А л Л<
УДК 159.99
ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ КАК ОСНОВНОЙ РЕГУЛЯТОР ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
VALUE AND MOTIVATION SPHERE OF PERSONALITY AS THE MAIN REGULATOR OF VITAL LIFE
© Колокольцева Ольга Владимировна
Olga V. Kolokoltseva кандидат социологических наук, доцент, заведующий отделением, Академия управления городской средой, градостроительства и печати (г. Санкт-Петербург).
PhD (Sociological), Associate Professor, Head of Department, Academy of Urban Management, Planning and Printing (St. Petersburg).
8
© Белюшина Ирина Валентиновна
Irina V. Belyushina
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры общей и прикладной психологии, Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии Российской Федерации (г. Санкт-Петербург).
PhD (Pedagogical), Associate Professor, Associate Professor of the Department of General and Applied Psychology, St. Petersburg Military Order of Zhukov Institute of the National Guard of the Russian Federation (St. Petersburg).
Аннотация. Авторы рассматривают особенности ценностно-мотивационная сфера личности в контексте основного регулятора активности человека в различных проявлениях. В статье рассматриваются различные подходы к изучению ценностно-мотивационной сферы. Авторы показывают функции, которые выполняют ценности и мотивы в структуре ценностно-мотивационной сферы.
Ключевые слова: ценностно-мотива-ционная сфера, личность, структура, функция ценностей, функции мотивов, мотивация.
Abstract The authors consider the features of the value-motivational sphere of personality in the context of the main regulator ofhuman activity in various manifestations. The article discusses various approaches to the study of the value and motivation sphere. The a uthors show functions that fulfill values and motives in the structure of the value and motivation sphere.
Key words: value-motivation sphere, personality, structure, function of values, function of motives, motivation.
Ценностно-мотивационная сфера личности является особым психологическим феноменом, который детерминирует все формы активности в процессе жизнедеятельности человека. Анализ работ, посвящённых исследованию ценностно-мотивационной сферы, показал, что она определяется как психологическое свойство личности, в котором представлена вся система побуждений к деятельности, определяющая избирательность отношений, позиций и активности.
Исследование ценностно-мотивационной сферы личности в различных научных школах имеет разные направления изучения. Особый интерес, в рамках данной работы имеет теория функциональных систем, которую выдвинул известный учёный П. К. Анохин, дальнейшее своё развитие она получила в концепции гетерохрон-ности системогенеза психики человека знаменитого исследователя Б. Г. Ананьева [1, с. 49], а также в теории системогенеза деятельности В. Д. Шадрикова [2, с. 55]. В рамках этих теорий поведение, в том числе и девиантное, изучается с позиции функциональной активности полу-
%
SIS4Ü'
чившихся в онтогенезе психологических систем личности, имеющих «свои внутренние переходы и превращения, своё развитие» [2, с. 57]. Данный подход определяет, что деятельность человека детерминируется совокупностью психических процессов и психологических факторов, мотивирующих, задающих программу и управляющих поведением личности с учётом индивидуальных особенностей, влияющих на проявление активности в различных сферах с самыми разнообразными контрагентами. Таким образом, главным фактором, предопределяющим поведение человека во всём его многообразии проявлений, выступает ценностно-мотивационная сфера. Ценностно-мотивационная сфера изучалась и изучается разыми учёными во многих отраслях науки, а, следовательно, существует и много подходов к пониманию ценностно-мотивационной сферы, на некоторых из которых, следует остановиться более подробно. Наиболее универсальное определение, как представляется, можно найти у А. Шопенгауэра, который ценностно-мо-тивационную сферу личности рассматривал в качестве «всей имеющейся у данного человека совокупности мотивационных образований; диспозиций (мотивов), потребностей и целей, аттитюдов, поведенческих паттернов, интересов и других мотивационных факторов» [3, с. 357].
Существует мнение, принадлежащее известному российскому психиатру, невропатологу и специалисту по психологии В. Н. Мясищеву, который в своё время отметил, что «итоги, коих добивается человек в жизни, только на 20-30% находятся в зависимости от его разума, а на 7080% - от мотивов, которые у человека есть, и которые побуждают его конкретным образом вести себя» [4, с. 35].
С этим утверждением нельзя не согласиться, поскольку социальная реальность такова, что все её участники, образую систему взаимодействий друг с другом, а свою поведенческую активность выстраивают, в зависимости от неких внутренних, индивидуально присущих побуждающих раздражителей, то есть собственных, принадлежащих именно конкретному лицу в данный момент времени мотивов.
Ценностно-мотивационная сфера личности как особый психологический феномен, выступающий главным регулятором жизнедеятельности человека и в своей структуре имеет множество взаимосвязанных элементов, занимающих в ней определённое место и выполняющих определённые функции. Отдельные элементы, которые в свою очередь, детерминируют деятельность личности на протяжении всей жизни, в рамках данного исследования будут рассмотрены более подробно, а именно, ценности, ценностные установки, мотивы, мотивация, направленность личности, самооценка личности. Конечно, это далеко не исчерпывающий перечень элементов, которые образуют ценностно-мотивационную сферу личности, но именно они являются основополагающими
характеристиками, регулирующими жизнедеятельность личности, в частности, по возрастным маркерам, попадающую в категорию молодёжи.
Как будет представлено в последующих параграфах, между всеми элементами ценност-но-мотивационной сферы личности существует взаимосвязь, а сами эти элементы имеют общие черты, главная из которых сводится к регуляции жизнедеятельности человека через определённые механизмы и выполнение своих функций.
Так, в качестве примера функций ценностей можно привести следующие:
- ценности выступают в качестве своего рода «маяка», ориентира в жизнедеятельности человека;
- ценности поддерживают социальный порядок благодаря «включению» и работе механизма социального контроля;
- ценности, как зеркало, отражают вектор поведения личности в той или иной ситуации;
- ценности детерминируют разные выборы личности для взаимодействий в процессе жизнедеятельности;
- ценности могут изменяться на протяжении жизни человека, а соответственно изменять поведение с учётом возраста.
Рассматривая некоторые примеры функций, которые выполняют ценности, важно для сравнения привести функции мотивов:
- мотив побуждает к производству каких-либо реальных действий или удерживает от них (вводит в состояние бездействия);
- мотив детерминирует вектор действий личности, нацеленность этих действий на определённый объект для достижения цели, то есть выступает своего рода катализатором, ускоряющим реакции в поведении для достижения результата;
- мотив придаёт смыслы поведению личности, то есть благодаря смысловому содержанию действия и поступки человека можно объяснить с позиции «почему именно так, а не иначе», «зачем». С этой точки зрения любое побуждение к действию или бездействию наполнено смыслами для достижения тех или иных целей;
- мотив наделяет личность определённым набором социальных ролей и социальных функций, которые образую социальный статус личности и фиксируют тем самым её положение в обществе;
- мотив придаёт действиям личности нацеленность, то есть устремлённость на что-либо или кого-либо.
Если говорить о функциональном содержании мотивации в ценностно-мотивационной сфере личности, то оно достаточно очевидно, если исходить из постулата, что мотивация представляет собой совокупность мотивов, побуждающих к достижению определённой цели, воспринимаемой как некоторое благо, то есть ценность для человека. То есть функциональное значение мотивации охватывает функции и ценностей, и мотивов. С точки зрения
1аучно-практический журнал. ISSN 2587-8042
91
функционального подхода к определению ценностно-мотивационной сферы все её элементы, выполняя свои функции образуют систему, которая выступает в конечном итоге как основной регулятор жизнедеятельности личности, а также выступает в качестве особого психологического феномена, находившего и находящегося в фокусе научного познания зарубежных и российских учёных.
Таким образом, ценностно-мотивационная сфера является сложным феноменом, регулирующим основные сферы активности в жизнедеятельности каждого человека. Ценностно-мотивационная сфера имеет структуру, в которой в качестве основных элементов выделяются ценности и мотивы, выполняющие определённые функции в качестве её структурных элементов.
Материалы поступили в редакцию 19.05.2023 г.
Библиографический список (References)
1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания: монография / Б. Г. Ананьев. -СПб : Питер, 2001. - 288 с. - ISBN 5-27200315-2. - Текст : непосредственный.
2. Шадриков, В. Д. Проблемы системо-генеза профессиональной деятельности / В. Д. Шадриков. - М. : Наука, 1982. - 185 с. - Текст : непосредственный.
3. Бурлачук, Л. Ф. Словарь - справочник по психологической диагностике / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. - СПб. : Питер. 2002. - 680 с. - ISBN 5-88782-3364. - Текст : непосредственный.
4. Мясищев, В. Н. Психология отношений : избранные психологические труды / В. Н. Мясищев. - М. : Институт практической психологии ; Воронеж : МОДЭК,
^ 1998. - 368 с. - ISBN 5-89112-046-1. - ISBN О I 5-89395-096-8. - Текст : непосредственный.
К
S Q.
1. Anan'ev, B. G. (2001). Chelovek kakpredmet poznanija: monografija [Man as a subject of knowledge: monograph] SPb. Piter. 288 p. ISBN 5-272-00315-2.
2. Shadrikov, V. D. (1982). Problemy sistemogeneza professional'noj dejatel'nosti [Problems of systemogenesis of professional activity]. Moscow. Nauka. 185 p.
3. Burlachuk, L. F., Morozov, S. M. (2002). Slovar' - spravochnik po psihologicheskoj diagnostike [Dictionary of psychological diagnostics]. SPb. Piter. 680 p. SBN 5-88782-3364.
4. Mjasishhev, V. N. (1998). Psihologija otnoshenij : izbrannye psihologicheskie trudy [Psychology of relations : selected psychological works]. Moscow. Institut prakticheskoj psihologii; Voronezh. MODEK. 368 p. ISBN 5-89112-046-1. ISBN 5-89395-096-8.
g