Научная статья на тему 'Ценностная ориентация младших школьников в потребностях к физкультурно-спортивной деятельности'

Ценностная ориентация младших школьников в потребностях к физкультурно-спортивной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
201
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНАЯ СФЕРА / ЦЕННОСТНАЯ ПЕРЕОРИЕНТАЦИЯ / УЧАЩИЕСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ / PHYSICAL EDUCATION / JUNIOR PUPILS OF GENERAL SECONDARY SCHOOLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Виленская Татьяна Евгеньевна

В статье представлены данные об экспериментальной программе по физическому воспитанию детей младшего школьного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Виленская Татьяна Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Valuable orientation of younger schoolboys in requirements to physical training and sports activity

The article represents data about an experimental program of physical education with junior pupils of general secondary schools.

Текст научной работы на тему «Ценностная ориентация младших школьников в потребностях к физкультурно-спортивной деятельности»

Wisconsin : WCB Brown and Benchmark Publ., 1994. - 636 p.

10. Hoffman, J. Physiological Aspects of Sport Training and Performance / J. Hoffman. - Human Kinetics. - 2002. - 343 p.

11. Delayed but Normally Progressed Puberty Is More Pronounced in Artistic Compared with Rhythmic Elite Gymnasts Due to the Intensity of Training / A. Theodoropoulou, K.B. Markou, G.A. Vagenakis, D. Benardot, M. Leglise, G. Kourounis, A.G. Vagenakis, N.A. Georgoupoulos // The Journal of Clinical Endocrinology and Metabolism. - 2005. -Vol. 90, № 11. - P. 6022-6027.

12. Warren, M.P. The effects of intense exercise on the female reproductive system / M.P. Warren, N.E. Perlroth // Journal of Endocrinology. - 2001. - Vol. 170, Issue 1. - P. 311.

ЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПОТРЕБНОСТЯХ К ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Татьяна Евгеньевна Виленская, кандидат биологических наук,

ФГОУ ВПО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта

и туризма» (КГУФКСТ), г. Краснодар

Аннотация

В статье представлены данные об экспериментальной программе по физическому воспитанию детей младшего школьного возраста.

Ключевые слова: физическое воспитание, мотивационно-потребностная сфера, ценностная переориентация, учащиеся младших классов.

VALUABLE ORIENTATION OF YOUNGER SCHOOLBOYS IN REQUIREMENTS TO PHYSICAL TRAINING AND SPORTS ACTIVITY

Tatyana Evgenevna Vilenskaya, candidate of biology sciences,

The Kuban State University of Physical Training, Sports and Tourism,

Krasnodar

Annotation

The article represents data about an experimental program of physical education with junior pupils of general secondary schools.

Key words: physical education, junior pupils of general secondary schools.

Анализ научно-методической литературы по проблемам содержательно -нормативного сопровождения физического воспитания учащихся младших классов общеобразовательных школ свидетельствует о наличии большого количества государственных и авторских программ, регламентирующих данный процесс. Вместе с тем для абсолютного большинства изученных нами программ характерен ряд серьезных недостатков в значительной мере, по нашему мнению, снижающих результативность педагогических воздействий, к основным из которых относятся:

- обобщенное изложение проективных установок, нивелирующее специфические особенности и идеологические оттенки этих документов;

- недостаточная их аргументированность с позиций учета половозрастных и индивидуальных особенностей младших школьников;

- ограниченность педагогических воздействий рамками учебного года без учета возможностей и, самое главное, необходимости использования поддерживающих физическое состояние детей дополнительных программ в летний каникулярный период;

- отсутствие в доступных программах важнейшего процессуального блока, регламентирующего технологические аспекты процесса физического воспитания детей 7-10 лет, что без сомнения снижает не столько их методический, сколько методо-

логический уровень;

- недостаточная обоснованность контрольно-нормативной базы данных документов, по крайней мере, по двум важнейшим позициям;

- соответствие предлагаемых критериев освоения программ требованиям математической теории тестирования состояний человека;

- учета в ходе оценки достижений школьников в процессе физического воспитания давно обоснованной зависимости между результатами тестирования и уровня физического развития детей.

Вышеизложенные недостатки были учтены при разработке экспериментальных программ физического воспитания учащихся младших классов, отнесенных по состоянию здоровья, как к основной, так и к специально-медицинской группе.

В данном исследовании выявлялось влияние экспериментальной программы физического воспитания детей 9-10 лет на их мотивационно-потребностную сферу в физкультурно-спортивной деятельности.

Уровень мотивированности детей к различным видам учебно-воспитательной деятельности определялся по результатам ранжирования. Для этого цифра «1» ставилась ребенком против того предмета, который он считал наиболее важным и привлекательным. Соответственно далее цифры «2», «3» и т.д. проставлялись по убыванию значимости, по мнению детей, предмета.

Анализ динамики средневзвешенных величин ранговых номеров производился только по предмету «Физическая культура» (табл. 1). Полученные результаты по остальным учебным занятиям не рассматривались, так как это не входило в задачи исследования.

Таблица 1

Средневзвешенные величины ранговых номеров сформированности мотивов и

потребностей детей 9 лет к различным учебным занятиям

№ п/п Мотивы Пол До эксперимента После эксперимента

Контрольная группа (п:м=28;д=31) Экспериментальная группа (п:м=27;д=29) Контрольная группа (п:м=26;д=30) Экспериментальная группа (п:м=26;д=29)

Ш место Ш место Ш место Ш место

1 Физическая культура М 4,15 4 4,72 4 4,07 4 2,73 2

Д 5,74 5 5,94 6 5,62 5 2,34 2

2 Труд М 5,63 6 5,43 6 5,98 6 5,91 6

Д 3,42 2 3,38 1 3,37 2 1,84 1

3 ОБЖ М 7,72 9 7,38 9 7,24 8 6,72 8

Д 7,21 9 6,22 8 7,52 9 6,24 7

4 ИЗО М 6,62 7 6,24 7 6,42 7 6,19 7

Д 6,53 8 5,97 7 6,77 7 6,44 8

5 Музыкальные М 5,19 5 5,38 5 4,48 5 5,21 5

Д 6,34 7 6,49 9 7,21 8 7,24 9

6 Русский язык М 7,29 8 6,57 8 7,63 9 7,32 9

Д 2,94 1 4,71 3 2,51 1 4,13 4

7 Чтение М 2,03 1 3,96 2 3,24 2 2,17 1

Д 5,22 4 4,17 2 5,48 4 5,42 5

8 Естествознание М 2,81 2 2,94 1 2,42 1 4,31 4

Д 5,93 6 5,27 5 6,24 6 6,04 6

9 Математика М 3,62 3 4,42 3 3,51 3 3,64 3

Д 4,13 3 5,08 4 3,82 3 3,50 3

Условные обозначения: Ш - ранговый номер (средневзвешенная величина).

Установлено, что если до эксперимента у мальчиков и девочек контрольной группы занятия физической культурой ставились соответственно на 4 и 5 место по значимости (Ш = 4,15 и 5,74), то после эксперимента привлекательность занятий физическими упражнениями для детей данной группы существенно не изменилась и ос-

талась на тех же местах с незначительным понижением значений средневзвешенных величин ранговых номеров (мальчики: Ш = 4,07; девочки: Ш = 5,62).

После эксперимента показатели предпочтительности, а, следовательно, и привлекательности занятий по физической культуре у детей экспериментальной группы значительно увеличились. Симптоматично, что учащиеся данной группы в значительной мере изменили свое отношение к физкультурным занятиям, переведя их по своим оценкам с четвертого (мальчики: Ш = 4,72) и шестого (девочки: Ш = 5,94) на второе (соответственно Ш = 2,73 и 2,34) место.

Социологические исследования, проведенные в ходе педагогического эксперимента, позволили выявить динамику мотивов в занятиях физической культурой детей 9-10 лет контрольной и экспериментальной групп.

Установлено, что до эксперимента у учащихся обеих групп, как у мальчиков, так и у девочек, мотивы, характеризующие удовлетворение самим процессом физкультурных занятий являются ведущими (табл. 2).

Таблица 2

Динамика мотивов детей 9-10 лет к занятиям физической культурой в течение

педагогического эксперимента

№ п/п Мотивы Пол До эксперимента | После эксперимента

Контрольная группа (п:м=24 ;д=27) Экспериментальная группа (п:м=26;д=29) Контрольная группа (п:м=24 ;д=27) Экспериментальная группа (п:м=26;д=29)

п % п % п % п %

1 Люблю, нравится М 7 29,2 7 26,9 7 29,2 3 11,5

Д 9 33,3 10 34,5 10 37,0 4 13,3

2 Интересно, весело М 7 29,1 9 34,6 7 29,2 4 15,4

Д 9 33,3 10 34,5 9 33,3 5 17,1

3 Хочу стать сильным, ловким М 4 16,7 4 15,4 4 16,7 5 19,3

Д 2 7,4 3 10,3 1 3,7 3 10,3

4 Для укрепления здоровья М 3 12,5 4 15,4 2 8,3 8 30,8

Д 2 7,4 4 13,8 3 11,2 10 34,5

5 Можно пообщаться со сверстниками М 2 8,3 1 3,8 2 8,3 1 3,8

Д 3 11,2 1 3,5 2 7,4 2 7,0

6 Хочу научиться плавать М 1 4,3 1 3,8 2 8,3 1 3,8

Д 1 3,7 1 3,4 2 7,4 - -

7 По примеру родителей их желанию или требованию М - - - - - - - -

Д 1 3,7 - - - - - -

8 Укрепляет характер, волю М - - - - - - 2 7,7

Д - - - - - - - -

9 Расширяет знания М - - - - - - 2 7,7

Д - - - - - - 3 10,3

10 Развивает эстетические качества М - - - - - - - -

Д - - - - - - 2 7,0

Так, мотиву «люблю, нравится» отдали предпочтение в среднем 31,2% опрошенных детей контрольной группы и 30,7% экспериментальной. Для 31,2% детей контрольной и 34,6% экспериментальной групп является ведущим мотив: «интересно, весело».

После эксперимента мотивационная сфера детей контрольной группы не претерпела существенных изменений. Как и до эксперимента, учащиеся данной группы находят удовлетворение в самом процессе физкультурных занятий. Ведущими остаются мотивы «люблю, нравится» и «интересно, весело».

У детей экспериментальной группы наблюдается ценностная переориентация в потребностях физкультурными занятиями. Приоритетным для учащихся обоих полов данной группы становится мотив «для укрепления здоровья», характеризующий пер-

спективы процесса физкультурной деятельности (мальчики - 30,8%, девочки - 34,5%). Более того, начинают появляться, что не наблюдается у детей контрольной группы, более значимые мотивы к занятиям физическими упражнениями, такие как: «укреплять характер, волю» (мальчики - 7,7%), «расширяет знания» (мальчики - 7,7%, девочки - 10,3%), «развивает эстетические качества» (девочки - 7,0%).

Таким образом, экспериментальная программа физического воспитания и разработанная система педагогического контроля физической подготовленности младших школьников как основа учетно-контрольного блока играют позитивную роль в формировании позитивной мотивации к занятиям физическими упражнениями. При этом установлено:

- существенное повышение, по оценке учащихся, чувства удовлетворения от самого процесса физического воспитания;

- усиление интереса детей к улучшению своего физического состояния в связи с применением перцентильных шкал, учитывающих особенности физического развития учащихся;

- тенденция к изменению структуры мотивационно-потребностной сферы детей 9-10 лет в контексте выдвижения на передовые позиции по мере взросления школьников мотивов более высокого, социального порядка.

ЛИТЕРАТУРА

- Баландин В.А. Развитие познавательных процессов детей 6-10 лет средствами физического воспитания // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.- 2000.- № 1. - С.24-40.

- Костюков В.В. и др. Эволюция мотивов и потребностей людей 4-80 лет в занятиях спортивными и подвижными играми // Теория и практика физической культуры.- 1994.- № 7.- С.2.

- Чернышенко Ю.К., Баландин В.А. Возрастная динамика мотивов и потребностей детей 6-10 лет в различных видах физкультурно-спортивной деятельности// Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 8.- С. 45.

ФОРМИРОВАНИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ КОНФЛИКТНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ С ПОМОЩЬЮ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Владимир Мнацевич Дащан, преподаватель,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Военный инженерно-технический университет, г. Санкт-Петербург

Аннотация

В данной статье описано решение проблемы выхода из возникающих конфликтных ситуаций в воинских коллективах с помощью занятий по физической культуре с целью формирования у военнослужащих конфликтной компетенции.

Ключевые слова: конфликт, конфликтная компетенция, межличностный конфликт, личная стратегия поведения в конфликте.

THE FORMATION OF VOLITIONAL QUALITIES OF MILITARY MEN AS A MEANS OF CONFLICT COMPETENCE'S IMPROVEMENT WITH HELP OF PHISICAL CULTURE LESSONS

Vladimir Mnacevich Daschan, teacher,

Military Engineering-Technical University Saint-Petersburg

Annotation

In this article the solution of conflict prevention in military groups with help of physical culture lessons with aim of military personal conflict competence formation is depicted.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.