Научная статья на тему 'Качество жизни: исследование субъективных оценок работы'

Качество жизни: исследование субъективных оценок работы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
244
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНИЙ КЛАСС / ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / РАБОТА / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖИЗНЬЮ / MIDDLE CLASS / GENDER STEREOTYPES / QUALITY OF LIFE / WORK / LIFE SATISFACTION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ильиных Светлана Анатольевна

В статье анализируется понятие «качество жизни» с точки зрения социологии. Указывается, что показатели качества жизни включают как объективные характеристики человека, его жизнедеятельности и условий жизни, так и субъективные оценочные характеристики. Одной из последних является отношение к работе, которое входит в обобщенный критерий «удовлетворенность жизнью». Приводятся результаты эмпирических исследований среднего класса, раскрывающие показатель «отношение к работе». Выявлено, что представители среднего класса склонны высоко оценивать взаимопонимание коллег и возможность профессиональных достижений. Отношение к работе рассматривается в материальном и духовном аспектах. Первый затрагивает финансовую сторону жизни индивидов, а второй возможность самореализации. Установлено, что при противопоставлении работы и семьи актуализируются гендерные стереотипы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The quality of life: a study of subjective evaluations of work

The article analyses the concept of quality of life from the perspective of sociology. It is noted that the indicators of life quality include both objective characteristics of a person, his or her life and living conditions, and subjective evaluations. One of the latter is attitude to work, which is included in the generalised criterion "satisfaction with life". The article presents the results of empirical studies of the middle class dealing with the "attitude to work" criterion. It has been found that the middle class representatives are inclined to value highly the understanding of colleagues and the possibility of professional achievements. The attitude to work is considered in the material and spiritual aspects. The first aspect concerns the financial side of individuals'life, and the second one the possibility of self-fulfilment. It has also been found that in case of contraposition of family and work, the gender stereotypes are triggered.

Текст научной работы на тему «Качество жизни: исследование субъективных оценок работы»

УДК 316.343.654

Ильиных Светлана Анатольевна

доктор социологических наук,

профессор кафедры социальных коммуникаций

и социологии управления

Новосибирского государственного университета экономики и управления

КАЧЕСТВО ЖИЗНИ: ИССЛЕДОВАНИЕ СУБЪЕКТИВНЫХ ОЦЕНОК РАБОТЫ

Ilyinykh Svetlana Anatolyevna

D.Phil. in Social Science, Professor, Social Communications and Sociology of Management Department, Novosibirsk State University of Economics and Management

THE QUALITY OF LIFE: A STUDY OF SUBJECTIVE EVALUATIONS OF WORK

Аннотация:

В статье анализируется понятие «качество жизни» с точки зрения социологии. Указывается, что показатели качества жизни включают как объективные характеристики человека, его жизнедеятельности и условий жизни, так и субъективные оценочные характеристики. Одной из последних является отношение к работе, которое входит в обобщенный критерий «удовлетворенность жизнью». Приводятся результаты эмпирических исследований среднего класса, раскрывающие показатель «отношение к работе». Выявлено, что представители среднего класса склонны высоко оценивать взаимопонимание коллег и возможность профессиональных достижений. Отношение к работе рассматривается в материальном и духовном аспектах. Первый затрагивает финансовую сторону жизни индивидов, а второй - возможность самореализации. Установлено, что при противопоставлении работы и семьи актуализируются гендерные стереотипы.

Ключевые слова:

средний класс, гендерные стереотипы, качество жизни, работа, удовлетворенность жизнью.

Summary:

The article analyses the concept of quality of life from the perspective of sociology. It is noted that the indicators of life quality include both objective characteristics of a person, his or her life and living conditions, and subjective evaluations. One of the latter is attitude to work, which is included in the generalised criterion "satisfaction with life". The article presents the results of empirical studies of the middle class dealing with the "attitude to work" criterion. It has been found that the middle class representatives are inclined to value highly the understanding of colleagues and the possibility of professional achievements. The attitude to work is considered in the material and spiritual aspects. The first aspect concerns the financial side of individu-als'life, and the second one - the possibility of self-fulfilment. It has also been found that in case of contraposition of family and work, the gender stereotypes are triggered.

Keywords:

middle class, gender stereotypes, quality of life, work, life satisfaction.

Методологические и методические проблемы изучения и оценки качества жизни россиян являются сегодня наиболее сложными и в теории науки, и в практике. Это вызвано как сложностью самого рассматриваемого социального феномена, так и целями, задачами, способом и организацией конкретных исследований, их адекватностью методам анализа качества жизни вообще и россиян в каком-либо аспекте (например с точки зрения классов) в частности.

Необходимо учитывать и то обстоятельство, что не все способы изучения и оценки качества жизни россиян, управления и обеспечения его высокого уровня получили свое название и зачастую отражаются теми же понятиями, что и формы. Все это создает трудности в определении методик и правильного использования конкретных методов исследования проблем качества жизни.

Качество жизни - комплексное понятие, где имеет место системная связь его компонентов: собственно человека как биосоциального и духовного существа, его жизнедеятельности и условий, в которых она протекает. Отсюда следует, что показатели качества жизни включают как объективные характеристики индивида, его жизнедеятельности и условий жизни, так и субъективные оценочные характеристики, отражающие отношение к социальной реальности. Объективные и субъективные составляющие категории «качество жизни» отражают сущность развитости личности, социальных групп, общностей и всего общества в увязке со степенью удовлетворения потребностей. Низкое качество жизни предопределяет преобладание у населения забот о физическом выживании. Перемещение приоритетов с физических потребностей к реализации социальных, а далее - интеллектуальных и духовных означает развитие личности и институтов гражданского общества, а также повышение качества жизни. По мнению американских исследователей, высокое качество трудовой жизни определяется тем, что работа должна быть интересной, персонал должен получать справедливое вознаграждение и признание своего труда и т. д. [1].

Стоит сказать, что в целом в науке принят экономический подход к категории «качество жизни». С этой точки зрения исследуются такие показатели, как доходы населения; качество питания; качество и модность одежды; комфорт жилища; качество здравоохранения (число больничных коек на 1 000 жителей); качество социальных услуг (отдых и сфера услуг); качество образования (число вузов и средних специальных учебных заведений, удельная доля студентов в численности населения);

качество культуры (издание книг, брошюр, журналов); качество сферы обслуживания; качество окружающей среды, структура досуга; демографические тенденции (характеристики ожидаемой продолжительности жизни, рождаемости, смертности, брачности, разводимости); безопасность.

В социологии, безусловно, используются экономические показатели, но при этом именно в социологических исследованиях возникает возможность глубже и полнее оценить качество жизни в ее субъективных критериях. Одним из них относится, например, отношение к работе. Нужно отметить, что его можно включить в обобщенный показатель - «удовлетворенность жизнью». Стоит сказать, что в сознании каждого человека удовлетворенность жизнью не представляет собой оценку одного какого-либо фактора, а включает несколько параметров. Так, на нее влияет удовлетворенность своим здоровьем и здоровьем родных, отношениями на работе и собственно самой работой как деятельностью, отношениями с дорогими и близкими людьми и т. д.

Обратим внимание также на то, что для каждого индивида важна самореализация. Чаще всего в современном обществе потребления возможна реализация собственного потенциала в профессии [2]. Кроме того, нередко успешность личности оценивается по ее профессиональному статусу и признанию.

В рамках статьи приведем результаты нескольких исследований. Одно из них проведено на крупной российской выборке в 2006 г. Институтом социологии РАН под руководством Н.А. Тихоновой [6], два других - автором в 2007-2008 гг. (N = 1354) и 2015 г. в Новосибирске (N = 671). Последнее затрагивало ряд крупных тем, в том числе отношение к работе. В качестве респондентов в 2015 г. выступили представители среднего класса Новосибирска. Опрошены 276 мужчин и 395 женщин, относящихся к среднему классу по уровню образованию, доходу, профессиональному статусу. Метод опроса - анкетирование.

Представители среднего класса склонны высоко оценивать взаимопонимание коллег и возможность профессиональных достижений. Поэтому мы можем говорить, что сфера приватного для этих людей является не просто компенсацией несбывшихся ожиданий, а стимулом для профессиональных свершений. Именно в данной сфере наблюдаются самые существенные отличия среднего класса от остальных слоев. Его представители чаще других выделяют своих коллег и «профессиональные сообщества» в качестве близких групп, чаще называют самих себя представителями определенной профессии. В исследовании Н.А. Тихоновой в среднем классе выбрали самохарактеристику «я - представитель своей профессии» 37 % опрошенных по сравнению с 27 % в прочих массовых слоях (таблица 1).

Таблица 1 - Профессиональные и корпоративные самоидентификации

разных слоев населения, % *

Личностная самоидентификация (Я) Средний класс Периферия Прочие массовые слои

Представитель своей профессии 37 40 27

Работник предприятия, учреждения 21 20 21

* Допускалось несколько ответов.

Самоидентификация с профессией указывает на важность для среднего класса его профессионального ресурса. Он является частью капитала человека и дает его обладателю относительную независимость от конкретного работодателя. В то же время представителей среднего класса не отличает от других слоев большая значимость корпоративной идентификации (то есть отождествления себя с определенным предприятием или учреждением). Это может означать, что для них все же важнее стремление к индивидуальному профессионализму.

Представители среднего класса в гораздо большей степени ориентированы на работу (таблицы 2, 3), чем представители прочих массовых слоев. Это должна быть работа интересная, дающая возможность самореализации и общественного одобрения, а не только выступающая источником финансов, хотя возможность заработать остается главным параметром привлекательности профессиональной деятельности для всех слоев населения.

Таблица 2 - Распределение ответов на вопрос «Какое значение для Вас имеет работа?», % *

Высказывание Средний класс Периферия Прочие массовые слои

Работа - важнейшая сторона Вашей жизни и возможность проявить себя, самореализоваться 63 42 26

Работа для Вас - основной источник средств к существованию 67 82 85

Работа - прежде всего возможность общения 33 33 29

Работа - способ получения общественного одобрения и признания 21 19 9

Работа - неприятная обязанность, если бы Вы могли, то вообще не работали бы 3 6 11

* Допускалось несколько ответов.

Таблица 3 - Показатели, отражающие степень согласия респондентов с высказываниями о работе, %_

Высказывание Средний класс Периферия Прочие массовые слои

Упорный труд не является причиной успеха - это в большей степени результат везения и личных связей 42 50 56

Если упорно трудиться, то в долговременной перспективе это оборачивается улучшением жизни 58 50 44

Только на интересную работу можно потратить значительную часть жизни 69 55 46

Главное в работе - это сколько за нее платят 31 45 54

В исследовании, проведенном в Новосибирске в 2015 г., мы выявили, что преимущественно работа воспринимается как источник финансового благополучия, что вполне закономерно (таблица 4). Показательно, что вторым по значимости является восприятие ее с точки зрения самореализации. Немаловажно, что работа считается и источником приобретения новых связей. Как и в выборке Н.А. Тихоновой, профессиональная деятельность лишь изредка воспринимается как неприятная обязанность.

Таблица 4 - Распределение ответов на вопрос

«Укажите, пожалуйста, какое значение для Вас имеет работа?», % *

Высказывание Мужчины Женщины

Средство самореализации 41,7 45,6

Способ получения новой профессии 8,0 11,6

Источник финансового благополучия 81,5 70,6

Приобретение новых возможностей, связей 35,9 27,3

Способ получения общественного одобрения и признания 14,1 13,2

Моя работа - это социальный статус 18,8 18,2

Работа - неприятная обязанность, если бы Вы могли, то вообще не работали бы 6,2 8,4

* Не более трех вариантов.

Работа в обыденном сознании всегда противопоставляется семье. Две сферы - публичная и приватная - сосуществуют в тесном взаимодействии. Приведем пример того, как относятся респонденты к работе, если имеется указанное противопоставление. Такую базу составили данные, полученные в ходе исследования организаций малого бизнеса Новосибирска в 2007-2008 гг. Объем выборочной совокупности - 38 предприятий малого бизнеса [3] (таблица 5).

Таблица 5 - Распределение ответов респондентов по трем мнениям, %

Вариант ответа по предлагаемым мнениям Распределение по полу Демографическая характеристика Распределение по полу

муж. | жен. муж. | жен.

Работа для меня является главным в жизни Возраст

Вариант ответа Да 14,1 7,9 До 30 лет 75,6 80,3

Нет 85,9 92,1 От 31 до 39 лет 26,7 17,1

Всего 100,0 100,0 От 40 до 49 лет 20,0 0,0

Для меня в равной степени значимы работа и семья От 50 до 59 лет 0,0 25,0

Вариант ответа Да 29,0 49,3 Семейное положение

Нет 71,0 50,7

Всего 100,0 100,0 Имеющие семью 39,7 43,2

Семья для меня имеет первостепенное значение, а на втором месте - работа Не имеющие семьи 53,6 59,8

Вариант ответа Да 21,5 12,0 Разведенные 20,0 9,1

Нет 78,5 88,0 Овдовевшие 0,0 25,0

Всего 100,0 100,0

Анализ распределения ответов, касающихся мнения «Работа для меня является главным в моей жизни», показывает, что для большинства респондентов работа не относится к приоритетной сфере [4]. Если в женской части опрошенных это в некотором смысле закономерно, то по отношению к мужской - полностью расходится с тендерными представлениями. Согласно этим представлениям, работа и семья существуют как две дихотомичные сферы, причем работа в большей мере ассоциируется с «мужским» видом деятельности, а семья - с «женским». Поэтому полученное в мужской группе распределение не согласуется с гендерными стереотипами.

Конечно, такие представления не являются застывшей формой, в них могут раздвигаться и сужаться содержательные границы [5]. Но вместе с тем можно предположить, что полученное распределение являет собой пример последствий обострения конкурентных отношений и усиления контроля за «правильным» исполнением роли, предписанной тому или иному полу. Ослабляя это обострение, мужчины стремятся не воспринимать работу как главную сферу, что, на наш взгляд, отражает наличие когнитивных противоречий. Мужчины в некотором смысле испытывают напряжение не от самой роли работника, а от ожиданий, связанных с этой ролью у других, и необходимостью их подтверждения.

Таким образом, при рассмотрении оценки работы в противовес семье мы обнаруживаем своеобразное отношение, обусловленное влиянием гендерных стереотипов и практик.

Подведем итоги. Качество жизни - важнейший показатель того, как индивиды оценивают свою жизнь в объективных и субъективных срезах. Его образуют множественные характеристики. Одним из субъективных критериев является отношение к работе. На основании эмпирических данных выявлено, что в среднем классе оно рассматривается в двух аспектах - материальном и духовном. Первый затрагивает финансовую сторону жизни индивидов, а второй - возможность самореализации. Показательно, что, как только профессиональная деятельность начинает противопоставляться семье, актуализируются гендерные стереотипы и практики.

Ссылки:

1. Seashore S.E. The Future of Work: How It May Change and What It May Mean // Industrial and Labor Relation Report. 1975. Fall. Р. 14-16. Цит. по: Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента : пер. с англ. М., 1992. С. 584.

2. Ильиных С.А. Ключевые понятия общества потребления: исследование с позиции социологии // Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. Т. XIV, № 5. С. 29-40.

3. Ильиных С.А. Влияние гендера на картину мира: опыт социологического исследования // Социология: методология, методы, математическое моделирование : научный журнал Российской академии наук. 2009. № 28. С. 66-86.

4. Ильиных С.А. Гендерная концепция организационной культуры : автореф. дис. ... д-ра социол. наук. Новосибирск, 2009.

5. Ильиных С.А. Семейные ценности молодежи: традиции и трансформации // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2012. № 4, вып. 1 (20). С. 220-232.

References:

1. Seashore, SEE 1975, 'The Future of Work: How It May Change and What It May Mean', Industrial and Labor Relation Report, Fall, p. 14-16. Op. by: Meskon, M, Albert, M & Hedouri, F 1992, Fundamentals of Management, Moscow, p. 584.

2. Ilyinykh, SA 2011, 'Key concepts of consumer society: a study of sociology position', Journal of Sociology and Social Anthropology, vol. XIV, no. 5, p. 29-40.

3. Ilyinykh, Sa 2009a, 'Influence of gender on the picture of the world: experience of sociological research', Sociology: methodology, methods, mathematical modeling: the scientific journal of the Russian Academy of Sciences, no. 28, p. 66-86.

4. Ilyinykh, SA 2009b, Gender concept of organizational culture, D.Phil. thesis abstract, Novosibirsk.

5. Ilyinykh, SA 2012, 'Youth Family values: tradition and transformation', Bulletin of the Tomsk State University. Philosophy. Sociology. Political science, no. 4, issue 1 (20), p. 220-232.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.