ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА
УДК 613/614-057.875:61
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ И НЕКОТОРЫЕ ФАКТОРЫ, ЕГО ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ
THE QUALITY OF LIFE OF MEDICAL STUDENTS AND SOME FACTORS DETERMINING ITS
Н.И. Жернакова, Т.Ю. Лебедев, Д.Т. Лебедев, Я.С. Жернакова N.I. Zhernakova, T.Yu. Lebedev, D.T. Lebedev, Ya.S. Zhernakova
Белгородский государственный национальный исследовательский университет Россия, 308015, г. Белгород, ул. Победы, д. 85
Belgorod National Research University Russia, 308015, Belgorod, Pobedy St., 85
E-mail: [email protected]
Ключевые слова: качество жизни, студенты, лечебное дело, факторы влияния.
Key words: quality of life, students, general medicine, impact factors.
Аннотация. Изучение факторов, влияющих на качество жизни, актуально и практически значимо. Целью проведенного исследования было изучение влияния материального благополучия, состояния здоровья и уровня социальной поддержки на качество жизни обучающихся по специальности «Лечебное дело». Исследование проводилось методом анкетного опроса по специально разработанной анкете. Для количественной оценки показателей использовались визуальные аналоговые шкалы. Было проанкетировано 217 студентов, разделенных на две группы. Первая состояла из 120 студентов 1 курса, вторая - из 97 старшекурсников. Результаты исследования показали, что показатель качества жизни и удовлетворенность уровнем материального благосостояния старшекурсников ниже, чем у студентов первого курса. Показатель качества жизни в обеих группах наиболее тесно коррелировал с удовлетворенностью уровнем материального благосостояния. Состояние здоровья по влиянию на качество жизни находилось на втором месте. Уровень социальной поддержки мало влиял на показатель качества жизни. Возможно, это было связано с отсутствием дефицита этого ресурса.
Resume. The study of factors affecting the quality of life is important and practically significant. The goal of the study was to investigate the effect of material well-being, health status and level of social support on quality of life of students majoring in «General medicine». The study was performed by polling using a specially designed questionnaire. Visual analogue scales were used for quantitative evaluation of indicators. Objects of the study were 217 students, divided into two groups. The first one consisted of 120 students of the first year of the study; the second one included 97 undergraduates. The results showed that the indicator of quality of life and satisfaction of material well-being of undergraduates was lower than the first year students. The quality of life indicator of both groups most closely correlated with material well-being satisfaction. Impact of health status on the quality of life was on the second place. Level of social support had little impact on the quality of life. Perhaps it was due to the absence of this resource deficiency.
Введение
По определению Всемирной Организации Здравоохранения, качество жизни - это восприятие индивидом своего положения в культурном и ценностном контекстах его жизни и в связи с его целями, потребностями и интересами [World Health Organization. Quality of life group, 1996]. Наряду с продолжительностью, качество жизни является важнейшей характеристикой, комплексно характери -зующую степень благополучия той или иной популяции или социальной группы. Именно поэтому, выступая 5 сентября 2005 года перед Правительством РФ, руководством Федерального Собрания и членами президиума Госсовета с новой социальной программой, Президент России В.В. Путин назвал повышение качества жизни российских граждан ключевым вопросом государственной политики [Путин, 2005].
Учитывая интегральную природу показателя качества жизни [Маликов, 2002; Беляева, 2009; Жернакова и др., 2015], логично предположить его зависимость от множества различных факторов объективного и субъективного характера. Комплекс таких факторов у различных социальных групп населения может существенно отличаться [Антонян и др., 2008]. В связи этим изучение качества жизни студентов и учащейся молодежи, вынужденной адаптироваться к резкому изменению своего социального положения (вхождение во «взрослую жизнь»), подвергающихся интенсивным психоэмоциональным нагрузкам, является актуальным и практически значимым.
Материалы и методы
Качество жизни исследовалось методом анкетирования с помощью специально разработанной анонимной анкеты. Анкетному опросу было подвергнуто 217 обучающихся факультета лечебного дела и педиатрии Медицинского института НИУ «БелГУ» (специальность 31.05.01 Лечебное дело). Среди включенных в исследование преобладали девушки (77.42%), на долю юношей приходилось 22.58%, что в полной мере соответствовало тендерному составу этой социальной группы. Средний возраст опрошенных составил 20.48±0.30 лет. Все анкетируемые были разделены на две группы: первая группа - 120 студентов 1 курса, вторая - 97 студентов 5-6 курса. Средний возраст обследованных первой и второй группы составлял 18.43±0.13 лет и 23.02±0.54 года соответственно. В обеих группах преобладали девушки, в первой группе их доля составила 81.67%, во второй - 72.16%.
Учитывая большое количество различных методик оценки качества жизни, ориентированных на исследование различных его аспектов, с целью получения единого обобщенного показателя нами был использован метод оценки качества жизни с помощью визуальных аналоговых шкал (ВАШ). В ходе анкетного опроса с помощью ВАШ анкетируемые давали также оценку состоянию своего здоровья, уровню материального благосостояния и степени получаемой социальной поддержки. Показатели ВАШ варьировали от 1 до 10 баллов, что соответствовало минимальному и максимальному уровню анализируемого параметра. Кроме того, в ходе анкетного опроса регистрировались пол, возраст и ряд других параметров, анализ и описание которых выходит за рамки данной статьи.
Результаты исследования обрабатывались статистически, в ходе статистической обработки материала использовались стандартные методы вариационной статистики и корреляционного анализа. Различия считались достоверными при вероятности ошибки первого рода менее 5%.
Результаты исследования
В ходе анализа собранных данных было установлено, что показатели качества жизни во второй группе были немного ниже, чем в первой (7.44±0.1б и 7.87±0.15 соответственно; р<0.05). У студентов первой и второй групп не было выявлено статистически значимых различий в самооценке уровня здоровья. Так, по данным анкетирования, средние показатели по этому параметру составили 6.85±0.14 и 7.08±0.15 баллов соответственно (р>0.05), что свидетельствовало о сопоставимой удовлетворенности обследуемых обеих групп по этому параметру. Оценка уровня своего материального благосостояния у студентов первой и второй групп отличалась, соответствующие показатели составляли 7.18±0.1б и 6.49±0.18 баллов (р<0.05). Меньшие показатели студентов второй группы при оценке уровня своего материального благосостояния могли быть обусловлены не только низкими доходами, но и возрастанием с возрастом уровня материальных потребностей. Социальная поддержка в обеих группах была довольно высокой, однако значения ВАШ по этому показателю у студентов первой группы были все же выше, чем у респондентов второй (8.б1±0.17 и 7.85±0.20 баллов соответственно; р<0.05).
Исследование корреляционных взаимосвязей между показателем качества жизни и другими параметрами выявило сходные закономерности у студентов первой и второй групп. Наиболее тесно с показателем качества жизни коррелировал уровень материального благосостояния. В обеих группах корреляционный анализ выявил взаимосвязь средней силы между этими параметрами (в первой группе г=0.67; р<0.05, во второй - г=0.61; р<0.05). На втором месте по степени взаимосвязи с показателем качества жизни был уровень здоровья. В первой группе взаимосвязь между уровнем здоровья и качеством жизни была слабой (г=0.48; р<0.05), во второй - средней силы (г=0.54; р<0.05). Слабее всего качество жизни обучающихся зависело от уровня социальной поддержки (в первой группе г=0.44; р<0.05, во второй - г=0.45; р<0.05). По-видимому, отсутствие у обследуемых выраженных функциональных ограничений, способствующих появлению зависимости от окружающих, снижало субъективную значимость социальной поддержки и позволяло им не рассматривать этот показатель в качестве ведущего фактора, определяющего качество жизни.
Выводы
Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы:
1. Показатель качества жизни и удовлетворенность уровнем своего материального благосостояния у студентов старших курсов специальности 31.05.01 Лечебное дело ниже, чем у первокурсников.
2. Наиболее сильно с показателем качества жизни студентов медицинских специальностей коррелирует удовлетворенность уровнем материального благосостояния, корреляционный анализ выявляет между этими параметрами взаимосвязь средней силы (коэффициенты корреляции: в первой группе г=0.67; р<0.05, во второй - г=0.61; р<0.05).
3. Удовлетворенность состоянием своего здоровья по степени влияния на показатель качества жизни занимает второе место после удовлетворенности материальным благосостоянием (коэффициенты корреляции: в первой группе г=0.48; р<0.05; во второй - г=0.54; р<0.05).
4. Уровень социальной поддержки слабо влияет на показатель качества жизни студентов медицинских специальностей (коэффициенты корреляции: в первой группе г=0.44; р<0.05, во второй -г=0.45; р<0.05), что может быть обусловлено как высокой социальной активностью и отсутствием существенной зависимости в этом плане от окружающих, так и имеющимся высоким уровнем этой поддержки (8.б1±0.17 и 7.85±0.20 баллов соответственно; р<0.05), в результате чего анкетируемые редко сталкиваются с проблемой дефицита этого ресурса.
Список литературы References
Антонян В.В., Панов А.А., Антонян С.В., Смирнов В.Д., Карпенко Г.В. 2008. Исследование состояния вегетативной нервной системы у студентов Астраханской государственной медицинской академии. Астраханский медицинский журнал. 3 (4): 31-37-
Antonjan V.V., Panov A.A., Antonjan S.V., Smirnov V.D., Karpenko G.V. 2008. Issledovanie sostojanija ve-getativnoj nervnoj sistemy u studentov Astrahanskoj gosudarstvennoj medicinskoj akademii [Research of a condition of vegetative nervous system at students of the Astrakhan state medical academy]. Astrahanskij medicinskij zhurnal. 3 (4): 31-37. (in Russian)
Беляева Л.А. 2009. Уровень и качество жизни. Проблемы измерения и интерпретации. Социологические исследования, 1: 33-42.
Belyaeva L.A. 2009. Uroven' i kachestvo zhizni. Problemy izmereniya i interpretatsii. Sotsiologicheskie issledo-vaniya [Level and quality of life. Problems of measurement and interpretation. Sociological researches], 1: 33-42. (in Russian)
Жернакова Н.И., Лебедев Т.Ю., Лебедев Д.Т., Постникова Л.И. 2015. Некоторые аспекты состояния здоровья студентов медицинских специальностей. Научный результат, 3 (5): 15-19.
Zhernakova N.I., Lebedev T.Yu., Lebedev D.T., Postnikova L.I. 2015. Nekotorye aspekty sostoyaniya zdorov'ya studentov meditsinskikh spetsial'nostey [Some aspects of a state of health of students of medical specialties]. Nauchnyy rezul'tat, 3 (5): 15-19. (in Russian)
Маликов Н.С. 2002. К вопросу о содержании понятия качество жизни и его измерению. Уровень жизни населения регионов России, 2: 10-17.
Malikov N.S. 2002. K voprosu o soderzhanii ponyatiya kachestvo zhizni i ego izmereniyu. Uroven' zhizni nasele-niya regionov Rossii [To a question of the content of concept quality of life and to its measurement. Standard of living of the population of regions of Russia], 2: 10-17. (in Russian)
Путин В.В. 2005. Выступление на встрече с членами Правительства, руководством Федерального Собрания и членами президиума Государственного совета 5 сентября 2005 года. Москва, Большой Кремлевский дворец. URL: http://archive.kremlin.ru/appears/2005/09/05/1531_type63374type63378type82634_93296.shtml
Putin V.V. 2005. Vystuplenie na vstreche s chlenami Pravitel'stva, rukovodstvom Federal'nogo Sobraniya i chlenami prezidiuma Gosudarstvennogo soveta 5 sentyabrya 2005 goda [Performance at a meeting with members of the government, the management of Federal Assembly and members of presidium of the State Council on September 5, 2005]. Moskva, Bol'shoy Kremlevskiy dvorets. URL:
http://archive.kremlin.ru/appears/2005/09/05/1531_type63374type63378 type82634_93296.shtml (in Russian) World Health Organization. Quality of life group. 1996. What is it Quality of life? Wld. Hth. Forum. 1. 29.