СТЕПЕНЬ ЗАКРЫТОСТИ СИСТЕМЫ КАК ФАКТОР ВОСПРИЯТИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ
Г. М. Головина, Т. Н. Савченко, Д. В. Сочивко
Аннотация: в данной работе авторы поставили своей целью сравнить структуры субъективного качества жизни людей, основная жизнедеятельность которых на больших отрезках времени определяется степенью закрытости социума.
На основании результатов предыдущих исследований была выдвинута гипотеза о том, что степень закрытости влияет на вид и силу взаимосвязи удовлетворенности жизнью и субъективного качества жизни. Под субъективным качеством жизни подразумевалась субъективная степень достижения человеком жизненных ценностей разного уровня, которая отражает степень реализации жизненного потенциала, то есть способности к продуктивной жизнедеятельности.
Авторы ввели операционное понятие субъективного качества жизни, определяя его как степень соответствия оценок реального и желаемого (идеального) качества жизни респондента. К системам с различной степенью закрытости были отнесены исправительные учреждения, система обучения курсантов в Академии ФСИН России, управление судами дальнего плавания, работа вахтовым методом на Крайнем Севере; к замкнутым системам—структуры особо строгого режима.
Получено подтверждение гипотезы о влиянии степени закрытости системы на структуру личностных ценностей, субъективное качество жизни и удовлетворенность жизнью. В открытых систе-
мах выявлены положительные взаимосвязи субъективного качества людей с удовлетворенностью их своей жизнью, то есть значимые для респондентов ценности реализуются в жизни. Разрыв корреляционных связей между субъективным качеством жизни и удовлетворенностью жизнью свидетельствует о нарушении ценностной структуры респондентов; отрицательные взаимосвязи о невозможности реализации значимых для респондентов ценностей. Статистический анализ данных показал, что у осужденных самый низкий показатель субъективного качества жизни и при этом самая высокая удовлетворенность жизнью, то есть взаимосвязь не только обрывается, но и становится обратной. Удовлетворенность жизнью положительно связана с идеальными ценностями, осужденные живут ими, а не реальной жизнью.
Оказалось, что в разных системах для людей значимыми являются разные ценности, разное субъективное качество жизни, а следовательно, и жизненный потенциал человека. Удовлетворенность является показателем закрытости системы лишь в сочетании с субъективным качеством жизни.
Ключевые слова: субъективное качество жизни, удовлетворенность жизнью, жизненные ценности, реальное качество жизни, идеальное качество жизни, жизненный потенциал, системы разной степени закрытости.
Существуют различные трактовки качества жизни, включающие в себя психологическую составляющую, и в соответствии с этим разрабатываются различные критерии и методы его оценки. (Г.М. Зараковский, Е.В. и А.А. Давыдовы, В.А. Хащенко, И.А. Джидарьян, А.Л. Журавлев, К.А. Абульханова-Слав-ская и др.). В работах авторов описаны исследования в области субъективного качества жизни людей в разных социо-системах (Т.Н. Савченко, ГМ. Головина, Д.В. Сочивко). Данная статья является продолжением цикла статей, в которых излагаются результаты исследований субъективного качества жизни респондентов систем, разной степени закрытости и разной деятельности. Под субъективным качеством жизни (СКЖ) мы понимаем субъективную степень достижения человеком жизненных ценностей разного уровня.
СКЖ отражает степень реализации жизненного потенциала. По мнению Г.М. Зараковского (2009), жизненный потенциал — интегральное свойство индивида или социума, лежащее в основе его способности к продуктивной жизнедеятельности, то есть такой жизнедеятельности, которая обеспечивает сохранение жизни и повышение ее качества в расширяющихся границах внутренних и внешних условий. Жизненным потенциалом обладает каждый отдельный человек и любой социум — от производственного коллектива или слоя общества до населения Земли в целом. Жизненный потенциал складывается из базового и духовно-деятельностного потенциалов. Первый включает в себя анатомо-физиологический статус и здоровье, второй — психофизиологический и
культурный потенциалы. Жизненный потенциал—устойчивое, весьма инертное свойство, типологическое свойство населения. Возможность реализации потенциала в актуальной жизнедеятельности существенно зависит от более динамичного свойства — психического состояния населения, как отмечал Г.М. Зараковский (2009).
Анализируя подходы к качеству человека и его жизненного потенциала, мы видим, что одним из главных потенциалов является деятельностный. Теория качества человека исходит из представления о многомерном человеке в отличие от одномерного человека Г. Маркузе. А.И. Субетто вводит понятие «отношение адекватности человека» как многомерное отношение, декомпозируемое по многим основаниям. Важными являются следующие адекватности: космопланетар-ная, биосферно-ноосферная, требующая соответствующего космоплане-тарного пространства сознания и прогностических способностей;цивилиза-ционная, отражающая уровень осознания человеком реалий цивилизацион-ного бытия, императива выживаемости человечества в XXI веке, уровень цивилизационно-глобальной, геополитической, геоэкологической компетентности; социально-экономическая, отражающая уровень осознания императивов социального и экономического развития, реалий социального и экономического бытия, общественных идеалов; национально-этническая, отражающая уровень осознания национально-этнических архетипов, и, наконец, профессиональная адекватность, отражающая соответствие личности по своим профессиональным свойствам требо-
ваниям сферы профессиональной деятельности, в которой она реализуется как специалист, и т. д.
Единство трех родов качества — предметно-вещественного, функционального и системно-социального в качестве человека проявляется как единство его психологического и физического (психосоматического) качества (представленного в норме психическим и физическим здоровьем), профессионального (качества специалиста) и системно-социального качества (личности, ее духовно-нравственного, мировоззренческого качеств, сформированной картины Мира). Внутреннее качество человека формируется под воздействием внешних стимулов и стимулов саморазвития, диктуемых внутренней логикой развития человека, структурой его способностей и потребностей. Потенциальное качество человека есть ее потенциал. Многомерность качества человека переходит в многомерность его потенциалов. Закон опережающего развития качества человека и принцип опережения на его основе определяют необходимость опережения внутреннего качества человека (его потенциала) по отношению к темпам изменения окружающей среды — природной,социальной, экономической, профессиональной и т. д. Внутреннее качество человека трансформируется во внешнее качество в процессе его деятельности при востребованности его способностей, знаний, квалификационных, профессиональных, интеллектуальных умений (Субетто, 1994). Важнейшим компонентом в структуре качества человека является качество его интеллекта, отражающее уровень управления
будущим со стороны личности, в первую очередь качество прогнозирования и проектирования по всем направлениям «отношения адекватности», в которых он проявляет свою активность. Качество интеллекта — ядро качества человека, включающее в себя духовно-нравственную, знаниевую и профессионально-деятельностную составляющие.
Качество жизни, с одной стороны, определяется качеством человека, качеством его труда, на что указывал Я.А. Ильин, с другой стороны, само определяет качество человека. Один из возможных инвариантов структуры модели качества человека создан А.И. Субетто. Внутреннее качество человека представлено в виде шести взаимодействующих блоков: системно-социальное качество человека (I); ценностно-мировоззренческое качество человека (И); духовно-нравственное качество человека (III); психолого-мотивационное качество человека (IV); качество интеллектуального развития человека (V); качество физического развития человека (VI). Данные шести блоков внутреннего качества человека проходят свое становление и развитие под воздействием вложенных друг в друга «сферы» качества знаний личности и «сферы» качества деятельности. Через эти «сферы» и происходит действие двух основных направлений в образовательной подготовке: качества общеобразовательной подготовки и качества профессиональной подготовки, а также воздействие качества воспитания (Субетто, 1994). Диалектика указанного взаимодействия состоит в том, что знания воздействуют не только на системно-социальное качество) и как их часть
качество профессиональной подготовки, но и на все остальные, включая психолого-мотивационный блок, блоки интеллектуального и физического развития. Знания инструментали-зируются, переходя в навыки, умения, профессиональные компетентности, в профессионально-квалификационную готовность к соответствующей профессионально-квалификационной деятельности.
Исследование взаимосвязей между удовлетворенностью жизни
и интегральным показателем
субъективного качества жизни
в системах с разной степенью закрытости
Из изложенного вытекает актуальность реализации жизненного потенциала и повышения субъективного качества жизни людей, удовлетворенности их своей жизнью, в частности профессионалов, находящихся в средах различной степени закрытости. Социальная и профессиональная среды являются системами с определенной степенью закрытости. Напомним, что ^стема является замкнутой, если у нее нет окружающей среды, то есть внешних контактирующих с ней систем. К замкнутым относятся те системы, на которые внешние системы не оказывают существенного влияния, у них отсутствует обмен материей, энергией и информацией с окружающей средой (Уемов, 1978; Савченко, 2005; Сочивко, Савченко, Головина, 2010). В закрытой системе (частично изолированной) отсутствует обмен материей с окружающей средой, однако возможен обмен энергией и информацией. В полностью изолированной системе отсутствует обмен
энергией, а в замкнутой — и обмен информацией.
Целью данной работы является исследование взаимосвязей междуудовлетворенностью жизнью и интегральным показателем субъективного качества жизни внутри системы, а также сравнение этих взаимосвязей в разных системах. На основании результатов предыдущих исследований мы выдвинули гипотезу о том, что степень закрытости влияет на вид и силу взаимосвязи удовлетворенности жизнью и субъективного качества жизни.
Для эмпирического анализа авторы ввели операционное понятие субъективного качества жизни, определяя его как степень соответствия оценок реального и желаемого (идеального) качества жизни респондента. Оно отражает внутреннее качество человека и является его субъективной оценкой.
СКЖ вычисляется как среднее взвешенное отклонение субъективных оценок реального качества жизни (РКЖ) от оценок идеального (ИКЖ) по каждому понятию, входящему в структуру СКЖ (Савченко, Головина, 2006). Удовлетворенность жизнью (УЖ) оценивалась респондентами как общая удовлетворенность своей жизнью (Головина, 2002, 2003).
Ранние исследования проводились нами в открытых системах (Савченко, Головина, 1996, 2006; Головина, Савченко, 1997; Головина, 2003). Были получены положительные взаимосвязи СКЖ людей с удовлетворенностью их своей жизнью.
В сравнительных исследованиях качества жизни (Сочивко, Савченко, Головина, 2010) к закрытым (частично изолированным) системам с различ-
ной степенью закрытости в смысле социально-психологического взаимодействия были отнесены исправительные учреждения и система обучения курсантов в Академии ФСИН России, а к замкнутым — некоторые структуры особо строгого режима.
Курсанты в зависимости от курса обучения различаются по степени социальной закрытости условий жизнедеятельности: первокурсники находятся на казарменном положении, имеют ограниченные возможности для контактов с родственниками и внешним миром, курсанты четвертого курса живут в городе: дома или снимают квартиры, посещая учебное заведение в положенные часы учебного времени.
По степени закрытости различаются также группы осужденных и сотрудников исправительных учреждений. Осужденные находятся в колонии постоянно, для работающих осужденных предусмотрен отпуск раз в год на 10 дней, если они осуждены не по тяжелой статье (на практике применяется не очень часто). Сотрудники живут в поселке, обычно рядом с исправительным учреждением, имеют довольно напряженный график работы, за что получают специальную доплату. Таким образом, их контакты за пределами работы и поселка весьма ограничены. В целом можно сказать, что «зона» и для сотрудников, и тем более для осужденных представляет, хотя и в разной степени, более закрытую систему, чем военизированное учебное заведение.
Больше всех закрыты осужденные, далее сотрудники исправительного учреждения, затем курсанты первого курса, находящиеся на казарменном
положении, с ограниченным выходом за пределы учебного заведения и, наконец, курсанты четвертого курса, свободно проживающие в городе.
Анализ взаимосвязей на выборке курсантов показал, что оценки реального КЖ идеального КЖ и СКЖ положительно взаимосвязаны между собой, но связь этих параметров с УЖ отсутствует. На рисунке 2 в виде корреляционных плеяд представлены статистически значимые взаимосвязи между СКЖ, РКЖ, ИКЖ, УЖ.
Оценки РКЖ сотрудников колоний положительно взаимосвязаны с оценками ИКЖ и с СКЖ; оценки ИКЖ отрицательно взаимосвязаны с СКЖ. Связь с УЖ отсутствует (рис. 3). Появляется одна отрицательная корреляция, которая может свидетельствовать об увеличении степени закрытости системы. Разрыв связей свидетельствует о нарушении или разрушении ценностной структуры респондентов. Отрицательные взаимосвязи говорят о том, что при высоких запросах респондентов они не удовлетворены тем, что имеют.
Оценки РКЖ осужденных положительно взаимосвязаны с оценками с СКЖ. Это единственная прямая связь. Оценки РКЖ отрицательно взаимосвязаны с ИКЖ. УЖ отрицательно взаимосвязана с СКЖ, РКЖ и положительно с ИКЖ (рис. 4).
В исследовании субъективного качества жизни людей, работающих вахтовым методом (Головина, Савченко, 2014), ставилась цель изучить субъективное качество жизни и психологические характеристики работников вахтового метода на Крайнем Севере. Вахтовый метод — это выполнение работ силами мобильных подразде-
лений (вахтовиков), с регулярным выездом трудовых коллективов на объекты, удаленные от места постоянного жительства работников, когда ежедневные поездки экономически нецелесообразны. Работники приезжают из базовых городов, обеспечивая непрерывность процесса добычи газа. Во время длительного пребывания в экстремальных условиях, при многократных монотонных стрессогенных воздействиях, эмоциональном перенапряжении у них начинает снижаться значимость ценностных ориента-ций. Ранее значимые для них моральные и материальные ценности кажутся ненужными. В результате ослабляется внимание, снижается бдительность, становится инертным процесс принятия решения.
Изменение ценностных ориентаций вахтового персонала, на наш взгляд, детерминируется не только стрессоген-ными факторами. В процессе труда и проживания в вахтовых поселках происходит тесное общение между собой сотрудников, работающих по методу внутрирегиональной и межрегиональной вахты. Например, вахтовый персонал ООО «Газпром добыча Ямбург» прилетает на работу из Москвы, Московской и Тюменской областей, Республики Башкортостан, Краснодарского края. Естественно, межрегиональные вахтовики везут на север ценности своих субкультур. Первостепенными для успешного теоретического изучения, а затем и практического разрешения психологических проблем являются: степень стрессоустойчивости личности, социальная адаптация, удовлетворенность жизнью и жизненными ценностями.
Выборку составили мужчины в возрасте от 23 до 62 лет со стажем работы вахтовым методом от полугода до 15 лет из Москвы и Московской области, Тюмени, Краснодара, Уфы, Белгорода, Санкт-Петербурга, Казани, Надыма и Нового Уренгоя.
Корреляционный анализ данных показал, что оценки реального КЖ, идеального КЖ и СКЖ положительно взаимосвязаны между собой, но связь с УЖ отсутствует. На рисунке 2 представлены взаимосвязи между СКЖ, РКЖ, ИКЖ, УЖ.
В работе по исследованию профессионально важных качеств и субъективного качества жизни моряков дальнего плавания (Савченко, Головина, Веселков, 2014) изучались взаимосвязи между профессионально важными качествами, показателями СКЖ, РКЖ и ИКЖ.
Имеющиеся научные исследования и публикации показывают, что, несмотря на успехи судостроения, автоматизации управления, насыщенности судов средствами навигации, количество аварий и катастроф, травматизма в международном и национальном судоходстве, в том числе сопровождающихся гибелью людей, огромными финансово-экономическими потерями для судоходных компаний, продолжает оставаться высоким. В основе причин их возникновения лежит негативная роль человеческого фактора. Исследование проведено на комсоставе (капитанах и их помощниках) судов дальнего плавания и курсантах училища. Обнаружены взаимосвязи между реальным, идеальным и субъективным качеством жизни как мерой отклонения оценок реального каче-
Рис. 1. Взаимосвязи в открытой системе (студенты, москвичи и т. д.).
Рис. 2. Взаимосвязи в частично закрытой системе
(курсанты Академии ФСИН России, вахтовики)
ства жизни от оценок идеального качества жизни. Оценки реального КЖ положительно взаимосвязаны с оценками идеального КЖ и СКЖ; оценки ИКЖ отрицательно взаимосвязаны с СКЖ. Этот результат объясняется тем, что при высоких запросах респондентов они не удовлетворены тем, что имеют (рис. 3).
Сравнительный анализ взаимосвязей. Анализ многочисленных исследований показал, что отрицательная взаимосвязь СКЖ с РКЖ, ИКЖ и другими характеристиками присуща только системам с признаками закрытости, то есть является отличительной чертой закрытых систем. На рисунках
1-4 представлены взаимосвязи между СКЖ, РКЖ, ИКЖ и УЖ описанных выборок респондентов в системах с разной степенью закрытости (на всех рисунках пунктирной линией обозначены обратные корреляционные взаимосвязи, а непрерывной — прямые).
В открытых системах значимые для респондентов ценности реализуются в жизни, что соответствует прямым связям ИКЖ с РКЖ, а также ИКЖ и РКЖ с СКЖ, то есть со степенью реализации ценностей. При этом высокое СКЖ соответствует высокой УЖ, и наоборот (рис. 1).
Первое изменение в приведенной выше структуре взаимосвязей — это
Рис. 3. Взаимосвязи в частично закрытой системе
(капитаны и работники исправительных учреждений)
разрыв связей ИКЖ, РКЖ и СКЖ с УЖ. Наряду с людьми, оценивающими высоко СКЖ и удовлетворенными своей жизнью в частично закрытых системах, есть респонденты, которые не удовлетворены жизнью, несмотря на ее высокое качество, и наоборот (рис. 2).
Курсанты Академии ФСИН России ощущают себя в более закрытой системе, возможно, в сравнении с открытой, в которой они жили.
В более закрытых системах, а именно в условиях длительного плавания или постоянного нахождения в исправительном учреждении в качестве сотрудника, наряду с разрывом связей с удовлетворенностью жизнью образует-
ся отрицательная связь СКЖ с ИКЖ, то есть при высоком уровне мотивации к достижению ценностей СКЖ низкое, и наоборот (рис. 3). Возникают трудности с достижением жизненных ценностей (чем выше запросы, тем труднее они реализуются).
На рисунке 4 представлено полное несовпадение КЖ, УЖ, ИКЖ и РКЖ. Анализ показал, что у осужденных самый низкий показатель СКЖ и при этом самая высокая удовлетворенность жизнью. Связь СКЖ с УЖ не только обрывается, но и становится обратной (рис. 4). Удовлетворенность жизнью положительно связана с идеальными ценностями, то есть осужденные жи-
вут идеальными ценностями, а не реальной жизнью. Связь СКЖ с ИКЖ незначима (коэффициент корреляции отрицательный).
Таким образом, получено подтверждение гипотезы о влиянии степени закрытости системы на структуру личностных ценностей, субъективное качество жизни и удовлетворенность жизнью.
Разрыв связей между субъективным качеством жизни и удовлетворенностью жизнью свидетельствует о нарушении или разрушении ценностной структуры респондентов. Отрицательные взаимосвязи говорят не только о разрушении структуры ценностей, но и о невозможности реализации значимых для респондентов ценностей.
В системах, различающихся степенью закрытости, разные составляющие качества человека: системно-социальное, ценностно-мировоззренческое, духовно-нравственное, психо-лого-мотивационное, интеллектуального развития, физического развития. При изменении одной из составляющих меняются и другие, что отражается на субъективном качестве жизни.
В данной работе мы поставили своей целью сравнить структуры субъективного качества жизни людей, основная жизнедеятельность которых на больших отрезках времени определяется степенью закрытости социума.
Оказалось, что в системах с разной степенью закрытости для людей значимыми являются разные ценности. Субъективное качество жизни человека, а
следовательно, жизненный потенциал также различаются. Удовлетворенность становится показателем закрытости системы лишь в сочетании с субъективным качеством жизни.
Литература
1. Головина Г.М. Удовлетворенность жизнью и стили поведения // Материалы Всерос. съезда Рос. психол. о-ва. СПб.: Рос. психол. о-во, 2003. Т. 2. С. 364-367.
2. Головина Г.М, Савченко Т.Н. Динамический подход к определению типов удовлетворенности жизнью личности // Методы исследования психологических структур и их динамики / под ред. Т.Н. Савченко, Г.М. Головиной. Вып. 5. М.: Изд-во Института психологии РАН, 2010.
3. Головина Г.М, Савченко Т.Н. Адаптация методик в исследовании субъективного качества жизни людей, работающих вахтовым методом // Прикладная юридическая психология. 2014. № 1. С. 32-51.
4. Зараковский Г.М. Качество жизни населения России: психологические составляющие. М.: Смысл, 2009.
5. Савченко Т.Н. Моделирование динамики системных образований психики // Идея системности в современной психологии / под ред. В.А. Ба-рабанщикова. М.: Изд-во Института психологии РАН, 2005. С. 99-119.
6. Савченко Т.Н., Головина Г.М. Субъективное качество жизни: подходы, методы оценки, прикладные исследования. М.: Изд-во Института психологии РАН, 2006.
7. Савченко Т.Н., Головина Г.М, Веселков А.Ф. Исследование профессионально важных качеств и субъективного качества жизни моряков дальнего плавания // Прикладная юридическая психология. 2014. № 4. С. 141-152.
8. Сочивко Д.В, Савченко Т.Н., Головина Г.М. Сравнительные исследования качества жизни // Прикладная юридическая психология. 2010. № 4. С. 8-22.
9. Субетто А.И. Управление качеством жизни и выживаемость человека // Стандарты и качество. 1994. № 1. С. 32-37.
10. Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. М.: Мысль, 1978.