Научная статья на тему 'Ценностная ориентация на здоровый образ жизни и ее формирование у младших школьников'

Ценностная ориентация на здоровый образ жизни и ее формирование у младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3995
320
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ ЖИЗНИ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ КАК ЦЕННОСТЬ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ НА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильясов Динаф Фанильевич, Смирнова Юлия Викторовна

Показан ценностный характер категории «здоровый образ жизни». Ценностная ориентация на здоровый образ жизни рассматривается как личностное образование младшего школьника. Выявлены психофизиологические и социокультурные особенности младшего школьника, влияющие на успешность формирование у него ценностной ориентации на здоровый образ жизни

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ильясов Динаф Фанильевич, Смирнова Юлия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ценностная ориентация на здоровый образ жизни и ее формирование у младших школьников»

РАЗДЕЛ XI

ОБРАЗОВАНИЕ. ЗДОРОВЬЕ. БЕЗОПАСНОСТЬ

УДК 371.72

Ильясов Динаф Фанильевич

Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования, Лпа/_chel@mail.ru, Челябинск

Смирнова Юлия Викторовна

Директор муниципального общеобразовательного учреждения гимназии № 10 города Челябинска, Почетный работник общего образования РФ, das5@mail.ru, г. Челябинск

ЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ НА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ И ЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Il’yasov Dinaf Fanil’evich

The doctor of the pedagogical sciences, professor, the chair manager of department of pedagogy and psychology of Chelyabinsk institute of the refresher courses and improvement of teachers’ professional skills, dinaf_chel@mail.ru, Chelyabinsk

Smirnova Yuliya Victorovna

A head teacher of Chelyabinsk municipal gymnasia № 10, Honourable worker of general education, das5@mail.ru, Chelyabinsk

VALUABLE DIRECTION TO HEALTHY WAY OF LIFE AND ITS FORMING IN A PRIMARY SCHOOL

Обоснованным представляется утверждение о том, что решение задач повышения качества подготовки выпускников общеобразовательных учреждений должно осуществляться на фоне постоянной заботы о здоровье учащихся. Существенно то, что в качестве одного из пяти направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» выделяется здоровье школьников. «Именно в школьный период, - отмечается в документе, - формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Многое здесь зависит от семейного воспитания, но учитывая, что дети проводят в школе значительную часть дня, заниматься их здоровьем должны в том числе и педагоги» [6].

Особую значимость эта проблема приобретает на этапе начального школьного образования, что обусловливается возрастными особенностями младших школьников и их восприимчивостью к воспитательным воздействиям. Подтверждением тому является то обстоятельство, что в Примерных программах воспитания и социализации младших школьников в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего 332

образования в качестве основного направления выделяется формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни [3, с. 11].

Ценностные ориентации являются аспектом ценностного отношения личности и более точно отражают направленность личности, которая проявляется в осознанной деятельности по присвоению ценности. Поэтому в данной статье речь идет именно о ценностных ориентациях младших школьников на здоровый образ жизни.

Анализируя различные точки зрения, касающиеся интерпретации понятия «ценность», мы склонные вслед за Б. С. Братусем [2] под ценностями понимать осознанные личностью общие смыслы жизни, которые являются образующими единицами сознания личности и определяют нравственную позицию человека. С позиции данного определения такие объекты как здоровье и здоровый образ жизни полноправно можно отнести к категории ценностей. Попытаемся это обосновать.

Действительно, здоровье и здоровый образ жизни представляют собой некие явления, имеющие то или иное значение. Они важны с точки зрения полноценного и всестороннего развития личности. Иными словами, здоровье и здоровый образ жизни имеют вполне определенную значимость, важность для человека. Легко заметить, что здесь в явном виде проявляются основные признаки категории «ценность». Уже на этом основании можно утверждать, что здоровье и здоровый образ жизни являются ценностями. Кроме того, здоровый образ жизни представляет собой вполне определенный смысл, который способен регулировать деятельность человека. Если использовать терминологию В. Э. Франкла [8], то здоровый образ жизни следует рассматривать в качестве «универсалии» этого смысла.

Здоровье и здоровый образ жизни являются общечеловеческими ценностями. Причем в последние годы усиливается внимание государства и общества к формированию данных ценностей у детей младшего школьного возраста. Доказательством тому является разработка Примерной программы воспитания и социализации младших школьников в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в которой ведущее место уделяется здоровью и здоровому образу жизни. Кроме того, в проекте Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» здоровье школьников выделяется в качестве одного из пяти ключевых направлений развития общего образования. Формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью, здоровый образ жизни всех участников образовательного процесса составляют содержание этого направления инициативы.

Ценности человека экстериоризуются в его ценностных ориентациях. Поэтому далее мы остановимся на определении этого понятия. Мы исходим из того, что в ценностных ориентациях проявляется органическое единство ведущих интересов личности и общества. Именно такое единство позволяет человеку определиться (сориентироваться) в культурных параметрах деятельности, а также регулировать направленность его активности.

Мы также основываемся на том, что ценностная ориентация является совокупностью принятых и осознанных личностью ценностей, которые выступают как социально-психологические образования, отражающие в себе цели, мотивы, идеалы, установки и другие мировоззренческие характеристики личности. В соответствии с этим ценностные ориентации младшего школьника рассматриваются нами как элементы социально-психологической структуры личности младшего школьника, представляющие собой систему ценностей и отражающие его жизненные и учебные цели, являющиеся для него наиболее важным и личностным смыслом.

Формирование ценностной ориентации младших школьников на здоровый образ жизни представляет собой сложный психологический процесс интериоризации во внутренний план личности здорового образа жизни как ценности. Чтобы разобраться с механизмом протекания этого процесса, следует сначала определиться с понятием «здоровый образ жизни».

В основе определяемого понятия лежит понятие «образ жизни», которое представляет собой биосоциальную категорию, определяющую тип жизнедеятельности в духовной и материальной сферах жизни человека. Данное понятие находит отражение в работах Ю. А. Андреева, З. С. Алябьевой, Г. К. Долинского, А. М. Изуткина, Ю. П. Лисицына, В. П. Петленко, И. И. Соковня-Семеновой, Г. И. Царегородцева и др.

Так, Ю. П. Лисицын определяет образ жизни как «определенный, исторически обусловленный тип, вид жизнедеятельности или определенный способ деятельности в материальной и нематериальной (духовной) сферах жизнедеятельности людей» [5, с. 6]. И. И. Соковня-Семенова трактует образ жизни как систему взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды, где система взаимоотношений человека с самим собой представляет сложнейший комплекс действий и переживаний, наличие полезных привычек, укрепляющих природный ресурс здоровья, отсутствие вредных, разрушающих его [7]. Как интегральный способ бытия индивида во внешнем и внутреннем мире рассматривает образ жизни Г. К. Долинский [4].

Иными словами, образ жизни понимается как категория, отражающая наиболее общие и типичные способы материальной и духовной жизнедеятельности людей, которые рассматриваются в единстве с природными и социальными условиями.

В понимание здорового образа жизни существенный вклад вносит концепция самосохранительного поведения. В ее основе лежит идея А. И. Антонова о том, что человек сознательно меняет себя, благодаря познанию себя и окружающего мира. Эта потребность саморазвития позволяет самоопределиться и самореализоваться в сотворяемой им культуре [1]. Существенную роль в разработку данной концепции также внесли И. В. Журавлева и Л. С. Шилова, которые, в частности, установили, что индивидуальное поведение в сфере здоровья опосредует влияние на его качество всех остальных факторов (экономики, здравоохранения, экологии, генетики и др.).

Уже упомянутый нами Ю. П. Лисицын подчеркивает, что здоровый образ жизни - это не просто то, что благотворно влияет на здоровье человека. «Здоровый образ жизни, - пишет Ю. П. Лисицын, - это, прежде всего, деятельность, активность личности, группы людей, общества, использующих материальные и духовные условия и возможности в интересах здоровья, гармонического физического и духовного развития человека» [5].

В педагогической литературе здоровый образ жизни стал предметом специального исследования многих авторов. В данных исследованиях авторы придерживаются расхожего мнения о том, что здоровье - это следствие и результат здорового образа жизни, являющегося доминирующим фактором, определяющим состояние здоровья человека. Здоровый образ жизни школьника определяется как характеристика его личности, которая включает в себя знания и представления о здоровье как жизненной ценности человека, сформированные привычки и мотивацию своего поведения как здорового человека, умения и навыки здравосозидающего поведения на основе постоянной двигательной активности, неприятие вредных привычек.

По существу, здоровье во многом зависит от образа жизни. Здоровый образ жизни, как необходимое, но не достаточное условие, предполагает отсутствие вредных привычек. Кроме того, главное в здоровом образе жизни - это активное творение здоровья, включая все его компоненты. Можно утверждать, что понятие здорового образа жизни гораздо шире, чем отсутствие вредных привычек, режим труда и отдыха, система питания, различные закаливающие и развивающие упражнения; в него также входит система отношений к себе, к другому человеку, к жизни в целом, а также осмысленность бытия, жизненные цели и ценности и т. д.

Исходя из этого, здоровый образ жизни в данной статье определим как деятельность младшего школьника, которая основывается на его устойчивых представлениях о здоровье как общечеловеческой ценности, сформированных привычках поведения как здорового человека, умениях и навыках осуществления здорового стиля жизни. Совершенно очевидно, что представление о здоровье и здоровом образе жизни всецело зависит от реального участия младшего школьника в процессе сохранения и укрепления здоровья.

Что касается ценностной ориентации младшего школьника на здоровый образ жизни, то ее целесообразно рассматривать как личностное образование, которое включает устойчивые представления младшего школьника о здоровом образе жизни как ценности, а также предполагает их оценку с позиции личностной значимости, проявление бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, осуществление линии поведения, основывающейся на приоритете здоровья.

Мы считаем, что формирование у младших школьников ценностной ориентации на здоровый образ жизни - это систематический и последовательный процесс, содержательный аспект которого направлен на актуализацию знаний ребенка о здоровом образе жизни, преумножение его физических

и психических возможностей, исключение форм поведения, оказывающих негативное воздействие и отрицательно влияющий на здоровье. Чтобы наиболее полно раскрыть механизм протекания процесса формирования у младших школьников ценностной ориентации на здоровый образ жизни, следует указать ее основные критерии. К ним мы относит: когнитивно-смысловой, эмоционально-волевой, деятельностный и рефлексивно-оценочный.

Конитивно-смысловой критерий ценностной ориентации предполагает отражение в сознании младшего школьника результата овладения знаниями о здоровом образе жизни как ценности, осознание ее значимости на личностно-смысловом уровне. Показателями когнитивно-смыслового критерия являются: представление о здоровье человека и здоровом образе жизни; понимание смысла здорового образа жизни и осознание его как личностной ценности; представление об осуществлении здорового образа жизни; понимание необходимости осуществления здорового образа жизни для сохранения и укрепления своего здоровья.

Эмоционально-волевой критерий зависит от уровня сформированности когнитивно-смыслового критерия и отражает спектр установок младшего школьника в осуществлении здорового образа жизни. Он представляет собой качество отношения младшего школьника к видам деятельности, направленным на осуществление здорового образа жизни. В качестве показателей эмоционально-волевого критерия мы выбрали следующие параметры: стремление осуществлять здоровый образ жизни; эмоциональная устойчивость, преодоление трудностей на эмоционально-положительном уровне; волевая регуляция поведения, сформированность волевых качеств (дисциплинированность, самостоятельность, настойчивость, выдержка, организованность, решительность и инициативность).

Деятельностный критерий отражает практический, действенный характер ценностной ориентации младшего школьника на здоровый образ жизни, проявляющийся в активности учащегося по присвоению данной ценности. Деятельностный критерий выполняет преобразующую функцию, которая позволяет младшему школьнику актуализировать ценностную ориентацию на здоровый образ жизни, преобразовывать свое поведения на основе полученных знаний о здоровье человека и здоровом образе жизни, обеспечивает проявление активности младшего школьника. Показателями для деятельностного критерия могут быть: применение знаний о здоровом образе жизни в своем поведении; мотивация к расширению своих знаний о здоровье и здоровом образе жизни; умение самостоятельно осуществлять здоровый образ жизни.

Рефлексивно-оценочный критерий предполагает отражение содержательной стороны ценности в сознании и поведении младшего школьника, оценку здорового образа жизни с позиции личностной значимости. Рефлексивнооценочная деятельность протекает через процессы самопонимания, самооценки, самоинтерпретации, а также понимания, оценки и интерпретации деятельности других людей, которые позволяет осознать, какое значение

имеет здоровый образ жизни для человека. Показателями качества рефлексивно-оценочных суждений являются: умение устанавливать связи между осуществлением здорового образа жизни и состоянием здоровья; умение адекватно оценивать свое поведение и поведение других людей с позиции здорового образа жизни.

Все критерии ценностной ориентации младшего школьника на здоровый образ жизни тесно связаны между собой. Причем данная взаимосвязь является не суммативной, а системной, поскольку ценностная ориентация на здоровый образ жизни - это целостное образование, в котором в неразрывной связи находятся субъективно-личностные компоненты, выражающие внутренний план отношения младшего школьника к данной ценности и объективно-практические действия.

Младший школьный возраст справедливо считается наиболее сензитив-ным периодом для направленного формирования личности ребенка. Ориентиры, установленные в качестве критериев его ценности, обладают силой инерции, а сформированные в этом возрасте внутренние поведенческие регуляторы обладают устойчивостью, проецируются на будущее, изменяют жизненную позицию человека, его взаимоотношения с другими людьми и существенно определяют дальнейшее развитие человека.

Серьезные психофизиологические и социокультурные личностные преобразования, присущие младшему школьному возрасту, доказывают значимость данного возрастного этапа в становлении и развитии личности, определяют необходимость более глубокого и тщательного изучения и понимания особенностей младшего школьника с целью повышения эффективности осуществляемой с ним учебно-воспитательной работы, в том числе и в процессе формирования ценностной ориентации на здоровый образ жизни.

По существу, формирование ценностной ориентации младшего школьника на здоровый образ жизни является одним из ведущих факторов развития культуры здоровья, осознания ими необходимости быть здоровыми. Учитывая выявленные психофизиологические особенности младшего школьного возраста, в процессе формирования у детей ценностной ориентации на здоровый образ жизни важно задействовать игровые, тренинговые, художественные формы работы, предполагающие активное участие школьника в совместной деятельности и способствующие более эффектному усвоению представлений о здоровом образе жизни.

Библиографический список

1. Антонов, А. М. Самосохранительное поведение [Текст] / А. М. Антонов // Народонаселение: энциклопедический словарь. - М., 1994. - 640 с.

2. Братусь, Б. С. Нравственное сознание личности : Психол. исслед. [Текст] / Б. С. Братусь. - М.: Знание, 1985. - 64 с.

3. Данилюк, А. Я. Воспитание и социализация младших школьников [Текст] / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков // Педагогика. - 2009. - № 5. - С. 7-27.

4. Долинский, Г. К. К понятийному аппарату валеопсихологии [Текст] / Г. К. Долинский // Здоровье и образование. Педагогические проблемы валеологии. -СПб, 1997. - 256 с.

5. Лисицын, Ю. П. Здоровый образ жизни [Текст] / Ю. П. Лисицын, И. Н. Сту-паков. - М.: НЦССХ им. А. Н. Бакулева РАМН, 2008. - 75 с.

6. Проект национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» [Электронный ресурс] // http://pedsovet.org/content/view/5850/241/.

7. Соковня-Семенова, И. И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь [Текст] : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И. И. Соковня-Семенова. - М.: Изд. центр «Академия», 1997. - 205 с.

8. Франкл, В. Э. Человек в поисках смысла [Текст] / В. Э. Франкл; пер. с англ. и нем.; общ. ред. Л. Я. Гозмана, Д. А. Леонтьева. - М.: Прогресс, 1990. - 366 с.

УДК 32.008

Черникова Елена Борисовна

Старший преподаватель кафедры управления развитием образовательных систем Московского института открытого образования, lena271160@mail.ru, labupr@rambler.ru, Москва

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКОВ - ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Chernikova Elena Borisovna

A head lecturer of the department of the management of the educational systems development Moscow Institute of the Open Education, lena271160@mail.ru, labupr@rambler.ru, Moscow

A HEALTHY LIFESTYLE OF SCHOOLCHILDREN IS THE POTENTIAL FOR THE DEVELOPMENT OF THE EDUCATIONAL QUALITY

Тенденцией развития Российского образования является необходимость его качественного обновления в соответствии с социокультурными и экономическими потребностями общества и основными направлениями модернизации. Этот процесс сопряжен с проблемой глобализации, где особая роль принадлежит образованию и образовательному сотрудничеству, получивший отражение в Болонской конвенции и направленный на создание общеевропейского образовательного пространства. В нем особое внимание уделено качеству образования, признанному фундаментальной основой формирования общеевропейской системы образования [1].

Гуманистическая парадигма образования определяет качество образования как процесс, и как результат. Как процесс качество образования отражает совокупность его свойств, определяющих действенность реализации 338

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.