УДК 65.01
ГВ. Серебрякова ЦЕННОСТНАЯ ОСНОВА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
КОРПОРАЦИЙ
Аннотация. В статье обосновывается ценностная основа взаимодействия организаций. Рассматривая в качестве основы эффективного развития организации ценность, в статье доказывается необходимость перехода на управление процессом создание ценности.
Ключевые слова: взаимодействие, ценности среды, сеть взаимоотношений, ценности взаимодействия.
GaHna Serebryakova VALUE BASIS OF INTERACTION OF CORPORATIONS
Abstract. The article substantiates the value basis of interaction between organizations. Seeing as the basis of effective development organization, it is proved in the need to manage the process of value creation.
Keywords: Interaction, the values of the environment, network of relationships, values of the interaction.
Современные условия функционирования социально-экономических систем изменились: среды, которая формировалась на предыдущем опыте, больше не существует. Новые технологии, коммуникация, интеграция и взаимосвязь создают условия для решительных изменений в тактике управления. Окружающая действительность меняется быстрее, чем компании успевают ее понимать. В современных условиях доверие, уважение, прозрачность, целенаправленность и репутация стали выступать условиями эффективности, производительности и прибыльности.
Значимыми характеристиками современного мира являются:
1) переход к «новой экономике»;
2) конкуренция «культурных миров»;
3) процессы глобализации.
Переход к «новой экономике» подразумевает, что создание, трансляция, распространение и использование знаний становятся основными производственными технологиями, в мире происходит «капитализация» знаний, имеющих способность к «самовозрастанию».
Новая, основанная на информации экономика, влияет на каждого. Практически в каждой сфере деятельность социально-экономических систем претерпевает изменение в том, как достигаются его цели. Томас Фридман [5] описывает новые возможности: новые парадигмы сотрудничества, специализации, снабжения и распределения, а также расширение списка ключевых компетенций. Социально-экономические системы могут вступать в новые партнерские отношения, сотрудничать абсолютно новыми способами, т.к. могут делиться информацией. Двигателем роста инноваций служит сотрудничество, как способность образовывать связи.
Макроэкономический и социальный анализ, проведенный Фридманом [5] дает представление о силах, которые изменяют очертания бизнеса ХХ1 века. Свободный поток информации вносит значительные изменения в то, как функционируют социально-экономические системы, как происходит управление.
В мире происходит отход от вертикальной модели управления, появляется новая модель - модель взаимосвязи и сотрудничества. Для успеха в ней сотрудники и сами компании нуждаются в развитии новых навыков. По мнению Фримена Э., рост числа и разнообразия заинтересованных сторон обусловил необходимость нового взгляда на социально-экономическую систему, охватывающего «все группы и всех индивидуумов, играющих жизненно важную роль в успехе делового предприятия в современных условиях», как рассмотрению «сети взаимоотношений» [7, с.25].
Таким образом, в современных условиях корпорация выступает центром взаимосвязи с участниками внешней среды, каждый из которых вносит вклад в результат ее деятельности и ожидает для себя той или иной выгоды. На первый план исследования выходят связи - то, что соединяет объекты в системном процессе. Объектами управления в современных условиях все
© Серебрякова Г.В., 2014
больше начинают выступать отношения, представляющие связи между различными социально-экономическими системами. Управление социально-экономической системой превращается в управление взаимодействием, направленное на осуществление ее целей при соблюдении интересов всех участвующих сторон.
Компаниям больше не удастся ослабить связи, их деятельность больше никогда не станет менее прозрачной. Социально-экономические системы окружают новые реалии: расцвет экосистемы бизнеса, развитие виртуального общения, изменения в ценностях и верованиях общества, а также то, на что оно опирается ради сохранения равновесия в моменты нестабильности и неопределенности.
Возросшее число связей между социально-экономическими системами, выступает основной причиной исследования их ценностного характера. С одной стороны ценности представляют собой способность удовлетворения потребностей, с целью создания новой ценности, что отражает экономическую сущность данного понятия. Как указывает Незамайкин И.В. [4, с.159], с другой, ценности характеризуют основные принципы, моделирующие поведение систем в процессе взаимодействия, что отражает социально-поведенческую сущность данного понятия. Таким образом, сущность ценности в современных условиях характеризуется интегрированным пониманием, базирующимся, по нашему мнению, на ценностно-деятельностном подходе [3]: формирование социальных ценностей приводит к созданию новых ценностей, способствующих наращиванию экономического потенциала социально-экономических систем.
Учитывая, расширение трактовки объекта управления: переход от совокупности взаимодействующих элементов, образующих социально-экономические системы, через кластеры коллективных действующих лиц к сетям заинтересованных участников, образующих «расширенное предприятие» необходимо выделить группы ценностей, под воздействием которых происходит функционирование участников сети.
Ценности среды - это внешние (фоновые) ценности, характеризующие ценностную систему, сложившуюся во внешней среде, где функционируют участники. Данная группа ценностей отражает систему ценностей, принятую в обществе, формирует этические нормы, стимулируют деятельность акторов, направленную на реализацию целей.
Ценности взаимодействия представляет собой «субъект-объектную» ценностную систему, возникающую в процессе функционирования участников сети. Данную группу можно представить в виде двух ценностных потоков ценностных оснований, инициирующих обмен деятельностью социально-экономических систем в экосистеме.
Следует отметить, что состав участников не является гомогенным, поэтому для достижения большей эффективности социально-экономическим системам необходимо не только идентифицировать ценностные ориентиры участников взаимодействия, но и уметь определять их приоритетность для каждого из них.
Ценности взаимодействия строятся на «отношении между представлением субъекта о том, каким должен быть оцениваемый объект, и самим объектом. Если объект соответствует предъявляемым к нему требованиям, он считается позитивно ценным» [2], следовательно, создаются условия для продолжения взаимодействия, длительность и позитивный характер которых должны привести к формированию лояльного отношения между участниками и доверия, выступающего основанием для создания отношенческого капитала.
Реализация ценностной концепции, по нашему мнению, требует принципиально нового подхода к проблеме управления и установлению взаимоотношений со всеми участниками бизнес-экосистемы. Суть нового подхода будет заключаться в том, что социально -экономические системы станут функционировать, учитывая не только экономическую целесообразность, но и ценностные ориентиры всех участников взаимодействия.
В. Фредерик подчеркивал, что «только формирование соответствующих организационных механизмов, процедур, подходов и моделей поведения в своей совокупности может означать, что компания приобретает способность в той или иной степени реагировать на воздействие общества. Важную роль в эффективности восприимчивости к общественным нуждам и ожиданиям имеют организационная структура и управленческие компетенции» [6]. Подобный подход сможет придать системе менеджмента институциональный характер и способствовать росту эффективности принимаемых управленческих решений.
Прежде всего, необходимо уточнить последовательность и содержание процесса управления созданием ценности корпорации. Перестройка системы управления и переход к
новой ценностной концепции требуют адекватного организационного обеспечения и соблюдения четкой последовательности действий.
В тоже же время состав кластеров не является однородным, поэтому корпорация должна выявить ключевых на определенный период времени участников экосистемы, чьи ценности для нее выступают критическим ресурсом, используя для этого типологию заинтересованных лиц, предложенную Митчеллом Р. [8]. В основе данной модели три критерия: влиятельность (stakeholder power), легитимность (legitimacy), актуальность (urgency).
К «определяющим», «имеющим решающее значение» относят участников, обладающих всеми тремя характеристиками; это ключевые игроки, позиции которых следует учитывать, как при выборе конкурентных преимуществ, так и при обосновании возможности и путей превращения ресурсов в капитал в процессе создания ценности.
Именно в отношении данных ключевых игроков необходимо исследовать их ценностно-мотивационные портреты, как основу для формирования ценностных потоков. Методической основой построения внешнего ценностного контура (замкнутая цепь ценностей, инициирующая взаимодействие участников экосистемы) выступает сущность мотивационного процесса.
Исходным пунктом, инициирующим поиск участников взаимодействия, выступает потребность. В рамках современной концепции управления для того, чтобы социально-экономическая система вступила во взаимодействие с другими участниками внешней среды, должна появиться потребность в создании дополнительной ценности. Далее потребности приобретают сознательную «смыслообразующую» силу - интерес, т.е. осознание организацией не только самой потребности, но и способов ее удовлетворения. Именно интерес преодолевает «произвол потребностей», благодаря интересу система пытается определить средство удовлетворения потребности. В результате этого мотивационный процесс приобретает определенную направленность. Интерес побуждает акторов внешней среды проявлять активность для выбора наилучших вариантов реализации целей. Учитывая многообразие источников удовлетворения потребности, система начинает искать того, кто наилучшим образом обеспечит организации не столько удовлетворение потребностей, сколько создаст условия для формирования дополнительной ценности. Именно интерес выступает движущей силой выбора участников, с которыми игрок хотел бы взаимодействовать. Поведение системы под влиянием интереса, ориентируется на получение выгоды, однако, получение выгоды становится возможным лишь при условии выполнения определенных моральных установок, которые являются важными для социально-экономической системы. Под воздействием ценностей формируются мотивы, выступающие причинами совершения определенных действий, связанных с выбором участником взаимодействий и вступления в определенные взаимоотношения с членами экосистемами. По нашему мнению, следует согласиться с исследователями, которые придерживаются позиции, что высшим типом является поведение, основанное на ценностях. Как было выявлено ранее, ценности характеризуются как абстрактные, психические образования, т.е. рассмотрение ценностей без эмоционального компонента не представляется возможным. Это имеет и семантическое доказательство: слова «мотив» и «эмоция» происходят от одного корня - «motere» - двигать. Эмоции тесно связаны с ценностным восприятием мира, и именно они представляют собой движущую силу поступков людей для достижения целей, а мотивы стимулируют восприятие и совершение определенных действий.
Таким образом, изучая мотивы игроков, у корпорации появляется возможность определить первичный ценностный поток, представляющий собой набор ценностей, которые являются предпочтительными для участников взаимодействия. Для создания ценностей взаимодействия необходим высокий уровень корреляции между ценностями партнеров. Например, если потребитель рассчитывает на создание ценности за счет качества, своевременности, инновационности, то партнер по взаимодействию должен продемонстрировать следующий ценностный набор: профессионализм, проактивность, дисциплина и т.д. В случае возникновения ценностного равновесия, т.е. наличия баланса между «ценностями - предложениями» и «ценностями - спросом», начинает формироваться вторичный поток, инициирующий приращения отношенческого и социального капитала из-за усиления лояльности участников. Если равновесие отсутствует, необходимо выявить какие ценности - запросы не поддерживаются социально-экономической системы, т.е. провести
«ценностную ревизию» взаимодействия. Результаты исследования внешнего ценностного контура должны явиться основанием для разработки внешней ценностной политики.
Ценности взаимодействия имеют внутренние источники формирования, поэтому исходя из ценностных ориентиров взаимодействия в экосистеме, корпорация должна определить внутреннюю систему ценностей, требуемых ей для эффективной деятельности и гармоничного развития.
Поэтому, исходя из ожидаемых внешними участниками ценностей, организация приступает к процессу ценностного целеполагания, т.е. установления целей функционирования, базируясь на желательных для устойчивого функционирования ценностных ориентирах.
На основе ценностных ориентиров разрабатывается внутренняя ценностная политика, регламентирующая процесс создания ценности в социально-экономической системе. Ведущие ценности (ценности - цели), представляющие корпоративную идеологию, закладываются в ее ценностную платформу.
Учитывая, что ведущие ценности выступают в рамках социально-экономической системы ориентиром для ее поведения, в процессе создания ценности компании следует обеспечить следование им через выстраивание системы поддерживающих (обеспечивающих) ценностей, образующих внутренний ценностный профиль.
Ценности в организации не существуют отдельно от ее человеческих ресурсов, «теперь уже недостаточно конкурировать своей продукцией; успешность конкуренции зависит от того, насколько хорошо Вы используете своих служащих» [1, с.23]. Поскольку социально-экономическая система иерархична, формирование ценностной платформы происходит на высших уровнях иерархии, а реализация намеченных ориентиров осуществляется нижними уровнями в процессе создания ценности. В силу этих причин, для корпорации важное значение приобретает определение готовности человеческих ресурсов к принятию организационных ценностей. Например, компания по отношению к своим партнерам придерживается ценностной идеологии, основанной на взаимной обязательности и доверии, тогда каждый ее член независимо от статуса обязан постоянно ориентироваться на выстраивание эффективных взаимоотношений с внешними участниками экосистемы. Игнорирование сотрудниками организационных ценностей ведет к ценностному кризису, что снижает эффективность функционирования социально-экономической системы и разрушает ценности.
Библиографический список
1. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект в бизнесе. - М.: Изд. «Манн, Иванов и Фербер»,
2013.
2. Ивин А. А. Ценность // Философия, энциклопедический словарь. - М.: 2004.
3. Мусаелян И.К. Ценности и их значение в процессе культурной интеграции // Вестник университета (Государственный университет управления). - М.: ГУУ, 2007. - №10.
4. Незамайкин И.В. Факторы и условия перехода к ценностной парадигме управления // Вестник университета (Государственный университет управления). - М.: ГУУ, 2012. - №4. - С.158-163.
5. Фридман Т. Плоский мир. Краткая история XXI века. - Нью- Йорк, 2006.
6. Frederick W. Moving to CSR-4: what to pack for the trip // Business and Society, 1998. - P.154-
155.
7. Freeman R.E. Strategic management // Pitman Publishing: Marshfield, 1984. - P.25.
8. Mitchell R., Agle B., Wood D. Toward s theory of stakeholder identification and salience: Defining the principle of who and what really counts // Academy of Management Review. - 1997. - Vol. 22. - №4. -P.874.