Научная статья на тему 'Теоретические основы формирования культуры здорового образа жизни у школьников в детских спортивных объединениях'

Теоретические основы формирования культуры здорового образа жизни у школьников в детских спортивных объединениях Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
212
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ОБРАЗ ЖИЗНИ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКА / ДЕТСКИЕ СПОРТИВНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА / МОДЕЛЬ / ШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Емельянова М.В., Сенатор С.Ю.

В статье раскрывается сущность понятия «культура здорового образа жизни школьника», представлена теоретическая модель формирования культуры здорового образа жизни у школьников в детских спортивных объединениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Емельянова М.В., Сенатор С.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы формирования культуры здорового образа жизни у школьников в детских спортивных объединениях»

УДК 373.5.037.1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ

ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКИХ СПОРТИВНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ

М.В. Емельянова - доктор педагогических наук, профессор С.Ю. Сенатор - доктор педагогических наук, профессор Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева

Чебоксары

Московский государственный гуманитарный университет им. М. А. Шолохова

Москва

THEORETICAL BASES OF SCHOOLCHILDREN'S HEALTHY LIFE

CULTURE FORMATION AT THE SPORTS ASSOCIATIONS

^^ tf^ - Doctor of Pedagogical Sciences,

Professor

- Doctor of Pedagogical Sciences, Professor Chuvashia State Pedagogical University named by I.Ya. Yakovlev

Cheboksary

Moscow State Humanitarian University named by M.A. Sholokhov

Moscow

e-mail: emelmarina@mail. ru

Ключевые слова: здоровье, образ ^жизни, здоровый образ жизни, культура, культура здорового образа жизни школьника, детские спортивные объединения по месту жительства, модель, школьники.

Аннотация. В статье раскрывается сущность понятия «культура здорового образа жизни школьника», представлена теоретическая модель формирования культуры здорового образа жизни у школьников в детских спортивных объединениях.

Key words: health, the way of life, healthy life, culture, culture of healthy life of schoolchildren, children's sports associations in a residence, model, schoolchildren.

Summary. In the article the essence of the concept «culture of the healthy life of schoolchildren» is revealed, the theoretical model of its formation is presented, the culture of healthy life at children's sports associations is defined.

ВВЕДЕНИЕ

Сохранение и укрепление здоровья школьников, их ориентация на здоровый образ жизни признается одной из актуальных проблем современного российского общества. Необходимость ориентации на решения задач здоровья и здорового образа жизни школьников отмечается в федеральных законах «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», «Об образовании», «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года», национальном проекте «Здоровье», «Концепции Федеральной целевой программе развития образования на 2011 -2015 годы», «Национальной доктрине российского образования» и др.

Перед детскими спортивными объединениями, функционирующих по месту жительства, стоит задача формирования у школьников ценностного отношения к своему здоровью - потребности вести здоровый образ жизни, ибо здоровье человека - важный показатель личного успеха. Если у молодежи появится привычка занятием спортом, будут решены такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская беспризорность.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В работе были использованы методы изучения основных теоретических положений: анализ философских, медицинских, психологических, педагогических исследований, обращенных к выявлению сущности понятий «здоровье», «образ жизни», «здоровый образ жизни», «культура», «культура здорового образа жизни школьника», обобщение опыта формирования культуры здорового образа жизни у школьников в детских спортивных объединениях, функционирующих по месту жительства, систематизация, моделирование, аналогия, абстрагирование.

В ходе исследования проанализированы теоретические основы формирования культуры здорового образа жизни у школьников в детских спортивных объединениях

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Осмысление сущности категории «культура здорового образа жизни школьника» осуществлялось на основе анализа научных понятий «здоровье», «образ жизни», «здоровый образ жизни», «культура».

Здоровье - это один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека, условий успешного социального и экономического развития любой страны. По-мнению Н.М. Амосова, «здоровье - естественная и непреходящая жизненная ценность, занимающая самую верхнюю ступень на иерархической лестнице ценностей, так как оно определяет возможность и эффективность прогресса в обществе. Поэтому значение сохранения здоровья неуклонно возрастает по мере развития общества» [1].

Ю.П. Лисицын определяет здоровье, как динамическое равновесие организма с окружающей и социальной средой, при котором все заложенные в биологической и социальной сущности человека способности проявляются наиболее полно, и все жизненно важные подсистемы человеческого организма функционируют с максимально возможной интенсивностью, а вообще сочетание этих функций поддерживается на уровне оптимального, с точки зрения целостности организма и необходимости его быстрой и адекватной адаптации к непрерывно изменяющейся природной и социальной среде [4].

Г.С. Никифоров, анализируя причины ухудшения здоровья населения, приводит четыре основных фактора, определяющих его: наследственность, экологическая обстановка, состояние медицинского обслуживания, образ жизни человека [6, 78]. По данным, которые приводят специалисты, состояние здоровья лишь на 10 % зависит от деятельности системы здравоохранения, на 20 % - от наследственных факторов, на 20 % - от состояния окружающей среды, а остальные 50 % зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет [2].

Как показывают исследования, образ жизни людей это - фактор, дающий максимальный вклад в формирование их здоровья, и определяется как способ организации ими своей жизнедеятельности в социокультурной среде [7].

Наиболее полно взаимосвязь между категориями «здоровье» и «образ жизни» определяется в понятии «здоровый образ жизни».

Здоровый образ жизни - это способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья людей, как условия предпосылки существования и развития других сторон образа жизни» [4]. Формирование здорового образа жизни является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменения стиля и уклада жизни, его

оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями [4].

Р.И. Айзман, В.Н. Белов, Е.В. Купавцева, С.В. Попов, В.П. Похлебкин, Р.И. Ротенберг и др. указывают следующие факторы здорового образа жизни: оптимальный двигательный режим, рациональное питание, закаливание, личная гигиена, положительные эмоции, отсутствие вредных привычек.

Теоретический анализ научной литературы позволяет сделать вывод о том, что культура - это сложное междисциплинарное, общеметодологическое понятие. Категория «культура» рассматривается как «определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Культура в образовании выступает как его содержательная составляющая, источник знаний о природе, обществе, способах деятельности, эмоционально-волевого и ценностного отношения человека к окружающим людям, труду, общению и т.д. [3].

Различные вопросы формирования культуры здорового образа жизни рассмотрены в исследованиях А.Ф. Георгиевского, М.В. Малютиной, Г.А. Мамитова, Т.Ю. Никифоровой, Т.А. Янбухтина и др. Так, Г.А. Мамитова считает, что культура здорового образа жизни является частью общей культуры человека, представляющая собой качественное, системное, динамичное ее состояние, характеризующаяся определенным уровнем знаний и интеллектуальных способностей, мотивационно-ценностных ориентации, физической культуры, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания и интегрированных в практической жизнедеятельности, физическом психическом здоровье [5].

Мы рассматриваем культуру здорового образа жизни школьника, как интегративное личностное образование субъекта, включающее информационный, мотивационный, деятельностный компоненты и характеризующееся определенным уровнем владения совокупностью знаний о здоровье, здоровом образе жизни и путях его соблюдения; положительной мотивацией на сохранение здоровья и ведения здорового образа жизни; потребностью к занятиям физической культурой и спортом; умениями, навыками, направленными на соблюдение здорового образа жизни.

Клубы, спортивные секции и группы по месту жительства обладают широкими возможностями в формировании культуры здорового образа жизни у школьников. В этих детских спортивных объединениях школьники вовлечены в регулярные занятия физической культурой и спортом, большое внимание уделяется их физическому развитию, привлечению к активному досугу, формированию положительного имиджа юных граждан, ведущих активный образ жизни, им предлагается информация путях сохранения и укрепления здоровья, о культуре здорового образа жизни.

Проведенное теоретическое исследование позволило разработать модель и выявить педагогические условия эффективного формирования культуры здорового образа жизни у школьников в детских спортивных объединениях.

Разработанная теоретическая модель формирования культуры здорового образа жизни у школьников в детских спортивных объединениях включает следующие компоненты: цель, задачи, принципы, содержание, организационные формы, методы, средства, педагогические условия и результат.

Компоненты модели тесно взаимосвязаны и направлены к системообразующему компоненту - цели. Цель модели - обеспечение эффективного формирования культуры здорового образа жизни у школьников в детских спортивных объединениях. Задачи модели: овладение школьниками системой знаний о здоровье, здоровом образе жизни и путях его соблюдения, развитие положительной мотивации на сохранение здоровья и ведения здорового образа жизни, потребности к занятиям физической культурой и спортом; формирование умений и навыков, направленных на соблюдение здорового образа жизни.

В модель заложены следующие принципы: ненасенения вреда; приоритета действенной заботы о здоровье школьников; субъект-субъектного взаимоотношения со школьниками; соответствия содержания и организации тренировочного процесса возрастным особенностям; медико-психологической компетентности тренера; гармоничного сочетания обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий; приоритета позитивных воздействий над негативными; формирования ответственности у школьников за свое здоровье, контроля за результатами.

Содержание работы осуществляется по следующим направлениям: а) деятельность тренеров и инструкторов по педагогическому руководству процесса формирования культуры здорового образа жизни у школьников, проведению спортивно-оздоровительных занятий, изучению уровней сформированности культуры здорового образа жизни у школьников; б) деятельности школьников по усвоению той части культуры (т. е. культуры здорового образа жизни), которая необходима им для сохранения и укрепления здоровья, соблюдения здорового образа жизни, активного участия в спортивно-оздоровительной деятельности.

В качестве форм и методов формирования культуры здорового образа жизни у школьников в детских спортивных объединениях выступают общие организационные формы и методы воспитания, используемые применительно к задачам, содержанию исследуемого процесса. В модели представлены следующие организационные формы: физкультурно-спортивные праздники, спортивно-зрелищные вечера и концерты, соревнования по различным видам спорта, Дни здоровья, спартакиады, спортивные конкурсы, кроссы, турниры по спортивным играм, отчетные показательные выступления, встречи с выдающимися спортсменами, беседы, рассказы, информационные сообщения, консультации. В модель включены следующие методы: а) методы формирования сознания; б) методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения; в) методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения; г) методы контроля.

Разработанная модель предполагает использование определённых средств: спортивно-оздоровительного инвентаря и оборудования; спортивной базы, специальной литературы, видеоматериалов, информационных ресурсов сети Интернет и др.

В модель включены педагогические условия формирования культуры здорового образа жизни у школьников в детских спортивных объединениях: систематическая работа по формированию информационного, мотивационного, деятельностного компонентов культуры здорового образа жизни у школьников в спортивно-оздоровительной деятельности; развитие у школьников стремления к регулярным занятиям по физической культуре и спорту; содружество тренеров, инструкторов и родителей в формировании культуры здорового образа жизни у школьников; применение индивидуального и дифференцированного подхода к школьникам на основе диагностики их уровней сформированности культуры здорового образа жизни.

В разработанной модели под результатом мы понимаем повышение уровней сформированности культуры здорового образа жизни у школьников.

Изучение и анализ уровней сформированности культуры здорового образа жизни у школьников проходит в процессе диагностики. Диагностика сформированности культуры здорового образа жизни у школьников - это оценочная процедура, направленная на обнаружение изменений в существенных показателях сформированности культуры здорового образа жизни у школьников и причин, вызывающих эти изменения. Полученные данные в ходе диагностики сопоставляются с исходными (начальными) характеристиками показателей, разница между ними определяет результативность процесса формирования культуры здорового образа жизни у школьников в детских спортивных объединениях.

Для проведения диагностики необходимо определить критерии и показатели, на основе которых выявляются уровни сформированности культуры здорового образа жизни у школьников. Критерий - это отличительный признак, мерило оценки чего-либо. Показатель - это отдельная качественная и количественная характеристика критерия. Показатель

конкретизирует содержание критерия.

Основанием для выделения критериев выступает структура культуры здорового образа жизни школьника. Критериями сформированности культуры здорового образа жизни у школьников являются: информационный, мотивационный, деятельностный. Информационный критерий включает показатель: знания о здоровье, здоровом образе жизни и путях его соблюдения. Мотивационный критерий определяется наличием следующих показателей: положительная мотивация на сохранение здоровья и ведения здорового образа жизни, потребность к занятиям физической культурой и спортом. Деятельностный критерий включает показатель: умения и навыки, направленные на соблюдение здорового образа жизни.

Теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования, изучение практики позволили охарактеризовать уровни сформированности культуры здорового образа у школьников.

Дадим характеристику уровням сформированности культуры здорового образа жизни у школьников.

Высокий уровень сформированности культуры здорового образа жизни у школьников. Школьники имеют верные, разносторонние знания о здоровье, здоровом образе жизни и путях его соблюдения. Проявляют устойчивую положительную мотивацию на сохранение здоровья и ведения здорового образа жизни, потребность к занятиям физической культурой и спортом. Умения и навыки, направленные на соблюдения здорового образа жизни сформированы, применяются на практике, в спортивно-оздоровительной деятельности.

Средний уровень сформированности культуры здорового образа жизни у школьников. Школьники имеют достаточные знания о здоровье, здоровом образе жизни и путях его соблюдения. Проявляют в большинстве случаев положительную мотивацию на сохранение здоровья и ведение здорового образа жизни, потребность к занятиям физической культурой и спортом. Достаточно сформированы умения и навыки, направленные на соблюдение здорового образа жизни, не всегда применяются на практике, в спортивно-оздоровительной деятельности.

Низкий уровень сформированности культуры здорового образа жизни у школьников. Школьники имеют отрывочные и бессистемные знания о здоровье, здоровом образе жизни и путях его соблюдения. Проявляют, иногда, в ярких эмоциональных ситуациях положительную мотивацию на сохранение здоровья и ведение здорового образа жизни. У них недостаточно развита потребность к занятиям физической культурой и спортом. Не сформированы умения и навыки, направленные на соблюдение здорового образа жизни.

Систематическая работа тренеров и инструкторов, направленная на реализацию разработанной нами модели, позволяет сократить количество детей, имеющих низкий уровень и повысить уровень сформированности культуры здорового образа жизни у каждого школьника, обеспечить эффективное функционирование процесса формирования культуры здорового образа жизни у школьников в детских спортивных объединениях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема формирования культуры здорового жизни у школьников в современных социально - политических, экономических условиях развития общества исключительно значима и актуальна, поскольку их образ жизни будет определять качество трудовых и социальных ресурсов населения, научно-технический прогресс общества, национальную безопасность. Обоснованная нами теоретическая модель может служить ориентиром в деятельности тренеров и инструкторов по формированию культуры здорового образа жизни у школьников в детских спортивных объединениях.

Литература

1. Амосов, Н.М. Раздумья о здоровье / Н. М. Амосов. - М. : Молодая гвардия, 1972. - 192 с.

2. Касаткин, В.Н. Медико-психолого-педагогические программы укрепления здоровья : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / В.Н. Касаткин. - М., 1999. - 44 с.

3. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь : для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М. : Академия, 2000. - 176 с.

4. Лисицин, Ю.Л. Образ жизни и здоровье населения / Ю.Л. Лисицин. - М. : Медицина, 1982. - 327 с.

5. Мамитова, Г.А. Педагогические условия формирования индивидуального стиля здорового образа жизни учащихся в процессе изучения биологии : дис. ... канд. пед. наук / Г.А. Мамитова. - Карачаевск, 2006. -180 с.

6. Никифоров, Г.С. Психология здоровья : учеб. пособие / Г.С. Никифоров. - СПб. : Речь, 2002. - 256 с.

7. Соковня-Семенова, И.И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь : учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / И.И. Соковня-Семенова. - М. : Академия, 2000. - 208 с.

Literature

1. Amosov, N. M. Thinking about health / N. M. Amosov. - Moscow : «Young guards», 1972. - 192 p.

2. Kasatkin, V. N. Century Н. Medical, psychological and pedagogical programs of strengthening of health : diss. ... Doc. of Ed . Sciences / V. N. Kasatkin. - М., 1999. - 44 p.

3. Kodzhaspirova, G. M. the Pedagogical dictionary : for stud. higher and environments ped. studies. Institutions / G. M. Kodzhaspirova, A. Ju. Kodzhaspirov. - М. : Academy, 2000. - 176 p.

4. Lisitsin, Ju. L. Life style and population health / Ju. L. Lisitsin. - М. : Medicine, 1982. - 327 p.

5. Mamitova, G. A. Pedagogical conditions of formation of individual style of a healthy way of life of pupils in the course of biology studying : diss. ... Cand. of Ed . Sciences / G. A. Mamitova. - Karachaevsk, 2006. - 180 p.

6. Nikiforov, G. S. Psychology of health. The manual / G. S. Nikiforov. - St.P. : Speech, 2002. - 256 p.

7. Sokovnja-Semenova, I. I. Bases of a healthy way of life and the first medical aid : manual. the grant for students of environments / I. I. Sokovnja-Semenova. - М. : Academy, 2000. - 208 p.

Статья поступила в редакцию 23.10.2011г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.