Научная статья на тему 'Феномен субъектности педагога вуза'

Феномен субъектности педагога вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
180
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТ / СУБЪЕКТНОСТЬ / СУБЪЕКТНАЯ ОРИЕНТИРОВАННОСТЬ / ОБЪЕКТНАЯ ОРИЕНТИРОВАННОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Коржова Е.Ю., Мухаметзянова Ф.Г., Хайрутдинов Р.Р., Квон Г.М., Мухаметзянов М.С.

В статье представлен феномен субъектности личности в деятельности педагога вуза. К педагогам современного вуза характерно усиление внимания к субъектным характеристикам, что обусловлено необходимостью выявления закономерностей активности в педагогической деятельности и в жизни личности в целом. Субъектные характеристики педагогов выявлены с помощью ряда авторских методик. Показано, что педагоги средних общеобразовательных учреждений с субъектной и объектной ориентациями имеют различные подходы к своей работе и к жизни, что связано с продуктивностью их деятельности. В целом, субъектные характеристики, в отличие от объектных, способствуют профессиональной успешности педагога. Однако многоплановость каждого из типов субъектности для полноты картины побуждает к анализу духовно-нравственных характеристик личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Коржова Е.Ю., Мухаметзянова Ф.Г., Хайрутдинов Р.Р., Квон Г.М., Мухаметзянов М.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Феномен субъектности педагога вуза»

УДК 316.6

ФЕНОМЕН СУБЪЕКТНОСТИ ПЕДАГОГА ВУЗА

1Коржова Е.Ю., д -р психол. наук, профессор, elenakorjova@gmail.com 2Мухаметзянова Ф.Г., д-р пед. наук, профессор 2Хайрутдинов Р.Р., канд. ист. наук., профессор 3Квон Г.М., канд. экон. наук, профессор 2Мухаметзянов М.С., студент Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Россия 2Институт международных отношений, истории и востоковедения,

Казанский федеральный университет, г. Казань, Россия, 3Казанский научно-исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева (КГИТУ-КАИ), г. Казань, Россия

В статье представлен феномен субъектности личности в деятельности педагога вуза. К педагогам современного вуза характерно усиление внимания к субъектным характеристикам, что обусловлено необходимостью выявления закономерностей активности в педагогической деятельности и в жизни личности в целом. Субъектные характеристики педагогов выявлены с помощью ряда авторских методик. Показано, что педагоги средних общеобразовательных учреждений с субъектной и объектной ориентациями имеют различные подходы к своей работе и к жизни, что связано с продуктивностью их деятельности. В целом, субъектные характеристики, в отличие от объектных, способствуют профессиональной успешности педагога. Однако многоплановость каждого из типов субъектности для полноты картины побуждает к анализу духовно-нравственных характеристик личности.

Ключевые слова: субъект, субъектность, субъектная ориентированность, объектная ориентированность, эффективность педагогической деятельности, личность педагога.

В методологии современной психологии активность участия человека в созидании своей жизни, т.е. как субъекта деятельности выступает одной из детерминант жизнедеятельности человека. Активность личности как показатель субъекта деятельности рассматривается через многообразие созидания своей жизненной истории в различных жизненных ситуациях [5]. В последнее время субъектные характеристики все более востребованы в сфере образования. Свойство человека быть субъектом - это субъектность [7]. Это происходит не случайно, поскольку субъектность выступает как содержательно-действенная характеристика активности, в которой подчеркивается интенциональность субъекта [1; 3; 6]. Сегодня человек все более рассматривается как субъект жизни [2]. Субъектные свойства педагога выходят далеко за пределы его профессиональной деятельности, но проявляются в жизненного пути в целом. При этом профессиональная деятельность включается в профессиональный путь как неотъемлемая составляющая жизненного пути [1-3]. Профессиональная деятельность педагога и личность могут быть рассмотрены сквозь призму осмысления жизни, ее целей и ценностей как единое целое. Сегодня оценка перспектив развития рынка трудовых ресурсов происходит именно как субъектов профессиональной деятельности [8].

Можно полагать, что субъектные свойства педагога целесообразно рассматривать в контексте не только его профессиональной деятельности, но и

жизненного пути личности, в целом. Профессиональная деятельность личности педагога включается в профессиональный путь как неотъемлемая составляющая всего жизненного пути. Рефлексия субъекта профессиональной деятельности, как и поступки педагога, должны рассматриваться сквозь призму осмысления жизни и понимания назначения человека.

Для понимания педагога как субъекта жизни, в том числе и ее профессионального аспекта, важно учитывать следующие положения:

1. Человеку присуще стремление осваивать как внешний мир (частью которого он является), так и собственный мир.

2. При этом происходит осмысление мира, включающего человека, и самого человека отдельно от мира.

В соответствии с этими положениями возможно рассмотрение четырех основных феноменов субъектности: субъект-объектные ориентации в жизненных ситуациях, внутренняя картина жизнедеятельности, выбор стратегий поведения, их взаимосвязь в поле жизнедеятельности. Субъект -объектные ориентации в жизненных ситуациях представляют собой базовые жизненные ориентации человека, задающие направление реализации в жизнедеятельности потенциала субъектности и определяющие меру активности человека в созидании своей жизни. Внутренняя картина жизнедеятельности (интериоризованная субъектность) - это динамичная психологическая характеристика, обусловленная возможностью «взгляда изнутри» на свою жизнь, своеобразный «внутренний срез» жизнедеятельности, целостный образ своего бытия, различных его уровней. Событийная наполненность внутренней картины жизнедеятельности различается по содержанию и «весу» событий в соответствии со сферами жизнедеятельности. Выбор стратегий поведения (экстериоризованная субъектность) характеризует внешнее выражение взаимодействия человека с жизненной ситуацией, ее освоение. Выбор стратегий поведения также может быть рассмотрен в соответствии с преимущественно принимающими участие уровнями жизнедеятельности. Они могут быть соматически ориентированными, ориентированными на внешний и внутренний мир, а также, в зависимости от степени выраженности, адаптивными или дезадаптивными, как в трудных ситуациях, так и в ситуациях, приносящих удовлетворение. Поле жизнедеятельности - определенным образом структурированная взаимосвязь внутренней картины жизнедеятельности и выбора стратегий поведения, характеризующая индивидуально -психологические особенности жизнедеятельности как единства человека с жизненными ситуациями. Поле жизнедеятельности и обусловливает, главным образом, особенности поведения. Внутренняя картина жизнедеятельности и выбор стратегий поведения актуализируются в проблемной жизненной ситуации, противоречие которой человек стремится разрешить [6-8].

В типологии субъект-объектных ориентаций [3-5] различаются, прежде всего, субъектная ориентация, характеризующая человека с активной жизненной позицией, и объектная ориентация, свойственная человеку, занимающему пассивную жизненную позицию. Субъектная ориентация характеризуется выраженностью таких качеств, как гибкость, общая интернальность, интернальность в области достижений и неудач, рефлексивными умениями, а также широтой временной перспективы, сопровождающейся «чувством радостной наполненности жизни». Объектная

ориентация, соответственно, отличается низкими показателями этих характеристик. Педагоги с субъектной и объектной ориентациями отличаются принципиально различными подходами к своей работе, как и вообще к жизни.

Двухмерная типология образуется на пересечении двух ортогональных шкал: творчество - преобразующая жизненные ситуации активность (противоположные полюса - творчество и приспособление) и локус контроля - уровень субъективного контроля над жизненными ситуациями, уверенность в возможности справиться с ними (противоположные полюса -внутренний и внешний локус контроля). В свою очередь параметр творчества состоит из взаимосвязанных показателей «изменчивость» (стремление к самоизменениям), «направленность освоения мира» -внутреннего или внешнего (стремление улучшить себя), «подвижность» (стремление к жизненным изменениям).

В системе координат «творчество - локус контроля» располагаются четыре типа субъект-объектных ориентаций: преобразователь жизненной ситуации (творческий интернальный), гармонизатор жизненной ситуации (творческий экстернальный), пользователь жизненной ситуации (адаптивный интернальный) и потребитель жизненной ситуации (адаптивный экстернальный).

В двухмерной типологии субъект-объектных ориентаций различия между субъектно- и объектно-ориентированными педагогами ярко проступают в типах субъект-объектных ориентаций, соответствующих их крайним полюсам, соответственно, в преобразователе и потребителе. Гармонизатор и пользователь, как правило, типы, промежуточные между ними.

Наиболее близкими по особенностям внутренней картины жизнедеятельности как глубины анализа своей жизни оказались типы, близкие по выраженности жизненного творчества. Творческие типы -преобразователь и гармонизатор - преобразуя свой внешний и внутренний мир, больше обращают внимания на изменения - результаты преобразований и отличаются развернутой картиной жизни. Те же, кто предпочитает приспосабливаться к жизни, действовать так, как предлагает ситуация, -пользователь и потребитель - менее чувствительны к жизненным переменам, считая их сами собой разумеющимися проявлениями жизни. Наиболее близкими по особенностям выбора стратегий поведения оказались типы, близкие по выраженности локуса контроля, влияющего на эмоциональную окраску переживаний. Типы с внутренним локусом контроля -преобразователь и пользователь - обладают чувством «хозяина жизни», что придает позитивную окраску жизненным переживаниям. Типы с внешним локусом контроля - гармонизатор и потребитель - полагаются на волю обстоятельств и более склонны осмысливать ограниченность своих возможностей и потому более грустно осмысливать жизнь. Типы, резко различающиеся, - преобразователь и потребитель, гармонизатор и пользователь, - противоположны по основным составляющим субъект-объектных ориентаций - творчеству и локусу контроля в жизнедеятельности.

Такая типология согласуется со многими, преимущественно отечественными, типологиями, представляющими обобщенные способы бытия человека, отличаясь от них тщательной эмпирической выверенностью и акцентом на контакте с конкретной жизненной ситуацией. Эмпирически нами были изучены жизненные цели представителей четырех типов субъект -

объектных ориентаций, особенности их внутренней картины жизнедеятельности и выбора стратегий поведения. Полученные результаты свидетельствуют о существенных различиях между этими характеристиками типов, что подтверждено с помощью статистических критериев.

Нами было показано, что педагоги средних общеобразовательных учреждений с субъектной и объектной ориентациями имеют различные подходы к своей работе и к жизни в целом, что связано с продуктивностью их деятельности. Эффективности педагогической деятельности благоприятствует субъектная ориентированность, представляющая активную жизненную позицию, и препятствует ориентированность объектная, представляющая пассивную жизненную позицию. В самой характеристике субъектности наибольшее значение имеет творческая ее составляющая, включающая тенденцию к самоизменениям, к освоению внутреннего мира -самосовершенствованию и к изменениям внешнего мира - тягу к новизне, к новым жизненным ситуациям. В процессе индивидуального развития можно отметить тенденцию роста жизненного творчества, нарастающую при успешной профессиональной деятельности и прекращающуюся при ее затруднениях.

Высокопродуктивные педагоги, по нашим данным, отличались, как правило, субъектными характеристиками (широта осмысления жизни, выбор профессионально эффективных и личностно значимых стратегий поведения), тогда как низкопродуктивные - объектными (незначительное осмысление жизни, выбор профессионально неэффективных стратегий, низкая личностная включенность в преподавание). У высокопродуктивных педагогов отмечался широкий круг значимых переживаний, высокий «вес» прошедших и будущих жизненных событий при выраженной устремленности в будущее; высокая значимость событий в родительской семье; низкая значимость изменений в здоровье; значительная удаленность грустных событий в будущее (широта временной перспективы, отсутствие психологической защиты от будущего); незначительная удаленность радостных событий в будущее (конкретность позитивных планов). Наиболее значимыми для них оказались гностические, проектировочные, организаторские аспекты педагогической деятельности, внимание к которым способствует ее совершенствованию; личностное, эмоциональное реагирование на значимые педагогические ситуации; в целом, более низкий уровень «производственного стресса». Низкопродуктивные педагоги отличались, напротив, узким кругом значимых переживаний, низким «весом» жизненных событий, в том числе будущих; низкой значимостью событий в родительской семье; высокой значимостью изменений в здоровье; незначительной удаленностью грустных событий в будущее (психологической защитой от будущего); значительной удаленностью радостных событий в будущее (нереалистичностью планов). Выбор стратегий поведения характеризовался значимостью коммуникативных ситуаций педагогической деятельности (преимущественно затруднений в общении с коллегами), затрудняющих педагогическую деятельность; внеличностным реагированием на значимые педагогические ситуации; высоким уровнем «производственного стресса».

Таким образом, в целом, именно субъектные характеристики способствуют профессиональной успешности педагога, поскольку связаны с интересом к профессиональной деятельности как таковой и способностью

получать удовлетворение от самого процесса деятельности, тогда как объектные затрудняют путь к нему. Данный вывод не может рассматриваться как однозначный: он скорее характеризует основную тенденцию. Так, чрезмерно выраженная субъектность может приводить к игнорированию всего, что находится за пределами работы, и нарушения взаимоотношений с людьми; сужение круга интересов, исключительная сосредоточенность на своем «Я» и самовыражении могут приводить к личностной дезадаптации. В то же время педагог с «объектной» ориентацией может успешно трудиться, если его устраивают условия работы, стабильность, оплата. Низкий уровень творчества опасен вероятностью развития дезадаптивного поведения в связи с неадекватным анализом взаимоотношений с другими людьми. С другой стороны, в отличие от лиц высокотворческих, данный контингент способен получать удовольствие от позитивного результата работы, воспоминания о котором могут побуждать к дальнейшим действиям. Низкий уровень локуса контроля чреват безынициативностью, неуверенностью в своих силах, однако при умелом руководителе и соответствующих этим особенностям задачах результат может быть вполне позитивен. Для людей такого склада очень важны взаимоотношения, складывающиеся и на работе, и за ее пределами. Удовлетворенность межличностными отношениями позитивно влияет на процесс профессиональной деятельности.

Противоречивость «чистых» типов педагогов свидетельствует о необходимости поиска дополнительных характеристик, позволяющих обеспечить целостность психической организации. Ранее нами было показано, что такого рода противоречия, в целом, свойственные природе человека, обретают интеграцию на более высоком уровне - духовно-нравственном, что ясно видно на примере жизненного пути русских мыслителей [4-6]. Это свидетельствует о необходимости учета духовно -нравственных характеристик в изучении жизненного, в том числе и профессионального, пути педагогов.

Литература

1.Глуханюк Н.С. Психология профессионализации педагога. Екатеринбург, 2001. 2-е изд., доп. Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2005. 260 с.

2. Карпинский К.В. Человек как субъект жизни. Гродно: ГрГУ, К 21.2002. 175 с.

3.Коржова Е.Ю. Психологическое познание судьбы человека. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; изд-во «Союз», 2002. 334 с.

4.Коржова Е.Ю. Психология жизненных ориентаций человека. СПб.: Изд-во РХГА, 2006. 384 с.

5.Коржова Е.Ю. Творческий лик русских мыслителей. СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2009. 615 с.

6.Коржова Е.Ю. Введение в психологию жизненных ситуаций. СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2015. 207 с.

7.Мухаметзянова Ф.Г., Шабельников В.К., Осьмина Е.В., Коржова Е.Ю., Рудыхина О.В. Размышления и представления о феномене субъектности в различных образовательных пространствах. Казань: Издательский центр Университета управления «ТИСБИ», 2016. 252 с.

8. Хасанова А.Ш., Квон Г.М., Мухаметзянова Ф.Г. Оценка перспектив развития рынка трудовых ресурсов как субъектов профессиональной деятельности // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. №1(53), 2015. С. 133-137.

SUBJECTIVITY AN INDICATOR OF EFFECTIVENESS PERSONS AND ACTIVITIES OF A TEACHER E.Yu. Korjova1, Dr. Sci. (Psychology), Professor, elenakorjova@gmail.com F.G. Muhametzyanova2, Dr. Sci. (Pedagogy), Professor, florans955@mail.ru R.R. Khayrutdinov2, Cand. Sci. (History), Professor, ramilh64@mail.ru G.M. Kvon3, Cand. Sci. (Economic), Professor, Sung2002@mail.ru M.C. Muhametzyanov2, student 1Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg, Russia 2Institute of international relations, history and oriental studies, Kazan Federal University,

Kazan, Russia

3A.N. Tupolev Kazan Scientific and Research Technical University, Kazan, Russia

The article presents a vision of subjectivity as an indicator of the effectiveness of the individual and the activity of the teacher at the university. Teachers of the modern university are characterized by increased attention to subjective characteristics, which is due to the need to identify the patterns of activity in pedagogical activity and in the life of the individual as a whole. The subject characteristics of teachers are revealed with the help of a number of author's techniques. It is shown that teachers of secondary general education institutions with subject and object orientations have different approaches to their work and life, which is related to the productivity of their activities. In general, subjective characteristics, unlike object, contribute to the professional success of the teacher. However, the multifacetedness of each of the types of subjectivity for the completeness of the picture induces an analysis of the spiritual and moral characteristics of the individual.

Keywords: subject, subjectivity, subject orientation, object orientation, efficiency of pedagogical activity, personality of the teacher.

Дата поступления статьи в редакцию 13.09.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.