116
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия Медицина. Фармация. 2015. № 16 (213). Выпуск 31
УДК 378.016:61
ОБУЧЕНИЕ МЕДИЦИНСКИМ СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ И НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ РАЗНЫХ КУРСОВ
MEDICAL SPECIALTIES TRAINING AND SOME ASPECTS OF HEALTH STATUS OF STUDENTS OF DIFFERENT COURSES
Н.И. Жернакова, Т.Ю. Лебедев, Д.Т. Лебедев
N.I. Zhernakova, T.Yu. Lebedev, D.T. Lebedev
Белгородский государственный национальный исследовательский университет 308015, г. Белгород, ул. Победы, д. 85
Belgorod National Research University 308015, Belgorod, Pobedy St., 85
e-mail: [email protected]
Ключевые слова: обучение, студенты, медицинские специальности, состояние здоровья
Key words: education, students, medical specialties, health status.
Резюме. Проведено анкетирование 217 студентов, получающих высшее медицинское образование. Анализировалось наличие хронических заболеваний, самочувствие, индекс массы тела и физическая активность респондентов. Выявлено, что студенты 5-6 курса тратят на самоподготовку к занятиям меньше времени, чем первокурсники, но чаще испытывают симптомы астении. Значимых различий в распространенности хронических заболеваний у студентов разных курсов не было выявлено (p>0.05). Однако к 5-6 курсу наблюдалась тенденция роста распространенности офтальмологической и кардиоваскулярной патологии. Доля студентов с низким уровнем физической активности среди старшекурсников выше, чем среди студентов 1 курса (57.73% и 30.00%, соответственно; p<0.05). Старшекурсники имеют избыточную массу тела чаще первокурсников (13.40% и 5.00%, соответственно; p<0.05). Однако наиболее распространенным нарушением питания для всех обучающихся был дефицит массы тела (25.83% и 19,59% студентов 1 и 5-6 курсов, соответственно (p>0.05).
Summary. A survey of 217 students receiving graduate medical education has been performed. It was analyzed the presence of chronic diseases, state of health, body mass index and physical activity of respondents. It was revealed that students of 5-6th year of training spend less time for self-preparing to the practice than freshmen, but they more often perceive symptoms of fatigue. Significant differences of the chronic diseases prevalence among students of different years of training were not detected (p>0.05). However, at 5-6th year of training there was a trend of increase of the prevalence of ophthalmic and cardiovascular pathology. The percentage of students with low level of physical activity among students of 5-6th year of training was higher than among students of 1st year of training (57.73% and 30.00%, respectively; p<0.05). The undergraduates have overweight more often than freshmen (13.40% and 5,00%, respectively; p<0.05). However, the most common eating disorders for all students was the underweight (25.83% and 19.59% of undergraduates and freshmen, respectively (p>0.05).
Введение
Высшее медицинское образование требует заметно больше времени, чем подготовка по другим специальностям и направлениям подготовки. Так, образовательные стандарты большинства врачебных специальностей устанавливают шестилетний период обучения [Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060101 Лечебное дело, 2010; Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060103 Педиатрия, 2010 и др.], в то время как в других профессиях время, необходимое для получения высшего образования, обычно ограничивается 4-5 годами [Приказ Минобрнауки России от 06.03.2015 №167 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 47.03.01 Философия (уровень бакалавриата)»; Приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 №937 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 03.03.02 Физика (уровень бакалавриата)»; Приказ Минобрнауки России от 11.03.2015 № 193 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 19.03.01 Биотехнология (уровень бакалавриата)»; Федеральный государственный образовательный стандарт высшего
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия Медицина. Фармация. 2015. № 16 (213). Выпуск 31
117
профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 035701 Перевод и переводоведение (квалификация (степень) "специалист") и др.].
В процессе обучения студенты длительное время подвергаются интенсивным психоэмоциональным нагрузкам, что способно вызвать астенизацию и негативно повлиять на состояние здоровья [Жернакова Н.И. и др., 2008, 2009]. На организм обучающихся могут воздействовать: гиподинамия, нерациональное питание, перегрузка зрительного анализатора и многие другие факторы. Изучение состояния здоровья студентов медицинских специальностей позволяет определить приоритетные направления работы в процессе перехода от здоровьезатратных к здоровьесберегающим образовательным технологиям, разработать программу мер по сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Поэтому исследования в этой области являются актуальными и практически значимыми.
Материалы и методы
В ходе исследования было проведено анкетирование 217 обучающихся факультета лечебного дела и педиатрии Медицинского института НИУ «БелГУ» (специальность 31.05.01 Лечебное дело). Средний возраст респондентов составил 20.48±0.30 лет. Соотношение обследуемых по полу было следующим: девушки 168 человек (77.42%), юноши - 49 (22.58%). Все студенты, принявшие участие в анкетировании, были разделены на две группы: первая группа - 120 студентов 1 курса, вторая группа - 97 студентов 5-6 курса. В обеих группах преобладали девушки, доли которых в первой и второй группе составила 81.67% и 72.16%, соответственно. Средний возраст обследованных первой группы был 18.43±0.13 лет, второй -23.02±0.54 года.
Анкетирование проводилось с помощью специально разработанной анонимной анкеты. Регистрировались пол, возраст, рост и вес обследуемых, периодичность приема лекарственных средств, уровень повседневной физической активности и отношение к физическим упражнениям. Кроме этого, собиралась информация об имеющихся у респондентов хронических заболеваниях. На основании указанных респондентами антропометрических данных рассчитывались индексы массы тела (ИМТ), при его интерпретации руководствовались рекомендациями Всемирной организации здравоохранения [World Health Organisation, 2006].
Анализ результатов анкетирования базировался на сопоставлении показателей студентов первой и второй групп, в ходе статистической обработки материала использовались стандартные методы вариационной статистики. Различия считались достоверными при вероятности ошибки первого рода менее 5%.
Результаты исследования
Анализ времени, уходящего на самоподготовку к занятиям, показал, что студенты старших курсов тратят на этот вид деятельности заметно меньше времени, чем первокурсники. Так, доля студентов первой группы, затрачивающих на подготовку к занятиям более 3 часов, составляла 75.83%, второй группы - 19.59% (p<0.05). От 1 до 2 часов на самоподготовку уходило у 3.33% респондентов первой и 30.93% - второй группы (p<0.05), 2-3 часа на это тратили, соответственно, 19.17% и 40.21% обучающихся (p<0.05). Студенты, которые совсем не готовились к занятиям, среди опрошенных встречались редко. Так, об этом заявили 2 студента первой и 9 - второй группы. При этом признаки астенизации (быстрая утомляемость, снижение работоспособности, ухудшение памяти, неустойчивость настроения, плохой сон и т.п.) у старшекурсников встречались чаще, чем у студентов 1 курса. На частое появление или почти постоянное присутствие симптомов астении указывало 25.00% опрошенных первой и 45.36% - второй группы (p<0.05). Никогда не беспокоили вышеуказанные симптомы 19.17% студентов 1 курса и лишь 9.28% старшекурсников (p<0.05). Доли студентов, иногда ощущавших признаки астенизации, в первой и второй группе различались статистически незначимо и составляли 55.83% и 45.36% (p>0.05).
Анализ распространенности хронической патологии по данным анкетирования показал отсутствии статистически значимых различий между студентами первой и второй групп. Возможно, это было связано с внедрением на факультете здоровьесберегающих образовательных технологий и развитой системой общепита, позволяющей обучающимся полноценно питаться и соблюдать режим питания. Так, хронические заболевания желудочнокишечного тракта отмечало у себя 19.17% респондентов первой и 20.62% - второй группы (p>0.05). В отношении заболеваний опорно-двигательного аппарата соответствующие доли составили 12.50% и 13.40% (p>0.05). Тем не менее, обращала на себя внимание тенденция к более частому, по сравнению со студентами 1 курса, наличию у старшекурсников поражений органа зрения, а также патологии сердца и сосудов. Так, офтальмологические заболевания
118
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия Медицина. Фармация. 2015. № 16 (213). Выпуск 31
отмечало у себя 30.83% опрошенных первой и 37.11% - второй группы (p>0.05). В отношении патологии сердечнососудистой системы данные показатели составляли 16.67% и 24.74%, соответственно (p>0.05).
В отношении частоты приема лекарственных средств между студентами первой и второй групп статистических значимых различий не было выявлено. Тем не менее, во второй группе отмечалась тенденция к более высокой, чем в первой, доле студентов, практически никогда не принимавших, а также довольно часто или регулярно принимавших лекарственные препараты. Так, в первой группе практически никогда не принимали лекарственные средства 26.67% опрошенных, во второй - 32.99% респондентов (p>0.05). Довольно частый или регулярный прием медикаментов отмечали 19.17% респондентов первой и 25.77% - второй группы (p>0.05). При этом доля опрошенных, иногда употреблявших лекарственные средства, в этих группах составляла 54.17% и 41.24%, соответственно (p>0.05).
В ходе изучения физической активности анкетируемых, было установлено следующее. Если в первой группе 32.50% респондентов ограничивали свою физическую активность занятиями физической культурой, то во второй группе этот вид активности был недоступен обучающимся в связи с отсутствием в учебном плане 5-6 курсов занятий по физической культуре. В результате, доля анкетируемых, не занимающихся вовсе или изредка занимающихся физическими упражнениями, во второй группе оказалась почти вдвое выше, чем в первой (57.73% и 30.00%, соответственно; p<0.05). Тенденция к некоторому увеличению доли студентов, систематически посещающих спортивную секцию или тренажерный (спортивный) зал, несущественно повлияла на данную ситуацию, таких студентов в первой и второй группе было 18.33% и 26.80%, соответственно (p>0.05). Доли студентов, регулярно выполняющих дома комплексы физических упражнений, в первой и второй группе отличались статистически незначимо и составляли 16.67% и 14.43%, соответственно (p>0.05).
Закономерным следствие уменьшения физической активности обследуемых является формирование избыточной массы тела, которая диагностировалась при ИМТ в пределах от 25.0 до 29.9 кг/м2. Так, доля анкетируемых с избыточной массой тела во второй группе была выше, чем в первой (13.40% и 5.00%, соответственно; p<0.05). Ожирение не являлось типичной проблемой студентов, обучающихся медицинским специальностям. В ходе исследования были зарегистрированы лишь единичные случаи I степени ожирения с ИМТ 30.0-34.9 кг/м2 (3 случая в первой и 2 - во второй группе). Доля студентов, имеющих дефицит массы тела (ИМТ<18.5 кг/м2) в первой и второй группе различалась статистически незначимо, хотя и имелась тенденция к более низкой доле таких респондентов во второй группе, по сравнению с первой (19.59% и 25.83%, соответственно; p>0.05). Нормальное питание (ИМТ=18.5-24.9 кг/м2) наблюдалось у 66.67% обследуемых первой и 64.95% - второй группы (p>0.05).
Выводы
Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы:
1. Студенты старших курсов медицинских специальностей обычно тратят на самоподготовку к занятиям меньше времени, чем студенты 1 курса, при этом, быстрая утомляемость, снижение работоспособности и другие признаки астении у старшекурсников встречаются чаще, чем у первокурсников, более 3 часов самоподготовка занимает у 75.83% студентов 1 курса и 19.59% старшекурсников (p<0.05), в тоже время частое или почти постоянное присутствие симптомов астении в этих группах отмечают 25.00% и 45.36% обследуемых, соответственно (p<0.05).
2. Распространенность хронических заболеваний у первокурсников медицинских специальностей и студентов старших курсов различается статистически не значимо (p>0.05), однако наблюдается отчетливая тенденция к более высокой распространенности заболеваний органа зрения и болезней сердечно-сосудистой системы, что позволяет считать приоритетными профилактические мероприятия, направленные на предупреждение этой патологии.
3. Доля студентов, совсем не занимающихся или изредка занимающихся физическими упражнениями среди старшекурсников специальности 31.05.01 Лечебное дело значительно выше, чем среди студентов 1 курса (57.73% и 30.00%, соответственно; p<0.05), при этом избыточная масса тела у студентов 5-6 курсов выявляется чаще, чем у первокурсников (13.40% и 5.00%, соответственно; p<0.05).
4. Наиболее распространенным нарушением питания для всех студентов специальности
31.05.01 Лечебное дело является дефицит массы тела, наблюдающийся у 25.83% обучающихся 1 курса и 19.59% старшекурсников и соответственно (p>0.05), ожирение среди этой категории населения встречается в единичных случаях.
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия Медицина. Фармация. 2015. № 16 (213). Выпуск 31
119
Литература
Жернакова Н.И. Исследование представлений студентов университета о здоровом образе жизни и вредных привычках /Н.И.Жернакова, В.П.Бабинцев, Т.Ю.Лебедев и др. Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки, 2009. - № 8. - С. 278-282
Жернакова Н.И. Концептуальные положения здоровьеориентированной подготовки специалистов /Н.И.Жернакова, В.Н.Ирхин, Высшее образование в России, 2008. - № 7. - С.
88-93
Приказ Минобрнауки России от 06.03.2015 №167 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению
подготовки 47.03.01 Философия (уровень бакалавриата)» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.04.2015 №36675).
Приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 №937 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению
подготовки 03.03.02 Физика (уровень бакалавриата)» (Зарегистрировано в Минюсте России25.08.2014 №33805).
Приказ Минобрнауки России от 11.03.2015 № 193 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению
подготовки 19.03.01 Биотехнология (уровень бакалавриата)» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.04.2015 №36754).
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060101 Лечебное дело, утв. приказом Минобрнауки РФ №1118 от 08.11.2010
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060103 Педиатрия, утв. приказом Минобрнауки РФ №1122 от 08.11.2010
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 035701 Перевод и переводоведение (квалификация (степень) "специалист") (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 31.05.2011 №1975).
World Health Organisation (2006) “BMI Classifications”
http: //www.who.int/bmi/index.jsp?introPage=intro_3.html
Literature
Zhernakova N.I. Issledovanie predstavlenii studentov universiteta o zdorovom obraze zhizni i vrednykh privychkakh /N.I.Zhernakova, V.P.Babintsev, T.Yu.Lebedev i dr. Vestnik Tambovskogo universiteta. Ser. Gumanitarnye nauki, 2009. - № 8. - S. 278-282 (in Russian).
Zhernakova N.I. Kontseptual'nye polozheniya zdorov'eorientirovannoi podgotovki spetsialistov /N.I.Zhernakova, V.N.Irkhin, Vysshee obrazovanie v Rossii, 2008. - № 7. - S. 88-93 (in Russian).
Prikaz Minobrnauki Rossii ot 06.03.2015 №167 «Ob utverzhdenii federal'nogo
gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki
47.03.01 Filosofiya (uroven' bakalavriata)» (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 01.04.2015 №36675) (in Russian).
Prikaz Minobrnauki Rossii ot 07.08.2014 №937 «Ob utverzhdenii federal'nogo
gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki
03.03.02 Fizika (uroven' bakalavriata)» (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii25.08.2014 №33805) (in Russian).
Prikaz Minobrnauki Rossii ot 11.03.2015 № 193 «Ob utverzhdenii federal'nogo
gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 19.03.01 Biotekhnologiya (uroven' bakalavriata)» (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 07.04.2015 №36754) (in Russian).
Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart vysshego professional'nogo
obrazovaniya po napravleniyu podgotovki (spetsial'nosti) 060101 Lechebnoe delo, utv. prikazom Minobrnauki RF №1118 ot 08.11.2010 (in Russian).
Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart vysshego professional'nogo
obrazovaniya po napravleniyu podgotovki (spetsial'nosti) 060103 Pediatriya, utv. prikazom Minobrnauki RF №1122 ot 08.11.2010 (in Russian).
Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart vysshego professional'nogo
obrazovaniya po napravleniyu podgotovki (spetsial'nosti) 035701 Perevod i perevodovedenie (kvalifikatsiya (stepen') "spetsialist") (v red. Prikaza Minobrnauki RF ot 31.05.2011 №1975) (in Russian).
World Health Organisation (2006) “BMI Classifications”
http://www.who.int/bmi/index.jsp?introPage=intro_3.html