Научная статья на тему 'Психологические особенности взаимосвязи нормативности поведения и жизненных ориентаций студентов'

Психологические особенности взаимосвязи нормативности поведения и жизненных ориентаций студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
388
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРМАТИВНОСТЬ ПОВЕДЕНИЯ / NORMATIVITY OF BEHAVIOR / ЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ОСОЗНАННОСТЬ ЖИЗНИ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖИЗНЬЮ / SATISFACTION WITH LIFE / ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕЛИ / ЖИЗНЕННОЕ КРЕДО / VITAL ORIENTATIONS / SENSIBLENESS OF LIFE / VITAL PURPOSES / VITAL CREDO

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Маралова Татьяна Петровна

Введение. актуальность проблемы обусловлена значимостью определения роли нормативности поведения в построении человеком своего жизненного пути. Цель. выявить психологические особенности взаимосвязи нормативности поведения с жизненными ориентациями студентов. Материалы и методы. были применены следующие методы: теоретические анализ, конкретизация, обобщение; эмпирические использовался ряд методик, направленных на выявление уровня нормативности поведения, осмысленности и удовлетворенности жизнью, субъект-объектных ориентаций личности в жизненных ситуациях, анкеты на выявление жизненных целей и жизненного кредо студентов; методы математической статистики. В исследовании приняли участие 126 студентов первого курса гуманитарного и психолого-педагогического направления Череповецкого государственного университета. Из них юношей 54 человека, девушек 72. Средний возраст испытуемых 18 лет. Результаты. выявлена связь нормативности поведения, осознанности и осмысленности жизни с жизненными ориентациями у студентов. Было установлено, что высокая нормативность, осознанность и удовлетворенность жизнью чаще проявляются у студентов с типом «Пользователь жизненной ситуации». Эта тенденция более выражена у юношей, чем у девушек. Обсуждение результатов. исследование показало, что нормативность поведения как личностная характеристика выполняет ряд важных функций в построении человеком своего жизненного пути и обнаруживает сложные и неоднозначные связи с жизненными ориентациями. Высокий уровень нормативности в сочетании с высокой осознанностью жизни способствует формированию прагматической ориентации. Показано, что в рамках каждого типа жизненных ориентаций высокий или низкий уровень нормативности поведения придает им определенную специфику, что находит выражение в выборе жизненных целей и формулировке жизненного кредо. Заключение. полученные результаты могут быть использованы преподавателями вузов, кураторами групп в процессе организации учебно-воспитательной работы со студентами. Они могут быть также полезны специалистам служб психологического сопровождения студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF INTERRELATION OF NORMATIVITY OF BEHAVIOUR AND VITAL ORIENTATIONS OF STUDENTS

Introduction. The relevance of a problem is caused by the importance of definition of a role of normativity of behavior in creation of the course of life by the person. Purpose. to reveal psychological features of interrelation of normativity of behavior with vital orientations of students. Materials and methods. the following methods have been applied: theoretical the analysis, a specification, generalization; empirical a number of the techniques directed to identification of level of normativity of behavior, intelligence and satisfaction with life, a subject object orientations of the personality in life situations, questionnaires on identification of the vital purposes and vital credo of students was used; methods of mathematical statistics. 126 first-year students of the humanitarian and psychology and pedagogical direction of the Cherepovets state university have participated in a research. From them young men 54 persons, girls 72. Average age of examinees 18 years old. Results. connection of normativity of behavior, sensibleness and intelligence of life with vital orientations at students is revealed. It has been established that high normativity, the sensibleness and satisfaction with life is more often shown at students with the “User of a Life Situation» type. This tendency is more expressed at young men, than at girls. Discussion of results. the research has shown that normativity of behavior as the personal characteristic performs a number of important functions in creation of the course of life by the person, and finds difficult and ambiguous connections with vital orientations. High level of normativity in combination with high sensibleness of life promotes formation of pragmatical orientation. It is shown that within each type of vital orientations the high or low level of normativity of behavior gives them certain specifics that finds expression in the choice of the vital purposes and formulations of vital credo. Conclusion. the received results can be used by teachers of higher education institutions, curators of groups in the course of the organization of teaching and educational work with students. They can be also useful to specialists of services of psychological escort of students.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности взаимосвязи нормативности поведения и жизненных ориентаций студентов»

сихология

ISSN 2078-9823

DOI: 10.15507/2078-9823.041.018.201801.102-120

УДК 159.923

Т. П. Маралова

Череповецкий государственный университет, г. Череповец, Россия, e-mail: tmaralova@inbox.ru

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВяЗИ

нормативности поведения И жизненных ОРИЕНТАЦИй СТУДЕНТОВ

Введение. Актуальность проблемы обусловлена значимостью определения роли нормативности поведения в построении человеком своего жизненного пути. Цель. Выявить психологические особенности взаимосвязи нормативности поведения с жизненными ори-ентациями студентов. Материалы и методы. Были применены следующие методы: теоретические - анализ, конкретизация, обобщение; эмпирические - использовался ряд методик, направленных на выявление уровня нормативности поведения, осмысленности и удовлетворенности жизнью, субъект-объектных ориентации личности в жизненных ситуациях, анкеты на выявление жизненных целей и жизненного кредо студентов; методы математической статистики В исследовании приняли участие 126 студентов первого курса гуманитарного и психолого-педагогического направления Череповецкого государственного университета. Из них юношей 54 человека, девушек - 72. Средний возраст испытуемых - 18 лет Результаты. Выявлена связь нормативности поведения, осознанности и осмысленности жизни с жизненными ориентациями у студентов. Было установлено, что высокая нормативность, осознанность и удовлетворенность жизнью чаще проявляются у студентов с типом «Пользователь жизненной ситуации». Эта тенденция более выражена у юношей, чем у девушек. Обсуждение результатов. Исследование показало, что нормативность поведения как личностная характеристика выполняет ряд важных функций в построении человеком своего жизненного пути и обнаруживает сложные и неоднозначные связи с жизненными ориентациями Высокий уровень нормативности в сочетании с высокой осознанностью жизни способствует формированию прагматической ориентации Показано, что в рамках каждого типа жизненных ориентаций высокий или низкий уровень нормативности поведения придает им определенную специфику, что находит выражение в выборе жизненных целей и формулировке жизненного кредо. Заключение. Полученные результаты могут быть использованы преподавателями вузов, кураторами групп в процессе организации учебно-воспитательной работы со студентами Они могут быть также полезны специалистам служб психологического сопровождения студентов.

© Маралова Т. П., 2018

102

том 18, № 1, 2018

Ключевые слова: нормативность поведения; жизненные ориентации; осознанность жизни; удовлетворенность жизнью; жизненные цели; жизненное кредо.

Для цитирования: Шарапова Т. п. Психологические особенности взаимосвязи нормативности поведения и жизненных ориентаций студентов // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. - 2018. - № 1. - С. 102-120. DOI: 10.15507/2078-9823.041.018.201801.102-120

Tatyana P. Maralova

Cherepovets State University, Cherepovets, Russia, e-mail: tmaralova@inbox.ru

PSYCHOLOGICAL FEATuRES OF INTERRELATION

of normativity of behaviour and vital orientations of students

Introduction. The relevance of a problem is caused by the importance of definition of a role of normativity of behavior in creation of the course of life by the person. Purpose. To reveal psychological features of interrelation of normativity of behavior with vital orientations of students. Materials and methods. the following methods have been applied: theoretical -the analysis, a specification, generalization; empirical - a number of the techniques directed to identification of level of normativity of behavior, intelligence and satisfaction with life, a subject object orientations of the personality in life situations, questionnaires on identification of the vital purposes and vital credo of students was used; methods of mathematical statistics. 126 first-year students of the humanitarian and psychology and pedagogical direction of the Cherepovets state university have participated in a research. From them young men - 54 persons, girls -72. Average age of examinees - 18 years old. Results. Connection of normativity of behavior, sensibleness and intelligence of life with vital orientations at students is revealed. It has been established that high normativity, the sensibleness and satisfaction with life is more often shown at students with the "User of a Life Situation» type. This tendency is more expressed at young men, than at girls. Discussion of results. The research has shown that normativity of behavior as the personal characteristic performs a number of important functions in creation of the course of life by the person, and finds difficult and ambiguous connections with vital orientations. High level of normativity in combination with high sensibleness of life promotes formation of pragmatical orientation. It is shown that within each type of vital orientations the high or low level of normativity of behavior gives them certain specifics that finds expression in the choice of the vital purposes and formulations of vital credo. Conclusion. The received results can be used by teachers of higher education institutions, curators of groups in the course of the organization of teaching and educational work with students. They can be also useful to specialists of services of psychological escort of students.

Keywords: normativity of behavior; vital orientations; sensibleness of life; satisfaction with life; vital purposes; vital credo.

For citation: Maralova T. P. Psychological Features Of Interrelation of Normativity of Behaviour and Vital Orientations of Students.1Gumanitarian : aktual'nyeproblemy gumanitarnoi nauki i obrazovaniia = Russian Journal of the Humanities. 2018; 18(1): 102-120. (In Russ.). DOI: 10.15507/2078-9823.041.018.201801.102-120

Введение данность такого подхода не вызывает соВ современной психологии все боль- мнения и обусловлена значимостью вы-шую популярность приобретают иссле- явления личностных и поведенческих дования, направленные на изучение пси- характеристик человека, его отношений

хологических особенностей личности в через призму целей, намерений, жизнен-контексте ее жизненного пути. Оправ- ных ориентаций.

Одной из наиболее важных таких характеристик является нормативность поведения, под которой чаще всего понимается поведение, осуществляемое в соответствии с определенными требованиями и правилами (нормами), которое обеспечивает человеку достижение целей, не нанося ущерба окружающему, в том числе другим людям. Соблюдение норм и правил, выработанных в обществе, дает возможность личности легко адаптироваться к социуму, адекватно выстраивать свой жизненный путь. Несоблюдение, наоборот, препятствует освоению различных видов деятельности, создает определенные барьеры в достижении целей и в самореализации.

Нормативность поведения имеет большое значение на всех возрастных этапах и во всех сферах жизнедеятельности человека. Особую значимость она приобретает в студенческом возрасте, т. е. на этапе профессионального становления личности. Хорошо известно, что одни студенты достаточно быстро и легко осваивают новые нормы, связанные с обучением в вузе и со своей будущей специальностью. Они ответственны, дисциплинированы, организованны, чувствительны к другим людям, для них характерны честность, принципиальность, дружелюбие и т. п. У других студентов этот процесс сопряжен с определенными трудностями, не сопровождается процессами принятия ответственности на себя. У них достаточно долго проявляются формы поведения, свойственные школьникам, что выражается в нарушениях дисциплины, нежелании учиться, прогулах, про-крастинации (откладывание дел на потом), стремлении добиться результатов легким путем, не прилагая к этому усилий. Для того чтобы нормы выполнялись, обязательно необходим внешний контроль, к которому студенты приучаются еще с детства. Случаются и более серьезные отклонения от норм, связанные с проявлениями агрес-

сивности, обманом, противоправными действиями.

К настоящему времени имеется немало исследований, посвященных различным аспектам взаимосвязи нормативности поведения с различными характеристиками личности. Например, О. И. Даниленко изучено влияние ситуации на проявление разных уровней морального сознания студентов [5]. Л. А. Забродиной и Ю. Р. Мухиной выявлена связь прокрастинации и моральной нормативности у студентов [6]. Т. В. Белых исследованы особенности моральной нормативности у студентов с разным уровнем самоэффективности в предметной деятельности [2]. В наших предыдущих работах было установлена взаимосвязь нормативности поведения с профессиональной идентичностью и некоторыми личностными качествами студентов [15; 16].

В этих и многих других исследованиях основное внимание обращается на своеобразие проявлений нормативности, ее влияния на личностные и поведенческие характеристики студентов. В меньшей мере изучены проблемы нормативности поведения в контексте саморазвития личности и ее жизненного пути, в частности, ее взаимосвязи с жизненными целями и жизненными ориентациями. Не вызывает сомнения сам факт существования такой взаимосвязи, однако ее особенности и качественное своеобразие остаются пока за бортом анализа современной психологии. Выявление же этих особенностей позволит глубже познать специфику ориентаций современных студентов в жизни, которым нормативность поведения придает соответствующую про-социальную или асоциальную окраску. В отечественной психологии существуют различные подходы к пониманию жизненных ориентаций. На наш взгляд, наиболее интересными из них являются концепции Д. А. Леонтьева и Е. Ю. Коржовой. Д. А. Леонтьев, говоря о смысложизненных

ориентациях, делает акцент на осознанности целей, процессов и результатов жизни, интегральным показателем чего является уровень осознанности жизни целом [12]. В концепции Е. Ю. Коржовой основное внимание обращается на существование различных типов субъект-объектных ориентацией человека в жизненных ситуациях: «Преобразователь жизненной ситуации»; «Гармонизатор жизненной ситуации»; «Пользователь жизненной ситуации» и «Потребитель жизненной ситуации» [8].

Исходя из этих соображений, была сформулирована цель предпринятого нами исследования - выявить психологические особенности взаимосвязи нормативности поведения с жизненными ориентациями студентов.

В качестве гипотезы выступили следующие предположения:

- существует взаимосвязь нормативности поведения, осмысленности и удовлетворенности жизнью, которые в своей совокупности могут оказывать влияние на выбор студентами того или иного типа субъект-объектной ориентации в жизненной ситуации; специфика такой взаимосвязи может определяться половыми особенностями;

- несмотря на существование общих закономерностей, могут быть обнаружены индивидуальные особенности сочетания типа жизненных ориентаций и нормативности поведения, что найдет отражение в выборе студентами жизненных целей и формулировании своего жизненного кредо.

Обзор литературы

Проблема нормативности поведения постоянно привлекает внимание психологов. Интерес этот не случаен, он обусловлен значимостью норм как некоторых образцов и эталонов, следуя которым человек способен адекватно выстраивать свои отношения с миром. К настоящему времени разработан ряд концепций, позволяющих понять психо-

логический смысл и суть нормативности поведения. Согласно А. К. Пащенко, нормативность понимается как качественная характеристика освоения норм [21]. В соответствии с этим он выделяет четыре уровня нормативности: импульсивный, полевой, ролевой и собственно нормативный. М. К. Акимовой с соавторами предлагается специальный термин - «нормативопри-нятие», означающее процесс принятия и следование социально-психологическим нормам [1]. Д. Виттмер вводит понятие этической чувствительности, в которой выражается особая способность человека к восприятию и оценке проблем этического характера, принятие на этой основе адекватного управленческого решения [36].

Таким образом, нормативность выступает в качестве важнейшего условия освоения действительности, выстраивания отношений с другими людьми. Не случайно в концепции социального развития личности А. В. Петровского освоение норм является неотъемлемой характеристикой успешной адаптации индивида [22]. Несоблюдение норм и правил в конечном счете приводит к дезадаптации личности и отклоняющемуся поведению

Некоторые исследователи подчеркивают важность не только соблюдения человеком норм, но и его способности создавать новые нормы, которым будут следовать другие люди. Например, Н. Е. Вераксой вводится специальный термин «нормотворчество», который означает способность к созданию и распространению новых норм, что выступает в качестве важнейшей характеристики человека как личности [3]. Близким к понятию «нормотворчество» является понятие сверхнормативновного поведения. В частности, А. С. Ширяева, обобщая исследования ряда ученых, определяет его как «поведение, в ходе которого личность не нарушает существующую в обществе норму, а предвосхищает ее и творит, самораз-

вивается, самосовершенствуется, при этом функционирование личности в обществе носит позитивный характер» [29, с. 37].

Не меньшее внимание уделяется и проблемам, связанным с выяснением причин нарушения человеком норм. Наибольшую известность здесь получила теория нейтрализации [34]. Она исходит из того, что люди нарушают правила не потому, что они не разделяют лежащие в их основе нормы, а потому, что они способны в данной ситуации нейтрализовать эти нормы, сообразуясь со своими представлениями и взглядами на проблему. В качестве конкретных техник нейтрализации выступают: уступки, извинения, оправдания, отказ и др.

Существует значительное число эмпирических исследований нормативного поведения личности и его взаимосвязи с личностными и социальными факторами. Прежде всего, хотелось бы указать на работы, в которых показывается роль нормативности в регулировании поведения человека. Так, Т. В. Белых было установлено, что снижение моральной нормативности поведения приводит к уменьшению личностного адаптационного потенциала и к выбору агрессивных и асоциальных способов со-владания во фрустрирующих ситуациях [2]. В других исследованиях отмечается, что освоение запретительных норм оказывает большее влияние на индивидуальные убеждения, чем освоение описательных норм, и со временем приводит к снижению уровня агрессивности [35].

В работе З. Резазадех и Л. Ф. Баяновой было выявлено, что чем выше моральная нормативность, тем менее спонтанны состояния в тех или иных поведенческих проявлениях личности [23]. В исследовании Л. А. Забродиной и Ю. Р. Мухиной обнаружена обратная взаимосвязь между уровнем прокрастинации и уровнем моральной нормативности у студентов [6]. Имеются также данные о взаимосвязи нормативности поведения с локусом контроля. В исследовании

Л. П. Волченко и С. О. Гаркавец выяснено, что у старших школьников с интерналь-ным локусом контроля в большей степени сформированы представления о просоци-ально-ориентированном поведении, чем у их ровесников с экстернальным локусом контроля [31].

Интересное исследование было проведено И. М. Кыштымовой, посвященное изучению взаимосвязи семантической оценки визуальных рекламных образов, транслирующих традиционные ценности, с социальной нормативностью поведения студентов [9]. В итоге был сделан вывод о том, что рекламные образы, транслирующие содержание, которое соответствует традиционным, камертонным культурным смыслам, воспринимаются как более органичные, и выше оцениваются респондентами с нормативным типом поведения, чем респондентами с гипосоциальным типом.

Особо хотелось бы остановиться на исследованиях, посвященных проблемам оценки поведения с позиций нормативности, и исследованиям, в которых раскрываются факторы и условия формирования нормативности у подрастающего поколения. В частности, С. Коэн было выявлено, что взрослые чаще воспринимают подростков как более проблемных, чем сами подростки воспринимают себя [33]. Это, по мнению автора, является одним из основных факторов, обусловливающих разрыв связи поколений. О. И. Даниленко изучала особенности влияния ситуации на проявления разных уровней морального сознания студентов [5]. В итоге был сделан вывод о том, что мотивация соблюдения студентами просоциальных норм поведения обеспечивается различными уровнями морального сознания. Чаще всего в нормативном поведении студентов проявляется уровень автономной морали, реже доморальный уровень. Частота и мотивация соблюдений норм поведения зависят от оценки субъектом последствий соблюдения - несоблюде-

ния нормы в данной ситуации как для партнера по общению, так и для него самого.

Имеются данные о влиянии типа учебного заведения на становление нормативного поведения учащихся. В исследовании Дж. Боумен было установлено, что у учащихся демократической школы в большей степени сформированы моральные суждения, кроме того, такие учащиеся продемонстрировали более положительное отношение к школе и учителям, чем учащиеся традиционной школы. Сделан вывод о том, что в условиях демократической школы большое значение приобретают не только нормы, связанные с признанием принципов справедливости, равенства прав и обязанностей людей, но и нормы, ориентированные на взаимное уважение и заботу людей друг о друге [32].

Что касается жизненных ориентаций, то здесь также имеются различные теории и подходы к данной проблеме. Впервые к этой проблеме обратились представители гуманистического психоанализа. Так, К. Хорни выделяет три ориентации: движения к людям, движения против людей, движения от людей [28]. Э. Фромм - четыре ориентации, связанные с выбором человеком стратегий поведения, обеспечивающих чувство безопасности: это авторитаризм, деструктивность, автоматический конформизм, приобретение опыта позитивной свободы [27].

В отечественной психологии существуют различные подходы к выделению и описанию жизненных ориентаций. Например, А. А. Грачев выделяет три типа жизненных ориентаций: дефицитарную, на самореализацию и духовную ориентацию [4]. Эти ориентации находят свое выражение в ориентациях на: безопасность, влияние, принятие другими, признание, самореализацию, служение, ответственность и взаимопомощь. Д. А. Леонтьев в качестве жизненных ориентаций выделяет цели жизни, насыщенность жизни и удовлетворенность самореализацией [12]. Особый интерес

с позиций поставленной нами проблемы имеют работы Е. Ю. Коржовой, которая рассматривает жизненные ориентации с точки зрения того, как человек взаимодействует с конкретной жизненной ситуацией: выступает как субъект и приспосабливает ситуацию к своим нуждам или выступает как объект и приспосабливается к ситуации [9]. В зависимости от доминирующих жизненных ориентаций описывает 4 типа людей. Это типы «Преобразователь», «Гар-монизатор», «Потребитель» и «Пользователь».

К настоящему времени имеется большое число исследований взаимосвязи жизненных ориентаций с различными личностными характеристиками человека. Жизненные ориентации рассматриваются в различных континуумах: ориентация на счастье или успех [20]; ориентация на изменения или спокойную жизнь [14]; субъект-объектные ориентации в жизненной ситуации [9] и др.

Остановимся на некоторых исследованиях, выполненных в русле субъект-объектной парадигмы исследования жизненных ориентаций.

А. А. Сбитневой изучались особенности проявления когнитивной дифферен-цированности межличностного познания в зависимости от типа субъект-объектной ориентации студентов [25]. В результате было установлено, что когнитивная диф-ференцированность межличностного познания социально активных типов субъект-объектных ориентаций («Преобразователь» и «Пользователь») выше, чем когнитивная дифференцированность социально инертных типов («Гармонизатор» и «Потребитель»). О. В. Рудыхина исследовала когнитивно-стилевые особенности проявлений субъектности у студентов педагогического вуза. Выявлены значимые различия в интеллектуальных стилях у студентов с объектной и субъектной ориентациями. В частности, было обнаружено, что показатели реалистического стиля значимо выше в

группе с объектной ориентацией по сравнению с группой с субъектной ориентацией [24].

Имеются также исследования, в которых предпринимается попытка выявить взаимосвязь различных сторон нормативности поведения с жизненными ориентациями. Например, Е. В. Янко и Е. В. Аршиновой изучались смысложизненные ориентации студентов с различными ценностыми типами: адаптирующимся, социализирующимся, индивидуализирующимся и промежуточным. В результате было установлено, что наиболее высокий уровень осмысленности жизни проявляется у социализирующегося ценностного типа [30].

Имеются также данные о специфике смыложизненных ориентацией у сотрудников органов внутренних дел, склонных к противоправному поведению. М. И. Марьиным и А. А. Бочковой были выявлены личностные различия в противоположных группах испытуемых, касающиеся, прежде всего, проявлений ответственности [17]. В то же время показывается, что высокий уровень осмысленности жизни может быть как у сотрудников, склонных к противоправному поведению, так и у сотрудников, не склонных к нему. Р. В. Лебедева исследовала просоциальную направленность личности студентов с субъектными и объектными жизненными ориентациями. В итоге делается вывод, что склонность к просоциальному поведению в большей степени проявляется у студентов с объектным типом жизненных ориентаций [10].

Подводя итог краткому обзору литературы, необходимо констатировать, что в современной психологии накоплен богатый эмпирический материал, позволяющий понять специфику проявлений нормативности поведения и особенности жизненных ориентаций у различных категорий людей. В то же время нами не было обнаружено специальных работ, которые бы проливали свет на проблему существования конкрет-

ных психологических закономерностей взаимосвязи нормативности поведения, уровня осмысленности жизни и жизненных ориентаций у студентов. Данный факт послужил дополнительным стимулом для организации и проведения нами специального эмпирического исследования.

Материалы и методы

В процессе исследования были применены следующие методы: теоретические - анализ, конкретизация, обобщение; эмпирические - использовался ряд методик, направленных на выявление уровня нормативности поведения, осмысленности и удовлетворенности жизнью, субъект-объектных ориентаций личности в жизненных ситуациях, анкеты на выявление жизненных целей и жизненного кредо студентов; методы математической обработки данных - с помощью критерия ф (угловое преобразование Фишера), а также корреляционный анализ с использованием линейного и точетно-бисериального коэффициентов корреляции Пирсона.

С целью изучения нормативности поведения студентов мы задействовали четыре методики. Это шкала «Ответственность и совестливость» психодиагностического теста В. М. Мельникова и В. М. Ямпольско-го [18]. Она предназначена для измерения степени уважения к социальным нормам и этическим требованиям. Шкала фиксирует чувство ответственности, добросовестность, стойкость моральных принципов. Шкала «Моральная адаптивность» теста «Адаптивность» А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина направлена на выявление способности оценивать свою роль в коллективе, на соблюдение общепризнанных норм [19]. Шкала «Нормативность» (фактор G) 16-факторного личностного опросника Р. Б. Кеттелла [26]. Выявляет уровень нормативности и ответственности личности. Шкала «Склонность к нарушению норм и правил» теста определения склонности к отклоняющемуся поведению А. Н. Орла

направлена на исследование склонности к отрицанию общепринятых норм и ценностей, образцов поведения [7]. Сырые баллы по всем опросникам переводились в стены. Обобщенный индекс нормативности поведения находился посредством суммирования результатов (стенов) по всем четырем методикам. После чего делалось распределение частот, и на основе распределения были выделены три примерно равные группы испытуемых с высоким, средним и низким уровнем нормативности поведения.

Уровень осмысленности жизни выявлялся при помощи методики «Смысложиз-ненные ориентации» (СЖО) Д. А. Леонтьева [11]. Здесь нами использовался только итоговый показатель. Результаты также переводились в стены.

С целью выявления уровня удовлетворенности жизнью нами использовался одноименный опросник А. Ньюгартена в адаптации Н. В. Паниной [13]. Результаты переводились в стеновые баллы.

Жизненные ориентации изучались с помощью «Опросника жизненных ориен-таций» Е. Ю. Коржовой [9]. В результате были выявлены пять типов студентов:

1) Преобразователь жизненной ситуации (творческий интернальный тип); 2) Гармо-низатор жизненной ситуации (творческий экстернальный тип); 3) Пользователь жизненной ситуации (адаптивный интерналь-ный тип); 4) Потребитель жизненной ситуации (адаптивный экстернальный тип); 5) Смешанный тип.

Кроме того, дополнительно мы просили студентов сформулировать свои цели жизни и жизненное кредо. Это давало возможность осуществить содержательный анализ результатов.

В исследовании приняли участие 126 студентов первого курса гуманитарного и психолого-педагогического направлений Череповецкого государственного университета. Из них юношей 54 человека, девушек - 72. Средний возраст испытуемых -18 лет.

Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе осуществлялся теоретический анализ проблемы, был проведен анализ имеющейся литературы, сформулированы основные цели и гипотезы исследования. На втором этапе было проведено эмпирическое исследование взаимосвязи

Таблица 1

Уровни выраженности нормативности поведения, осмысленности жизни и удовлетворенности жизнью, %

Table 1

Levels of expressiveness of normativity of behavior, intelligence of life and satisfaction with life

Уровень / Levels Нормативность / Normativity Осознанность жизни / Sensibleness of life Удовлетворенность жизнью / Satisfaction with life

Юноши / Youngmen Девушки / Young girls Юноши / Youngmen Девушки / Young girls Юноши / Youngmen Девушки / Young girls

Высокий / High 44 28 30 38 30 40

Средний / Average 30 38 55 49 63 38

Низкий / Low 26 34 15 13 7 22

Всего / In total 100 100 100 100 100 100

Таблица 2

Типы субъект-объектных ориентаций студентов в жизненных ситуациях, %

Table 2

Types of the subject - object orientations of students in life situations

Типы субъект-объектных ориентаций / Types of the subject-object orientations Юноши / Youngmen Девушки / Young girls В целом / In general

Преобразователь жизненной ситуации / Converter of a life situation 22 32 28

Гармонизатор жизненной ситуации / Garmonizator of a life situation 33 24 28

Пользователь жизненной ситуации / User of a life situation 30 10 18

Потребитель жизненной ситуации/ Consumer of a life situation 8 19 14

Смешанный тип / The mixed type 7 15 12

Всего / In total 100 100 100

нормативности поведения, осмысленности жизни, удовлетворенности жизнью и жизненными ориентациями студентов. Третий этап был посвящен обработке полученных данных, обсуждению результатов, подведению итогов.

Результаты

Обратимся к основным результатам исследования. Прежде всего, представим выборку испытуемых по всем изучаемым параметрам. Уровни выраженности индексов нормативности поведения, осознанности жизни и удовлетворенности жизнью у юношей и девушек представлены в табл. 1.

Как видно из табл. 1, уровни нормативности распределены примерно равномерно. Тем не менее юноши чаще проявляют высокий уровень нормативности (44 %), чем девушки (28 %). Различия статистически значимы - ф = 1,88, при p < 0,05. И у юношей, и у девушек преобладают средний и высокий уровни осознанности жизни. Значимых различий не обнаружено. То же можно сказать и об удовлетворенности жизнью, у студентов преобладают средний и высокий уровни. Обнаружены различия у юношей и девушек по среднему уровню. У юношей средний уровень удовлетворенностью

жизнью составляет 63 %, а у девушек -38 %. Различия статистически значимы -ф = 2,78, при p < 0,01.

Аналогичным образом рассмотрим представленность студентов по типам жизненных ориентаций. Результаты представлены в табл. 2.

Как видно из табл. 2, в целом у студентов в большей степени представлены типы «Преобразователь» (28 %) и «Гармонизато-ра» (28), и в меньшей мере представлены типы «Пользователь» (18), «Потребитель» (14) и «Смешанный тип» (12 %). Обнаружены определенные статистически значимые различия в представленности типов у юношей и девушек. У юношей чаще встречается тип «Пользователь» (30 %), чем у девушек (10 %). Различия значимы - ф = 2,83, при p < 0,01. У девушек чаще встречается тип «Потребитель» (19 %), чем у юношей (8 %) - ф = 1,80, при p < 0,05.

Обратимся теперь к основной задаче настоящего исследования - выявлению взаимосвязи нормативности поведения со всеми заявленными нами параметрами. С этой целью нами был проведен корреляционный анализ взаимосвязи нормативности поведения, уровней осознанности и удовлет-

воренности жизнью с типами жизненных ориентаций. Анализ осуществлен отдельно в мужской и женской выборке. Результаты представлены на рис. 1.

Как видно из рис. 1, и у юношей, и у девушек обнаружены как общие закономерности, так и определенные различия. Общим моментом является высокая корреляционная связь между осмысленностью жизни (ОСЖ) и удовлетворенностью жизнью (ИЖУ). В первом случае r = 0,70, во втором, r = 0,73, при p < 0,01. Это означает, что, чем выше уровень осмысленности своей жизни в целом, тем выше уровень удовлетворенности ею. И, наоборот, низкая осмысленность жизни обусловливает низкий уровень удовлетворенности своим сегодняшним положением. Нормативность поведения (НОРМ) у юношей в большей степени связана с осмысленностью жизни (r = 0,23, при p < 0,05) и с типом «Пользователь жизненной ситуации» (ПОЛЬЗ) (r = 053, при p < 0,01). Тип «Пользователь», в свою очередь, положительно коррелирует с индексом удовлетворенности жизнью (r = 0,24, при p < 0,05). У девушек с нормативностью связаны и осознанность жизни (r = 0,18, при p < 0,05), и удовлетворенность жизнью (r = 0,19, при p < 0,05).

Таким образом, можно утверждать, что тип «Пользователь» у юношей непосредственно связан с нормативностью поведения, осознанностью и удовлетворенностью жизнью. У девушек такая связь опосредована высоким уровнем осмысленности и удовлетворенности жизнью. Иными словами, только те девушки будут проявлять названный тип ориентации, у которых одновременно на высоком уровне находятся все три параметра: осмысленность, удовлетворенность и нормативность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

У юношей с преобладающим типом «Преобразователь жизненной ситуации» (ПРЕОБ) обнаружена отрицательная связь с нормативностью поведения (r = -0,35, при p < 0,01), осознанностью жизни (r = 0,17,

при p < 0,05) и удовлетворенностью жизнью (r = -0,23, при p < 0,05). То есть на этом этапе жизни юношей стремление к преобразованию жизненной ситуации чаще встречается у молодых людей с относительно низким уровнем нормативности, со слабым пониманием того, что они хотят и что делают, неудовлетворенных своим положением в социуме.

У девушек типа «Гармонизатор жизненной ситуации» (ГАРМ) чаще проявляется низкий уровень осмысленности жизни (r = -0,24, при p < 0,05) и низкий индекс удовлетворенности жизнью (r = -0,27, при p < 0,05).

И у юношей, и у девушек существенных связей всех рассматриваемых параметров с типом «Потребитель жизненной ситуации» (ПОТР) обнаружено не было. По всей вероятности, здесь возможны различные сочетания.

Итак, приведенные данные со всей очевидностью свидетельствуют о том, что нормативность поведения у студентов-первокурсников в большей степени связана с уровнями осмысленности жизни и удовлетворенности жизнью, и несколько в меньшей мере - с типами жизненных ориентаций. Причем связь нормативности с жизненными ориентациями более определенная и значимая у юношей, чем у девушек.

На втором этапе нашего исследования мы решили проанализировать, каким образом высокий или низкий уровень нормативности поведения в рамках каждого типа находит отражение в выборе жизненных целей и формулировании жизненного кредо. Была выдвинута промежуточная гипотеза о том, что высокий или низкий уровень нормативности будет придавать каждой жизненной ориентации положительную (просоциаль-ную) или отрицательную (асоциальную) направленность, что будет находить выражение в формулировании жизненного кредо.

С целью проверки этой гипотезы в каждом типе жизненных ориентаций были вы-

Рис. 1. Взаимосвязь нормативности поведения с осознанностью жизни, удовлетворенностью жизнью и субъект-объектными ориентациямиу студентов*/ Fig. 1. Interrelation ofnormativity of behavior with sensibleness of life, satisfaction with life and the subject-object orientations at students *

Примечание / Note. На рис. 1 приняты следующие обозначения / In fig. 1 the following designations are accepted: НОРМ - нормативность поведения / normativity of behavior; ОСЖ - осознанность жизни / sensibleness of life; ИЖУ - индекс удовлетворенности жизнью / the index of satisfaction with life; ПОЛЬЗ - «Пользователь жизненной ситуации» / «The user of a life situation»; ПРЕОБ - «Преобразователь жизненной ситуации» / «Converter of a life situation»; ГАРМ - «Гармонизатор жизненной ситуации» / «Garmonizator of a life situation»; ПОТР - «Потребитель жизненной ситуации» / «The

consumer of a life situation»; — положительная связь / positive connection;----отрицательная связь

/ negative connection.

*

делены студенты только с высоким и низким уровнем нормативности и проведен качественный анализ их жизненного кредо.

«Преобразователь жизненной ситуации», по Е. Ю. Коржовой, - человек, отличающийся разнообразием жизненных целей, выраженным стремлением к самосовершенствованию, преобразованию себя. «Преобразователей» с высокой норматив-

ностью и у испытуемых юношей, и у девушек было обнаружено по 17 %. Приведем примеры жизненных целей и жизненного кредо представителей этого подтипа: «Моя цель - работа и спокойная жизнь; мое кредо: «Случайности - не случайны» (студент направления «Связи с общественностью»); «Моя цель - работа, семья; мое кредо: «За счастье надо бороться» (студентка направ-

Гуманитарий : актуальные проблемы to v

гуманитарной науки и образования ' " '

ления «Филология»). Как видим, в данном случае стремление к преобразованию носит позитивный характер, явно прослеживается стремление влиять на ситуацию и преобразовывать ее. «Преобразователь» с низкой нормативностью. У юношей таких оказалось 50 %, у девушек - 30 %. Здесь наблюдается несколько иная картина в формулировании жизненного кредо: «Моя цель - отрицание устоев; кредо: «Жизнь -игра» (студент-историк). «Моя цель - семья, работа; кредо: «Если нельзя, но хочется, то можно» (студентка специальности «Психология»). В данном случае - налицо протестные реакции, стремление к преобразованиям связано с признанием факта возможности нарушения норм.

«Гармонизатор жизенной ситуации», по Е. Ю. Коржовой, - человек, открытый опыту с выраженным стремлением к совершенствованию. «Гармонизотор» с высокой нормативностью (36 % - юноши; 29 % -девушки): «Моя цель - удовольствие и саморазвитие; кредо: «Жить нужно сейчас» (юноша направления «Психолого-педагогическое образование); «У меня много целей; кредо: «Жить, так жить от всей души» (студентка направления «Филология»). Здесь мы наблюдаем позитивную тенденцию гармонизации своего поведения в ситуации. «Гармонизатор с низкой нормативностью» (35 % - юноши; 40 % - девушки): «Мое кредо: «Плыть по течению с оглядкой» (студент направления «Педагогическое образование»); «Мое кредо: «Эмоциональная дисфункция, депрессия, мультики» (студентка-историк). В данном случае гармонизация с ситуацией достигается либо путем следования естественному ходу событий, внося в них необходимые коррективы («плыть по течению с оглядкой»), либо посредством ухода от реальности («депрессия, мультики»).

«Пользователь жизненной ситуации», по Е. Ю. Коржовой, - человек действия, ориентированный на достижение жизнен-

ного успеха, с трезвым взглядом на жизнь, определенной прагматичностью. «Пользователь» с высокой нормативностью (юноши - 87 %; девушки - 28 %): «Моя цель -стать ученым-историком; жизненное кредо: «Вперед в 15-й век» (студент-историк); «Цель - открыть свой бизнес, кредо: «Все нити судьбы - держать в своих руках» (студентка-психолог). Как видим, здесь прагматическая направленность находит выражение в конкретных и четких жизненных целях, а жизненное кредо выражает позитивную направленность на достижение этих целей. «Пользователей» с низкой нормативностью у юношей не обнаружено, у девушек - 1 студентка, которая не сформулировала ни свою цель, ни свое кредо.

«Потребитель жизненной ситуации», по Е. Ю. Коржовой, характеризуется приспособительной реакцией, для него совсем не важны процессы самосовершенствования и саморазвития. Многие из них не способны к формулировке жизненных целей и определению жизненного кредо. Наши исследования в полной мере подтвердили эти закономерности. «Потребитель с высокой нормативностью» (юноши - 50 %; девушки - 36 %): «Моя цель - семья, работа; кредо: «Дорогу осилит идущий» (студентка направления «Филология»); «У меня - много целей; кредо: «Доводить начатое до конца» (юноша направления «Филология»). Здесь формулировки кредо носят достаточно общий и нейтральный характер. «Потребитель с низкой нормативностью» (юноши -50 %; девушки - 36 %). Юноши в качестве цели обозначили - зарабатывать на жизнь, кредо не сформулировали. Приведем примеры девушек: «Моей целью являются семья, работа, деньги; мое кредо: «Все будет хорошо» (студентка-психолог); «Мое кредо: «В жизни будут хорошие моменты, ради которых стоит жить» (студентка направления «Коммуникативный дизайн»). Как видим, здесь низкая нормативность не стимулирует протестных или каких-то дру-

гих активных действий, связанных с преобразованием или гармонизацией отношений с окружающей действительностью. Кредо этого типа испытуемых достаточно обтекаемо и выражает умеренный оптимизм, что «все будет хорошо».

Обсуждение результатов

Приступая к обсуждению полученных результатов, необходимо констатировать, что нормативность поведения как личностная характеристика выполняет ряд важных функций в построении человеком своего жизненного пути и обнаруживает сложные и неоднозначные связи с жизненными ори-ентациями. Она идет рука об руку с осознанностью жизни, влияет на удовлетворенность собой и своими действиями. Человек «нормативный» нередко задает себе вопрос: «Правильно ли я все сделал, для того, чтобы добиться результата, правильно ли я поступил в данной ситуации?». Нормативность - результат воспитания и самовоспитания, она сопровождается повышенной ответственностью перед собой и перед другими людьми, стимулирует к определенности желаний и постановке жизненных целей.

Наше исследование студентов-первокурсников показало, что они значительно различаются как жизненными ориентация-ми, так и уровнем нормативности поведения. Высокий уровень нормативности в сочетании с высокой осознанностью жизни, а также своих побуждений способствуют формированию прагматической направленности, определенности жизненных устремлений, что не всегда сопровождается стремлением к самосовершенствованию и изменению себя. Особенно эта связь высокой нормативности с жизненной ориентацией «Пользователь» проявляется у юношей, которые пришли учиться, точно зная, чего они хотят в жизни, чуть в меньшей степени - у девушек.

Исследование также со всей очевидностью продемонстрировало, что в рамках

каждого типа жизненных ориентаций высокий или низкий уровень нормативности поведения придает жизненной ориентации своеобразную окраску, которая, говоря психологическим языком, обусловливает различную степень просоциальности взаимодействия с ситуацией. Е. Ю. Коржова, характеризуя каждый тип субъект-объектной ориентации в жизненной ситуации, в основном делает акцент на позитивных аспектах их проявлений (в данном случае термин «позитивный» мы употребляем в первоначальном его значении - имеющий место быть, данный, фактический). Например, по Е. Ю. Коржовой, «Преобразователь» отличается разнообразием жизненных целей, ярко выраженным стремлением к самосовершенствованию в различных сферах, в том числе в сфере внутреннего мира, желанием понять свое предназначение и максимально его реализовать. Наше исследование показало, что данная характеристика полностью справедлива только для людей с высоким уровнем нормативности и высоким уровнем осознанности жизни. При низкой же нормативности и низком уровне осознанности жизни преобразование ситуации и себя может приобретать деформированный характер, выражающийся в нигилизме, протестных реакциях, выраженном стремлении к самоутверждению («Мое кредо - самопознание через саморазрушение»). Такую же особенность имеют и другие типы. Например, «Гармонизатор» с высоким уровнем нормативности находит оптимальный баланс между собой и жизненной ситуацией. «Гармонизатор» с низкой нормативностью этот баланс устанавливает либо посредством изменения своего состояния («Мое кредо - депрессия, муль-тики»), либо путем повышенной готовности к различному развертыванию событий («Мое кредо - верить в лучшее и быть готовым к худшему»). У представителей типа «Пользователь» мы практически не обнаружили студентов с низкой нормативностью.

ГумАнитАРиИ : актуальные проблемы te v

гуманитарной науки и образования ' " '

У «Потребителя» низкая нормативность не проявляется явно, часто она сочетается с низкой осознанностью жизни, индивид ведет себя беспечно и безответственно, затрудняется в постановке жизненных целей и формулировке своих желаний. Заключение

В заключение необходимо отметить, что нормативность поведения обнаружила неоднозначную связь с осознанностью, удовлетворенностью жизнью, а также с жизненными ориентациями студентов-первокурсников гуманитарного и психолого-педагогического направлений, только вступающих в «большую жизнь». Со всей очевидностью можно утверждать, что высокая нормативность поведения определяет в большей мере высокий уровень осознанности и высокий уровень

удовлетворенности жизнью, детерминирует ориентацию (главным образом у юношей) по типу «Пользователь жизненной ситуации». В остальных случаях обнаружены связи лишь на уровне некоторых тенденций, не исключающих существование других вариантов. В то же время было выявлено, что различные сочетания уровня нормативности поведения и жизненных ориентаций студентов, инте-грируясь, находят выражение в жизненных целях и формулировке студентами своих жизненных кредо. Полученные результаты могут быть использованы преподавателями вузов, кураторами групп в процессе организации учебно-воспитательной работы со студентами. Они могут быть также полезны специалистам служб психологического сопровождения студентов.

Библиографический список

1. Акимова М. К., Горбачева Е. И., Козлова В. Т., Столярова В. А., Ярошевская С. В. Норма-тивопринятие как психологическое условие наращивания социального капитала в разных образовательно-возрастных группах [Электронный ресурс] // Прикладная юридическая психология. - 2012. - № 3. - С. 146-153. - URL: https://eHbrary.ra/item.asp?id=18372689

2. Белых Т. В. Моральная нормативность поведения в структуре интегральной индивидуальности современной студенческой молодежи [Электронный ресурс] // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. - 2014. - Т. 14, № 2-1. - С. 53-57. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22456861

3. Веракса Н. Е. Личность и культура: структурно-диалектический подход // Перемены. -2000. - № 1. - С. 81-107.

4. Грачев А. А. Жизненные ориентации в прикладных психологических концепциях человека // Известия Российского государственного педагогического университета им А. И. Герцена. -2008. - № 66. - С. 289-294. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=11696650

5. Даниленко О. И. Влияние ситуации на проявление уровней морального сознания в поведении студентов [Электронный ресурс] // Вопросы психологии. - 2015. - № 2. - С. 3-12. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25470001

6. Забродина Л.А., Мухина Ю. Р. Взаимосвязь особенностей прокрастинации с индивидуально-личностными характеристиками студентов [Электронный ресурс] // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2017. - Т. 6. - № 3 (20). - С. 311-315. - URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=30101891

7. Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения. - М. : ТЦ Сфера, при участии «Юрайт-М», 2001. - 160 с.

8. Коржова Е. Ю. Психологическое познание судьбы человека. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена; СОЮЗ, 2002. - 334 с.

9. Кыштымова И. М. Взаимосвязь семантической оценки визуальных образов, транслирующих традиционные ценности, с социальной нормативностью поведения студентов [Электронный ресурс] // Психология в экономике и управлении. - 2016. - Т. 8. № 1-2. - С. 7-14. DOI: 10.17150/2225-7845.2016.8(1-2).7-14. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28123563

10. Лебедева Р. В. Просоциальная направленность личности студентов с субъектными и объектными жизненными ориентациями [Электронный ресурс] // Интегративный подход к пси-

Vol. 18, No. 1, 2018 115

хологии человека и социальному взаимодействию людей: векторы развития современной психологической науки: материалы VII Всерос. науч.-практ. конф. - 2017. - С. 58-62. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29286048 11. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). - 2-е изд. - М. : Смысл, 2000. -

12. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е, испр. изд. - М. : Смысл, 2003. - 487 с.

13. Lifeline и другие новые методы психологии жизненного пути / под ред. А. А. Кроника. - М.: Прогресс, 1993.

14. Маралов В. Г. Спокойная жизнь или разнообразие и изменения: характеристика двух жизненных ориентаций студентов [Электронный ресурс] // Международный научно-исследовательский журнал. - 2017. - № 3-1 (57). - С. 116-122. - DOI: 10.23670/IRJ.2017.57.093. -URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28825797

15. Маралова Т. п. Личностная нормативность как фактор становления профессиональной идентичности у студентов - психологов младших курсов [Электронный ресурс] // Альманах современной науки и образования. - 2015. - № 4 (94). - С. 103-108. - URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=23088350

16. Маралова Т. п. Взаимосвязь личностной нормативности и личностных качеств у студентов вузов [Электронный вариант] // Ученые записки Череповецкого государственного университета. - 2016. - № 2 (6). - С. 10-15. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26189380

17. МарьинМ. И., Бочкова А. А. Психологические особенности сотрудников органов внутренних дел, склонных к противоправному поведению [Электронный вариант] // Прикладная юридическая психология. - 2014. - № 3. - С. 47-53. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=2213701

18. Мельников В. М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности. -М. : Просвещение, 1985. - 319 с.

19. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gurutestov.ru/test/42/ (дата обращения 30.01.2018)

20. Офицерова Д. А. Жизненная стратегия: ориентация на счастье или ориентация на успех [Электронный ресурс] // Социология. - 2016. - № 3. - С. 167-172. - URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=27337625

21. пащенко А. К. Нормативное поведение младших школьников [Электронный вариант] // Культурно-историческая психология. - 2010. - № 3. - С. 78-85. - URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=15195007

22. Психология развивающейся личности / под ред. А. В. Петровского. - М. : Педагогика, 1987. - 240 с.

23. Резазадех З., Баянова Л. Ф. Обусловленность психических состояний моральной нормативностью [Электронный ресурс] // Психологические исследования : электрон. науч. журн. - 2017. - Т. 10. - № 53. - С. 10. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30095410

24. Рудыхина О. В. Когнитивно-стилевые особенности проявлений субъектности у студентов педагогического вуза [Электронный ресурс] // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2015. - № 178. - С. 146-151. - URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=25031777

25. Сбитнева А. А. Когнитивная дифференцированность как характеристика межличностного познания представителей различных типов субъект-объектных ориентаций [Электронный ресурс] // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2009. - № 105. - С. 198-204. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12226796

26. Тест Кеттелла. 16 факторный личностный опросник Кеттелла [Электронный ресурс]. -URL: http://www. gurutestov.ru/test/60

27. Фромм Э. Бегство от свободы. - М. : Прогресс, 1990. - 272 с.

28. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. - М.: Прогресс. 1993. - 220 с.

29. Ширяева А. С. Феномен сверхнормативного поведения личности в отечественной и зару-

18 с.

116

том 18, № 1, 2018

бежной психологии [Электронный ресурс] // Вестник КРАУНЦ (Камчатской региональной ассоциации: «Учебный центр»). Гуманитарные науки. - 2011. - № 2. - С. 34-44. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17254286

30. Янко Е. В., Аршинова Е. В. Особенности смысложизненных ориентаций и иерархии ценностей у студентов вузов различных ценностных типов [Электронный ресурс] // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. - 2014. - № 6. - С. 82-97. -URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22927609

31. Волченко Л. П., Гарькавець С. О. Емтричне вивчення уявлень старших школяр1в про особливосп сощально-нормативно! акгивносп особливосп [Электронный ресурс] // Black Sea Scientific Journal of Academic Research. - 2015. - Т. 25. - № 7. - С. 60-65. - URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=24982554

32. Bowman J. S. Adolescent development a democratic high school: self-reports of moral behavior. 1994. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=5765377

33. Cohen S. Z. Adolescent and standards of normative functioning in adolescent. - 1984. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=7384535

34. Fritsche I. Account strategies for the violation of social norms: Integration a. extension of sociological a. social psychological typologies // Journal for the theory of social behavior. -Oxford, 2002. - Vol. 32, N 4. - P. 371-394.

35. Henry D., Guerra N., Huesmann R., Tolan P., VanAcker R., Eron L. Normative influences on aggression in urban elementary school classrooms. American Journal of Community Psychology. 2000. - Т. 28. - N 1. - С. 59-81. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=297846

36. WittmerD. P. Ethical sensitivity and managerial decision-making: an experiment. - 1993. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=5787841

References

1. Akimova M. K., Gorbacheva E. I., Kozlova V. T., Stolyarova V. A., Yaroshevskaya S. V. Normativoprinyatie kak psihologicheskoe uslovie narashchivaniya social'nogo kapitala v raznyh obrazovatel'no-vozrastnyh gruppah [Acceptance of Normativity as a Psychological Condition of Building of the Social Capital in Different Educational and Age Groups] Prikladnaya yuridicheskaya psihologiya = Applied legal psychology. 2012, No 3, p. 146-153. URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=18372689. (In Russ.)

2. Belyh T. V. Moral'naya normativnost' povedeniya v strukture integral'noj individual'nosti sovremennoj studencheskoj molodezhi [Moral Normativity of Behavior in Structure of Integrated Identity of Modern Student's Youth] Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Filosofiya. Psihologiya. Pedagogika = News of the Saratov university. New series. Series: Philosophy. Psychology. Pedagogics. 2014, Vol. 14, No. 2-1, P. 53-57. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=22456861. (In Russ.)

3. Veraksa N. E. Lichnost' i kul'tura: strukturno-dialekticheskij podhod [Personality and Culture: Structural and Dialectic Approach] Peremeny = Changes. 2000, No. 1. P. 81-107. (In Russ.)

4. Grachev A. A. ZHiznennye orientacii v prikladnyh psihologicheskih koncepciyah cheloveka [Vital Orientations in Applied Psychological Concepts of the Person] Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im A. I. Gercena = News of Herzen Russian state pedagogical university. 2008, No. 66, p. 289-294. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=11696650. (In Russ.)

5. Danilenko O. I. Vliyanie situacii na proyavlenie urovnej moral'nogo soznaniya v povedenii studentov [Influence of a Situation on Manifestation of Levels of Moral Consciousness in Behavior of Students] Voprosy psihologii = Issues of Psychology. 2015, No. 2, p. 3-12. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25470001 (In Russ.)

6. Zabrodina L. A., Muhina YU. R. Vzaimosvyaz' osobennostej prokrastinacii s individual'no-lichnostnymi harakteristikami studentov [Interrelation of Features of Procrastination with Individual and Personal Characteristics of Students] Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika i

psihologiya = Azimuth of scientific research: pedagogics and psychology. 2017, Vol. 6, No. 3 (20). P. 311-315. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30101891. (In Russ.)

7. Klejberg YU. A. Psihologiya deviantnogo povedeniya [Psychology of Deviant Behavior]. Moscow, 2001, 160 p. (In Russ.)

8. Kyshtymova I. M. Vzaimosvyaz' semanticheskoj ocenki vizual'nyh obrazov, transliruyushchih tradicionnye cennosti, s social'noj normativnost'yu povedeniya studentov [Interrelation of Semantic Assessment of the Visual Images Broadcasting Traditional Values with Social Normativity of Behavior of Students]. Psihologiya v ehkonomike i upravlenii = Psychology in Economy and Management. 2016, Vol. 8, No. 1-2. P. 7-14. DOI: 10.17150/2225-7845.2016.8(1-2).7-14. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28123563. (In Russ.)

9. Korzhova E. YU. Psihologicheskoe poznanie sud'by cheloveka [Psychological Knowledge of Fate of the Person]. St. Petersburg, 2002. 334 p. (In Russ.)

10. Lebedeva R. V. Prosocial'naya napravlennost' lichnosti studentov s sub»ektnymi i ob»ektnymi zhiznennymi orientaciyami [Pro-social Orientation of the Identity of Students with Subject and Object Vital Orientations] Integrativnyj podhod k psihologii cheloveka i social'nomu vzaimodejstviyu lyudej: vektory razvitiya sovremennoj psihologicheskoj nauki: materialy VII Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii = Integrative approach to psychology of the person and social interaction of people: vectors of development of modern psychological science: materials of the VII all-Russian scientific and practical conference. 2017. P. 58-62. URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=29286048. (In Russ.)

11. Leont'ev D. A. Test smyslozhiznennyh orientacij [Test of Orientations of Sense of Life]. 2nd edition. Moscow, 2000, 18 p. (In Russ.)

12. Leont'ev D. A. Psihologiya smysla: priroda, stroenie i dinamika smyslovoj real'nosti [Sense Psychology: Nature, Structure and Dynamics of Semantic Reality]. Moscow, 2003, 487 p. (In Russ.)

13. Lifeline i drugie novye metody psihologii zhiznennogo puti [Lifeline and Other New Methods of Psychology of a Course of Life]. Moscow, 1993. P. 107-114. (In Russ.)

14. Maralova T. P. Lichnostnaya normativnost' kak faktor stanovleniya professional'noj identichnosti u studentov - psihologov mladshih kursov [Personal Normativity as a Factor of Formation of Professional Identity at Students - Psychologists of Younger Courses]. Al'manah sovremennoj nauki i obrazovaniya = The Almanac of Modern Science and Education. 2015, No. 4 (94). P. 103-108. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23088350. (In Russ.)

15. Maralova T. P. Vzaimosvyaz' lichnostnoj normativnosti i lichnostnyh kachestv u studentov vuzov [Interrelation of Personal Normativity and Personal Qualities at Students of Higher Education Institutions]. Uchenye zapiski CHerepoveckogo gosudarstvennogo universiteta = Scientific notes of the Cherepovets state university. 2016, No. 2 (6). P. 10-15. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=26189380. (In Russ.)

16. Maralov V. G. Spokojnaya zhizn' ili raznoobrazie i izmeneniya: harakteristika dvuh zhiznennyh orientacij studentov [Quiet Life or Variety and Changes: Characteristic of Two Vital Orientations of Studen]. Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel skij zhurnal = International research magazine. 2017, No. 3-1 (57). P. 116-122. DOI: 10.23670/IRJ.2017.57.093. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=28825797. (In Russ.)

17. Mar'in M. I., Bochkova A. A. Psihologicheskie osobennosti sotrudnikov organov vnutrennih del, sklonnyh k protivopravnomu povedeniyu [Psychological Features of Staff of Bodies of the Internal Affairs Inclined to Illegal Behavior]. Prikladnaya yuridicheskaya psihologiya = Applied Legal Psychology. 2014, No. 3. P 47-53. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22137017. (In Russ.)

18. Mel'nikov V. M., YаmpolSkij L. T. Vvedenie v ehksperimental'nuyu psihologiyu lichnosti [Introduction to Experimental Psychology of the Personality]. Moscow, 1985, 319 p. (In Russ.)

19. Mnogourovnevyj lichnostnyj oprosnik «Adaptivnost'» [Multilevel Personal Questionnaire «Adaptability»]. URL: http://www.gurutestov.ru/test/42/ (In Russ.)

20. Oficerova D. A. ZHiznennaya strategiya: orientaciya na schast'e ili orientaciya na uspekh [Vital Strategy: Orientation for Luck or Orientation to Success]. Sociologiya = Sociology. 2016, No. 3. P. 167-172. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27337625. (In Russ.)

118

том 18, № 1, 2018

21. Pashchenko A. K. Normativnoe povedenie mladshih shkol'nikov [Standard Behavior of Younger School Students]. Kul'turno - istoricheskaya psihologiya = Culturally - historical psychology.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2010, No. 3. P. 78-85. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15195007. (In Russ.)

22. Petrovskij A. V. Psihologiya razvivayushchejsya lichnosti [Psychology of the Developing Personality]. Moscow, 1987, 240 pp. (In Russ.)

23. Rezazadekh Z., BayanovaL. F. Obuslovlennost' psihicheskih sostoyanij moral'noj normativnost'yu [Conditionality of Mental States Moral Normativity]. Psihologicheskie issledovaniya: ehlektronnyj nauchnyj zhurnal = Psychological researches: online scientific magazine. 2017, Vol. 10, No. 53. P. 10. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30095410 (In Russ.)

24. Rudyhina O. V. Kognitivno-stilevye osobennosti proyavlenij sub»ektnosti u studentov pedagogicheskogo vuza [Cognitive and Style Features of Manifestations of Subjectivity at Students of Pedagogical Higher Education Institution]. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gercena = News of Herzen Russian State Pedagogical University. 2015, No. 178. P. 146-151. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25031777. (In Russ.)

25. Sbitneva A. A. Kognitivnaya differencirovannost' kak harakteristika mezhlichnostnogo poznaniya predstavitelej razlichnyh tipov sub»ekt-ob»ektnyh orientacij [Cognitive Differentiation as the Characteristic of Interpersonal Knowledge of Representatives of Various Types the Subject-Object Orientations]. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gercena = News of Herzen Russian State Pedagogical University. 2009, No. 105, P. 198-204. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12226796. (In Russ.)

26. Test Kettella. 16-ti faktornyj lichnostnyj oprosnik Kettella (Kettell's Test. 16 Factorial Personal Questionnaire of Kettell) URL: http://www.gurutestov.ru/test/60. (In Russ.)

27. Fromm E. H. Begstvo ot svobody (Escape from Freedom). Moscow, 1990, 272 p. (In Russ.)

28. Horni K. Nevroticheskaya lichnost' nashego vremeni. Samoanaliz [Neurotic Identity of Our Time. Introspection]. Moscow, 1993, 220 p. (In Russ.)

29. ShiryaevaA. S. Fenomen sverhnormativnogo povedeniya lichnosti v otechestvennoj i zarubezhnoj psihologii [Phenomenon of Excess Behavior of the Personality in Domestic and Foreign Psychology]. Vestnik Kamchatskoj regional'noj associacii: «Uchebnyj centr». Gumanitarnye nauki = Bulletin of the Kamchatka Regional Association: «Training Center». The Humanities.

2011, No. 2. P. 34-44. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17254286. (In Russ.)

30. YAnko E. V., Arshinova E. V. Osobennosti smyslozhiznennyh orientacij i ierarhii cennostej u studentov vuzov razlichnyh cennostnyh tipov [Features the Smyslozhiznennykh of Orientations and Hierarchy of Values at Students of Higher Education Institutions of Various Valuable Types] Psihologiya. Istoriko-kriticheskie obzory i sovremennye issledovaniya = Psychology. Historico-Critical Reviews and Modern Researches. 2014, No. 6, P. 82-97. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=22927609. (In Russ.)

31. Volchenko L. P., Gar'kavec' S. O. Empirichne vivchennya uyavlen' starshih shkolyariv pro osoblivosti social'no-normativnoï aktivnosti osoblivosti. Black Sea Scientific Journal of Academic Research. 2015, V. 25, No. 7. P. 60-65. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24982554. (In Russ.)

32. Bowman J. S. Adolescent Development a Democratic High School: Self-Reports of Moral Behavior. 1994. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=5765377

33. Cohen S. Z. Adolescent and Standards of Normative Functioning in Adolescent. 1984. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=7384535

34. Fritsche I. Account Strategies for the Violation of Social Norms: Integration a. Extension of Sociological a. Social Psychological Typologies. Journal for the Theory of Social Behavior. -Oxford, 2002, Vol.32, N 4, P. 371-394.

35. Henry D., Guerra N., Huesmann R., Tolan P., VanAcker R., Eron L. Normative Influences on Aggression in Urban Elementary School Classrooms. American Journal of Community Psychology. 2000, Vol. 28, No. 1. P. 59-81. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=297846

36. Wittmer D. P. Ethical Sensitivity and Managerial Decision-Making: an Experiment. 1993. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=5787841.

nocrynwia 15 HOMÖpM 2017 r.

Vol. 18, No. 1, 2018 119

Сведения об авторе

Маралова Татьяна Петровна - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Череповецкого государственного университета. Сфера научных интересов: психология личности, педагогическая психология. Автор более 60 научных и учебно-методических работ. ORCID https://orcid.org/0000-0001-6661-3828 Тел.: +79212542786 E-mail: tmaralova@inbox.ru

Submitted 15.11. 2017.

About the author

Tatyana P. Maralova - candidate of psychological sciences, assistant of professor of the department of psychology of Cherepovets State University. Research interests: psychology of the personality, pedagogical psychology. The author has more than 60 scientific and educational and methodical publications. ORCID https://orcid.org/0000-0001-6661-3828 Те1.: +79212542786 E-mail: tmaralova@inbox.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.