24. Щепилова Г.Г. СМИ Крымского полуострова: проблемы интеграции в российское медиапространство / Г.Г. Щепилова // Медиаскоп. — 2017. — Вып. 1. — URL: http://www. mediascope.ru/2269.

25. Мельников В.А. Печатные СМИ: типологические особенности и проблемные зоны / В.А. Мельников, С.А. Петухов // СМИ Крыма и Севастополя в медиасистеме России : сб. ст. / под ред. Д.В. Жукова, Г.Г Щепиловой. — Москва, 2018. — С. 23-38.

26. Егорова Л.Г. Трансформация рынка печатных СМИ Республики Крым нового времени / Л.Г Егорова // Гуманитарный вектор. — 2018. — Т. 13, № 5. — С. 62-69.

27. Московчук Д.К. Спортивная проблематика в газете «Крымская правда» / Д.К. Мо-сковчук // Ученые записки Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского. Филологические науки. — 2015. — Т. 1 (67), № 4. — С. 36-40.

28. Криворученко Е.Ю. Диффузия жанров журналистики в печатных СМИ на примере региональных газет «Крымский Телеграфъ» и «Новый Крым» / Е.Ю. Криворученко, А.Ю. Калугина // Ученые записки Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского. Филологические науки. — 2015. — Т. 1 (67), № 4. — С. 31-35.

29. Шаповалова И.В. Языковые маркеры региональной идентификации в текстах СМИ / И.В. Шаповалова // СМИ Крыма и Севастополя в медиасистеме России : сб. ст / под ред. Д.В. Жукова, Г.Г. Щепиловой. — Москва, 2018. — С. 163-184.

30. Полончук А.А. Особенности крымского информационного поля / А.А. Полончук, М.Г. Петросян, Д.В. Омельчук // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И.Вернадского. Серия: Философия. Культурология. Политология. Социология. — 2014. — Т. 27, № 1-2 (66). — С. 292-299.

31. Ильченко Д.С. Тема науки в новостных порталах Крыма в условиях смены государства / Д.С. Ильченко, М.Е. Лебеденко, Ю.Д. Плаутина // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. — 2017. — № 3. — С. 110-129.

32. Егорова Л.Г. Специфика современного регионального дискурса СМИ (на примере печатной прессы Республики Крым) / Л.Г Егорова. — DOI 10.17150/2308-6203.2018.7(4).615-628 // Вопросы теории и практики журналистики. — 2018. — Т. 7, № 4. — С. 615-628.

REFERENCES

1. Lazutina G.V. Professional'naya etika zhurnalista [The Journalist's Code of Ethics]. Moscow, Yurait Publ., 2017. 226 p.

2. Ovsepian R.P. About Broadening the Object of Studying History of Russian Journalism of XX-th Century. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 10: Zhurnalistika = Moscow University Journalism Bulletin, 2006, no. 2, pp. 80-92. (In Russian).

3. Pruttskov G.V. Vvedenie v mirovuyu zhurnalistiku. Ot Antichnosti do kontsa XVIII veka [Introduction into Global Journalism. From the Ancient times to the late XVIII century]. Moscow, Aspekt Press Publ., 2010. 432 p.

4. Stephens M. A History of News. Oxford University Press, 2007. 356 p.

5. Prokhorov Ye.P. Zhurnalistika i demokratiya [Journalism and Democracy]. Moscow, Aspekt Press Publ., 2004. 352 p.

6. Korkonosenko S.G. Teoriya zhurnalistika: modelirovanie i primenenie [The Theory of Journalism: Modeling and Application]. Moscow, Logos Publ., 2010. 247 p.

7. Christians C. Ethical Theory in Communication Research. Journalism Studies, 2005, vol. 6, no.1, pp. 3-14.

8. Lozovsky B.N. Professional Culture of a Journalist: where the Ethics Should be Placed. Izvestiya Ural'skogo federal'nogo universiteta. Seriya 1: Problemy obrazovaniya, nauki i kul'tury = Izvestia Ural Federal University Journal. Series 1: Issues in Education, Science and Culture, 2015, vol. 138, no. 2, pp. 7-13. (In Russian).

9. Shomova S.A. New Media and "New Ethics": Towards Value Transformations of the Journalism Profession. MediaAl'manakh = MediaAlmanah Journal, 2016, no. 4 (75), pp. 1220. (In Russian).

10. Filatova I.V. Professional and Ethical Values of the Journalistic Community and the Values of Social Environment of the Media. Mediaskop = Mediascope, 2011, iss. 2. Available at: http://www.mediascope.ru/node/812. (In Russian).

11. Dzyaloshinsky I.M., Dzyaloshinskaya M.I. Values and Qualities OF Russian Journalists: Theoretical Models and Empirical Research Results. MediaAl'manakh = MediaAlmanah Journal, 2013, no. 6 (59), pp. 8-19. (In Russian).

12. Baranova E.A. Transformation of Journalism Ethical Principles in the Conditions of Media Convergence. MediaAl'manakh = MediaAlmanah Journal, 2016, no. 6 (77), pp. 33-39. (In Russian).

13. Doroshchuk E.S. Humanism of the contemporary journalism as subject of study: the genesis and prospects. Gumanizatsiya informatsionnogo prostranstva v kontekste dialoga kul'tur. Materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Humanization of information environment in the context of the dialogue of cultures. Materials of International Research Conference]. Kazan, 2016, pp. 5-15. (In Russian).

14. Rikhter A.G. Pravovye osnovyzhurnalistiki [Legal Bases of Journalism]. Moscow, Ikar Publ., 2009. 456 p.

15. Erdos D. Statutory Regulation of Professional Journalism under European Data Protection: down but not out? Journal of Media Law, 2016, vol. 8, no. 2, pp. 229-265.

16. Smirnova E.A. Definition of the Journalistic Professional Ethics Norm. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 10: Zhurnalistika = Moscow University Journalism Bulletin,

2014, no. 3, pp. 79-89. (In Russian).

17. Borden S.L., Tew C. The Role of Journalist and the Performance of Journalism: Ethical Lessons From «Fake» News (Seriously). Journal of Mass Media Ethics, 2007, vol. 22, no. 4, pp. 300-314.

18. Schiavo R. Revisiting Media Ethics in the Age of Global Public Conversations. Journal of Communication in Healthcare, 2016, vol. 9, no. 3, pp. 143-145.

19. Bakshtanovskii V.l., Sogomonov Yu.V. Moral'nyi vybor zhurnalista [Moral Choice a Journalist]. Tyumen, Tsentr prikladnoi etiki Publ., 2002. 448 p.

20. Hayes K. Business Journalism: How to Report on Business and Economics. New York, Apress, 2013. 263 p.

21. Meijer I.C., Bijleveld H.P. Valuable Journalism. Measuring News Quality from a User's Perspective. Journalism Studies, 2016, vol. 17, no. 7, pp. 827-839.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Yakovleva M.G. Objective vs Real: Critical Remarks on the Concept of Objective Journalism. Mediaskop = Mediascope, 2016, iss. 4. Available at: http://www.mediascope. ru/2208. (In Russian).

23. Sidorov V.A., Ilchenko S.S., Nigmatullina K.R. Aksiologiya zhurnalistiki: opyt stanovleniya novoi distsipliny [Axiology of Journalism: Experience of the New Discipline Formation]. Saint Petersburg, Roza mira Publ., 2009. 174 p.

24. Schepilova G.G. Mass Media of the Crimean Peninsula: Issues of Integration in Russian Media Space. Mediaskop = Mediascope, 2017, iss. 1. Available at: http://www. mediascope.ru/2269. (In Russian).

25. Melnikov V.A., Petukhov S.A. Printed media: typological features and problem spots. In Zhukov D.V., Shchepilova G.G. (eds). SMI Kryma i Sevastopolya v mediasisteme Rossii [The Mass Media of the Crimea and Sevastopol in Russia's Media System]. Moscow, 2018, pp. 23-38. (In Russian).

26. Yegorova L.G. The Republic of Crimea Printed Media Market Transformation in the Present Time. Gumanitarnyi vektor = Humanitarian Vector, 2018, vol. 13, no. 5, pp. 62-69. (In Russian).

27. Moskovchuk D.K. Sport Problems in the Newspaper «Crimean Pravda». Uchenye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta im. V.I. Vernadskogo. Filologicheskie nauki = Scientific Notes of V.I. Vernadsky Crimean Federal University. Philological sciences, 2015, vol. 1 (67), no. 4, pp. 36-40. (In Russian).

28. Kryvoruchenko K.Yu., Kalugina A.Yu. Diffusion of Genres of Journalism in Printed Media on the Data of Regional Newspapers «The Crimean Telegraph» and «The New Crimea». Uchenye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta im. V.I. Vernadskogo. Filologicheskie nauki = Scientific Notes of V.I. Vernadsky Crimean Federal University. Philological sciences,

2015, vol. 1 (67), no. 4, pp. 31-35. (In Russian).

29. Shapovalova I.V. Language markers of regional identification in media texts. In Zhukov D.V., Shchepilova G.G. (eds). SMI Kryma i Sevastopolya v mediasisteme Rossii [The Mass Media of the Crimea and Sevastopol in Russia's Media System]. Moscow, 2018, pp. 163-184. (In Russian).

30. Polonchuck A.A., Petrosyan M.G., Omelchuck D.V. Crimean Information Field Features. Uchenye zapiski Tavricheskogo natsional'nogo universiteta im. V.I.Vernadskogo. Seriya: Filosofiya. Kul'turologiya. Politologiya. Sotsiologiya = Scientific Notes of V.I. Vernadsky Crimean Federal University. Series. Philosophy.Culturology. Political Sciences. Sociology, 2014, vol. 27, no. 1-2 (66), pp. 292-299. (In Russian).

31. Ilchenko D.S., Lebedenko M.E., Plautina Yu.D. Theme of Science on Crimean News Portals under the Change of State. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 10: Zhurnalistika = Moscow University Journalism Bulletin, 2017, no. 3, pp. 110-129. (In Russian).

32. Yegorova L.G. Modern Regional Media Discourse Features (on the Example of the Republic of Crimea Printed Press). Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2018, vol. 7, no. 4, pp. 615-628. DOI: 10.17150/2308-6203.2018.7(4).615-628. (In Russian).

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ

Жаровский Е.Р. Ценностно-нормативные представления сотрудников крымских СМИ о журналистской профессии / Е.Р. Жаровский. — DOI: 10.17150/2308-6203.2020.9(4).740-757 // Вопросы теории и практики журналистики. — 2020. — Т. 9, № 4. — С. 740-757.

FOR CITATION

Zharovskiy E.R. Values and Regulations of Journalism as Viewed by Crimean Media Workers. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2020, vol. 9, no. 4, pp. 740-757. DOI: 10.17150/2308-6203.2020.9(4).740-757. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.