Научная статья на тему 'Первичная оценка качества жизни студентов Сургутского медицинского училища'

Первичная оценка качества жизни студентов Сургутского медицинского училища Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
58
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник угроведения
WOS
Scopus
ВАК
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУА-ЦИЯ / СТУДЕНТЫ / QUALITY OF LIFE / STUDENTS / SYSTEM OF VALUES / SOCIO-ECONOMIC SITUATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ракшина Н. А., Подшивалова С. В., Макаренко Т. В.

Проведено первичное исследование качества жизни студентов Сургутского медицинского училища. Средний показатель качества жизни респондентов является низким и составляет 29,2%. Ведущими показателями низкого качества жизни являются индексы удовлетворенности и оценки здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Ракшина Н. А., Подшивалова С. В., Макаренко Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Primary research of quality of life of students of Surgut medical school is con-ducted. A middle index of quality of life of respondents is subzero and 29,2%. The leading indexes of subzero quality of life are indexes of satisfaction and estimation of health.

Текст научной работы на тему «Первичная оценка качества жизни студентов Сургутского медицинского училища»

Ракшина Н. А., Подшивалова С. В., Макаренко Т. В. Первичная оценка качества жизни студентов.

Ракшина Н. А., Подшивалова С. В., Макаренко Т. В.

Сургутское медицинское училище, Сургут

Первичная оценка качества жизни студентов Сургутского

медицинского училища

Primary research of quality of life of students of Surgut medical school

УДК 378.18; 316

Аннотация. Проведено первичное исследование качества жизни студентов Сургутского медицинского училища. Средний показатель качества жизни респондентов является низким и составляет 29,2%. Ведущими показателями низкого качества жизни являются индексы удовлетворенности и оценки здоровья.

Summary. Primary research of quality of life of students of Surgut medical school is conducted. A middle index of quality of life of respondents is subzero and 29,2%. The leading indexes of subzero quality of life are indexes of satisfaction and estimation of health.

Ключевые слова: качество жизни, система ценностей, социально-экономическая ситуация, студенты.

Key words: quality of life, students, system of values, socio-economic situation.

Последние два десятилетия стали для российского общества периодом трансформации привычных социальных стереотипов в стиле и образе жизни, экономическом укладе, социально-политическом устройстве, проникновения и развития рыночных отношений во всех сферах жизни. Современная ситуация характеризуется кардинальной переоценкой устоявшихся норм и стандартов жизни, системы ценностей. Рыночные реформы и экономический кризис снизили уровень жизни большинства населения, значительное число людей не видят выхода из неблагоприятной жизненной ситуации за счет собственных ресурсов, у них формируется состояние вынужденной беспомощности. Эти процессы в разной степени затронули различные социальные слои и группы населения, и, прежде всего, молодежь.

В настоящий период решающую роль приобретает способность молодого человека разобраться в сущности этих изменений, создать новые жизненные ориентиры, то есть понять, осознать, осмыслить происходящее, а также выработать адекватную обстоятельствам стратегию собственной жизнедеятельности [1, 4]. В связи с этим важным представляется вопрос о том, как молодые люди воспринимают актуальную жизненную ситуацию, как они оценивают качество жизни (КЖ), ощущают удовлетворенность жизнью.

Существует множество методов оценки КЖ, использующих различные критерии [1-4, 7]. Не все методы учитывают определение КЖ, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Качество жизни - это степень восприятия отдельными людьми или группами людей того, что их потребности удовлетворяются, а необходимые для достижения благополучия и самореализации возможности представляются». Определение раскрывает социально-психологическую природу качества жизни и подразумевает оценку индивидом собственной удовлетворенности различными аспектами своей жизни в социуме относительно тех своих психологических особенностей, которые связаны с уровнем запросов [2, 293].

В настоящее время в БУ «Сургутское медицинское училище» (СурМУ) проводится мониторинг КЖ студентов с целью определения факторов, способствующих его улучшению.

В связи с вышеуказанным определением КЖ, для первичного исследования нами была использована наиболее адекватная модель оценки индивидуального КЖ, разработанная на кафедре гигиены и медицинской экологии Белорусской медицинской академии последипломного образования. Модель основана на использовании индексов типа отношений. Каждый индекс является выражением удовлетворенности определенным аспектом жизни, соот-

Вестник угроведения № 2 (5), 2011. ИСТОРИЯ НАУКИ

ветствующим уровню психологических притязаний. Сумма значений индексов является показателем КЖ [3].

В рамках методики показатель КЖ варьирует в диапазоне 4-100%. Для обозначения уровней КЖ используется следующая шкала: менее 20% - очень низкий; 21-40% - низкий; 41-60% - средний (условная норма для трудоспособного населения); 61-80% - высокий; 81100% - очень высокий уровень. Все полученные данные статистически обработаны с вычислением критерия Стьюдента.

В выборочном не сплошном однократном исследовании приняли участие 93 студентки первого-третьего курсов дневной и вечерней формы обучения (группа из 31 человек с каждого курса). Юноши не принимали участие в исследовании, так как их всего 9 человек, и достоверной сравнительной картины такое количество дать не может. Средний возраст респондентов составил 23,5 лет (увеличение возраста произошло за счет группы вечернего отделения, где средний возраст студенток 27,5 лет).

Были оценены индексы удовлетворенности прошлым, настоящим, будущим, социальной удовлетворенности и оценки здоровья, индексы субъективного позитива и субъективного негатива. Показатели качества жизни студентов данного учреждения исследованы впервые. Полученные данные вошли в научное обоснование проекта по здоровьесбережению студентов и сотрудников СурМУ.

Суммарные показатели индексов КЖ респондентов приведены в таблице 1.

Таблица 1. Средние значения индексов КЖ студентов БУ СурМУ

Индекс Х (%) ± Sx

Студентки (п=93)

Удовлетворенность прошлым 4,3 ± 0,3

Удовлетворенность настоящим 3,9 ± 0,6

Удовлетворенность будущим 4,8 ± 0,4

Социальная удовлетворенность 11,9 ± 1,4

Оценка здоровья 9,2 ± 0,9

Субъективный позитив 67,6 ± 5,1

Субъективный негатив 80,7 ± 6,8

Качество жизни 29,2 ± 2,7

Средний показатель КЖ респондентов равен 29,2% и по приведенной выше шкале является низким. Причиной такого результата могут быть осознанность личных притязаний при недостаточной их реализации (для работающих студенток старшего возраста) или завышенные материальные запросы при несформированной системе ценностей (для неработающих первокурсниц, живущих за счет родителей). В то же время индекс субъективного негатива превышает индекс субъективного позитива, что вполне согласуется с данными по индексам удовлетворенности.

Наиболее низкими показателями являются индексы удовлетворенности прошлым, настоящим и будущим (при относительно высоком индексе социальной удовлетворенности, что говорит об адекватной оценке своего социального статуса). Индекс оценки здоровья относительно высок (по сравнению с данными, полученными в одном из сургутских вузов, где аналогичный показатель составил 3,01 ± 0,57) [5, 115-116].

Сравнение индексов КЖ по годам обучения приведено в таблице 2.

Таблица 2. Сравнение индексов КЖ у студенток первого, второго, третьего курсов

Индекс Х (%) ± Sx р< 0,05

Первый курс (п=31) Второй курс (п=31) Третий курс (п=31)

Удовлетворенность прошлым 5,8 ± 0,3 4,7 ± 0,7 3,3 ± 0,2 -

Удовлетворенность настоящим 4,3 ± 0,6 3,2 ± 0,9 3,6 ± 0,2 -

Удовлетворенность будущим 4,9 ± 0,6 5,2 ± 0,1 4,1 ± 0,3 -

Ракшина Н. А., Подшивалова С. В., Макаренко Т. В. Первичная оценка качества жизни студентов...

Социальная удовлетворенность 12,3 ± 1,5 12,5 ± 1,7 10,2 ± 0,9 -

Оценка здоровья 10,4 ± 1,1 9,2 ± 0,9 5,6 ± 0,5 +

Субъективный позитив 68,4 ± 6,3 66,7 ± 2,2 66,2 ± 4,2 -

Субъективный негатив 81,6 ± 6,2 80,0 ± 7,9 78,5 ± 7,3 -

Качество жизни 31,8 ± 3,3 28,2 ± 1,1 22,5 ± 2,4 +

Качество жизни на втором и третьем курсах практически одинаково, но на первом курсе оно достоверно выше, чем на третьем.

Мы объясняем этот факт тем, что на первом курсе относительно высок контингент студенток, которые живут на полном обеспечении у родителей и не работают. Кроме того, на вечернем отделении первого курса учатся студентки, которые уже замужем, работают или даже имеют высшее образование, не связанное с медициной. Как следует из таблицы 2, практически нет достоверно значимых отличий индексов КЖ между студентками первого, второго, третьего курсов. Индексы КЖ, по которым студентки третьего курса отличаются от первого и второго - это индекс оценки здоровья, на третьем курсе он достоверно ниже, как и индекс качества жизни. Мы связываем это с высокими физическими и умственными нагрузками, которые испытывают студентки выпускных групп.

Выводы

Средний показатель КЖ респондентов является низким и составляет в среднем 29,2%, что не соответствует общим показателям условной нормы.

Ведущими показателями низкого КЖ студенток БУ СурМУ являются индексы удовлетворенности прошлым, настоящим и будущим и индекс оценки здоровья (только для студенток третьего курса).

Апробированный метод будет использован в дальнейших исследованиях КЖ студентов и сотрудников БУ «Сургутское медицинское училище».

Литература

1. Баранова А. В. Экономико-психологические детерминанты субъективного качества жизни: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05. М., 2005. 197 с.

2. Здоровье-21: Основы политики достижения здоровья для всех в Европейском регионе ВОЗ // Европейская серия по достижению здоровья для всех. 1999. № 6. 293 с.

3. Мащенко И. В. Метод оценки индивидуального качества жизни [Электронный ресурс] // URL: http://www.belmapo.by/page/3Z56.

4. Новик А. А., Ионова Т. И. Руководство по исследованию качества жизни в медицине. СПб., 2002. С. 15-40.

5. Ракшина Н. С., Мамедова С. М. К вопросу о качестве жизни студентов // Академическая мобильность студентов: возможности и перспективы: сб. материалов Международной НПК. Сургут, 2008.C. 115-116.

6. Ткачев А. Н., Луценко Е. В. Качество жизни как интегральный критерий оценки эффективности деятельности региональной администрации [Электронный ресурс] // Электронный журнал Кубанского государственного аграрного университета URL: http://ej2.kubagro.ru/2004/02/14/p14.

7. Фаляхов М. А. К вопросу оценки уровня и качества жизни [Электронный ресурс] // Он-лайновый научно-технический журнал SciTech. 2001. № 5. URL: http://www.kampi.ru/scitech/base/nomer5/ index.php?NAME=falyahov/kachestvo.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.