ПОЛИТОЛОГИЯ
POLITICAL SCIENCE
Алексей Юрьевич Быков,
кандидат политических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет (199034, Россия, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9),
e-mail: [email protected]
Реализация норм профессиональной этики журналистов в практике американских СМИ
В статье выявляются основные категории профессиональной журналистской этики, принятые в США, факторы, повлиявшие на содержание этических кодексов американского журналистского сообщества. Автором уделяется внимание правовым, политическим и профессиональным традициям, предопределившим появление кодексов. Обсуждается изменение документальной базы, анализируются источники, включающие в себя нормы журналистской этики. Рассматриваются реализуемые на практике подходы к разрешению этических вопросов, возникающих в процессе работы журналиста.
Полученные выводы показывают, что исторические условия развития государства, его политические традиции повлияли на формирование профессиональной культуры журналистов. Подтверждается тезис о том, что набор этических норм и правил в современной американской журналистике не является неизменной категорией, не предполагающей какие-либо трансформации. Одним из резюмирующих положений является то, что в настоящее время принимаются новые документы и идут дискуссии о внесении изменений в уже существующие кодексы. Инициаторами нововведений выступают такие известные организации, как Общество профессиональных журналистов, Ассоциации новостных работников радио и телевидения, а также отдельные редакционные коллективы.
Определяются возможные направления дальнейшего исследования: выявление механизмов этического регулирования журналистской деятельности, исследование применения норм профессиональной этики журналистов в других регионах мира.
Ключевые слова: журналистика США, журналистская этика, этический кодекс, свобода слова, политическая культура.
Aleksey Yurievich Bykov,
Candidate of Political Science, Associate Professor, Saint Petersburg State University (7-9 Universitetskaya Embankment., St. Petersburg, Russia, 199034),
e-mail: [email protected]
Application of Standards of Professional Journalism Ethics in the Practice of American Media
The article defines basic categories of professional journalism ethics adopted in the United States. Factors that influence the content of ethics codes in the American journalistic community are analyzed. The author focuses on legal, political and professional traditions predetermining the emergence of codes. Changes in the documentary base, sources, including the norms of journalistic ethics are under discussion. Approaches to resolve ethical questions that arise in the process of journalist's work are considered.
The research results indicate that the historical conditions of the state development and its political traditions had influenced the formation of professional journalists' culture. It confirms the idea that the ethical codes in modern American journalism are not constant categories, which do not assume any transformation. New documents are being issued and discussions about amendments to the codes are going on at present. The Society of Professional Journalists, the Radio-Television News Directors Association are the initiators of these innovations.
© Быков А. Ю., 2015
The paper shows possible scope for future research: identification of the mechanisms by ethical regulation of journalistic activities, study of the professional ethics of journalists in other regions of the world.
Keywords: US journalism, journalism ethics, code of ethics, freedom of speech, political culture.
1. Введение
Практика применения кодексов журналистской этики насчитывает несколько десятилетий. За эти годы появилось большое количество документов, принятых на разных уровнях и имеющих различный статус. Культурные и политические традиции государств во многом предопределили особенности применения данных документов, их содержательную специфику. Демократические принципы Соединённых Штатов Америки, сложившаяся там культура политических отношений между властью, обществом и массмедиа должны были создать условия для органичного утверждения саморегулирования журналистского сообщества. США с момента зарождения государственности динамично претворяли в жизнь либеральные ценности. Современное положение дел в американских СМИ во многом предопределено историческими традициями и особенностями развития практики этического регулирования журналисткой деятельности.
Обсуждение миссии журналиста и предназначения журналистики в США началось с выходом первых газет в Бостоне, а затем в Филадельфии в конце XVII - начале XVIII столетия. Первые кодексы этики журналистов появляются на рубеже XIX-XX вв. В Соединённых Штатах Америки ранними этическими документами локального характера для журналистов считаются принятый в 1910 г. «Этический кодекс газет в Канзасе» и утверждённая в 1922 г. Резолюция «Ассоциации редакторов Орегона» [10, p. 2-3]. Одним из лейтмотивов опубликованных текстов была декларация о приверженности нормам взвешенного освещения событий, о сдержанности в подаче сенсаций.
Следующим шагом стала разработка общенационального документа, «Канонов журналистики» (Canons of Journalism) (Code of Ethics or Canons of Journalism, 1923). Этот Кодекс в 1923 г. одобрило «Американское Общество редакторов газет» (American Society of Newspaper Editors). Основными положения Кодекса являлись статьи об ответственности журналиста и необходимости заботиться об интересах общества, о свободе прессы, о независимости журналистов от различных влияний, за исключением общественных интересов, об аккуратном и точном изложении ин-
формации и др. Одним из пунктов значилось обязательство информировать публику об ошибках, допущенных на страницах выпускаемого издания. Текст поддержали и выразили готовность следовать обнародованной декларации многие СМИ Соединённых Штатов. Среди них - редакции "Detroit News", "The Chicago Tribune", "Chicago Daily News". Это были издания, набирающие популярность среди читателей и заботившиеся о собственной репутации, пытающиеся отмежеваться от скандальной жёлтой прессы.
Через непродолжительное время появились новые подобные документы, претендующие либо на национальный статус, либо, что чаще всего, отражающие интересы той или иной организации: «Кодекс Общества профессиональных журналистов» (1926), «Кодекс практики» Национальной ассоциации вещателей (1929) и др. Как правило, такие документы имеют рекомендательный характер. Иная ситуация с этическими кодексами, принятыми на уровне отдельных редакций и средств массовой информации: они могут быть обязательными для исполнения сотрудниками. Примерами документов, принятых на редакционном уровне, могут быть «Редакционная этическая политика» ("Chicago Tribune"), «Принципы этики Лос-Анджелес Таймс» ("Los Angeles Times"), «Кодекс журналистской этики Бизнесуик» ("Bloomberg Businessweek"): для подробного знакомства с некоторыми из них можно использовать коллекцию, которая собрана в разделе «Медиа» на сайте Иллинойского технологического института (Codes Repository) .
Точная статистика отсутствует, однако примерная оценка показывает, что число американских кодексов, включая документы, принятые национальными организациями журналистов, отраслевыми объединениями работников СМИ, отдельными редакциями, достигает нескольких сотен. Данная ситуация отличается от того, что происходит в других странах: в России либо государствах Восточной Европы подобных кодексов относительно немного, речь можно вести лишь о нескольких десятках таких документов. Проблема заключается в выявлении факторов, повлиявших на принятие этических кодексов и практику их применения в США - стране с особой политической культурой.
2. Методика исследования
В ходе осмысления поставленных проблем используются методы, позволяющие раскрыть исторические и современные особенности применения кодексов журналистики в США.
Историко-сравнительный метод позволяет сопоставить нормы морально-этического регулирования работы журналистов на разных исторических отрезках. Данный метод характерен для историографии и иных областей исторических исследований. Он основывается, с одной стороны, на сравнении, которое характерно практически для любого научного изыскания: любой анализ данных не может обойтись без сравнительного сопоставления и выявления общих, либо отличных характеристик. С другой стороны, историческое сравнение предполагает изучение формы и содержания процессов или явлений в разные исторические моменты. Это позволяет обнаружить сущностные проявления исследуемых явлений на отдельном этапе и проследить их в динамике. В контексте нашего исследования важно обратить внимание на этап появления кодексов журналистской этики, а также на дальнейшее утверждение практики применения этических норм в исторической ретроспективе.
Метод логического анализа заключается в воссоздании развития явления, либо системы, при этом используются средства теоретического анализа, изучаются элементы и связи той или иной системы. Необходимо учитывать развитие данной системы, не рассматривать её отдельно от окружения, стремиться к формализации процесса исследования и его результатов. В данной статье логический метод применяется к сравнительному анализу документов, в частности кодексов профессиональной этики журналистов. При некой степени формализации и выявлении ряда содержательных и количественных показателей документы рассматриваются в контексте исторических условий, специфики деятельности одобривших их организаций, масштабности и эффективности влияния на журналистские процессы.
В силу необходимости проанализировать реальные ситуации, которые возникают перед журналистами в ходе решения этических коллизий, и особенностей применения в конкретных случаях кодексов журналистской этики, применяются элементы ситуационного анализа. Определяются типичные ситуации, выявляются характерные способы поведения
сотрудников СМИ, эффективность применения кодексов профессиональной этики.
3. Нормы журналистской этики в США: факторы формирования и современная практика
Исследование показывает, что на принятие кодексов журналистской этики в США оказывал влияние целый ряд факторов. Этот процесс был во многом обусловлен недовольством части журналистского сообщества направлением развития прессы. Состояние американской журналистики в конце XIX - начале XX в. во многом определялось усилением так называемой жёлтой прессы, развитием макрекерства - движения «разгребателей грязи», неоднозначным экономическим положением средств массовой информации.
Коммерциализация прессы, спекуляция на скандальной тематике вызвали дискуссии о миссии журналиста в обществе. Проблема стала предметом публичного обсуждения. Подвергались критике монополизация рынка массмедиа, концентрация медиаактивов, снижение конкуренции в отдельных областях (например, уменьшалось количество городов, где выходило две и более конкурирующих городских газет). Осуждались коррупционные явления, слияние интересов деловой, политической элиты и средств массовой информации. Данные настроения, в частности, нашли отражение в публикациях Эптона Синклера [12], Джорджа Сельдеса [11], Уолтера Липпманна [7; 8] и др. В работах этих и других авторов нередко ставились проблемы журналистской этики. Спустя пару десятилетий в американском обществе развернулись дискуссии об ответственности прессы перед обществом. Известны неутешительные выводы комиссии, созданной по инициативе владельца журнала «Тайм» Генри Люса в 1942 г., о состоянии свободы прессы в Америке. Сложившаяся ситуация требовала принятия мер по изменению ситуации и, в том числе, усилий по самооздоровлению журналистского сообщества.
Немаловажным фактором, повлиявшим на появление профессиональных кодексов, стало создание организаций, призванных объединить журналистов и помочь им в решении возникающих проблем. Данные процессы наиболее активно начали происходить в конце XIX - начале XX в. Появились «Американская ассоциация издателей газет» (American Newspaper Publishers' Association - ANPA), «Национальный пресс-клуб» (National Press Club), «Американская ассоциация препода-
вателей журналистики» (American Association of Teachers of Journalism). «Американское общество редакторов газет» (American Society of Newspaper Editors) и др.
Примерно в это же время в США шло становление профессионального журналистского образования. Попытки начать подготовку журналистов в учебных заведениях реализовались лишь в начале XX столетия. Школы журналистики появились в Колумбийском университете, Университете Миссури, Университете Висконсина и некоторых других. В начале XX столетия преобладал практико-о-риентированный подход подготовки будущих журналистов, впоследствии в образовательных планах начали появляться дисциплины теоретического характера, что расширяло кругозор выпускников, они получали представление о месте журналистике в социуме, её функциях, целях, миссии.
Учреждались профессиональные издания для журналистов. Некоторые из них выходили по инициативе журналистских организаций, скажем, «Бюллетень Американского общества редакторов газет» (ASNE Bulletin, 1922). Часть изданий появилась по инициативе специалистов, занятых в образовательной сфере. К таким относится «Журналистский бюллетень» (Journalism Bulletin, 1924), который возглавлял Лоренс Мерфи из Иллиной-ского университета. Американская ассоциация преподавателей журналистики приступила к подготовке учебников для студентов. Появление части профессиональных СМИ было вызвано также развитием новых видов СМИ: появились журналы «Телерадиовещание и кабельное телевидение» (Broadcasting & Cable), «Телевидение. Ежеквартальное издание» (Television Quarterly) и другие [5]. В перечисленных СМИ обсуждались проблемы отрасли, перспективы её развития, вопросы профессионального поведения.
Указанные факторы во многом повлияли на формирование представлений о нормах профессионального поведения работников СМИ, предопределили появление кодексов этики журналистов в Соединённых Штатах Америки, оказали влияние на их содержание.
В Соединённых Штатах Америки формализованные документы, посвящённые вопросам морально-этического поведения журналистов (кодексы этики), появились значительно раньше, чем во многих других странах (например, с Россией разница во времени составила примерно 70 лет - между началом XX в. и 1990-ми гг.). Это подтверждает, что для появления соответствующих документов
в обществе должны сложиться определённые условия. Как минимум институтам СМИ необходимо достичь некоторой самостоятельности, требуется развитие соответствующих организаций и структур (профессиональных организаций журналистов, системы подготовки сотрудников массмедиа), предполагается развитие теоретической базы для серьёзного осмысления феномена. Немаловажным фактором в данном случае являются и различия в политической культуре разных стран.
На современном этапе происходят трансформации в понимании норм профессиональной журналистской этики и особенностей применения этических кодексов в США.
Подобные кодексы, как известно, можно подразделить на несколько групп в зависимости от их статуса - это так или иначе соотносится с тем, на каком уровне они были приняты. Выделяют документы межнационального, национального, межотраслевого, отраслевого, локального (на уровне отдельного издания) характера. Очевидно, что более значимыми с практической точки зрения являются редакционные нормативы, исполнение которых контролируется непосредственно ответственными лицами того или иного издания. Далеко не все из них находятся в открытом доступе и индексируются поисковыми системами. В ходе работы над статьёй были проанализированы кодексы журналистской этики американских изданий преимущественно регионального и местного значения . За основу были приняты регламенты, размещённые на сайтах самих изданий, либо иных журналистских, образовательных или исследовательских организаций. При анализе уделялось внимание содержательным характеристикам документов: определялись их общие и уникальные положения, а также новаторские подходы, которые стали проявляться лишь в последнее время.
Ограничимся лишь кратким описанием общих положений кодексов. Практически все из них содержат тезисы о честности и объективности при освещении событий, о принципах работы с источниками информации, об ответственности перед аудиторией и т. д. В основном это дублирование принципов, закреплённых в общенациональных, либо международных документах.
Уникальными характеристиками этических кодексов локального характера является отражение в них особенностей редакционной политики и требований редакций к своим сотрудникам. Это может иметь самые разные проявления. Например, в ряде документов
оговаривается максимальная стоимость подарков, которые может принимать журналист от третьих лиц. Она варьируется от 10 долл. в провинциальной газете "Dallas Morning News" до 25 в международном агентстве новостей "Associated Press". Отдельные редакции не допускают подобного рода практику вообще: такой порядок закреплён в руководстве для сотрудников издания "Los Angeles Times". Здесь возможно принятие подарка лишь в том случае, если в определённом культурном контексте отказ может быть истолкован как неуважение или оскорбление . Иные положения могут увязываться с участием в деятельности общественных и партийных организаций, выполнением работы для других изданий, владением ценными бумагами каких-либо предприятий и т. д. Иногда ограничения заниматься той или иной темой для журналиста могут возникнуть в силу рода деятельности членов его семьи. Каждый редакционный коллектив устанавливает особую степень регламентации для своих сотрудников в части ситуаций, предполагающих «конфликт интересов», что предопределяет различия в кодексах профессиональной этики локального уровня.
В последние годы многие кодексы журналистской этики претерпевают изменения. Это зачастую обусловлено развитием новых информационных технологий и сетевых коммуникаций. С учётом изменившихся условий массово-информационной деятельности пересматривается и дополняется подход к регулированию работы сотрудника редакции: включаются положения о последствиях использования современных гаджетов, о размещении информации на интернет-ресурсах, об общей специфике работы новых СМИ.
Иллюстрацией этому может быть документ для сотрудников компании "New York Times", в котором описываются некоторые подходы к поведению сотрудников на ресурсах компании и сторонних структур. Работникам рекомендуется проявлять сдержанность в оценках различных событий даже в пространстве личного блога, поскольку их имя неизменно ассоциируется у публики с тем СМИ, где они постоянно работают. Публикация личных оценок на сайте самой редакции, пусть даже и в формате «личного журнала», строго регламентируется: «ничто не может быть опубликовано..., если это не прошло через процесс редактирования или модера-ции». Некоторые редакции, рассматривая сетевое пространство как сферу серьёзной конкуренции, требуют от журналистов, в осо-
бенности от фрилансеров, согласовывать их публикации на других ресурсах.
В документах отдельных компаний появляются даже целые разделы, посвящён-ные онлайн-журналистике. Примером может служить Общественное радиовещание США. Составители корпоративных правил корпорации признают, что в современных условиях приходится иметь дело с иными формами распространения информации. В принятых положениях отмечается, что качество публикаций на сайте должно соответствовать высоким стандартам, наработанным в эфирной журналистике. Большая роль при этом отводится регламентации редакционного процесса: размещаемые материалы, как закреплено в документе, должны просматриваться редактором, редактор отвечает за контроль контента. Несмотря на то, что интернет-форумы по сути своей предполагают оценочные суждения, они также должны модерироваться редакторами. Аналогичные правила распространяются и на личные блоги журналистов, размещаемые на сайте компании .
Влияние новых информационных технологий на содержание этических кодексов проявляется и в некоторых других аспектах: появляются новые положения об особенностях подготовки видеосюжетов и их размещения в сети, о работе со звуком, графикой и т. д. Это сегодня актуально уже не только для телерадиокомпаний, но и практически для всех редакций, имеющих онлайн-ресурсы. Следует учитывать также, что в современных условиях появляются медиакомпании, которые работают только в сети Интернет, и в силу этого их кодексы ориентированы исключительно на такой вид деятельности (обратим внимание, например, на Online News Association ).
Таким образом, очевидно стремление редакций в условиях развития новых медиа учитывать изменяющуюся ситуацию (новые формы взаимодействия с аудиторией, изменившиеся приёмы обработки и распространения информации и др.). Разрешение этических коллизий во многих случаях сопрягается с серьёзным контролем за содержанием отдельных материалов и интернет-ресурсов в целом.
4. Выводы
Итоги исторической части исследования коррелируют с устоявшимися в исследовательской литературе позициями по поводу появления и применения этических кодексов. Они сводятся к нескольким аспектам. Точка зрения исследователей о возникновении журналистской морали заключается в том, что
она появилась вместе с самой журналистикой [3, с. 213-214], развивалась в процессе становления профессиональной общности журналистов [1, с. 42], и именно в ходе профессиональной деятельности формировалось нравственное сознание работника отрасли СМИ [2, с. 10]. По поводу причин принятия кодексов этики, усиления интереса к саморегулированию СМИ распространённым является мнение, что такому развитию событий способствуют внешние факторы. Так, А. Уайт заявляет, что кодексы этики всегда принимаются «под давлением извне, заставляющим заняться саморегулированием». С ним солидарен Д. МакКвейл - он выражает уверенность в том, что моральные принципы журналистики зачастую наиболее отчётливо и ярко формулируются во времена кризисов и переломных моментов в истории общества [9, р. 964]. Несколько по-иному высказываются о проблеме Р. Д. Каплар и П. Д. Мэйнс, которые акцентируют внимание на состоятельности журналистов самим принимать решения. Так, например, выделяются главные этические принципы, которые журналисты вынесли из классической либеральной теории, - это независимость при сборе информации и скептическое отношение к власти [6, р. 26].
Результаты проведённого анализа показывают, что противоречия представленных позиций весьма условны, и эти тезисы скорее составляют части единой мозаики. Они вполне соответствуют выявленным в ходе осмысления проблемы причинам появления этических норм и кодексов в США (недовольство направлением развития прессы; появление организаций, объединяющих журналистов; становление профессионального журналистского образования; начало публикации профессиональных изданий для журналистов).
Сопоставление текстов этических кодексов указывает на то, что сфера этических норм и правил в журналистике не является закостенелым образованием. Несмотря на, казалось бы, устоявшиеся и нередко повторяющиеся из текста в текст положения основных документов, принимаются новые кодексы, появляются проекты обновлений уже существующих. Так, осенью 2014 г. появились сообщения о планах изменений в кодексе Общества профессиональных журналистов (SPJ). Предлагалось добавить пункт о предоставлении аудитории, когда это уместно, доступа к оригиналу информации. Отмечалось, что журналисты не должны платить за новости, а когда это происходит, соответ-
ствующим знаком отмечать опубликованную информацию. Среди нововведений другой организации, Ассоциации новостных работников радио и телевидения (RTDNA), была рекомендация для журналистов верифицировать информацию, «рассказывать о том, что было утаено, и обращать внимание на отсутствие важной дополнительной информации» [4]. Такой подход означает, что журналисты осознают необходимость растолковывать информацию, ориентировать читателя, слушателя, зрителя в происходящих событиях. Это корректирует некогда озвучиваемые принципы о том, что сотрудник СМИ является лишь посредником для передачи данных от источника до аудитории. Такого рода сюжеты, к слову сказать, прослеживаются и в документах, принятых другими изданиями. Скажем, в Кодексе журналистской этики 2009 г. издания "Businessweek" прямо отмечалось, что журнал специализируется на «оценочной», «интерпретационной» журналистике (interpretive journalism) .
Современное развитие информационных технологий заставляет журналистское сообщество пересматривать многие устоявшиеся подходы к разрешению этических коллизий, вырабатывать новые стандарты и правила. Возникает целый комплекс проблем, требующих решения: как работать с информацией личного характера, которую можно получить о человеке в социальных сетях, как отслеживать достоверность информации в огромном потоке новостей, как работать с аудиторией, которая имеет обратную связь с редакцией 24 часа в сутки и т. д. Существенные изменения в профессиональной деятельности предполагают, по сути, разрешение вопроса о том, какие новые правила поведения онлайн-жур-налистика потребует от работников СМИ. Анализ кодексов показал, что редакции пытаются сформулировать определённые подходы. При этом во многих случаях внимание уделяется усилению роли контроля со стороны редакторов за содержанием журналистского продукта и профессиональным поведением журналистов. Усиливается ответственность сотрудника перед корпорацией, где он работает. В настоящее время журналисту предлагается более внимательно относиться к озвучиваемым мнениям не только в рамках рабочего пространства, но и в ходе публикации личных блогов, при участии в дискуссиях на сторонних интернет-форумах и т. д.
Дальнейшие рассуждения видятся в поле изучения политической культуры разных стран. Существует предположение о том,
что модель этического регулирования журналистской деятельности соотносится с социально-политическими традициями общества. Каковы механизмы и последствия этого влияния? Насколько это проявляется в других странах - в регионах Восточной и Северной Европы, в Азии и т. д.? В сложившейся ситуации особо остро встают вопросы о защите частной жизни и конфиденциальных данных, всё более актуальными становятся проблемы достоверности распространяемой ин-
Список литературы
1. Авраамов Д. С. Профессиональная этика журналиста. М. Изд-во Моск. ун-та, 2003. 264 с.
2. Кумылганова И. А. Нравственные критерии в профессиональной журналистской деятельности: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.10 / Кумылганова Ирма Александровна. М., 1992. 21 с.
3. Назаретян К. А. Журналистская этика: тенденции развития // Этическая мысль; под ред. А. А. Гусейнова. М.: ИФ РАН, 2010. Вып. 10. С. 213234.
4. Садовская-Комлач М. Новые правила журналистской этики появились в США [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. planetasmi.ru/blogi/comments/33924.html (дата обращения: 23.09.2014).
5. Швецова А. Н. Профессиональные издания для журналистов США: предпосылки возникновения и развития // Вестник Адыгейского гос. унта. 2009. Сер. 2: Филология и искусствоведение. № 4 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// cyberleninka.ru/article/n/professionalnye-izdaniya-dlya-zhumaNstov-ssha-predposylki-vozniknoveniya-i-razvitiya (дата обращения: 05.06.2015).
6. Kaplar R. D., Maines P. D. The Government Factor. Undermining Journalistic Ethics in the Information Age. Washington: Cato Institute, 1995. 100 p.
7. Lippmann W. Public Opinion. New York, Free Press, 1965. 272 p.
8. Lippmann W. Liberty and the News. New York, Harcourt, Brace and Howe, 1920. 104 p.
9. Pattyn B. Media Ethics: Opening Social Dialogue. Leuven: Peeters Publishers, 2000. 422 p.
10. Pratte P. Gods within the Machine: A history of the American Society of Newspaper Editors, 19231999. Westport, CT, 1995. 231 p.
11. Seldes G. Freedom Of The Press. Indianapolis: The Bobbs-Merrill Company, 1935. 380 p.
12. Sinclair U. The Brass Check: A Study of American Journalism. Pasadena, Cal.:The author, 1920. 445 p.
формации, определения авторства текстов. Наряду с универсальными подходами ситуация отдельных странах может предполагать использование уникальных способов осмысления данных проблем, на что так же не в последнюю очередь влияют политические и культурные традиции их развития. Очевидно, что для таких изысканий необходимо использование дополнительных методов, включающих опросы, социологические изыскания, контент-анализ.
References
1. Avraamov D. S. Professional'naya etika zhur-nalista. M. Izd-vo Mosk. un-ta, 2003. 264 s.
2. Kumylganova I. A. Nravstvennye kriterii v professional'noi zhurnalistskoi deyatel'nosti: dis. ... kand. filol. nauk: 10.01.10 / Kumylganova Irma Alek-sandrovna. M., 1992. 21 s.
3. Nazaretyan K. A. Zhurnalistskaya etika: tendentsii razvitiya // Eticheskaya mysl'; pod red. A. A. Guseinova. M.: IF RAN, 2010. Vyp. 10. S. 213234.
4. Sadovskaya-Komlach M. Novye pravila zhurnalistskoi etiki poyavilis' v SShA [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://www.planetasmi.ru/ blogi/comments/33924.html (data obrashcheniya: 23.09.2014).
5. Shvetsova A. N. Professional'nye izdaniya dlya zhurnalistov SShA: predposylki vozniknoveniya i razvitiya // Vestnik Adygeiskogo gos. un-ta. 2009. Ser. 2: Filologiya i iskusstvovedenie. № 4 [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://cyberleninka.ru/ article/n/prnfessionalnye-izdaniya-dlya-zhumaMs-tov-ssha-predposylki-vozniknoveniya-i-razvitiya (data obrashcheniya: 05.06.2015).
6. Kaplar R. D., Maines P. D. The Government Factor. Undermining Journalistic Ethics in the Information Age. Washington: Cato Institute, 1995. 100 p.
7. Lippmann W. Public Opinion. New York, Free Press, 1965. 272 p.
8. Lippmann W. Liberty and the News. New York, Harcourt, Brace and Howe, 1920. 104 p.
9. Pattyn B. Media Ethics: Opening Social Dialogue. Leuven: Peeters Publishers, 2000. 422 p.
10. Pratte P. Gods within the Machine: A history of the American Society of Newspaper Editors, 19231999. West-port, CT, 1995. 231 p.
11. Seldes G. Freedom Of The Press. Indianapolis: The Bobbs-Merrill Company, 1935. 380 p.
12. Sinclair U. The Brass Check: A Study of American Journalism. Pasadena, Cal.:The author, 1920. 445 р.
Статья поступила в редакцию 25.06.2015