К 11
А.А. ГОВОРУХИНА, А.Э. ЩЕРБАКОВА, А.А. КОМОВ, Н.С. РАКШИНА, С.В. ПОДШИВАЛОВА, С.И. ВОЛКОВСКАЯ
A.A. GOVORUKHINA, A.E. SCHERBAKOVA, A.A. KOMOV, N.S. RAKSHINA, S.V. PODSHIVALOVA, S.I. VOKOVSKAYA
К ВОПРОСУ О СУБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКЕ КА ЧЕСТВА ЖИЗНИ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА г. СУРГУТА
ON THE QUESTION OF SUBJECTIVE EVALUA TION OF QQUALITY OF LIFE AND INDEXES OF FUNCTIONAL CONDITION OF EDUCATIONAL PROCESS PARTICIPANTS IN SURGUT
Изучены показатели качества жизни участников образовательного процесса г. Сургута, проанализированы основные функциональные, психологические параметры. Среди обследованных лиц наибольшим уровнем депрессии и личностной тревожности характеризуются педагоги и студенты. Большинство рассчитанных показателей качества жизни наилучшими были у студентов высшего учебного заведения.
In the article the indexes of life quality of educational process participants in Surgut are studied, basic functional and psychological factors are analysed. Teachers and students appeared to have the highest rate of depression and personal anxiety. At the same time is was students of higher educational establishments who showed the best indexes of quality of life.
Ключевые слова: тревожность, депрессия, качество жизни, школьники, студенты, преподаватели.
Key words: anxiety, depression, quality of life, students, schoolchildren, students, teachers.
Качество жизни (КЖ) - понятие, важное не только для здравоохранения, но и для всех сфер жизни современного общества, так как конечной целью активности всех общественных институтов является благополучие человека. В настоящее время в России понятие «качество жизни» (КЖ) приобретает особую актуальность в свете реализации приоритетных национальных проектов. Возможность получить точную информацию о показателях качества жизни человека, группы лиц, популяции позволяет экстраполировать полученные данные, а все общество или на значительную его часть.
Изучение показателей качества жизни позволит, в определенной степени, оценить эффективность многочисленных реформ и программ, направленных на повышение благополучия и улучшения качества жизни населения [1].
Качество жизни - это интегральная характеристика физического, психологического, эмоционального и социального функционирования человека, основанная на его субъективном восприятии. В Ханты-Мансийском автономном
округе существуют нормативные акты, регламентирующие понятие «качество жизни». Согласно закону Ханты-Мансийского АО - Югры от 28.02.2006 года № 35-оз «О качестве жизни населения Ханты-Мансийского АО - Югры», качество жизни населения автономного округа - совокупность социально-экономических и иных критериев, отражающих уровень и степень достигнутого благосостояния человека в различных сферах его жизнедеятельности, как основного условия устойчивого социального развития гражданского общества и личности. Одним из важнейших критериев КЖ является функциональное состояние человека, т.е. оптимальный режим работы всех его органов и систем. В современной медицине понятие «качество жизни» неразрывно связано со здоровьем.
Определение понятия КЖ логично и структурно связано с дефиницией здоровья, данной всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ): «Здоровье - это полное физическое, социальное и психологическое благополучие человека, а не просто отсутствие заболевания». Именно поэтому в наших исследованиях определение показателей качества жизни проводилось параллельно с оценкой функционального состояния организма.
Проблема здоровья школьников, студентов и преподавателей заслуживает большого внимания, так как этот критерий во многом определяет успешность учебно-воспитательного процесса [2]. Выявить критические периоды, во время которых организм является наиболее уязвимым к комплексному влиянию факторов среды, представляется крайне актуальным.
Интенсивные интеллектуальные и психологические нагрузки, которым подвержены выпускники школ, студенты и педагоги различных учебных заведений, накладываются на негативное средовое воздействие климато-географических условий и в комплексе становятся значимыми факторами риска развития патологий. Именно поэтому своевременная диагностика и профилактика могут стать залогом улучшения здоровья и качества жизни в целом участников образовательного процесса в ХМАО-Югре и, в частности, в г. Сургуте.
Цель исследования заключалась в оценке функционального состояния и качества жизни участников образовательного г. Сургута.
В задачи исследования входило:
1. Оценить психологические особенности школьников, студентов и преподавателей;
2. Охарактеризовать функциональное состояние участников образовательного процесса;
3. Проанализировать показатели качества жизни участников образовательного процесса.
Методика исследования.
Исследования проводились в 2008-2009 году на базе лаборатории «Здоровый образ жизни и охрана здоровья» Сургутского государственного педагогического университета. Объектом исследования стали школьники 11-х классов (МОУ Лицей № 3 г. Сургута, N=42), студенты (Сургутского медицинского училища N=20, Сургутского государственного педагогического университета N=58), преподаватели (МОУ лицей № 3, N=53, преподаватели Сургутского медицинского училища N=20).
По общепринятым методикам регистрировались антропометрические и функциональные показатели, оценку функционального состояния организма проводили с использованием аппаратно-программного комплекса «Стресс-тест», для определения психологических характеристик (уровень депрессии, уровень личностной и реактивной тревожности) использовали психологические тесты: Шкалу депрессии Бека и тест Спилбергера [4; 5], расчет показате-
лей качества жизни осуществляли при помощи международного опросника SF-36.
Статистическую обработку полученных результатов проводили с использованием стандартной программы Microsoft Office Exell, 2007.
Результаты исследования.
Для проведения своевременных профилактических мероприятий необходимо иметь сведения о функциональном и психологическом состоянии участников образовательного процесса. Определение уровня личностной тревожности позволило нам выявить преподавателей, школьников и студентов с высоким, умеренным и низким уровнем тревожности, а также сравнить их показатели между собой (рис. 1).
Высокий уровень тревожности
Умеренный уровень Низкий уровень тревожности
тревожности
□ Школьники
□ Студенты
□ Преподаватели
Рис. 1. Уровень личностной тревожности участников образовательного процесса
Заслуживает внимания тот факт, что среди обследованных нами преподавателей высокий уровень личностной тревожности (ЛТ) обнаружен у 58,6% и лишь у 3,1% - низкий уровень личностной тревожности, все остальные педагоги - 38,3% характеризовались как лица с умеренным уровнем личностной тревожности. У студентов же высокий уровень ЛТ обнаружен у 35,4% и у 10,3% - низкий уровень ЛТ, все остальные студенты (54,3%) характеризовались как лица с умеренным уровнем ЛТ. В свою очередь у школьников высокий уровень ЛТ обнаружен лишь у 5,3% и у 23,2% - низкий уровень ЛТ, все остальные школьники - 71,5 % характеризовались как подростки с умеренным уровнем личностной тревожности. Сравнив все полученные результаты, мы пришли к выводу, что преподаватели имеют самый высокий уровень личностной тревожности среди всех обследованных нами участников образовательного процесса. Это дает основание предполагать у них появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки компетенции и престижа.
Высокоинтенсивные эмоциональные и интеллектуальные нагрузки часто являются причиной психологического выгорания, которое в последствии может привести к развитию различных депрессивных расстройств. Термин «де-
прессия» применяется для описания многих состояний человека [3]. Он может обозначать различные формы субъективного дистресса. О депрессии часто говорят применительно к острой стадии нервного потрясения, вызванного тем, что человек был разочарован, встревожен. Такое состояние знакомо всем людям - оно является нормальной реакцией на стресс. Депрессия может глубоко влиять на иммунную систему, в результате чего человеку тяжелее справиться с болезнью, и, следовательно, риск ухудшения физического здоровья возрастает (рис. 2).
Полученные результаты отражают состояние школьников, студентов и педагогов в начале учебного года, поэтому настораживает тот факт, что у 10,1% обследованных преподавателей выявлена умеренная депрессия, а выраженная депрессия у 3,5% преподавателей и 5,9% студентов. Наиболее благополучной группой по этому показателю были ученики 11 классов, среди них процент лиц с умеренной и выраженной депрессией составил 3,3 в обоих случаях. Полученные результаты свидетельствуют об увеличении уровня депрессии с повышением интеллектуальных и эмоциональных нагрузок.
Отсутствие депрессии Лёгкая депрессия Умеренная депрессия Выраженная
депрессия
□ Школьники □ Студенты □ Преподаватели
Рис. 2. Показатели депрессии участников образовательного процесса
Наряду с психологическими особенностями на функциональное состояние влияют и физиологические характеристики человека. В последнее время большое количество работ посвящено нарушениям массы тела как одному из факторов риска развития различных патологий, в том числе - сердечнососудистых. Среди обследованных школьников нарушения массы тела выявлены у 37% учащихся 11 классов и 49% преподавателей. Полученные высокие показатели по ИМТ свидетельствуют о необходимости его грамотной коррекции, начиная со школьного возраста. В связи с этим школьники и преподаватели должны получить соответствующую информацию и консультацию специалистов (врачей диетологов, психологов, спортивных инструкторов). В целом функциональное состояние педагогов, школьников и студентов в начале учебного года было на хорошем и среднем уровне. Заслуживает внимания тот факт, что у 24,5% педагогов выявлено напряженное функциональное состояние. Полученные результаты свидетельствуют о неблагоприятных изменениях
в организме участников образовательного процесса уже в начале учебного года.
Рис. 3. Функциональное состояние участников образовательного процесса
Лицам с напряженным, удовлетворительным или требующим повышенного внимания функциональным состоянием необходимо обратиться за помощью к специалистам, изменить режим работы и отдыха, повысить уровень двигательной активности.
Оценка показателей качества жизни позволяет проанализировать различные параметры самочувствия испытуемого. Наиболее значимые полученные результаты представлены на рисунке 4.
100,0% 80,0% 60,0% 40,0% 20,0% 0,0%
РР
■ Школьники
I Студенты ВУЗа
■ ГрегЕдавапепи СУЗа
SF РЕ
■ Студены СУЗа
■ Преподаватели Лицея N8
Рис. 4. Показатели качества жизни участников образовательного процесса г. Сургута Шкала РР отражает критерий «ролевое функционирование», который показывает влияние физического состояния на повседневную ролевую деятельность. Среднее полученное нами значение - 72. Низкие показатели у 25%
педагогов лицея по этой шкале свидетельствуют о том, что повседневная ролевая деятельность значительно ограничивается состоянием здоровья. Наилучшие показатели по этому критерию демонстрируют студенты, тогда как у учащихся 11 классов и преподавателей училища они самые низкие.
Заслуживает внимания тот факт, что по критериям жизнеспособности ^Т) у 29% преподавателей наблюдается утомляемость и снижение жизненной активности. Наилучшие результаты по этому критерию, как и по критерию эмоционального состояния, выше у студентов. У 29% преподавателей эмоциональное состояние ограничивает выполнение работы.
Социальное функционирование (SF) определяется степенью, в которой физическое или эмоциональное состояние ограничивает социальную активность. По этому критерию самые низкие значения отмечены у школьников 11 классов, что объективно вытекает из их социального статуса.
Таким образом, комплексная оценка показателей качества жизни выявила, что наилучшими показателями качества жизни характеризуются студенты вуза, а наихудшими - учащиеся училища 11 классов по всем критериям, за исключением физического здоровья.
Оценка психологических особенностей участников образовательного процесса как важных составляющих качества жизни показала, что среди обследованных лиц наибольшим уровнем депрессии и личностной тревожности характеризуются педагоги и студенты. Невысокие показатели функционального состояния, выявленные во всех обследованных группах, усугубляются часто встречающимися нарушениями массы тела, как у педагогов, так и у школьников, что указывает на необходимость просветительных и профилактических мероприятий, посвященных этим вопросам.
Литература
1. Новик, А.А., Ионова, Т.И. Руководство по определению качества жизни в медицине [Текст] / под ред. акад. РАМН Ю.Л. Шевченко. - М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2007. -320 с.
2. Шверина, О.В. К вопросу о субъективной оценке функционального состояния преподавателей вуза [Текст] / О.В. Шверина, Т.А. Шверина, Н.П. Косарева // Вестник ТвГУ. Серия «Биология и экология», 2006. - Вып. 2. - С. 46-49.
3. Дегтярев, В.П. Физиология трудовой деятельности [Текст] // Физиология человека / под ред. В.М. Смирнова. - М., 2001.
4. Депрессия. Справочник. [Текст] / сост. В.Д. Сухарева. - М.: Мир, 2000. - 128 с.
5. Карандашей, В.Н. Руководство по использованию методики Ч. Спилбергера [Текст] / В.Н. Карандашей, М.С. Лебедева, Ч. Спилберг // Изучение оценочной тревожности, 2004. - С. 56.
ББК К 57.334.10(2Рос-4Тюм) УДК 616-053.5(571.12) Н 69