УДК 323(510) + 327(510) + 327(5—015) + 221.7
Ци Минянь Ci Mingyan
ЦЕННОСТИ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ КИТАЯ В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
VALUES OF TRADITIONAL CULTURE OF CHINA IN SYSTEM OF NATIONAL FORMATION
Статья посвящена исследованию роли традиционных ценностей в содержании образования внутри страны
Ключевые слова: традиция, культура, конфуцианские ценности, страноведение, философские школы, образование
Article is devoted to the research of a role of traditional values in the content of formation inside of the country
Key words: tradition, culture, values of Confucianism, regional geography, philosophical schools,for-mation
Статья выполнена при финансовой поддержке Федерального агентства по науке и инновациям (государственный контракт № 02.740.11.0363)
Последние два десятилетия внесли серьезные изменения в расстановку сил на мировой арене. По выражению видного представителя школы миросистемного анализа А.Г. Франка, «центр мира» во второй половине XX в. вновь стал перемещаться в Азию. Здесь появились динамично развивающиеся страны: Япония, Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур, Китай. Устояв в глобальном финансовом кризисе, Китай превратился в один из центров мировой экономики. Это усилило его политикоидеологические позиции в мировом сообществе. Концепция внутреннего развития и внешней политики КНР направлена на создание гармоничного общества и гармоничного мира на принципах взаимопонимания, мультикультурализма, толерантности. Можно сказать, что современный Китай предлагает мировому сообществу свою модель глобализации с ценностями конфуцианских идей.
Известно, что на протяжении всей истории Китая конфуцианство играло первостепенную роль в политической, эконо-
мической, культурной жизни страны, хотя положение этого учения в китайском обществе не всегда было доминирующим. Общепризнанным является и тот факт, что духовную жизнь и национальную китайскую культуру определило мирное сосуществование и синтез трех национальных учений: конфуцианства, легизма и даосизма [1]. Каждое из них, разрабатывая проблематику антропологических ценностей, выработало свое понятие «идеального человека», который формируется как результат самосовершенствования и образовательных практик.
В китайских философских учениях выделяются основные идеи, несущие в себе общую мысль китайской культуры, наполненной философско-антропологическим смыслом и представляющей интерес в исследовании наличия феномена традиционных ценностей в образовательном процессе: гармония — «хэ»; идея передачи духовных традиций — «даодун»; идея морали всего общества и каждого человека в отдельности — «дэ»; идея образования и воспитания «цзяо, сюэ», причем тематике морали, воспитания личности и связанных с ними традиционных ценностей в китайской культуре отводится центральное место.
Гармония — философская категория,
подразумевающая динамичное равновесие, оформилась в Китае уже в V II вв. до н.э. Гармоничность включена в перечень основополагающих «шести добродетелей» наряду с «разумностью» (чжи), «гуманностью» (жэнь), «совершенной мудростью» (шэн), «долгом/справедливостью» (и), «верностью» (чжун) [2]. Кроме того, гармонизация истолковывалась как содержание добродетельного и действенного научения (цзяо).
Гармония касается и внутреннего мира человека. Источником гармонии («средин-ности») в Поднебесной считалась человеческая личность. Потенциальное внутреннее совершенство человека, в соответствии с традиционными идеологемами, реализовывалось в процессе длительного, требующего внутренних усилий правильного («срединного и неизменного») пути — Дао [3]. Правильное внутреннее развитие, образование и самовоспитание неизбежно должно было приводить к эффективной социальной практике. Таким образом, гармонии можно было достичь только путем совершенствования себя и в процессе воспитания и образования [4].
С идеей внутренней гармонии человека, которую можно и нужно воспитывать, которая, по представлениям китайцев, детерминирует внешний социокосмический порядок, тесно связана другая категория китайской философско-антропологической мысли — даотун. Это понятие обозначает передачу духовного наследия, традиций от первомудрецов к последующим поколениям.
Преемственность духовных традиций воплощается в современных социальных, культурных, политических процессах китайского общества через образовательные практики. Традиции не возникают сами по себе, они приходят из прошлого, определенным образом трансформируясь. Однако по-прежнему остается их суть — непреходящие человеческие ценности — доброта, любовь, преданность, почтительность и т.д. Китайский ученый Лю Шусянь считает, что «понимание собственных национальных традиций есть дело исключительной важности, а заимствование у Запада — это
путь, не имеющий будущего» [5]. Более того, он отмечает, что конфуцианские ценности и культура явились весьма важными факторами «экономического чуда» Китая.
Механизм передачи духовного опыта и традиций связан с изучением философских текстов и следованием ритуалу в повседневной жизни. Как отмечает известный российский ученый Г.Б. Корнетов, усвоение традиций посредством изучения канонических текстов и ритуалов (этикета, церемониала), имевших значение как сакрального символа, так и этической нормы, считалось в Китае самой сутью человеческой жизни, достойной человека, высшей социальной и культурной ценностью [6].
К традиционным концепциям китайских философских учений, востребованных в современном образовательном процессе, относят и общекультурный символ — категорию дэ. Основополагающее свойство этой динамической субстанции, конкретно воплощающей движение «небесного Пути» (дао), — способность взращивать, оживотворять, доводить любое явление до максимального развития, предельной актуализации имманентных ему потенций [7]. Эта фундаментальная для всей классической китайской мысли категория находится в центре внимания известных российских и китайских ученых (Л.Н. Борох, А.И. Коб-зев, А.М. Карапетьянц, A.C. Мартынов, Хуан Вэйхэ, Хоу Вайлу, Чжан Дайнянь). Она исследуется в разных аспектах: экономическом, политическом, культурном, образовательном.
A.C. Мартынов определяет дэ как некую созидательную силу, направленную от хаоса к космосу, которая может служить характеристикой самой различной активности в самых разных областях, указывая на ее направленность не на разрушение, а на созидание. Диапазон дэ, по его мнению, самый широкий — от самосовершенствования души до мироустройства и государс-твенногостроительства [8].
Е.Б. Поршнева относит категорию дэ к динамической стороне культуры как либо обеспечивающую непосредственно ее движение, либо обозначающую потенци-
альные энергетические запасы для его осуществления [9].
В современном Китае накануне XVI съезда КПК (25 октября 2002 г.) ЦК КПК опубликовал «Программу построения гражданской нравственности (гунминь даодэ)». Ее главная задача: «Накрепко увязать строительство правопорядка и строительство морали, управление при помощи закона и морали (дэ) путем непрерывного углубления и расширения строительства гражданской морали, соответствующей социалистической рыночной экономике. Это является фундаментальной мерой повышения основополагающих качеств нации, имеет чрезвычайно важное значение для развития национального духа и духа современной эпохи, для формирования положительных общественно-нравственных обычаев и привычек, для поощрения гармоничного развития материальной и духовной культуры, в великом деле всестороннего продвижения по пути строительства социализма с китайской спецификой» [10].
Основное содержание дэ в моральном аспекте — поиски и делание добра (шань). Подобное делание добра, как и совершающий его человек, включается в природно-космическую модель мира, чем процесс самосовершенствования интегрируется в достижение всеобщей гармонии [10].
Среди современных китайских ученых наиболее распространенной является точка зрения, согласно которой понятию дэ придается всеобъемлющий характер, охватывающий как материальные, так и духовные аспекты. Показательно суждение о дэ авторов «Истории китайской мысли» под редакцией известного ученого Хоу Вайлу. Они утверждают, что дэ — это некая «нравственная программа», «ядро моральной жизни» [11].
Нравственное кредо конфуцианства — человеколюбие (жэнь), чувство долга (и), уважение к старшим (сяо), преданность (чжун), соблюдение норм общественных, внутрисемейных и групповых отношений. Поскольку конфуцианство обращено прежде всего к совершенствованию человека, к совершенствованию отношений между
людьми и миром, то конфуцианская модель стала универсальной для традиционного Китая, сформировав национальный характер. Интересуясь в человеке прежде всего самим человеком, стремясь воспитать в нем способность вслушиваться в свое сердце и понимать его, Конфуций рассматривал путь совершенства человека не только через приобретение знаний и навыков, но и через развитие гармонии между его разумом и чувством, приобретение умения найти истину в самом себе.
Конфуцианское учение формировало стремление к знанию, а воспитание рассматривалось как путь достижения гармонии. Культ внутренних добродетелей и постоянного самосовершенствования, достигаемые прежде всего посредством обучения и воспитания, оказал огромное влияние на формирование духовной культуры, традиций, национальногосознания [12].
Обобщая идеи Конфуция, следует отметить, что его философское учение носит явно выраженный антропологический смысл, т.к. связано с идеями природы человека, с доктриной образования и воспитания личности и ценностным аспектом.
По мнению одного из видных представителей новой китайской философии Фэн Юланя, образовательные и воспитательные идеи заложены в самом содержании «китайской философской традиции, ядром которой всегда был поиск синтеза духовного совершенства и социальной активности» («нэй шэн вай ван») [13]. Истоки этого синтеза также находятся в конфуцианстве. Конфуций рассматривал концепцию «внутренней совершенной мудрости и внешней царственности» как модель идеальной личности, где основой является развитие человеческих добродетелей, выраженных у него в базовых категориях [14].
«Конфуцианская» личность, которая воспитывается в соответствии с концепцией «внутренней совершенной мудрости», наделена высоким чувством социальной ответственности, чувством гуманности, долга, справедливости и т.д., руководствуется в своей созидательной деятельности интересами общества, соотнося свои поступки
со всей иерархией ценностей. Обрести подобные качества возможно было только путем самовоспитания и образования.
Конфуцианство как основа традиционной культуры Китая прошло сложный путь, переживая в настоящий момент свой ренессанс.
Исследователи выделили целый ряд «конфуцианских (азиатских) ценностей», обеспечивших ускоренное и более гармоничное, нежели на Западе, развитие не только Китая, но и стран, находящихся в ареале конфуцианской культуры. В разряд современных «конфуцианских ценностей» отнесены приоритет корпоративизма над индивидуализмом; преимущественная опора на личные связи и взаимные обязательства, нежели на букву закона; почтительное отношение к власти и социальной иерархии; стремление к социальной гармонии; высокая мотивация к обучению, трудолюбие, усердие и бережливость; государственный патернализм в социальной и экономической сферах. Столкнувшись в 1980-е гг. с проблемой легитимации однопартийной власти в период экономической либерализации, руководство КНР, осознавая мощный стабилизирующий и мобилизующий потенциал традиционной культуры, взяло на вооружение ранее критиковавшиеся идеи конфуцианства, рассматривая их в качестве инструмента внутренней и внешней политики.
В 1990-е гг. конфуцианство было объявлено главным компонентом китайской интеллектуальной традиции, которая сыграла определяющую роль в современном экономическом прогрессе Китая.
Возрождение традиционной культуры Китая проявилось в издании с 1990-х гг. огромными тиражами литературы, содержащей квинтэссенцию китайской культуры:
сочинения Конфуция, Мэнцзы, Чжуанцзы, Лаоцзы, Сыма Цяня и Ван Говэя. В 2008 г. был запущен грандиозный проект по переводу на девять крупнейших европейских языков и изданию конфуцианского Пятикнижия (Шицзин, Шуцзин, Лицзи, Иц-зин, Чуньцю).
Подобная тенденция не могла не сказаться и на образовательном процессе. Примером воссоздания культурных традиций в системе высшей школы КНР служат открытые в 2001 г. в Уханьском университете впервые в стране экспериментальные группы, в которых началось преподавание дисциплины «страноведение» на уровне бакалавриата, с 2005 г. — на уровне магистратуры. В 2007 г. официально открыта докторантура. Как результат накопленного опыта в подготовке кадров и на основе сформированной базы дисциплин в марте 2010 г. в Уханьском университете официально основан Институт страноведения. Содержание подготовки по направлению «страноведение» включает историю философских учений, среди которых ведущее — конфуцианство. Модель обучения сочетает формы овладения материалом, характерные для Академий традиционного Китая, с методикой чтения и обсуждения текстов, принятой в известных учебных заведениях мира. При отборе материала ведущим принципом признано использование оригинальных классических произведений. В настоящее время на основе принятой Программы развития национального образования КНР разрабатывается концепция дальнейшего его прогресса, которая сочетает новейшую тенденцию развития мирового образования — интернационализацию с лучшими образцами китайской традиционной культуры [15].
Литература
1. Лукьянов А.Е. Лаоцзы и Конфуций: Философия Дао. — М.: Восточная литература РАН, 2000.
2. «Чжун юн» // Древнекитайская философия. (Пер. В.Г. Бурова). — Т. 2. — М., 1973 — С. 119-136.
3. Юй Тун. Чжунго чжэсюэ даган = Основы китайской философии. Т. 1. — Пекин, 1957. — С. 47-54; Ли Вэнь. «Дао» юй «тти» (Дао и орудия) // Чжунго чжэсюэ ши яньцзю. — 1981. — № 1. — С. 68-72. — Кит. яз.
4. Ян Кунчи. Гуаньюй цзяоюй ши яньцзюдэ цзиншень цзячжи вэнти =К вопросу о духовных ценностях в образовании / Цзяоюйсюэ. Бэйцзин, 2005. — С. 154-155. — Кит. яз.
5. Лю Шусянь. О новых горизонтах современной неоконфуцианской философии // Китайская философия и современная цивилизация. Сборник статей. — М.: Восточная литература РАН,
1997. — С. 95.
6. Корнетов Г.Б. От первобытного воспитания к гуманистическому образованию: учеб. по-соб.-М.:УРАО,2003.-С. 101.
7. Китайская философия: энциклопедический словарь / Гл. ред. М.Л. Титаренко. — М.: Мысль, 1994. — С. 120.
8. Мартынов A.C. Категория дэ — синтез «порядка» и «жизни» // От магической силы к моральному императиву: категория дэ в китайской культуре. — М.: Восточная литература РАН,
1998. — С. 38.
9. Поршнева Е.Б. Даоская традиция в народных религиозных движениях // Дао и даосизм в Китае. — М., 1982.
10. Гунминь даодэ ганьяо = Программа построения гражданской нравственности. Жэньминь жибао. 25.10.2001.
11. Хоу Вайлу. Чжунго сысян шиган = История китайской мысли. Т. 1. — Пекин, 1980. — С. 26. — Кит. яз.
12. Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. 2-е изд. — М.: Восточная литература РАН, 2001. — С. 189-192.
13. Фэн Юлань. Краткая история китайской философии. Пер. на русский: Р.В. Котенко. — СПб.: Евразия, 1998. — С. 99.
14. Абрамова H.A. Политическая культура Китая. Традиции и современность. — М.: Муравей, 2001.— С.158.
15. Цзинь сань ши нянь лай Чжунго чжэсюэ дэ фачжань: хуэйгу юй фачжань = Развитие китайской философии за 30 лет: ретроспектива и взгляд в будущее / Под ред. Го Циюн. — Ухань, Уханьский ун-т, 2010. — Кит. яз.
Коротко об авторе_______________________________________________Briefly about the author
Ци Минянь, аспирантка, Читинский государствен- Ci Mingyan, post-graduate student of Oriental Stud-ныйуниверситет (ЧитГУ) iesdepartment, Chita
Служ.тел.: (3022) 41-65-04
Научные интересы: национальная культура Scientific interests: national culture