Научная статья на тему 'Традиционная китайская культура и формирование социокультурного пространства Китая'

Традиционная китайская культура и формирование социокультурного пространства Китая Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
4223
442
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / КОНФУЦИАНСТВО / САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ / ТРАДИЦИИ / ЦЕННОСТИ / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / PHILOSOPHY / CONFUCIANISM / SELF-IDENTIFICATION / TRADITIONS / VALUES / SOCIAL CULTURAL SPACE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Минянь Ци, Абрамова Наталья Андреевна

Представлены основные концепты китайской традиционной культуры в связи с философским знанием, даются характеристики социокультурного пространства Китая

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Traditional Chinese Culture and Its Social Cultural Space Formation

The article presents the cores concepts the Chinese traditional culture in connection with philosophical knowledge. The characteristics of China social cultural space formation are given

Текст научной работы на тему «Традиционная китайская культура и формирование социокультурного пространства Китая»

УДК 130.2

Ци Минянь Ci Mingy an

Абрамова Наталья Андреевна Natalia Abramova

ТРАДИЦИОННАЯ КИТАЙСКАЯ КУЛЬТУРА И ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА КИТАЯ

TRADITIONAL CHINESE CULTURE AND ITS SOCIAL CULTURAL SPACE FORMATION

Представлены основные концепты китайской традиционной культуры в связи с философским знанием, даются характеристики социокультурного пространства Китая

Ключевые слова: философия, конфуцианство, самоидентификация, традиции, ценности, социокультурное пространство

The article presents the cores concepts the Chinese traditional culture in connection with philosophical knowledge. The characteristics of China social cultural space formation are given

Key words: philosophy, confucianism, self-identification, traditions, values, social cultural space

Статья выполнена при финансовой поддержке Федерального агентства по науке и инновациям (государственный контракт № 02.740.11.0363)

Начало XXI в. ознаменовано стремительным ростом роли Китая на мировой арене. Успехи, которых добилась страна, связаны не только с экономическим развитием. Огромную роль в этом процессе играет система духовной культуры и ее традиций. Значение культуры в китайском знании настолько велико, что она считается системообразующей основой всех происходящих на протяжении многих веков общественных процессов. То же можно утверждать и по отношению к китайской философии. Являясь центральным ядром и теоретическим выражением духовной национальной традиционной культуры, она «представляет столь же важные ресурсы,

что и философия Платона или Аристотеля, Канта или Гегеля — тем более, что уже накоплен богатый опыт эффективного изучения китайской философии в рамках всего международного сотрудничества» [1].

Основная специфика традиционной китайской системы философско-культурологического мышления состоит в том, что в обществе всегда первостепенное и исключительное значение имели социальная этика и политика, которые и являлись, по сути, философией — знанием в целостном виде. Лишь в XII в. философом Чжу Си была осуществлена первая попытка классификации знаний и вычленение отдельных наук из философии. В XVII в. Фан Ичжи разработал принципы различия философии и науки. Современную форму этот процесс принял лишь на границе XIX-XX вв.

Китайским эквивалентом термина «философия», — пишет А.Е. Лукьянов,

руководитель Центра изучения духовных цивилизаций Восточной Азии ИДВ РАН,

— принято считать термин «чжэсюэ», искусственно созданный и введенный в научный оборот из японской критической литературы нового времени. Проведенные им исследования показывают, что все основные течения китайской философии вырастают из единой основы — культуры Дао. Это придает философии особый статус самосознания, т.е. философия, по словам А.Е. Лукьянова, «восстанавливает культуру Дао в физике, метафизике и срединной между ними области в особом (архетипическом) духовном объеме (жун), энергия и ритмика которого не вписывается в космос Поднебесной в силу значительного изменения ее телесных, духовных и идеальных параметров (хотя этого совпадения желают и пытаются достичь философы)» [2].

Не вдаваясь в онтологические размышления, отметим, что в Китае философские знания широко применялись в области политики, военного дела, экономики, общественных отношений для обоснования и подтверждения правильности принятых правителями решений. Культурологическая, т.е. социально-этическая и этико-политическая проблематика всегда была на первом месте философских знаний для их дальнейшей практической интерпретации. Поиск средств более эффективного управления сложнейшими социальными структурами и определил необходимость первостепенного значения философско-культурологических знаний [3].

К традиционным философским знаниям, сопряженным с традиционной культурой, относились правила и искусство управления, сконцентрированные в этике, детерминирующей, в свою очередь, онтологическую и гносеологическую проблематику. Синтез онтологических принципов и правил познания в итоге приводил к конструированию моральных норм и законов управления, являющихся составной частью идеологии как формы культуры и представлений о бытии и структуре мироздания. Поэтому общественно-политическая, культурологическая мысль и философские

знания традиционно являлись синонимами и творческой реставрации духовной культуры Китая [4].

Особенностью китайских философских знаний, закрепившихся в традиционной культуре, является и их комментаторская традиция. Объяснение этой тенденции заключено в ориентации философии, а значит, и всей культурологии на идеал «высокой древности», т.е. неуклонное следование традициям обязывало китайских философов излагать собственные взгляды как комментарии или толкования классических памятников-канонов. «Цзинсюэ» («каноно-ведение», «учение о канонах») — обобщающее название традиции комментирования конфуцианских канонических книг. Ее основателями были Цзы Ся (V в. до н.э.) и Сюнь Куан (ГУ-Ш вв. до н.э.). Каноноведе-ние вошло в идеолого-культурологический инструментарий империи Западной Хань, в котором конфуцианские каноны составили не только основу системы образования и подготовки административных кадров. Все культурные памятники, произведения искусства и литературы, даже официальные документы оценивались с точки зрения сообразности канонам. Поэтому «Цзинсюэ» отражало культурологические процессы, связанные с социально-политическим состоянием общества, ходом эволюции философско-культурологической и общественно-политической мысли.

К чему приводила эта тенденция на практике? Культурологизация философии в Китае, превращение конфуцианства в официальную идеологическую доктрину, применение конфуцианских канонов в качестве регулирующей основы системы всеобщего образования обусловили их общекультурное значение. Такое же значение приобрели даосские и буддийские, а после 1949 г.

— маоистские и иные постулаты. Традиция «Цзинсюэ» как культурно-идеологический инструмент фактически прекратила существование в первой половине XX в.

Все элементы традиционной культуры Китая всегда прочно взаимосвязаны. Активная связь общенародной культуры и философских знаний базируется на меха-

низмах традиции, выкристаллизовавших и сакрализовавших различные общеизвестные понятия, например, саму категорию «вэнь» («культура», «словесность», «письменность»). Ее концентрированным выражением и служила философия. Уважение, авторитет, стремление в народных массах к «вэнь» приобщали в свою очередь огромные массы людей к философскому знанию, осмыслению философских понятий, учений, теорий [5].

Феномен массовости, распространенности китайской философии заключается в народном культурном и образовательном мировосприятии. Подобное взаимодействие традиционных элементов духовной культуры размывало границы между собственно философией ( специфической областью интеллектуальной практики) и общекультурным мировоззрением, сохраняя некую общую основу, явившуюся организующим началом религиозного и культурного синкретизма. «Благодаря этой общей основе, взаимоисключающие, казалось бы, духовные традиции — конфуцианская, даосская и буддийская — составляли специфическую целостность, частично смешиваясь в народной культуре и гибко взаимодействуя в теоретических доктринах» [6].

Другой специфической чертой китайской философии является ее культурологическая традиция рассматривать предметы в их целостности, преемственности развития, а также взгляд на природу, человека и дух как на нечто органически целое, объединенное сложной системой взаимосвязей, повышенное научное внимание к факторам хаоса и организованности, цельности структур реальности и их рациональным управлением [7].

Концепция взаимозависимости космоса, государства и человеческого тела, — пишет профессор Пенсильванского университета (США) Натан Сивин, — преобладала в умах китайцев в течение многих столетий. Все три составляющие образовывали философско-культурологическое «единое целое».

У Конфуция или даже у Мэн-цзы «Небо» еще напоминает верховное чжоус-

кое или шанское божество, не вмешивающееся в дела людей. Эти мыслители еще отделяли космический порядок от государственного и тем самым выступали против обращения к знамениям и гаданиям. Между тем, ближе к ханьскому периоду ученые все чаще начинают рассматривать природные и космические «отклонения» как признаки государственных ошибок. Небо начинает интерпретироваться в терминах теории инь и ян, а потом и пяти элементов.

Во II в. до н.э. в Китае формулируются теории, систематизирующие представление о государстве и теле как микрокосмах, тесно связанных и «настроенных» на космос. Взаимоотношения микрокосмов и макрокосма интерпретируются в форме концепции «космического резонанса» («ганьин»). Эти феномены не просто связаны, но оказывают друг на друга взаимное влияние.

Вот почему, начиная с «Люй-ши чу-ньцю», императору приписывается более высокая ответственность, чем просто управление государством. Более того, исключается его непосредственное участие в работе государственной машины (концепция «недеяния» — «увэй»). Он отвечает за обеспечение взаимосвязи между государством и космосом посредством «правильного» управления государством, дабы страну не постигли природные катастрофы. Император сравнивается с пребывающей непосредственно в центре звездного неба Полярной звездой, вокруг которой вращаются все светила. Китайцы проводили далеко идущие параллели между иерархическим устройством космоса (звездного неба) и земной бюрократией, отождествляли космические законы и нормы общественного бытия [8]. Подобные представления оказались настолько сильны, что и в современной китайской практике власть разворачивается как моральный престиж и является определенным образом сакрализованной.

В Китае во второй половине 1-го тысячелетия до н.э. основные элементы традиционной духовной культуры типологически были схожи с теми, что развиваются в античных мирах. Однако элементы культуры, которые получили наибольшее развитие в

философии и науке на античном Западе, в Китае оказались вне теоретического или практического внимания и прекратили свое существование. Подобное произошло и с логическими методами анализа и синтеза. Первоначальные их основы ( заложены в У-Ш вв. до н. э. Мо-цзы и его последователями ) так и не сформировались в логику как науку о законах и правилах мышления и не получили дальнейшего развития в рамках традиционных школ и учений. Но зато успешно и продуктивно для практики развивались и совершенствовались другие идеи, концепции, ценности, отброшенные западной античной культурой.

Подобные тенденции обусловили специфику способов организации философско-культурологических знаний в Китае, которые стали базироваться на системе представлений, исходящих из идей гомоморфизма Вселенной и ее составных элементов. К этим элементам относились и идеи об универсальном числовом и символическом выражении структуры, закономерностей Космоса и его частей, организованных и функционирующих по законам гармонии. Так, постепенно сформировался специфический китайский аналог — прототип нумерологического учения пифагорийцев.

Эта система, став своеобразной функциональной заменой формально-логи -ческого инструментария западной науки и философии, прочно заняла место в традиционной духовной культуре Китая. Поэтому нумерологические схемы, методики расчетов, пояснений довольно широко используются в различных областях китайской науки.

В философско-гуманитарной сфере, явившейся теоретической формой выражения традиционной духовной культуры Китая, успешно черпают вдохновение не только крупнейшие культурологи, но и представители математической физики, занятые глобальными проблемами соотношения хаоса, порядка и поведения сложных социоприродных систем, а также специалисты по кибернетике, этике, экологии, исследователи космоса. Мы должны отметить и тот факт, что успехи развития новых ин-

дустриально-промышленных систем (страны Азии) базируются именно на рациональном сочетании западных технологий с традиционными азиатскими, особенно китайскими, культурными императивами, выраженными в глубоких философских и гуманитарных знаниях.

Основные характеристики китайской философской и культурной традиции указывают, прежде всего, на ее антропоцен-тричность, которая понимается как естественная «встроенность» человека в триаду ценностей: земля, человек, Небо, где человек — это элемент космического порядка, который не способен претендовать на роль покорителя природы и, следовательно, является человеком гармоничным, не нарушающим ее законов.

Содержание китайской культуры в традиционной и современной формах достаточно подробно охарактеризовано отечественной синологией в трудах ведущих китаеведов Л. Переломова, А. Лукьянова, Т. Тертицкого, А. Ломанова, М. Титаренко, А. Маслова, В. Малявина, Е. Торчинова и др. По общему утверждению, современную сущность духовной культуры Китая можно рассматривать как качество общественных национальных достижений и одновременно как формы сохранения прошлого, традиционного, социокультурного опыта. Причем, прошлый опыт рассматривается и с точки зрения его способности программировать настоящее и будущее Китая [9].

Необычный для «западного» мышления механизм функционирования китайских традиций реализуется в результате действия общесоциологического закона отрицания, объясняющего динамику возникновения нового и сохранения в них старого. В отличие от сложившихся стереотипов, именно так можно объяснить сущность специфики китайской традиции — консерватизм и способность возникновения в ней нового.

Одна их уникальных черт китайской культуры заключается в том, что в течение тысячелетий страна развивалась в полной изоляции от центров мировой цивилизации. Поэтому исторически китайцы всегда рассматривали себя как «срединное царс-

тво», являющееся центром всего цивилизованного мира. Отождествление своего положения как центрального по отношению к соседним народам — варварам сформировало своеобразную социокультурную самоидентификацию нации. Заимствование соседними странами китайской иерог-лифики в качестве своей письменности еще более утвердило китайцев в необходимости сохранения подобной идентичности. Восприятие иероглифического письма другими народами означало для них признание превосходства китайских культурных и моральных ценностей.

Несмотря на длительную изолированность, китайская культура успешно развивалась, опережая западную. В значительной степени это было связано с функционированием моральных ценностных установок, которые возводились в непреложные правила поведения. Поэтому китайцы не без основания считали себя уже не просто «срединным», а «срединным царством Поднебесной», подразумевая собственную значимость для других народов своего социокультурного пространства. Специфика китайского этноцентризма заключается в том, что отвергается сама возможность существования оригинальных ценностей вне самодостаточного и непревзойденного по морально-этическим параметрам китайского суперэтноса.

Закреплению общей социокультурной идеи — «китаецентризма» — способствовало то, что на протяжении многих столетий китайцы представляли крупнейший земледельческий народ Восточной Азии. Им приходилось взаимодействовать с кочевниками, находившимися на более низкой стадии развития. Другое древнейшее социокультурное пространство — Индию — от Китая отделяли высочайшие в мире горные массивы (Гималаи, Тибет, Куньлунь). В силу этого ещё у древних китайцев сформировались представления о безусловном превосходстве их земледельческой культуры и социальной организации над скотоводческими обществами «варваров».

Ценностные основы традиционной культуры Китая сформировались в эпоху

Восточной династии Чжоу, включая периоды Чуньцю («Весны и осени») VIII — V вв. до н.э. и Чжаньго («Сражающихся царств») V — III вв. до н.э. Именно тогда сложилась богатая социокультурная практика иерар-хизированных отношений между «средин -ными государствами», с одной стороны, и чжоуского Китая в целом с окружающими его соседями, с другой.

Удельные владения «Срединного государства» («Чжунго») периода Чжоу, находившиеся в границах одного социокультурного пространства и практически вступившие в равноправный, диалогический обмен ценностями, выработали необходимый кодекс поведения в контактах между правителями этих «царств».

«Мандат Неба» на правление принадлежал только чжоускому вану, который обладал монопольным правом выполнять социокультурные ритуальные процедуры, символизирующие его общение с «Небом», издавая «повеления от имени Неба» («мин») своим наместникам в уделах. Удельные правители, регулярно выплачивая фиксированную дань чжоускому вану, поддерживали иерархизированные, по сути, равноправные отношения между собой.

Создание единой империи Цинь в 221 г. до н.э. трансформировало перспективу «развития в многообразии» и условия равноценного диалога с соседними странами. Сформировавшаяся концепция «Китай — варвары» законсервировала локальное состояние китайской цивилизации. Конфуцианское учение, приобретшее со временем универсалистское значение, выходившее за страновые рамки, придало китайской социокультурной конструкции уникальную стабильность и способность к его геополитическому расширению.

Поэтому на протяжении столетий китайская империя выступала в роли культурного донора, а ее соседние страны — в качестве реципиента китайских социокультурных достижений. Правящие династии соседних стран, оказывающиеся в пространстве социокультурного влияния Китая, осознавали необходимость соблюдения китайских сакрально-ритуальных «правил

игры» и «дипломатии». Они являлись для них инструментом обеспечения легитимности и эффективным механизмом репродукции монополии на власть. Реализуя эти правила взаимоотношений и становясь объектами социокультурной ассимиляции со стороны Китая, они получали «мир за покорность». Таким путем им удавалось обезопасить свою власть и страну от внутренних и внешних посягательств.

В пространстве своего реального влияния Китай и сегодня достаточно успешно играет роль регулятора, гаранта стабильности и безопасности на беспрецедентной по масштабам территории. Объективной основой такого влияния служит социокультурный потенциал Китая. Китай на протяжении тысячелетий обеспечивал «запас прочности», устойчивости китайской государственности не своим военным могуществом, а культурой, склонной к гармонизации миропорядка и к компромиссам.

Длительное существование традиционных социокультурных идей сформировало фундаментальную ценность современного периода развития китайского общества

— стремления к государственной стабильности, гармоничности отношений в обще-

стве, с другими странами и с природой. Социальная гармония и личное благополучие достигаются соблюдением принципов конфуцианского общественного порядка. Целостность и могущество государства обеспечиваются моральным авторитетом властей, признанием его низами, а также другими народами. Эти ценности радикально отличаются от распространенности идей свободной воли личности и возможности жизни в однополярном мире, культивируемые западной культурой.

Классическая китайская цивилизация в первоначальной форме уже давно не существует. Но конфуцианские идеалы, особенно в социально-политической сфере, остались практически нетронутыми. Само их сохранение и успехи современного китайского государства служат свидетельством неизменности ценностей китайской культуры [10].

Неоконфуцианская идеология в XXI в. продолжает выражать прежние традиционные идеи общественного и личного, стабильности общества и умеренных, цикли -ческих изменений в нем путем неуклонного следования социокультурным правилам и ритуалам.

Литература

1. Нэвилл Р. Китайская философия в современном мире (выступление на заседании ученого совета ИДВ РАН по случаю вручения диплома. «Почетного доктора ИДВ РАН» 22 мая 1996 г): пер. с англ. Т. Карагановой // Проблемы Дальнего Востока. — 1996. — № 4. — С. 54.

2. Лукьянов А. Понятие философии у древних китайцев // Проблемы Дальнего Востока. — 1998. - № 2. - С. 128-129.

3. Ху Ши. Смысл нового мышления // Избранные материалы по философской мысли. — Т. 1. — Изд. Восточно-китайского педагогического университета. — 1981. — С. 133.

4. Фэн Юлань. О новом знании. Полное собрание сочинений / Хэнань жэньминь чубаньшэ.

— 1986. — Т. 5. — С. 169.

5. Современные новые неоконфуцианцы. — Пекин, 1989.

6. Китайская философия: энциклопедический словарь / РАН, Ин-т Дальнего Востока; гл. ред. М.Л. Титаренко. — М.: Мысль, 1994. — С. 6.

7. Малявин В. Китай управляемый. Старый, добрый менеджмент. — М., 2005. — С. 32.

8. Sivin N. State, Cocmos end Body in China in the last three centuries B.C. // Harvord j of Asiatic studies. — Combridge (Mass). — 1995. — № 1. — Vol. 55 — Р. 5 — 37.

9. 2007 нянь: Бэйцзин вэньхуа фачжань баогао = 2007 год: доклад о развитии пекинской культуры. — Пекин, 2007; Вэньхуа чанье синь лунь = Новая теория культурной индустрии. — Чанша, 2007.

з1

10. Stone R. The formation of China’s political culture // Asian thought a. Soc. — Oneonta, 1994.

- № 57. - Vol. 19. - P. 234, 235, 334.

Коротко об авторах_______________________________

Ци Минянь, аспирантка, Читинский государственный университет (ЧитГУ)

Служ.тел: 8-3022- 41-65-04

Научные интересы: национальная культура

Абрамова Н.А., д-р филос. наук, профессор, зав. кафедрой востоковедения, Читинский государственный университет (ЧитГУ)

____________________Briefly about the authors

Ci Mingyan, the post-graduate student of Oriental Studies Chair (China)

Scientific interests: national culture

N. Abramova, Head of Oriental Studies Chair (China), Doctor of Philosophy, Professor

Научные интересы: национальная культура Scientific interests: national culture

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.