Научная статья на тему 'Ценностно-мировоззренческие установки молодежи как основа противодействия радикальным и экстремистским настроениям в студенческой среде'

Ценностно-мировоззренческие установки молодежи как основа противодействия радикальным и экстремистским настроениям в студенческой среде Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
134
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ / МОЛОДЕЖЬ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ РАДИКАЛЬНЫМ И ЭКСТРЕМИСТСКИМ НАСТРОЕНИЯМ / VALUE SYSTEM AND IDEOLOGICAL ATTITUDES / YOUTH / OPPOSITION TO RADICAL AND EXTREMIST SENTIMENTS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Осинина Дарья Дмитриевна

Сегодня все более актуальной становится проблема экстремизма и радикализма в обществе. Практика показывает, что ужесточение системы наказаний не ведет к снижению уровня преступлений экстремистского характера. В своей статье автор для противодействия радикальным и экстремистским настроениям в студенческой среде предлагает проводить работу с целью воздействия на ценностно-мировоззренческие установки молодежи, которые оказывают непосредственное влияние на восприятие молодыми людьми окружающей действительности. Исследование показало, насколько важна объединяющая идея и необходима причастность молодежи к какой-либо общности. Молодежь, разделяющая патриотические настроения, проходит через процесс социальной идентификации, который состоит в осознании того, что собственное благополучие и благополучие группы связаны между собой. Более того, уверенность молодежи в завтрашнем дне, осознание своего будущего сказывается на восприятии политической действительности и деятельности руководства страны. В контексте вышесказанного можно сделать вывод о том, что государству важно работать над формированием и продвижением патриотических проектов в студенческой среде, так как в условиях идейного вакуума активнее проявляются различные экстремистские идеологии и течения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Value System аnd Ideological Attitudes оf the Youth as a Basis for Countering Radical and Extremist Sentiments in The Students’ Environment

Today, the problem of extremism and radicalism in society becomes increasingly relevant. The practice shows that toughening of the system of punishments does not lead to a decrease in the level of extremist crimes. In the article, in order to counteract radical and extremist sentiments in the student environment, the author offers implementation of the value system and ideological attitudes of youth, which have a direct impact on the perception by youth people of the surrounding reality. The study showed how important is the existence of the unifying idea and the need for a youth’s involvement in any community. Young people who share patriotic sentiments go through a process of social identification, which consists of the awareness that their own well-being and the well-being of the group are linked. Moreover, the confidence of young people in the future, and awareness of their future affects the perception of political reality and the activities of the country leaders. In the context of the above, the author concluded it is important for the state to work on the formation and promotion of patriotic projects among students because various extremist ideologies and trends are more actively manifested in the conditions of the ideological vacuum.

Текст научной работы на тему «Ценностно-мировоззренческие установки молодежи как основа противодействия радикальным и экстремистским настроениям в студенческой среде»

гуманитарные науки. вестник финансового университета ♦ 1'2019

DOI: 10. 26794/2226-7867-2019-9-1-38-43 УДК 32.019.5(045)

ЦЕННОСТНО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ

молодежи как основа противодействия радикальным и экстремистским настроениям в студенческой среде*

Осинина Дарья Дмитриевна,

магистрант 2-го курса факультета социологии и политологии, Финансовый университет, Москва, Россия daria_osinina@mail.ru

Аннотация. Сегодня все более актуальной становится проблема экстремизма и радикализма в обществе. Практика показывает, что ужесточение системы наказаний не ведет к снижению уровня преступлений экстремистского характера. В своей статье автор для противодействия радикальным и экстремистским настроениям в студенческой среде предлагает проводить работу с целью воздействия на ценностно-мировоззренческие установки молодежи, которые оказывают непосредственное влияние на восприятие молодыми людьми окружающей действительности. Исследование показало, насколько важна объединяющая идея и необходима причастность молодежи к какой-либо общности. Молодежь, разделяющая патриотические настроения, проходит через процесс социальной идентификации, который состоит в осознании того, что собственное благополучие и благополучие группы связаны между собой. Более того, уверенность молодежи в завтрашнем дне, осознание своего будущего сказывается на восприятии политической действительности и деятельности руководства страны. В контексте вышесказанного можно сделать вывод о том, что государству важно работать над формированием и продвижением патриотических проектов в студенческой среде, так как в условиях идейного вакуума активнее проявляются различные экстремистские идеологии и течения.

Ключевые слова: ценностно-мировоззренческие установки; молодежь; противодействие радикальным и экстремистским настроениям

THE VALUE sYsTEM AND IDEOLOGICAL ATTITUDEs OF THE YOUTH As A BAsIs FOR COUNTERING RADICAL AND EXTREMIsT sENTIMENTs IN THE students' ENVIRONMENT**

Osinina D. D.,

2-year student of the Faculty of Sociology and Political Science, group PEOG 2-1m, Financial University, Moscow, Russia daria_osinina@mail.ru

Abstract. Today, the problem of extremism and radicalism in society becomes increasingly relevant. The practice shows that toughening of the system of punishments does not lead to a decrease in the level of extremist crimes. In the article, in order to counteract radical and extremist sentiments in the student environment, the author offers implementation of the value system and ideological attitudes of youth, which have a direct impact on the perception by youth people of the surrounding reality. The study showed how important is the existence of the unifying idea

* Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситету.

** The article was prepared according to the results of research carried out at the expense of budgetary funds on the state task of the Financial University.

and the need for a youth's involvement in any community. Young people who share patriotic sentiments go through a process of social identification, which consists of the awareness that their own well-being and the well-being of the group are linked. Moreover, the confidence of young people in the future, and awareness of their future affects the perception of political reality and the activities of the country leaders. In the context of the above, the author concluded it is important for the state to work on the formation and promotion of patriotic projects among students because various extremist ideologies and trends are more actively manifested in the conditions of the ideological vacuum.

Keywords: value system and ideological attitudes; youth; opposition to radical and extremist sentiments

В современном мире остро стоит проблема распространения радикальных и экстремистских настроений в обществе. Растет уровень преступности экстремистского характера, несмотря на ужесточение системы наказаний. В частности, в России по статье о публичных призывах к экстремизму сумма штрафа в 2014 г. выросла со 100 до 300 тыс. руб., а мера наказания в виде лишения свободы увеличена с 3 до 4 лет (https://lenta.ru/news/2014/02/04/extreme/). Тем не менее в 2017 г. количество преступлений подобного рода выросло на 5%, было выявлено около 1000 экстремистов и пресечено 1500 преступлений экстремистского характера (https://ria.ru/society/20180228/1515443344. html). Обращаясь к причинам и факторам, подвигающим людей на восприятие и демонстрацию радикальных и экстремистских настроений, можно отметить, что варьируются они в пределах от социально-экономических до политических. Однако существенную роль в следовании или, наоборот, отклонении человека от установленных норм поведения играет принятая им и усвоенная в процессе первичной социализации система ценностей, демонстрирующая то, насколько индивидуальные ценностные ориентации репрезентируют надындивидуальные (общественные) ценности. Таким образом, именно через призму ценностно-мировоззренческих установок люди воспринимают действительность и реагируют на нее.

Вышесказанное свидетельствует о серьезности проблемы распространения радикальных и экстремистских настроений в обществе, где самой незащищенной и подверженной влиянию социальной группой является молодежь, мировоззрение которой до конца не сформировано.

С целью предупреждения и противодействия радикальным и экстремистским настроениям

в студенческой среде было проведено социологическое исследование, в котором приняли участие 300 респондентов, а также 7 экспертов. География исследования — 10 городов, являющихся центрами притяжения студенческой молодежи из соседних регионов, а именно: Москва, Санкт-Петербург, Казань, Самара, Пермь, Уфа, Ставрополь, Тюмень, Новосибирск, Краснодар. Об уровне концентрации студенческой молодежи в данных городах свидетельствует количество бакалавров, магистров и специалистов согласно информации, предоставленной Федеральной службой государственной статистики Ч Для исследования была применена стихийная выборка. Возраст респондентов — 18-29 лет.

Обращаясь к понятийно-категориальному аппарату, отметим, что под экстремизмом, в широком смысле, понимается «приверженность к крайним взглядам и методам действий» [1], а под радикализмом — «политические идеи и действия, нацеленные на коренное изменение существующих социальных и политических институтов» [2].

Результаты исследования показали следующее. Во-первых, была выявлена закономерность: «патриотизм — позитивное восприятие происходящих в стране перемен». Категория «патриотизм» была выбрана не случайно, она выступает сегодня в роли национальной идеи. Патриотизм, будучи нравственным принципом, выражающимся в любви к Родине, привязанности к ней, особом отношении к ее интересам, их приоритетности над своими собственными, позволяет индивиду, разделяющему его, удовлетворить потребность в принадлежности к какой-либо общности и любви (третий уровень потребностей в пирамиде А. Маслоу).

1 Регионы России. Социально-экономические показатели, 2017. 5.27. Выпуск бакалавров, магистров, специалистов. Федеральная служба государственной статистики.

с;

4 I

01 ш

5 S I (U V Q.

о с

>S

о ш

С I ш

01 5

к

ч

о

X и

О

.

ш

ю

0

01 н

V (б <0

I

V J

о

<0 *

(б SC

80,00% 70,00% 60,00%% 50,00°% 40,00%% 30,00% 20,00% 10,00% 0,00%

I

.

„-S*

сГ

о*

#

Считаете ли вы себя патриотом России?

положительно

скорее положительно, чем

отрицательно

скорее отрицательно, чем

положительно

отрицательно

затрудняетесь ответить

Рис. 1. Сопряженность «патриотизм - оценка ситуации в стране»*

'Диаграмма построена на основе таблицы сопряженности, сформированной в SPSS .

Разумеется, далеко не все индивиды испытывают потребность в сопричастности к чему-то или любви, соответственно, воспитание потребностей — одна из центральных задач формирования личности.

В ходе опроса было выявлено, что 62% респондентов считают себя патриотами России.

Итак, среди тех, кто положительно оценивает происходящие в стране перемены, 77,8% позиционируют себя как патриоты, из тех, кто «скорее положительно, чем отрицательно» оценивает происходящие в стране перемены, патриотами считают себя 39,1%. В то же самое время среди тех, кто не считает себя патриотами, общее положение дел в стране, а также происходящие в ней перемены 28,1% оценивают «отрицательно», 12,5% — «скорее отрицательно, чем положительно» (рис. 1).

Во-вторых, была выявлена закономерность «патриотизм — уверенность в реализации своих планов и стремлений». Через свое отношение к отечеству, отождествление себя с социальной группой «патриоты» молодежь демонстрирует свою социальную идентичность, т.е. то, насколько в системе ценностей молодого человека собственное благополучие и благополучие страны связаны между собой. Особую значимость процесс социальной идентификации имеет еще и потому, что он заключается

не просто в осознании принадлежности к социальной группе, но и в признании ценности этой принадлежности» [3].

Уверенность в реализации своих планов и стремлений — это важный индикатор социальной ориентации молодежи, под которой понимается осознание индивидом своего положения в системе социальных отношений как частицы класса, слоя, группы и т. п. [4]. Молодому человеку необходимо представлять себе образ будущего, а также свое место в нем. Это задает ему некий жизненный ориентир с целями и задачами. Образ будущего дает молодежи представление — ради чего жить, что делать и к чему стремиться. Чем четче это представление, тем яснее молодой человек видит свои перспективы и возможности. Задача государства — дать этот образ будущего молодым людям, сформировать условия для его реализации, связать будущее страны и будущее каждого отдельного человека посредством общей идеи. Подобная схема способствует выработке позитивной модели поведения молодого человека, его гармоничной социализации. В противном случае, при отсутствии образа будущего, молодое поколение начинает искать альтернативные способы и источники реализации своих амбиций, приложения энергии.

Так, анализ закономерности «патриотизм — уверенность в реализации своих пла-

Считаете ли вы себя патриотом России?

совершенно уверены скорее уверены, чем не уверены скорее не уверены, чем уверены совершенно не уверены затрудняетесь ответить

Рис. 2. Сопряженность «патриотизм - уверенность в реализации своих планов и стремлений»

нов и стремлений» показал, что среди тех, кто «совершенно уверен в реализации своих планов и стремлений», 41,2% респондентов считают себя патриотами, еще 31,4% — «скорее патриотами, чем нет», и только 15,7% не отождествляют себя с патриотами. И, наоборот, среди тех, кто «совершенно не уверен в реализации своих планов и стремлений», 31% не считают себя патриотами, 20,7% «скорее не отождествляют себя с патриотами» (рис. 2).

Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что уверенность в своих силах выше у тех молодых людей, кто ассоциирует себя со своим отечеством, у кого с ним связаны планы и идеи на будущее.

В-третьих, патриотическое отношение к родине, культуре и истории своего государства содействует формированию персональных фреймов (мотивов и ценностей) у молодежи, содействующих поддержанию социального порядка, позитивной социальной активности. Так, исследование выявило закономерность между категориями «патриотизм» и «личностный протестный потенциал». Среди тех, кто «скорее всего не примет участие в массовых акциях протеста», 77% считают себя патриотами. В то же самое время, среди тех, кто «скорее всего примет участие в массовых акциях протеста», 40% «скорее не считают себя патриотами, чем считают», еще 47,8% «не отождествляют себя

с патриотами», 21,7% — затрудняются ответить на вопрос (рис. 3).

В-четвертых, опрос показал понимание молодежью патриотизма как социального явления. На вопрос: «что, по вашему мнению, включает в себя понятие „патриот России"?» 40,3% респондентов ответили «гордость за великие достижения страны», 23% — «исполнение обязанностей гражданина, соблюдение законов государства». Однако только 2,3% опрошенной студенческой молодежи отождествляют понятие «патриот России» с «активной борьбой с угрозами, разрушающими страну изнутри». Указанные цифры свидетельствуют о невысоком уровне национально-государственной идентичности [3], для которой характерно не просто политическое сообщество, поддерживаемое этническими основаниями, а «сообщество, построенное на связях и интересах более значимых — территориальных, политических и экономических» [5].

В-пятых, учитывая, что под радикализмом в исследовании понимаются «политические идеи и действия, нацеленные на коренное изменение существующих социальных и политических институтов», респондентам с целью анализа их политических ценностей предлагалось выразить свое отношение к институту выборов как к главному инструменту народного волеизъявления, а также отношение к про-тестным акциям.

х

к ^

2£ 1С X

т О и и л

ш 3

(О о» т <и ^ ь

ш ^

°= £ " >

К «г

о §

0

1 I

ш

£ 5

О и ? £

и О и

¡3 а

<0 О

I- а

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и о

(и ¡1

I-

о а

80,0% 70,0% 60,0°% 50,0% 40,0% 30,0% 20,0% 10,0% 0,0%

скорее всего да

скорее всего нет

затрудняетесь ответить

£

/

л<5

#

/

Считаете ли вы себя патриотом России?

Рис. 3. Сопряженность «патриотизм - личностный протестный потенциал»

Так, положительно к институту выборов относятся более 49%, из них 21% опрошенных всегда принимают участие в выборах, никогда не пропуская их, а 28% стараются принимать участие. В то же самое время 29% опрошенных никогда не принимают участие в выборах. В этом контексте интересно посмотреть, насколько удовлетворены молодые люди результатами выборов, так как их неудовлетворенность может являться ключевым фактором негативного отношения к институту выборов в целом. В качестве примера были взяты прошедшие в марте 2018 г. президентские выборы. Респондентам был задан вопрос: «удовлетворены ли вы тем, как прошли президентские выборы 18 марта 2018 г.?», на который 15% ответили, что полностью удовлетворены, 18,67% — «скорее удовлетворены», а 42% — «совершенно не удовлетворены». Дабы понять, насколько повлияла удовлетворенность прошедшими выборами на желание участвовать в следующих, респондентам был задан уточняющий вопрос: «примете ли вы участие в следующих выборах президента?» Лишь 31% ответили, что точно примут участие в следующих выборах президента, еще 26% — «скорее всего примут». Но показательна другая цифра: 35%

опрошенных пока не определились или затрудняются ответить, будут ли принимать участие в следующих выборах президента. Именно они являются той аудиторией, с которой нужно работать. Указанные цифры, с одной стороны, свидетельствуют о невысоком уровне удовлетворенности институтом выборов. С другой стороны, позитивным моментом является желание молодежи принять участие в следующих выборах, так как сам по себе протест или критическое отношение к действительности, свойственное молодым людям, куда важнее формы выражения этого протеста. Голосование является главным инструментом легального волеизъявления граждан, а рост позитивного отношения к нему содействует поддержанию социального порядка.

Другой категорией для анализа является отношение к протесту со стороны молодого поколения. В ходе опроса был определен протестный потенциал глазами молодежи и личностный протестный потенциал. В отношении первого можно заметить, что 41% опрошенных допускают массовые акции протеста, а также выступления против падения уровня жизни и несправедливых действий властей, еще 50% считают их маловероятными. Однако принять

участие в массовых акциях протеста готовы только 23%. Подобные результаты говорят о том, что протест как явление и норма политической жизни допустимы в понимании молодежи, однако в системе ее политических ценностей они не закреплены. Подтверждением данному выводу может служить и тот факт, что 88% респондентов, в случае нарушения их прав, правомерными считают именно обращения в официальные органы власти и только 4,6% допускают участие в митингах и массовых акциях протеста, еще 2% выбирают вооруженные методы борьбы.

Резюмируя вышесказанное, отметим, что на сегодняшний день отсутствует общая привлекательная разделяемая абсолютным большинством идея. Далеко не все молодые люди настроены патриотично. В то же время среди тех, кто отождествляет себя с патриотично настроенной частью населения, позитивнее восприятие ситуации в стране, а также выше уверенность в реализации своих планов и стремлений. Данный вывод демонстрирует, что патриотизм как идея и нравственный принцип служит поддержанию политического порядка, содействуя формированию политических ориентаций населения. Поддержанию социально-политического порядка содейст-

вует также удовлетворенность рассматриваемой социальной группы своим положением в системе общественных отношений. В этой связи отметим, что более 65% респондентов в целом уверены, что смогут реализовать свои планы будущее. В то же самое время, на вопрос: «какую роль, по вашему мнению, играет в политической жизни России молодежь?», 36% респондентов ответили «не оказывает серьезного влияния на политическую жизнь страны», еще 18% принимают участие в голосовании на выборах и 15% участвуют в митингах и акциях протеста. Лишь 16% опрошенных респондентов считают, что молодежь влияет на политику через различные общественные организации, политические партии. Опасность заключается в том, что молодежи, больше, чем какой-либо другой социальной группе, важна принадлежность к большому делу и признание, особую роль в системе политических ценностей которых описал американский социолог Р. Инглхарт. Молодой человек, находящийся в стадии формирования личности, оценивает себя признанием со стороны других. И если он не получает обратной связи с общностью, с которой себя ассоциирует, то начинает искать признание в других местах.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Коновалов В. Н. Политология. Словарь. М.: РГУ; 2010.

2. Ланцов С. А. Террор и террористы: Словарь. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та; 2004.

3. Политическая социология. Учебник и практикум для академического бакалавриата. Ч. 2. Евгенье-ва Т. В., ред. М.: Изд-во Юрайт; 2018.

4. Осипов Г. В. Российская социологическая энциклопедия. М.: НОРМА-ИНФРА-М; 1999.

5. Тишков В. А., Шабаев Ю. П. Этнополитология. Политические функции этничности. М.: Изд-во МГУ; 2011. С. 68.

REFERENCES

1. Konovalov V. N. Political science. Dictionary. Moscow: RGU; 2010. (In Russ.).

2. Lantsov S. A. Terror and terrorists: Dictionary. St. Peterburg: St. Peterburg University Press; 2004. (In Russ.).

3. Political sociology (Part 2). The tutorial and workshop for undergraduate students. Evgen'eva T.V., ed. Moscow: URight; 2018. (In Russ.).

4. Osipov G. V. The Russian sociological encyclopedia. Moscow: NORMA-INFRA-M; 1999. (In Russ.).

5. Tishkov V. A., Shabaev Yu. P. The ethnopolitology. Political functions of ethnicity. Moscow: Moscow State University; 2011:68. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.