УДК 159.9.072
ОСОБЕННОСТИ РЕФЛЕКСИИ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗНЫХ ТИПОВ ЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
Ильина Екатерина Владимировна — аспирантка кафедры «Психология человека»; Институт психологии РГПУ им. А.И. Герцена; 191186, Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, 48; e-mail: [email protected]
Введение
Понятие «рефлексия» занимает существенное место в научных исследованиях в рамках когнитивной психологии, социальной психологии, экзистенцио-нальной психологии, психологии субъ-ектности и во многих других научных направлениях, где по-прежнему актуальным является вопрос о роли рефлексии в жизни человека, её влиянии на организацию собственной жизнедеятельности и на формирование вектора жизненного пути личности. Многими авторами отмечалась взаимосвязь между рефлексией и характерным для индивида способом жизни, его жизненной ориентацией (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, Д.А. Леонтьев, К.А. Абульханова-Слав-ская, В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев, В.А. Лефевр, Е.Ю. Коржова).
Например, С.Л. Рубинштейн рассматривает рефлексию как способность к осмыслению жизни, «.. .распознать то, что в ней подлинно значимо. и определить сами задачи и цель жизни так, чтобы по-настоящему знать, куда в жизни идти и зачем» [10, с. 746].
Д.А. Леонтьев рассматривает рефлексию как функцию «.анализа собс-
твенно личностных особенностей индивида, что связано и с формированием целей его существования» [7, с. 32].
A.В. Карпов отмечает роль рефлексии как важнейшей регулятивной составляющей личности, позволяющей ей »сознательно выстраивать свою жизнедеятельность» [5, с. 77].
На наличие взаимосвязи между функцией рефлексии к внутреннему самоанализу и влияния его результатов на построение жизни субъекта указывают В.П. Зинченко, Е.Б. Моргунов, A.B. Карпов, И.М. Скитяева, Д.А. Леонтьев и другие авторы.
И.Н. Семёнов считает, что рефлексия с помощью анализа выстраивает внутреннее смысловое поле личности, что является основой для её поведения [2; 11].
B.Д. Шадриков предлагает рассматривать успех или неудачу в субъектной деятельности через способность рефлексии к осознанию личностью своих потребностей и целей деятельности, внешних и внутренних условий, плана действий и результатов» [13, с. 4, 111].
Е.Ю. Коржова пишет: «Именно в рефлексии формируются и развивают-
ся цели активности человека»[6, с. 28]. И далее она отмечает, что «.речь идёт о высшем уровне рефлексии, когда человек не только размышляет о себе и мире, а сознательно самоопределяет себя и своё отношение к миру» [там же].
Весьма актуальным является вопрос самого механизма влияния рефлексии на жизненную ориентацию человека. Цель нашего исследования — определить особенности взаимосвязи рефлексии и различных типов жизненной ориентации.
Мы предполагаем, что данная обусловленность связана со способность рефлексии к анализу внутреннего мира человека [1; 3; 7; 10].В случае «прочтения» рефлексией внутренних потребностей, целей, ценностей индивид выстраивает внешнюю деятельность с их учётом, и в жизненных решениях можно увидеть отражение его внутренней жизни. В противном случае, «непрочтения» внутренних компонентов личности, скорее всего в жизни индивида наблюдается заимствование внешних ориентиров и отсутствие согласованности между внутренним и внешним самоосуществлением. Разли-
Резюме
Статья содержит результаты эмпирического исследования, направленного на установление взаимосвязи между особенностями рефлексии и типом жизненной ориентации, характерной для индивида. В исследовании принимали участие студенты технической направленности 18-23 лет, рефлексия которых рассматривалась с точки зрения продуктивного и непродуктивного её видов, а также взаимосвязь со способом организации собственной жизнедеятельности. Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что жизненная ориентация личности определяется видом рефлексии, путём актуализации или деактуализации её ценностей: продуктивная рефлексия способствует самоосуществлению ценностей личности в её жизненной ориентации, непродуктивная рефлексия затрудняет эту взаимосвязь, что определяет иной тип жизненной ориентации. Данные факты позволяют предположить, что характерный для индивида вид рефлексии в большей степени влияет на жизненную ориентацию индивида как способа жизни, чем внутренние ценности личности. Рассмотрение и изучение рефлексии как инструмента возможности реализации внутренних конструктов личности во внешнюю жизнедеятельность позволяет установить особенности взаимосвязи внутреннего мира человека и его жизненного пути.
Ключевые слова: рефлексия, продуктивный и непродуктивный виды рефлексии, жизненная ориентация, ценностные ориентации, внутренний мир, представители юношеского периода.
Таблица 1
Распределение респондентов по типам жизненной ориентации
«Преобразователь жизненной ситуации» «Гармонизатор жизненной ситуации» «Потребитель жизненной ситуации» «Пользователь жизненной ситуации»
6 чел. 103 чел. 60 чел. 3 чел.
чия в особенностях рефлексии, в свою очередь, приводят к формированию различных типов жизненной ориентации. В данном эмпирическом исследовании мы ставили перед собой следующие задачи.
1. Определить взаимосвязь между видом рефлексии и типом жизненной ориентации.
2. Оценить степень влияния внутреннего мира личности как конструкта, состоящего из характерных типов ценностной ориентации на типы жизненной ориентации.
3. Показать обусловленность имеющегося типа жизненной ориентации не только ценностями личности, но и в большей степени видом рефлексии.
Методики исследования
и обсуждение его результатов
В нашем исследовании для выделения типа жизненной ориентации был использован опросник субъект-объектных ориентаций Е.Ю. Коржовой., где выделены следующие типы:
1. «Преобразователь жизненной ситуации»;
2. «Гармонизатор жизненной ситуации»;
3. «Пользователь жизненной ситуации»;
4. «Потребитель жизненной ситуации».
Для диагностики вида рефлексии был применён опросник «Дифференциальный тип рефлексии» Д.А. Леонтьева, позволяющий выявить следующие виды рефлексии:
1. Системная рефлексии (продуктивная рефлексия);
2. Интроспекция (непродуктивная рефлексия);
3. Квазирефлексия (непродуктивная рефлексия).
Для исследования внутреннего мира личности мы использовали методику «Уровень соотношения "ценности" и "доступности" в различных жизненных сферах» Е.Б. Фанталовой (использована только 1-я часть данной методики — для выявления приоритетных ценностных ориентаций).
В исследовании приняли участие 172 студента технической и гуманитарной направленности.
Распределения испытуемых по типам жизненной ориентации представлены в табл. 1.
На основании вышеизложенных материалов нами для дальнейшего исследования были выбраны наиболее представленные в данной выборке респондентов типы: «Гармонизатор» и «Потребитель», сходные по внешнему трансситуационному локусу контроля (менее 5 баллов), но различающиеся по шкале «Трансситуационное творчество»: «Гармонизатор» имеет положительный полюс по данной шкале (более 6 баллов), «Потребитель» — отрицательный полюс (менее 5 баллов).
Шкала «Трансситуационное творчество» характеризует выраженность преобразующей творческой активности человека в различных жизненных ситуациях: положительный полюс характеризует человека, который стремится к внешним преобразованиям путём познания и освоения новых знаний, умений и саморазвития; отрицательный полюс определяет человека с инертной жизненной позицией, не стремящегося к жизненным переменам, а довольствующего тем, что у него есть. Шкала «Трансситуационный локус контроля» характеризует возможность человека влиять на жизненные события собственной жизни: положительный полюс характеризует человека, способного управлять жизненными
ситуациями и нести ответственность за последствия; отрицательный полюс определяет человека, придающего большое значение внешним обстоятельствам (судьба, случай), которые являются главной причиной жизненных событий и не зависят от его поступков.
Первичное сравнение видов рефлексии респондентов типов «Гармониза-тор» и »Потребитель» не выявило значимых различий (табл. 2).
Статистически значимых различий в степени выраженности видов рефлексии не найдено (а = 0,05).
Анализ полученных данных позволяет говорить о том, что для рассматриваемых типов жизненной ориентации не выявлено предпочитаемых видов рефлексии. Представители типов «Гармонизатор» и »Потребитель» имеют сходное распределение видов рефлексии.
Далее, в результате применения методов описательной статистики, была выявлена тенденция распределения численности типов жизненной ориентации по видам рефлексии (рис. 1).
На рисунке 1 продемонстрировано небольшое количественное преимущество системной рефлексии у респондентов типа «Гармонизатор» и квазирефлексии у респондентов типа «Потребитель». Интроспекция имеет примерно одинаковое распределение.
Дальнейший корреляционный анализ выделенных типов рефлексии показал, что системная рефлексия обнаруживает положительную умеренную связь г = 0,34 со шкалой «Трансситуационное творчество», что увеличивает вероятность отнесения индивида к типу «Гармонизатор», т.к. он характеризуется по данной шкале показателями от 6 баллов и более (по Е.Ю. Коржовой). Интроспекция и квазирефлексия, в терминологии Д.А. Леонтьева, — это
Таблица 2
Виды рефлексии у респондентов двух типов жизненной ориентации
Вид рефлексии Среднее арифметическое значение Среднеквадратичное отклонение i-критерий Стъюдента
«Гармонизатор» «Потребитель» «Гармонизатор» «Потребитель»
Системная рефлексия 38,09 36,28 5,31 4,8 0,25
Интроспекция 23,16 22,46 6,37 5,66 0,08
Квазирефлексия 26,1 25,73 5,63 4,53 0,05
90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
«Гармонизатор»
«Потребитель»
- Линейная
(«Гармонизатор»)
----Линейная
(«Потребитель»)
Рис. 1. Распределение двух типов жизненной ориентации по видам рефлексии
непродуктивные типы рефлексии. Они обнаруживают отрицательную умеренную связь г = -0,32 и г = -0,29 со шкалой «Трансситуационный локус контроля», образующей типы «Гармонизатор» и »Потребитель»; для обоих этих типов характерны низкие баллы по данной шкале (5 баллов и менее).
Анализируя рисунок 1, можно выявить следующую тенденцию: наличие продуктивной рефлексии (системной рефлексии) более характерно для респондентов типа «Гармонизатор», а непродуктивной рефлексии (интроспекция и квазирефлексия) — для респондентов типа «Потребитель».
Учитывая тот факт, что основная функция рефлексии — это анализ и осмысление внутреннего мира личности, мы предположили, что продуктивный вид рефлексии выполняет функцию ана-
лиза содержания внутренней структуры личности, а непродуктивные виды затрудняют данный анализ.
Исследования взаимосвязи вида жизненной ориентации и результатов анализа типов ценностной ориентации личности приведены в табл. 3.
Сравнение эмпирически полученных критериев Стъюдента с критическим значением (гкр. = 1,977) позволяет сделать вывод о том, что не существуют статистически значимых различий между представителями типов «Гармонизатор» и «Потребитель» по выраженности ценностных ориентаций (а = 0,05).
Иными словами, представленные типы ценностной ориентации не имеют существенных различий в мотивацион-но-ценностной сфере личности, которая, согласно личностному подходу в психологии, должна участвовать в форми-
ровании жизненной позиции. В нашем исследовании типов ценностей мы не обнаружили существенных оснований для дифференциации жизненной ориентации. По нашему мнению, таким основанием может выступать характерный для индивида вид рефлексии, который либо отражает (продуктивная рефлексия) типы ценностей личности в определённой жизненной ориентации, либо, при её формировании, данные типы ценностей не актуализируются (непродуктивные виды рефлексии), что характеризует иную жизненную ориентацию. Для рассмотрения данной точки зрения мы проанализировали среднее значение представленности ценностной ориентации в типах «Гармо-низатор» и «Потребитель» (рис. 2).
Эмпирические данные показали отсутствие значимых различий ценностных ориентаций в типах «Гармонизатор» и
14 12 10 8 6 4
«Гармонизатор» «Потребитель»
10 11 12 13 14 15 16 17
Рис. 2. Распределение среднего значения (М) каждой ценностной ориентации у респондентов типов
«Гармонизатор» и «Потребитель»
2
0
Таблица З
Ценностные ориентации респондентов типов «Гармонизатор и Потребитель
Тип ценностной ориентации Среднее значение Среднеквадратичное отклонение í-критерий Стъюдента
«Гармонизатор «Потребитель «Гармонизатор «Потребитель
1. Здоровье 8,25 8,03 3,75 3,67 0,04
2. Общение 8,37 8,55 3,07 3,24 0,04
3. Высокий социальный статус, управление людьми 5,69 6,55 3,91 3,46 0,16
4. Создание семьи, воспитание детей 8,18 8,47 4,84 4,44 0,04
5. Активность для достижения позитивных изменений вобществе 4,71 3,72 3,18 2,18 0,26
6. Познание нового вмире, природе, человеке 7,69 5,47 3,53 3,36 0,45
7. Помощь имилосердие 6,58 6,06 4,49 4,21 0,08
8. Высокое материальное благосостояние 8 9,65 3,99 3,9 0,29
9. Получение хорошего образования 8,82 9,47 3,63 3,18 0,13
10. Вера вБога 1,07 1,1 2,69 2,61 0,008
11. Приятное времяпрепровождение, отдых 8,21 8,3 3,54 3,46 0,018
12. Полная самореализация 10,22 10,52 3,68 2,88 0,06
13. Поиск прекрасного инаслаж-дение им 6,6 5,22 3,74 3,31 0,27
14. Любовь 11,35 11,99 4,09 4,11 0,11
15. Признание, уважение людей ивлияние наних 7,74 9,2 3,9 3,26 0,28
16. Интересная работа 10,87 10,97 3,65 3,38 0,02
17. Свобода как независимость впоступках идействиях 11,97 10,93 4,41 4,49 0,16
«Потребитель» (а = 0,05), однако на рисунке 2 видно небольшие различия в средних значениях, что также отражено в табл. 4.
Как видно из таблицы 4, небольшое преимущество наличия ценностных ори-ентаций в типе «Гармонизатор» имеют № 6, 13 и 17, в типе «Потребитель» — № 8 и 15. Дальнейший корреляционный анализ выявил наличие связи между типами ценностной ориентации и видами рефлексии (рис. 3).
Анализируя данные таблицы 4 и корреляционные связи респондентов типа «Гармонизатор», отметим небольшое преимущество в ценностной ориентации № 6,отражающей стремление к саморазвитию, которое имеет с системной рефлексией умеренную положительную связь (r = 0,34); № 13 — стремление к гармонии (r = 0,29). Типы № 8 и 15 обнаруживают отрицательную умеренную корреляцию: r = -0,31 и r = -0,28 соответственно. Это соответствует описательным характеристикам типа «Гармонизатор жизненной ситуации»: у него выражена тенденция
к самосовершенствованию, к получению нового опыта, к развитию своих способностей (№ 6, г = 0,34), он стремится к освоению человеческой культуры, способен наслаждаться прекрасным (№ 13, г = 0,29), поступает согласно собственным ощущениям и переживаниям (№ 17), но его мечтательность и непрактичность препятствуют достижению им высокого материального благополучия (№ 8, г = -0,31) и признания людей (№ 15, г = -0,28).
Интроспекция и квазирефлексия не обнаружили каких-либо значимых корреляционных связей с типами ценностных ориентаций. Возможно, это связано с тем, что характерные для индивида непродуктивные виды рефлексии затрудняют анализ и осмысление имеющихся ценностных ориентаций и, как результат, «непрочтения» внутреннего содержания личности формируют жизненную ориентацию типа «Потребитель», который ориентирован на приспособление к ситуации и на ценности внешнего окружения: по средним пока-
зателям ценностных ориентаций, они стремятся быть материально обеспеченными людьми, иметь высокий достаток и нуждаются в уважении и признании людьми, что позволяет им влиять на окружающих; всё это соответствует описательным характеристикам типа «Потребитель жизненной ситуации», по Е.Ю. Коржовой. Индивид такого типа не имеет жизненных целей, либо он обобщённо-прагматичен, он »плывёт по течению», ориентирован на внешние атрибуты, не понимает людей, что приводит к неудачам, не интересуется саморазвитием и не стремится к самоанализу (возможно потому, что не имеет необходимого для этого вида рефлексии — системной рефлексии).
Заключение и основные выводы
Подводя итог, мы считаем, что поскольку наши респонденты имеют статистически незначимые различия в типах ценностной ориентации, то предпочитаемые типы жизненной
Таблица 4
Различия среднего значения в типах ценностных ориентаций
Тип ценностной ориентации Среднее значение
Гармонизатор» Потребитель»
6. Познание нового в мире, природе, человеке 7,69 5,47
8. Высокое материальное благосостояние 8 9,65
13. Поиск прекрасного и наслаждение им 6,6 5,22
15. Признание и уважение людей, влияние на них 7,74 9,2
17. Свобода и независимость в поступках, действиях ll,97 l0,93
ориентации связаны не с преобладанием тех или иных ценностей, а с характерным для индивида видом рефлексии. Если имеет место быть системная рефлексия, то она позволяет «прочитать» внутренние ценности человека, сделать их доступными для осознания (отсюда большие средние значения) и отразить их в жизненной ориентации «Гармонизатор».
Если преобладают непродуктивные виды рефлексии, это затрудняет внутренний анализ; для индивида недоступны внутренние ценности как мотивы при выстраивании собственного поведения, поэтому он вынужден искать мотивы во внешнем мире. Отсюда стремление к обретению внешних атрибутов: высокое материальное благополучие, статус, положение в обществе и возможность
влияния на других, что отражается в жизненной ориентации «Потребитель».
Таким образом, характерный для индивида вид рефлексии осуществляет выбор жизненной ориентации путём актуализации тех или иных ценностных ориентаций, присущих человеку. От вида рефлексии зависит возможность отображения внутренних ценностных приоритетов в жизни индивида, которые определяют его жизненный путь.
Если внутренние компоненты личности взаимосвязаны с особенностями её жизнеосуществления, то вид рефлексии определяет характер этой взаимосвязи и выступает скорее не как основание, а как условие формирования характерной для индивида жизненной ориентации.
Необходимо обозначить практическую значимость дальнейшего изучения опосредованного влияния вида рефлексии на жизненную стратегию индивида через возможность анализа и формирования внутренних ценностных ориентиров. Это даёт возможность коррекции жизненного пути личности с целью её саморазвития и самоактуализации.
Благодарности
Автор выражает глубокую признательность за проведение данного эмпирического исследования сотрудникам кафедры «Психология человека» Института психологии РГПУ им. А.И. Герцена, в особенности её руководителю, доктору психологических наук, профессору Елене Юрьевне Коржовой.
Рис. 3. Корреляционные связи между типами ценностной ориентации и видами рефлексии
ЛИТЕРАТУРА
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991. — 289 с.
2. Васильева О.С., Демченко Е.А. Изучение основных характеристик жизненной стратегии человека // Психологические проблемы самореализации. — 2000. — № 4. — С. 74-75.
3. Вахтель Л.В., Анисимова Т.И. Исследование жизненных стратегий личности студентов на разных этапах обучения // Акмео-логия. — 2016. — № 1. — С. 98-102.
4. Гагарин А.В. Образовательная рефлексия в профессиональной подготовке бакалавров психологии // Акмеология. — 2013. — № 3. — С. 54-59.
5. Карпов А.В. Психология рефлексии // А.В. Карпов, И.М. Скитяева — М.: Изд-во Института психологии РАН, 2002. — 303 с.
6. Коржова Е.Ю. Психология жизненных ориентаций человека. — СПб.: Изд-во РХГА, 2006 — 384 с.
7. Леонтьев Д.А., Осин Е.Н. Рефлексия «хорошая» и «дурная»: от объяснительной модели к дифференциальной диагностике // Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2014. Т. 11. № 4. — С. 110-135.
8. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учебное пособие / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. — М.: Изд-во ПСТГУ,2013. — 400 с.
9. Леонтьев Д.А. Рефлексия как предпосылка самодетерминации: Труды Института психологии РАН. — М., 2009. Т. 2.: Психология человека в современном мире. — С. 40-49.
10. Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. — СПб: Питер, 2002. — 781 с.
11. Семёнов И.Н. Рефлексивность самонаблюдения и персонология интроспекции: к онтологии и методологии рефлек-
сивной психологии индивидуальности // Вестник МГУ. Психология. Серия 14. — 2015. — № 3. — С. 22-39.
12. Шадриков В.Д., Кургинян С.С. Пар-циальность рефлексии деятельности // Акмеология. — 2015. — № 2. — С. 68-83.
13. Шадриков В.Д., Кургинян С.С. Исследование рефлексии деятельности и её диагностика через оценку конструктов психологической функциональной системы деятельности // Экспериментальная психология. — 2015. — T. 8. — № 1. — С.106-126.
REFERENCES
[1]. Abul'hanova-SlavskajaK.A. Strategi-ja zhizni / K.A. Abul'hanova-Slavskaja [Life strategy] M.: Mysl', 1991. — 289 p.
[2]. Vasil'eva O.S., Demchenko E.A. Izuchenie osnovnyh harakteristik zhiznennoj strategii cheloveka // Psihologicheskie proble-my samorealizacii [Psychological problems of self-realization], no 4, 2000, pp. 74-75.
[3]. Vahtel'L.V., Anisimova T.I. Issledovanie zhiznennyh strategij lichnosti studentov na raznyh jetapah obuchenija // Akmeologija [Acmeology],no.1, 2016, pp. 98-102.
[4]. GagarinA.V. Obrazovatel'naja reflek-sija v professional'noj podgotovke bakalav-rov psihologii // Akmeologija[Acmeology], no 3, 2013, pp. 54-59.
[5]. Karpov A.V. Psihologija refleksii [Psychology of reflection] // A.V. Karpov, I.M. Skitjaeva. — M.: Institut psihologii RAN, 2002. — 303 p.
[6]. Korzhova E.Ju. Psihologija zhiznennyh orientacij cheloveka [Psychology life orientations of the person] / E. Ju. Korzhova. SPb.: Izd-vo RHGA, 2006 — 384 s.
[7]. Leont'ev D.A., Osin E.N. Refleksija «horoshaja» i «durnaja»: ot ob#jasnitel'noj modeli k differencial'noj diagnostike [Reflection «good» and «bad»: from explanatory model to differential diagnosis] // Psihologija. Zhurnal Vysshej shkoly je-
konomiki [Psychology. Journal of Higher school of Economics], part 11, no. 4, 2014, pp. 110 — 135.
[8]. Psihologija razvitija cheloveka. Raz-vitie sub'ektivnoj real'nosti v ontogeneze: uchebnoe posobie [Psychology of human development. Development of subjective reality in ontogenesis] / V.I. Slobodchikov, E.I. Isaev; PSTGU. — M. — 2013. — 400 p.
[9]. Refleksija kak predposylka samo-determinacii [Reflection as a prerequisite for self-determination] / Leont'ev D.A // Trudy/ «Institut psihologii RAN». — M., 2009. — part 2: Psihologija cheloveka v sovremennom mire [Human psychology in the modern world] — pp. 40 — 49.
[10]. Rubinshtejn S.L. Osnovy obshhej psihologii [Fundamentals of General psychology] / S.L. Rubinshtejn. SPb.: Piter, 2002. — 781 p.
[11]. SemenovI.N. Refleksivnost' samon-abljudenija i personologija introspekcii: k ontologii i metodologii refleksivnoj psihologii individual'nosti [Reflexivity of introspection self-observation and personol-ogy: towards ontology and methodology of reflexive psychology of individuality] // Vestnik moskovskogo universiteta. Serija 14. Psihologija [Bulletin of Moscow University. Psychology], part 14, no. 3, 2015, pp. 22-39
[12]. Shadrikov V.D., Kurginjan S.S. Parcial'nost' refleksii dejatel'nosti [Partial reflection of activities] // Akmeologija [Ac-meology], no. 2, 2015, pp. 68-83.
[13]. Shadrikov V.D., Kurginjan S.S. Issledovanie refleksii dejatel'nosti i ee diagnos-tika cherez ocenku konstruktov psiholog-icheskoj funkcional'noj sistemy dejatel'nosti [The study of reflection activities and diagnostics through the evaluation of the constructs of the psychological functional activity system] // Jeksperimental'naja psihologija [Experimental psychology], part 8, no. 1, 2015. pp. 106-126.
PECULIARITIES OF REFLECTION IN REPRESENTATIVES OF DIFFERENT TYPES OF LIFE ORIENTATIONS
Ekaterina V. Ilyina — Post-graduate Student, Department of Human Psychology,A. I. Herzen Institute of Psychology, Moika embankment, 48, St. Petersburg, 191186, Russia; e-mail:[email protected]
ABSTRACT
This article contains the results of the empirical research aimed at establishing the interrelationship between the specific features of the reflection and the type of life orientation peculiar toan individual. Technical degree students aged 18-23 took part in the research. Theirreflection peculiarities were considered from the point of view of productive and non-productive kinds of reflection, its relationship to the way of organizing their own life activities. The results allow us to conclude that the life orientation of an individual is determined by the type of reflection, by actualization or de-actualization of his/her values: productive reflection contributes to the self-realization of the values of an individual in his/her life orientation, non-productive reflection complicates this relationshipdetermining a different type of life orientation. These facts suggest that the type of reflection characteristic of an individual, to a greater extent, affects the life orientation of an individual as a way of life than the internal values of a person. Consideration and study of reflection as a tool for the possibility of realization of internal constructs of personality in the external life activities allow establishing the features of the relationship between the inner world of a person and his/her life.
Keywords: reflection, productive and non-productive reflection, life orientation, value orientations, inner world, representatives of the youth period.