Научная статья на тему 'Отношенческий подход в развитии ценностного управления'

Отношенческий подход в развитии ценностного управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
353
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ЦЕННОСТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ЦЕННОСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Серебрякова Галина Валентиновна

В статье рассматривается современный этап развития ценностного управления, основанный на отношенческом подходе. Автор доказывает, что в настоящее время для получения высоких результатов организациям необходимо выстраивать и поддерживать систему взаимоотношений с участниками внешней среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is the present stage of development of value based management otnoshensheskij approach. The author proves that at the present time to obtain high results, organizations need to build and maintain the relationship with the external environment.

Текст научной работы на тему «Отношенческий подход в развитии ценностного управления»

УДК 65.01 Г.В. Серебрякова

Galina Serebryakova

ОТНОШЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД В РАЗВИТИИ ЦЕННОСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается современный этап развития ценностного управления, основанный на отношенческом подходе. Автор доказывает, что в настоящее время для получения высоких результатов организациям необходимо выстраивать и поддерживать систему взаимоотношений с участниками внешней среды. Ключевые слова: взаимодействия, ценность взаимодействия, ценностное управление, процесс создания ценности.

RELATIONAL APPROACH IN THE DEVELOPMENT OF VALUE MANAGEMENT

Annotation. The article is the present stage of development of value based management otnoshensheskij approach. The author proves that at the present time to obtain high results, organizations need to build and maintain the relationship with the external environment. Keywords: communicate the value of collaboration, value management, the process of creating value.

Материал, представленный в данной статье, является результатом исследований, полученных при проведении научно-исследовательской работы «Развитие ценностного управления социально-экономическими системами», реализуемой в рамках базовой части государственного задания.

Исследование генезиса ценностного управления [3] показало, что в XXI в. стало необходимо рассматривать организации как сложные структуры. Построение эффективной системы управления организацией в современных условиях требует более глубокого научного обоснования сущности компаний с акцентом на построение системы взаимосвязей всех участников рыночных процессов.

Взаимодействия не могут оцениваться только по экономическим результатам, не менее важным выступают социальные аспекты взаимодействия, именно в этом состоит слабое место современных теорий управления: в настоящее время в них недостаточно развита ценностная основа взаимодействия [2], описывающая общие механизмы отношений компании и ее стейкхолдеров.

Рассмотрение концептуальных основ современных теорий управления активно продолжается в зарубежной литературе, авторы дискуссии пытаются определить их теоретико-методологические основания. Так, американский исследователь К. Гудпасчер призывает положить в основу теории этические ценности, «всплывающие» при управленческом анализе корпоративных стейкхолдеров. Такой подход позволил бы «создать базовую логику оценки влияния стейкхолдеров на фирму и ее поведения» [5]. По мнению автора, больший оптимизм относительно реализации такой программы возник бы в том случае, если бы появилась новая теория, которая являлась бы предсказывающей поведенческие аспекты деятельности социально-экономических систем.

Близкую позицию занимают С. Бреннер и П. Кохран [4], которые считают, что в теорию стейкхолдеров нужно включить ценности, как часть поведенческого анализа компании и ее стейк-холдеров, что явится основой для возникновения теории, предметом которой будет разработка оптимальных моделей взаимодействия бизнеса и общества. Однако следует отметить, что теория должна объяснять наблюдаемое поведение корпорации, а не предписывать оптимум корпоративного поведения, что практически невозможно сделать с учетом турбулентности внешней среды.

Важным, на наш взгляд, является перечень ценностей, предложенных С. Хоссейни и С. Бреннером [6], включающий в себя ожидания заинтересованных сторон, удовлетворение которых является ценностью и для них и для фирмы. Однако данный подход требует более детальной разработки, поскольку не подразумевает прогнозирования организационного поведения и не содержит механизмов его достижения.

Таким образом, условием дальнейшего развития компании является обеспечение баланса ожиданий заинтересованных участников. Критерий премии М. Болдриджа по улучшению деятельно-

© Серебрякова Г.В., 2015

сти гласит: «Результаты следует использовать с целью управления процессом создания ценностей для ключевых заинтересованных сторон: потребителей, работников, акционеров, поставщиков, партнеров и общества. Создав ценность для ключевых заинтересованных сторон, ваша организация приобретет авторитет и внесет вклад в развитие экономики» [3].

Деятельность любой социально-экономической системы представляет собой процесс взаимодействия основных ее участников. Проведенное исследование выдвинуло в качестве первоочередной проблемы - проблему создания ценности как основы и результата взаимоотношений социально-экономических систем и заинтересованных групп. На первый план исследования выходят связи - то, что соединяет объекты в системном процессе. Связь можно определить как физический канал, по которому обеспечивается обмен между элементами системы и системы с окружающей средой. Ценностное управление превращается в управление взаимодействием по созданию ценности, поэтому в качестве концептуальной основы развития данного вида управления следует рассматривать отношенческий подход, который сформировался на основе интеграции экономических, поведенческих и управленческих теорий.

В ходе изучения взаимоотношений возникает необходимость решения, с одной стороны, проблемы определения и измерения их ценности, что предполагает количественную оценку взаимоотношений, которые являются нематериальными активами компании; с другой стороны, проблемы анализа механизма создания ценности для взаимодействующих партнеров. Параметр «ценность взаимоотношений» позволяет сделать вывод о перспективах дальнейшего взаимодействия, дать количественную и качественную оценку взаимоотношениям между партнерами.

Сила и длительность связей между участниками зависит от умения выстраивать партнерские отношения, поскольку развитие каждой организации определяются результатами функционирования других. Развитие социально-экономических систем зависит от силы взаимосвязей внутри экосистемы, поэтому управление переходит в плоскость управления взаимосвязями. Меняющаяся модель взаимосвязей и взаимодействий в экосистеме отражается на ее жизнеспособности. Социально-экономические системы учатся задавать направление экономической коэволюции, базируясь на использовании укрепления связей с другими участниками. Усиление взаимосвязей, перевод их в плоскость взаимосодействия, базируется на ресурсной теории, позволяющей в рамках экосистемы снизить зависимость от внешней среды, и создать «сети сотрудничества», что позволяет повышать ценность и продуктивность работы всех партнеров [1].

Главное преимущество межорганизационного сотрудничества в рамках экосистем - сокращение издержек, расширение компетенции организации за счет совместного участия в процессах создания ценности. Изучение ценности взаимоотношений позволяет исследовать взаимоотношения как объект управления; это показатель, который можно применить как по отдельности к любому из участников взаимодействия, так и в качестве комплексного показателя, оценивающего взаимодействие, в целом. Ценность взаимоотношений - это единственный показатель, позволяющий комплексно сравнить отдельные взаимоотношения и оценить их не только качественно, но и количественно (прибыльность, затраты на отдельного потребителя и т.д.) с позиции создания новой ценности у каждого из участника.

Множество интересов участников взаимодействия надо классифицировать в соответствии с их интересами как кластеров поставщиков определенных видов ресурсов. В тоже же время состав кластеров не является однородным, поэтому социально-экономическая система должна выявить ключевых на определенный период времени участников экосистемы, взаимоотношения с кем, для организации выступают критическим ресурсом. К «определяющим», «имеющим решающее значение» относят участников, позиции которых следует учитывать, как при выборе конкурентных преимуществ, так и при обосновании возможности и путей превращения ресурсов в капитал в процессе создания ценности. Именно в отношении данных ключевых игроков необходимо исследовать их ценно-стно-мотивационные портреты, как основу для формирования ценностных потоков.

Исходным пунктом, инициирующим поиск участников взаимодействия, выступает потребность. В рамках современной концепции развития ценностного управления для того, чтобы социально-экономическая система вступила во взаимодействие с другими участниками внешней среды, должна появиться потребность в создании дополнительной ценности. Далее потребности приобрета-

ют сознательную «смыслообразующую» силу - интерес, т.е. осознание социально-экономической системой не только самой потребности, но и способов ее удовлетворения. В результате этого мотива-ционный процесс приобретает определенную направленность. Интерес побуждает акторов внешней среды проявлять активность для выбора наилучших вариантов реализации целей. Учитывая многообразие источников удовлетворения потребности, система начинает искать того, кто наилучшим образом обеспечит организации не столько удовлетворение потребностей, сколько создаст условия для формирования дополнительной ценности. Именно интерес выступает движущей силой выбора участников, с которыми игрок хотел бы взаимодействовать. Поведение системы под влиянием интереса, ориентируется на получение выгоды, однако, получение выгоды становится возможным лишь при условии выполнения определенных моральных установок, которые являются важными для социально-экономической системы. Под воздействием ценностей формируются мотивы, выступающие причинами совершения определенных действий, связанных с выбором участником взаимодействий и вступления в определенные взаимоотношения с членами экосистемами. По нашему мнению, следует согласиться с исследователями, которые придерживаются позиции, что высшим типом является поведение, основанное на ценностях.

После идентификации групп заинтересованных лиц, определения сложности установления и поддержания взаимоотношений, необходимо проанализировать ретроспективу взаимоотношений с ними. Важной характеристикой взаимоотношений является их продолжительность. В ходе анализа взаимоотношений необходима оценка степени зависимости каждой из взаимодействующих сторон, что позволит сформировать представление о степени взаимозависимости партнеров. Зависимость одного партнера создает условия для использования силы другим партнером. Силу определяют, как способность стороны влиять на действия другой стороны. Использование силы связывают с возможностью одной стороны контролировать значимые для другой стороны ресурсы. Для развития долгосрочного сотрудничества наиболее важным фактором является баланс сил в рамках взаимоотношений.

Развитие взаимоотношений требует глубокого анализа и оценки успешности взаимодействия. Одной из интегрированных характеристик взаимоотношений является качество взаимоотношений. Высокий уровень качества взаимоотношений между участниками - это основное условие успешных и эффективных долгосрочных отношений. Качество взаимоотношений понимают как общую оценку прочности отношений и степень, в которой взаимодействие отвечает потребностям и ожиданиям сторон; критериями качества взаимоотношений выступают исполнение сторонами взятых на себя обязательств и соответствие ожиданий реальным результатам взаимодействия. Основным условием продолжения сотрудничества выступает высокое качество взаимоотношений.

Для повышения качества взаимодействия необходим высокий уровень корреляции между ценностями партнеров. Например, если потребитель рассчитывает на создание ценности за счет качества, своевременности, инновационности, то партнер по взаимодействию должен продемонстрировать следующий ценностный набор: профессионализм, проактивность, дисциплина и т.д. В случае возникновения ценностного равновесия, т.е. наличия баланса между «ценностями - предложениями» и «ценностями - спросом», начинает формироваться вторичный поток, инициирующий приращения отношенческого и социального капитала из-за усиления лояльности участников. Если равновесие отсутствует, необходимо выявить какие ценности - запросы не поддерживаются социально-экономической системы, т.е. провести «ценностную ревизию» взаимодействия.

Ценности взаимодействия имеют внутренние источники формирования, поэтому исходя из ценностных ориентиров взаимодействия, социально-экономическая система должна определить внутреннюю систему ценностей, требуемых ей для эффективной деятельности и гармоничного развития, определить возможность трансформации внутренних ценностей во внешние в процессе создания ценности.

При проектировании процесса создания ценности внутри социально-экономической системы особое внимание необходимо обратить на приращение когнитивных качеств социального капитала -способности осознания разделяемых целей, степень общности ценности и представлений.

Управление процессом создания ценности, как современный этап развития ценностного управления, возможно лишь после настраивания механизмов управления созданием внешней и внутренней ценности, призванных обеспечить формирование отношенческого капитала, как движущей

силы осуществления новых комбинаций ресурсов, предпринимательства, творчества, и основанного на сотрудничестве и партнерстве внешних участников взаимодействия и человеческих ресурсов социально-экономической системы.

Библиографический список

1. Мусаелян, И. К. Ценности и их значение в процессе культурной интеграции / И. К. Мусаелян // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2007. - № 10.

2. Незамайкин, И. В. Факторы и условия перехода к ценностной парадигме управления / И. В. Незамайкин // Вестник университета (Государственный университет управления). - 2012. - № 4. - С. 158-163.

3. Серебрякова, Г. В. Эволюция ценностного управления / Г. В. Серебрякова // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2014. - № 16. - С. 209-213.

4. Brenner, S. N. The shareholder theory of the firm: implications for business and society theory and research / S. Brenner, P. Cochran // Proceedings of the Second Annual Meeting of the International Association for Business and Society / Edit. by J. F. Mahon. - Sundance, UT, 1991. - P. 449-467.

5. Goodpasture, K. Business ethics and shareholder analysis / K. Goodpasture // Business ethics quarterly. - 1997. -Vol. 1. - № 1. - P. 549-563.

6. Hosseini, J. The shareholder theory of the firm: a methodology to generate value matrix weights / J. Hosseini, S. Brenner // Business Ethics Quarterly. - 1992. - Vol. 2. - № 2. - P. 99-119.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.