Научная статья на тему 'Смысложизненные ориентации студентов с разным статусом в социальной сети'

Смысложизненные ориентации студентов с разным статусом в социальной сети Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
252
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС / СТАТУС В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ / СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ / ВКОНТАКТЕ / ГЛОБАЛЬНАЯ СЕТЬ ИНТЕРНЕТ / МОЛОДЕЖЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / MEANINGFUL LIFE ORIENTATIONS / SOCIAL STATUS / STATUS ON A SOCIAL NETWORK / SOCIAL NETWORK / VKONTAKTE / GLOBAL INTERNET / YOUTH / SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Биктина Насима Нигматулиновна

Статья посвящена актуальной теме изучения влияния социальных сетей на формирование ценностных ориентаций и смыслов жизни современной молодежи. В данной статье приводятся результаты исследования смысложизненных ориентаций и содержательного смысла статусов в социальной сети в ВКонтакте студентов, рассматривается сходство и различие у девушек и юношей в смысложизненных ориентациях и выборе содержательного смысла статусов в социальной сети. Автором выявлены значимые различия в группах студентов по шкале СЖО «Цели в жизни» и «Локус контроля Я». Девушки считают свою жизнь более осмысленной, они планируют свое будущее, они считают себя хозяйками своей жизни. Юноши в меньшей степени определяют смыслы собственной жизни и не склоны ставить цели в будущем, считают, что осуществление мало зависит от них самих. Автором представлен анализ взаимосвязи смысложизненных ориентаций и статусов в социальной сети. Выявлено, что у юношей со статусом «Стремление к лидерству/авторитету» наблюдается низкая осмысленность жизни, их цели в будущем зависят от авторитетного лица или лидера, юноши мало надеются на себя. Юноши в настоящий момент жизни не готовы взять ответственность на себя за выбор цели, но чаще выбирают статус «Ценность дружбы/эмпатия». Юноши и девушки со статусом «Любовь/любимый человек» связывают процесс жизни, его результативность с любимым человеком, с отношениями с ним. Девушки со статусом «Стремление к материальной независимости», являются полноправными хозяйками своей жизни, способными строить свою жизнь по собственному усмотрению, при этом цели в будущем у них связаны с материальной независимостью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Meaningful life orientations of students with different status in a social network

The article is devoted to the urgent topic of studying the influence of social networks on the formation of value orientations and meanings of life of modern youth. This article presents the results of a study of the meaning-of-life orientations and the meaningful meaning of statuses on students' social network on VK, the similarities and differences between girls and boys in the meaning-of-life orientations and the choice of the meaningful meaning of statuses in a social network are considered. The author revealed significant differences in the groups of students on the scale of the LSS “Goals in life” and “Locus of control I”. Girls consider their life more meaningful, they plan their future, they consider themselves the mistress of their life. Young men to a lesser extent determine the meanings of their own lives and are not inclined to set goals in the future, they believe that the implementation does not depend much on themselves. The author presents an analysis of the relationship of life-meaning orientations and statuses in a social network. It was revealed that young men with the status “Pursuit of Leadership / Authority” have a low meaningfulness of life, their goals in the future depend on an authoritative person or leader, young men rely on themselves a little. Young men at the moment of life are not ready to take responsibility for choosing a goal, but more often they choose the status of “Value of friendship / empathy”. Boys and girls with the status “Love / loved one” associate the process of life, its effectiveness with a loved one, with relations with him. Girls with the status of “Pursuit of material independence” are full-fledged mistresses of their life, able to build their own lives at their own discretion, while their goals in the future are associated with material independence.

Текст научной работы на тему «Смысложизненные ориентации студентов с разным статусом в социальной сети»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2019, №5, Том 7 / 2019, No 5, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-5-2019.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/42PSMN519.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Биктина Н.Н. Смысложизненные ориентации студентов с разным статусом в социальной сети // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №5, https://mir-nauki.com/PDF/42PSMN519.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Biktina N.N. (2019). Meaningful life orientations of students with different status in a social network. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 5(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/42PSMN519.pdf (in Russian)

Грант администрации Оренбургской области № 30 от 14.08.2019 г.

УДК 159.9 ГРНТИ 15.41.31

Биктина Насима Нигматулиновна1

ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет», Оренбург, Россия

Доцент

Кандидат психологических наук, доцент E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author_profile.asp?id=688672

Смысложизненные ориентации студентов с разным статусом в социальной сети

Аннотация. Статья посвящена актуальной теме изучения влияния социальных сетей на формирование ценностных ориентаций и смыслов жизни современной молодежи. В данной статье приводятся результаты исследования смысложизненных ориентаций и содержательного смысла статусов в социальной сети в ВКонтакте студентов, рассматривается сходство и различие у девушек и юношей в смысложизненных ориентациях и выборе содержательного смысла статусов в социальной сети. Автором выявлены значимые различия в группах студентов по шкале СЖО «Цели в жизни» и «Локус контроля - Я». Девушки считают свою жизнь более осмысленной, они планируют свое будущее, они считают себя хозяйками своей жизни. Юноши в меньшей степени определяют смыслы собственной жизни и не склоны ставить цели в будущем, считают, что осуществление мало зависит от них самих. Автором представлен анализ взаимосвязи смысложизненных ориентаций и статусов в социальной сети. Выявлено, что у юношей со статусом «Стремление к лидерству/авторитету» наблюдается низкая осмысленность жизни, их цели в будущем зависят от авторитетного лица или лидера, юноши мало надеются на себя. Юноши в настоящий момент жизни не готовы взять ответственность на себя за выбор цели, но чаще выбирают статус «Ценность дружбы/эмпатия». Юноши и девушки со статусом «Любовь/любимый человек» связывают процесс жизни, его результативность с любимым человеком, с отношениями с ним. Девушки со статусом «Стремление к материальной независимости», являются полноправными хозяйками своей жизни, способными строить свою жизнь по собственному усмотрению, при этом цели в будущем у них связаны с материальной независимостью.

1 Страница ВКонтакте: https://vk.com/nasimabiktina Страница 1 из 9

https:// mir-nauki. com

Ключевые слова: смысложизненные ориентации; социальный статус; статус в социальной сети; социальная сеть; ВКонтакте; глобальная сеть Интернет; молодежь; социализация

Глобальная сеть Интернет сегодня является главной частью жизни всего общества мира, особенно молодежи. В связи с этим многие исследователи отмечают трансформацию идеалов общества и смысложизненных ориентаций личности, также изменение всего хода социализации. Молодежь наиболее чутко реагирует на изменения в ценностях общества и социальные перемены, именно она является потребителем услуг Интернет.

Молодежи посвящается немало исследований, особое место в проводимых исследованиях на сегодняшний день принадлежит изучению молодежной субкультуры, ценностных и смысложизненных ориентаций молодых людей.

Проблема формирования и динамики ценностных и смысложизненных ориентаций личности рассматривается в исследованиях Хайбулаевой А.Г. (2015), Насраддин Е.М. (2010), Осипова Ф.М. (2015), в непосредственной связи с особенностями возрастного развития молодых людей [1-3]. Кленова М.А. выявила взаимосвязь смысложизненных ориентаций с социальным самочувствием молодежи [4]. Так Осипов Ф.М. предлагает модель формирования профессионально значимых смысложизненных ориентаций будущих психологов. Автор выявил, что у большинства студентов уровень сформированности духовных ценностей находится на достаточно низком уровне [3]. Особенности смысложизненных ориентаций студентов - будущих педагогов исследовали Т.Н. Князева, А.Р. Масалимова, М.Б. Батюка [5]. Михайлюк А.Н. в своем исследовании говорит о новой виртуальной общности молодежи: «Виртуальная общность существует, стирая расстояния, объединяет огромное количество людей, и при этом выстраивает своеобразную форму культуры - субкультуру общности пользователей Интернет, которую разделяют ее завсегдатаи» в которой складываются специфические нормы, ценности, интересы, особый сленг и даже особые представления о смысле жизни» [6].

Смысложизненные ориентации молодежи в разных жизненных ситуациях выбора (выбор профессии, выбор спутника жизни) исследовала А.В. Мальгина [7].

Хайбулаевой А.Г. установлено, что в «системе ценностей современной молодежи преобладают ценности сохранения и общности, менее значимы ценности открытости изменениям, а отвергаемыми являются ценности самовозвышения и структура ценностей молодежи характеризуется дисгармоничностью» [1].

Кленова М.А. указывает на то, что «молодежь, ориентированная на результативность жизни, не имеет высоких материальных потребностей, но при этом высказывает неудовлетворенность в межличностных отношениях» [10].

В работе Безбоговой М.С. описан целостный социально-психологических потрет современной молодежи, активного пользователя социальных сетей. Сущностными характеристиками современной молодежи являются, по мнению исследователя, направленность на успех, креативность, повышение собственной значимости и ценности, акцентуация на собственной персоне; акцентуация на сегодняшний день [8, с. 22].

Анализ литературы показывает нарастающий интерес к изучению влияния социальных сетей на формирование ценностных ориентаций и социальных установок современной молодежи. Многие ученые посвятили свои работы данной проблематике: так влияние социальных сетей на социализацию молодежи представлено в работе Загутина Д.С. и Степановой А.А. (2015); психологическую суверенность личности студента в социальной сети

https:// mir-nauki. com

ВКонтакте исследовала Шаповаленко А.А. (2016); смысложизненные ориентации студентов-первокурсников с разным уровнем интернет-зависимости описывает в своей работе Доронина В.Ф. (2017); взаимосвязь интернет коммуникации и социального поведения молодежи исследовала Самсонова Н.Н. (2018) [10-13].

Безбогова М.С. дает следующее определение социальной сети: «Социальная сеть - это виртуализированная социальная среда, в которой личность устанавливает, расширяет и углубляет социальные связи, формируя специфическую структуру отношений, социализируется, самореализуется, генерирует и потребляет любую, интересующую ее информацию через различные коммуникационные каналы в определенных формах. Свойствами социальных сетей являются виртуальность, медийность и интерактивность» [8, с.

Термин "социальная сеть" был введен английским социологом Джоном Барнсом в 1954 году, хотя в те времена это понятие использовали только ученые-математики и социологи. Социальная сеть предназначена для выражения свободы мысли и виртуального общения. По результатам исследования Загутина Д.С. и Степановой А.А. (2015) социальные сети составляют важную часть жизни современной молодежи [10]. По результатам исследования ученых молодые люди на первое место ставят общение в Интернете (75 % опрошенных) при проведении свободного времени [10].

Самсонова Н.Н. в своей работе говорит о популярности социальных сетей среди активных молодых людей с проявлением социальной фасилитации, которая проявляется в изменении поведения и приводит к боязни оценки или не оценки [13].

Социальная сеть ВКонтакте - занимает одно из первых мест в России по популярности и посещаемости. По данным аналитического агентства We Are Social и Hootsuite за 2018 год 61 % россиян являются активными пользователя ВКонтакте. Поиск друзей, коллег, знакомых, родных является основным направлением данного сайта. В ключе нашего исследования необходимо уточнить понятие «статус» в социальной сети. Социальный статус в рамках теорий «социальной стратификации», «социальной мобильности», «социального действия» исследовали М. Вебер, Р. Вебер [14]. Отечественный ученый Б.Г. Ананьев рассматривал статус в рамках атрибутивного подхода и понимали под ним положение личности в системе общественных отношений [15]. Американский социолог Элис Мэрвик рассматривает статусы как самоописания пользователей социальных сетей [16]. По мнению автора, общее представление о статусе пользователя социальной сети не является стабильным, а складывается из множества информации о субъекте [16].

В современном мире глобальной сети Интернет понятие статус приобрело иное значение и широко используется в социальных сетях: ВКонтакте, Фейсбук и других. По свидетельству Мерзляковой В.Н. статус - это «положение» личности, занимаемое в соответствии с некоей системой норм и ценностей, и самое важное - статус определяется в отношении с чем-то и кем-то [17].

Таким образом, в полной мере социальные сети пока еще не исследованы, но по свидетельству многих исследователей процесс влияния социальных сетей на процесс социализации и формирование смысложизненных ориентаций молодежи носит двоякий характер: с одной стороны общение, с другой- интернет зависимость и обеднение духовности. В связи с актуальностью данной тематики целью работы явилось исследование взаимосвязи смысложизненных ориентаций студентов с содержательными смыслами их статусов в социальных сетях.

7].

Методы исследования

В исследовании приняли участие 60 человек обоего пола в возрасте от 18 до 21 года. Из них: 27 юношей и 33 девушки. Все участники исследования имеют действующие аккаунты в социальной сети Вконтакте и являются студентами-первокурсниками Оренбургского государственного университета.

Смысложизненные ориентации студентов определялись по методике «Тест смысложизненных ориентаций (СЖО)» Д.А. Леонтьева [18], проводилось анкетирование «Статус в социальной сети» и анализ аккаунтов пользователей социальной сети в ВКонтакте. Для обработки анкеты использовался частотный анализ объектов.

Тест СЖО, позволяет оценить «источник» смысла жизни, который может быть найден человеком либо в будущем (цели жизни), либо в настоящем (удовлетворенность процессом жизни) или прошлом (удовлетворенность результатом жизни), или во всех трех составляющих жизни [18]. Для обработки исходных данных и вычислений применялись методы количественного и качественного статистического анализа: корреляционный анализ по Спирмену и U-критерий Манна-Уитни. Базой исследования стал Оренбургский государственный университет. Хочется выразить благодарность за помощь в проведении анкетирования студентов Амаль Байжановой.

Результаты исследованияи их обсуждение

Результаты, полученные по тесту СЖО Леонтьева Д.А. представлены в таблице.

Таблица

Сравнение средних показателей СЖО в группах студентов

Шкалы Средние значения Критерий Манна-Уитни (U)

1 группа (девушки, n = 33) 2 группа (юноши, n = 27)

1. Цели в жизни 30,2 23,1 58,5*

2. Процесс жизни 30, 7 29,4 394,5

3. Результативность жизни 25,4 26,6 408,0

4. Локус контроля - Я 31,6 20,1 56,5*

5. Локус контроля - жизнь 31,2 31,4 420,0

6. Общий показатель СЖО 106,4 102,4 422,5

*Достоверность различий на уровне p < 0,01

Как видим в таблице, общий показатель СЖО юношей составляет 102,4 балла (при среднем значении в 103,1 балла по нормам автора методики - Д.А. Леонтьева), что говорит об осмысленности жизни молодыми людьми. Среднее значение общего показателя осмысленности жизни девушек значительно выше и составляет -106,4 балла, при среднем по нормативным значениям - 95,8 балла. Это свидетельствует о том, что девушки в большей степени осмысливают жизнь, свое прошлое, настоящее и будущее, так как у них этот показатель существенно выше среднего, в отличие от юношей. Результаты по показателям теста СЖО распределились следующим образом: средние показатели по шкале «Цели в жизни» у девушек выше (30,2), чем у юношей (23,1), что свидетельствует о целеустремленности девушек и о наличии их целей на будущее. Средние значения по шкале «Процесс жизни» соответствуют норме и у юношей (29,4), и у девушек (30,7), то есть молодые люди оценивают свою жизнь как интересную, эмоционально насыщенную и наполненную смыслом в годы студенчества. По шкале «Результат» девушки (25,4) и юноши (26,6) единодушны в своей оценке пройденного отрезка жизни как продуктивного и удовлетворены им. Средние показатели по шкале «Локус контроля - Я» у девушек (31,6) и у юношей (20,1) значимо различаются (U = 56,500, при p < 0,01).Следовательно, девушки считают себя сильными личностями, способными построить

https:// mir-nauki. com

свою жизнь в соответствии со своими целями, задачами и представлениями о ее смысле. Меньшее среднее значение по шкале «локус контроля - Я» у юношей (20,1) свидетельствует о том, что юноши не ставят цели жизни, так как не склонны брать личную ответственность за их реализацию свои и возможность контролировать события собственной жизни. При этом относительно высокое среднее значение по шкале «Локус контроля - жизнь» (или управляемость жизни) у девушек (31,2) является показателем веры в себя и свободе принимать решения и ответственность за их реализацию в жизни. Значимые различия между девушками и юношами выявлены по шкале «цели в жизни» (U = 58,500, при p < 0,01) и «локус контроля -Я» (U = 56,500, при p < 0,01).

Следовательно, девушки считают свою жизнь более осмысленной, они склонны планировать свое будущее. Юноши в меньшей степени определяют смыслы собственной жизни и не склоны ставить цели в будущем, считают, что осуществление мало зависит от них самих. Полученные нами результаты перекликаются с результатами исследования А.Г. Хайбулаевой, где цели жизни Дагестанских студентов также недостаточно подкреплены личной ответственностью за их реализацию и невозможностью контролировать события собственной жизни [1].

Следующим этапом нашего исследования было изучение статусов студентов в социальной сети ВКонтакте. Участники исследования заполняли анкеты с указанием своего статуса в социальной сети. Далее был проведен анализ содержательной стороны указанного в анкете статуса по следующей шкале соответствия смысложизненным ценностям:

• Любовь/любимый человек.

• Личные увлечения/хобби/музыка/видеоигры и пр.

• Ценности дружбы/эмпатия.

• Ведущая социальная деятельность (учеба/работа).

• Стремление к материальной независимости.

• Стремление к лидерству/авторитету.

Статусы, которые не отражали смысложизненные ценности по приведенной шкале, оценивались нами как случайные (например, к таким статусам можно отнести репосты по курсам валют, расписаниям пригородного транспорта и пр.).

В результате анализа мы получили следующее распределение содержательного смысла статусов студентов в социальной сети ВКонтакте. У юношей доминируют следующие содержательные смыслы статусов в ВКонтакте: ведущая социальная деятельность (25%) и личные увлечения/хобби (25 %). У девушек приоритетными являются такие содержательные смыслы статусов в социальной сети, как: любовь/любимый человек (30 %) и стремление к социальной и материальной независимости (25 %);

В результате проведенного статистического сравнительного анализа с использованием U-критерия Манна-Уитни была обнаружена достоверная значимость различий статусов в социальной сети между двумя сравниваемыми группами по содержательным смыслам «Любовь/любимый человек» (U = 370,500) и «Стремление к материальной независимости» (U = 373,500) с заданным уровнем вероятности ошибки p < 0,01. Девушки ВКонтакте чаще, чем юноши выставляют статус ссодержательным смыслам «Любовь/любимый человек» и статус «Стремление к материальной независимости».

Для выявления взаимосвязи смысложизненных ориентаций и статусов в социальной сетиу девушек и юношей мы использовали коэффициент корреляции Пирсона. Рассмотрим

структуру корреляционных связей СЖО с содержательными смыслами статусов ВКонтакте (достоверность различий на уровне р < 0,01 и р < 0,05).

В мужской выборке статус с содержательным смыслом «Стремление к лидерству/авторитету» коррелирует с переменной СЖО «цели в жизни» (г = 0,527; р < 0,05), что свидетельствует о низкой осмысленности своей жизни, о зависимости их целей в будущем от авторитетного лица или лидера, мало надеются на себя, живут сегодняшним днем. Статус юношей с содержательным смыслом «Любовь/любимый человек» коррелирует с такими переменными СЖО, как «процесс жизни» (г = 0,882; р < 0,05), «результативность жизни» (г = 0,811; р < 0,05), «локус контроля -Я» (г = 0,910; р < 0,05). Названные корреляции положительны. Юноши связывают процесс жизни, его результативностьс любимым человеком, с отношениями с ним. Юноши в настоящий момент жизни не готовы взять ответственность на себя за выбор цели, у них недостаточно сформированы представления о смысле жизни. Статус юношей с содержательным смыслом «Ценность дружбы/эмпатия» коррелирует с большим числом переменных теста «Смысложизненные ориентации». Названные корреляции отрицательны, наиболее тесная связь наблюдается со шкалой «Процесс жизни» (г = -0,421; р < 0,01). Менее слабые связи с переменными СЖО «Результативность жизни» (г = -0,556; р < 0,05); «Локус контроля - Я» (г = -0,612; р < 0,05); «Локус-контроля - Жизнь» (г = -0,504; р < 0,05). Это говорит о том, что респонденты оценивают свою жизнь как интересную, эмоционально насыщенную и наполненную смыслом в годы студенчества, но при этом не вполне доверяют дружбе.

В женской выборке общий показатель СЖО имеет прямую зависимость с содержательным смыслом статуса в социальной сети «Любовь/любимый человек» (г = 0,652; р < 0,05).Все остальные переменные теста смысложизненных ориентаций (при уровне р < 0,05) коррелируют с содержательным смыслом статуса студентов «Любовь/любимый человек»: «Цели жизни» (г = 0,720; р < 0,05); «Процесс жизни» (г = 0,725; р < 0,05); «Результативность жизни» (г = 0,768; р < 0,05); «Локус контроля -Я» (г = 0,604; р < 0,05); «Локус-контроля -Жизнь» (г = 0,806; р < 0,05).Переменная «Локус контроля -жизнь» имеет прямую зависимость с содержательным смыслом статуса «Стремление к материальной независимости» (г = 0,344; р < 0,05). Это говорит о том, что респонденты осмысливают свою жизнь, являются полноправными хозяйками своей жизни, живут мечтами о большой любви, свое прошлое, настоящее и будущее видят в отношениях с любимым человеком, эмоциональную насыщенность жизни связывают с любовью, при этом цели в будущем у них связаны с материальной независимостью.

Выводы

В результате проведённого исследования были сделаны следующие выводы:

1. Общий показатель «СЖО» свидетельствует о том, что девушки в большей степени осмысливают жизнь, свое прошлое, настоящее и будущее, так как у них этот показатель существенно выше среднего, в отличие от юношей, по которому они не достигают средних значений.

2. Девушки, судя по шкале «Цели», - целеустремленные, с ясным пониманием целей в будущем, у юношей нет четких целей в будущем, они не готовы брать личную ответственность за реализацию своих целей, а также они не верят в возможность контролировать события собственной жизни. По шкале «Результат» девушки и юноши пройденный отрезок жизни оценивают, как продуктивный и на сегодняшний момент удовлетворены студенческой жизнью.

3. Значимые различия между девушками и юношами смысложизненных ориентаций выявлены по шкале «цели в жизни» и «локус контроля - Я». Девушки считают свою жизнь более осмысленной, они склонны планировать свое будущее. Юноши в меньшей степени определяют смыслы собственной жизни и не склоны ставить цели в будущем, считают, что их осуществление мало зависит от них самих.

4. У юношей с содержательным смыслом статуса «Стремление к лидерству/авторитету» наблюдается низкая осмысленность жизни, их цели в будущем зависят от авторитетного лица или лидера, юноши мало надеются на себя, ждут поддержки от лидера. Юноши со статусом «Любовь/любимый человек» связывают процесс жизни, его результативность с любимым человеком, с отношениями с ним. Юноши в настоящий момент жизни не готовы взять ответственность на себя за выбор цели, у них недостаточно сформированы представления о смысле жизни. Юноши с содержательным смыслом статуса «Ценность дружбы/эмпатия» оценивают свою жизнь как интересную, но при этом не вполне доверяют дружбе.

5. В женской выборке общий показатель и все остальные переменные смысложизненных ориентаций имеют прямую зависимость с содержательным смыслом статуса в социальной сети ВКонтакте «Любовь/любимый человек». Переменная «Локус контроля - жизнь» имеет прямую зависимость с содержательным смыслом статуса «Стремление к материальной независимости», следовательно, девушки способны управлять своей жизнью, в настоящий момент строят свою жизнь по собственному усмотрению, при этом цели в будущем у них связаны с материальной независимостью.

ЛИТЕРАТУРА

1. Хайбулаева А.Г. Динамика ценностных и смысложизненных ориентаций молодежи в полиэтнической образовательной среде: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Махачкала: Дагестанский гос. Ун-т, 2015. -24с.

2. Насраддин Е.М. Структура и динамика ценностно-смысложизненных ориентаций студентов педагогического вуза (на материале Салахаддин и Дахук университета Курдистана - Ирака): автореф. дис. ... канд. психол.наук. - Москва: Московский педагогический гос. ун-т, 2010. - 24 с.

3. Осипов Ф.М. Формирование профессионально значимых смысложизненных ориентаций будущих психологов: автореф. дис. канд. психол. наук. - Нижний Новгород, 2015. - 25 с.

4. Кленова М.А. Смысложизненные ориентации и социальное самочувствие молодежи // Известия Саратовского ун-та. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2016. № С. 79-84.

5. Князева Т.Н., Масалимова А.Р., Батюка М.Б. Особенности ценностных и смысложизненных ориентаций студентов-будущих психологов // Вестник Мининского университета. 2016. № 2. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/216 (дата обращения: 03.10.2019).

6. Михайлюк А.Н. Особенности смысложизненных ориентаций молодых людей -представителей различных неформальных объединений // Северо-Кавказский психологический вестник. 2010. №3. С. 26-30.

7. Мальгина А.В. Смысложизненные ориентации в разных жизненных ситуациях: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Санкт-Петербург, 2015. - 26 с.

https:// mir-nauki. com

8.

9.

10. 11. 12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

Безбогова М.С. Социальные сети как фактор формирования социальных установок современной молодежи: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Москва, 2017. - 25 с.

Кленова М.А. Социальное самочувствие и смысложизненные ориентации современной молодежи // Изв. Сарат. университета. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2016. Т.16, вып.1. С. 79-84.

Загутин Д.С., Степанова А.А. Влияние социальных сетей на социализацию молодежи: интенсивность, уровни, последствия // Образование. Наука. Инновации. 2015. №1 (39). С. 111-116.

Шаповаленко А.А. Психологическая суверенность личности в интернет-среде (на примере студентов-участников социальной сети ВКонтакте): автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Москва, 2016. - 25 с.

Доронина В.Ф. Смысложизненные ориентации студентов-первокурсников с разным уровнем интернет-зависимости // Молодой ученый. - 2017. - №4. - С. 329-331. - URL https://moluch.ru/archive/138/38861/ (дата обращения: 09.09.2019).

Самсонова Н.Н. Взаимосвязь интернет-коммуникаций и социального поведения молодежи: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Москва, 2018. - 27 с.

Вебер М. Основные понятия стратификации // Социологические исследования, 1994. № 5. - С. 147-156. Режим доступа: http://www.umk.virmk.ru/study/U-DISCIPLINA/U-posob/Veber_2.htm.

Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб.: Питер, 2001. - 288 с. (Серия «Мастера психологии»).

Marwick A. Status Update - celebrity, publicity and branding in the social media. L., Yale University Press, 2013/11/26.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мерзлякова В.Н. Репрезентация статуса пользователей социальных сетей - язык, опыт, стратегии // Вестник РГГУ. Серия: история. Филология. Культурология. Востоковедение. 2016. № 2 (11). С. 148-157.

Леонтьев, Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) [Текст] / Д.А. Леонтьев - 2-е изд. - М.: Смысл, Серия: Психодиагностическая серия, 2006. -

22 с.

https:// mir-nauki. com

Biktina Nasima Nigmatulinovna

Orenburg state university, Orenburg, Russia E-mail: [email protected]

Meaningful life orientations of students with different status in a social network

Abstract. The article is devoted to the urgent topic of studying the influence of social networks on the formation of value orientations and meanings of life of modern youth. This article presents the results of a study of the meaning-of-life orientations and the meaningful meaning of statuses on students' social network on VK, the similarities and differences between girls and boys in the meaning-of-life orientations and the choice of the meaningful meaning of statuses in a social network are considered. The author revealed significant differences in the groups of students on the scale of the LSS "Goals in life" and "Locus of control - I". Girls consider their life more meaningful, they plan their future, they consider themselves the mistress of their life. Young men to a lesser extent determine the meanings of their own lives and are not inclined to set goals in the future, they believe that the implementation does not depend much on themselves. The author presents an analysis of the relationship of life-meaning orientations and statuses in a social network. It was revealed that young men with the status "Pursuit of Leadership / Authority" have a low meaningfulness of life, their goals in the future depend on an authoritative person or leader, young men rely on themselves a little. Young men at the moment of life are not ready to take responsibility for choosing a goal, but more often they choose the status of "Value of friendship / empathy". Boys and girls with the status "Love / loved one" associate the process of life, its effectiveness with a loved one, with relations with him. Girls with the status of "Pursuit of material independence" are full-fledged mistresses of their life, able to build their own lives at their own discretion, while their goals in the future are associated with material independence.

Keywords: meaningful life orientations; social status; status on a social network; social network; VKontakte; global Internet; youth; socialization

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.