Научная статья на тему 'Ценностная основа нравственного воспитания детей'

Ценностная основа нравственного воспитания детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
387
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ / РОЛЬ СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ РЕБЁНКА-ДОШКОЛЬНИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Токарева Л. О.

В статье поднимается проблема духовно-нравственного воспитания дошкольников, ценностных ориентиров семейного воспитания. Предлагаются практические рекомендации по организации педагогической поддержки процесса духовно-нравственного воспитания ребёнка-дошкольника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ценностная основа нравственного воспитания детей»

Теория и методика дошкольного образования

227

родителям, провести индивидуальные консультации, высказать пожелания, предложения, потребности, несогласие по тем или иным вопросам.

Содержание электронных сообщений может быть разнообразным: рекомендации по обучающей литературе, выбор музыкальных игр и упражнений, информирование родители о новых достижениях ребенка.

Таким образом, как показывает практика, созданная система условий организации музыкальной деятельности, обеспечивает качественный уровень музыкального развития воспитанников дошкольного образовательного учреждения. Это и высокий уровень развития музыкальных способностей, участие детей в конкурсах, городских и краевых мероприятиях, а также позволяет выйти на современный уровень общения с детьми, родителями, педагогами - всеми участниками образовательного процесса.

Список литературы:

1. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. - СПб.: ООО Изд-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. - 528 с.

2. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. - М.: Академия педагогических наук, 1947. - 334 с.

ЦЕННОСТНАЯ ОСНОВА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

© Токарева Л.О.*

Детский сад общеразвивающего вида № 2 «Медвежонок», Ульяновская область, р.п. Карсун

В статье поднимается проблема духовно-нравственного воспитания дошкольников, ценностных ориентиров семейного воспитания. Предлагаются практические рекомендации по организации педагогической поддержки процесса духовно-нравственного воспитания ребёнка-до-школьника.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание дошкольников, ценностные ориентиры, роль семьи в процессе духовно-нравственного воспитания ребёнка-дошкольника.

Духовно-нравственное воспитание детей является одной из ключевых задач государства, решение которой традиционно отводится системе образования. Формирование духовно-нравственных качеств личности осуществляется на всех уровнях образования, начиная с дошкольного детства. Одна-

Воспитатель.

228

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

ко не следует забывать о роли семьи в процессе формирования ценностных ориентаций дошкольника. В этой связи актуален вопрос о готовности и способности педагогов и родителей осуществлять педагогическую поддержку процесса духовно-нравственного воспитания ребёнка.

Под духовно-нравственным воспитанием личности понимается педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество [1].

Традиционными источниками нравственности являются базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений): патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество и др. [1].

Мы, взрослые, знаем, как уберечь ребенка от поступков, которые могут причинить ему вред. Мы постоянно учим своих детей простым правилам безопасного поведения: нельзя трогать горячий утюг, выходить на проезжую часть, потому что такие действия будут иметь плохие последствия для его физического здоровья.

Но здоровье человека - зависит не только от его тела. Есть духовное здоровье, называемое также психологическим. Есть социальное здоровье, которое определяется характером отношений человека в коллективе, обществе. О том, как сохранить физическое здоровье ребенка, мы знаем немало. Но сегодня гораздо важнее сберечь и укрепить его духовное, психологическое, социальное здоровье. Научить наших детей жить, имея духовно-нравственный стержень, который поможет им в современном мире остаться людьми.

За последние годы наша жизнь резко изменилась. На первый план выдвинулись люди активные, умеющие мыслить трезво, люди рациональные, ценящие, прежде всего, конкретный результат, стремящиеся к материальным благам. Само по себе это совсем не плохо! Но культ материального благополучия в современном мире привел к изменению нравственных ценностей и идеалов, духовному обеднению личности. Духовно-нравственное равновесие нарушилось, и в образовавшуюся пустоту устремился поток равнодушия, цинизма, неверия, зависти, лицемерия.

Нужно помнить, что разрушение духовно-нравственной ценностной основы ведет к кризису не только отдельного человека, но и всего общества. Выход возможен или обретением новых ценностей или сохранением тех, что были накоплены предшествующими поколениями. Но, к сожалению, в современном мире не сохранился духовный опыт предков, а на месте раз-

Теория и методика дошкольного образования

229

рушенных нравственных ориентиров не появилось равноценных новых. Поэтому мы сегодня сталкиваемся с такими социальными проблемами как кризис нравственности и правосознания, социальная нестабильность, развращение населения, падение ценности человеческой жизни [2].

Вот одна из непридуманных историй, произошедших в детском саду. Группа четырёхлетних детей выходила на прогулку. На территорию детского сада забежал щенок и дети, увидев его, обрадовались и стали звать его к себе. Но тут от группы отделились три мальчика и с громкими криками кинулись навстречу щенку. Почуяв опасность «друг человека» прижался к забору, а три воинствующих мальчика, подбежали и стали бить его ногами. Выручил щенка подоспевший во время воспитатель. Так что же мы посеяли, если пожинаем такие плоды? В чём причины всех этих явлений?

На протяжении всего периода детства ребёнок черпает знания морали из окружающей его среды. Это происходит во время общения с другими детьми, когда взрослые контролируют поведение детей и объясняют правила поведения в обществе. Постоянное повторение нравственных правил приводит к формированию определенной линии поведения. Здесь большое значение имеют отношения в семье, ссоры или любовь между родителями, общение родителей с бабушками и дедушками, общение каждого из них с самим ребёнком.

Есть категория родителей, которые думают, что малыш мало что понимает и осознает, его поступки спонтанны и не умышленны. Однако давно доказан тот факт, что дети трёх лет уже вполне все понимают и мотивируют свои поступки. Они могут контролировать своё поведение и выполнять простейшие нравственные нормы. Эти нормы морали он узнаёт из сказок. Поэтому важно читать сказки, размышлять над ними, осознавать. Любая сказка несёт в себе нравственный и духовный смысл. Сказки наполняют сердца мудростью, а разум - пониманием. В хороших, добрых сказках царит красота и справедливость. Может тогда в душах наших детей воцарится гармония?

Большинство из нас старается, чтобы у детей была красивая, удобная одежда, яркие игрушки, популярные детские книги. Мы заинтересованы в обилии знаний, получаемых нашими детьми.

Общаясь с детьми дошкольного возраста, с волнением замечаешь, что им не хватает тепла, сопереживания, доброты, простого общения с родными и близкими людьми. Самым важным для ребёнка является одобрение и признание родителями его поведения и поступков, эмоциональный и психологический климат в семье. Для детей дошкольного возраста авторитет родителей существует изначально и непререкаем, они невольно и неосознанно подражают своим папам и мамам. Они любят нас взрослых и в ответ хотят быть любимыми. Надо понимать, для того чтобы требовать от ребёнка соблюдения любого нравственного правила, мы должны обладать этим нравственным качеством, прежде всего, сами. Поэтому так важно понять, что

230

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

воспитание своего ребёнка нужно начинать с воспитания себя. Какой я, такой и мой ребёнок.

Поступок ребёнка проверяется и сверяется со шкалой духовно -нравственных ценностей родителей. Ответьте себе, какие духовно-нравственные ценности для вас важны? Какие из них присутствуют у вас? Каким вы хотите видеть вашего ребёнка сейчас и в будущем?

Представляется, что самым важным для ребёнка-дошкольника является одобрение и признание родителей, поэтому именно для вас он и будет стараться соответствовать вашим требованиям. Ваш пример - лучшее нравственное воспитание детей.

В заключении практический совет. Чтобы наши дети смогли адаптироваться к обычным людским взаимоотношениям, чтобы смогли строить человеческие коммуникации на принципах соблюдения иерархии, на выполнении деловых обязательств, нужно научить их трудиться. Умение трудиться - это навык терпения, когда человек вкладывает определённые усилия в расчёте на некое будущее вознаграждение. Не только материальное, гораздо важнее осознание, что рано или поздно он добьётся нужного результата: чему-то научится, что-то создаст. Привычка к труду закладывается в возрасте с 4 до 6 лет. Конечно, ребёнок ещё не способен к длительному и усидчивому кропотливому труду. Но он должен знать, что такое труд. У него должны быть определённые обязанности по дому. Ребёнку нужно давать посильные поручения и добиваться, чтобы он выполнял их не тяп-ляп, спустя рукава, а тщательно. Эго развивает чувство ответственности. Если упустить этот возраст, то потом приучать ребёнка к труду будет практически бесполезно. Может, он и будет выполнять определённую работу, но любить её он не будет.

Следует помнить, что успешное воспитание в семье по силам преданным своему долгу родителям. Может, наш ребёнок и не будет совершенен, но мы сможем привить ему верные духовно-нравственные ценности, которые он сможет правильно применить в жизни. А это уже успех.

Список литературы:

1. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков; Рос. акад. образования. - М.: Просвещение, 2009. - 29 с.

2. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: учебное пособие. - Ульяновск: УлГПУ, 2014. - С. 76-89.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.