УДК 316.7 ББК 60.56 П-16
Панина Елена Александровна, кандидат социологических наук, старший научный сотрудник ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет», e-mail: [email protected]
ЦЕННОСТИ СРЕДНЕГО КЛАССА В СИСТЕМЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ (рецензирована)
В статье приводится анализ социокультурных факторов идентификации представителей среднего класса, а также категории «качество жизни», которая связана с социальным самочувствием стратификационных групп и отражается в чувствах удовлетворенности различными аспектами жизни. Представлены также результаты опроса, которые позволяют говорить о наличии высоких достиженческих позиций у представителей среднего класса, в результате чего уровень удовлетворенности отдельными составляющими качества жизни у них выше, чем у остального населения.
Ключевые слова: качество жизни, представители среднего класса, степень удовлетворенности, ценности, жизненные стандарты, корреляция, жизненный успех.
Panina Elena Alexandrovna, Candidate of Sociology, a senior researcher of FSBEI HE "Maikop State Technological University", e-mail: [email protected]
VALUES OF THE MIDDLE CLASS IN THE SYSTEM QUALITY OF LIFE INDICATORS
(reviewed)
The article analyzes socio-cultural factors of identification of middle class representatives, as well as the category "quality of life", which is related to the social well-being of stratification groups and is reflected in feelings of satisfaction with various aspects of life. The results of the survey are also presented, which make it possible to talk about the existence of high attainment positions in the middle class, as a result of which the level of satisfaction with certain components of the quality of life is higher for them than for the rest of the population.
Key words: quality of life, middle class representatives, degree of satisfaction, values, living standards, correlation, life success.
В настоящее время для идентификации представителей российского среднего класса помимо экономических признаков важными представляются и такие социокультурные факторы как стереотипы поведения, установки, система ценностей, самоидентификация, капитал или интеллектуальный ресурс, а также качество жизни (медицинское обслуживание, здоровый образ жизни, перспективное образование детей, уровень жизни), которые позволяют обеспечить относительную экономическую и социальную устойчивость. Качество жизни в своей основе имеет установленный на определенном этапе экономического развития уровень материального благосостояния, который находит отражение в понятии «уровень жизни». Понятие «уровень жизни» отражает информацию о
реализации потребностей индивидов в благах, а понятие «качество жизни» - степень удовлетворения данных потребностей с достижением определенного личностно-психологического состояния.
Также, дефиниция «качество жизни» раскрывает степень удовлетворения необходимых личных потребностей, проявляющихся в ощущении своего здоровья, самовыражения, социальной гарантированности, свободы, безопасности. Необходимость материального обеспечения своей семьи, определенного уровня образования также является проявлением личностных потребностей, которые обусловлены системой ценностей конкретного общества. В специальной литературе отсутствует общепринятое научное определение понятия «качество жизни», при этом каждый из авторов делает акцент на одной из сторон этого понятия. Наиболее известная характеристика понятия «качество жизни» дана Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ). Данная организация идентифицирует качество жизни как восприятие людьми своего положения в обществе в зависимости от социокультурных аспектов и ценностных ориентаций в связи с их установками, ожиданиями и стандартами.
Существуют и иные подходы к определению качества жизни, при которых качество жизни определяется по ряду объективных показателей другими людьми, имеющими для этого полную и достоверную информацию и необходимую квалификацию, т.е. коллективом экспертов, а не по субъективной удовлетворенности самим человеком некоторыми аспектами жизни. При данном подходе качество жизни оценивается как понятие, которое отражает уровень удовлетворения духовных, культурных и материальных потребностей человека, измеряемый компетентными специалистами по определённым критериям. А.Н. Ткачева и Е.В. Луценко предлагают следующее инновационное комплексное определение качества жизни - «это комплексное понятие, в сопоставимой в пространстве и времени форме отражающее степень удовлетворения материальных, культурных и духовных потребностей человека, оцениваемое как по уровню удовлетворенности индивида своим бытием по субъективной оценке, так и замеряемое информированными и компетентными экспертами по набору объективных показателей» [1].
Очевидно, для понятия «качество жизни» базовыми во всех случаях являются категории «потребности» и ценности, так как жизнь человека можно рассматривать как процесс реализации потребностей сквозь призму сложившихся ценностей. Ценности, характерные для определенных страт, таковыми можно считать лишь в предельных толкованиях. Обычно ценности различных групп взаимодействуют в социальном пространстве. Поэтому представляется практически невозможным выделение каких-либо конкретных ценностей, характерных, например, только для среднего слоя или элиты. Однако исследователи обозначают определенный набор ценностей, присущий западному среднему классу. В основу положены функциональные ценности буржуазного общества, разделяемые большинством членов общества и значащиеся ценностями стабильности и успеха. К главным ценностям западного среднего класса исследователи традиционно относят:
- индивидуализм;
- успех;
- достижение;
- деньги;
- ценность труда и карьера;
- семья;
- образование;
- высокое качество жизни;
- потребительство;
- уважение к науке и технологии [2].
Средний класс в развитых странах всегда отличается более высоким уровнем жизни (это одна из характеристик качества жизни), имеет большее влияние в обществе, у него меньше разрыв в качестве жизни с наиболее богатой частью общества. В своих же сущностных характеристиках средний класс близок к населению в целом, при этом является той его частью, для которой важны достижительные установки, мобилизующие все ресурсы для постоянного профессионального саморазвития. Данные жизненные установки ведут в итоге к жизненному успеху, который является базисным в концепции качества жизни. Р.М. Кундакчан выделяет «новый» средний класс, который наделен информацией и человеческим капиталом, представляющий движущую силу, способную улучшить качество жизни населения. При этом представители среднего класса стремятся к самореализации через инновационный процесс, а не только к достижению материального благополучия - и только через удовлетворение данных потребностей достигают высочайшего качества жизни. Представители «нового» среднего класса чаще ориентированы на поиск и внедрение новых технологий в промышленном производстве, на транспорте, в связи, здравоохранении, образовании, финансах, сфере услуг, в области культуры, спорта. Речь идет об инженерах, медицинских работниках, интеллигенции -деятелях культуры, науки, образования, которые не просто выполняют рутинные обязанности, а являются носителями самого главного в современной экономике фактора производства - интеллектуального капитала. Представители среднего класса выступают чаще как организаторы научных центров, технокомплексов, лабораторий, бюро, консультаций, учебных заведений, торговых центров, транспортных фирм, каналов связи, туристических фирм и т.д. [3].
Если рассматривать качество жизни как процесс удовлетворения определенного набора потребностей можно предположить, что существуют некие ценности, реализация которых важна для всех самоактуализирующихся людей, в том числе и представителей среднего класса. Для них данные ценности представляются жизненно необходимыми потребностями и образуют группу «ценностей бытия» (сокращенно «Б») ценностей. К Б-ценностям или высшим ценностям, к реализации которых стремятся самоактуализирующиеся люди, А. Маслоу относит добро, истину, порядок, простоту, богатство, легкость без усилия, игру, самодостаточность целостность, красоту, преодоление дихотомии, жизненность, уникальность, совершенство, необходимость, полноту, справедливость. В случае, если речь идет об удовлетворении данных потребностей, можно говорить о высоком качестве жизни, в то время как невозможность их удовлетворения свидетельствует об обратном. Можно сказать, что потребности и ценности индивида являются своего рода коррелятами субъективной стороны качества жизни общества, что позволяет говорить о стратификационном анализе общества [4].
Качество жизни связано с социальным самочувствием стратификационных групп и отражается в чувствах удовлетворенности различными аспектами жизни, соотносимыми с параметрами качества жизни: «продолжительность жизни», здоровый образ жизни,
медицинское обслуживание, здоровое питание, умеренная интенсивность физического труда, защита от загрязненной внешней среды. Ранее представленный анализ определений понятия «качество жизни» позволяет говорить о том, что данная дефиниция сводит воедино совокупность оценок индивидов и уровни удовлетворенности различными аспектами жизни (составляющими качества жизни). Для выявления степени удовлетворенности различными аспектами жизни у представителей нами было проведено исследование, в котором показатели качества жизни отбирались с учетом ценностей, разделяемых представителями среднего класса в Республике Адыгея. Это образование, работа, семья, материальное положение, досуг.
Как показывают результаты исследования, наличие в жизненной позиции высоких достиженческих ориентаций (профессиональный рост, материальный достаток), качественного образования и значительный инновационный компонент, делают представителей среднего класса обладателями особой культуры профессионалов. При этом типичным для профессиональных статусов, характерных для среднего класса, в большей степени становится наличие высшего образования (им обладают 79% представителей среднего класса). Наличие в убеждениях среднего класса достиженческих установок, которые формируют надежду на свои способности и силы, инициативность, деловитость и успех в профессиональной сфере позволяет его представителям чаще занимать более выгодную позиции в системе разделения труда, чем остальному населению [2]. Это подтверждается и наличием такой ценностной установки у представителей среднего класса, как «привык всего добиваться своим трудом, полагаясь только на свои знания, силы и личные качества». Такой позиции придерживаются 80% представителей среднего класса, в то же время как доминирующую установку остального населения можно сформулировать так: «в жизни мало что зависит от тебя, всё в большей степени зависти от внешних обстоятельств и связей» (рис. 1).
90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
Средний класс
□ Добиваются всего своим трудом
□ Полагаются на связи, зависят от внешних обстоятельств
Остальное население
Рисунок 1 - Дифференциация ценностного суждения у представителей среднего класса и остального населения
Характерна и расстановка приоритетов в предложенных респондентам суждениях, отражающих жизненные ценности относительно ценности работы: с утверждением
«главное в работе - это сколько за нее платят» были согласны 57% представителей среднего класса (68% остального населения), с утверждением «работа должна требовать постоянного повышения уровня знаний » - соответственно 65% и 30% респондентов. Высоко оценивает средний класс содержательные и статусные характеристики работы: то, что она интересна, отметили 75%, дает возможность проявлять инициативу - 60%, сделать карьеру - 30%, удовлетворённость работой высказывает большинство представителей среднего класса - 86%. Следствием таких реализуемых на практике ценностных установок становится большая удовлетворенность профессиональными составляющими своего положения среди представителей среднего класса. Ситуация на работе оценивается ими в три раза чаще, а возможность реализовать себя в любимом деле - в четыре раза чаще. В целом, средний класс качественно отличается от остальных россиян по некоторым важнейшим сторонам своей жизни (таблица 1).
Таблица 1 - Уровень удовлетворенности отдельными составляющими качества жизни у среднего класса и остального населения (в %)
Показатель качества жизни Средний класс Остальное население
Хорошее материальное положение (самооценка) 52 13
Хорошие жилищные условия (самооценка) 61 28
Хорошее питание (самооценка) 79 34
Хорошие отношения в семье (самооценка) 74 67
Удовлетворительное состояние здоровья (самооценка) 63 42
Круг общения 82 71
Наличие недвижимости (земли, гаража, второго жилья, дачи) 61 25
Наличие автомобиля 84 35
Наличие сбережений 63 14
Образование детей 82 37
Наличие качественного медицинского обслуживание 37 19
Досуг 58 26
Самооценка своего положения, статуса в обществе как хорошего 65 31
Как видно из таблицы, уровень удовлетворенности отдельными составляющими качества жизни у среднего класса выше, чем у остального населения. Представители среднего класса демонстрируют большую уверенность по таким показателям, как
материальное положение, жилищные условия, наличие недвижимости, наличие автомобиля. В числе приоритетных у подавляющего большинства представителей среднего класса находится и отношение к состоянию здоровья, как базовой жизненной ценности, а также к качеству медицинского обслуживания и качественному образованию детей.
Так, 82% представителей среднего класса отметили, что готовы вкладывать средства в образование детей даже в ущерб другим статьям семейного бюджета. Среднему классу характерна и более высокая, по сравнению с остальным населением, оценка своего положения в обществе. Более выгодная ситуация на рынке труда позволяет представителям российского среднего класса придерживаться определенного стиля жизни и за пределами сферы трудовой деятельности. На данный момент степень удовлетворенности населения своим досугом также является определенным индикатором положения и социального самочувствия различных социальных групп.
Также, доступность полноценной культурной жизни и широкий спектр социальных контактов и форм досуга являются один из основных качественных показателей, которые в настоящее время во многом определяют жизненные стандарты различных социальных групп. Выбор определенных досуговых моделей во многом определяет формирующийся образ жизни, который, наряду с уровнем материального достатка и образования становится определяющим критерием самоидентификации среднего класса. По результатам исследования, 18% представителей среднего класса оценили свои досуговые возможности как хорошие, а 58% - в принципе, удовлетворены тем, как проводят свободное время. Среди остального населения удовлетворительными свои досуговые возможности считают 26% опрошенных.
Таким образом, в ценностных ориентациях среднего класса имеется значительный инновационный компонент, который затрагивает практически все сферы жизни: профессиональную деятельность, семью, досуг, стиль потребления, отношение к здоровью [5]. Можно сделать вывод о том, что самоидентификация со средним классом соотносится с определенной долей социального оптимизма, что формирует более положительную, чем у остальной части населения, оценку общей ситуации в республике и стране в целом.
Литература:
1. Ткачев А.Н., Луценко Е.В. Качество жизни населения, как интегральный критерий оценки эффективности деятельности региональной администрации [Электронный ресурс] // Научный журнал КубГАУ. 2004. №02(4). Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2004/02/14/p14.asp
2. Панина Е.А. Ценностно-ориентационный потенциал среднего класса как фактор современных социокультурных изменений (на материалах Республики Адыгея): дис. ... на соиск. уч. степ. канд. социолог. наук. Майкоп, 2007. 174 с.
3. Кундакчян Р.М. Методологические аспекты исследования среднего класса России в рамках концепции качества жизни // Экономические науки. 2009. №10. С. 59.
4. Баженов П.А. Структура ценностей как фактор оценки качества жизни человека // Вестник Московского университета. Сер. 18 Социология и политология. 2009. №3.
5. Панина Е.А. Ценности среднего класса как мобильное отражение инновационных социокультурных процессов // Новые технологии. 2007. Вып. 3. С. 57-62.
Literature:
1. Tkachev A.N., Lutsenko E.V. Quality of life of the population as an integral criterion for assessing the effectiveness of the regional administration [Electronic resource] / / Scientific journal of KubSAU. 2004. № 02 (4). Access mode: http://ej.kubagro.ru/2004/02/14/p14.asp
2. Panina E.A. Value-orientation potential of the middle class as a factor of modern socio-cultural changes (on the materials of the Republic of Adygea): dis. ... Cand. of Sociology. Maikop, 2007. 174p.
3. Kundakchyan R.M. Methodological aspects of the study of the middle class of Russia in the framework of the concept of quality of life / / Economic sciences. 2009. № 10. P. 59.
4. Bazhenov P.A. The structure of values as a factor in assessing the quality of human life // Bulletin of Moscow University. Ser. 18 Sociology and Political Science. 2009. № 3.
5. Panina E.A. The values of the middle class as a mobile reflection of innovative socioculturalprocesses //New technologies. 2007. Issue. 3. P. 57-62.