Научная статья на тему 'Отношение к экстремизму студенческой молодежи: психолого-политическое измерение'

Отношение к экстремизму студенческой молодежи: психолого-политическое измерение Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2601
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИЗМ / ПСИХОЛОГИЯ ЭКСТРЕМИЗМА / ОТНОШЕНИЕ К ЭКСТРЕМИЗМУ / ЭКСТРЕМИСТСКИЕ НАСТРОЕНИЯ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / EXTREMISM / PSYCHOLOGY OF EXTREMISM / EXTREMIST ATTITUDES / VALUES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Забарин Алексей Владимирови, Иванова Альбина Станиславовна

В статье предлагается подход к экстремистскому поведению как нарушению социальных норм. Представлены результаты исследования отношения к экстремизму студенческой молодежи СанктПетербурга, которое охватило 2640 респондентов. Проводится анализ знакомства с понятием «экстремизм», частоты встреч с проявлениями экстремизма, отношения к экстремистским организациям и экстремистам, соотношения экстремистских настроений и отношения к терроризму, факторов распространения экстремистских настроений, зависимости экстремистских настроений от психолого-политического статуса молодежи. Мы привыкли ассоциировать экстремизм с требованием радикальных изменений политической системы, антиподом демократической системы, оппозицией проводимых политических и экономических реформ, участием в акциях социальных протестов, отрицанием жизни человека как главной ценности, готовностью идти к цели кратчайшим путем, склонностью решать вопросы путем нажима, силовым путем, со способностью причинить другому боль при уверенности в своей правоте и др. Но результаты исследований убедительно показывают, что реальность намного сложней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Забарин Алексей Владимирови, Иванова Альбина Станиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Attitude toward extremism of student’s youth: psycho-political approach

The paper proposes an approach to the extremist behavior as a violation of social norms. The paper presents the results of the research revealing the attitude toward extremism of the students in St. Petersburg (2,640 respondents). The article focuses on the concept «extremism», presents the rates of frequency of manifestation of extremism, attitude toward extremists organizations and extremists, the interrelation between extremist attitudes and attitude to terrorism, the factors of spreading extremist attitudes, dependence of extremist moods on psycho-political status of young people. Extremism is usually Associate with demands for radical changes of the political system, antipode of the democratic system, opposition to the political and economic reforms, participation in social revolts, denial of human life as the main value, willingness to achieve the goal by the shortest route, tendency to solve problems by means of pressure, in a force way, and not by achieving a compromise, an ability to inflict pain on another if our self-righteousness is concerned, etc. However, the results of the research clearly show that the reality is more complicated.

Текст научной работы на тему «Отношение к экстремизму студенческой молодежи: психолого-политическое измерение»

2013

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Сер. 12

Вып. 1

СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ МОЛОДЕЖИ И ПРОБЛЕМА ЭКСТРЕМИЗМА

УДК 316.75;159.9

А. В. Забарин, А. С. Иванова

ОТНОШЕНИЕ К ЭКСТРЕМИЗМУ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ: ПСИХОЛОГО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ

Появление термина «экстремизм» датируют началом XX в. и связывают с именем французского юриста М. Лероя, который использовал его для обозначения действовавших тогда на политической арене политических сил большевиков и монархистов. Главным признаком экстремистских политических течений, на его взгляд, было требование абсолютной веры в исповедуемые политические идеалы (возможна ли в принципе партия без такой веры? — оставим этот вопрос для читателя). С тех пор различные научные дисциплины заявили о своих правах на данный предмет исследования [1], и оформился целый ряд подходов: культурологический (трактующий экстремизм как отчуждение от культуры, базовых ценностей, культурных традиций); социологический (представляющий экстремизм как проявление крайних взглядов и насильственных действий); политологический (определяющий экстремизм как процесс, включающий борьбу за власть в политической, национальной, экономической, религиозной и иных сферах общественной жизни, использующий радикальные (агрессивные) способы и формы деятельности); юридический (сводящий экстремизм к широкому перечню составов преступлений, перечисленных в законодательстве1); психологический (характеризующий экстремизм через призму психоэмоциональных структур и состояний человека); философский (в частном — дающий определение экстремизму как любому превышению пределов допустимого и в общем — как выражение безнравственного,

Забарин Алексей Владимирович — канд. психол. наук, доц., Санкт-Петербургский государственный университет; Санкт-Петербургский институт психологии и акмеологии; e-mail: [email protected]

Иванова Альбина Станиславовна — зав. лабораторией, Санкт-Петербургский государственный университет; e-mail: [email protected]

1 См. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 148-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», определяющий экстремистские действия как действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ; подрыв безопасности РФ; захват или присвоение властных полномочий; создание незаконных вооруженных формирований; осуществление террористической деятельности либо публичное оправдание терроризма; возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию; унижение национального достоинства; осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды и др.

© А. В. Забарин, А. С. Иванова, 2013

противоречащего требованиям морали, заслуживающего осуждения); экологический (констатирующий появление экстремизма как побочного продукта экстремального (природно-стихийного) развития ситуаций).

За множественностью аспектов и плюрализмом данных подходов можно усмотреть следующий сущностный признак экстремизма — нарушение социальных норм. Экстремум — это крайнее значение функции «социальная норма», максимально удаленное от ее средних, типичных, а потому привычных для всех показателей, которое воспринимается уже как явное отклонение, нарушение этой нормы. Экстремумы в социальных нормах были и будут всегда. Как заметил известный специалист в области психологии идеалов А. И. Ватулин, если не будет отклонений, то кто же поймет, что является нормой [2]. Эти отклонения заложены в самой природе адаптации человека как биологического вида к окружающим условиям [3]. Общество регулирует их, вводя соответствующие критерии психических, социальных и юридических норм. Члены одного общества не могут существовать по взаимоисключающим социальным нормам [4]. Собственно здесь и проходят границы толерантности [5]. Но поскольку регуляторы традиционного общества крайне ослаблены [6], а формально, по базовому принципу гражданского права, все то, что не запрещено законом, разрешено, возникла необходимость восполнить слабость этих механизмов законом об экстремизме. Другое дело, что практика применения этого закона в отсутствие кодекса социальных норм, определяющего, что такое хорошо и что такое плохо, стала порой напоминать политический спектакль. В целом же, появление института экстремизма [7] стало закономерной защитной реакцией государства и общества на провозглашение свободы слова и свободы совести гражданина [8].

В каждом народе, в каждом государстве есть свои собственные представления о добре и зле, красивом и некрасивом, справедливом и истинном, которые закрепляются во второй сигнальной системе, системе смыслов носителей языка и соответствующей субкультуры. Это и смыслы существующей политической системы, политического режима, конституционных основ, принципов принятия решений, взаимоотношений, решения споров. Это и смыслы, которые проявляются в отношениях, убеждениях, способах переживания и мышления граждан, допускаемые или требуемые данной политической системой.

В этой связи представляется крайне важным мониторинг существующего отношения к экстремизму [9, 10] со стороны всего общества и, прежде всего, его наиболее активной части — молодежи. Это отношение исследовалось нами2 через следующие аспекты.

Знакомство с понятием «экстремизм». Для определения отношения петербургских студентов3 к проблеме экстремизма в первую очередь необходимо было выяснить, что именно студенты понимают под понятием «экстремизм», и, прежде всего, знакомо

2 Исследование проводилось некоммерческим партнерством «Центр политических и психологических исследований» в период с 18 августа по 15 ноября 2010 г. в рамках Государственного контракта за №43/10 от 18.08.2010 г., заключенного с Комитетом по науке и высшей школе Санкт-Петербурга. Научный руководитель проекта — проф., д.пс.н. Зимичев А. М. Исполнители Иванов С. В., Иванова А. С., Забарин А. В.

3 Объем выборочной совокупности при проведении социологического исследования составил 2640 респондентов, являющихся студентами вузов и ссузов, расположенных на территории Санкт-Петербурга. При проведении социологического исследования были охвачены все основные группы вузов и ссузов по реализуемым в них образовательным программам и организационно-правовым формам.

ли оно им. Как показали результаты исследования, сегодняшние студенты в большинстве своем не имеют или имеют очень слабое, размытое представление об экстремизме. Несмотря на то, что данное понятие широко используется СМИ, чуть больше одной трети опрошенных респондентов (37%) на поставленный вопрос ответили утвердительно и еще пятая часть (21%) «что-то об этом слышала», остальные 42% участников опроса ответили, что они с ним «не знакомы, и не знают, что это такое».

Частота встреч с проявлениями экстремизма. Среди студентов в той или иной степени знакомых с понятием «экстремизм» на вопрос об их личном опыте столкновения в их повседневной жизни с проявлениями экстремизма только 16% ответили утвердительно, при этом «никогда с ними не сталкивались» 51% опрошенных. Интересен тот факт, что 33% студенческой молодежи, имеющей хоть какое-то представление об экстремизме, в своей повседневной жизни проявления экстремизма не идентифицируют. Выбор респондентами данного варианта ответа, с одной стороны, указывает на наличие у них опыта столкновения с чем-то выходящим, по их мнению, за рамки социальной или правовой нормы, но, с другой стороны, интерпретировать это как экстремизм или как не экстремизм они не могут. Данный факт подтверждает наш вывод о размытости представлений в сознании студенчества о понятии экстремизма. По сути, в данном случае можно говорить о феномене так называемых фантомных представлений, существующих в массовом сознании обособленно от реальности.

Последующий анализ осуществлялся, прежде всего, по данным опроса студентов, знакомых с понятием «экстремизм». Выделение экстремистски настроенной молодежи проводилось по двум критериям. Первый — идентификационный. Это симпатии к экстремистским организациям, вплоть до желания стать их членами. И второй — разделение принципов, которыми часть молодых людей руководствуется в жизненных ситуациях. В результате, по данным нашего опроса, почти V (23%) респондентов, знакомых с понятием «экстремизм», являются пассивными сторонниками экстремистских организаций, то есть в чем-то они их поддерживают, но при этом сами бы не вступили в их ряды. Доля же активных сторонников (тех, кто не только их полностью поддерживает, но сам готов вступить в их ряды) составила 4%. Если рассматривать эти показатели в общей выборке студентов, то их значения равны 13% и 3% соответственно.

Отношение к экстремистским организациям и экстремистам. Крайне негативное отношение к деятельности экстремистских организаций среди респондентов, знакомых с понятием «экстремизм», высказали 56% опрошенных, причем 24% среди них считают, что с подобными организациями «нужно бороться любыми методами» (то есть, занимают, по сути, экстремистскую позицию уже в отношении экстремистов), тогда как 32% считают «лично для себя их лозунги и методы неприемлемыми». 17% студентов, знакомых с понятием «экстремизм», не сформировали свою гражданскую позицию в отношении экстремистских организаций. Из них 14% занимают позицию стороннего незаинтересованного наблюдателя: «мне все равно» и еще 3% затрудняются высказать свою позицию.

По мнению петербургской студенческой молодежи, знакомой с понятием экстремизма, наиболее распространенными сегодня в России видами экстремизма являются этнический (54%), политический (50%) и религиозный (48%), что отражает существующие социальные стереотипы, сформированные СМИ, об экстремизме как социальном явлении, возникающем и проявляющемся, прежде всего, на почве этнических, политических и религиозных конфликтов. Очевидно, что наименее распространенными

являются: экологический (10%) и бытовой (15%) экстремизм, так как тема экологических проблем в массовом российском сознании пока еще не «раскручена», а оценка бытового экстремизма в наибольшей мере проверяется личным опытом.

Отношение к экстремистам в гражданском сознании студенческой молодежи очень дифференцированно. С одной стороны, пятая часть студенческой молодежи, считающих, что они знакомы с понятием «экстремизм», рассматривают самих экстремистов с позиции правовой нормы, то есть как «злонамеренных преступников» (21%), что можно считать индикатором уровня правосознания студенческой молодежи в отношении экстремистской деятельности, а также индикатором эффективности воздействия СМИ, создающих данный образ. С другой стороны, противоположный образ экстремистов как «героев, борцов за справедливость» сформирован у 9% респондентов, а экстремистов как «мучеников, отчаявшихся, загнанных обстоятельствами людей» — у 17%. Еще 22% студенческой молодежи воспринимают экстремистов как «безумцев и заблуждающихся людей», а 8% видят в них банальных «авантюристов, думающих о собственной выгоде и славе». Кроме того, 15% респондентов данной группы расценивают экстремизм как очередную оплачиваемую сферу профессиональной деятельности — «наемники, чьи хозяева остаются неизвестными».

В группах, выделенных по критерию «отношение к экстремистским организациям», существенные отличия зафиксированы только по трем показателям. В группе респондентов «полностью поддерживающие деятельность экстремистских организаций» закономерно выше показатель оценки экстремистов как «мужественных, искренних борцов за справедливость» (66%), а ниже — в группе отрицательно относящихся к экстремистским организациям (1%). Кроме того, показатель оценки экстремистов как «отчаявшихся, загнанных обстоятельствами людей» выше в группе респондентов «в чем-то поддерживающих экстремистские организации» (30%), а показатель «заблуждающиеся люди» ниже среди «полностью поддерживающих деятельность экстремистских организаций» (1%).

Экстремистские настроения и отношение к терроризму. Такое явление, как терроризм, расценивается как «абсолютное зло, которому не может быть оправдания и с которым нужно вести борьбу до полного уничтожения» подавляющим большинством опрошенных респондентов (77%). Однако при этом за особый подход к террористам ратует почти 1/5 часть (19%) студентов Санкт-Петербурга, а 2% вообще полагают, что действия террористов иногда бывают полезными и заслуживают поддержки.

Исходя из анализа ответов респондентов, нет оснований ставить знак тождества между отношением к экстремизму и терроризму, хотя определенная взаимосвязь между этими явлениями прослеживается. Так, лишь 52% среди тех, кто «полностью поддерживает экстремистские организации», считают, что идеология терроризма является «абсолютным злом, и террористам нет оправдания, с ними нужно вести борьбу на уничтожение», а доля тех, кто признает, что «действия террористов иногда бывают полезными и заслуживают поддержки» достигает 22%.

Факторы распространения экстремистских настроений. Основными факторами, влияющими на распространение экстремистских настроений среди студенческой молодежи, по мнению участников опроса, являются: 1) «избыток нелегальных мигрантов» (37% респондентов присвоили данному фактору максимальную оценку по пятибалльной шкале); 2) «нарушение принципов социальной справедливости и обострение социального неравенства» (31%); 3) «снижение общего культурного уровня в обществе

в целом» и «пропаганда аморализма и пороков в СМИ» (по 27%); а также «разрушение семейных ценностей» и «противоречия в системе образования и воспитания подрастающего поколения» (по 23%).

Если рассматривать балльные значения по каждому показателю, то наиболее значимыми факторами влияния являются «нарушение принципов социальной справедливости и обострение социального неравенства» (3,67 балла), «избыток нелегальных мигрантов» (3,64) и «снижение общего культурного уровня в обществе в целом» (3,49). Четвертое место поделили «ухудшение экономического положения населения» и «противоречия в системе образования и воспитания подрастающего поколения» (по 3,35 баллов). Показательно, что молодежь, «полностью поддерживающая деятельность экстремистских организаций», среди факторов, определяющих распространение экстремизма в молодежной среде, ставит на первое место «избыток нелегальных мигрантов» (4,03 балла), на второе — «нарушение принципов социальной справедливости и обострение социального неравенства» (3,61), а на третье — «пропаганду аморализма и пороков в СМИ» (3,22).Частичная поддержка экстремистских организаций сочетается с видением главных причин экстремизма в молодежной среде в нарушении принципов социальной справедливости и обострении социального неравенства (3,71) и избытке нелегальных мигрантов (3,68). Картина молодежных представлений об этих факторах практически не меняется и у респондентов, «полностью не поддерживающих деятельность экстремистских организаций». Единственная ее особенность состоит в том, что здесь на третье место поднимается оценка снижения общего культурного уровня общества в целом. В сознании этой части молодежи культура общества являет собой некий антипод экстремизма. Наибольшей проблемной зоной, провоцирующей экстремистские настроения, в сознании молодежи, «полностью поддерживающей деятельность экстремистских организаций», является «избыток нелегальных мигрантов», что, в общем, представляет собой проявление примитивной инстинктивной программы: «свой-чужой».

Таким образом, основными факторами, влияющими на распространение экстремизма в молодежной среде, являются факторы социокультурного, этического порядка. На макроуровне это кризис легитимности модели распределения благ в современном российском обществе, а также кризис легитимности власти и права. Очевидно, что эти институты расцениваются в молодежном сознании как неспособные обеспечить соблюдение принципов социальной справедливости и социального равенства. Иными словами, сегодняшняя правовая, правоприменительная, экономическая системы не соответствуют системе этических норм, по которым оценивает окружающую действительность студенческая молодежь Санкт-Петербурга. На микроуровне — кризис этичности поведения общества в целом, обусловленный, прежде всего, кризисом института семьи, семейных ценностей, а также противоречиями в системе образования и воспитания подрастающего поколения. Огромная роль во взращивании экстремистских настроений, по мнению молодежи, принадлежит СМИ, которые повинны в пропаганде аморализма и пороков.

Что же касается фактора, порождающего, по мнению наших респондентов, наибольшую экстремистскую напряженность в молодежной среде — «избыток иностранных мигрантов», то анализ ответов респондентов на вопрос об их отношении к иностранным трудовым мигрантам показывает, что большинство опрошенных респондентов в большей степени настроены положительно к данному явлению, но при определенных условиях. Так, из 67% в целом положительно оценивающих это явление

абсолютно «за» мигрантов без всяких оговорок выступают только 12% опрошенных респондентов. Тогда как 45% респондентов согласны только на специалистов очень высокой квалификации либо на тех, кто будет занимать рабочие места, на которых не хотят работать жители города, а еще 10% готовы видеть мигрантов как рабочих на заводах и стройках, но не в качестве торговцев на рынках города.

Дифференцированный анализ восприятия иностранных мигрантов в зависимости от степени поддержки экстремистских организаций показывает, что наиболее антагонистичную, непримиримую позицию в отношении мигрантов занимает та часть молодежи, которая полностью поддерживает экстремистские организации. Но выстраивать между этими двумя факторами однозначную причинно-следственную связь также нельзя. Мы видим, что и среди той части молодежи, которая полностью не поддерживает экстремистские организации, 29% опрошенных также выражают категорически отрицательное отношение к иностранным мигрантам.

Сама постановка вопроса о программах адаптации мигрантов вызывает у 33% студенческой молодежи стойкую идиосинкразию. Никакие программы по адаптации мигрантов, по их мнению, и реализовывать не надо — «это напрасная трата бюджетных средств». Еще 42% студенческой молодежи признают желательность таких программ, но только не за счет средств городского бюджета и налогов горожан. Улучшать психологический климат в Петербурге через программы адаптации иностранных мигрантов настроено лишь 25% студенческой молодежи, что можно определить как показатель поддержки городских инициатив со стороны студенческой молодежи.

Как мы видим из дифференцированного анализа отношения молодежи к экстремистским организациям, поддержка экстремизма далеко не обязательно обозначает негативизм в отношении программ адаптации мигрантов. Так, среди части молодежи, которая полностью не поддерживает экстремистские организации, 29% считают такие программы «напрасной тратой бюджетных средств».

Экстремистские настроения и психолого-политический статус. В группах, выделенных по критерию «отношение к экстремистским организациям», большую включенность в информационно-политическое пространство выражают респонденты, «полностью поддерживающие экстремистские организации». Среди них постоянно следят за политическими новостями 33% респондентов. Меньше других проявляют интерес к политическим новостям респонденты, «индифферентные» к экстремистским организациям (9%).

Оценивая факторы, влияющие на распространение проявлений экстремистского характера в студенческой среде, нельзя было не узнать, что собственно думает авангард современной молодежи относительно подчинения «несправедливому закону». К правовой лояльности однозначно склоняются лишь 13% опрошенных респондентов, подавляющее же большинство студенческой молодежи (62%) придерживается противоположного мнения. При этом четверть опрошенных не смогли определиться в своем отношении. Анализ данных в выделенных группах показал, что более высокий уровень правовой лояльности демонстрируют респонденты (17%), отрицательно относящиеся к деятельности экстремистских организаций, а более низкий — сторонники данных организаций (9%).

Следующий вопрос, касающийся правовых аспектов психолого-политического статуса студенческой молодежи, определял отношение респондентов к использованию насильственных методов в политической борьбе, которым оценивалась качественная характеристика уровня правовой культуры (ее моральный аспект) и уровень готовно-

сти к протестным действиям. Отрицательно относится к таким формам политической борьбы половина опрошенных респондентов (51%) и еще 17% не смогли определиться в своем отношении.

Исходя из анализа ответов респондентов, поддерживающих использование насильственных методов при ведении политической борьбы, только 5% молодежи допускает их использование для реализации своих политических целей и установок, тогда как 30% исходят из мотивации для восстановления попранных прав и социально-экономической безопасности. Интересен тот факт, что треть респондентов, «полностью поддерживающих экстремистские организации», не допускают ни при каких обстоятельствах использование насильственных методов в политической борьбе.

Значимым аспектом гражданского правосознания является наличие возможности и желания участвовать в общественно-политической жизни, посредством влияния на власть, положение дел в стране, в регионе и т. д., институционализацией чего является «гражданское общество» (и как показал опрос, таковых среди петербургской студенческой молодежи 57%). С одной стороны, наличие развитого института гражданского общества является сдерживающим фактором распространения экстремистских настроений, с другой стороны, его становлению всегда сопутствует высокая протестная активность, выражаемая, в том числе и экстремистскими проявлениями.

Таким образом, несмотря на высокий показатель политической лояльности, в структуре политических настроений студенческой молодежи имеются предпосылки для поддержки радикальных политических течений. Зафиксированный относительно высокий уровень индифферентного отношения студенческой молодежи к политическим процессам в стране также является негативным фактором, уменьшающим уровень влияния сдерживающих факторов роста экстремистских проявлений.

Еще одним показателем, характеризующим психолого-политический статус современного петербургского студенчества, являются политические ориентации, рассматриваемые по критерию «предпочтение типа государственно-политической системы». В этом аспекте петербургское студенчество демонстрирует еще более высокий уровень «политической индифферентности», и доля тех, кто никогда не задумывался об этом, составляет 33%. Вероятно, что такой высокий показатель в большей степени обусловлен не столько особенностями политической социализации молодежи, сколько возрастными и образовательными характеристиками объекта исследования. Тем не менее, выявленные политические предпочтения показывают, что почти две трети (62%) петербургских студентов относятся к сторонникам демократической системы, но среди них все же 34% выступают за подкрепление ее властью сильного лидера. Доля сторонников диктатуры составляет 5% опрошенных.

Интересен тот факт, что среди респондентов, «полностью поддерживающих экстремистские организации», зафиксированы и наиболее высокие показатели, отражающие антагонистические установки. Так, среди них 30% относят себя к сторонникам демократической формы правления и 21% — к сторонникам диктатуры. Кроме того, более четверти представителей данной группы демонстрируют «политическую индифферентность» в этом вопросе. Очевидно, что среди противников экстремистских организаций явно есть те, кто по ряду показателей демонстрирует поддержку крайних проявлений, которые в правовом аспекте, с точки зрения действующего законодательства, не подпадают под понятие экстремизма, тем не менее, по сути, являются его проявлениями.

Показатель отношения граждан к проводимым в стране реформам можно отнести к базисным, отражающим состояние ментально-психологической структуры населения и представляющим собой реакции на процессы, происходящие в социально-экономической и политической сферах, которые характеризуют вектор направленности социально-политических настроений. Мнения студенческой молодежи относительно сегодняшних действий руководства страны по реформированию политической, экономической и социальной сферы разделись поровну. Так, в той или иной степени поддерживают сегодняшние действия руководства страны 43% респондентов, тогда как противоположного мнения придерживаются 41% опрошенных. Доля «индифферентных» в этом вопросе представлена 16% участников опроса.

Наибольший уровень критичности в адрес руководства страны имеют респонденты, «полностью поддерживающие экстремистские организации». Так, среди них значительно ниже показатель тех, кто скорее согласен с действиями руководства страны (18% при 39% в общей выборке), и выше показатель «абсолютно не согласных» (24% при 10% в общей выборке).

Экстремистские настроения и социально-политическая активность. Результаты данного исследования показали, что сегодняшние петербургские студенты, так же как и ранее, демонстрируют низкую избирательную активность. При этом они разделились на четыре примерно равные группы. По 24% респондентов отнесли себя к крайне противоположным по избирательной активности группам: к тем, кто всегда участвует в выборах (активные избиратели), и к тем, кто никогда не принимает участие в выборах (неактивные избиратели). Смежные группы: те, кто почти всегда участвует в выборах, и те, кто достаточно редко в них участвует, также набрали почти одинаковые значения (25% и 26% соответственно).

Наибольшей избирательной пассивностью характеризуются две группы, выделенные по критерию «отношение к экстремистским организациям»: респонденты, «полностью поддерживающие экстремистские организации», и «индифферентные» к ним. Среди первых доля «никогда не участвующих в выборах» составила 39%, а среди вторых — 33%.

Важным элементом социально-политической активности молодежи является участие в общественных и общественно-политических организациях. Студенческая молодежь в этом аспекте не отличается большой социальной активностью, так как лишь 4% отметили, что уже являются членами какой-либо общественной организации и еще 20% хотели бы участвовать в работе. При этом суммарная доля тех, кто никогда не задумывался над этим или вообще не интересуется этим, составляет 50%. Остальные участники опроса (24%) вроде бы имеют желание, но ссылаются либо на отсутствие времени (17%), либо на плохую информированность о месте нахождения таких организаций (8%).

В группах, выделенных по критерию «отношение к экстремистским организациям», большей общественной активностью отличаются респонденты, «полностью поддерживающие экстремистские организации», тогда как наименее активны в этом аспекте респонденты, выразившие индифферентное к ним отношение. Так, среди первых доля тех, кто уже является членами какой-либо общественной организации, составляет 13%, а хотели бы ими стать еще 49%. Среди вторых доля тех, кого это вообще не интересует, составляет 39%, при этом лишь 13% выразили желание стать членом какой-либо общественной организации.

Экстремистские настроения и протестная активность. Использовались два критерия оценки уровня протестной активности студенческой молодежи: «опыт участия в различных акциях протеста» и «готовность к участию в акциях протеста». На момент проведения опроса студенты демонстрируют достаточно высокий уровень протестной активности, как по первому показателю, где каждый пятый респондент уже имел опыт участия в различного рода акциях протеста, так и по второму, где, в зависимости от тех или иных причин, 44% не исключают для себя возможности принять участие в акциях протеста.

В группах, выделенных по критерию «отношение к экстремистским организациям», как по первому, так и по второму показателю наибольший уровень протестной активности демонстрируют респонденты, «полностью поддерживающие экстремистские организации». Так, среди них уже имели опыт участия в подобных акциях 67% опрошенных и 61% респондентов «безусловно, приняли бы в них участие».

Полученные результаты показывают всю неоднозначность и в известной мере парадоксальность экстремизма как социально-психологического явления. Явления, которое явно выходит за пределы жупелов, наклеиваемых СМИ. В самом деле, мы привыкли ассоциировать экстремизм с требованиями радикальных изменений политической системы, антиподом демократической системы, оппозицией проводимых политических и экономических реформ, участием в акциях социальных протестов, отрицанием жизни человека как главной ценности, готовностью идти к цели кратчайшим путем, склонностью решать вопросы путем нажима, силовым путем, способностью причинить другому боль при уверенности в своей правоте и др. Но результаты убедительно показывают, что реальность намного сложней и многогранней. Возвращаясь к пониманию экстремизма как точек экстремума функции социальной нормы, по всей видимости, следует признать существование в современном обществе динамического равновесия различных сочетаний приближений и удалений от социальных норм. Несомненен и процесс диффузии социальных норм, управление которым требует единого кодекса, определяющего, что такое хорошо и что такое плохо.

Литература

1. Томалинцев В. Н., Козлов А. А. Введение в социальную экстремологию. СПб.: Изд-во С.-Петерб. унта, 2005. 218 с.

2. Ватулин А. И. Идеология и ее механизмы // Вестник политической психологии. 2003. № 2(5). С. 20-24.

3. Зимичев А. М. Психология политической борьбы. СПб.: Изд-во «Санта», 1993. 156 с.

4. Зимичев А. М., Забарин А. В. Свобода воли как этнопсихологическое основание ценностных ориен-таций // Вестн. С.-Петерб. ун-та. 2011. Вып. 1. С. 290-295.

5. Зимичев А. М., Забарин А. В. Политическая толерантность: Восток-Запад // Вестн. С-Петерб. ун-та. 2009. Вып. 4. С. 175-183.

6. Ванновская О. В. Обоснование концепции коррупционного поведения госслужащих // Вест. Московского гос. областного ун-та. 2011. № 3. С. 130-135.

7. Макаров Н. Е. Политический экстремизм как радикальная модель политического процесса и организация государственного противодействия экстремизму: дис. ... канд. полит. наук. Чита, 2006. 161 с.

8. Забарин А. В., Зимичев А. М. К постановке психологической проблемы свободы совести // Вестн. С-Петерб. ун-та. 2011. Вып. 1. С. 283-289.

9. Богуславская В. Ф. Влияние толерантности на профилактику экстремизма в молодежной среде. URL: http://scienceport.ru/content/vliyanie-tolerantnosti-profilaktiku-ekstremizma-molodezhnoi-srede. (дата обращения: 21.05.2010).

10. Экстремизм в среде петербургской молодежи: анализ и вопросы профилактики / под ред. д-ра соц. наук, проф. А. А. Козлова. СПб.: Химиздат, 2003. 560 с.

Статья поступила в редакцию 10 октября 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.