Научная статья на тему 'ЦЕННОСТНО-КРЕАТИВНЫЙ ПОДХОД В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ЕСТЕСТВЕННИКА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ'

ЦЕННОСТНО-КРЕАТИВНЫЙ ПОДХОД В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ЕСТЕСТВЕННИКА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА К ПРОФЕССИИ ПЕДАГОГА / ЦЕННОСТНО-КРЕАТИВНЫЙ ПОДХОД / ОБРАЗ «Я - БУДУЩИЙ ПЕДАГОГ»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егорова Аксинья Егоровна, Андреева Марина Петровна

Актуальность. Подготовка студентов к педагогической деятельности достаточно сложный и трудный процесс, связана она со многими причинами, такими как непривлекательность (непрестижность) педагогической профессии для выпускников школ, отсутствие конкуренции при поступлении, слабая школьная подготовка первокурсников и др. Они и являются как раз одной из причин того, что у многих студентов достаточно сложно формируется и развивается мотивация к освоению профессии в реальном процессе. Постановка проблемы. Как сделать наиболее эффективной вузовскую подготовку будущего учителя? При каких условиях студенты будут сознательно относиться к учебной деятельности как к подготовке будущей профессии? Цель исследования: определить методические пути и условия формирования ценностного отношения к своей будущей профессии. Методы исследования: теоретический анализ лучших практик подготовки студентов к профессии, комплексный педагогический эксперимент. Результаты. При прохождении студентами технологической схемы: Мотивация - Теория - Моделирование - Рефлексия - Теория - Тренинг - Рефлексия - Коррекция - Деятельность - Рефлексия - образ «Я - будущий педагог» происходит осознание важности приобретения профессиональных знаний и умений, укрепляются профессиональные намерения. Ключевые выводы. Креативно-ценностный подход является одним из путей формирования положительной мотивации, понимания важности, ценности профессиональных знаний, умений и компетенций. При этом создаются специальные условия активной учебной деятельности, студент видит результаты работы над собой, начинает критически относиться к своим действиям, подготавливая почву для творчества и креативной активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Егорова Аксинья Егоровна, Андреева Марина Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A VALUE-ORIENTED CREATIVE APPROACH TO A FUTURE SCIENCE TEACHER TRAINING AT THE PRESENT STAGE

Relevance. Preparing students for teaching is a rather complex and difficult process, it is associated with many reasons, such as the unattractiveness (non-prestige) of a teacher’s profession for school graduates, the lack of competition for admission, the poor school preparation of first-year students, etc. These are just some of the reasons why it is quite difficult for many students to form and develop the motivation to master the profession in the real process. Formulation of the problem. How to make the university training of a future teacher the most effective? What conditions are necessary for the students to treat learning activities as preparation for their future profession? The purpose of the research is to determine the methodological ways and conditions for the formation of a value attitude towards one’s future profession. The research methods used are theoretical analysis of the best practices for preparing students for a profession, a comprehensive pedagogical experiment. The results. When students pass the technological scheme: Motivation - Theory - Modeling - Reflection - Theory - Training - Reflection - Correction - Activity - Reflection - the image “I am a future teacher”, there is an awareness of the importance of acquiring professional knowledge and skills, professional intentions are strengthened. Key findings. A creative value approach is one of the ways to form positive motivation, understanding the importance and value of professional knowledge, skills and competencies. At the same time, special conditions for active learning activities are created, a student sees the results of work himself, begins to be critical of his actions, paving the way for creativity and creative activity.

Текст научной работы на тему «ЦЕННОСТНО-КРЕАТИВНЫЙ ПОДХОД В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ЕСТЕСТВЕННИКА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

https://doi.org/10.47370/2078-1024-2022-14-4-118-126 УДК 371.134:5

Егорова А.Е., Андреева М.П.

ЦЕННОСТНО-КРЕАТИВНЫЙ ПОДХОД В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ЕСТЕСТВЕННИКА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Егорова Аксинья Егоровна,

доктор педагогических наук, профессор, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, Якутск, Россия e-mail: kse-egorova@yandex. г и тел.: +7 (914) 271 48 03

Андреева Марина Петровна,

кандидат педагогических наук, доцент, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, Якутск, Россия e-mail: andreeva odonu(ct,list. г и тел.: +7 (924) 593 93 00

Аннотация

Актуальность. Подготовка студентов к педагогической деятельности достаточно сложный и трудный процесс, связана она со многими причинами, такими как непривлекательность (непрестижность) педагогической профессии для выпускников школ, отсутствие конкуренции при поступлении, слабая школьная подготовка первокурсников и др. Они и являются как раз одной из причин того, что у многих студентов достаточно сложно формируется и развивается мотивация к освоению профессии в реальном процессе.

Постановка проблемы. Как сделать наиболее эффективной вузовскую подготовку будущего учителя? При каких условиях студенты будут сознательно относиться к учебной деятельности как к подготовке будущей профессии?

Цель исследования: определить методические пути и условия формирования ценностного отношения к своей будущей профессии.

Методы исследования: теоретический анализ лучших практик подготовки студентов к профессии, комплексный педагогический эксперимент.

Результаты. При прохождении студентами технологической схемы: Мотивация - Теория - Моделирование - Рефлексия - Теория - Тренинг - Рефлексия - Коррекция - Деятельность -Рефлексия - образ «Я - будущий педагог» происходит осознание важности приобретения профессиональных знаний и умений, укрепляются профессиональные намерения.

Ключевые выводы. Креативно-ценностный подход является одним из путей формирования положительной мотивации, понимания важности, ценности профессиональных знаний, умений и компетенций. При этом создаются специальные условия активной учебной деятельности, студент видит результаты работы над собой, начинает критически относиться к своим действиям, подготавливая почву для творчества и креативной активности.

Ключевые слова: подготовка к профессии педагога, ценностно-креативный подход, образ «Я - будущий педагог»

Для цитирования: Егорова А.Е., Андреева МЛ1. Ценностно-креативный подход в подготовке будущего учителя естественника на современном этапе Вестннк Майкопского государственного технологического университета. 2022. Том 14, № 4. С. 118-126. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2022-14-4-U8-126.

Egorova A.E., Andreeva M.P.

A VALUE-ORIENTED CREATIVE APPROACH TO A FUTURE SCIENCETEACHERTRAINING ATTHE PRESENT STAGE

Egorova Aksinya Egorovna,

Doctor of Pedagogical Sciences, a professor of the North-Eastern Federal University named* after M.K. Ammosov, Yakutsk, Russia e-mail: kse-egorova@yandex. ru tel.: +7 (914) 271 48 03

Andreeva Marina Petrovna,

Candidate of Pedagogical Sciences, an associate professor of the North-Eastern Federal University named* after M. K. Ammosov, Yakutsk, Russia e-mail: andreeva odonu(a),list. ru tel.: +7 (924) 593 93 00

Abstract

Relevance. Preparing students for teaching is a rather complex and difficult process, it is associated with many reasons, such as the unattractiveness (non-prestige) of a teacher's profession for school graduates, the lack of competition for admission, the poor school preparation of first-year students, etc. These are just some of the reasons why it is quite difficult for many students to form and develop the motivation to master the profession in the real process.

Formulation of the problem. How to make the university training of a future teacher the most effective? What conditions are necessary for the students to treat learning activities as preparation for their future profession?

The purpose of the research is to determine the methodological ways and conditions for the formation of a value attitude towards one's future profession.

The research methods used are theoretical analysis of the best practices for preparing students for a profession, a comprehensive pedagogical experiment.

The results. When students pass the technological scheme: Motivation - Theory - Modeling -Reflection - Theory - Training - Reflection - Correction - Activity - Reflection - the image "I am a future teacher", there is an awareness of the importance of acquiring professional knowledge and skills, professional intentions are strengthened.

Key findings. A creative value approach is one of the ways to form positive motivation, understanding the importance and value of professional knowledge, skills and competencies. At the same time, special conditions for active learning activities are created, a student sees the results of work himself, begins to be critical of his actions, paving the way for creativity and creative activity.

Keywords: preparation for the profession of a teacher, value-creative approach, image "I am a future teacher"

For citation: Egorova A.E., Andreeva MtP. A value-oriented* creative approach to a future science teacher training at the present stage '// Vestnik Majkopskogo gosudarst-vennogo tehnologiceskogo universiteta. 2022. Volume 14, No. 4. P. 118-126. https: doi. org/10.47370/2078-1024-2022-14-4-118-126.

Введение. Адаптация молодых учителей к жизни школы, активное освоение ими профессии в период обучения в вузе на сегодняшний день остаются достаточно проблемными. Они обусловлены тем, что переход высшей школы на новые принципы образования, зафиксированные в федеральных государственных образовательных стандартах в соответствии с профстандартом учителя, выявили определенные проблемы в подготовке учительских кадров. К наиболее общим можно отнести:

- низкую конкурентоспособность поступающих на все педагогические специальности;

- ежегодное уменьшение количества выпускников, сдающих единый госэкзамен по предметам естественно-научного цикла, таких как химия, биология, география;

- тенденцию к несоответствию уровня профессиональной компетентности педагогов требованиям, которые предъявляются к педагогическим кадрам в связи с переходом на новые требования ФГОС;

- дисбаланс потребности в педагогических кадрах и системы подготовки педагогов в регионах и ряд других проблем.

По существу, речь идет о том, что высшая школа получает абитуриентов, не ориентированных к педагогической деятельности, а школа, в свою очередь, слабо подготовленных молодых специалистов ввиду отсутствия мотивации освоения профессии. Эти проблемы наиболее ощутимы в регионах, где подготовка учителей-естественников происходит в рамках классического университетского образования, и поэтому возникает необходимость обсуждения основных закономерностей, принципов и тенденций

становления и совершенствования подготовки будущих учителей - бакалавров и магистров.

Возникает вопрос: как сделать наиболее эффективной вузовскую подготовку будущего учителя-естественника в условиях классического университета?

Основное содержание. Как известно, наш классический университет представляет собой одно из стратегических звеньев в социально-экономической жизни общества Республики Саха (Якутия), где сочетаются традиции и инновации, трансляция и конструирование знаний, передача культурных ценностей, «развитие человеческого и социального капиталов» общества [1, с. 102; 2, с. 452]. В связи с этим, одной из главных функций совершенствования высшего образования является развитие личности студента путем создания развивающей среды, использования эффективных технологий и методов обучения.

Исследователи считают, что в образовании «Система ценностей и теоретических знаний составляет мировоззрение личности, ...обеспечивают устойчивую смысложизненную позицию индивида, его устремленность на достижение стратегических, перспективных целей жизни, созидания им своего будущего» [3, с. 7], актуальным в наше время является «... развитие ценностного отношения студента к познанию, профессии, себе и другим, ... развитие креативно-ценностных свойств личности, без которых невозможна ее творческая деятельность» [4, с. 450].

Исходя из такого понимания развития человеческого капитала, одним из путей совершенствования подготовки будущего учителя естественника, на наш взгляд, является создание привлекательного образа «Я - будущий педагог».

Как известно, на современном этапе показателем высокого профессионализма (педагогического мастерства) становится сформированность компетенций, заявленных во ФГОСе - универсальные, общепрофессиональные, профессиональные [5, с. 5-6].

В реальном процессе достижение этих компетенций предполагает прохождение студентом определенного пути: исследование своего «Я», которое включает самооценку, моделирование и прогнозирование дальнейшего профессионального развития.

Так, например, согласно общим трудовым функциям, отраженными в проф-стандарте учителя, предусматривается «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях...» [6, с. 5]. Для реализации этих функций на практике студент должен владеть определенными знаниями, умениями, которые помогают «осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач». В первую очередь, студент должен знать структуру, состав и дидактические единицы содержания преподаваемого предмета, уметь осуществлять отбор учебного содержания для его реализации в различных формах обучения в соответствии с требованиями ФГОС 00, разрабатывать различные формы учебных занятий, применять методы, приемы и технологии обучения, в том числе информационные. Эти компетенции будут достигнуты, если студент имеет такие рефлексивные умения, как самооценка, моделирование, прогноз своего профессионального развития и на основе этих умений он должен в целом составить программу саморазвития, целенаправленно готовить себя к активному освоению профессии.

По существу, речь идет о реализации ценностно-креативного подхода, то

есть, «... у будущего учителя должно быть развито ценностное отношение к педагогическим знаниям...», «...сформирована рефлексивная позиция будущего учителя, достигнут достаточно высокий уровень сформированности коммуникативных умений, составляющих основу успешности во взаимодействии у будущего учителя «учитель - ученик»» [7, с. 5-6]. В целом, ценностное отношение к своей будущей профессии, являясь механизмом развития личности, способствует самопознанию, саморазвитию и профессиональной самореализации будущего специалиста, то есть креативности. Так, например, одной из обязательных работ студентов по дисциплинам профильной направленности («Теория и методика обучения химии», «Современные образовательные технологии», «Творческая лаборатория учителя биологии и химии») является разработка проекта программы развития профессиональных компетенций - программы профессионального развития. Каждый студент проект выполняет с учетом своих возможностей, профессиональных намерений и уровня мотивации и амбиций.

Технологическая схема продвижения студента при освоении профессиональных компетенций следующая: Мотивация - Теория - Моделирование - Рефлексия - Теория - Тренинг - Рефлексия

- Коррекция - Деятельность - Рефлексия

- образ «Я - будущий педагог».

Психологическая схема присвоения новой информации следующая: сначала у человека возникает желание ее присвоить, этот этап называется мотивацией. На практике это выглядит следующим образом: на первом занятии студентам дается задание спроектировать один урок; выделяется определенное время, программы, учебники, методические материалы. На этом же практическом занятии во второй половине идет разбор всех проектов уроков, дается самооценка и оценка. В ходе разбора представленных уроков

выявляется, что уроки традиционные, не отвечают требованиям ФГОС, в сценарии уроков отсутствуют его самые важные этапы: открытие нового знания и самостоятельной учебно-познавательной деятельности обучающихся. Таким образом, создается мотивация, что мы еще не умеем проектировать современный урок, потому что это дело очень сложное. Затем начинается теоретический курс (Теория). На лекционных занятиях более подробно раскрывается методологическая основа ФГОС - системно-деятельностный подход в обучении, его гуманистическая и философская сущность. После нескольких занятий организуется моделирование одного урока (Моделирование) с учетом современных требований, на этот раз по разработанному проекту проводится реальный урок преподавателем в одной из базовых городских школ университета; все студенты посещают урок, проводят анализ урока по определенной схеме, фиксируют основные моменты. Перед студентами ставится вопрос: чем полезным на этом уроке занялись обучающиеся, какие новые знания для себя открыли, какие полезные умения приобрели? После урока организовывается анализ урока, самооценивание сценария урока (Рефлексия). Положительным здесь является то, что студенты со стороны наблюдают (сопереживают) за ходом урока как авторы проекта. Заодно знакомятся с классным коллективом, адаптируются к условиям, требованиям образовательной деятельности школы. После лекционных занятий наступает решение нескольких ситуативных задач, далее проектирование и реализация урока уже по группам (Тренинг). Проектирование и реализация урока запланированы как 4-часовое занятие, первое занятие - реальные уроки, второе - самоанализ (Рефлексия). После занятия - коррекция сценариев уроков с учетом высказанных замечаний как со стороны однокурсников, так и преподавателем (Коррекция). Это важный

этап в формировании профессиональных компетенций, т.к. мало сказать это «не умею», «не получается», важное другое - увидеть свои ошибки, методические недочеты и вовремя их исправить.

Теперь, когда студенты имеют небольшой опыт разработки современных уроков, каждый приступает к проектированию и реализации самостоятельного урока, выбрав одну из педагогических технологий (Деятельность). Преподаватель оказывает методическую помощь студентам, дает соответствующие указания, советы. Самые уверенные дают реальный урок в школе, остальные представляют свой сценарий во время практического занятия. Студенты проводят самоанализ (Рефлексия) своих уроков, скорректированные уроки становятся достоянием всей группы, накапливается так называемый «методический багаж». На данном этапе разработанные уроки вполне отвечают современным требованиям. Успешному формированию и развитию профессиональных компетенций всегда предшествует этап оценивания собственных профессионально значимых качеств, ценностей, мотивов, отношений - осуществление контроля личностной рефлексии. В этом плане оправдано выполнение личностного БХУОТ-анализа, где каждый студент выявляет свои положительные качества, недостатки, возможности и объективные трудности в освоении профессии, разработке сценариев, ведении урока. Так, постепенно студент овладевает профессиональной компетентностью «готов использовать теоретические знания и практические умения в предметной области при решении профессиональных задач» - разработкой сценариев современных уроков, также приходит к понимаю и овладению универсальной компетентностью «способен выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни» в ходе организации рефлексии. Данная технологическая

схема подготовки студентов к профессиональной деятельности завершается разработкой проекта профессионального становления: «Я - будущий педагог» (или «Мое профессиональное Я», «Каким я вижу себя в профессии»).

Такой подход подготовки студентов к профессиональной деятельности - ценностно-креативный - позволяет избежать существующих недостатков в традиционной вузовской подготовке. Студенты изучают эмоциональные и социальные потребности и запросы, но особенно свои запросы, как с пользой и полнее осуществить или проигнорировать их; они учатся быть активными. Понимание важности, ценности будущей профессии, исследование своих возможностей, самодиагностика и рефлексия, создание привлекательного образа «Я - будущий педагог» - все вместе способствует формированию сильной мотивации освоения профессии. Проекты могут иметь амбициозные названия, например, «Я - будущий креативный педагог», «Я -творческий педагог», «Я - будущий новатор-педагог», что создает определенный эмоционально насыщенный фон на занятиях, происходит понимание значимости своей профессии, самоценности, становится возможным самопознание, самореализация, самовыражение, то есть развитие креативности.

При таком подходе очень важно, чтобы студент осознал обучение как, прежде всего, обучение собственной личности. Запросы студента реализуются по схеме: личностный аспект - деятельност-ный аспект - профессиональный аспект обучения. Личностный аспект обучения обеспечивается личными интересами самого студента, которые выражаются целевыми установками, такими как «хочу быть хорошим учителем», «знающим учителем», «чтобы уважали, ценили как учителя» [8, с. 523].

Деятельностный аспект обучения обеспечен тем, что приобщение

студентов к профессиональной деятельности происходит через активную деятельность в условиях, приближенных к действительности, путем создания специальных условий-ситуаций из профессиональной жизни, в ходе проигрывания которых происходит углубление рефлексивных процессов, когда субъект (студент) сам себя конструирует, воспитывает, развивает.

Профессиональный аспект обучения обеспечен подробным знакомством с профстандартом, характеристикой обобщенных трудовых функций, описанием творческого портрета учителей (химии и биологии) и разработкой программы профессионального развития. Студенты планируют (проектируют) профессиональное становление в первые 10 лет работы, создают конкретный «профессиональный образ», ставят реальные сроки приобретения профессиональных качеств, повышения квалификации, развития профессиональных умений и профессиональной культуры [8, с. 524].

Результаты. Для отслеживания формирования и развития профессиональных компетенций и умений была разработана диагностическая карта, по которой студенты оценивают развитие своих профессиональных умений (компетенций) в начале и в конце освоения дисциплин профильной направленности.

Сравнение полученных данных в ходе педагогического эксперимента подтверждает нашу гипотезу о том, что при данном подходе (ценностно-креативном) действительно происходит развитие профессиональных компетенций (рефлексия, оценка значимости видов учебной деятельности). Если в первом срезе в основном были баллы «4» и «5» (при мах = 5), что явно не соответствовало действительности, то позже студенты подходили более строго к себе и оценивали свои возможности на «2», «3» и «4» балла, что, скорее всего, отражает реальную картину. Картина формирования и развития

профессиональных компетенций становится более ясной и четкой после педагогической практики. Студенты вносят изменения, дополнения в свой проект, планка профессиональных запросов становится выше, что свидетельствует о том, что освоение профессии началось.

Студент, имеющий ясное представление-образ «Я - будущий педагог», сам себя воспитывает и развивается в профессиональном плане, становится социально зрелым; школа, наконец, получает «готовых учителей», активно осваивающих профессию. Цели и задачи дисциплин профессионального блока в результате активного применения ценностно-креативного подхода стали более реальными, происходит идентификация с будущей профессией, повышается мотивация к самообразованию, ставятся реальные сроки профессионального роста, что говорит о формировании профессионального образа «Я - будущий педагог».

После окончания вуза в дальнейшей профессиональной деятельности программа приобретает более ясные черты, происходит дополнение, уточнение и корректировка. Принятые целевые установки оказывают существенное влияние на активное овладение эффективными методами, технологиями, методическими приемами обучения, овладение профессией в сравнительно молодые годы. Последнее имеет важное значение для самоутверждения и самооценки в профессии; так как в педагогической профессии имеет место (особенно у молодых)

«профессиональное выгорание», когда долго не приходит успех и признание.

В качестве примера можно привести данные о наших выпускниках. Так, среди наших выпускников есть молодые учителя биологии и химии, которые заявили о себе через 2-3 года работы. Например, учитель из Сунтарского района Федорова С.Б. получила Грант Главы республики на организацию тепличного хозяйства при агрошколе с использованием гидропонного метода и получила высокое звание «Новатор года»; учитель из Алданского района Чимитова Ж.Б. со 2 года работы стала проводить открытые конкурсные занятия, и была награждена знаком «Надежда Якутии». Выпускница Рехлясова Ю.Ю., проработав 7 лет, имеет высшую квалификационную категорию учителя, ее успешная учительская деятельность также отмечена знаком «Надежда Якутии». Среди наших выпускников имеются руководители образовательных организаций (директора, заместители директоров) и специалисты управления образования, которые показали высокий уровень профессиональной компетентности в достаточно молодые годы.

Таким образом, ранняя, со студенческих лет, нацеленность на активное освоение профессии на основе ценностно-креативного подхода способствует формированию и развитию профессиональных компетенций. Происходит профессиональная самореализация личности, заметный профессиональный рост, что позволяет добиться определенных успехов в жизни, признания в профессии.

ЛИТЕРАТУРА:

1. СабанпнаН.Р. Образование человеческого и социального капиталов // Социально-гуманитарные знания. 2018. № 2. С. 102.

2. Кирьякова A.B., Мороз В.В. Развитие аксиокреативного потенциала преподавателя иностранного языка неязыкового вуза [Электронный ресурс] // Аксиология иноязычного образования в контексте подготовки педагога будущего: материалы Международного научно-практического форума (Москва, 6-7 дек. 2019 г.) URL: file:///C:/Users/User/Downloads/544ce268-244e-4el6-82b3-00264f5023e8.pdf (дата обращения 9.09.2022).

3. Ушакова H.H. Индивидуальный подход в процессе формирования ценностных ориен-таций учащихся общеобразовательной школы [Электронный ресурс]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01: Курган, 1998. 140 с. URL:https://naiika-pcdagogika.com/vic\\cr/7801/d',#',pagc=l (дата обращения: 04.10.2022).

4. Кирьякова А.В. Аксиологические императивы университетского образования в контексте глобализации // Современные наукоемкие технологии. 2005. № 8. С. 93-94.

5. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование [Электронный ресурс]: Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 февраля 2018 г. № 121 (с изменениями и дополнениями), редакция с изменениями № 1456 от 26.11.2020: официальный сайт. URL: http:// fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/440301_B_3_ 15062021.pdf. (дата обращения: 20.12.2021).

6. Профессиональный стандарт «Педагог» [Электронный ресурс]: Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н. URL: https://schooll39.edusite.ru/DswMedia/professional-nyiy-standart_pedagog.pdf (дата обращения: 30.09.2022).

7. Константинова J1.H. Педагогические условия развития ориентации будущего учителя на взаимодействие «учитель - родители»: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Оренбург, 1999. 23 с.

8. Андреева М.П., Егорова К.Е. Особенности организации практик будущих учителей химии [Электронный ресурс] // Приоритеты в современном естественно-научном образовании: проблемы и перспективы: сборник тезисов Всероссийского научно-образовательного форума с международным участием (22-26 нояб. 2021 г., г. Якутск) / гл. ред. К.Е. Егорова. Якутск: СВФУ, 2021. 535 с. URL:/https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47428147&pff=l (дата обращения: 5.10.2022).

REFERENCES:

1. SabaninaN.R. Formation of human and social capital // Social and humanitarian knowledge. 2018. № 2. P. 102.

2. Kiryakova A.V., Moroz V.V. Development of the axio-creative potential of a foreign language teacher at a non-linguistic university [Electronic resource] // Axiology of foreign language education in the context of future teacher training. Materials of the International Scientific and Practical Forum (Moscow, December 6-7, 2019). URL: file:///C:/Users/User/Downloads/544ce268-244e-4el6-82b3-00264f5023e8.pdf (accessed 9.09.2022).

3. Ushakova N.N. Individual approach in the process of formation of value orientations of secondary school students [Electronic resource]: Dis. ... cand. ped. Sciences: 13.00.01: Kurgan, 1998. 140 p. URL: https://nauka-pedagogika.com/viewer/7801/d?#?page=l (date of access: 04.10.2022).

4. Kiryakova A.V. Axiological imperatives of university education in the context of globalization. // Sovremennye naukoemkie tekhnologii. 2005. No. 8. P. 93-94.

5. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of February 22, 2018 No. 121 "On approval of the federal state educational standard of higher education - a bachelor's degree in the field of study 44.03.01 Pedagogical education" (as amended and supplemented) Edition with amendments No. 1456 of 26.11.2020: official site. Moscow. [Electronic resource]. URL: http:// fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/440301_B_3_15062021.pdf. (date of access: 20.12.2021).

6. Professional standard "Teacher" [Electronic resource] / Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation of October 18, 2013 No. 544n. URL: https://schooll39. edusite.ru/DswMedia/professional-nyiy-standart_pedagog.pdf (date of access: 30.09.2022).

7. Konstantinova L.N. Pedagogical conditions for the development of the orientation of a future teacher on the interaction "teacher-parents": abstr. dis. ... Cand. of Ped. Sciences: 13.00.01: Orenburg, 1999. 23 p.

8. Andreeva M.P., Egorova K.E. Features of the organization of practices of future teachers of Chemistry // Collection of abstracts of the All-Russian scientific and educational forum with international participation "Priorities in modern natural science education: problems and prospects". November 22-26, 2021 Yakutsk [Electronic resource] / Ch. editor: K.E. Egorova, scientific editor: O.M. Krivoshapkina, M.P. Andreeva, R.P. Sofronov [et al.]. Yakutsk: NEFU Publishing House, 2021. 535 p. URL:/https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47428147&pfT=l (date of access: 05.10.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.