Научная статья на тему 'ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КАК КОМПОНЕНТЫ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ'

ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КАК КОМПОНЕНТЫ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
19
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТНЫЙ ПОДХОД / ТИПОЛОГИЯ СУБЪЕКТ-ОБЪЕКТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ / ТИПЫ ЦЕННОСТЕЙ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рудыхина О.В.

В статье представлены результаты исследования ценностно-мотивационных особенностей в контексте субъектного подхода к изучению человека. В результате исследования выявлены статистически значимые различия в типах ценностей у представителей объектной и субъектной ориентаций и у представителей различных типов субъект-объектных ориентаций. Приведены обоснования субъект-объектных ориентаций и их проявления в предпочитаемых типах ценностей в качестве одних из главных показателей инновационного потенциала личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUABLE AND MOTIVATIONAL CHARACTERISTICS AS COMPONENTS OF INNOVATIVE POTENTIAL OF THE PERSONALITY

The results of the research of valuable and motivational features are presented in the article in a context of subject approach in studying a person. As a result of research statistically significant distinctions in types of values at representatives of object and subject orientations are revealed and subjects of various types of subject-object orientations. Justifications the subject-object orientations and their manifestation are given in preferred types of values as one of important indicators of innovative potential of the personality.

Текст научной работы на тему «ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КАК КОМПОНЕНТЫ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ»

ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КАК КОМПОНЕНТЫ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ

О. В. РУДЫХИНА, кандидат психологических наук, заместитель заведующей кафедрой психологии человека по информатизации РГПУ им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург) olga.rudykhina @gmail.com

В статье представлены результаты исследования ценностно-мотивационных особенностей в контексте субъектного подхода к изучению человека. В результате исследования выявлены статистически значимые различия в типах ценностей у представителей объектной и субъектной ориентаций и у представителей различных типов субъект-объектных ориентаций. Приведены обоснования субъект-объектных ориентаций и их проявления в предпочитаемых типах ценностей в качестве одних из главных показателей инновационного потенциала личности.

The results of the research of valuable and motivational features are presented in the article in a context of subject approach in studying a person. As a result of research statistically significant distinctions in types of values at representatives of object and subject orientations are revealed and subjects of various types of subject-object orientations. Justifications the subject-object orientations and their manifestation are given in preferred types of values as one of important indicators of innovative potential of the personality.

Ключевые слова: субъектный подход, типология субъект-объектных ориентаций, типы ценностей

Key words: subject approach, typology the subject-object orientations, types of values

В настоящее время система высшего образования претерпевает значительные изменения, оказывающие влияние на ее структуру и участников. В данной ситуации для студентов вуза создаются условия для активного личностного роста, но вместе с тем становится востребованной их готовность к внешним и внутренним изменениям в процессе получения образования. В этой связи проблема актуализации инновационного потенциала у студентов вуза приобретает особую значимость.

Готовность личности к инновациям

обусловлена такими качествами, как креативность, динамичность, мобильность, и тесно связана со стремлением человека к активности в разных сферах жизнедеятельности. Поскольку активность как фактор детерминации психики выступает важной характеристикой человека как субъекта своего жизненного пути [1; 5; 7], изучение инновационного потенциала личности в контексте субъектного подхода становится актуальным и востребованным. От того, насколько у личности выражено стремление к проявлению активной, творческой позиции по отношению к собствен-

ной жизни, будет зависеть, возникнет ли у нее инновационная идея в конкретной ситуации или стремление к продуцированию и внедрению в жизнь новых, творческих идей станет ее ведущей направленностью.

Изучение характерных для студентов вуза субъект-объектных ориентаций становится перспективным в контексте одномерной и двухмерной типологий жизненных ориентаций. Данные типологии являются теоретически и эмпирически доказанными благодаря проверке теоретической модели субъект-объектных ориен-таций, разработанной Е. Ю. Коржовой [5]. Одномерная типология жизненных ориентаций позволяет разделить их на «объектную» и «субъектную» в зависимости от активности жизненной позиции. Двухмерная типология жизненных ориентаций основана на различиях в степени выраженности отдельных компонентов субъект-объектных ориентаций («трансситуационное творчество», отражающее степень творческого отношения к жизни, и «трансситуационный локус контроля», характеризующий степень ответственности по отношению к жизненным ситуациям) и позволяет выделить различные типы субъект-объектных ориентаций:

3 «преобразователь жизненной ситуации» (творческий интернальный тип);

3 «гармонизатор жизненной ситуации» (творческий экстернальный тип);

3 «пользователь жизненной ситуации» (адаптивный интернальный тип);

3 «потребитель жизненной ситуации» (адаптивный экстернальный тип).

В связи с тем что базовые жизненные ориентации человека относительно жизненных ситуаций, в которых протекает его бытие, являются более обобщенным понятием по сравнению с близкими категориями ценностных, смысложизнен-ных и жизненных ориентаций [5; 4], представляет интерес изучение особенностей проявления ценностных предпочтений человека в зависимости от его объект-

ной /субъектной ориентации. Изучение данного вопроса актуально с точки зрения поиска оснований для развития субъектных качеств у молодых людей, обучающихся в вузе.

Целью данного исследования стало определение различий в типах ценностей у представителей разных типов субъект-объектных ори-ентаций в одномерной и двухмерной типологии жизненных ориентаций.

Для достижения цели были использованы такие методики, как опросник жизненных ориентаций для определения показателей и типов субъект-объектных ориентаций в жизненных ситуациях Е. Ю. Коржовой [4]; методика «Опросник ценностей» для диагностики ценностей (Ш. Шварц в адаптации В. Н. Карандаше-ва) [3].

В исследовании приняли участие студенты РГПУ им. А. И. Герцена, Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина в возрасте от 17 до 22 лет (n = 310).

Для обработки эмпирических данных был использован сравнительный анализ с помощью t-критерия Стьюдента для независимых выборок, реализованный посредством стандартизированного пакета программ STATISTICA 8.0 и программы Microsoft Exel в среде Windows 7.

В результате сравнительного анализа типов в одномерной типологии жизненных ориентаций было выявлено, что группа с объектной ориентацией значительно превосходит группу с субъектной ориентацией в степени выраженности типов ценностей «Гедонизм», «Власть», «Безопасность», а группа с субъектной ориентацией значимо превосходит группу с объектной ориентацией в степени выраженности типов ценностей «Универсализм», «Самостоятельность», «Стимуляция» (см. диаграмму 1, таблицу 1 на с. 84).

Одномерная типология жизненных ориентаций позволяет разделить их на «объектную» и «субъектную» в зависимости от активности жизненной позиции.

Диаграмма 1

Распределение средних значений по типам ценностей в группах с объектной и субъектной ориентациями

Конформность Традиции Доброта

{3 Универсализм

I

ф Самостоятельность я

з Стимуляция

Гедонизм Достижения Власть Безопасность

0 3 6 9 12 15 18 21 24 27 30 Среднее значение по типу ценностей

□ Группа с субъектной ориентацией

□ Группа с объектной ориентацией

Таблица 1

Значимые различия в средних значениях по типам ценностей между группами с объектной и субъектной ориентациями

Типы ценностей а, 8 в группе с объектной ориентацией (п = 4) а, 8 в группе с субъективной ориентацией (п= 133) Значимые различия

Универсализм 25,01 ± 8,19 28,88 ± 8,39 t = -3,34; эмп ' ' р <0,001

Самостоятельность 21,25 ± 4,23 23,48 ± 4,36 t = -3,71; эмп р <0,001

Стимуляция 9,18 ± 3,69 11,13 ± 4,38 t = -3,38; эмп р< 0,001

Гедонизм 11,52 ± 5,12 9,14 ± 5,22 t =3,31; эмп р< 0,001

Власть 12,01 ±5,6 10,14 ±5,86 t = 2,33; эмп р < 0,05

Безопасность 20,76 ± 4,85 19,26 ± 5,36 t = 2,08; эмп р < 0,05

Условные обозначения:

а — среднее значение показателя типа ценности; 8 — стандартное отклонение показателя типа ценности; — эмпирическое значение критерия Стьюдента для независимых выборок

Данные различия показывают, что для лиц с объектной ориентацией высокозначимыми являются получение чувственных удовольствий, достижение социального престижа, безопасность в семье и обществе. Субъектно-ориентированные лица по сравнению с группой с объектной ориентацией отличаются более высокой значимостью изменений в своей жизни посредством проявления исследовательской активности, самостоятельности в мышлении и действиях, стремления к разнообразию и глубоким переживаниям, а также терпимости и защиты благополучия других людей и природы. Эти факты указывают на существенные цен-ностно-мотивационные отличия лиц с низким и высоким потенциалом субъектно-сти: лица с объектной ориентацией в большей степени сосредоточены на стремлении к собственному благополучию, а лица с субъектной ориентацией в большей степени стремятся к благополучию других людей и преобразованию окружающей действительности.

Представленные результаты согласуются с данными о личностной зрелости и предпочтении ценностей гуманистической направленности, характерными в большей степени для лиц с субъектной ориентацией по сравнению с лицами с объектной ориентацией. В частности, существуют данные о взаимосвязи общего показателя субъект-объектных ориентаций с широтой жизненной перспективы и ориентацией на эволюционный характер развития общества [2]; установлено, что представители объектной ориентации по сравнению с лицами с субъектной ориентацией склонны выше оценивать значимость денег в своей жизни [6]. Эти данные согласуются с выявленным фактом, что у личностно зрелых людей существенно ниже ценность денег, слабее потребность в деньгах и выше уровень удовлетворения потребности в деньгах [8].

Также был проведен сравнительный анализ типов в двухмерной типологии

жизненных ориентаций, который позволил конкретизировать выявленные в группах с объектной и субъектной ориентаци-ями значимые различия в типах ценностей.

Рассмотрим выявленные достоверные различия у лиц с разными типами субъект-объектных ориентаций, которые остались в категории значимых после применения поправки Бонферрони:

3 «Преобразователи» достоверно превосходят «Пользователей» по степени выраженности типа ценности «Универсализм», «Потребителей» — по степени выраженности типа ценности «Самостоятельность»;

3 «Гармонизаторы» значимо превосходят «Пользователей» по степени выраженности типа ценности «Универсализм», «Потребителей» — по степени выраженности типов ценностей «Самостоятельность» и «Стимуляция»;

3 «Пользователи» достоверно превосходят «Гармонизаторов» по степени вы-

Таблица 2

Значимые различия в средних значениях типов ценностей у представителей разных типов субъект-объектных ориентаций

Типы ценностей Типы субъект-объектных ориентаций, сопоставляемые по средним значениям типов ценностей

«Пр.» — «Гарм.» «Пр.» — «П-ль» «Пр.» — «Потр.» «Гарм.» — «П-ль» «Гарм.» — «Потр.» «П-ль» — «Потр.»

Конформность t = 2,3* эмп ' р < 0,02 — — — — —

Универсализм — 1 = 3,93* эмп р <0,0001 (р < 0,001) — t = 4,83** эмп р < 0,000004 (р < 0,00002) t = 2,25** эмп р < 0,03 —

Самостоятельность — t = 2,59* эмп р<0,01 t = 3,18* эмп р < 0,002 (р 0,01) t = 2,43** эмп р <0,02 t = 2,78** эмп р < 0,006 (р < 0,04) —

Стимуляция — — t = 2,22* эмп р < 0,03 t = 2,38** эмп р < 0,02 t = 2,73** эмп р < 0,007 (р< 0,04) —

Гедонизм t = -2,34** эмп р <0,02 t = -2,27*** эмп р < 0,02 t = -2,95**** эмп р < 0,004 (р< 0,02) — — —

Достижения — — — — — t = 2,19*** эмп р < 0,03

Диаграмма 2 Распределение средних значений по типам ценностей у представителей различных типов субъект-объектных ориентаций

Конформность Традиции Доброта Универсализм Самостоятельность Стимуляция Гедонизм Достижения Власть Безопасность

| I

| I

I I

0 3 6 9 12 15 18 21 24 27 30 Среднее значение по типу ценностей

□ Преобразователь □ Гармонизатор □ Пользователь □ Потребитель

Окончание табл. 2

Типы ценностей Типы субъект-объектных ориентаций, сопоставляемые по средним значениям типов ценностей

«Пр.» — «Гарм.» «Пр.» — «П-ль» «Пр.» — «Потр.» «Гарм.» — «П-ль» «Гарм.» — «Потр.» «П-ль» — «Потр.»

Власть — t = -2,48*** эмп ' р<0,01 — t = -3,31*** эмп р <0,001 (р< 0,01) — —

Безопасность — — — t = -2,63*** эмп р < 0,009 (р < 0,05) — —

Условные обозначения:

Типы субъект-объектных ориентаций: «Пр.» —«Преобразователь»; «Гарм.» —«Гармониза-тор»; «П-ль» — «Пользователь»; «Потр.» —«Потребитель»;

^мп— эмпирическое значение критерия Стьюдента для независимых выборок;

р— уровень значимости; уровень значимости, указанный в скобках, получен в результате применения поправки Бонферрони к выявленному уровню значимости в ходе множественного попарного сравнения.

* — средние значения типа ценности значимо выше у представителей типа «Преобразователь» (п = 80);

** — средние значения типа ценности значимо выше у представителей типа «Гармониза-тор» (п = 72);

*** — средние значения типа ценности значимо выше у представителей типа «Пользователь» (п = 64);

**** — средние значения типа ценности значимо выше у представителей типа «Потребитель» (п = 36)

«Пользователи» в большей степени стремятся к достижению практических результатов, что согласуется с выраженным у них стремлением к социальному статусу, престижу и стабильности.

раженности типов ценностей «Власть» и «Безопасность»;

3 «Потребители» значимо превосходят «Преобразователей» по степени выраженности типа ценности «Гедонизм».

Обнаруженные различия показывают, что каждый из четырех типов субъект-объектных ориентаций отличается предпочтительными типами ценностей:

3 «Преобразователям» свойственно выраженное стремление к пониманию, терпимости, защите благополучия других людей и к самостоятельности в мышлении и способах действия;

3 «Гармонизаторов», так же как и «Преобразователей», отличают выраженная ориентация на благополучие других людей, самостоятельность, исследователь-

ская активность, и кроме этого, — стремление к новизне и глубоким переживаниям;

3 «Пользователям» свойственно выраженное стремление к достижению высокого социального статуса, престижа и безопасности на уровне семьи и общества;

3 «Потребителей» отличает выраженная ориентация на получение удовольствия, наслаждение жизнью.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что представители субъектной ориентации («Преобразователи» и «Гар-монизаторы») имеют сходство в предпочитаемых типах ценностей, и обнаруженные ценностные особенности соотносятся со свойственными для каждого из них разнообразием жизненных целей и в целом творческой жизненной позицией. «Пользователи» в большей степени стремятся к достижению практических результатов [4], что согласуется с выраженным

у них стремлением к социальному статусу, престижу и стабильности. «Потребителей» отличают пассивная жизненная позиция и стремление к получению радостного жизненного опыта [4], что отражается в наибольшей мере выраженном у них стремлении к удовольствию.

Резюмируя, можно сказать, что представители каждого типа субъект-объектных ориентаций характеризуются отличительными типами ценностей. Полученные в данном исследовании результаты свидетельствуют о том, что ориентация на поиск новизны, самодетерминацию, саморазвитие, проявление самостоятельности в мышлении и поведении в большей степени характерна для лиц с субъектной ориентацией, то есть с активной жизненной позицией. Это позволяет прогнозировать чувствительность субъектно-ори-ентированных студентов к новому и нестандартному, что является основанием для проявления инновационного потенциала.

Вместе с тем представленные результаты открывают возможности для разра-

ботки методов, направленных на актуализацию инновационного потенциала студентов в образовательной среде вуза. Стимулирование развития у них направленности на гуманистические ценности, характеризующие открытость к изменениям и самотрансцендентности, будет оказывать влияние на развитие у них субъектной позиции в отношении собственной жизни и тем самым открывать возможности для появления и реализации инновационных идей.

Таким образом, представленное исследование не только вносит вклад в изучение психологических оснований проблемы инновационности в контексте субъектного подхода к изучению человека, но и показывает необходимость учитывать субъект-объектные ориентации и их проявления в предпочитаемых типах ценностей в процессе диагностики, актуализации и развития инновационного потенциала студентов вуза.

Ориентация на поиск новизны, самодетерминацию, саморазвитие, проявление самостоятельности в мышлении и поведении в большей степени характерна для лиц с субъектной ориентацией, то есть с активной жизненной позицией.

ЛИТЕРАТУРА _

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Брушлинский, А. В. Психология субъекта / А. В. Брушлинский ; отв. ред. проф. В. В. Знаков. — М. : Институт психологии РАН ; СПб. : Алетейя, 2003. — 272 с.

2. Гербачевская, Н. В. Представленность проблемы «человек и общество» в социальной картине мира современной молодежи : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Н. В. Гербачевская. — СПб., 2006. — 20 с.

3. Карандашев, В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство / В. Н. Карандашев. — СПб. : Речь, 2004. — 70 с.

4. Коржова, Е. Ю. Психологическое познание судьбы человека / Е. Ю. Коржова. — СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена ; Союз, 2002. — 334 с.

5. Коржова, Е. Ю. Психологическое познание человека как субъекта жизнедеятельности : автореф. дис. ... докт. психол. наук / Е. Ю. Коржова. — СПб., 2001. — 43 с.

6. Корокошко, И. О. Особенности экономического сознания у лиц с разными жизненными ориентациями : автореф. дис. ... канд. психол. наук / И. О. Корокошко. — Саратов, 2011. — 25 с.

7. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн ; сост. : А. В. Брушлинский, К. А. Абульханова-Славская. — СПб. : Питер, 2002. — 720 с.

8. Семенов, М. Ю. Отношение личностно зрелых людей к деньгам / М. Ю. Семенов // Психологический журнал. — 2012. — Т. 33. — № 1. — С. 66—72.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.